Институт дополнительного профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра педагогики и психологии

профессионального образования

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Выпускная квалификационная

работа слушателя гр. 32.1 (2)

Зырянова И.А.

Руководитель:

к.психол.н., доцент кафедры ПиППО

Арендачук Ирина Васильевна

Саратов 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ…4

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…8

Заключение…16

Список использованной литературы…17

Приложение 1. Листовка-приглашение на научный кружок по конституционному праву России…18

Приложение 2. Листовка конкурса социальной рекламы «Нарисуй свои права!»… 19

Приложение 3. Листовка-приглашение на межвузовский конкурс научных студенческих проектов…20

Введение

В 21 первом веке повсеместно используются электронные информационные технологии, новые формы коммуникаций. Студенческая молодежь активно использует социальные сети, интернет, смотрит ток-шоу, телевизионные игры, программы шоу-бизнеса и сама нередко использует все это на досуге, в том числе, и во вред учебе. Вместе с тем, указные сферы зачастую «грешат» нарушением норма морали, пропагандой нездорового образа жизни, насилия, в том числе, и нарушением норм закона, используя в коммерческих целях привлечение внимания молодежи к продукции, применяя современные законы психологии, пиара и нейролингвистического программирования. Можно ли применить указанные психологические технологии, чтобы заинтересовать обучающихся, идти в ногу со временем и максимально эффективно использовать понятный современный язык и средства коммуникации в учебном процессе? Как их совмещать с инновационной педагогической деятельностью преподавателя высшей школы? Именно раскрытию данных вопросов будет посвящена наша работа.

3 стр., 1008 слов

Манипулятивное поведение студентов-психологов !!!Внимание приложения в работе отсутсвуют!!!

... / Ж. А. Гусейнова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. ... Грачев Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия : монография / Г. ... ПРИЛОЖЕНИЯ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сводные таблицы эмпирических данных 59 ПРИЛОЖЕНИЕ ... манипулятивного поведения отведено огромное количество работ зарубежных исследователей (М. Смит, ...

Важным фактом для написания нашего исследования послужило подписание Российской Федерацией документов Болонского соглашения1, требующих иного качественного инновационного подхода к подготовке самого преподавателя, при которых функции преподавателя становятся более творческими. Немаловажным в теоретической схеме механизма воспроизводства инновационной культуры педагогов в качестве заказчика педагогической деятельности выступает также Конституция РФ2 и другие социально-политические документы3.

Целью данной работы является рассмотреть организацию работы инновационной деятельности преподавателя высшей школы, современные формы и методы обучения праву в учебном процессе. Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:

— рассмотреть сущность, функции, задачи инновационной деятельности преподавателя высшей школы;

  • проанализировать современные средства коммуникаций и инновационные технологии, которые могут быть эффективно применены в учебном процессе,

-предложить рекомендации необходимые для инновационного обучения и рассмотреть опыт их применения в учебном процессе.

Глава 1. Инновационные технологии — основа современного образования

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства4.

14 стр., 6671 слов

Контрольная работа — Технология педагогического разрешения конфликта

... Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта  4.Технология педагогического разрешения конфликта Конфликт подразумевает такие отношения, ... nbsp;особенностей. 3.Недостаточный кругозор в части преподавателей неспособных ярко    провести классное ... ;Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова» Факультет «Социальных технологий» Специальность «Социальная ...

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» понимается как «целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры»5.

К основным функциям инновационной деятельности относят изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д.

Отличительными чертами инновационной деятельности педагога являются:

— новизна в постановке целей и задач;

— глубокая содержательность;

— оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

— разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

— способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию6.

Инновации могут быть представлены в виде:

— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:

—  общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация УВП, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);

—  частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в ОУ).

Наиболее распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:

—  с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

—  организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);

—  профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

—  профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ)7.

8 стр., 3769 слов

Формирование профессиональной компетенции как способа решения проблемы профессионализации деятельности педагога

... технологий педагогической деятельности. Развитие профессиональных умений педагога в их информационно-коммуникационной составляющей обусловлено реализуемой с 2001 г. Федеральной целевой программой информатизации образования ... рамках нескольких дисциплин. Анализ исследований и публикаций показал тенденцию к возрастанию интереса ученых к проблеме профессионализации деятельности педагога. Исследователи ...

