Темы для самостоятельного изучения. Название дисциплины, МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности

Название дисциплины, МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности

Примерные вопросы, ситуации, задания к зачету, дифференцированному зачету, экзамену

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

2. Перспективы развития дополнительного образования детей в России.

3. Философские основы современного образования

4. Современные психолого-педагогические концепции образования.

5. Закономерности психологического развития личности ребенка.

6. Сущность образовательного процесса. Характеристика образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

7. Педагог учреждения дополнительного образования детей. Культура педагогического труда.

8. Принципы социальной педагогики.

9. Сущность методов социально-педагогической деятельности.

10. Социализация как социально-педагогическое явление.

11. Социально-педагогическая характеристика воспитания как общественного явления.

12. Социально-педагогические технологии.

13. Существенные признаки технологичности социально-педагогической работы. Технологичность и творчество в социально-педагогической работе.

14. Технология реализации коммуникативной, психотерапевтической социально-профилактической и реабилитационной функций

15. Социально-педагогическая характеристика целей, задач, направлений деятельности учреждений дополнительного образования.

16. Социально-педагогический анализ форм, методов и основных принципов образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.

17. Целеполагание в социально-педагогической деятельности — основа ее планирования и программирования.

18. Планирование работы педагога дополнительного образования

19. Методика подготовки и проведения занятия

20. Общепедагогические подходы к организации и проведению занятий с трудными детьми.

21. Социально-педагогическая работа с неформальными группами в детско-юношеской среде

22. Соблюдение психологических возрастных и индивидуальных особенностей личности детей.

23. Реализация воспитательных, образовательных , развивающих задач в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.

24. Каникулярное время детей как социально-педагогическая компонента деятельности учреждений дополнительного образования детей

25. Порядок принятия в объединения дополнительного образования (группу, клуб, студию, ансамбль, секцию, кружок, театр и другие).

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... поддержание отношений с детьми, родителями, администрацией, коллегами   - Отчего будет зависеть качество педагогической деятельности?   На уровень и качество педагогической деятельности влияет степень ... (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками

26. Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей.

27. Характеристика основных функций одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам.

28. Проблема познавательного интереса как актуальная проблема психолого-педагогической науки. Основные направления совершенствования работы социального педагога и педагогические условия развития мотивации детей и подростков к выбранному виду деятельности.

29. Педагогический мониторинг в работе педагога дополнительного образования

30. Диагностико-прогностическая система педагога дополнительного образования

31. Проблема творчества и творческой индивидуальности: генезис и современность.

32. Особенности социально-педагогической деятельности с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.

33. Понятие деструктивного поведения

34. Социализация и деструктивное поведение

35. Предпосылки, факторы и механизмы формирования деструктивного поведения

36. Асоциальное поведение. Формы проявления асоциального поведения

37. .Девиантное поведение. Формы проявления девиантного поведения

38. .Делинквентное поведение. Формы проявления делинквентного поведения

39. Криминальное поведение. Особенности преступлений несовершеннолетних

40. Понятие и сущность профилактической работы с детьми из группы риска

41. Основные направления профилактики деструктивных отклонений

42. Профилактика деструктивных отклонений в деятельности педагога дополнительного образования

43. Понятие и сущность коррекционной работы с детьми с группы риска

44. Основные направления коррекции деструктивных отклонений

45. Определение целей и задач, формы, методов коррекционного мероприятия

46. Методическая разработки коррекционного мероприятия

47. Понятие и сущность реабилитационной работы с детьми из группы риска

48. Организация социально-педагогической работы в общеобразовательной школе.

49. Организация социально-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе.

50. Организация социально-педагогической работы в центрах дополнительного образования.

 

2. Темы домашних контрольных работ с планом выполнения, литературой.

Тема 1. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей

План:

Введение

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

2. Перспективы развития дополнительного образования детей в России.

Заключение

 

Тема 2. Теоретические основы воспитания и дополнительного образования детей

План:

Введение

1. Философские основы современного образования

2. Современные психолого-педагогические концепции образования.

3. Закономерности психологического развития личности ребенка.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

 

Тема 3. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования

План

Введение

1. Сущность образовательного процесса.

2. Характеристика образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

3. Педагог учреждения дополнительного образования детей. Культура педагогического труда.

Заключение

 

Тема 4. Социально-педагогическая деятельность как инструмент социализации личности.

Введение

1. Принципы социальной педагогики.

2. Сущность методов социально-педагогической деятельности.

3. Социализация как социально-педагогическое явление.

4. Социально-педагогическая характеристика воспитания как общественного явления.

Заключение

 

Тема 5. Социально-педагогические технологии.

План:

Введение

1. Существенные признаки технологичности социально-педагогической работы.

2. Технологичность и творчество в социально-педагогической работе.

