Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный Университет Управления»

Федеральное агентство по образованию

Институт заочного обучения

Программа, контрольные задания и методические указания к их выполнению по учебной дисциплине

«Социология»

для студентов заочной формы обучения всех специальностей,

кроме: «Связи с общественностью» и «Реклама»

Москва – 2005

С о с т а в и т е л ь

кандидат философских наук, доцент

В.И.Кондауров

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

доктор психологических наук, профессор

В.Н.Воронин

Обсуждена

на заседании кафедры «Реклама»

Протокол № 5 от «24» февраля 2005 г.

Обсуждена и одобрена

учебно-методическим советом Института социологии и управления персоналом

Протокол № 4 от «16» марта 2005 г.

Обсуждена и одобрена

на Совете по гуманитарному образованию ГУУ

Протокол № «_____»_____________ 2005 г.

1. Организационно-методические указания

Актуальность изучения данной дисциплины объясняется сложной мозаикой социальных взаимосвязей и взаимодействий в современном обществе, необходимостью понимания менеджерами любой сферы деятельности глубинных причин, механизмов и закономерностей возникновения, развития и протекания различных социальных явлений и процессов.

Дисциплина преследует цель обеспечить необходимый уровень мировоззренческой подготовки менеджеров различных сфер деятельности, т.е. способности объективно анализировать общественные процессы и явления, давать им правильную оценку, а также уровень профессиональной подготовки — умению применять полученные знания в практической деятельности.

11 стр., 5145 слов

Понятие общения в различных науках

... знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, ... феномен может быть описан другими понятиями, выражающими различные формы и виды взаимосвязей, взаимодействий, взаимоотношений ... доминировало и в философских и в психологических науках, хотя, акценты делались самые разнообразные: от малосущественных ...

Изучение дисциплины «Социология» осуществляется в логической последовательности и во взаимосвязи с дисциплинами: «Философия», «Логика», «Политология», «Социальная психология», «Экономическая теория», «Основы менеджмента» и другими.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

• изучить процесс возникновения и развития идей об устройстве общественной жизни и основные исторические этапы становления социологии как науки;

• освоить методологию познания социальных явлений и их закономерностей, особенности познания личности, факторов, влияющих на ее формирование, а также логику процессов возникновения и функционирования больших и малых социальных групп, социальных институтов, организаций, их структур и функций;

• овладеть современными социологическими теориями и концепциями, школами и направлениями, а также методикой конкретных социологических исследований.

На лекционных занятиях до студентов доводится содержательный, теоретический и методический материал по ключевым вопросам дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает глубокую проработку вопросов программы, прежде всего, на основе первоисточников классической литературы, современных публикаций, оригинальной отечественной и зарубежной литературы.

Содержание программы учебной дисциплины соответствует о новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина «Социология» рассчитана на 60 часов и изучается в течение одного семестра.

Формы контроля: промежуточный – контрольное задание (реферат);

итоговый – зачет.

2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ

Наименование темы

Объем работы студентов (час)

Всего часов

3,5 года

4 года

6 лет

Аудитор.

С/р

Аудитор.

Аудитор.

С/р

Лек.

Кон.

Лек.

Кон.

С/р

Лек.

Кон.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема 1.Объект и предмет социологии. Историко-социологическое введение.

6

6\6

6\6

5\5

Тема 2.Западноевропейская социология. Классический период.

6

6\6

6\6

5\5

Тема 3.Основные направления и школы американской социологии.

6

6\6

6\6

5\5

Тема 4. Социологическая мысль в России. Особенности ее становления и развития.

6

6\6

6\6

5\5

Тема 5.Социология личности. Структура, типология, процесс социализации.

6

6\6

6\6

6\5

Тема 6. Общество как система. Социальные отношения, процессы, движения. Социальные группы, институты, организации.

7

7\6

6\5

6\5

Тема 7. Основные социологические концепции и модели развития цивилизации.

7

7\6

6\5

6\6

Тема 8. Социальная мобильность. Социальные противоречия и конфликты.

8

7\7

7\6

6\6

Тема 9. Методика организации и проведения конкретных социологических исследований.

8

7\7

7\6

6\6

Всего часов на освоение учебного материала

60

2\4

58\

56

2\4

2\4

56\

52

6\8

4\4

50\

48

Фомы контроля: промежуточный – контрольное задание

итоговый – зачет.

3. Список литературы.

Основная литература.

1.Социология. Общий курс. Учебник для вузов. Кондауров В.И., Коханов Е.Ф.,

Куртиков Н.А и др. М..2004

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. М., 2004.

3. Добреньов В.И., Кравчено А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.

4. Смелзер Н. Социология. М.,2002.

5.Фролов С.С. Социология. М., 2004.

Дополнительная литература.

