21. Обучение как категория педагогики

Обучение-процесс взаимодействия учителей и учеников ходе которого ученики усваивают (присваивают)себе ЗУНы, формируют мировоззрение, развивают умственные силы, углубляют интеллектуальный потенциал в соответствии с заданными целями. Обучение-процесс двусторонний: с одной стороны-это пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщении к общим и профессиональным знаниям, способах их получения, сохранения и применения в личной практике; с другой стороны- собственно учение,т.е. действие тех, кто учиться, удовлетворение их познавательных потребностей средствами обучения.

  • Важно умение учителя,преподавателя учить,с кем приходиться работать.
  • Важно желание школьника,студента обрести новые знания,самостоятельно их применить,заниматься самообразованием,чтобы решать учебные и профессиональные проблемы.

Самое главное в процессе обучения это двустронняя связь.

Частные категории:

1)преподавание — передача учителем ЗУНов.

2)Учение-деятельность ученика направленная на усвоение ЗУНов.

3)знания- это представление человека об окружающем его мире, систематизированные и усвоенные в виде фактов,предствалений,понятий,законов и закономерностей конкретных наук.

4)умение- это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия.

5)навыки-это действие доведенное до автоматизма,путем многократных повторений.

Задача школы: как можно больше знаний перевести в навык.

22. Образование как категория педагогики.

Образование как процесс предполагает получение определенного объема знаний в системе общественно-воспитательных учреждений.

Образование как результат предполагает объем систематизированных ЗУНов которыми уже овладел обучаемый.

1)в зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают: начальное,среднее,высшее образование. . На начальном получают минимальное количество знаний. На среднем ступени позволяет большая степень самостоятельности мышления и большие количества знаний

2)в зависимости от содержания и направления обучения выделяют: общее,профессиональное и политехническое. Общее дает представление об основах наук и формирует материалистическое мировоззрение. Проффесиональное готовит к выполнению функций работника. Политехническое обр-е знакомит с основами современного производства и вырабатывает навыки по обращению с элементарными орудиями труда применяемых в быту и повседневной жизни.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции ...

... которой формируется личность. Реализацию идей гуманизации, личностно-ориентированного образования в процессе педагогической коррекции МО мы связываем с системой ... образования – духовное развитие личности» [6]. Создание гуманной личностно-ориентированной системы в вузе, направленной на педагогическую коррекцию МО, предполагает: принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения ...

Типы образовательных учреждений. По организационно-правовым формам:

1)государственные;2)негосударственные:а)частные лица;б)общественные организации;в)религиозные организации.

По характеру реализуемых программ:

1)дошкольные;2)общеобразовательные;3)профессиональные;4)дополнительные;5)специальные(коррекционные);6)учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;7)другие(приюты для временного пребывания).

Особое место занимают элитные образовательные учреждения: гимназии и лицеи.

Цель создания учебного заведения всегда указана в уставе.

У гимназии: создается для подготовки широкообразованной интелегентной личности готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук; предполагает глубокую фундаментальную базу с обязательным изучением не менее двух иностранных языков.

Лицей: образуется на базе ВУЗа, готовит к поступлению в определенные ВУЗы за счет ранней профилизации и углубленного изучения определенных предметов. Опасность: возможность поменять профилизацию нет.

Способы получения образования:

1)контактный(очная,заочная,очно-заочная).

До получения диплома учащийся контактирует со своими учителями.

2)дистантная-семейное обр-е, самообразование,эксперименты.

Нормативная база:

  1. Образовательная программа- документ определяющий содеражание обучения определенного уровня и направленности.
  2. ФГОС- федеральный государственный образовательный стандарт-основной нормативный документ опеределяет нижнюю границу полученных знаний. Определяет базовый уровень который должен быть достигнут учениками независимо от форм образования.

Компетенции это ЗУНы в действии. Каждое учебное заведение должно быть аккредитовано, иметь лицензию и пройти аттестацию

Аккредитация-процедура подтверждения гос.статуса уч.заведения.

Лицензия-разрешение на осуществеление образоват.деятельности.

Аттестация-определение уровня знаний учащегося,квалификации работников.

23. Формирование как категория педагогики

Формирование- процесс становаления человека,как социального существа под воздействием множества факторов всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д..

