Раздел 3. Эволюционное введение в психологию

Раздел III

Эволюционное введение в психологию

Третий раздел курса “Введение в психологию” называется “эволюционным введением”, потому что в нем рассматриваются вопросы эволюции и развития психики в целом, начиная от возникновения психического отражения в филогенезе до проблемы возникновения и развития собственно человеческой психики. По-моемумнению, наиболее адекватно решаются эти вопросы в школе А.Н.Леонтьева, рассмотрением которой мы завершили второй раздел курса. Именно поэтому изложение материала в данном разделе строится на единой основе — на принципах теории деятельности А.Н.Леонтьева. Тем самым мы не только знакомимся с возможным решением проблем эволюции и развития психики, но и “наполняем” теорию деятельности А.Н.Леонтьева, которая могла показаться читателю второго раздела “че- ресчур” абстрактной, конкретным содержанием.

Часть 1 Возникновение и развитие психики

в филогенезе

Основные положения программы курса

Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).

Необходимость возникновения психического отражения в эволюции (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Анализ ситуаций, где психика не нужна и где она необходима. Проблема субъективных и объективных критериев психического. По-

нятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук).

Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Соотношение деятельности животного в его мире и образа этого мира (деятельность “забегает вперед”, ведет за собой образ).

Критика периодизации психического развития в филогенезе А.Н.Леонтьева в более поздних зоопсихологических исследованиях (К.Э.Фабри).

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... воздействие среды. Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, появлении более сложных ... Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому ...

Вопросы к семинарским занятиям (4 часа)

1.Необходимость психического отражения (описание ситуаций, где психика не нужна и где она необходима).

2.Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей.

3.Условия возникновения психического отражения. Психика как ориентировочная деятельность субъекта.

4.Экспериментальные исследования светочувствительности кожи ладоней рук (А.Н.Леонтьев) и их роль в разработке проблемы возникновения чувствительности в филогенезе.

5.Этапы сенсорной и перцептивной психики.

6.Основные характеристики психического развития на стадии интеллекта.

7.Критика концепции А.Н.Леонтьева в работах К.Э.Фабри.

Литература

Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ðåä.-ñîñò.Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.322—329(к вопросам 1, 3).

Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения // Там же. С. 297—321(к вопросам1—4).

Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире // Там же. С. 330—349(к вопросу 5).

Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта // Там же. С. 350—355(к вопросу 6).

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997. Диалог 11 (к вопросу 1—7).

Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ðåä.-ñîñò.Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.356—367(к вопросу 7).

Первая часть третьего раздела курса посвящена проблемам возникновения и развития психики в филогенезе.

Здесь прежде всего следует реконструировать контекст возникновения точки зрения А.Н.Леонтьева на проблему возникновения психики в ходе эволюции живой материи и, в частности, рассмотреть иные позиции в решении этой проблемы. Они кратко освещены в опубликованном в Хрестоматии отрывке из крупнейшей работы Леонтьева “Проблемы развития психики”. Это позиции антропопсихизма, панпсихизма, биопсихизма и нейропсихизма. Здесь же необходимо осветить вопрос о возможных критериях психики (субъективных и объективных), предлагавшихся авторами вышеперечисленных позиций, и остановиться на их крити- ческом анализе в работах А.Н.Леонтьева.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... признаков, отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано ... распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); ... полученной информации. Обобщение – важный признак мышления. Возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы мысли. ...

По мнению Леонтьева, психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в предметно рас- члененном мире. В семинарских занятиях предполагается обсуждение проблемы объективной необходимости психики (которая рассматривается, кроме того, в небольшом, но очень содержательном отрывке из книги П.Я.Гальперина “Введение в психологию” — “Объективная необходимость психики”, публикуемом в Хрестоматии).

В данном отрывке даются очень важные сведения об основных уровнях действий, которые свойственны различным материальным объектам, в том числе живым организмам. Возникновение психи-

&$

ческого отражения Гальперин связывает с появлением уровня действий субъекта.

Далее необходимо содержательно раскрыть тот объективный критерий психического, который предлагается в школе А.Н.Леонтьева. Для этого необходимо обсудить содержание таких понятий, как биотические и абиотические стимулы, раздражимость и чувствительность.