  1. Александров Т.Ф. История социологических утопий. М., 1969.
  2. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  3. Аристотель. Соч. в 4-х томах, т.4. М., 1983. «Политика», книги 4,5,6,7, с.486-627
  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  5. Артемьев Г.П. Политическая социология. М.. 2002.
  6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1989.
  7. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1989
  8. Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное нововведение // Социологические исследования. 1990. № 8. С.87-93.
  9. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.,1990.
  10. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.
  11. Волков И. П. Социометрические методы в социально- психологическом исследовании. Л., 1970.
  12. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М. 1991.
  13. Ганышев А.Н. Аристотель. М., 1990.
  14. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура М., 1997.
  15. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. М., 1995
  16. Гречихин В. Г. Лекция по методике и технике социологических исследований. М., 1989.
  17. Громова О.Н.. Конфликтология. Курс лекций. М.2000.
  18. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.
  19. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1990.
  20. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1997.
  21. Ильенков Э.В. «Что же такое личность?»// «С чего начинается личность?» М.,1984.
  22. Ильин И.А. Избранные статьи. М.,1983./ О монархии и республике. Вопросы философии, 1991, № 4,5.
  23. Интерпретация и анализ данных в исследовании. М.,1987.
  24. Ионин Л.Г.. Социология культуры. М. 1996.
  25. Как провести социологическое исследование. М.,1990.
  26. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. Спб.. 2004.
  27. Клигер С. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978.
  28. Ковалевский М.М. Социология Т. 1-2, С-П., 1910.

  1. Кондауров В.И. Инновационная социология // В сборнике «Актуальные вопросы управления» Вып. 1. М. 1999.
  2. Копырин B.C. Процесс общественного развития и «Теория стадий» У. Ростоу. М.,1967.
  3. Кравченко А.И. Социология. М.2000.
  4. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – н. XX в. М., 1993.
  5. Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв. в 2-х томах. М., 1965.
  6. Леонтьев А. Н.. Деятельность, сознание, личность. М. 1977.
  7. Ленин В.И. Что такое «друзья народа…» (Полн. собр. соч. т.1).
  8. Ленин В.И. Государство и революция. Собр. Соч., т. 33 (с.91-95).
  9. Липсет С. Политическая социология. М.,1965.
  10. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.,1995.
  11. Маркс К. Предисловие к критике политической экономики. Соч., т. 13, с.5-9.
  12. Маслов П.П. Статистика в социологии. М.,1971.
  13. Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М.,1977.
  14. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
  15. Медынский В. Г., Шаршунова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.1997.
  16. Нерсесянц B.C., Платон. М., Юридич. лит., 1984.
  17. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990
  18. Осипов Г.В. Социология. М., 1995.
  19. Осипова Е. В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1977.
  20. Основы прикладной социологии. М., 1996.
  21. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.. 2002.
  22. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. фил. произв. В 5-ти томах. М., 1956-58.
  23. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.,1993.
  24. Пушкарева Г.В. Социальная стратификация. М.,1980.
  25. Рабочая книга социолога. М.,1984.
  26. Радаев А.А., Шкаратан А.К.. Социология стратификации. М. 1995.
  27. Радугин А.А., Радугин А.К. Социология. Курс лекций. Воронеж, 1994.
  28. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
  29. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  30. Соловьев В.. Собрание сочинений. Т1-2. М. 1989.
  31. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.,1991.
  32. Социология. Учебник под редакцией В.Н. Лавриненко. М., 2000.
  33. Социология 20-го века. Новейшая социология. Учебник. М., 1995.
  34. Социометрия. М., 1958.
  35. Утопический социализм. Хрестоматия. М. 1982.
  36. Тощенко Ж. Социология. М. 2001.
  37. Удальцова М.В. Социология управления. М.,1998
  38. Федотова Л.Н.. Социология рекламы. М. 1999.
  39. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1990
  40. Хромов Л.Н.. Рекламная деятельность. Петразаводск, 1994.
  41. Царевский П.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. Л.,1991.
  42. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Спб. 1999.
  43. Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

4. Содержание тем программы учебной дисциплины

Тема 1. Введение. Объект и предмет социологии. Историко-социологическое введение.

Понятие объекта и предмета социологической науки. Структура социологического знания. Мировоззренческая и познавательная функции социологии. Связь социологии с жизнью и другими общественными науками. Основные понятия социологии: «социальные отношения», «социальный факт», «социальный фактор», «социальная закономерность» и др.

Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни. Взгляды на общество, государство, личность в социальных учениях античного периода (Платон, Аристотель) и теоретиков первых социальных утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Уинстенли).

Литература: 1, 2, 5, 6, 10, 18, 23, 31, 49, 51, 60, 65, 68.