Генеральные факторы формирования личности:

1)наследственность;2)среда;3)воспитание;4)деятельность самой личности.

Все факторы действуют одновременно и в комплексе. Ни один из факторов не действует изолировано. Все эти факторы будут влиять в большей или меньшей степени в зависимости от нашей веры,материалисты или идеалисты.

Наследственность-передача от родителей(от предков) детям определенных качеств и особенностей. Не осознается и не ощущается.

В наследственной программе любого человека есть 2 части:детерминированная и вариативная.

В детерминированной части находиться то что делает человека человеком(задатки речи,способность к прямохождению,способность мыслить,способность к трудовой деяельности,группа крови,конституция тела).

Особенности нервной системы:скорость мышления,речи,психологические особенности. Передаются по наследству болезни крови, эндокринные заболевания, онкология.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... ­ря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздель­но. Он считал, ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

Вариативная часть-запас, в момент рождения не заполнен,заполняется по мере развития.(иммунитет,умственные способности).

Педагогов волнует вопрос о наследовании моральных и интеллектуальных качеств(задатки и способности.)

Задатки-это потенциальные возможности для развития способностей. Передаються по наследству. У каждого при рождении есть задатки.

Способности-это индивидуально-психологические особенности личности которые обеспечивают человеку более успешное выполнение определенных видов деятельности. Проявляется к 12-14 годам.(в норме).

Синзитивные периоды-расцвет способностей,благоприятный период.

Способности не наследуются. Неизвестно получит ли человек возможность развить задатки,это зависит от среды,от возможностей и птребностей общества,от востребованной деятельности.

Моральные качества. Долгое время в отношении наследования моральных качествотечественные педагоги придерживались следующей позиции: моральные качества не наследуются,они приобретаются в обществе,человек рождается никаким.

Западные педагоги считали нравственные качества биологически обусловленными: «Генная теория обусловленного социального поведения»

Основания: инстинктивное поведение человека в ряде ситуаций.

В настоящее время все больше российских педагогов склоняется к этой теории. Советские педагоги считали что достаточно создать благоприятную среду.

Среда-реальная действительность в которой проходит развитие человека. Среда для каждого человека абсолютно индивидуальна. Делиться по интенсивности конатактов на ближнюю(семья,близкие друзья,близкие родственники) и дальнюю. Ближняя среда ответственна за формирование потребностей и интересов,за формирование морально-нравственных качеств. Без среды формирование человека невозможно.

Воспитание-это корректировка программы человеческого развития,развития личности.

Одна из главных задач воспитания выявление склонностей и дарований,развитие природных качеств человека,и подготовка его к будущей самостоятельной жизни.

Закономерность: цели и методы воспитания должны соответствовать не столько уровню развития человека,сколько зоне его ближайшего развития. Только то воспитание считается хорошим которое идет впереди развития.

Деятельность-все многообразие занятий человека. Закономерность: чем больше человека работает в определенной области,тем выше уровень его развитие в этой области.

Виды деятельности:1)игра-ведущий вид до 10-12 лет.;2)учение;3)труд;4)общение.

Направленности: познавательная,общественная,спортивная,художественная,ремесленная,техническая,разнокатегорийная.

Деятельность не равно виды труда(1)производительный;2)самообслуживающий).

В каждом из видов деятельности 2 аспекта: активная и пассивная. Пассивная выполняется без желания,без интереса,без малейшей самоотдачи. Активная позволяет быстро освоить опыт,развивает коммуникативные способности,отношение к окр.миру, стимулирует духовное и нравственное развитие.

24. Развитие как категория педагогики

Развитие –это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Под развитием понимаютпостоянный непрекращающийся переход из одного состояния в другое,изменение от простого к сложному. Аспекты: ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ — Развитие:сердечно сосудестая система, опорно двигательная, мозговая, моче-половая системы,рост,вес,опорно-двигательный аппарат,уровень иммунитета.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — речь, память, мышление, внимание, чувства, воля, воображение. СОЦИАЛЬНОЕ — уровень коллектива, типичные проблемы, конфликты, круг значемых людей. Духовное развитие:а)в православной педагогике это формирование веры в бога ;б)в светской педагогике -это формирование психологических +интеллектуальных качеств +запас культуры.