Можно выделить совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, свидетельствующих о готовности педагога к инновационной деятельности.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога как новатора необходимы по крайней мере следующие два основных фактора: 1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка; 2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту8. При этом огромное значение отдается психологической культуре педагога, поскоку необходимо «обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Ясно, что психологическая культура нужна не только педагогам, она объективно необходима представителям многих профессий. Без нее никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому новатору труднее всех — надо не пасовать перед неизвестностью, неудачей, тем более суметь с достоинством переносить успех»9.

Существуют также и негативные моменты, влияющие на новаторские способности педагога. Так доктор психологических наук Лазарев отмечает, что: «Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития»10.

6 стр., 2904 слов

Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

... дисциплин, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности режиссера-педагога. ... оценки результатов учебной деятельности студентов 10 баллов (черезмерно отлично) – заслуживает студент, который показал ... владеть методами и средствами познания, обучения, самокнтроля для интеллектуального развития, повышения ... и приемы голосоречевого тренинга. Игра в процессе голосового тренинга ...

Наиболее эффективными методическими приемами для обучения правовым дисциплинам являются: эвристические беседы, «мозговая атака», работа в парах и группах, молчаливая дискуссия, словесные ассоциации, работа с картинками и фотографиями, «планы обмена мнениями», создание компьютерных видео-презентаций, проведение пресс-конференций и интеллектуальных игр, использование социальной рекламы, подготовка докладов, проектов правовых актов и написание научных статей. В большинстве случаев можно совместить многие из методических приемов на одном семинарском (практическом) занятии или научном кружке, научном студенческом обществе, где есть больше свободного времени для их апробации. В нашей работе будут рассмотрены инновационные игровые технологии, которые позволяют наиболее эффективно повысить внимание студентов к изучаемым дисциплинам, через нахождение общих интересов педагога и обучаемых, с использованием ассоциаций в отношении игрового элемента и объекта (темы) изучения. В частности, автором использовались ряд игровых технологий и их модификаций относительной или абсолютной новизны применительно к различным преподаваемым правовым дисциплинам.

Особенность игр по правовым дисциплинам, по сравнению с другими учебными играми, заключается в том, что они в основном направлены не на закрепление информации, а на осознание ее содержания, для чего необходимо психологически «примерить» права человека на себя, прочувствовать их. Целесообразно дать участникам такие роли, которых у них никогда бы не было в реальной жизни. Студент в ходе игры должен «прочувствовать» игровую (имитационную) ситуацию на себе, чтобы понять, что изучаемый предмет и нормы соответствующей отрасли права, например, конституционного права, необходимы в повседневной жизни для реализации и защиты собственных интересов. Участники игры берут на себя роли представителей власти, жертв их произвола и т. п., разыгрывают ситуации в зависимости от направления игры. В ходе проведения игр есть психологический риск-заиграться, уйти от целей игры в сугубо игровой элемент. Вместе с тем, педагог должен четко следить за этим, направлять ход игры в нужное русло, и четко поставить цели и задачи игры обучаемым. Причем самым главным элементом игры служит именно подведение итогов игры, проведение рефлексии, а не собственно сам игра. Поэтому после каждой игры следует просить участников рассказать о том, как они относятся к решению возникшей проблемы с последующим предложением всем участникам подумать о возможных вариантах окончания игры. Можно также дать обучаемым роли экспертов, которые вместо преподавателя будут вести обсуждение, подводить итоги игры, выявлять достоинства и недостатки обыгрываемой ситуации. Для разработок игровых технологий нами за основу брались различные образовательные веб-ресурсы, приёмы социальной рекламы, развлекательные телепередачи и правовые игры. Также современные методические приемы, описанные в изданиях Права человека: методическое пособие для преподавателей учебных центров УВД. — Пермь: изд. Богатырев П.Г., 2005 и Толерантность: теоретические подходы и методики обучения толерантного поведения: сборник методических материалов. — Пермь: издатель Максарова И., 2006, были взяты нами за теоретическую основу проведения занятий с последующими модификациями и будут рассмотрены во второй главе нашей работы.

12 стр., 5925 слов

Психологические особенности воздействия социальной рекламы

... ) изучить понятие социальной рекламы; 2) выявить психологические аспекты социальной рекламы, влияющие на процесс восприятия; 3) провести исследование о воздействии рекламы на студентах. 1. Понятие рекламы. Социальная реклама 1.1 ...

Глава 2. Реализация инновационных педагогических технологий в учебном процессе

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий нами были использованы следующие подходы к современной организации обучения:

— профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

—  акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

 — креативно-развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки11.

Автор использовал уже существующие теоретические наработки и активные и интерактивные формы и методы обучения праву, привнося лишь авторский элемент в части практического разрешения конкретных общественно- значимых проблем применительно к одной или нескольким учебным правовым дисциплинам, в т. ч. используя междисциплинарный подход.

Нами были разработаны следующие современные формы проведения занятий, которые, по нашему мнению, универсально подходят по частно-правовым и по публично-правовым дисциплинам. Проведение подобных занятий обговаривается предварительно со студентами c разъяснением технологии игры и возможно также по их предложению по интересующим их проблемным вопросам изучаемой дисциплины. Подобные формы обучения были апробированы автором в период с 2008 по 2013 гг. при проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам «Международное право», «Конституционное (государственное) право России», «Защита прав потребителей», «Налоговое право», «Административное право», «Жилищное право», научном кружке по конституционному праву, административному праву, научном обществе курсантов слушателей и студентов.

1. Ролевая игра «Студенческое интернет-расследование». В процессе расследований студент пробует себя в качестве аналитика и правового эксперта. Обучаемым предлагается через поисковые системы найти сайты, пропагандирующие или описывающие какие либо события, описать их содержание с точки зрения законности, соблюдения норм законодательства по проблемному вопросу рассматриваемой темы дисциплины, соотношении морали и закона, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья населения. Например, можно подвергнуть, так называемой экспертизе на соответствие Конституции России, законодательства о защите прав потребителей, административному, или уголовному законодательству материалов ряда газет и журналов, прежде всего развлекательного характера, телепрограмм и художественных фильмов, компьютерные игры, рекламные издания. По итогам расследования предлагается составить проект юридического документа в соответствии с процессуальным законодательством: заключение эксперта, предписание сотрудника правоохранительного органа, обращение в суд и т. п. и его последующее обсуждение в аудитории.

2.Деловая игра «Живой чат / Live-chart». Создается необычный журнал (желательно цветная тетрадка) с записями самих студентов — новая форма общения, с помощью которой можно распространять любую информацию о конференциях и практических проблемах по дисциплине и какой-либо проблематике в оригинальной форме в виде диалога. Студент задает вопрос о том, какую проблему и как можно обсудить в выгодном свете на той или иной конференции или решить её в общем. Создаются правила — не ругаться, как задать вопрос, как ответить и т. п., которые прописываются на обратной стороне журнала, далее следует оглавление, которое состоит из данных тем и номеров страниц. По сути, такой чат очень напоминает с одной стороны, школьную игру с запиской «Напиши и передай другому!», с другой- электронный интернет-чат (форум), которые используются исключительно для учебных целей.

Преподаватель может сам задать в чате конкретную правовую проблему с просьбой путей ее практического или законодательного разрешения по мнению студентов. Студентам в правилах можно записать, что дозволяется записывать новую тему для обсуждения с указанием ее автора, либо ответить на ранее поставленные вопросы. Допускаются также анонимные ответы без нарушения правовых норм и оскорблений, о чем можно также прописать в правилах (рекомендуемый вариант-указать фамилию и имя, номер группы).

Журнал предается в учебную группу с просьбой вернуть его преподавателю или тому человеку, который задал тему. Каждый читающий может ответить на предыдущий вопрос либо задать новую тему чата. Получается диалог по разрешению той или иной проблемы, каждый обучающийся в группе может ничего не написать, но ознакомиться с общественными и правовыми проблемами и путями их решения, даже из интереса того, что их предлагает не преподаватель, а сверстники.