3. Технология реализации коммуникативной, психотерапевтической социально-профилактической и реабилитационной функций

Заключение

 

Тема 6. Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности

План

Введение

1. Целеполагание в социально-педагогической деятельности — основа ее планирования и программирования

2. Проблема моделирования и прогнозирования социально-педагогической деятельности.

3. Проектировочная деятельность педагога дополнительного образования

4. Планирование работы педагога дополнительного образования

Заключение

 

Тема 7. Психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

План

Введение

1. Общепедагогические подходы к организации и проведению занятий с трудными детьми.

2. Социально-педагогическая работа с неформальными группами в детско-юношеской среде

3. Соблюдение психологических возрастных и индивидуальных особенностей личности детей.

4. Реализация воспитательных, образовательных , развивающих задач в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.

Заключение

 

Тема 8. Основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей

План:

Введение

1. Порядок предоставления дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей.

3. Порядок принятия в объединения дополнительного образования (группу, клуб, студию, ансамбль, секцию, кружок, театр и другие).

4. Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей.

5. Характеристика основных функций одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам.

Заключение

 

Тема 9. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности

План:

Введение

1. Проблема познавательного интереса как актуальная проблема психолого-педагогической науки.

2. Основные направления совершенствования работы социального педагога и педагогические условия развития мотивации детей и подростков к выбранному виду деятельности.

3. Проблема формирования познавательного интереса в теории и практике современной школы.

1 стр., 400 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...

Факторы, приводящие к несовместимости в группе: •различия в ценностных ориентациях; •неприятие друг друга; •несинхронность умственных и двигательных реакций; •значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности. Основы совместимости Основы совместимости Бесконфликтное Согласованность общение действий Совместимость на основе Эмоциональная Деловая Срабатываемость составляющая ...

4. Основные направления совершенствования работы социального педагога и педагогические условия развития мотивации детей и подростков к выбранному виду деятельности.

Заключение

 

Тема 10. Педагогический мониторинг в работе педагога дополнительного образования

План:

Введение

1. Понятие педагогического мониторинга

2. Педагогическое прогнозирование. Критериальная карта педагогического мониторинга.

3. Программа, содержание педагогического мониторинга, требования к составлению его программы

4. Диагностико-прогностическая система педагога дополнительного образования

Заключение

 

Тема 11. Педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности

План:

Введение

1. Проблема творчества и творческой индивидуальности: генезис и современность.

2. Творческая индивидуальность как личностное образование

3. Методологические основы развития творческой индивидуальности.

4 . Модель развития творческой индивидуальности личности.

Заключение

 

Тема 12. Специфика работы с детьми разного возраста

План

Введение

1.Современные ценностные ориентиры детей и молодежи — главный вектор совершенствования социально-педагогической и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей.

2.Особенности социально-педагогической деятельности с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.

3. Психолого-педагогическая характеристика групп отдельных учащихся.

Заключение

 

Тема 13. Социально-психологические основы деструктивного поведения школьников

План:

Введение

1.Понятие деструктивного поведения

2.Социализация и деструктивное поведение

3.Состояние риска при деструктивном поведении

Заключение

 

Тема 14. Типы и формы проявления деструктивных отклонений

План:

Введение

1.Асоциальное поведение. Формы проявления асоциального поведения

2.Девиантное поведение. Формы проявления девиантного поведения

3.Делинквентное поведение. Формы проявления делинквентного поведения

4.Криминальное поведение. Особенности преступлений несовершеннолетних

Заключение

 

Тема 15. Профилактика деструктивных отклонений

План:

Введение

1. Группы риска

2.Основные направления профилактики деструктивных отклонений

3.Профилактика деструктивных отклонений в деятельности педагога дополнительного образования

Заключение

 

Тема 16. Педагогические требования к организации социально-педагогической деятельности

План:

Введение

1. Организация социально-педагогической работы в общеобразовательной школе.

2. Организация социально-педагогической работы в специальной (коррекционной) школе.

3. Организация социально-педагогической работы в центрах дополнительного образования.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... nbsp;          Психологические особенности детей: Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, ... и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, ... 1).  Какие бывают неблагополучные семьи 2).  Какие бывают дети со своими психологическими      и психопатологическими проблемами, ...

4. Организация социально-педагогической работы в социально-реабилитационном центре, детском доме.

Заключение

 

Темы для самостоятельного изучения

Задания для самостоятельной работы. 1. Составление «Карты педагогического наблюдения за обучающимися»

 

1. Составление «Карты педагогического наблюдения за обучающимися»

2. Изучение методов диагностики социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, метод интервью, метод экспертной оценки, мониторинг, биографический метод)

  1. Разработать конспекта занятия с использованием ИКТ
  2. Построить ход и сценарий профилактического мероприятия
  3. Разработать памятку для определения наличия аддикций у несовершеннолетнего.