Биотическим раздражителем называется такой стимул из внешней среды, вещественно-энергетическиесоставляющие которого непосредственно входят в метаболические процессы рассматриваемого живого организма. Таков, например, свет для хлорофилловых растений, с помощью которого соответствующие клетки строят органические вещества. Абиотическим раздражителем называется тот вначале нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, который прямо и непосредственно не связан с процессами метаболизма в живом организме, но в процессе индивидуальной деятельности организма по ориентировке в среде1 приобретает сигнальное значение.

Раздражимостью называется способность живого организма реагировать на биотические раздражители, чувствительностью — способность организмов реагировать на абиотические раздражители.

В соответствии со взглядами А.Н.Леонтьева, возникновение чувствительности у живого организма является объективным критерием психического. Чувствительность как объективно обнаруживаемая способность организма реагировать на абиотические раздражители субъективно озна- чает появление ощущения абиотического раздражителя2.

1 Именно такое определение чувствительности в большей степени защищается П.Я.Гальпериным (см. сноску 2).

2 Здесь следует сделать одно существенное замечание. Между А.Н.Леонтьевым и П.Я.Гальпериным были в свое время дискуссии относительно точного определения понятия психики, в которых обнаружились существенные противоречия между идеями обоих авторов. Если А.Н.Леонтьев называет критерием элементарной формы психического отражения реальности живым организмом его способность реагировать на любой видоспефический абиотический раздражитель, то П.Я.Гальперин считает таковым способность реа-

&%

С целью доказательства этого положения в школе А.Н.Леонтьева были проведены остроумные психологические эксперименты по изучению светочувствительности кожи ладони руки. Они бегло изложены в книге “13 диалогов” и подробно — в опубликованном в Хрестоматии отрывке из книги Леонтьева “Проблемы развития психики”. При их изложении и обсуждении на семинарских занятиях следует обратить особое внимание на условия возникновения ощущения (чувствительности) как элементарной формы психического — для появления такового у субъекта недостаточно только наличия абиотического раздражителя и его объективной связи с биотическим, необходимо специальное активное обследование ситуации со стороны субъекта, его ориентировочная деятельность, которая направлена на поиск связи между возможными агентами из внешнего мира, поиск самого этого агента.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... сих развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного ...

Три других текста, опубликованных в данной части третьего раздела Хрестоматии, дают общее представление о понимании в школе А.Н.Леонтьева этапов психического развития в филогенезе. Более подробно эта проблема будет рассматриваться в курсе зоопсихологии. Со времени выхода книги “Проблемы развития психики” А.Н.Леонтьева, где впервые подробно и обоснованно излагалась точка зрения его школы на проблемы развития психики и выделелись ка- чественно различные этапы этого развития (стадия сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта), прошло уже немало времени; обнаружилась недостаточность многих положений этой концепции, отмеченная ведущим зоопсихологом нашей страны К.Э.Фабри. Именно

гировать на индивидуально-специфическийраздражитель. Читая текст П.Я.Гальперина, опубликованный в Хрестоматии, не следует забывать об этом: по Гальперину, психическая деятельностьпони-маетсякак ориентировка субъекта, открывающего для себя биологический смысл объектов виндивидуально-неповторимойдеятельности. Интересующийся данной проблемой читатель может найти соответствующую информацию, в частности, в статье автора данного пособия “К определению понятия “психическая деятельность”: теорети- ческий анализ дискуссий между А.Н.Леонтьевыми П.Я.Гальпериным” (Вестн. Моск.óí-òà.Сер. 14. Психология. 1998. ¹ 4).

&&

поэтому в данный раздел Хрестоматии включена аналити- ческая статья Фабри, в которой оценивается вклад Леонтьева в решение проблемы развития психики, дан критический анализ точки зрения Леонтьева на решение этой проблемы и излагается позиция самого Фабри по этому вопросу. Чтение данной статьи поможет студентам “освежить” свои знания по зоопсихологической тематике, если курс “Зоопсихология” предшествовал по времени курсу “Введение в психологию”, или, напротив, «ввести» в зоопсихологическую проблематику, если соответствующий курс следует за “Введением”1.

1 Самая последняя оценка работ А.Н.Леонтьева и К.Э.Фабри содержится в статье современного зоопсихолога Н.Н.Мешковой “»Развитие психики» А.Н.Леонтьева — взгляд через шестьдесят лет” (см. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева / Под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С.48—79).

&’

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ...

Часть 2

Возникновение, историческое развитие и структура сознания

Основные положения программы курса

Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Социальная обусловленность сознания.

Проблема орудийной опосредствованности сознания. Исследование П.Я.Гальперина психологического различия между средством у животных и орудием у человека.