3.Ролевая игра «Новости». Перед семинарским (практическим) занятием студентам из группы предлагается взять роль ведущих новостей, название рубрик студенты могут придумать сами. Суть новостей состоит в том, что один докладчик анализирует официальные СМИ, например, Российскую газету, за прошедшую неделю по день занятий, в том числе электронные СМИ, рассматривая соответствующие законы, законопроекты, международную и общественно-политическую практику по дисциплине. Другой докладчик анализирует газеты с комментариями, например, газету «Коммерсант», интернет-ресурсы, либо предоставляет собственный комментарий на последовавшую новость основного докладчика, либо же задает ему интересующий его вопрос. И так далее. Аудитория также после блока новостей может задавать вопросы и спрашивать мнение ведущих относительно ситуации. Задания по подготовке новостей даются 2 студентам на занятии перед следующей парой. Студентам можно объяснить, что новости могут проводиться по аналогии с телевизионным шоу «Прожектор Перис Хилтон», только с меньшей степенью комедийного элемента, но тоже с долей юмора. Выражаться такой юмор может как раз через непринужденную обстановку беседы, в комментариях ведущих и неожиданных обращений с вопросами к аудитории, а также через заголовки статей, которые очень часто журналисты преподносят иронично и с юмором.

Новости рекомендуется подкреплять наглядным материалом — газетами, журналами и обозрением имеющихся в них иллюстраций, а также информационными (дикторскими листами), возможно, и аудиовизуальным сопровождением (презентацией) на ноутбуке. Суть сводится не к простому прочтению новостей, а к их комментированию и обсуждению между дикторами, о чем студентам заранее ставится соответствующая цель и задачи. Вся учебная группа выполняет роль экспертов.

Дикторов нужно предварительно ввести в роль, а после новостей вывести из нее. После информационного блока новостей студенты из аудитории могут задавать вопросы дикторам. Из аудитории может быть выбран независимый комментатор или «гость в студии» (политик, певец, деятель искусства), который будет выражать свою точку зрения относительно каждой новости. Время, отведенное на игру, в целом составляет 10−15 минут.

Данная форма позволяет также проявить артистические и творческие способности студентов, провести четкую взаимосвязь с преподаваемой правовой дисциплиной и реализацией полученных знаний по теории на практике, быть в курсе новостей, что необходимо современному практикующему юристу. Причем проводить такую игру можно на любом занятии независимо от темы. Подобная игра позволяет эффективно закрепить практическую направленность дисциплины через анализ судебной и административной практики, анонса последних изменений в законодательстве, как новостной (новый) и нужный материал.

4.Социальная реклама

В ряде случаев администрации Вуза или преподавателям необходимо привлечение внимание целевой аудитории для участия в конференциях, научных конкурсах, научных кружках, написаниях научных работ и выполнения иной социальной работы. Сделать это можно стандартным объявлением или листовкой. Однако наибольшей эффективность будет достигнута необычным призывом оригинальностью или слоганом, двусторонним контактом и примеркой нужности мероприятия «на себя» из студентов. Поэтому многое зависит еще и от креативности обращения, нестандартных форм обращений к целевой аудитории. Наиболее эффективно здесь может применяться социальная реклама, цель которой привлечение внимания к общественно-значимым проблемам и их решение без извлечения коммерческой прибыли. Приемы социальной рекламы были применены нами как при работе преподавателя (приложения 1−3 к работе), так и непосредственно в работах студентов, чтобы привлечь внимание к своим исследовательским проектам.

Так кафедрой теории и истории государства и права совместно с научным обществом курсантов, слушателей и студентов в 2009 г. в СЮИ МВД России был проведен конкурс социальной рекламы, посвященный Дню Конституции России «Нарисуй свои права!» (12 декабря).

В 2010 г. был проведен конкурс социальной рекламы, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне «Сохраним историческое наследие!», который проводился научным обществом курсантов, слушателей и студентов. Все конкурсные работы перед праздником были развешены на информационных панелях института, видеоролики участников конкурса транслировались на экранах института, лучшие работы были отмечены ценными призами. Проведение подобных конкурсов формирует у студентов гражданскую позицию, чувство патриотизма, повышает уровень политического правосознания и способствует большему интересу к современным проблемам науки и гражданского общества, соблюдению положений Конституции России.