Методические рекомендации

. Изучая первую тему, студенту следует обратить внимание на понимание предмета социологии. Если другие общественные науки изучают общество с какой-либо одной определенной точки зрения, например экономических отношений (экономика), юридических (право), политических (политика) и т.д., то социология изучает общество, любое общественное явление или процесс с целостной, социальной точки зрения.

Целостный подход к анализу общественных отношений и явлений выступает главным методологическим постулатом, выдвинутым О. Контом, основателем социологии как науки.

Важно понять, что социологическое видение общества – это не только видение социологов – профессионалов. Оно складывается из взаимодействия всего многообразия общественных наук, а потому социологический подход и сама социология объективно выступают как интегрирующее целое во всей совокупности социального знания.

Студенту следует изучить по первоисточникам «Проект идеального государства» Платона, который он излагает в своих знаменитых трактатах «Государство» и «Законы», а также «Проект наилучшего государства» Аристотеля, изложенного им в трактатах «Этика» и «Политика.».

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем различаются обыденное и научное социологическое знание?
  2. Как определяется предмет социологии как науки?
  3. Охарактеризуйте ключевые понятия социологии: «социальный факт», «социальный фактор», «социальная закономерность», «социальный закон».
  4. Каковы основные функции социологии?
  5. Раскройте структуру социологического знания.
  6. Что означает «справедливость» по Платону и Аристотелю?

Тема 2. Западноевропейская социология. Классический период.

Социально-политические, экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки в Западной Европе.

О. Конт — основоположник научной социологии. Эволюционный принцип в социологии. О. Конт о классификации наук и «Законе трех стадий развития». Социальная статика и социальная динамика. Социальный прогресс и социальная гармония в учении О. Конта. Политическая концепция О. Конта.

Сущность концепции эволюции Г. Спенсера и его натуралистического подхода к анализу общественных явлений. Основные понятия социологической теории Г. Спенсера. Социальная интеграция и социальная дифференциация как выражение внутренней динамики и разнообразия форм жизнедеятельности общества.

Натуралистические социологические школы «одного фактора»: механическая, географическая, расово-антропологическая, биоорганическая, социал-дарвинистская, психологическая. Их сущность и основные черты.

Социология Э. Дюркгейма. Критика биологического и психологического редукционизма в социологии. Сущность «социологизма» Э. Дюркгейма. Концепция социальной солидарности.

Материалистическое понимание истории К. Маркса. Определяющая роль способа материального производства в развитии общества. Диалектический принцип развития в социологии.

Проблема социального конфликта и классовой борьбы в марксистской социологии.

М. Вебер — основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия. Концепция «идеального типа». Социологический анализ типологии власти.

Литература: 1, 2, 9, 15, 17, 24, 31, 44, 52, 62

Методические рекомендации

При изучении данного раздела необходимо усвоить, что возникновение социологии в качестве самостоятельной области научного знания обусловлено воздействием целого ряда факторов, объективно сложившихся в ряде западноевропейских стран – Франции, Англии, Германии и др. Это — дезинтеграция, неравенство, социальное расслоение, урбанизация, рост преступности и др.

Огюст Конт (1798-1857), французский философ – позитивист, был одним из основоположников социологии как науки. Он впервые ввел в научный оборот и сам термин «социология».

Концепция Конта, суть которой отражена в его основных произведениях «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики», базируется на натуралистических подходах к явлениям общественной жизни, на попытках построить систему социологического звания на основе использования естественнонаучной методологии. Натуралистическую традицию в социологии продолжил Г. Спенсер. Главная идея эволюционистской концепции Г. Спенсера состоит в систематическом проведении им прямой аналогии между биологическим и социальным организмами. Основное внимание на данной теме следует обратить на основателя «собственно социологической школы» Э. Дюркгейма, девизом которой стало положение «социальное объяснить социальным». Критикуя натуралистический подход в социологии своих предшественников, Дюркгейм подчеркивает, что общество – это особая реальность, обладающая качественной спецификой, и она не сводима ни к каким природным основаниям, ни к механике, ни к физике, ни к биологии. Концепции « понимающей социологии» М. Вебера и Материалистического понимания истории К.Маркса помогут более глубоко осмыслить суть социума и закономерности его развития.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте в целом характеристику западноевропейской социологии.
  2. Укажите различие подходов к изучению общества О.Контом и Э. Дюркгеймом.
  3. Раскройте сущность материалистического понимания истории по К.Марксу.
  4. Что означает выражение «понимающая социология» (М.Вебер) и «коллективное сознание» (Э.Дюркгейм).

Тема 3. Основные направления и школы американской социологии.

Особенности социально-экономического и политического развития США. Характер влияния западноевропейской и русской социологической мысли на американскую социологию конца XIX- начала XX в. Академическое и эмпирическое направления социологии США. Чикагская социологическая школа.

Структурный функционализм Т. Парсонса и его «теория социального действия».

