Институт психоанализа

33

Факультет психоанализа

Кафедра психотерапии и психологического консультирования

Утверждено

на заседании кафедры психотерапии

и психологического консультирования

от 23октября2009 г. протокол № 1

Зав.кафедрой психотерапии и

психологического консультирования

К.пс.н. Фомичева Н.С. ________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Арттерапия»

Автор:

Разумова Е.Ю.

Москва

2009

Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Разумова Елена Юрьевна – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 33с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Разумова Е.Ю. 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.

1. Рабочая учебная программа

1.1. Организационно-методический раздел

  • Цели курса
  • Задачи курса
  • Место курса в профессиональной подготовке студентов
  • Требования к уровню освоения курса
  • Формы контроля

1.2. Содержание курса.

1.3. Учебно-тематический план

1.4. Основная и дополнительная литература

27 стр., 13310 слов

1.История становления психологического консультирования

... ситуации, переживать и анализировать ее. 4.Различия между психологическим консультированием и психотерапией Психологическое консультирование тесно связано, а во многом переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Мы ограничимся условным их делением. Ю.Е. Алешина ...

2. План семинарских занятий.

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

4. Задания к самостоятельной работе

5. Темы рефератов

6. Вопросы к зачету

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1. Основная литература

7.2. Дополнительная литература

7.3. Периодические издания.

7.4. Интернет – ресурсы.

  1. Рабочая учебная программа по курсу

«Арттерапия»

1.1. Организационно-методический раздел.

  1. Цель курса: – формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области арттерапии, знакомство с теорией и историей создания арттерапевтических направлений, овладение приемами и техниками арттерапии.
  2. Задачами курса «Арттерапия» является:
  • Знакомство с теориями арттерапии;
  • Изучение основных методов арттерапии;
  • Знакомство с основными понятиями арттерапии;
  • Изучение арттерапевтических направлений;
  • Знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в арттерапии;
  • Формирование навыков диагностики проблематики клиента в арттерапии;
  • Развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в арттерапии;
  • Знакомство с основными техниками работы с клиентами в арттерапии;
  • Формирование умения органично вплетать арттерапевтические приемы в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы.

3. Место курса в профессиональной подготовке студентов.

Содержание курса логично связано с тематическими разделами таких дисциплин как «Психокоррекция и психотерапия», «Концепции и методы психологической помощи», «Психологическое консультирование».

4. Требования к уровню освоения курса

Студент должен знать: основные теории арттерапии; основные принципы арттерапии; базовые понятия арттерапии; факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии, основные арттерапевтические направления, пути терапевтической работы в арттерапии; принципы подбора арттерапевтических техник для работы с клиентами;

Студент должен уметь: диагностировать проблематику клиента в арттеревтическом ключе; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя арттерапевтические методики, адекватные клиентскому запросу; использовать техники из различных арттерапевтических направлений (музыкотерапии, библиотерапии, куклотерапии и т.д.) для достижения поставленной в терапии цели.

19 стр., 9388 слов

Личностные особенности студентов-психологов 1 курса

... исследования явились студенты – психологи 1 курса. Предмет исследования стали личностные особенности студентов-психологов 1 курса. Цель исследования: выявление особенностей личности студентов-психологов 1 курса. Задачи: Дать теоретическое обоснование изучаемому ...

5. Формы контроля. Форма итогового контроля – зачет.

1.2 Содержание курса

Тема 1. История развития арттерапии. Психологические механизмы и теории арттерапии.

История развития арттерапии (первобытное искусство, возникновение интереса к детскому творчеству (К.Риччи, З.Фрейд, М.Кляйн, М.Наумбург, М.Ловенфельд), возникновение интереса к творчеству душевнобольных (Ч.Ломброзо, А.Тардье, И.Симно, Г.Принцхорн, Ж.Бобон)).

Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы (М.Наубург, С.Хилл, Г.Рид, Э.Крамер).

История развития арттерапии в России.

Теории арттерапии. Психоаналитическая арттерапия (М.Наубург, 1966) как приложение к более традиционным терапевтическим направлениям. Основные положения психоаналитической арттерапии. Гуманистическая арттерапия (Дж.Райн).

Основные положения гуманистической арттерапии.

Арттерапевтическая теория Э.Крамер, где искусство терапевтично само по себе и основной целью является стимуляция творческого потенциала.

Психологические механизмы арттерапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.

Тема 2. Основные направления и виды арттерапии

Виды арттерапии. Работа с рисунком и цветом (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения).

Работа с глиной и пластилином (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения).

Музыкотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения).

Библиотерапия (базовые принципы, особенности, виды, специфика применения).

Драматерапия (базовые принципы, особенности, виды, особенности применения).

Куклотерапия (базовые принципы, особенности, виды — марионетки, пальчиковые куклы, особенности применения).

Современные направления арттерапии (этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др.)

Тема 3. Диагностические возможности арттерапии.