 

Литература:

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы соц. педагога. М.: Академия, 2002. 208 с.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методы их использования М.: Академия, 2008. 352 с.

3. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Академия, 2002. 335 с.

4. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. 290 с.

5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика работы социального педагога / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 186 с.

6. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева [и др.] ; ред. В. П. Сергеева. — Москва : Академия, 2010. — 368 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – Изд. 10-е, перераб. – М.: Академия, 2011 ­­– 360 с.

8. Теоретические основы воспитания: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2010 – 272 с.

9. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–М.: АРКТИ, 2005.–с. 7-9.

10. Чеков М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции: Учебно-методическое пособие. – Самара: Изд.-во :Сам. ГПУ, 2000. – 33 с.

11. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 1996.- 24 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.–М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.–528 с.-с. 76

13. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.- с.52.

14. Горский В.А. Методологические основы содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. – 2003. – С. 29 – 34

15. Крылова Н.Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации образования//Новые ценности образования, выпуск 4(28), 2006.–с.3-7.

16. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: (вопросы и ответы) (учебное пособие)- М.: Центр «Школьная книга», 2008

Интернет-ресурсы:

— Библиотека Гумер: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/ .

12 стр., 5936 слов

Институт дополнительного профессионального образования

... процессу связаны: -   с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на ... и деятельностно-практического порядка; 2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как ...

— Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru

— Интерактивный электронный учебник по информатике: [сайт]. URL: (дата обращения 27.08.2014)

— Шауцукова Л.З. Информатика. Учебник. URL: http://www.kbsu.ru/~book/

— Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [сайт]. URL: http://window.edu.ru

— Информационно-методический сайт «Учитель&ученик»: [сайт]. URL:

— Информационно-методический сайт для учителей и школьников: [сайт]. URL:

— Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»: [сайт]. URL:

— Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»: [сайт]. URL:

— Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [сайт]. URL: http://window.edu.ru/window/catalog

— Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы: [сайт]. URL:

— Каталог Российского общеобразовательного портала: [сайт]. URL:

— Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования: [сайт]. URL:

— Конструктор образовательных сайтов: [сайт]. URL:

— Куб — электронная библиотека: [сайт]. URL: http://www.koob.ru/.

— Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Standart.edu.ru: [сайт]. [2012]. URL: (дата обращения: 21.08.2014).

— Мультимедиа в образовании: [сайт]. URL:

— О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 // Рос. Газета: сайт: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2003/06/21/134.html (дата обращения 27.08.2014)

— Образовательное электронное интернет-издание для педагогов «Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании»: [сайт]. URL:

— ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: [сайт]. URL: http://www.rusedu.ru

— Организация социального партнерства учреждениями дополнительного образования [Электронный ресурс] // Festival.1september.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://festival.1september.ru/articles/516076/ (дата обращения: 21.08.2014).

— Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества: [сайт]. URL:

— Оценка качества дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и пути реализации [Электронный ресурс] // Festival.1september.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://festival.1september.ru/articles/511997/ (дата обращения: 21.08.2014).

— Педагогическая библиотека: [сайт]. URL: http://www.pedlib.ru/.

— Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [сайт]. URL: http://window.edu.ru/

— Психологическая лаборатория /Инструментарий/ Бланки тестов, описания: [сайт]. URL: http://vch.narod.ru/file.htm

— Рsylist.net: [сайт]. URL: http://psylist.net/praktikum/

— Российский общеобразовательный портал: [сайт]. URL:

— Сеть творческих учителей: [сайт]. URL:

— Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Учмаг: [сайт]. [2012]. URL: http://www.uchmag.ru/estore/e106855/?s=63 (дата обращения: 21.08.2014).

7 стр., 3475 слов

Проблемные ситуации как средство оценивания в современных условиях ...

... проблемные ситуации, чтобы служить средством оценивания в современных условиях профессионального образования? Объект исследования: Проблемные ситуации. Предмет исследования: Проблемные ситуации как средство ... Изучение проблемных ситуаций как средств оценивания в современных условиях профессионального образования Проблемное обучение основано на получении обучающимися новых знаний посредством решения ...

— Степанов А.Н. Учебник по информатике. URL: (дата обращения 27.09.2012)

— Учебник по информатике. URL: http://studentam.net/content/view/825/107 (дата обращения 27.09.2012)

— Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации) [Электронный ресурс] // Alekscdt.narod.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html (дата обращения: 21.08.2014).

— Федеральный портал «Российское образование»: [сайт]. URL: http://edu.ru

— Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru

— Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL:

— Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/subjects/25 (дата обращения: 28.08.2014).

— Центр психологической поддержки бизнеса и семьи «5 ДА»: [сайт]. URL: http://www.5da.ru/

— Программа развития системы дополнительного образования детей города Самары — http://psycology.narod.ru/296.html

— Куприянов Б.В. Функции учреждений дополнительного образования детей- http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm

— Дейч Б.А.Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса —