21. Обучение как категория педагогики

Обучение-процесс взаимодействия учителей и учеников ходе которого ученики усваивают (присваивают)себе ЗУНы, формируют мировоззрение, развивают умственные силы, углубляют интеллектуальный потенциал в соответствии с заданными целями. Обучение-процесс двусторонний: с одной стороны-это пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщении к общим и профессиональным знаниям, способах их получения, сохранения и применения в личной практике; с другой стороны- собственно учение,т.е. действие тех, кто учиться, удовлетворение их познавательных потребностей средствами обучения.

  • Важно умение учителя,преподавателя учить,с кем приходиться работать.
  • Важно желание школьника,студента обрести новые знания,самостоятельно их применить,заниматься самообразованием,чтобы решать учебные и профессиональные проблемы.

Самое главное в процессе обучения это двустронняя связь.

Частные категории:

1)преподавание — передача учителем ЗУНов.

2)Учение-деятельность ученика направленная на усвоение ЗУНов.

3)знания- это представление человека об окружающем его мире, систематизированные и усвоенные в виде фактов,предствалений,понятий,законов и закономерностей конкретных наук.

4)умение- это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия.

5)навыки-это действие доведенное до автоматизма,путем многократных повторений.

Задача школы: как можно больше знаний перевести в навык.

22. Образование как категория педагогики.

Образование как процесс предполагает получение определенного объема знаний в системе общественно-воспитательных учреждений.

Образование как результат предполагает объем систематизированных ЗУНов которыми уже овладел обучаемый.

1)в зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают: начальное,среднее,высшее образование. . На начальном получают минимальное количество знаний. На среднем ступени позволяет большая степень самостоятельности мышления и большие количества знаний

2)в зависимости от содержания и направления обучения выделяют: общее,профессиональное и политехническое. Общее дает представление об основах наук и формирует материалистическое мировоззрение. Проффесиональное готовит к выполнению функций работника. Политехническое обр-е знакомит с основами современного производства и вырабатывает навыки по обращению с элементарными орудиями труда применяемых в быту и повседневной жизни.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции ...

... образования – духовное развитие личности» [6]. Создание гуманной личностно-ориентированной системы в вузе, направленной на педагогическую коррекцию МО, предполагает: принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения ... которой формируется личность. Реализацию идей гуманизации, личностно-ориентированного образования в процессе педагогической коррекции МО мы связываем с системой ...

Типы образовательных учреждений. По организационно-правовым формам:

1)государственные;2)негосударственные:а)частные лица;б)общественные организации;в)религиозные организации.

По характеру реализуемых программ:

1)дошкольные;2)общеобразовательные;3)профессиональные;4)дополнительные;5)специальные(коррекционные);6)учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;7)другие(приюты для временного пребывания).

Особое место занимают элитные образовательные учреждения: гимназии и лицеи.

Цель создания учебного заведения всегда указана в уставе.

У гимназии: создается для подготовки широкообразованной интелегентной личности готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук; предполагает глубокую фундаментальную базу с обязательным изучением не менее двух иностранных языков.

Лицей: образуется на базе ВУЗа, готовит к поступлению в определенные ВУЗы за счет ранней профилизации и углубленного изучения определенных предметов. Опасность: возможность поменять профилизацию нет.

Способы получения образования:

1)контактный(очная,заочная,очно-заочная).

До получения диплома учащийся контактирует со своими учителями.

2)дистантная-семейное обр-е, самообразование,эксперименты.

Нормативная база:

  1. Образовательная программа- документ определяющий содеражание обучения определенного уровня и направленности.
  2. ФГОС- федеральный государственный образовательный стандарт-основной нормативный документ опеределяет нижнюю границу полученных знаний. Определяет базовый уровень который должен быть достигнут учениками независимо от форм образования.

Компетенции это ЗУНы в действии. Каждое учебное заведение должно быть аккредитовано, иметь лицензию и пройти аттестацию

Аккредитация-процедура подтверждения гос.статуса уч.заведения.

Лицензия-разрешение на осуществеление образоват.деятельности.

Аттестация-определение уровня знаний учащегося,квалификации работников.

23. Формирование как категория педагогики

Формирование- процесс становаления человека,как социального существа под воздействием множества факторов всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д..

Генеральные факторы формирования личности:

1)наследственность;2)среда;3)воспитание;4)деятельность самой личности.

