От педагогического института к педагогическому университету

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 

Белгородский учительский институт (1876—1919 г.)

Белгородский государственный национальный исследовательский университет является правопреемником Белгородского учительского института, открытого 26 сентября 1876 г. Учительский институт относился к разряду средних учебных заведений со сроком обучения в три года. Институт и состоявшее при нем городское училище финансировались из государственной казны и подчинялись попечителю Харьковского учебного округа. Большинство студентов Белгородского учительского института были выходцами из крестьян и средних сословий.

Первым директором Белгородского учительского института с 1876 по 1878 гг. был коллежский советник Павел Емельянович Рощин. Он возглавил вновь созданный учительский институт в Белгороде уже известным педагогом, редактором и чиновником. За более чем двухлетний период работы в должности директора П.Е. Рощин поставил на высокий уровень управленческий и учебный процесс в институте.

Помещение для вновь открытого института было выделено белгородским почетным гражданином купцом М.В. Мачуриным. К первой половине августа 1876 г. в основном сформирован состав служащих института и училища. В 80—90-е гг.XIX в. в институте работало 8 преподавателей, к 1917 г. их стало 10. Все преподаватели имели высшее образование, обладали высокой педагогической квалификацией.

Директором Белгородского учительского института с 1878 по 1902 гг. был действительный статский советник Дмитрий Николаевич Ларионов, который почти четверть века руководил учительским институтом в Белгороде. С 1902 по 1905 гг. Белгородский учительский институт возглавлял действительный статский советник Александр Федорович Комаров. Он был публицистом, педагогом и пропагандистом общеполезных знаний.

С 1905 по 1906 гг. Белгородский учительский институт возглавлял действительный статский советник Федор Егорович Пактовский.Он преподавал словесность, писал очерки на литературные и исторические темы. с 1906 по 1913 гг. Белгородский учительский институт возглавлял коллежский советник Алексей Константинович Димитриу. В разные годы он был директором различных гимназий, директором Белгородского и Воронежского учительских институтов. А.К. Димитриу был основателем и председателем Педагогического общества в Белгороде. С 1913 по 1919 гг. возглавлял институт статский советник Петр Александрович Дьяконов. Он преподавал географию и историю, занимался строительством здания для Белгородского учительского института.

16 стр., 7720 слов

Институт психоанализа

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. Рабочая ...

Со дня основания Белгородский учительский институт не имел своего здания, его приходилось арендовать. В 1904 г. Воронежская городская дума ходатайствовала перед Министерством народного просвещения и Харьковским учебным округом о переводе института из Белгорода в Воронеж. В ответ Белгородская городская Дума приняла решение о выделении земли и материальной помощи для постройки собственного здания института, в результате институт был оставлен в Белгороде. Однако закладка здания Белгородского учительского института состоялась только 6 августа 1915 г. Материальные трудности, обусловленные начавшейся в 1914 г. первой мировой войной, привели к тому, что помещения для института так и не были достроены.

К январю 1917 г. в институте обучалось 60 воспитанников, женщины к поступлению в институт не допускались. В действовавшем при институте 4-х классном училище, где воспитанники учительского института проходили педагогическую практику, на 1 января 1917 г. обучалось 102 чел. При институте и городском училище имелась библиотека, оборудованные кабинеты физики и естествознания. В это время Белгородский учительский институт был типичным учебным заведением Российской империи, которое давало хорошее среднее специальное образование.

После Февральской революции 1917 г. были внесены некоторые изменения в положение об учительских институтах. Обучение оставалось 3-х годичным, но курс разделялся на общий, обязательный для всех, и специальный, соответствующей определенной группе предметов, выбранной воспитанниками для преподавания. Значительные изменения претерпела методика преподавания, основной формой занятий была определена «лекционно-беседная». Особую роль в подготовке выпускников отводили самостоятельной работе. Отменялась балльная система оценки знаний, вместо нее использовалась система зачет-незачет. Реформа не решила проблему обеспечения учебных заведений России квалифицированными учителями, тем не менее, она способствовала увеличению ежегодного выпуска учителей.

 

Поиск новых форм и содержания образования (1919—1954 гг.)

После Октябрьской революции 1917 г. в развитии педагогического образования начался новый этап. Большие изменения произошли и в деятельности Белгородского учительского института. В 1919 г. он впервые стал высшим учебным заведением, а затем неоднократно преобразовывался.