Орудия труда и “психологические орудия” (знаки).

Опосредствованное строение высших психических функций, по Л.С.Выготскому. Соотношение низших и высших психических функций.

Сознание как деятельность и сознание как образ (А.Н.- Леонтьев), их возможное соотношение. Психологический смысл “деятельностного” рассмотрения сознания (конкретные примеры рассмотрения отдельных психических процессов как действий или операций в рамках разных деятельностей).

Структура сознания-образа.Психологические характеристики составляющихсознания-образа:чувственной ткани, значений и личностных смыслов, по Леонтьеву. Дальнейшая разработка проблемы структуры сознания в исследованиях последователей А.Н.Леонтьева. Виды значений: словесные, предметные, орудийные.

Проблема ведущей деятельности в школе А.Н.Леонтьева. Ее признаки. Виды ведущих деятельностей на разных этапах онтогенетического развития ребенка. Концепция периодизации психического развития в онтогенезе (Д.Б.Эльконин).

Психологический и педагогический смысл данной периодизации.

Соотношение исследований проблемы сознания в философии и психологии. Сознание и проблема идеального.

Вопросы к семинарским занятиям (2 часа)

1.Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредствованность “психологическими орудиями”.

2.Сознание как деятельность и сознание как образ. Структура сознания-образа,по А.Н.Леонтьеву (чувственная ткань, зна- чение, личностный смысл).

3.Периодизация психического развития в онтогенезе в контексте деятельностного подхода (Д.Б.Эльконин).

4.Философский и психологический подходы к проблеме сознания. Сознание и проблема идеального (факультативно).

Литература

Давыдов В.В. Сознание и проблема идеального // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ðåä.-ñîñò.Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.399—404(к вопросу 3).

Леонтьев А.Н. Возникновения сознания человека // Там же. С. 368—378(к вопросу 1).

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Там же. С. 379—385(к вопросу 2).

Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Там же. С. 386—398(к вопросу 4).

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития

âдетском возрасте // Там же. С. 405—416(к вопросу 5).

Âданной части третьего раздела курса “Введение в психологию” представлены идеи школы А.Н.Леонтьева относительно необходимости возникновения сознания в антропогенезе и основные положения теории сознания в данной школе (т.е. представления о его сущности, структуре и функциях).

Идеи школы Леонтьева о возникновении сознания в антропогенезе базируются на идеях трудовой теории антропогенеза, разрабатываемой прежде всего в марксистски ориентированной философии и психологии. Краткое изложение этих

идей можно найти в книге “13 диалогов”, а подробное — в отрывке из работы А.Н.Леонтьева “Проблемы развития психики”, напечатанной в Хрестоматии под названием “Возникновение сознания человека”, где рассматриваются две важнейшие характеристики сознания — его социальная обусловленность и орудийная опосредствованность. В результате сознание человека становится более объективным, чем психика животных, отражением реальности в том смысле, что это отражение до известных пределов может быть независимо от потребностно-мотивационнойсферы субъекта1. При чтении соответствующих страниц “13 диалогов” следует обратить внимание на изложение диссертации П.Я.Гальперина о принципиальном различии “орудийного” характера деятельности у животных и у человека. Проблема орудийной опосредствованности сознания человека рассматривается также в отрывке из книги А.Н.Леонтьева “Развитие памяти”, опубликованном в Хрестоматии, с которым студенты уже познакомились при изучениикультурно-историческойконцепции Л.С.Выготского. Здесь опосредствующими сознание психологическими орудиями называются общественно выработанные знаковые системы.

Прежде чем приступить к содержательному чтению следующих текстов А.Н.Леонтьева, посвященных структуре сознания, необходимо уяснить одно важнейшее положение, которое не очень отчетливо прослеживается в данных работах Леонтьева, но встречается в его других, методологических по своему характеру, трудах. Дело в том, что в школе Леонтьева сознание рассматривается в двух своих ипостасях. Условно их называют сознанием-деятельностьюи созна-нием-образом.Что означает этоконкретно-психологически?А вот что. В соответствии с деятельностным подходом рассматриваемой школы, сознание представляет собой форму деятельности и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще. Так, например, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто

1 Вспомните разные определения “объективности” и “субъективности”, которые обсуждались нами в первом разделе курса.