Все факторы действуют одновременно и в комплексе. Ни один из факторов не действует изолировано. Все эти факторы будут влиять в большей или меньшей степени в зависимости от нашей веры,материалисты или идеалисты.

Наследственность-передача от родителей(от предков) детям определенных качеств и особенностей. Не осознается и не ощущается.

В наследственной программе любого человека есть 2 части:детерминированная и вариативная.

В детерминированной части находиться то что делает человека человеком(задатки речи,способность к прямохождению,способность мыслить,способность к трудовой деяельности,группа крови,конституция тела).

Особенности нервной системы:скорость мышления,речи,психологические особенности. Передаются по наследству болезни крови, эндокринные заболевания, онкология.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... ­ря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздель­но. Он считал, ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

Вариативная часть-запас, в момент рождения не заполнен,заполняется по мере развития.(иммунитет,умственные способности).

Педагогов волнует вопрос о наследовании моральных и интеллектуальных качеств(задатки и способности.)

Задатки-это потенциальные возможности для развития способностей. Передаються по наследству. У каждого при рождении есть задатки.

Способности-это индивидуально-психологические особенности личности которые обеспечивают человеку более успешное выполнение определенных видов деятельности. Проявляется к 12-14 годам.(в норме).

Синзитивные периоды-расцвет способностей,благоприятный период.

Способности не наследуются. Неизвестно получит ли человек возможность развить задатки,это зависит от среды,от возможностей и птребностей общества,от востребованной деятельности.

Моральные качества. Долгое время в отношении наследования моральных качествотечественные педагоги придерживались следующей позиции: моральные качества не наследуются,они приобретаются в обществе,человек рождается никаким.

Западные педагоги считали нравственные качества биологически обусловленными: «Генная теория обусловленного социального поведения»

Основания: инстинктивное поведение человека в ряде ситуаций.

В настоящее время все больше российских педагогов склоняется к этой теории. Советские педагоги считали что достаточно создать благоприятную среду.

Среда-реальная действительность в которой проходит развитие человека. Среда для каждого человека абсолютно индивидуальна. Делиться по интенсивности конатактов на ближнюю(семья,близкие друзья,близкие родственники) и дальнюю. Ближняя среда ответственна за формирование потребностей и интересов,за формирование морально-нравственных качеств. Без среды формирование человека невозможно.

Воспитание-это корректировка программы человеческого развития,развития личности.

Одна из главных задач воспитания выявление склонностей и дарований,развитие природных качеств человека,и подготовка его к будущей самостоятельной жизни.

Закономерность: цели и методы воспитания должны соответствовать не столько уровню развития человека,сколько зоне его ближайшего развития. Только то воспитание считается хорошим которое идет впереди развития.

Деятельность-все многообразие занятий человека. Закономерность: чем больше человека работает в определенной области,тем выше уровень его развитие в этой области.

Виды деятельности:1)игра-ведущий вид до 10-12 лет.;2)учение;3)труд;4)общение.

Направленности: познавательная,общественная,спортивная,художественная,ремесленная,техническая,разнокатегорийная.

Деятельность не равно виды труда(1)производительный;2)самообслуживающий).

В каждом из видов деятельности 2 аспекта: активная и пассивная. Пассивная выполняется без желания,без интереса,без малейшей самоотдачи. Активная позволяет быстро освоить опыт,развивает коммуникативные способности,отношение к окр.миру, стимулирует духовное и нравственное развитие.

24. Развитие как категория педагогики

Развитие –это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Под развитием понимаютпостоянный непрекращающийся переход из одного состояния в другое,изменение от простого к сложному. Аспекты: ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ — Развитие:сердечно сосудестая система, опорно двигательная, мозговая, моче-половая системы,рост,вес,опорно-двигательный аппарат,уровень иммунитета.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — речь, память, мышление, внимание, чувства, воля, воображение. СОЦИАЛЬНОЕ — уровень коллектива, типичные проблемы, конфликты, круг значемых людей. Духовное развитие:а)в православной педагогике это формирование веры в бога ;б)в светской педагогике -это формирование психологических +интеллектуальных качеств +запас культуры.

6 стр., 2646 слов

Игровая технология как средство формирования у младших школьников ...

... развитию, специально предназначенное для реализации целей обучения. [21] Усвоение учебного материала - показывает качество владения обучаемым учебным материалом. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ... включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции ...