Границы метода арттерапевтической диагностики. Диагностические возможности рисунка («портрет», «метафорический автопортрет: я растение, посуда, оружие, подарок», «триптих – такой я есть, таким меня видят другие, таким я хочу быть». Особенности выбора художественных материалов (карандаши, гуашь, акварель, пастель, уголь и т.д.).

Диагностика эндогенных расстройств с помощью рисуночных техник. Особенности рисунков детей, больных шизофренией (по С.А.Болдыревой).

Диагностика эмоционального состояния по цвету.

Диагностический потенциал и возможности арттерапевтических техник: работа с «мандалами», «коллажами», масками, гримом; анализ музыкальных предпочтений, сочинение музыки; сочинение стихов, рассказов, сказок; изготовление кукол, марионеток, пальчиковых кукол; работа со скульптурой и пластилином и др.

Тема 4. Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии при работе с рисунком (фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи).

16 стр., 7781 слов

Особенности и классификация видов памяти

... психологические особенности памяти младшего школьника. Объект исследования - способы улучшения памяти младшего школьника. Целью данной курсовой работы ... записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти. Память - это психическое ... них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. Актуальность памяти, её развития и совершенствования ...

Факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии, куклотерапии, драматерапии, библиотерапии.

Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арттерапии.

Специфические возможности арттерапии: ресурсность, метафоричность, триадность.

Психотерапевтическая работы с рисунком, глиной, пластилином, музыкой, стихами, рассказами, масками, гримом в индивидуальной и групповой работе. Психотерапевтическое создание мандал (К.Юнг).

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии.

Показания и противопоказания для арттерапевтических техник.

Тема 5. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме.

Диагностические и психотерапевтические возможности работы с рисунками в индивидуальной и групповой работе. Специфика применения рисунка в терапии с детьми и со взрослыми. Показания к работе с рисуночными техниками. Рисунки на заданную и свободную тему. Психотерапевтическая работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. Рисунки на тему: «мой страх», «моя тайна», «я несчастный, я счастливый», «моя болезнь», рисование снов, фантазий, страхов; «мое прошлое, настоящее, будущее», диалог рисунками «я хочу тебе сказать, я боюсь, я не хочу, чтобы ты знал» и т.д. Установления контакта с терапевтом через рисунок. Осознавание собственных неадаптивных установок, поведенческих паттернов через рисунок. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций с помощью рисунков.

Возможности использования рисунка в групповой работе. Работа с групповой динамикой, установлением контакта с участниками группы, проработкой конфликтных ситуаций в группе, работа с групповыми ролями, обратной связью от участников группы, групповой интеграцией.

Тема 6. Работа с глиной и пластилином в арттерапии.

Пластические материалы: их свойства, плюсы и минусы, и их применение в психотерапии (Д.Хенли).

Глина как природный материал: ее особенности, специфика и технология работы; глина – как универсальное психотерапевтическое средство для работы с людьми, имеющими различную проблематику. Работа с глиной и пластилином в психотерапии: работа со страхами, агрессией, психосоматикой, кризисными состояниями.

Специфика работы с пластилином в психотерапии. Показания к применению. Групповое и индивидуальное использование лепки.

Пластилин и глина как средства творческой экспрессии и психотерапевтические «инструменты» самотерапии (Н.Матвеева, Г.Лэндрет, В.Окленедр, А.А.Осипова).

Портретный метод в психотерапии (Г.Назлояна).

Комплексные методы лечения душевнобольных (работа над скульптурным портретом пациента, лепка по лицу).

Тема 7. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным.

Возможности безболезненного доступа к глубинному бессознательному клиента с помощью различных техник арттерапии (рисунки, музыка, работа с гримом, работа с углем, рисование пальцами и т.д.).

Работа с детскими травмами в арттерапии (травмы развития, насилие и пр.) Техники «ведомого рисования»: рисование проформ, работа с цветом, рисование двумя руками, рисование пальцами (finger paints).

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову ... другие тесты явились результатом наблюдения над работой психиатров, записи их вопросов, статистического и иного обобщения их работы. Лабораторный метод предполагает использование разнообразных тестов. ...

Получение доступа к бессознательному через техники ведомого рисования.

Техники психоаналитической арттерапии для выявления и осознавания вытесненного аффекта: «каракули» Д.Винникотта, «монотипии», ассоциативный рисунок.

Техники работы со снами, фантазиями, символами.

Техника работы с мандалами (циркулярными изображеними, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией) в арттерапии (Дж.Келлогг).

Символика, архетип мандалы (К.Юнг).

Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Создание манадал в качестве психотерапевтического приема. Мандала в качестве проективного средства. Значение цвета и формы в изображении мандалы.

Тема 8. Работа с масками и гримом в арттерапии

Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками. Маска как способ работы с «персоной» и «тенью» (К.Юнг).

Возможности сочетания маскотерапии с драматической импровизацией и музыкотерапией.