4 июня 1919 г. по решению Народного комиссариата просвещения он был преобразован в Педагогический институт народного образования, а 28 июня того же года — в Белгородский институт народного образования. В 1920 г. Белгородский институт народного образования был реорганизован в Институт народного образование, а с 1922 г. — в Практический институт народного образования. В институте был установлен 4-х годичный срок обучения. Обучалось до 100 студентов, а в 1922 г. набор был увеличен до 200 студентов. Размещался институт в здании бывшей женской гимназии (ныне в этом здании размещается лицей № 9 г. Белгорода).

с 1920 по 1922 гг. Белгородский учительский институт возглавлял Михаил Иванович Коноров, который активно занимался преподавательской деятельностью и экспериментальной психологией в Лаборатории экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. После реорганизации Белгородского института народного образования в Белгородский педагогический институт народного образования и упразднения должности директора М.И. Коноров продолжил руководить институтом в должности председателя Совета института. М.И. Коноров — педагог, организатор народного образования в Белгороде.

16 стр., 7720 слов

Институт психоанализа

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. Рабочая ...

В 1923 г. в связи с недостатком финансирования учебных заведений было принято решение о преобразовании ряда практических институтов народного образования в педагогические техникумы и Белгородский практический институт народного образования был преобразован в Белгородский педагогический техникум, ориентированный на подготовку учителей сельских школ, а также воспитателей для детских садов и детских домов. Директором Белгородского педагогического техникума в 1923 г. был назначен Николай Иванович Свинцов.

В 1939 г. на базе педагогического техникума было вновь образовано высшее учебное заведение — Белгородский государственный учительский институт. Руководил институтом с 1939 по 1941 г. Иван Алексеевич Кошечкин. Летом 1941 г. в Белгородском государственном учительском институте состоялся первый выпуск учителей с высшим образованием (обучение было двухгодичным).

Дипломы получили 140 человек, в том числе семь — с отличием. Физико-математическое отделение окончили 66 человек, естественно-географическое — 74. Более 90 % выпускников 1941 г. погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

При приближении линии фронта к Белгороду учительский институт не был эвакуирован, а прекратил свою деятельность, поскольку в неразберихе первых месяцев войны не был издан приказ об его эвакуации (немецко-фашистские войска оккупировали Белгород уже 24 октября 1941 г.).

Подготовку учительских кадров возобновили в 1944 г. В связи с тем, что г. Белгород в годы немецко-фашистской оккупации был практически полностью разрушен, учительский институт разместили в здании школы № 5 г. Старый Оскол. С 1 октября 1944 г. приступили к занятиям первые студенты. Директором учительского института с 1944 по 1951 г. был Григорий Прокофьевич Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, направленный Старый Оскол после демобилизации из рядов Красной Армии. Институт в Старом Осколе был полностью восстановлен в 1948 г. На тот момент в структуре института было две кафедры, на которых работали 15 преподавателей, обучалось в нем 170 студентов. В 1949/1950 учебном году Министерство просвещения РСФСР увеличило план приема в институт до 300 чел. (вместо 200).

В 1953/1954 учебном году количество студентов был увеличено на дневном отделении до 600 чел., на заочном — 1200 чел. Студентам приходилось заниматься в три смены. За период с 1946 по 1954 гг. дневное отделение учительского института окончили около двух тысяч человек и около трех тысяч — заочное, что способствовало решению задачи подготовки профессиональных педагогов для школ.

В связи с развитием системы среднего образования в стране требовалась серьезно улучшить подготовку учительских кадров. 21 июня 1954 г. Министерство просвещения РСФСР преобразовало Старооскольский учительский институт, выпускники которого могли преподавать в неполной средней школе, в педагогический институт, готовивший учителей более высокой квалификации. В вузе было два факультета — физико-математический и факультет русского языка и литературы. Директором института был назначен Сергей Николаевич Соколов.

6 января 1954 г. была образована Белгородская область. Областной центр — Белгород — бурно развивался, в результате сложились условия для перемещения педагогического института в областной центр.

От педагогического института к педагогическому университету

(1954—1996 гг.)

12 стр., 5936 слов

Институт дополнительного профессионального образования

... педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства4. В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной ... УВП, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии); -  частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в ...

В августе 1957 г. решением коллегии Министерства просвещения РСФСР и Белгородского обкома КПСС педагогический институт из Старого Оскола был переведен в Белгород. Изменилось и название вуза, теперь он стал именоваться «Белгородский государственный педагогический институт». Институту было передано здание по улице Коммунистической 78, где до этого размещался обком партии. Потребности в учительских кадрах в области и стране возрастали, что повлекло за собой активное развитие педагогического института. В 1958 г. состоялся первый выпуск, вуз закончили 152 студента. А в 1963 г. был открыт новый факультет — факультет иностранных языков. С 1961 г. по 1964 г. институт возглавлял Михаил Александрович Николаев — первый руководитель в должности ректора вуза, до этого времени институтом руководили директора.