Эмпирическая социология (У. Томас, Ф. Знанецкий, Д. Морено).

Прагматическая направленность американской прикладной социологии. Социальная инженерия и диагностическая социология как основные исследовательские методы американской прикладной социологии. Индустриальная социология. Социологическое понятие менеджмента. Социология и социальная психология. Социометрический метод Дж. Морено.

Литература: 1, 2, 4, 7, 31, 54, 62, 64, 66, 67.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на те особенности социально-экономического и политического развития США, с которыми связано становление социологии: динамика развития, потребность практики в ее изучении и др.

Существенный вклад в развитии мировой социологической мысли на американской почве связан, прежде всего, с всесторонней разработкой прикладных направлений в социологии. Студенту предлагается уяснить один из наиболее распространенных эмпирических методов социологических исследований – социометрический метод Д. Морено. Суть метода – исследование межличностных отношений в малых группах. Также необходимо овладеть такими понятиями школы Д. Морено, как «психодрама», «социодрама», «социометрическая революция» и др.

Важное место в американской социологии занимает Т. Парсонс – основоположник школы структурно-функционального анализа. Она включает в себя такие понятия, как «теория социального действия», «структура», «функции», «адаптация», «целеполагание», «интеграция», «социальное равновесие» и др. Необходимо глубоко и содержательно усвоить интересную постановку вопроса Парсонсом об основной задаче теоретической социологии. По его мнению, она сводится к «интеграции социальных систем, включая в первую очередь препятствия к ее достижению и случаи безуспешной интеграции».

Развитие американской социологии в течение определенного периода было связано с нарастающим противоречием между общей теоретической социологией и ее прикладными направлениями. Каждое из них полагалось на собственную базу, демонстрируя откровенную ненадобность друг в друге. Это противоречие, зашедшее в определенный гносеологический тупик, было разрешено рождением «теории среднего уровня» Р. Мертона. Студенту следует усвоить роль и значение теории среднего уровня, ее влияние на развитие отраслевых направлений в современной социологии.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте в целом характеристику американской социологии.
  2. Охарактеризуйте основные направления американской социологии
  3. Раскрыть сущность теории социального действия Т.Парсонса и его структурно-функциональной школы.
  4. Раскройте содержание и область применения социометрического метода Д.Морено.

Тема 4. Социологическая мысль в России. Особенности ее становления и развития.

Исторические корни, социально-экономические и политические условия возникновения и развития социологической мысли в России во второй половине XIX века. Влияние западноевропейской и русской национально-культурной традиций на формирование общественной мысли.

Проблема метода в русской социологии. Полемика В. Ленина и Н. Михайловского о роли субъективного и объективного факторов в социологии. Русская социология как идеология национального духа. Понятие «Русской идеи», ее истоки и социальный смысл.

Основные направления, школы и течения в русской социологии:

Академическое направление (П. Сорокин, Ковалевский М.М.);

Идеологическое направление:

• Христианский гуманизм (В Соловьев, И. Ильин, Н. Бердяев и др.);

• Анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин);

• Марксизм (Г. Плеханов, В. Ленин).

Русская (этико-субъективная) социологическая школа П. Лаврова и Н. Михайловского.

Литература: 1, 2, 11, 12, 14, 20, 27, 33, 37, 38, 40, 41, 43, 47, 64, 74.

Методические рекомендации

При изучении вопроса данного занятия необходимо опираться на знания, приобретенные на курсах обществоведения и отечественной истории. Уметь выделить в историческом пути России социально-исторические и идейные корни духовности, истоки и социальный смысл «Русской идеи». Важно понять, как эта идея стала идеологическим базисом образования Московского царства, становления и развития государства Российского.. Необходимо уяснить также и то, как характер развития духовности оказал в конечном итоге влияние на становление и развитие русской социологической мысли, ее мировоззренческой, гуманистической ориентации.

Среди многообразных социологических школ, возникших в России во второй половине XIX и начала XX веков, следует особо выделить «Русскую социологическую школу» П. Лаврова и Н. Михайловского, заложивших теоретические основы новейшего направления современной социологии – социологии исследования социальных нововведений (инновационной социологии), а также работы нашего соотечественника, первого русского профессора социологии Питирима Сорокина. Его теории социальной стратификации и социальной мобильности, взгляды на предмет социологии, ее структуру и функции не только не устарели, а напротив, более чем современны и корректны.

Важное место в русской социологии занимают христианско-гуманистическое направление (В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др.), социология анархизма, представленная М. Бакуниным и П. Кропоткиным, а также марксистская социология в лице ее наиболее ярких последователей (Г. Плеханова, В. Ленина).