Применение подхода решения проблем с помощью социальной рекламы достаточно интересны для обучаемых. Например, уже после первого организационного заседания научного кружка по конституционному праву России студенты СЮИ МВД России приняли 14 октября 2009 г. участие в Институте прокуратуры РФ СГАП во 2-ом ежегодном межвузовском конкурсе студенческих проектов «Молодежные инновации и практика». Проекты студентов Абдуловой Э.: «Роль социальной рекламы в привлечении внимания к социальным проектам» и Челышевой Т.: «Социальная реклама в реализации прав и свобод человека и гражданина» достойно смогли обратить на себя внимание среди семи представленных проектов студентов других Вузов Саратовской области, и были отмечены наградными сертификатами. В Поволжском кооперативном институте РУК 23 мая 2012 г. автором была организована Олимпиада по основам потребительских знаний, посвященная 50-летию Поволжского кооперативного института и 100-летию Российского университета кооперации. Олимпиада состояла из теоретической и творческой части и включала этапы: КВН по основам потребительских знаний и творческий конкурс «Рекламная пауза». Не менее интересным для учащихся стал конкурс социальной рекламы «Рекламная пауза», цель которой побуждение людей, органов власти и их должностных лиц совершать поступки, направленные на свободную реализацию прав потребителей, которые могут принести пользу обществу и государству. На конкурс были представлены оригинальные рисунки и плакаты, а также сатирические миниатюры. В ходе конкурса удалось выявить нестандартный подход к решению проблем на потребительском рынке, и самое главное- соблюдение требований Федерального закона «О рекламе»12.

5. «Живая» лекция или семинар (практическое занятие)

По сути, очень часто все хорошо забытое старое, воспринимается как новое. Например, такие занятия могут проводится на природе в историческом месте в «Парке победы» в г. Саратов, на брегу реки Волга, на Театральной площади, в музеях, учреждениях и организациях (по предварительной договоренности. Вместе с тем, мероприятие на открытом воздухе для заинтересованности студентов, представляется нами на молодежном языке как занятие «Open air» — Опен эйр. При этом возможно обучение ораторскому мастерству при средних погодных условиях на открытом воздухе для постановки дикции и голоса без микрофонов и акустики зала.

Нами в октябре 2011 г. было проведено занятие со студентами по жилищному праву на тему: «Виды жилищных фондов» в Национальной деревне в «Парке победы». На основе жилых домов различных национальных культур были рассмотрены на месте и выделены основные признаки и особенности жилых и нежилых помещений, особенности видов жилищных фондов. Также с высоты птичьего полета на самой высокой точке Соколовой горы с памятника «Журавли» был показан жилищный фонд Саратовской области и г. Саратова в разных его районах, в т. ч. с использованием раздаточного материала-правовых актов. Указанные моменты позволили вживую более эффективно психологически усвоить и закрепить материал студентам с наглядным использованием правовых актов.

6. Технологии, применяемые в рамках научного кружка.

Нами была разработана концепция работы на научном кружке по конституционному праву, которая была успешно реализована в 2009—2011 гг. При этом каждому участнику кружка предлагалось ознакомиться с концепцией, внести свои коррективы, формы работы на кружке определялись голосованием участников (большинством голосов).

Цели научного кружка — создание сплоченного коллектива единомышленников, способного разрешать проблемы конституционного развития на хорошем теоретическом уровне и эффективно реализовать научные разработки на практике.

Главная схема коммуникации на кружке: наука -> практика -> общество -> польза = решение практических проблем.

Формы и методы работы на научном кружке по конституционному праву предусматривают совмещение форм академического образования с добавлением элементов клинического юридического образования и современных активных и интерактивных методов обучения праву.

На занятиях применяются самые различные методические приемы: эвристическая беседа, дискуссия, «метаплан», ролевые игры, словесная ассоциация, парные и групповые занятия, «мозговая атака», форма кейс-стади (фабулы конкретных ситуаций), работа с картинками, газетами и фотографиями, рефлексия и другие. В том числе в русле популяризации науки применяются более современные методы и формы коммуникаций: использование музыкального, литературного и художественного творчества, интернет, конкурсные программы, социальная реклама, пиар, инновационные проекты и т. п.

