Т.В. Горбунова
Проектная культура в технологическом образовании
Методическое пособие для учителей технологии и студентов педагогических вузов
(специальность – «Технология и предпринимательство»)
КГПУ им. К.Э. Циолковского
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Данная часть настоящего пособия разработана в соответствии с программой по методике преподавания технологии. Цель пособия в данном случае — помочь студентам в выполнении курсовых работ по специальности 03.06.- «Технология и предпринимательство». В данной части пособия даются общие методические указания по вопросам выполнения первого небольшого научно-педагогического исследования студентов — курсовой работы: выбор темы, планирование работы, сбор и обработка материала, техника выполнения рукописи.
Предполагается, что при выполнении работ студенты наиболее эффективным образом используют материал, подготовленный во время педагогической практики, а также знания по предметам психолого-педагогического и методического цикла, полученные во время обучения в университете.
При выполнении работы должна соблюдаться предписанная последовательность этапов работы, требования по содержанью, объему и оформлению работы. Преподаватели должны добиваться идентичности разработок и единообразия требований, предъявляемых к конечным результатам работы студентов.
5.1. Цель и значении курсовой роботы
Курсовые работы по методике преподавания технологии — важная составная часть процесса научно-методической подготовки учителей технологии и предпринимательства. Они представляют собой сложную форму самостоятельной, творческой деятельности студента по проектированию учебного процесса, а также являются средством усиления его теоретической и методической подготовки в профессиональной области, развития умений работать с литературными источниками, наблюдать, анализировать и обобщать педагогический опыт, вести научно-педагогическое исследование под руководством преподавателя.
Основной целью курсовой работы является комплексное использование студентами знаний по педагогическим (педагогике, психологии, методике), специальным дисциплинам и своих наблюдений в школе.
В процессе выполнения курсовой работы студенты должны также познакомиться с современным уровнем разработки отдельных научных проблем пеподавания технологии, обнаружить умение изложить в доступной форме результаты собственных исследований.
Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...
... людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и характер жизнедеятельности организации. Структура (уровни) корпоративной ... К явлениям поверхностного уровня относятся: применяемые в организации технологии, особенности использования пространства и времени, язык, лозунги, ... и оценки студентами корпоративной культуры РГСУ. 43 2.1. Методика и описание хода исследования. 43 2.2. Анализ ...
Выполнение курсовой работы является важным этапом обучения студентов в вузе и имеет целью:
* Развитие навыков самост. работы и овладение методикой педагогического проектирования, исследований и эксперементирования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов;
* Систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний для задач преподавания технологии в образовательных учреждениях;
* Выяснение уровня готовности студентов к самостоятельной работе в образовательном учреждении.
Важнейшей чертой курсовых работ является их профессиональная педагогическая направленность, которая должна проявляться как в формулировке темы, так и в содержании работы.
Основные разработки курсовых работ должны отражать современный уровень состояния пед. науки в обл. преподавания технологии и учитывать перспективы их развития, реальные педагогические проблемы.
В процессе курсовой работы студент вносит свои предложения, обеспечивающие получение педагогического эффекта, т.е. работа должна удовлетворять требованиями новизны и полезности.
5.2. Организация выполнения и руководство курсовыми работами.
Курсовая работа по методике преподавания технологии является обязательным и основным видом УИРС и НИРС пед. вуза. Курсовая работа выполняется по графику кафедры, предусматривающим следующие объекты и сроки контроля.
Закрепление за студентом темы К.Р. производится не позднее, чем за 2 месяца до защиты работы. Одновременно назначается руководитель курсовой работы.
………………. и т.д. …………………………………………………………………………………………………
5.3. Тематика курсовых работ
Тематика курсовых работ связана с вопросами совершенствования технологической подготовки учащихся, совершенствования организации и методики преподавания технологии, разработки документации, необходимой для перспективной и текущей работы преподавателя технологии.
Тематика к.р. 3-го курса является стандартной для всех студентов – «Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» (на примере одного или нескольких разделов технологического образования).