Между тем, материальная база института уже не соответствовала масштабам работы и новым задачам, поэтому в начале 1960-х годов в северной части Белгорода — районе новостроек началось возведение четырехэтажного учебного корпуса и пятиэтажного студенческого общежития. Новый 1966/1967 учебный год Белгородский государственный педагогический институт начал на новом месте по ул. Жданова 2 (ныне ул. Студенческая 14).

Учебный корпус имел 75 аудиторий, лабораторий и кабинетов, читальный, спортивный и актовый залы. Появились условия для создания новых факультетов. В 1966 г. в Белгородском пединституте открылся биолого-химический факультет, а в 1967 г. — факультет физического воспитания. Одновременно было начато строительство трехзального спортивного корпуса «Буревестник». На дневном и заочном отделениях пединститута обучалось свыше трех тысяч студентов, а число преподавателей к концу 60-х годов XX в. приблизилось к 200. Роль и место вуза в жизни города и области заметно возросли. Каждый третий учитель Белгородской области был выпускником Белгородского государственного педагогического института.

С 1964 г. по 1968 г. возглавлял институт Дмитрий Михайлович Забродин, кандидат исторических наук, доцент, участник Великой Отечественной войны. В 1967 г. Белгородскому государственному педагогическому институту было присвоено имя литературного критика, педагога и публициста Михаила Степановича Ольминского (БГПИ им. М.С. Ольминского).

В этом же году вышла первая многотиражная газета института «Просвещенец». Д.М. Забродин — инициатор вручения первокурсникам символического «ключа к вратам науки» и «студенческого билета». С 1968 по 1973 г. возглавлял институт Николай Данилович Глухов, кандидат физико-математических наук, доцент, участник Великой Отечественной войны. В 1969 г. был открыт спортивный комплекс «Буревестник», завершено строительство учебного корпуса и пятиэтажного общежития. С 1970 г. институт начал вести подготовку учителей русского языка и литературы для Узбекистана. В 1971/1972 учебном году на пяти факультетах института обучалось 1882 студента, работало 230 преподавателей.

Динамично развивался вуз с середины 1970-х гг. В это время ректором был назначен Петр Григорьевич Коняев(с 1974 по 1986 гг.), кандидат философских наук, доцент, участник Великой Отечественной войны. Значительно укрепилась материальная база института. В 1977 г. был сдан в эксплуатацию учебный корпус № 2 и девятиэтажное общежитие, в 1979 г. — учебный корпус № 3 и второе девятиэтажное общежитие, а в 1981 г. было закончено строительство концертного зала, и начато возведение четвертого, девятиэтажного, учебного корпуса. Это позволило открыть два новых факультета: педагогики и методики начального обучения в 1976 г. и исторический в 1977 г. В 1979/1980 учебном году коллектив института стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования среди педагогических вузов. Благодаря выросшей квалификации профессорско-преподавательского состава и материальной базе вуза, которая стала одной из лучшей в стране, БГПИ им. М.С. Ольминского был переведен из второй в первую (высшую) категорию педагогических институтов. В 1979/1980 учебном году в вузе работало 263 преподавателя, из них 3 профессора, в 1980/1981 учебном году – 300. В 1980 г. коллегией Министерства просвещения РСФСР Белгородский пединститут был утвержден головным учреждением по проблеме «Школа-комплекс как социальное и педагогическое явление».

11 стр., 5130 слов

Анализ проблем безработицы на примере Воронежской области

... курсовой работы. Цель курсовой работы - рассмотреть проблемы безработицы на примере Воронежской области и выявить пути их решения. Исходя из цели, основными задачами работы являются: ... на основе статистических данных за 2008-2011гг. Объект исследования - рынок труда Воронежской области. Предмет исследования - отношения, складывающиеся между безработными, государством и работодателями в процессе ...

С 1986 по 1989 г. году Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского возглавляли Лев Евгеньевич Шапошников, доктор философских наук, профессор. Николай Иванович Прохоровруководил институтом с 1989 по 1990 гг., кандидат философских наук, доцент.

К началу 1990-х годов коллектив смог не только сохранить вуз, но и поднять его на более высокую ступень развития. Были предприняты меры, направленные на совершенствование учебно-методической и научно-исследовательской работы, укрепление материально-технической базы, открытие новых специальностей. В это время Николай Васильевич Камышанченко— ректор Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского — Белгородского государственного педагогического университета им. М.С. Ольминского — Белгородского государственного университета с 1990 по 2001 гг., доктор физико-математических наук, профессор.