(и, далее, иерархия мотивов его деятельности); при запоминании человек ставит перед собой определенную цель (существуют исследования, которые показывают, что от характера цели запоминания зависит его прочность и длительность — например, субъект запоминает лучше, когда ставит перед собой цель запомнить надолго, чем тогда, когда его целью является воспроизведение того, что он запомнил, в завтрашней контрольной работе); при запоминании человек пользуется определенными средствами запоминания и использует разнообразные операции запоминания; в физиологическом смысле слова запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т.п. Подход к сознанию с этой деятельностной стороны приводит не только к новым теоретическим представлениям о структуре созна- ния-деятельности,но и к возможности управления формированием психических процессов. Так, например, если действие “запомнить нечто” включено в наиболее осмысленную для ребенка деятельность (для дошкольника таковой являетсясюжетно-ролеваяигра), запоминание по эффективности намного выше, чем в случае того же запоминания вне такой деятельности. Доказательство этого положения было, в частности, дано в исследованиях З.М.Истоминой. Таким образом, сознание можно рассматривать как особую форму деятельности и в этом смысле говорить о нем как о процессе совершения определенной работы1.

Сознание имеет и другую ипостась — оно выступает и как образ мира. По А.Н.Леонтьеву, образ — это “свернутая” деятельность, по В.П.Зинченко, образ — “накопленное движение”, т.е. образ есть момент в движении деятельности, ее “моментальный слепок”, отражающий достигнутый к этому моменту уровень ее развития, устоявшиеся способы деятельности и т.д. Сформированный образ опосредствует вновь разворачивающуюся деятельность субъекта, и поэтому предшествует — как обычно говорят, “в функциональном

1 При чтении отдельных мест книги А.Н.Леонтьева может возникнуть некоторая путаница в понимании значения термина “соз-нание-деятельность”.Выше мы привели вытекающую из деятельностного подхода идею о том, чтосознание-деятельность(у Леонть-

‘!

Раздел 3. Эволюционное введение в психологию — Стр 2

плане” — актуальной деятельности, определяя особенности последней. Отсюда можно заключить, что образ не является лишь пассивным “слепком” деятельности субъекта в мире, он живет своей собственной жизнью (во многих вариантах психотерапии осуществляется именно работа с образом мира, с его развитием, изменением и т.п.).

Но новый опыт деятельности приводит к корректировке “старого” образа мира, он меняется, поэтому изменяется и деятельность субъекта — и так продолжается бесконечно.

Рассматривая таким образом сознание (или, вообще говоря, человеческую психику) в двух его ипостасях, можно условно говорить о единицах анализа сознания-деятельнос-ти, с одной стороны, и единицах анализасознания-образа— с другой. В последнем случае в школе А.Н.Леонтьева говорят о таких его единицах, как чувственная ткань, значение и личностный смысл. Подробно о содержаний этих понятий можно узнать из соответствующего текста Леонтьева и из книги “13 диалогов”. Поэтому здесь остановимся на этих понятиях очень кратко. Чувственная ткань — это “материя” образа. Значение — обобщенное отражение действительности, за которым стоят операции обобщения, с помощью которых

ева чаще встречается термин “сознание-процесс”)предшествуетсознанию-образу,“опережает”сознание-образ.Однако на одной из страниц книги Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность” написано, кажется, прямо противоположное: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность жепо-прежнемуостается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта……Созна-ние-образстановится такжесознанием-деятельностью”(1975. С. 132).

На наш взгляд, здесь идет речь о другом значении термина “соз-нание-деятельность”,именно об осознании (образе, рефлексии) своей собственной деятельности, которое в онтогенезе действительно возникает позже, чем образ окружающего мира. Здесь, на мой взгляд, лучше употреблять не термин“сознание-деятельность”,а говорить о “сознании деятельности” (без дефиса), поскольку речь идет не о деятельностной природе сознания вообще, а о том, что собственная деятельность субъекта (а не только внешний мир) также становится предметом его сознания (осознания).

‘»

оно получено. В школе А.Н.Леонтьева выделяются три формы значений: словесные (языковые), предметные и орудийные. С другой стороны, все эти три формы значений имеют разные этапы своего развития. Еще Л.С.Выготский показал, что словесные значения (обобщения) у ребенка развиваются от так называемых синкретических обобщений к комплексам, а впоследствии и к понятиям. Развитие обобщений связано с изменением операций обобщения.

Личностный смысл кратко определяется А.Н.Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, небезразличность для индивида некоторых событий 1.

Выделяя разные единицы анализа сознания-деятельнос-ти, с одной стороны, исознания-образа— с другой, мы не должны забывать об их единстве. В одной из не опубликованных в данной Хрестоматии работ А.Н.Леонтьев приводит небольшую табличку, в которой наглядно представлена существующая между двумя типами единиц взаимосвязь2.