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте основные направления русской социологии.
  2. Раскройте содержание понятия «Русская идея», ее истоки и социальный смысл.
  3. Раскройте сущность субъективного метода Руссой социологической школы (Н.Михайловский, П.Лавров).
  4. Назовите представителей христианско-гуманистического направления в русской социологии и охарактеризуйте их взгляды.
  5. Дайте характеристику взглядам представителей анархистского и марксистского течений в русской социологии, подчеркнув их сходство и различие по вопросам государства, религии, собственности, путей развития общества в целом.

Тема 5. Социология личности

Многообразие подходов к проблеме личности в мировой общественной мысли изложены в самых разнообразных концепциях (теологической, натуралистической, психологической, биосоциальной, трансцендентальной, космической, социальной).

Специфика исследования личности в современных социологических концепциях (фрейдизм (неофрейдизм), бихевиоризм (необихевиоризм), вульгарный социологизм, экзистенциализм, позитивизм, марксизм).

Личность как объект и элементарная системная единица общественных отношений. Структура личности. Факторы, влияющие на формирование личности. Понятие индивидуальности. Личность как социальный тип.

Сущность процесса социализации. Вхождение личности в социальные общности. Этапы и особенности социализации. Социализация и адаптация. Социальный контроль и девиация.

Социальные статусы. Принцип статусного разделения. Изменение предписанных статусов и отношений в обществе. Достигаемые статусы и роли. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Ролевой набор.

Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Виды ролевых конфликтов и особенности личностного поведения. Способы избегания ролевых конфликтов. Неосознанные способы избегания ролевых конфликтов: разделение ролей, рационализация ролей. регулирование ролей. Система социальных ролей в обществе и проблема социального порядка. Личность и культура.

Литература: 2, 5, 26, 39, 50, 55, 72.

Методические рекомендации

Проблема личности в философской и социологической литературе является одной из самых сложных. При ее изучении необходимо ознакомиться с многообразием подходов к решению этой проблемы в мировой общественной мысли, а главное уяснить что проблема личности (человека) это — прежде всего проблема:

его происхождения и сущности:

природа его талантов, способностей и социальных качеств:

проблема его формирования (обучения и воспитания).

Именно под этим углом зрения необходимо рассматривать все многообразие концепций и пытаться определить их подлинную ценность.

С этой точки зрения целесообразно рассмотреть так называемые натуралистические концепции личности, наиболее характерные для представителей вульгарно-материалистических, субъективно-идеалистических и религиозных течений общественной мысли, а также социологические, приверженцами которого являются П.Сорокин, Эмиль Дюркгейм, К. Маркс. Сущность марксистского понимания личности наиболее ярко и оригинально изложена в работах одаренных приверженцев научного марксизма Э. Ильенкова, Леонтьева и др. Студенту следует также проанализировать сущность полемики по вопросу о личности. Она активно велась между представителями экзистенциализма (Ж.П. Сартра и советскими марксистами), которая сводилась к отстаиванию, с одной стороны, позиции о том, что сущность бытия личности коренится в социуме, в теле человеческой цивилизации, которая и составляет природу личности, ее качества, с другой – эта сущность пребывает в индивидуальном качестве.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое «личность»? Раскройте содержание этого понятия.
  2. Что входит в понятие «структура личности»?
  3. Что такое «социальный статус» и «социальная роль»?
  4. Каково соотношение биологического и социального» в процессе формирования (социализации) личности?
  5. Дайте характеристику понятия «творческая индивидуальность».

Тема 6. Общество как система. Социальные отношения, процессы, институты, организации, группы

Понятие общества, социальной системы и социальной структуры. Социальные процессы в современном обществе. Социальные изменения. Социальная революция и реформы. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Этническая и социально-классовая структуры общества. Профессионально-квалификационная структура как показатель уровня социального развития. Территориально-поселенческая структура и проблема миграции населения.

Понятие и классификация социальных групп. Первичные и вторичные, малые и большие группы, ингруппа и аутгруппа, референтная группа и другие. Основные виды квазигрупп.

Групповая динамика и лидерство. Различные типы лидерства: формальный и неформальный; авторитарный, демократический и анархический.

Социальные организации, социальные институты. Социологические теории организаций. Организация, управление, бюрократия. Цели организации и организационное поведение. Понятие и виды базовых социальных институтов.

Общественное мнение как институт гражданского общества.

Мировая система и процессы глобализации.

Литература: 2, 4, 5, 19, 35, 57, 59, 61, 62, 64.

Методические рекомендации

В современном языке термин «общество» используется для обозначения самых разных реалий. Изучая данную тему, важно овладеть научным понятием «общество». Разные источники определяют понятие «общество» по-разному, концентрируя внимание то на одной, то на другой стороне этой универсальной целостности: общество как ансамблю человеческих отношений (Маркс), как надорганическая система бытия (Сорокин), как часть материального мира, включающая в себя различные способы взаимодействия людей и т.д.