Техники и приемы создания терапевтической маски. Методы парадоксальной терапии в работе с маской. Комплексные методы лечения душевнобольных с помощью маскотерапии (Г.Назлоян).

Работа с гримом: парное и индивидуальное гримирование, «фантазийный грим», ресурсное гримирование, «маска страха» и др. Влияние грима на психическое состояние человека. Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Тема 9. Музыкотерапия.

Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов).

Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии.

Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.

«Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором.

«Лечебная музыка», работа с голосом (вокалотерапия).

Практическое использование музыкотерапии в индивидуальной и групповой работе.

Тема 10. Библиотерапия.

Библиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента. Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение).

Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис).

Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов).

Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.).

Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию).

Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй.

Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.)

Тема 11. Драматерапия

Драматерапия – театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. История, основные принципы и техники драматерапии. Базовые принципы, особенности, виды, области применения драматерапии.

Психотерапевтические возможности драматерапии: осознавание поведенческих и телесных паттернов, расширение репертуара собственных возможностей, развитие импровизационности, «режиссура» собственной жизни. Развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

Драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.).

Тема 12. Куклотерапия.

История, основные принципы и техники куклотерапии. Психотерапевтические возможности работы с различными куклами (марионетки, мягкие куклы, пальчиковые куклы).

Сочетание куклотерапии с библиотерапией, драматерапией, музыкотерапией. Технологии изготовления кукол, «оживления», сочинения сказки, постановка спектакля с куклами. Метафорическая работа с марионеткой (этапы работы, диагностические возможности работы с куклами – марионетками, стратегии работы, механизмы психотерапевтического воздействия).

Куклотерапия как способ коррекции эмоциональной сферы. Специфика психотерапевтической работы с куклами с детьми и взрослыми.

1.3.. Литература Основная литература

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  3. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, — Минск, 1997.
  2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятние. М., Прогресс, 1979.
  4. Арт-терапия / Сост. И общая редакция А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  5. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997.
  6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина. 1989
  7. Бурно А.А., Бурно М.Е. Краткосрочная терапия творческим рисунком. М., 1993.
  8. Бурно М.Е. Творческое самовыражение при психотерапии психопатических личностей. М., 1997.
  9. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918
  10. Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979
  11. Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности русинка душевнобольных. Тбилиси, 1972
  12. Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси, 1979
  13. Вальдрес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие, 2007.
  14. Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. Тбилиси, 1975.
  15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  16. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
  17. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.
  18. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 80 с.
  19. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. – Изд-во ФАИР, 2007. – 560 с.
  20. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
  21. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; 2004.
  22. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыраженияы. – М.: Ось – 89, 2002
  23. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  24. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
  25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  26. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  27. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977, с. 128–132;
  28. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001
  29. Назлоян Г.М. Концептуальная психотерапия: Портретный метод. – М.: 2002
  30. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: «Ось – 89», 2002
  31. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. Москва, «Маркетинг», 2004
  32. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  33. Проективная психология /Пер.с англ. – М.: Апрель Пресс, 2000
  34. Рудестам К. Групповая психотерапия, М., 1990
  35. Реабилитация больных психозами. Л., 1981
  36. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983
  37. Серов Н.В. Лечение цветом. СПб, 1993
  38. Серов Н.В. Хроматизм мифа. СПб., 1990.
  39. Серов Н.В. Эстетика цвета.СПб.,1997.
  40. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с.
  41. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб, 1992
  42. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998.
  43. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки. Вопросы современной психоневрологии. Т.3, Л.
  44. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку \\Психология и психопрофилактика детского возраста. М., 1929
  45. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб., 2001.

1.4. Учебно-тематическия план

№ п/п

Наименование тем

Лекции

Практ.

Занятия

Семинары

Самост.

работа

1.

История развития арттерапии. Психологические механизмы и теории арттерапии.

2

2.

Основные направления и виды арттерапии.

2

2

3.

Диагностические возможности арттерапии.

2

2

2

4.

Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме.

2

2

2

5.

Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме.

2

2

4

6.

Работа с глиной и пластилином в арттерапии.

2

4

7.

Арттерапия в работе с глубинным бессознательным

2

2

3

8.

Работа с масками и гримом в арттерапии.

3

4

9.

Музыкотерапия.

3

10.

Библиотерапия.

2

4

11.

Драматерапия.

2

2

12.

Куклотерапия.

3

2

Аудиторных часов:

35

Самостоятельная работа:

29

Зачет:

Всего часов:

II. План практических занятий

Тема 1. Диагностические возможности арттерапии.

  1. Диагностические возможности рисунка. Техника «автопортрет»;
  2. Метафорических портрет и его связь с базовыми правами личности «растение, посуда, оружие, подарок»;
  3. Техника «триптих: такой я есть, таким меня видят другие, таким я хочу быть».
  4. Признаки «эндогенного рисунка».