  • Результат:новое качественное состояние объекта,его составляющие структуры,свойств,их прращение или сокращение,трансформация или исчезновение.
  • Раскрытие тех внутренних потенциалов-положительных качеств,возможностей и способностей,кот.присущи человеку
  • Целенаправленное развитие человека посредством чьих то училий
  • Результат того что происходит в этом человеке.

25. Понятие педагогической технологии.

Технологии – системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Признаки технологии:

1)концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2)системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логика процесса;взаимосвязь частей,целостность.

3) управляемость (возможность планирования, целеполагания, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами),

4)эффективность (технология д.б. минимальна по затратам и гарантировать достижение определенного рез-та),

5)воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура: Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • содержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть — технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии — это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.  Содержательную часть технологии составляют цели — общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.

Сущность и требования: Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... разработка проекта программы лрганизации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Гипотеза ...

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.  Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Педогогическая технология-совокупность, специальный набор форм, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, системного использования в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Основные педагогические технологии: -традиционное обучение, -педагогика сотруднечества (педагогика, основывающаяся не на классовом принципе «делай как я сказал», а на «делай как я». Сначала ставиться большая цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполненность. Главное-дело, приближение к выполнению цели).

-развивающая педагогика, -игровое обучение, -проблемное обучение, -эвристическое обучение, -программное обучение, -контектсное обучение (форма активного обучения для применения в высшей школе, ориентированная на профессианальную подготовку студентов и регулируемая посредством системного использования проф.контекста, постепенного насыщение учебного процесса элементами проф. деятельности), -активное обучение, -дидактическая эвристика (теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики-науки об открытии нового), -частопредметное определение технологии обучения, -авторские педагогические технологии, -компьютерные технологии обучения, -разноуровневое обучение, -метод проектов ( совокупность исследований, поисковых, проблемных методов), -учение через обучения (студенты сами проводят урок), -конструктивное обучение.

26. Технологии воспитания

Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур: 1)Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта; 2)Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции; 3)Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая); 4) Анализ результатов ( мониторинг – коррекция – рефлексия).

4 стр., 1697 слов

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

... детей. Некоторые из технологий уже внедрены в образовательную деятельность ряда дошколь­ных учреждений района. Во всех учреждениях используются: технология процесса алгорит­мизации предматематического развития ИВ. Житко, технология процесса обучения гра­моте ...

Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на « Я» и как способствует самоопределению личности. Технологии воспитания классифицируют: 1.По философской основе: а)материалистические; б)прагматические; в)гуманистические, г)антропософские. 2.По научной концепции: а)поведенческие; б)деятельностные; в)интериоризаторские, г)нейролингвистического программирования. 3.По категории объекта: а)индивидуальные; б)групповые; в)коллективные; г)массовые. Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха»: культивирования настроения доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка ( термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.

  Воспитательные технологии в целостном педагогическом процессе представлены теми же основными сущностными характеристиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее.

  Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты:

  • постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.).

    В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;

  • возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения;предварительная оценка уровня обученности или воспитанности;обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
  • обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.

Воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

  Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это — эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... Что же тогда есть ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность и чем она отличается от непрофессиональной? ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность это деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей в специально ... профессиональному педагогу. Раскрытие в родителях педагогического таланта зависит от становления их личности, от их культуры, от отношения к отцовству и материнству. На ...

Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно — ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

27. Технологии обучения

1. Выделяются виды деятельности учителя и учащегося. Основные идеи: ученик должен учиться сам, а учитель должен создать необходимые условия. 2. Диалогическое целеполагание. 3. направленность педагогических технологий на развитие личности в учебной процессе. Осуществление разноуровнего обучения. 4. наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной работы. 5. организация хода учебного занятия с акцентом на самостоятельную работу с учащихся с подготовительным материалом. 6. Контроль усвоения знаний и способа знаний и способа деятельности в 3-х видах: 1) входной 2) текущий 3) итоговый. 7. Оценка уровня усвоения знаний. 4) тестирование. 5) рейтинговые шкалы. 8. Стандартизация процесса обучения+возможность воспроизведения технологий применительно к данным условиям. Виды технологий: -технология диффернцированного обучения, -развивающее обучение, -альтернативные технологии , -технологии авторских школ.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;
  • совокупность приемов, методов;
  • проектирование и организация процесса обучения;
  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются:

8 стр., 3544 слов

Классификация методов обучения по способам деятельности учащихся

... своей классификационной модели. Рассмотрим классификацию методов обучения по способам деятельности учащихся Разумовского В.Г. и Самойлова Е.А. Классификация ... должны использоваться продуктивные методы обучения. 1.1 Репродуктивные педагогические технологии Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, ... обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть ...