Деятельность

← →

— Потребность = аффект

Действие

← →

— Смысл (отношение

(воспитание)

 

мотива к цели)

 

 

Операция

← →

— Значение. Задача

(обучение)

 

 

Психофизио-

← →

 

логические

(сенсорное

— “Материя образа”

функции

воспитание)

 

1 О современном состоянии разработки проблемы смысла в школе А.Н.Леонтьева читатель может составить представление по статье Д.А.Леонтьева “Три грани смысла”, опубликованной в сборнике “Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева” (М.: Смысл, 1999. С.299—331.)

2 См. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.:Èçä-âîМоск. унта, 1994. С. 48. Надо отметить, что диалектика “деятельностного” и “образного” характерна не только для сознания человека, но и для более ранних филогенетических этапов развития психики у животных. В филогенезе особенно отчетливо проявляется “отставание” об-

‘#

Для более глубокого изучения вопроса о природе человеческого сознания необходимо обратиться к опубликованному в Хрестоматии тексту В.В.Давыдова, где рассматривается соотношение психологического понятия сознания и категории идеального в философии (эта статья может быть рекомендована для факультативного изучения).

В этой же статье обсуждается еще одна возможная единица анализа сознания — биодинамическая ткань как обобщенное выражение различных характеристик предметного действия, которая вместе с выделенной Леонтьевым чувственной тканью (как обобщенным выражением различных перцептивных характеристик) составляет бытийный слой сознания. В настоящее время большое внимание проблеме изучения биодинамической ткани сознания, “живого движения” и т.п. уделяет известный отечественный психолог В.П.Зинченко. Согласно Давыдову, две остальные единицы анализа сознания — значение и смыслы — характеризуют рефлексивный слой сознания.

В данном разделе Хрестоматии опубликована и известная работа многолетнего соратника и друга Леонтьева Д.Б.Эльконина, в которой излагается предложенная им периодизация психического развития человека в онтогенезе. Ключе- вым понятием здесь является понятие “ведущая деятельность”, краткое определение которого можно найти в книге “13 диалогов”. При подготовке к семинарским занятиям необходимо показать содержательную работу принципа ведущей деятельности в онтогенетических исследованиях психики, используя эти два источника.

раза мира животного от его деятельности в мире (т.е. психики-обра-çà îòпсихики-деятельности,поскольку, как мы говорили выше, психика есть ориентировочная часть любой деятельности и неотделима от нее): например, на стадии сенсорной психики деятельность животного осуществляется в мире дискретных предметов, а отражение этого мира в образе осуществляется пока в форме ощущений отдельных свойств этого мира. То же относится и к стадиям перцептивной психики и интеллекта.

‘$

Часть 3

Введение в психологию личности

Основные положения программы курса

Три основные точки зрения на объем понятия “лич- ность” в психологической науке. Соотношения понятий “индивид” (организм), “социальный индивид” и “личность”. Психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева “индивидом рождаются, личностью становятся”.

Представления о структуре личности в концепции У.Д- жемса (содержание понятий “физическая личность”, “социальная личность”, “духовная личность”).

Экзистенциальные проблемы психологии личности в работах Э.Фромма и В.Франкла. “Быть” и “иметь” как два основных способа существования человека (конкретные примеры).

Проблема смысла жизни в логотерапии В.Франкла. Пути обретения смысла жизни. Ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Элементы логотерапии (терапии смыслом).

Критика В.Франклом некоторых положений гуманистической психологии в узком смысле слова (в частности, концепции самоактуализации).

Структура личности, по А.Н.Леонтьеву. Краткая характеристика понятий “потребностное состояние”, “потребность”, “мотив”, “иерархия мотивов”.

“Два рождения личности”, их критерии (по А.Н.Леонтьеву).

“Феномен горькой конфеты” и его психологический смысл.

Основные параметры личности, по А.Н.Леонтьеву, как основания для возможных личностных типологий.

Вопросы к семинарским занятиям (2 часа) или

êконтрольной работе

1.Представление о структуре личности в концепции У.Джемса.

2.Экзистенциальные проблемы личности в психологических концепциях Э.Фромма и В.Франкла.

‘%

3.Разведение понятий “индивид” и “личность” в работах А.Н.Леонтьева. Обоснование необходимости дальнейшей дифференциации “личностных” понятий в исследованиях учеников А.Н.Леонтьева.