В 1993 г. начинает свою деятельность в вузе первый факультет, не имевший педагогической направленности, — юридический. В феврале 1994 г. государственная комиссия Министерства образования Российской Федерации сделала вывод о соответствии вуза статусу педагогического университета. В октябре 1994 г. Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского был переименован в Белгородский государственный педагогический университет им. М.С. Ольминского.

Белгородский государственный университет (1996—2011 гг.)

Образовательная и научная деятельность вуза, его роль в подготовке высококвалифицированных кадров для региона были отмечены администрацией Белгородской области и Правительством Российской Федерации. На базе Белгородского государственного педагогического университета им. М.С. Ольминского, Белгородского территориального факультета Всероссийского заочного финансово-экономического института и Белгородского медицинского колледжа указом Президента Российской Федерации от 12 июля 1996 г. № 1030 был создан Белгородский государственный университет (БелГУ).

9 стр., 4084 слов

Московский городской психолого-педагогический университет Факультет ...

... отношений). Организация практики. Практику предваряет проведение установочной конференции по практике на факультете Юридической психологии МГППУ. На установочной конференции студенты знакомятся с целями, задачами, ... выступления подгруппы с презентацией о прохождении практики на итоговой конференции на факультете Юридической психологии МГППУ. Отчет сдается на итоговой конференции по практике. Этапы ...

Начался новый этап развития вуза, теперь уже в статусе классического университета. С 1876 по 1996 гг. вуз относился к отраслевым учебным заведениям, и готовил педагогов. Изменение статуса учебного заведения потребовало перестройки всех направлений его деятельности в соответствии с университетскими требованиями. Вуз активно развивался благодаря поддержке Фонда содействия развитию Белгородского государственного университета. Фонд был создан в 1998 г., под руководством главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко. Цель деятельности Фонда соответствовала цели проводившихся администрацией Белгородской области преобразований, направленных на обеспечение благополучия каждого человека. Экономический потенциал, социальная структура населения области были таковы, что могли позволить ей существовать как самодостаточному субъекту Российской Федерации. Однако улучшение качества жизни белгородцев было невозможно без существенного подъема культурного и образовательного уровня населения, и эта задача была своевременно осознана администрацией Белгородской области. Выполнение этой задачи без собственного образовательного и научного центра было невозможно, Белгородской области был необходим собственный университет, соответствующий всем требованиям, предъявляемым к классическим университетам. В итоге, главой администрации Белгородской области Е.С. Савченко было издано постановление «О развитии Белгородского государственного университета». По своей сути оно стало областной программой развития главного вуза региона в направлении создания университетского комплекса. Однако определенные постановлением цели были недостижимы без решения главной задачи — создания для нового университета новой учебно-лабораторной базы.

В 1996 г. в Белгородском государственном университете открывается медицинский факультет, в 1997 г. — экономический, в 1998 г. — социально-психологический факультет. Важной датой развития университета является 1999 г.В это время открывается два филиала БелГУ в Белгородской области, в городах Алексеевка и Старый Оскол, в это же время в ведение университета были переданы корпуса бывшего научно-производственного объединения «Опыт». В результате был сдан в эксплуатацию университетский учебный корпус № 10, в котором разместились медицинский и экономический факультеты и началось активное строительство университетского комплекса по улице Победы 85. Новый университетский комплекс был введен в строй в 2001 г. Белгородский государственный университет стал крупным научно-образовательным центром. На 12 факультетах университета обучалось более 10 тыс. студентов по 37 специальностям. Их подготовку осуществляли 500 преподавателей, из них 55 профессоров, докторов наук, 259 доцентов, кандидатов наук. В университете работало 5 НИИ, 4 проблемные научно-исследовательские лаборатории, межвузовский центр педагогики М. Монтессори. Были созданы 8 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В аспирантуре университета обучалось 150 чел. по 26 специальностям. Официальное подтверждение соответствия вуза статусу классического университета произошло в 2000 г., когда государственной экспертной комиссией БелГУ был впервые аккредитован в качестве государственного университета. За первые пять лет своего существования (с середины 1996 г. до середины 2001 г.) университет свершил подлинную революцию в своей образовательной деятельности, приступив к освоению нового образовательного поля, принадлежащего многопрофильным классическим университетам. В 2001 г. Минобразования России представило белгородский опыт создания университетского комплекса международному академическому сообществу в рамках Зальцбургского семинара (Австрия).