Литература:

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, — Минск, 1997.
  2. Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси, 1979
  3. Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. Тбилиси, 1975.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  6. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  7. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку \\Психология и психопрофилактика детского возраста. М., 1929

Тема 2. Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме.

  1. Психотерапевтическая работа с межличностными проблемами, психосоматическими проблемами, кризисными состояниями и другими клиентскими запросами с помощью техник арттерапии.
  2. Техники написания писем (другу, врагу, терапевту, болезни, своей отвергаемой части и др);
  3. Свободное (ассоциативное) рисование на темы «мама», «сила», «детство», «боль», «я и моя болезнь», «хочу», «не хочу»;
  4. Ресурсные техники арттерапии «убежище»;
  5. Работа с чувствами в арттерапии. Рисование чувств «радость», «тревога», «страх», «отчаяние», «возбуждение»;
  6. техника работы с кризисным состоянием «Путь», «мое прошлое, настоящее, будущее». и др.

Литература:

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, — Минск, 1997.
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  4. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  5. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с.

Тема 3. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме.

  1. Групповые техники в арттерапии. «Рисунок по кругу»;
  2. Общий рисунок на заданную или свободную тему;
  3. «Диалог»;
  4. «Общий портрет одного участника»;
  5. Рисунок на тему «такой в группе», «моя группа», «групповая мечта или фантазия».
  6. Групповой рисунок «человек», «портрет группы», «дух группы, «мир в котором я живу»; рисование стихов, музыки и пр.

Литература:

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, — Минск, 1997.
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  4. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  5. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с.

Тема 4. Работа с глиной и пластилином в арттерапии.

  1. Специфика работы с глиной в арттерапии.
  2. Групповая техника – «Моя группа»;
  3. Лепка своего состояния, своего внутреннего мира; лепка своей проблемы, болезни, чувств.
  4. Пластилиновый диалог.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  3. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001

Тема 5. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным

  1. Техники «ведомого рисования»;
  2. Техника «Каракули Винникотта»;
  3. Психотерапевтическое составление мандал (из песка, крупы, рисование мандал и т.д.)
  4. Техники работы со снами, фантазиями, ассоциациями.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 80 с.
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  4. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001
  5. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  6. Проективная психология /Пер.с англ. – М.: Апрель Пресс, 2000

Тема 6. Работа с масками и гримом в арттерапии.

  1. Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками.
  2. Маска как способ работы с «персоной» и «тенью» (К.Юнг).

    Возможности сочетания маскотерапии с драматической импровизацией и музыкотерапией.

  3. Техники и приемы создания терапевтической маски.
  4. Методы парадоксальной терапии в работе с маской. Комплексные методы лечения душевнобольных с помощью маскотерапии (Г.Назлоян).
  1. Работа с гримом: парное и индивидуальное гримирование, «фантазийный грим», ресурсное гримирование, «маска страха» и др. Влияние грима на психическое состояние человека. Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Литература:

  1. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  3. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001

Тема 7. Музыкотерапия.

  1. Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
  2. История развития музыкотерапии.
  3. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов).
  4. Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС.
  5. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии.
  6. Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.
  7. «Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором.
  8. «Лечебная музыка», работа с голосом (вокалотерапия).

    Практическое использование музыкотерапии в индивидуальной и групповой работе.

Литература:

  1. Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.- 1969. — Т. 49 — С. 115-123.
  2. Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979
  3. Брусиловский Л. С. Использование музыки при групповом аутотренинге в комплексном восстановительном лечении психических больных // Труды Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-та. — 1975. — Т. 76.- С. 97-101.
  4. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. — Казань, 1888.
  5. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; 2004.
  6. Шушарджан С. В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. — СПб.. 1995.
  7. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки. Вопросы современной психоневрологии. Т.3, Л.

Тема 8. Библиотерапия.

  1. Библиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента. Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение).
  2. Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии.
  3. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис).
  4. Методика применения библиотерапии.
  5. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов).

    Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.).

  6. Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки.
  7. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию).
  8. Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй.
  9. Применение библиотерапии в групповой работе

(совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.)

Литература:

  1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004.
  3. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. – Изд-во ФАИР, 2007. – 560 с.
  4. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977;
  5. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: «Ось – 89», 2002.
  6. Тюшина Е.И. Лечение книгой, или Библиотерапия // Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв. ред. О.Е. Блынская. — Кемерово, 2003. — Вып. 3 (41).

Тема 9. Драматерапия.

  1. Драматерапия – театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения.
  2. История, основные принципы и техники драматерапии. Базовые принципы, особенности, виды, области применения драматерапии.
  3. Психотерапевтические возможности драматерапии: осознавание поведенческих и телесных паттернов, расширение репертуара собственных возможностей, развитие импровизационности, «режиссура» собственной жизни.
  4. Развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).
  5. Драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.).

Литература:

  1. М. Андерсен – Уоррен, Р.Грейнджер. Драма–терапия. Изд-во «Питер», (серия практикум по психотерапии), 2001.
  2. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.
  3. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыраженияы. – М.: Ось – 89, 2002
  4. Митчелл Стивен, Науменко, Стив М.. Драматерапия. Практические исследования. Изд-во «Эксмо-пресс», 2002.

Тема 10. Куклотерапия

  1. История, основные принципы и техники куклотерапии.
  2. Психотерапевтические возможности работы с различными куклами (марионетки, мягкие куклы, пальчиковые куклы).
  3. Сочетание кукллотерапии с библиотерапией, драматерапией, музыкотерапией.
  4. Технологии изготовления кукол, «оживления», сочинения сказки, постановка спектакля куклами.
  5. Метафорическая работа с марионеткой (этапы работы, диагностические возможности работы с куклами – марионетками, стратегии работы, механизмы психотерапевтического воздействия).
  6. Куклотерапия как способ коррекции эмоциональной сферы. Специфика психотерапевтической работы с куклами с детьми и взрослыми.

Литература:

  1. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  3. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983
  4. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.

III методические рекомендации для изучения дисциплины и литературы

Специфика изучения дисциплин по различным видам психотерапии, в том числе арттерапии, заключается в том, что многие техники возможно освоить только лишь «пропустив» их через себя. Психологу будет достаточно сложно работать с клиентом в режиме арттерапии, если он не знает на собственном опыте какие реакции, чувства, побочные эффекты возникают при выполнении той или иной техники и работе с тем или иным материалом.

Поэтому студентам-психологам, изучающим курс арттерапии, предлагается на практических занятиях на собственном опыте прочувствовать каждое из изучаемых техник и направлений арттерапии. Большую часть арртерапевтических направлений и техник не возможно выполнить в рамках практических занятий в ВУЗе в силу временного ограничения, поэтому студентам рекомендуется для углубленного изучения курса в домашних условиях выполнять все техники, которые обсуждаются на занятиях, с дальнейшим их анализом и проработкой проблемных областей в индивидуальном режиме или в микрогруппах.

При анализе рисунков важно обращать внимание на техническую сторону выполнения рисунков, изготовления масок, коллажей и др.; эмоции, возникающие в процессе выполнения той или иной техники, эмоции, глядя на уже готовый собственный продукт творчества, цветовое предпочтения и многое другое.

Анализ рисунка и большей части арттерапевтических техник включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому, при анализе рисунка важно расспросить (клиента или участника группы), какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т.д.

Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражают красный цвет, отмечают как любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, так и агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации.

При интерпретации символики цвета учитывают также и культурно-исторический аспект. Так, красный цвет связан в сознании людей с цветом революции.

Красный цвет по Люшеру – выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это – воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике.

Красный цвет соответствует экстравертированному типу личности, возбуждающе действует на нервную систему.

Синий и голубой цвет символизирует одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цыет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Синий и голубой цвет – это интровертированные цвета, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир. Он успокаивающе действует на нервную систему. В спектре символических значений синего цвета, с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а с другой – полюс безумного иррационального начала, отолрванность от реальной жизни. Такие выражения как «воздушные замки», «голубые мечты», «голубые дали». Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для полоролевой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают голубой ленточкой, а одеяло девочки — красной или розовой.

У Люшера синий цвет означает спокойствие и умиротворенность чувств, чувствительность и ранимость. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность.

Желтый –   это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. Производит впечатление легкости и радости, выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большего счастья во всех его бесчисленных формах — от секса до каких-то философских и религиозных воззрений.

Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.

Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы.

По Люшеру желтый цвет выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорят о надежде или ожидании большого счасть., направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. С другой стороны желтый цвет выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости.

Оранжевый цвет образуется при соединении желтого и красного цвета. Соответственно, в нем нашло воплощение сочетание психологических особенностей этих цветов. Оранжевый цвет характеризует зрелость личности. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах.

Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Витальная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все цвета. Этот цвет связана со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый цвет — цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время — мягкого блеска заходящего солнца.

Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Бодрость, жизнерадостность, энергичность, активность, самодостаточность, радость, мудрость.

Зеленый цвет символизирует с одной стороны витальное начало, рост и надежду. Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная жизнь связана с Воскресением, с весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека и ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли, символизирует создание ситуаций,

С другой стороны напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, власти над событиями и возможностью ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма. Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения — все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.

По Люшеру зеленый – это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

Фиолетовый цвет – это самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающие и сдерживающие компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. С другой стороны он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.

У Люшера – фиолетовый цвет предпочитают лица эмоционально незрелые, подростки, а также беременные женщины, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. В этом цвете выражается неустойчивость, связанной с сексуальной ориентированностью.

Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Один из самых амбивалентных цветов. На одном полюсе выделяют такие символические значения, как материнство, плодородие, земля, а на другом – грязь, ной, кал. Этот цвет воплощает внутренний мир ощущений – в отличие от, например, фиолетового цвета, характеризующегося уходом в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, характеризующиеся уходом в бездействие.