4.Основные параметры личности, по А.Н.Леонтьеву. Общее представление о мотивационной структуре личности.

5.Формирование личности в онтогенезе. Два “рождения” лич- ности и их критерии.

Литература

Джемс У. Личность // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ðåä.-ñîñò.Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.417—427( к вопросу 1).

Леонтьев А.Н. Структура и развитие личности // Там же. С. 462—476(к вопросам 3, 4, 5).

Петухов В.В. Определение понятия “личность” // Там же. С. 477—478(к вопросу 3).

Фромм Э. Два основных способа существования человека: обладание и бытие // Там же. С. 428—449(к вопросу 2).

Франкл В. Что такое смысл // Там же. С. 450—461(к вопросу 2).

В третьей части третьего раздела нашего курса студенты вводятся в проблематику психологии личности. Начать работу над данной темой необходимо с изучения первого и последнего источников, опубликованных в соответствующей части Хрестоматии. Первый — это классический текст американского психолога У.Джемса (с которым мы уже знакомы по отрывку “Поток сознания”), давшего первое общепризнанное и до сих пор очень популярное представление о тройственной структуре личности (Я физическое, Я социальное и Я духовное).

Последний источник является небольшим отрывком из работы современного отечественного психолога В.В.Петухова, в котором компактно изложены три основные точки зрения на объем понятия “личность”, существующие в современной психологии.

‘&

С первой точки зрения — самой, пожалуй, распространенной в мировой психологии — личность совпадает с понятием субъекта, т.е. включает все природные и социальные особенности человека. Говоря словами С.Л.Рубинштейна, позицию которого В.В.Петухов относит к этой же точке зрения, личность здесь понимается как “внутренние условия деятельности” (через которые преломляются “внешние причины”).

Второе определение личности — более узкое — включает только социальные качества индивида, приобретаемые последним в конкретно-историческойсистеме общественных отношений. Подобное понимание личности, согласно В.В.Петухову, было свойственно А.Н.Леонтьеву, который разделял, как известно, индивида и личность, выразив это противопоставление удачной формулой — “индивидом рождаются, личностью становятся”. С точки зрения В.В.Петухова, а также некоторых других учеников и последователей А.Н.Леонтьева, такого противопоставления недостаточно для понимания качественных различий между двумя типами поведения и сознания субъекта “внутри” социальных отношений. Одно дело, когда социальная обусловленность поведения и сознания субъекта выступает в форме “внешней детерминации” (внешней по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я), и совсем другое — когда отношения субъекта с миром поднимаются на новый уровень регуляции — уровень самодетерминации. Согласно В.В.Петухову и В.В.Столину, в первом случае следует говорить еще не о личности, а о социальном субъекте (или социальном индивиде), во втором случае — о личности в подлинном смысле слова.

Чтобы понять смысл последнего различения, необходимо прежде всего прояснить собственную позицию А.Н.Леонтьева, которая, как нам представляется, не так уж сильно и отличается от позиции его учеников. Читая опубликованный в Хрестоматии отрывок из его книги “Деятельность. Сознание. Личность”, нетрудно убедиться, что подобное разделение “социального индивида” и собственно личности существовало уже и у А.Н.Леонтьева. Правда, он использовал при этом другую терминологию — говорил о двух рождениях личности.

»

При изучении данного текста следует обратить внимание на ряд понятий в трактовке Леонтьева — “потребностное состояние”, “мотив”, “потребность”, “эмоция” 1 (более глубокое знакомство с этими понятиями и соответствующими проблемами предстоит в специальных курсах психологии личности).

Здесь же мы знакомимся в общих чертах со взглядами Леонтьева на первое и второе “рождения” личности и возможные критерии таких “рождений”. В первый раз лич- ность, по Леонтьеву, рождается тогда, когда у субъекта (индивида) возникает устойчивая иерархия мотивов, системообразующим фактором которой является социальный мотив. Одним из критериев первого рождения личности может служить появление у ребенка феномена “горькой конфеты”, полученного однажды в исследованиях школы А.Н.Леонтьева как побочный результат некоторых экспериментов. Следует подробно проанализировать этот феномен, пользуясь авторским изложением соответствующих экспериментов в рассматриваемом тексте. Во второй раз личность рождается тогда, когда субъект начинает активно и осознанно строить свою собственную иерархию мотивов. Обычно это происходит в подростковом возрасте благодаря весьма сложным психологическим механизмам, которые будут изучаться вами впоследствии.