5.4. Содержание и объем курсовой работы
Курсовая работа включает в себя:
* Пояснительную записку в объеме 25-30 страниц;
* Графическую часть в объеме 3-4 листа формата А1, иллюстрируемую пояснительную записку;
* Практическую часть, представляющую собой материализованный результат проектной деятельности учащихся (изделие,приспособление, «портфель» деловой игры, экологической конференции, разработки школьного или внешкольного мероприятия, рацпредложения и их обоснование, комплекты документации, описание и обработанные данные экспериментов и т.д.) Результатом проектной деятельности учащихся может быть и средство обучения (макеты, динамические модели, серии учебных плакатов, стенды и т.д.).
5.4.1. Пояснительная записка
Пояснительная (текстовая) записка представляет собой описание научно-исследовательских изысканий студента и составляется по плану:
Введение.
1.Сущность проектной деятельности учащихся.
2.Комплексно-методическое обеспечение проектной деятельности.
Практическая работа по использованию информационных технологий ...
... формирование социальных компетенций старших дошкольников в процессе работы по использованию информационных технологий в социально-педагогической деятельности с дошкольниками. На констатирующем этапе были определены ... психология // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10. - С.62. 19. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004. - ...
2.1.Анализ программы «Технологии»;
2.2.Перспективно-тематическое : планирование четвертой четверти – проектная деятельность (16 ч.);
2.3. Методические рекомендации по проведению уроков проектной деятельности.
2.4. Методическая разработка vpoка «дается название темы урока»
2.5. Методическая разработка vpoка «дается название темы урока»
3. Содержание проектной деятельности учащихся
3.1. Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, семьи и т.д.
3.2. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;
3.3. Сбор и обработка необходимой информацией для выполнения проекта;
3.4. Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений;
3.5. Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности;
3.6.Самооценка качества выполненной работы, защита проекта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Работа над пояснительной запиской выполняется студентом с учетом теоретических положений анализа программы, перспективно- тематического планирования проектной деятельности, правилами составления методических разработок и сущностью проектной деятельности. Необходимо также придерживаться следующих рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ. В этом разделе в сжатой форме излагается поводи причина исследования темы курсовой работы, дается обоснование выбора темы, отмечается, в чем заключается ее актуальность в научном и методическом отношении, четко формулируются цель и задачи, которые поставлены перед автором, излагается существо разработанных идей, научных результатов.
Обосновывая актуальность темы курсовой работы, следует иметь в виду что проектирование в учебной деятельности является эффективным способом формирования творческой личности учащегося. Свидетельство этому достаточно богатый и популярный на современном этапе отечественный и зарубежный опыт использования проективных технологий обучения. Рекомендуется окончательный вариант обоснования актуальности темы курсовой работы оформлять после написания литературного обзора по проблеме проектной деятельности учащихся (п.I).
Согласно правилам постановки целей работ психолого-педагогического и методического циклов, формулировка цели должна отражать тему курсовой работы, а конкретизирующие цель и задачи ставятся в соответствии с будущим содержанием работы.
Студент указывает название выбранного раздела программы «Технология». Основные задачи курсовой работы будут звучать след.образом: изучить сущность проектной деятельности учащихся; разработать перспективно-тематический план проектной деятельности учащихся и методические рекомендации к урокам 4-ой четверти; предложить вариант проектной деятельности учащихся и т.д.
По объему данная часть должна составлять 2-4 стр.
Сущность проектной деятельности
Здесь приводятся краткий обзор литературных источников по сущности проектной деятельности, история развития знаний по данному вопросу, современное состояние вопроса.
Рекомендуется отразить следующие моменты: основные идеи педагогов, занимающихся данной проблемой с указанием фамилий, основной терминологический аппарат – определение проектирования, творческого проекта, творчества, дизайна и т.д.; история проектирования учебной деятельности в России и за рубежом; этапы проектной деятельности с краткой характеристикой деятельности учащихся на каждом этапе, психологические основы творческой проектной деятельности; методические основы обучения детей проектированию; передовой педагогический опыт по внедрению проективной технологии обучения в учебный процесс; критерии оценки проектной деятельности и т.д. содержание и объем данного пункта максимально разнообразны и зависят от уровня познавательного интереса и количества проработанной лит-ры.
Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
... воспитательно-профилактической деятельности лицея. Превентивная работа и формирование навыков здорового образа жизни учащейся молодежи в учреждении образования проводится в рамках: плана мероприятий по выполнению Государственной программы национальных действий ...
Существенно повышает качество изысканий студента по данному вопросу наличие структурно-логических схем, отражающих сущность проектной деятельности учащегося. Структурно-логические схемы позволяют более образно представить накопленный теоретический материал. Кроме того, разрабатывая структурно-логические схемы, студент должен помнить, что их использование в учебном процессе позволяет сделать учебный материал более доходчивым в изучении. Это тем более актуально, что теоретич. материал по данному пункту может использоваться на уроках технологии при изложении нового материала (Приложение 1,10).
Количество схем определяется желанием студента, но обязательным минимумом в данном пункте является одна структурно-логическая схема, отражающая сущность проектной деятельности учащегося. Эта схема в дальнейшем будет вынесена на плакат и использоваться при защите курсовой работы.
Согласно правилам оформления текстовых записок данный пункт пишется с указанием ссылок на использованную лит-ру. (Например: (2, с.15), т.е. данный фрагмент изложен на 15 странице в литературном источнике под номером 2 в списке литературы к данной курсовой работе.
В результате изучения литературы по теме курсовой работы может корректироваться введение, особенно в части обоснования актуальности темы курсовой работы.
Анализ программы «Технология»
Для анализа студент выбирает один из разделов программы «Технология». Предполагается, что проектная деятельность учащихся будет основываться в основном на знаниях и умениях по данному разделу (Приложение 11).
Анализ раздела программы в курсовой работе оформляется по плану и дополняется выпиской из программы (ксерокопией раздела программы).
Перспективно-тематическое планирование проектной деятельности
Одной из задач курсовой работы является задача перспективно-тематического планирования четвертой четверти, в течение которой согласно плану идет обучение учащихся проектной деятельности. На это отводится 16 часов, т.е. 8 уроков технологии.
При планировании 4-й четверти студент должен помнить об условиях обучения учащихся проектированию:
1) учащиеся впервые знакомятся с проектированием в технологической деятельности человека. Это условие характерно для учащихся любого возраста;
2) в качестве нового теоретического материала, выносимого на изучение в 4-ой четверти берется материал о сущности проектной деятельности человека. Это означает, что знания и умения по разработке материалов и по другим разделам технологии учащиеся получают в первых трех четвертях;
Организация внеурочной деятельности с учащимися 3 класса
... школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического ... эмоционального отдыха детей. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт ...
3) в течение четверти каждый учащийся выполняет индивидуальный творческий проект на базе новых для него сведений о проектной деятельности, уже имеющихся знаний полученных на уроках технологии ранее, а также самостоятельно полученных интересующих его знаний и умений;
4) в основе обучения учащихся лежат формы и методы активного обучения;
5) большая часть работы учащегося по реализации задуманного может выполняться дома. При этом не исключает помощь взрослых;
6) уроки технологии сдвоенные;
7) планирование осуществляется с учетом оптимальности учебного процесса по обучению учащихся проектной деятельности.
Прежде чем планировать темы урока желательно еще раз изучить сущность проектной деятельности. Большую помощь в этом студенту окажет первый пункт пояснительной записки курсовой работы.
Методические рекомендации по проведению уроков проектной деятельности.
В данном пункте курсовой работы студенты детализируют перспективно-тематический план, не дублируя его сведений. В методических рекомендациях возможно отразить следующие моменты: структура уроков проектной деятельности, обоснование последовательности выполнения работ, типичные ошибки и проблемы учащихся в проектировании. Методы и приемы их предупреждения. Рекомендуемая к использованию литература (как для учителя, так и для учащихся), условия эффективности уроков и т.д. стиль изложения этой части работы м.б. разным: уроки проектной деятельности могут иметь общую характеристику или же каждый урок характеризуется отдельно. При этом следует иметь в виду, что второй вариант более трудоемкий.
Методические разработки уроков.