Это чисто земной цвет — тут и шкуры животных, кал, почва, кора деревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоре­нением повседневности.

У Люшера коричневый цвет символизирует чувственную основу ощущений. Часто люди выбирают коричневый цвет при физическом дискомфорте или болезни.

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу и снятие препятствий. Его фундаментальное качество — равенство, т.к. он заключает в себе все цвета, они в белом равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).

В мифологии белый цвет часто используется в Африке — его носили жрецы, т.к. он оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Принесение в жертву белого животного — это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса — человека).

Белый парик судьи — символ справедливости. «Белый рыцарь» — символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. В большом количестве затухание эмоций, стерильность.

Черный цвет существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Черный всегда скрывает в себе все, что несет. Он связан с любопытством, притягивает к себе, пугает (страх из-за загадочности).

Черный цвет всегда бросает вызов, требуя от человека попытки освободить свою сущность. Иными словами, человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. В мифологии черный широко используется в Африке. Он связан с сезоном дождей (цвет деревьев и воды), обозначает чувство неизвестности, загадочности, трудолюбия. Приношение черного животного — вызов дождя. Черные отметины на теле — болезнь.

Черный — абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь. Часто черный цвет ассоцииру­ется с пустотой и горем, сексуальностью Черной Девы.

Нередко в мифах черный цвет сопоставлен с опасной, инфернальной сти­хией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени, с мисти­ческим влечением к женскому лону. Любой материалист нам скажет, что именно черный уголь и черная нефть дают всю палитру радующих глаз цветов. Черный сохранил все цвета живущих когда-то цветков.

У Люшера черный цвет – это цвет «нет» за которым ничего нет. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие. Он говори то протесте против существующего положения вещей, о готовности действовать опрометчиво и безрассудно.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИСУНКА и других арттерапевтических техник в работе со студентами – психологами.

1. Рисунок по кругу (пастель, большой лист).

Работа с групповой динамикой

2. Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист).

Работа с групповой интеграцией.

  1. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3).

    Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами.

  2. «Триптих» (Я — какой есть, Я — глазами других, Я — каким хочу быть, или другие варианты).

    Лист А4, пастель или цветные карандаши. Получение обратной связи от группы. Групповая динамика.

  3. Портреты и автопортреты (пастель, лист А4).

    Знакомство, снятие напряжения, паттерны поведения, групповая динамика.

  4. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист).
  5. Работа с масками (рисование, гипсовые, готовые и пр.).
  6. Свободный рисунок на тему «Я в группе».
  7. Свободный рисунок «Моя группа» (акварель, без музыки).
  8. «Почта», диалог рисунками (Я хочу тебе сказать. Я боюсь. Я не хочу, чтобы ты знал. и т.п.).

    Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе.

  9. Работа с гримом.
  10. Каракули (вариант ведомого рисования с приписыванием образов).
  11. Рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги).

    Сплочение группы, работа с эмпатией, сензитивностью.

  12. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель).
  13. Групповой рисунок «Человека» (большой лист, пастель).

    Ценности группы как организма, уровень развития группы.

  14. «Я тебя так вижу» (лист А4, акварель).

    Проекции, приписывания, проблематизация.

  15. «Подарки».
  16. «Убежище».
  17. «Настроение»
  18. Метафорический автопортрет («Я… посуда, оружие, украшение и т.п. Гуашь, половина листа А4).

    Проблематизация группы, групповая динамика.

  19. «Здравствуй, это я» (гуашь, белила).
  20. Рисование снов, фантазий, страхов.
  21. Портрет терапевта (сделанный всей группой или отдельными участниками).
  22. Свободный рисунок «Я — зима, лето, весна, осень» (акварель).
  23. Ассоциативное рисование.
  24. Мое прошлое, настоящее, будущее.
  25. Чего я опасаюсь в группе.