4 стр., 1697 слов

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

... Некоторые из технологий уже внедрены в образовательную деятельность ряда дошколь­ных учреждений района. Во всех учреждениях используются: технология процесса алгорит­мизации предматематического развития ИВ. Житко, технология процесса обучения гра­моте ...

  • Результат:новое качественное состояние объекта,его составляющие структуры,свойств,их прращение или сокращение,трансформация или исчезновение.
  • Раскрытие тех внутренних потенциалов-положительных качеств,возможностей и способностей,кот.присущи человеку
  • Целенаправленное развитие человека посредством чьих то училий
  • Результат того что происходит в этом человеке.

25. Понятие педагогической технологии.

Технологии – системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Признаки технологии:

1)концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2)системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логика процесса;взаимосвязь частей,целостность.

3) управляемость (возможность планирования, целеполагания, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами),

4)эффективность (технология д.б. минимальна по затратам и гарантировать достижение определенного рез-та),

5)воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура: Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • содержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть — технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии — это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.  Содержательную часть технологии составляют цели — общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.

Сущность и требования: Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... программы лрганизации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. ...

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.  Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Педогогическая технология-совокупность, специальный набор форм, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, системного использования в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Основные педагогические технологии: -традиционное обучение, -педагогика сотруднечества (педагогика, основывающаяся не на классовом принципе «делай как я сказал», а на «делай как я». Сначала ставиться большая цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполненность. Главное-дело, приближение к выполнению цели).

-развивающая педагогика, -игровое обучение, -проблемное обучение, -эвристическое обучение, -программное обучение, -контектсное обучение (форма активного обучения для применения в высшей школе, ориентированная на профессианальную подготовку студентов и регулируемая посредством системного использования проф.контекста, постепенного насыщение учебного процесса элементами проф. деятельности), -активное обучение, -дидактическая эвристика (теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики-науки об открытии нового), -частопредметное определение технологии обучения, -авторские педагогические технологии, -компьютерные технологии обучения, -разноуровневое обучение, -метод проектов ( совокупность исследований, поисковых, проблемных методов), -учение через обучения (студенты сами проводят урок), -конструктивное обучение.

26. Технологии воспитания

Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур: 1)Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта; 2)Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции; 3)Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая); 4) Анализ результатов ( мониторинг – коррекция – рефлексия).

11 стр., 5198 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...

... которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной ... коммуникативной компетенции учащихся 2.Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся 2.1 Учебные проекты по географии ...

Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на « Я» и как способствует самоопределению личности. Технологии воспитания классифицируют: 1.По философской основе: а)материалистические; б)прагматические; в)гуманистические, г)антропософские. 2.По научной концепции: а)поведенческие; б)деятельностные; в)интериоризаторские, г)нейролингвистического программирования. 3.По категории объекта: а)индивидуальные; б)групповые; в)коллективные; г)массовые. Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха»: культивирования настроения доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка ( термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.

  Воспитательные технологии в целостном педагогическом процессе представлены теми же основными сущностными характеристиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее.

  Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты:

  • постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.).

    В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;

  • возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения;предварительная оценка уровня обученности или воспитанности;обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
  • обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.

Воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

  Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... Что же тогда есть ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность и чем она отличается от непрофессиональной? ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность это деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей в специально ... профессиональному педагогу. Раскрытие в родителях педагогического таланта зависит от становления их личности, от их культуры, от отношения к отцовству и материнству. На ...

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно — ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

27. Технологии обучения

1. Выделяются виды деятельности учителя и учащегося. Основные идеи: ученик должен учиться сам, а учитель должен создать необходимые условия. 2. Диалогическое целеполагание. 3. направленность педагогических технологий на развитие личности в учебной процессе. Осуществление разноуровнего обучения. 4. наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной работы. 5. организация хода учебного занятия с акцентом на самостоятельную работу с учащихся с подготовительным материалом. 6. Контроль усвоения знаний и способа знаний и способа деятельности в 3-х видах: 1) входной 2) текущий 3) итоговый. 7. Оценка уровня усвоения знаний. 4) тестирование. 5) рейтинговые шкалы. 8. Стандартизация процесса обучения+возможность воспроизведения технологий применительно к данным условиям. Виды технологий: -технология диффернцированного обучения, -развивающее обучение, -альтернативные технологии , -технологии авторских школ.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;
  • совокупность приемов, методов;
  • проектирование и организация процесса обучения;
  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются:

8 стр., 3544 слов

Классификация методов обучения по способам деятельности учащихся

... классификационной модели. Рассмотрим классификацию методов обучения по способам деятельности учащихся Разумовского В.Г. и Самойлова Е.А. Классификация ... должны использоваться продуктивные методы обучения. 1.1 Репродуктивные педагогические технологии Репродуктивное обучение включает в себя восприятие ... которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть ...