В курсовой работе студенты выполняют методические разработки двух уроков проектной деятельности. Эти уроки д.б. максимально полно спроектированы. Критерием подробности методических рекомендаций служит мнение третьего лица: насколько возможно по данной разработке провести качественный урок.
Содержание проектной деятельности учащихся.
Данный раздел пояснительной записки студент пишет от имени учащегося. При этом необходимо ориентироваться на учащихся старших классов, проявляющий высокий уровень интереса и способностей в обл. технологического образования (данные методические рекомендации ориентированы на учащихся старших классов).
Пояснительная записка в этой части структурируется в соответствии с этапами проектной деятельности и представляет собой описание деятельности ученика в соответствии с выделенными этапами. Т.о., курсовая пояснительная записка студента в 3-ей своей части становится пояснительной запиской ученика к проекту.
Заключение.
Должно содержать краткие выводы по результатам работы. Выводы – это сжатое изложение полученных новых научных результатов, принадлежащих автору и вытекающих из содержания курсовой работы. Излагаются выводы в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Выводы, оценка эффективности предложений автора являются обязательной частью курсовой работы. Можно оценивать педагогический, психологический, воспитательный эффект.
Формирование читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной ...
... направления и формы педагогической работы по формированию читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования: читательская деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью. ... с этим тема данной курсовой работы является актуальной. Полученные экспериментальные данные будут полезны для специалистов при работе с учащимися вспомогательной школы. Цель ...
Иногда в заключении целесообразно дать краткое резюме.
Очень важно в работах, имеющих практическое значение для школы или учреждения, дать в конце работы предложения или рекомендации по использованию выполненных разработок. Они должны содержать то новое. На что нужно нацелить практиков. Рекомендации должны быть конкретными.
В заключении указываютя также направления дальнейшего развития теоретических и методических вопросов, рассмотренных в работе.
5.4.2. Графическая часть.
Графическая часть (плакаты) м.б. представлена в виде чертежей, рис., схем, табл., графиков и диаграмм. Иллюстрации должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал, отражая тему курсовой работы и использоваться при защите курсовой работы.
Изготавливаются три плаката, это – «Сущность проектной деятельности»- структурно-логическая схема первого пункта пояснительной записки; «Перспективно-тематический план проектной деятельности» — краткий вариант п. 2.2. желательно отразить следующие пункты перспективно-тематического плана – тема урока, цели урока, формы и методы, содержание практической деятельности учащихся; «Реклама» — рекламный плакат результата проектной деятельности учащегося, п. 3.6.
5.4.3. Практическая часть
Практическая часть курсовой работы представляет собой конкретные разработки студента, отражающие результаты работы и предполагающие их применение в образовательном учреждении, изготовленное студентом средство обучения.
Практической частью является материализованный результат проектной деятельности учащихся (изделие,приспособление, «портфель» деловой игры, экологической конференции, разработки школьного или внешкольного мероприятия, рацпредложения и их обоснование, комплекты документации, описание и обработанные данные экспериментов и т.д.) Результатом проектной деятельности учащихся может быть и средство обучения (макеты, динамические модели, серии учебных плакатов, стенды и т.д.).
5.6. Оформление курсовой работы
пояснительная записка должна в себя включать:
— титульный лист (приложение 12);
— задание на курсовую работу; (Приложение 9)
— аннотацию (объемом 1-2 страницы: конкретные сведения, раскрывающие содержание основной части работы; краткие выводы относительно конкретной эффективности, возможности и области применения полученных результатов);
— содержание (оглавление) с указанием всех заголовков разделов, глав, пунктов и параграфов, приложений и страниц;
— текст работы (согласно разработанному содержанию);
— список использованной литературы;
— приложения.
Нумерация страниц сквозная (включая и приложения).
Первая стр. – это титульный лист (номер не проставляется), вторая – задание, третья – содержание и т.д. Номер стр. проставляется арабскими цифрами в любой части поля листа за границей текста.
Работа вкладывается в папку на которой, на которой даются основные сведения о курсовой работе.
Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок
... естественный эксперимент. Глава 1. Теоретические и методологические основы коррекционной работы по развитию речи учащихся при изучении сказок ....................... Заключение К числу важнейших задач ... ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих ...