При выяснении понятия «общество» следует прибегнуть к сравнению и определить близкие по значению понятия, такие как «страна», «государство», «гражданское общество». Более полное представление об обществе как важной социологической категории может дать рассмотрение истории развития общества с точки зрения наиболее распространенных в современной науке подходов: формационного и цивилизационного. Данные подходы наиболее наглядно проливают свет на многоликую картину социума, многообразие его структур.

Студентам рекомендуется на данном занятии разобрать также различные социально-экономические и социально-классовые теории классиков мировой социологии (Маркса, Вебера, Сорокина, Парсонса и др.).

Особое внимание при изучении данной темы следует обратить внимание на специфику проявления социальных законов, на системный характер социального познания, роль диалектического метода в этом познании, исследовать все многообразие проявлений социальности: социальные взаимосвязи, контакты, социальные действия, взаимодействия, социальные отношения, структуры, организации, социальные процессы и движения. Наконец, следует всесторонне разобрать вопрос о том, что представляет собой исторический прогресс.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит особенность системного подхода изучению общества?
  2. Сущность теории социальной стратификации и социальной мобильности.
  3. Назвать и охарактеризовать современные теории социального расслоения.
  4. Миграция населения, ее основные причины и виды.

Тема 7. Основные социологические концепции и модели развития мировой цивилизации

Теории социальной общности:

•социальной мобильности (П. Сорокин)

•классовой дифференциации (К. Маркс, В. Ленин)

•среднего класса (Р. Даррендорф, Д. Гэлбрейт)

•элиты (В. Парето, Р. Уильямс, Г. Джильберт, А. Тойнби).

Технократические концепции:

•стадии экономического роста (У. Ростоу);

•единого индустриального общества (р. Арон);

•нового индустриального общества (Д. Гэлбрейт);

•постиндустриального и технотронного общества (Д. Белл, Г. Кан,

Э. Бжезинский и др.).

Политические модели:

•тоталитарная (СССР, Восточная Европа, Китай, Куба и др.)

•социал-демократическая (Швеция, Австрия, Германия);

•неоконсервативная (США, Англия);

•посттоталитарная (новая Россия и страны СНГ).

Литература: 2, 4, 5, 19, 35, 57, 59, 64.

Методические рекомендации

При изучении вопросов настоящего занятия необходимо активно использовать те знания, которые накоплены на предыдущих занятиях. Отправляясь от уже рассмотренных моделей развития классиков мировой социологии (Маркса, Вебера, Дюркгейма, Парсонса) сосредоточить внимание на так называемых альтернативных проектах, в частности на технократических концепциях Ростоу, Арона, Гэлбрейта (понятия «доиндустриальное», «традиционное», «индустриальное», «постиндустриальное», «технотронное» и др. общества).

Рассматривая «политические модели», важно отметить, как формировалась та или иная модель и в каких странах, особенности их исторического пути, каковы экономические, классовые, геополитические, национальные, культурные, религиозные и иные факторы, положительно или отрицательно повлиявшие на развитие того иного общества, его модели.

Важным вопросом настоящего раздела является попытка проанализировать современное состояние развития мировой цивилизации, наиболее типичных для данного периода моделей, а главное, остановиться на конкретно-историческом материале и опыте современной истории России.

При рассмотрении ключевых вопросов настоящего занятия студентам можно предложить проанализировать некоторые современные футурологические концепции, связанные с попыткой предвидения будущего развития мировой цивилизации, в частности концепции Римского клуба, работы А.Солженицына на тему «Как нам обустроить Россию» и др..

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте два основных современных подхода к исследованию мировой цивилизации: формационный и цивилизационный.
  2. Каков характер влияния мировоззрения исследователя на методологию и логику социального познания.
  3. Охарактеризуйте сущность социально-классовых и технократических моделей развития.
  4. Что такое теория конвергенции и актуальны ли ее идеи в современную эпоху?

Тема 8. Социальная мобильность, социальные противоречия и конфликты.

Понятие социальной мобильности, ее природа. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Миграционные процессы в современном обществе. Влияние социальной мобильности на изменение структуры общества. Ранговые и номинальные параметры социальной структуры по П.Блау. Гетерогенность и неравенство: понятие и различия. П.Сорокин об экономической, политической и профессиональной стратификации.

Социальное неравенство и классовое расслоение. Историческая эволюция взглядов на проблему стратификации. Марксистская концепция классов. Веберовское представление о собственности, власти и престиже как основе иерархического построения любого общества. Типология классов по М.Веберу. Современные модели социальной стратификации.

Социальная стратификация, социальные противоречия и социальные конфликты. Теории социальных конфликтов. Характеристика конфликтов, причины и условия их возникновения. Способы управления социальными конфликтами.

Социальные движения и их виды.