  • а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);
  • б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
  • Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

28. Информационные технологии

Информационные технологии-все технологии, использующие специальные инф.средства, эвм, аудио, видео и т.д. Любая пед.технология-это инф.технология, т.к. основу технологического процесса обучения составляет инф. и ее движение. Компьютерные технологии обучения-процесс подготовки и передачи инф. обучаемому, средством осуществления которых явл. компьютер. Коллективные технологии осуществляются: 1) Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам и разделам), 2) Как основная из используемых в данной технологии частей, ) Монотехнология (все обучение опирается на применение компьютера).

Использование ИКТ предполагает что педагог умеет:

1)обрабатывать цифровую,звуковую информцию в разных редакторах.

2)создавать слайды и проводить презинтации;

3)использовать меющиеся готовые программные продукты по своей дисцилине.

5)осуществлять поис инфрмаци в интернете и ораганизовывать работу учащихся по такому поиску.

6)использовать тестирование.

Функции компьютера для преподавателя:

1)организатор учебного процесса на уровне класса в целом и предмета в целом.

2)организатор внутриклассной организации.

3)индивидуальное обучение( можно следить за каждым ребенком)

4)возможность подготовки компонентов информационно среды использую процесс обучения.

ИКТ должны сочетаться с традиционными формами учебных занятий. Полученная здесь информация ретранслируется при работе с компьютером где происходит закрепление знаний и повышение их прочности.

29. Общее определение дидактики.

Дидактикос-поучающий. Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий и didasko – изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Один из основных разделов педагогики посвященных процессу обучения.

Дидактика-это педагогическая теория обучения,дающая научное обоснование его содержания,методов и организационных форм. Дидактика должна дать ответ на 2 вопроса: «чему учить?»и «как учить?». По другому дидактику определяют как теорию образования и обучения.в этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение-как «путь образования.»

Дидактика-это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоритическом уровне. Здесь важно то, что это-одна из педагогических научных дисциплин,отрасль науки педагогики. Знание дидактики необходимо каждому пелагогу,поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной серьезной педагогической задачи без опоры на научные теоретические знания. Кроме этого дидактика разрабатывает способы прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов,новых учебных материалов. Необходима теория практической деятельности,в данном случае теория деятельности обучения-это и есть дидактика.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ... часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное ...

Признаки процесса обучения:

1)Двусторонний характер. Учитель очеловесивает знания,т.е. окрашивает эмоциями,личностным отношением.

2) совместность деятельности. Невозможно учителю остаться в стороне.

3) планомерный,организованный процесс

4) соответствует возрастным особенностям

5) является частью процесса воспитания и управляет развитием.

Дидактика изучет цели, содеражание,закомерности,методы и принципы обучения.

30. Цели и содержание дидактики

Дидактика рассматривает обучение как передачу социальног опыта. Другой характеристикой предмета дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием.воспитательная функция обучения состоит в том,что ученик нетолько усваивает знания. Оно должно способствовать становлению личности в целом,формированию определенных моральных качеств,черт характера. Воспитательный аспект обучения отражается в содеражании образования, и его необходимо учитывать в дидактическом анализе. Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием,в часности с воспитанием инициативности и самостоятельности личности, ее принципиальности и ответственности в собственных действиях,поведении и поступках.

Предметом дидактики является связь преподавания и учения,их взаимодействие. К этому следует добавить,что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса,а также условия ,благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию.

Цели: становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с представителями различных расовых, национальных, религиозных, социальных групп.

Содержание: должно отвечать интересам личности и государства. Выделяют два компонента: 1)федеральный компонент – обязательные для изучения для всех типов учебных заведений и всеми учащимися предметы. 2)региональный или школьный компонент – это предметы обеспечивающие удовлетворение многообразных запросов и потребностей региона или личностные потребности учащихся. При выборе предметов руководствуются принципом гуманистичности – приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и свободного развития личности.