  • а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);
  • б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
  • Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

28. Информационные технологии

Информационные технологии-все технологии, использующие специальные инф.средства, эвм, аудио, видео и т.д. Любая пед.технология-это инф.технология, т.к. основу технологического процесса обучения составляет инф. и ее движение. Компьютерные технологии обучения-процесс подготовки и передачи инф. обучаемому, средством осуществления которых явл. компьютер. Коллективные технологии осуществляются: 1) Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам и разделам), 2) Как основная из используемых в данной технологии частей, ) Монотехнология (все обучение опирается на применение компьютера).

Использование ИКТ предполагает что педагог умеет:

1)обрабатывать цифровую,звуковую информцию в разных редакторах.

2)создавать слайды и проводить презинтации;

3)использовать меющиеся готовые программные продукты по своей дисцилине.

5)осуществлять поис инфрмаци в интернете и ораганизовывать работу учащихся по такому поиску.

6)использовать тестирование.

Функции компьютера для преподавателя:

1)организатор учебного процесса на уровне класса в целом и предмета в целом.

2)организатор внутриклассной организации.

3)индивидуальное обучение( можно следить за каждым ребенком)

4)возможность подготовки компонентов информационно среды использую процесс обучения.

ИКТ должны сочетаться с традиционными формами учебных занятий. Полученная здесь информация ретранслируется при работе с компьютером где происходит закрепление знаний и повышение их прочности.

29. Общее определение дидактики.

Дидактикос-поучающий. Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий и didasko – изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Один из основных разделов педагогики посвященных процессу обучения.

Дидактика-это педагогическая теория обучения,дающая научное обоснование его содержания,методов и организационных форм. Дидактика должна дать ответ на 2 вопроса: «чему учить?»и «как учить?». По другому дидактику определяют как теорию образования и обучения.в этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение-как «путь образования.»

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ... часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное ...

Дидактика-это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоритическом уровне. Здесь важно то, что это-одна из педагогических научных дисциплин,отрасль науки педагогики. Знание дидактики необходимо каждому пелагогу,поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной серьезной педагогической задачи без опоры на научные теоретические знания. Кроме этого дидактика разрабатывает способы прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов,новых учебных материалов. Необходима теория практической деятельности,в данном случае теория деятельности обучения-это и есть дидактика.

Признаки процесса обучения:

1)Двусторонний характер. Учитель очеловесивает знания,т.е. окрашивает эмоциями,личностным отношением.

2) совместность деятельности. Невозможно учителю остаться в стороне.

3) планомерный,организованный процесс

4) соответствует возрастным особенностям

5) является частью процесса воспитания и управляет развитием.

Дидактика изучет цели, содеражание,закомерности,методы и принципы обучения.

30. Цели и содержание дидактики

Дидактика рассматривает обучение как передачу социальног опыта. Другой характеристикой предмета дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием.воспитательная функция обучения состоит в том,что ученик нетолько усваивает знания. Оно должно способствовать становлению личности в целом,формированию определенных моральных качеств,черт характера. Воспитательный аспект обучения отражается в содеражании образования, и его необходимо учитывать в дидактическом анализе. Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием,в часности с воспитанием инициативности и самостоятельности личности, ее принципиальности и ответственности в собственных действиях,поведении и поступках.

Предметом дидактики является связь преподавания и учения,их взаимодействие. К этому следует добавить,что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса,а также условия ,благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию.

Цели: становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с представителями различных расовых, национальных, религиозных, социальных групп.

Содержание: должно отвечать интересам личности и государства. Выделяют два компонента: 1)федеральный компонент – обязательные для изучения для всех типов учебных заведений и всеми учащимися предметы. 2)региональный или школьный компонент – это предметы обеспечивающие удовлетворение многообразных запросов и потребностей региона или личностные потребности учащихся. При выборе предметов руководствуются принципом гуманистичности – приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и свободного развития личности.