IV. Темы для самостоятельной работы

  1. Применение рисуночных тестов в арттерапевтической практике. Продиагностировать 3-их клиентов минимум по 4 рисуночным тестам и проанализировать и обобщить полученные результаты по каждому клиенту. Составить примерный план коррекционных мероприятий в арттерапевтическом режиме.
  2. Арттехнологии в работе с группой. Описать 10 различных методов работы с группой с указанием целей и показаний к применению в различных арттерапевтических направлениях (работа с рисунком, работа с масками и глиной, работа с коллажом, музыкотерапия, библиотерапия и и.д).
  3. Провести технику «метафорический автопортрет» с 3-мя клиентами с обсуждением и анализом результатов. Оформить в письменном виде анализ, приложив рисунки (я – растение, я- посуда, я- оружие, я – украшение);
  4. Работа с куклами – марионетками в практике работы с детьми и подростками.
  5. Работа с пальчиковыми куклами в практике индивидуальной и групповой терапии.
  6. Работа с коллажом в арртерапии.
  7. Написать темы для коллажей, учитывая различную проблематику клиентов: для работы с супружескими конфликтами в семье; для работы с детско – родительской проблематикой; для работы с детьми и подростками; для работы с Я – образом, для работы с психосоматическими проблемами, для работы с групповыми процессами и т.д. На каждую проблематику необходимо придумать минимум по 7 тем для работы в арттехнике «коллаж».
  8. Составить коллаж на тему: «Такой я есть – таким меня не знают», с последующим анализом этой работы.
  9. Составить коллаж на тему «таким меня видят другие люди» с последующим анализом этой работы.
  10. Психология и символика цвета с точки зрения разные авторов, подходов, культур.
  11. Написать реферат по книге Назлояна Г.М. «Портретный метод в психотерапии».
  12. Написать реферат по книге Дж.Аллана «Ландшафт детской души».
  13. Возможности применения идей, описанных в книге Дж.Ролинг «Гарри Поттер» в психотерапевтической практике с детьми и подростками.
  14. Возможности библиотерапевтической работы с психотерапевтическими новеллами И.Ялома. Показания к прочтению каждого из произведений: «Когда Ницше плакал», «Мамочка и смысл жизни», «Лечение от любви», «Лжец на кушетке», «Хроники исцеления», «Шопенгауэр как лекарство» и др.
  15. Придумать и описать 10 вариантов работы с гримом в групповой и индивидуальной психотерапии.
  16. Возможности применения арттерапевтических техник в основных психотерапевтических парадигмах (психоаналитической, юнгианской, гуманистической, экзистенциальной, когнитивной и др.)
  17. Техники и возможности работы с мандалами в арттерапии.
  18. Варианты работы с гримом и масками (описать 10 различных идей применения масок и грима в коррекционной и терапевтической работе);
  19. Работа с песком в арттерапии. Техники. Показания к применению.
  20. Любое художественное произведение объемом не меньше 150 стр. проанализировать с точки зрения закона Геннекена (главный герой произведения — это всегда автор).

    Сделать сравнительный анализ главного героя произведения с биографическими данными об авторе. Рекомендуемые для анализа авторы (Достоевский, Чехов, Толстой, Булгаков Р.Бах, П.Коэлье и др.)

  21. Сочинить и написать сказку, направленную на коррекцию тревожности у детей с трудностями межличностной сфере;
  22. Сочинить и написать сказку, направленную на коррекцию агрессивности для детей и подростков;
  23. Написать сказку для гиперопекающей мамы.
  24. Написать письмо своей отвергаемой части и ответ от этой части себе.
  25. Составить список художественных произведений, которые возможно использовать как библиотерапевтические, направленные на коррекцию различных психологических проблем (кризисных состояний, психосоматических расстройств, суицидального поведения и т.д).

    В список должно быть включено минимум 10 произведений различных авторов с подробным описанием возможного терапевтического эффекта от прочтения данного произведения.

  26. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека. Анализ механизмов воздействия музыки на человека.
  27. Провести диагностику 3 человек посредством рисуночных техник и арттерапевтических технологий (минимум 6 разных техник).

    Составить портрет личности на каждого испытуемого.

  28. Проанализировать по 5 творческих работ одного человека (рисунок, лепку, маску или грим, коллаж, куклу).

    Составить программу коррекции на данного клиента с применением арттерапевтических техник.

  29. Описать минимум 10 вариантов работы с цветом в арттерапии.
  30. Проанализировать свою любимую сказку из детства по следующей схеме:
  • Какие были искажения в сюжете сказки.
  • Какие переживания вызывает герой.
  • Урок сказки («Теперь я знаю, что…»).
  • Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»).
  • Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).
  • Как герой относится к миру.
  • Что получает герой в награду

  1. Предложить клиенту написать сказку. Далее ее необходимо проанализировать по следующей схеме:
  • Тональность и колорит сказки.
  • Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.).
  • Какая часть сказки самая длинная.
  • Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое).
  • Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки).
  • Где по сюжету нарушена традиционная схема.
  • Какую сказку напоминает.
  • Оригинальные сюжетные ходы.
  • Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе).

32. Показания к работе с насыпными мандалами (песок, крупа).

Провести эту технику с 2-мя клиентами с подробным анализом результатов.

V. Темы рефератов

  1. Использование искусства в системе психолого-педагогической работы с детьми с проблемами развития;
  2. Арттехнологии в подготовке специалистов помогающих профессий.
  3. Музыкотерапия в коррекции эмоциональных расстройств у детей с проблемами развития;
  4. Танцетерапия как средство коррекции проблем в коммуникации;
  5. Арттехники в работе с семьей;
  6. Куклотерапия (марионетка) в работе над образом «Я» ребенка;
  7. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи ребенку с проблемами развития;
  8. Психотерапевтическая работа со страхами методами арттерапии.
  9. Арттерапия в работе с психосоматическими расстройствами.
  10. Арттерапия в работе с травмой и кризисными состояниями.
  11. Арттерапия в лечении зависимостей и созависимостей.
  12. Арттерапия в работе с детьми и подростками.
  13. Арттерапия в коррекции детско-родительстких отношениях.
  14. Работа с группой в арттерапии.