Каждое занятие начинается и заканчивается игровым элементом, позволяющим расслабиться в непринужденной обстановке (рефлексия), который может продолжиться дальнейшим проведением интеллектуальных игр, в то же время, предполагает постоянную интенсивную работу в деловом стиле общения, связи науки с решением практических задач, постоянное развитие эрудиции деловых навыков обучающихся. Занятия заканчиваются подведением студентами самостоятельных итогов по теме, получением практических домашних заданий по пройденной теме (которые фактически будут реализованы на следующих занятиях), рефлексией.

Проведение ролевых игр на занятиях преследует цели отработки навыков по защите прав человека в конкретных ситуациях. Приведенная для работы на кружке подборка фильмов демонстрирует широкое многообразие подходов к теме прав человека, просмотр которых имеет цель — научить смотреть, слушать, обсуждать и учиться.

На кружке ведется журнал работы и протоколирование, фотографируются мероприятия, собираются вырезки из газет и важные документы для последующей организации выставки или стенгазеты, которые позволят расширить работу обучаемой группы. Также ведется электронный архив документов кружка, включая компьютерные программы. Каждый участник может проявить себя в качестве руководителя кружка при проведении части некоторых занятий самостоятельно по своему сценарию, а также в ходе проведения деловых и ролевых игр, публичного выступления в рамках небольшого коллектива и на более крупных мероприятиях (конференциях).

Параллельно каждый сможет проявить себя в качестве аналитика в той или иной области научных знаний, подчиненного в ходе проведения все тех же мероприятий, либо в роли помощника коллеги или полезного работника для всего коллектива, сможет научиться навыкам делового устного и письменного общения, психологическим приемам проведения дискуссий и т. п. По общему согласию допускается персонифицировать работу каждого члена кружка с последующим составлением рейтинга работы всего коллектива.

Каждая изучаемая тема на кружке связана не просто с проведением дискуссий, подготовкой научных докладов, а последующей их реализацией всей группой обучающихся в качестве выполнения домашних заданий и рассмотрении их на последующем занятии, последующем применением в практической деятельности. В частности, создание Устава кружка (как организации), деловой или ролевой игры, правил проведения дискуссий, таблиц, проекта нормативного акта и т. п.

Цель такого подхода — показать значимость науки для учебного процесса, общества, практики, привить в целом уважение к науке, образовательному процессу, профессии юриста. Таким образом, проведенное научное исследование может быть реализовано в самых интересных для обучающихся формах.

Каждому участнику как наиболее оптимальный и эффективный вариант работы предлагается: научная разработка одной выбранной темы и создание своего исследовательского проекта, его последующая реализация в нескольких возможных формах по схеме: написание доклада/проекта -> дискуссия на кружке -> научная статья (конкурсная работа) -> доклады на конференциях -> переработка научного исследования с учетом замечаний -> создание презентации / деловой или ролевой игры / фильма по правам человека-> моделирование мини-социального проекта / социальной рекламы -> разработка конкурса по своей тематике на основе ранее исследованных и апробированных научных разработок = реализация на практике.

По итогам работы научного кружка обучающимся возможно предложить альтернативные варианты контрольной формы проверки полученных навыков. Среди них стандартные— 1. защита реферата на научном кружке; 2. защита доклада на конференции, научном семинаре; 3. написание научной статьи; 3. написание конкурсной работы для участия на Всероссийском или областном конкурсе на лучшую работу по избирательному праву; и инновационные: 4. создание фильма (презентации) по правам человека; 5. создание и защита мини-социального проекта (возможно в форме реализации на практике); 6. создание видеоролика по социальной рекламе; 7. вакансия свободна — по предложениям студентов, например, создание тематического веб-сайта по конституционному и международному праву, сайта научного кружка и т. д. Итоговая контрольная работа может быть как коллективной, так и индивидуальной, в зависимости от ее сложности, например, создание группой учебного фильма по правам человека зачитывается как коллективная работа13.

7.Технологии, применяемые в рамках научного студенческого общества

В рамках факультативных занятий на научных кружках и научных студенческих обществ, тоже можно более углубленно и эффективно использовать инновационные формы образования, параллельно совмещая их с учебным процессом.