8 стр., 3977 слов

Спортивно-культурные центры

... новизна. На материалах муниципального образования рассмотрен механизм муниципальной политики в области культуры и спорта. Научная значимость. Изучены специфические особенности управления сферой ... культурно-развлекательных функций. Социальное назначение спортивно-культурного сооружения может представлять собой общественный центр или специализированный комплекс. В первом случае заведение рассчитано на ...

С 2002 по 2012 гг. ректором университета был Леонид Яковлевич Дятченко, доктор социологических наук, профессор. Все, что было сделано в Белгородском государственном университете за первое десятилетие XXI в. называют феноменом общественного развития не только в нашей области, но и в России. С 2001 по 2011 гг. в развитие материально-технической базы университета было вложено свыше 5 млрд. руб., в том числе более 2 млрд. руб. — средства Фонда развития БелГУ и бюджета региона, около 2 млрд. рублей — средства федерального бюджета, около 1 млрд. рублей — собственные средства университета. За это время был построен современный университетский комплекс по улице Победы 85, который является одним из лучших в России. Была проведена реконструкция и реставрация учебного корпуса по ул. Преображенская 78.

Комплекс мер, связанных со строительством учебных корпусов позволили создать новые факультеты и увеличить набор студентов. Так, в 2001 г. начинает свою деятельность первый в стране социально-теологический факультет, в 2002 г. — созданы факультеты компьютерных наук и телекоммуникаций, геолого-географический. В 2005 г. на базе социально-психологического факультета были сформированы два самостоятельных факультета — факультет психологии и факультет управления и предпринимательства. В это же время создается факультет журналистики и институт государственного и муниципального управления. В 2006 г. был открыт факультет бизнеса и сервиса. В 2007 г. на базе физико-математического факультета были сформированы два новых факультета: инженерно-физический факультет и факультет математики и информационных технологий. Структурным подразделением БелГУ также стал институт последипломного медицинского образования. Международный факультет университета получил статус базового факультета по обучению студентов из латиноамериканских стран. С 2009 г. университет входит в сетевой Университет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

По инициативе главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко в 1999 г. был создан Ботанический сад НИУ «БелГУ», который включает в себя зимний сад (заложен в 2002 г. и находится в учебном корпусе №10).

Он до сих пор остается уникальным, т.к. это единственный ботанический сад, созданный в России после распада СССР. С 2001 г. Белгородский государственный университет стал еще одним вузом России, имеющим свой домовый храм, который освящен в честь Архангела Гавриила, являющегося покровителем студентов вуза. В структуру университета с 2003 г. входит оздоровительный комплекс «Нежеголь». Конноспортивная школа также является структурным подразделением университета с апреля 2001 г. Для оказания качественной и доступной медицинской помощи студентам, преподавателям и членам их семей в феврале 2005 г. был организован центр семейной медицины. В дальнейшем центр был преобразован в клинику лечебно-профилактической медицины, а затем в поликлинику БелГУ. С июня 2005 г. в структуре университета действует аптека БелГУ. В 2002 г. в университете был создан свой музей истории БелГУ.12 марта 2007 г. на территории университетского комплекса на правом берегу реки Везелки был открыт многопрофильный учебно-спортивный центр Светланы Хоркиной. Центр соответствует базовым требованиям проведения всероссийских и международных соревнований по различным видам спорта.

11 стр., 5204 слов

Брянский государственный университет имени академика и.Г.Петровского

... статус классического университета. Сегодня - это самый крупный вуз области. Университет осуществляет образовательную деятельность по 70 специальностям на 11 факультетах, юридическом колледже ... Функционирует медпункт, санаторий-профилакторий, реабилитационно-медицинский центр, спортивные секции, кружки. Выписка из Устава гоу впо «Брянский государственный университет имени академика и.Г. Петровского» ...

В 2010 г. в структуре университета было 93 кафедры, в составе 34-тысячного коллектива университета работало 223 доктора и 843 кандидата наук, сочетающих преподавательскую деятельность с научно-исследовательской работой в научных центрах и лабораториях университета, среди которых выделялись научно-образовательный и инновационный центр «Наноструктурные материалы и нанотехнологии», научно-образовательный центр «Наноструктурные конструкционные и функциональные материалы», центр коллективного пользования научным оборудованием «Диагностика структуры и свойств наноматериалов», федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов.

20 мая 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации в отношении БелГУ была установлена категория «Национальный исследовательский университет». БелГУ стал единственным вузом, имеющим такую категорию в Центральном федеральном округе (за исключением столичных университетов). 1 февраля 2011 г. приказом Министерства образования вуз получил новое наименование — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». С получением нового статуса, статуса национального исследовательского университета, перед преподавателями и студентами были открыты новые перспективы научно-исследовательской и инновационной деятельности.