Шрифт текста д.б. 14., границы текста: слева 25 мм, справа 10мм, сверху 20мм, снизу 20мм).
Каждый раздел и подраздел нужно начинать с абзаца, в котором обязательно указывают цели и задачи работы, и заканчивают абзацем, в котором кратко формулируют основные выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Иллюстрации (схемы, табл., и др.) размещают сразу после ссылки на них в тексте записки и нумеруют рисунками (рис.1).
Каждое приложение начинают с новой страницы.
Оформление библиографического списка:
Пример:
1. Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. – Л.: ЛГУ, 1997. – С. 63-86.
2. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983. – 240с.
3. Трудовое начало школы // Школа и производство. – 1992. — № 2. С. 7-12.
4. Программы средних общеобразовательных учреждений. Технология: 1-4 классы, 5-11 классы/ Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ. – М.: Просвещение, 1996. – 224с.
Приложение 9
Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского
Кафедра психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент _________________________ Курс __________________ Группа ___________
Научный руководитель: _____________________________________________________
Тема работы:
«Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» (на примере раздела ___________________________________________________________»
Краткое описание работы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Календарный план выполнения работы:
№ этапов
Наименование этапов работы
Сроки выполнения
1.
Работа над литературными источниками. Написание литературного обзора, вступления, составление библиографического списка, составление плана работы над темой
2.
Сбор материала для основной части пояснительной записки (п.2.3.).Компоновка текста основной части пояснительной записки. Определение объема и содержание графической и практической работ
3.
Разработка комплексно-методического обеспечения проектной деятельности учащихся.
4.
Разработка содержания проектной деятельности учащихся
5.
Выполнение графической и практической части
6.
Оформление работы, предоставление ее на кафедру
7.
Рецензирование работы
8.
Защита курсовой работы
Подпись научного руководителя _______________________________________________
Подпись студента ___________________________________________________________
Приложение 12
Министерство образования РФ Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского Калужский филиал Московского технического университета им. Н.Э. Баумана
Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...
... анализа профессиональной деятельности педагога. Объект - профессионально-педагогическая деятельность. Предмет - личность педагога профессионального обучения. Цель курсовой работы - показать какие профессиональные ... адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции; экстремальная компетентность - способность ...
Межвузовский инженерно-педагогический факультет
Кафедра психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием
Ф.И.О., Студент 3 курса заочного отделения
Методика проектной деятельности учащихся при изучении раздела «Техническое творчество» школьного курса
«Технологии»
Курсовая работа по методике преподавания технологии
Научный руководители:
к.п.н., доцент кафедры ППД и УНПО Горбунова Т.В.
ст. преподаватель каф. ППД и УНПО Терешков В.А.
ассистент каф. ППД и УНПО Бармина Ю.Б.
Приложение 11
Структурная модель изучения учащимися 1-11 кл. общеобразовательных школ образовательной области «Технология»
Базовый, инвариантный курс – минимальный стандарт
Дополнительные вариативные курсы до-профессиональной и профессиональной подготовки
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения;
Электронные технологии (электрорадиотехнология);
Информационные технологии;
Графика;
Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов;
Строительные ремонтно-отделочные работы;
Общественное производство и самостоятельное самоопределение;
Производство и окружающая среда;
Домашняя экономика и основы предпринимательства;
Техническое творчество;
Художественная обработка материалов;
Введение в художественное конструирование.
Художественный труд;
Домоводство (для девушек);
-//- (для юношей);
Хозяйка дома;
Хозяин дома;
Технология деревообработки;
Технология обработки ткани;
Технология обработки пищевых продуктов;
Технология обработки металлов;
Электромонтажные работы;
Ремонтно-строительные работы;
Художественное конструирование;
Художественно-оформительские работы;
Технология изготовления продуктов растениеводства;
Технология изготовления продуктов животноводства;
Строительные работы;
Робототехника;
Техника в быту;
Радиотехника;
Предпринимательство;
Автомобиль;
Техника в фермерском хозяйстве;
Домашняя экономика;
Народные ремесла и промыслы;
Декоративно-прикладное и техническое творчество;
Курсы профессиональной подготовки и др.