Так, в функционировавшем ранее в Саратовском юридическом институте МВД России с 1990-х годов научном обществе курсантов слушателей и студентов (НОКСС) автором, действовавшим в качестве его председателя, в 2009—2011 гг. в его структуру были предложены изменения. В результате были созданы группы творческой направленности: дискуссионный клуб, коммуникационная группа (PR студия), экспериментально-исследовательская молодежная лаборатория свободного научного творчества, сектор по организации работы в сети интернет.

В дискуссионном клубе организовывались встречи с практическими работниками, круглые столы с руководством института и научных обществ других вузов, на заседаниях которых обсуждались актуальные проблемы правовой науки, проводится предзащита научных докладов, конкурсы патриотической направленности. В принципе в этой части ничего особенного нового не было создано, поскольку студенты и раньше дебатировали на научных мероприятиях без интересного названия «Дискуссионный клуб». Вместе с тем, были предложены новые и интересные формы работы со студентами, в т. ч. с привлекательными названиями. Так главная цель коммуникационной группы (PR студии) была — научить курсантов и студентов методике разработки научных исследовательских проектов с учетом их рентабельности и применения современных форм коммуникаций, познакомить с формами и методами социальной рекламы и пиара, развить навыки установления деловых связей с практическими органами и молодежными СМИ. Экспериментально-исследовательская молодежная лаборатория свободного научного творчества должна была оказывать помощь по созданию презентаций, видеороликов и фильмов по научным проектам всем интересующимся студентам института14. Лаборатория готовила оригинальные проекты, синтезируя музыкальное, литературное и научное творчество для популяризации научных идей и состояла из наиболее «продвинутых» и успешных в этом плане студентов15. Планировалось также создание телестудии «НОКСС-ТВ», которая транслировала научные проекты курсантов и студентов, студенческие новости. Подобные проекты конечно же существуют в ряде вузов России уже на протяжении многих лет. Вместе с тем, многих студентов интересует также необычная работа — попробовать себя в роли ведущего студенческих научных новостей, либо попасть с успешным и достижениями на экран Вуза.

При поддержке руководства института был создан раздел НОКСС на веб-сайте института, в ряде случаев студентам предлагалось создавать собственные сайты или форумы с обсуждением наиболее важных проблем.

Заключение

Чем интереснее формы проведения учебных занятий, тем интереснее студентам учиться. Инновационные формы и методы работы на занятиях позволяют усваивать cтудентам, что изучаемая учебная дисциплина и наука существуют и развиваются не ради науки, а ради людей и всего общества, без них на практике нельзя профессионально осуществлять профессиональную деятельность. Поэтому тема инновационной деятельности преподавателя будет актуальна всегда, в связи с тезизом-как найти общий язык с аудиторией, как заинтересовать, максимально эффективно донести материал до слушателей.

Поставленные задачи нашей работы были полностью решены — в рамках исследования были рассмотрены сущность, функции организации работы инновационной деятельности преподавателя высшей школы, предложены авторские разработки в виде работы на научном кружке, научном студенческом обществе, конкурсах социальной рекламы, деловых и ролевых игр. Требует отдельного рассмотрения формы клинического обучения праву, рефлексия, которые не были нами подробно затронуты в работе, исследование иных современных методов исследования в правоведении, при помощи которых могут быть созданы новые технологи обучения16. Указанные технологии могут послужить предметом исследования для отдельной работы. В качестве информационных ресурсов можно было бы предложить воспользоваться для разработки инновационных технологий следующие веб-сайты образовательных и аналитических ресурсов:

Информационный портал по русскоязычным образовательным ресурсам:

Портал программы «Эффективная работа преподавателя»:

www.e-teaching.ru

СарВики — вики-сайт: wiki.saripkro.ru/

Электронная библиотека Уральского Государственного Педагогического Университета. Исторический факультет:

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»: www.ozpp.ru

Инновационная деятельность // Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр «Раменский дом учителя». — Режим электронного доступа: www.mou-rdu.ru/innovacii.htm