VI. Вопросы к зачету по арттерапии

  1. История развития арт-терапии.
  2. Психологические механизмы и теории арттерапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.
  3. Основные направления и виды арт-терапии (работа с рисунком и глиной, музыкотерапия, библиотерапия, драматерапия и т.д.)
  4. Диагностические возможности арт-терапии.
  5. Психотерапевтические возможности арт-терапии.
  6. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии.
  7. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме (цели, диагностические и терапевтические возможности; специфика работы с карандашами, акварелью, гуашью и т.д.)
  8. Работа с глиной и пластилином в индивидуальной и групповой арт-терапии (цели, специфика работы с материалом, варианты работы).
  9. Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: изготовление различных масок, психотерапевтические возможности в работе с масками.
  10. Работа с гримом в арт-терапии: парное и индивидуальное гримирование, ресурсное гримирование, «фантазийный грим» и т.д.
  11. Психотерапевтические возможности работы с куклами: пальчиковые куклы, марионетки и и.д.
  12. Работа с коллажами в индивидуальном и групповом режиме.
  13. Диагностическое и психотерапевтическое использование «мандал» в различных направлениях арт-терапиии.
  14. Диагностические и терапевтические возможности метода рисования пальцами (finger-painting).
  15. Музыкотерапия. Цели, основные направления музыкотерапии, диагностические и терапевтические возможности.
  16. Библиотерапия. Цели, основные направления библиотерапии, диагностические и терапевтические возможности.
  17. Драматерапия. Базовые принципы, основные направления драматерапии, области применения.
  18. Арт-терапия в работе с глубинным бессознательным. Техники ведомого рисования, рисование руками (finger-painting), рисование праформ и и.д.
  19. Групповая арт-терапия. Факторы психотерапевтического воздействия в группе.
  20. Техники групповой арт-терапии.

VII. Литература Основная литература

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  3. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, — Минск, 1997.
  2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятние. М., Прогресс, 1979.
  4. Арт-терапия / Сост. И общая редакция А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  5. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997.
  6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина. 1989
  7. Бурно А.А., Бурно М.Е. Краткосрочная терапия творческим рисунком. М., 1993.
  8. Бурно М.Е. Творческое самовыражение при психотерапии психопатических личностей. М., 1997.
  9. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918
  10. Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979
  11. Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности русинка душевнобольных. Тбилиси, 1972
  12. Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси, 1979
  13. Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. Тбилиси, 1975.
  14. Вальдрес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие, 2007.
  15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  16. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
  17. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.
  18. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 80 с.
  19. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. – Изд-во ФАИР, 2007. – 560 с.
  20. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
  21. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; 2004.
  22. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыраженияы. – М.: Ось – 89, 2002
  23. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  24. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
  25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  26. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  27. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977, с. 128–132;
  28. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001
  29. Назлоян Г.М. Концептуальная психотерапия: Портретный метод. – М.: 2002
  30. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: «Ось – 89», 2002
  31. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. Москва, «Маркетинг», 2004
  32. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  33. Проективная психология /Пер.с англ. – М.: Апрель Пресс, 2000
  34. Рудестам К. Групповая психотерапия, М., 1990
  35. Реабилитация больных психозами. Л., 1981
  36. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983
  37. Серов Н.В. Лечение цветом. СПб, 1993
  38. Серов Н.В. Хроматизм мифа. СПб., 1990.
  39. Серов Н.В. Эстетика цвета.СПб.,1997.
  40. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб, 1992
  41. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998.
  42. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки. Вопросы современной психоневрологии. Т.3, Л.
  43. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку \\Психология и психопрофилактика детского возраста. М., 1929
  44. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб., 2001.

Словари, справочники и энциклопедии

    1. Краткий психологический словарь/Ред. – сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 – 512 с.
    2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер Ком ,1998. – 752 с. (Серия «Мастера психологии»).
    3. Словарь психолога – практика/ Сост. С.Ю.Головин. Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. (Библиотека практической психологии)

    7.4. Журналы

    1. Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированых терапевтов.

    2. «Журнал практического психолога»
    3. Журнал «Psychologies»
    4. «Московский психотерапевтический журнал»
    5. «Психологический журнал»
    6. «Психологическая диагностика»
    7. «Школьный психолог»

    7.5. Интернет-ресурсы

    1. — библиотерапевтический сайт;
    2. http://azps.ru – А.Я.Психология (для психологов тесты, статьи, тренинги, словарь)
    3. http://psylive.ru – Психология жизни. Статьи, тренинги, семинары.
    4. http://flogiston.ru — новости, публикации, статьи по психологии
    5. — Арттерапевтические статьи и техники.