Завершая рассмотрение точки зрения А.Н.Леонтьева на проблему личности, необходимо также остановится на выделенных им трех основных “параметрах” личности как возможных основаниях личностных типологий. Это: 1) богатство связей индивида с миром (реализующихся в различных видах деятельности субъекта); 2) степень иерархизированности мотивов; 3) общий тип строения личности — “односторонность” (“однобокость”) или “многосторонность” личности.

Хорошим и очень информативным введением в психологию личности является также книга Д.А.Леонтьева

1 Эмоция рассматривается как субъективное выражение отношения между потребностями/мотивами субъекта, с одной стороны, и успешностью (неуспешностью) соответствующей им деятельности субъекта — с другой.

“Очерк психологии личности” (М.: Смысл, 1997), которую можно рекомендовать для изучения на семинарах или факультативно.

В данный раздел Хрестоматии включены также тексты, дающие представление о двух других возможных точках зрения на проблему личности — это отрывки из произведений немецко-американскогопсихолога Эриха Фромма и австрийского психолога, создателя т.н. логотерапии Виктора Франкла. Имена этих двух выдающихся мыслителей нашего времени можно встретить в статьях, посвященных гуманистической психологии, но правильнее было бы рассматривать их как авторов самобытных психологических систем, которые к тому же часто прямо критиковали собственно гуманистическую психологию в узком смысле слова. С обоими авторами вы опять встретитесь в курсах психологии личности, но будете изучать их взгляды по иным текстам. Тексты обоих авторов можно изучать (по усмотрению преподавателя) также и в семинарских занятиях, посвященных гуманистической психологии в широком смысле слова.

Включение столь разнородного материала в данную часть Хрестоматии объясняется необходимостью подготовить изучающих психологию к чрезвычайному плюрализму мнений, который господствует в современной психологии личности.

Часть 4.

Психофизиологическая проблема

Основные положения программы курса

Постановка психофизической проблемы Р.Декартом. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела. Психофизический параллелизм, его психологический смысл. Примеры решения психофизической проблемы в духе параллелизма. Соотношение психической и физиологической реальности в гештальтпсихологии.

Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы (И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия).

Психофизиологические функции как необходимая составляющая структуры деятельности (А.Н.Леонтьев).

Проблема мозговой локализации психических функций. Краткая история решения этой проблемы в физиологии и нейропсихологии. Узкий локализационизм и антилокализационизм, их критика в работах А.Р.Лурия. Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций (А.Р.Лурия).

Конкретные примеры использования данной концепции.

Концепция “физиологии активности” Н.А.Бернштейна. Критика Бернштейном классической физиологии. Понятия “рефлекторного кольца”, двигательной задачи, сенсорных коррекций, “степеней свободы” движений. Схема рефлекторного кольца и его основные составляющие (блоки).

Проблема целевой детерминации в концепции Н.А.Бернштейна.

Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Конкретные примеры движений на разных уровнях. Исследование П.Я.Гальперина и Т.О.Гиневской как психологическая иллюстрация к физиологической концепции Н.А.Бернштейна. Значение идей Н.А.Бернштейна для психологии.

Вопросы к семинарским занятиям (2 или 4 часа)

1.Исторические варианты решения психофизической (психофизиологической) проблемы.

2.Проблема локализации психических функций в мозге и три возможные точки зрения на ее решение. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р.Лурия.

3.Концепция “физиологии активности” Н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.

4.Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Значе- ние идей Н.А.Бернштейна для психологии.

Литература

Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ðåä.-ñîñò.Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.493—508(к вопросу 3).

Бернштейн Н.А. Уровни построения движений // Там же. С. 509—538(к вопросу 4).

Леонтьев А.Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности // Там же. С. 479—482(к вопросу 1).

Лурия А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация // Там же. С. 483—492(к вопросу 2).

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997. Диалог 12 (к вопросам 1—4).

Завершает курс “Введение в психологию” раздел, посвященный чрезвычайно важной и трудной проблеме всей психологической науки — психофизиологической проблеме. До сих пор в психологии нет ее однозначного общепризнанного решения. Для знакомства с историческими вариантами ее решения лучше всего сначала обратиться к книге “13 диалогов”, где подробно излагается история постановки этой проблемы Рене Декартом и существовавших в литературе попыток ее решения. На соответствующих страни-

!

Раздел 3. Эволюционное введение в психологию — Стр 3

цах этой книги затрагивается дискуссионный вопрос тождественности или нетождественности психофизиологической и психофизической проблем. Одним из его решений является признание психофизиологической проблемы (соотношение психики, с одной стороны, и мозга и нервной системы вообще — с другой) более локальной, более узкой, чем психофизическая проблема (психика и материальный мир).

Далее излагаются три основные точки зрения на решение психофизиологической проблемы.

Первая представлена в работах Р.Декарта и некоторых современных физиологов и философов, решающих психофизическую (психофизиологическую) проблему в духе психофизического взаимодействия. Вторую точку зрения защищает большинство философов, психологов и физиологов прошлого и современности (Т.Гоббс, Д.Гартли, гештальтпсихологи и др.), решая данную проблему в духе параллелизма: психика — только тень (эпифеномен) физиологических и физических процессов, развертывающихся в мозговом субстрате. Точка зрения психофизического (психофизиологического) параллелизма, пожалуй, более трудна для понимания, чем точка зрения психофизического взаимодействия. Это особенно касается школы гештальтпсихологии, с которой мы встречались в историческом введении в психологию. С одной стороны, гештальтпсихологи считали психические феномены субъективным отражением мозговых процессов, постоянно появляющимся параллельно физиологическим событиям так же, как тень от предмета, и не имеющим (как и тень) отдельного от них, самостоятельного бытия. С другой стороны, гештальтпсихологи считали необходимым исследовать эту феноменальную реальность особыми методами — методом феноменологического самонаблюдения, в частности.

Однако подавляющее большинство сторонников точки зрения психофизиологического параллелизма были более последовательными, чем гештальтпсихологи, и не считали возможным и необходимым изучать субъективный (психи- ческий) мир как-нибудьиначе, чем через физиологические его “основания”.

«

Третья точка зрения на решение психофизиологической проблемы еще более трудна для понимания в силу своей диалектичности. Именно она и представлена в Хрестоматии текстами А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия и крупнейшего отече- ственного физиолога, разделявшего многие идеи школы А.Н.Леонтьева, Н.А.Бернштейна. Еще раньше в отечественной литературе аналогичные идеи развивал И.М.Сече- нов. Подробно с его работами вы будете знакомиться в курсе “История психологии”, однако для общего знакомства с решением Сеченовым психофизиологической проблемы стоит прочесть соответствующие страницы книги “13 диалогов” (с. 224—242).

В тексте А.Н.Леонтьева психофизиологическая проблема рассматривается в контексте проблемы структуры деятельности.

Особое внимание следует обратить на отрывок из автобиографии А.Р.Лурия, где весьма доступным языком излагается его сложнейшая концепция системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) в головном мозге и иные ранее существовавшие точки зрения на решение проблемы мозговой локализации (узкий локализационизм и антилокализационизм).

Следует разобраться в системе аргументации каждой из представленных точек зрения, а также проследить истоки концепции самого А.Р.Лурия и познакомиться с теоретическими и экспериментальными доказательствами ее справедливости.

Что касается идей Н.А.Бернштейна, то в психологических курсах это первая и иногда, к сожалению, последняя встреча с ними, поэтому следует уделить их изучению особенно много времени и внимания. На мой взгляд, лучше всего начать знакомство с разными аспектами творчества Бернштейна с соответствующих страниц книги “13 диалогов”, а затем внимательно изучить оригинальные тексты этого автора, посвященные проблемам неклассической физиологии активности, с одной стороны, и уровням построения движения — с другой.

Предлагаю возможную формулировку решения психофизиологической проблемы с этой третьей точки зрения в виде так называемой антиномии-проблемы(ñì.579—580

#

книги “13 диалогов”): психика и тождественна в онтологи- ческом смысле физиологической деятельности, и в то же время не сводится к последней.

Завершить рассмотрение психофизиологической проблемы лучше всего изучением книги “13 диалогов” (с. 566—579),где подробно рассматривается точка зрения П.Я.Гальперина на объект и предмет психологии, которая тесно связана с решением им рассматриваемой проблемы. На мой взгляд, П.Я.- Гальперин в70-õгг. дал единственное в школе А.Н.Леонтьева непротиворечивое решение проблемы предмета психологии, предложив понимать психику как ориентировочную деятельность, точнее, ориентировочную часть (функцию) любой деятельности субъекта. В заключении мною будет дано собственное определение психики и предмета психологии как науки, которые во многом сродни определениям П.Я.Гальперина.

$