Литература: 1, 2, 4, 5, 19, 22, 25, 57, 59, 62, 64.

Методические рекомендации

. Социальные противоречия и конфликты, проблемы стратификации (социального расслоения), рассмотренные в предыдущих темах (П.Сорокин), занимают в социологии одно из приоритетных мест. Это объясняется тем, что, во-первых, социальная структура общества является базисной (основной) при изучении всех явлений и процессов, а во-вторых, сама теория стратификации служит методологическим основанием для формирования теории социальной мобильности.

Важно уяснить такие понятия, как «горизонтальная мобильность», «вертикальная мобильность», восходящие и нисходящие процессы в ней, а также понятия «скорости мобильности», ее интенсивности, а также суммарного показателя. Студент должен понять, что теория социальной мобильности – это не чисто академическая категория. Она имеет самое широкое применение в практике социологических исследований, когда требуется определить качество и характер развития той или иной социальной общности, ее динамику, или, напротив, застойные тенденции.

При рассмотрении темы «социальные конфликты» необходимо понять, что теоретическую основу современной конфликтологии составляет диалектическое учение о противоречиях, которые пронизывают весь природный, социальный и духовный мир. Однако конфликт – это не любое противоречие, а его наиболее острая форма, чреватая конфликтующим сторонам нанесением взаимного ущерба, как физического, материального, так и духовно-нравственного. Для более глубокого понимания конфликта необходимо рассмотреть его истинные истоки, движущие силы, этапы, а также наиболее эффективные способы его разрешения в социальной практике.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое социальная мобильность, и какова ее природа?

2. Вследствие каких причин возникает мобильность?

3. Охарактеризуйте основные виды социальной мобильности.

4. Что такое социальный конфликт и каковы причины его возникновения?

5. Назовите и охарактеризуйте современные школы конфликтологии.

6. Способы разрешения социальных конфликтов.

7. Охарактеризуйте последствия социальных конфликтов.

Тема 9. Методика организации и проведения конкретных социологических исследований.

Социология как инструмент научного познания и преобразования общества. Определение основных понятий: методология, методика, техника, процедура исследования. Классификация проблемных ситуаций социальной сферы, рассматриваемых как предмет социологических исследований. Типы исследований.

Концептуальная модель проекта социологического исследования. Виды исследования. Основные этапы конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования: цели, задачи, гипотезы исследования; определение объекта и предмета, составление рабочего плана исследования; выборка. Измерение социальных явлений и процессов. Проблемы информационного обеспечения исследований. Особенности разработки инструментария исследования и применения методов в ходе изучения инновационных процессов.

Методы сбора первичной социологической информации. Наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование, социологический тест).

Анализ документов, контент-анализ, структурный анализ малых социальных групп, социальный эксперимент. Особенности, достоинства и недостатки каждого метода.

Методы обработки и анализа эмпирических данных. Подготовка первичной информации к ее обработке. Обобщение и отображение результатов исследования. Интерпретация полученных данных.

Социальная динамика как предмет социологического исследования. Социологические данные как основа для планирования и прогнозирования развития социальных процессов. Использование результатов социологических исследований в практике управления.

Литература: 2, 3, 16, 21, 28, 30, 32, 34, 36, 45, 46, 53, 58, 75.

Методические рекомендации

Настоящая тема предполагает комплексное изучение всех основных стадий и этапов прикладного социологического исследования, возможность дополнительного уяснения процесса профилизации образования, умение теоретически и практически исследовать управленческую сферу во всем ее разнообразии, стратегию и тактику PR, а также рекламного дела. Овладение ими должно быть направлено не только на усвоение вопросов разработки программы социологического исследования, всех необходимых процедур со сбором первичной социологической информации, обработке и анализа ее и т.д., но, прежде всего, умению придать этим классическим процедурам конкретный отраслевой характер, обусловленный теми особенностями, которыми обладают объекты и предметы социологического исследования в управленческой сфере.

Одним из важнейших аспектов рассматриваемой темы занятия является знакомство с одним из новых направлений в современной прикладной социологии – исследованиях социальных нововведений, то есть инновационной социологии. Здесь важно показать и понять, что классическая, традиционная социология, опирающаяся на преимущественно количественные, статистические методы анализа, не противоречит аналитической, инновационной методике и методологии, а существенно дополняет последнюю, выступая в качестве существенной и необходимой стороны всего социологического познавательного процесса .

Вопросы для самоконтроля

1.Социология изучает не только «человека в обществе», но и «общество через человека2. Согласны ли Вы с таким мнением? Да, нет. Почему7

2. Раскройте структуру программы конкретного социологического исследования и охарактеризуйте назначение каждого из ее раздела.

3. Что такое «генеральная» и «выборочная» совокупности. Охарактеризуйте процесс выборки.

4. Назовите основные методы и процедуры конкретного социологического исследования и охарактеризуйте их особенности.

5. Дайте развернутые характеристики методам «социометрии» и «контент-анализа».

5. Контрольные задания и методические указания к их выполнению.

1. Выбор темы контрольного задания (реферата) осуществляется в соответствии с последней цифрой номера студенческого билета — от 0 до 9. Для каждого номера предлагается 4 варианта тем. Студент может выбрать любую из пред­ложенных тем.

2. Реферат должен быть представлен в машинописном виде объемом 20—25 страниц для студентов 3-летнего срока обучения и 12—15 страниц для студентов 4- и 6-летнего сроков обучения. Превышение указанного количества страниц нежелательно. Основной критерий оценки — исчер­пывающие ответы на вопросы, поставленные в теме, и их аргументация ..

3. В заключении следует сделать обобщение и сформулировать вы­воды.

4. В реферате должен быть представлен план работы, а также список используемой литературы. (Образец титульного листа см. в Приложении 1).

Темы контрольных заданий ( рефератов)

Вариант 1

1. Социология как наука. Предмет социологии и ее основной вопрос.

2. О. Конт об иерархии наук и законе трех стадий развития.

3. Сущность субъективного метода в социологии П. Лаврова.

4. Социальные противоречия и конфликты.

Вариант 2

1. Структура и уровни социологического знания

2. Теория социального действия Вебера—Парсонса.

3. Культура и личность. Мировоззренческие факторы развития лич­ности.

4. Рабочая гипотеза в социологическом исследовании.

Вариант 3

1. Социология и другие общественные науки.

2. Основные черты западноевропейской социологии.

3. Социальные группы.

4. Качественные методы в социологии.

Вариант 4

1. Объект и предмет социологического исследования.

2. Концепция социальной солидарности Э. Дюркгейма.

3. Процесс социализации личности. Социальные роли и социальные статусы.

4. Анализ и обработка социологической информации.

Вариант 5

1. Понятия «социальный факт», «социальный фактор», «социальный закон», «закономерность».

2. Основные характеристики социологических школ «одного фактора».

3. Организация и управление: социологический аспект анализа.

4. Контент-анализ как метод сбора социологической информации.

Вариант 6

1. Социальные институты и организации.

2. Социологическая мысль в России. Особенности ее становления и развития.

3. Проблема объективности социологического знания. Роль субъек­тивного фактора в социологии.

4. Программа социологического исследования, ее структура и функ­ции.

Вариант 7

1. Современные социологические концепции и модели общественно­го развития.

2. Сущность материалистического понимания истории по К. Марксу.

3. Социометрический метод. Сущность и основные черты.

4. Социологический портрет предпринимателя.

Вариант 8

1. Социальная сущность личности и ее структура.

2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина.

3. Социальное неравенство.

4. Статистические методы анализа социологической информации.

Вариант 9

1. Социально-классовая структура общества и социальные отношения.

2. Русская социология как идеология национального духа. Понятие «русская идея», ее истоки и социальный смысл.

3. Сущность формационного и цивилизационного подходов в иссле­довании общественных систем.

4. Общественное настроение и коренной интерес: различие механиз­мов изучения и формирования.

Вариант 10

1. Социология конфликта.

2. Американская эмпирическая школа.

3. Теория рациональности М. Вебера.

4. Проекты «идеального государства» Платона и «наилучшего госу­дарства» Аристотеля.

6. Категориальный аппарат дисциплины

(КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ).

Адаптация, анкетирование, бюрократия, взаимодействие социальное, власть, выборка, гипотеза, группа социальная, движение социальное, динамика социальная, закон социальный, институционализация социальная, интервью, исследование социологическое, квазигруппа, класс, кооперация, конкуренция, культура, коллективное сознание, контркультура, контроль социальный, конфликт, лидерство, личность, методы социологические, мировоззрение, мобильность социальная, нормы социальные, национальная идея, общество, общественная солидарность, отношения социальные, отклоняющееся поведение, прикладная социология, процессы социальные, роль социальная, социальная общность, социальное отношение, социальное, социологическое прогнозирование, страты социальные, субкультура, социальный закон, социальный конфликт, социальный факт, социальный фактор, социальный статус, социальная роль, стратификация, социальная мобильность, социальный процесс, социальная инновация, специальные социологические теории, ценностные ориентации, установка, формация, цивилизация, этнос.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет управления»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра рекламы

Контрольное задание

по дисциплине «Социология»

Тема _____________________________________________________________

Выполнил(а) студент(ка) заочной формы обучения

Специальности_______________________________

специализации________________________________

____курса _____группы______

№ студенческого билета (зачетной книжки)____________________________

________________________ _____________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Проверил преподаватель

(ученая степень, звание) подпись инициалы фамилия

Москва – 200_ г.

19