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Ализаде Н., Зырянов И. Поволжский кооперативный институт — храм знаний и студенчества // Покровск ТВ. 2012. 6 июня.
  3. Зырянов И.А. Мы поможем реализовать Ваш научный потенциал! // Вестник Саратовского юридического института МВД России. 2010. февраль.
  4. Зырянов И.А. Педагогическая мастерская // Вестник Саратовского юридического института МВД России. 2008. апрель.
  5. Инновационная деятельность педагога — Режим электронного доступа: www.bestreferat.ru/referat-187 973.html.
  6. Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях // Современные медиа технологии в образовании и культуре. 2012. 20 июля. — Режим электронного доступа: www.informio.ru/publications/id384
  7. Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя // Инновации и эксперимент в образовании. — Режим электронного доступа: www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html.
  8. Международные правовые акты и документы по развитию Европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. — М.: Готика, 2004.
  9. Миков П.В., Суслов А.Б., Цуканов А.Н. и др. Права человека: методическое пособие для преподавателей учебных центров УВД. — Пермь: изд. Богатырев П.Г., 2005.
  10. Программы клинического обучения: Учебно-методическое пособие. Вып.4. Защита прав человека / под ред. М.В. Немытиной. — Саратов: Научная книга, 2008.
  11. Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — Саратов: СЮИ МВД России, 2007.
  12. Современные формы, методы, модели обучения праву. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, г. Пушкин, 1−3 февраля 2008 г.).

    — Саратов: Научная книга, 2008.

  13. Ступина С. Б. Основы инновационной деятельности в вузе // Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования. - Режим электронного доступа: course.sgu.ru/mod/resource/view.php?id=12 510.

  14. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения толерантного поведения: сборник методических материалов. — Пермь: Издатель Максарова И., 2006.
  15. Чалдини Р. Психология влияния. — Спб.: Питер, 2000.

Если ты молод, патриот, и тебе не маловажны проблемы развития нашего государства и построение сильного гражданского общества,

Тогда все в твоих руках!

Хочешь стать активным участником конституционного процесса и попробовать себя в роли политика, руководителя, судьи или иного участника конституционных отношений?

Возьмись за дело!

Настройся на волну «конституционного права», где тебя ждут:

— обсуждение наиболее важных проблем государственного развития,

-участие в научных конференциях и круглых столах, интернет-семинарах, где ты можешь провести позитивную дискуссию с молодежью и практическими работниками Саратовской области и других регионов,

-создание мини-социальных проектов и социальной рекламы, их реализация в рамках твоего института,

— проведение и разработка деловых и ролевых игр по правам человека,

— просмотр и обсуждение фильмов по конституционному и международному праву, затрагивающих отношения власти и права человека,

-подготовка примерных обращений в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека, органы государственной власти РФ,

-подготовка мероприятий, посвященных Дню Конституции России и международному Дню защиты прав человека,

— проведение конкурсов, создание Конституции России «в картинках»,

— увлекательные фото-сессии…интерактив…инновационные проекты,

— и главное — интересное общение!

Ты уже готов? Тогда ты сможешь:

  • разрабатывать свои рекомендации по совершенствованию действующего законодательства,
  • свободно выразить свое мнение и быть услышанным,
  • создать мини-фильм, мини-социальный проект, презентацию или стенгазету по правам человека и конституционному праву по своему сценарию, написать научную статью,
  • попытаться найти и получить грант на разработку своих научных исследований,
  • найти себе единомышленников и реализовать свои идеи на практике,
  • повысить свой профессиональный уровень,
  • научится разрабатывать нормативно-правовые акты, оперативно использовать механизмы защиты прав человека на внутригосударственном и международном уровне,
  • приобрести навыки делового и корректного общения с властью по нормам права,
  • исследовать полезные правовые возможности для восполнения пробелов в российском законодательстве и юридической практике,
  • получить навыки практической работы, связать теорию и законодательство с реальной жизнью в России,
  • придти к полезным выводам, как можно «достучаться» до власти,
  • увидеть, зачем тебе нужна Конституция России, и как ею правильно воспользоваться в любых жизненных ситуациях,
  • победить с помощью духа и буквы Конституции России, в трудных коллизионных и пробельных ситуациях, когда обычный закон, казалось бы, бессилен!

Добро пожаловать на научный кружок по конституционному праву!

(кафедра теории и истории государства и права, 1 корпус СЮИ МВД России, 4 этаж, каб. 424)

Набор в кружок ограничен, желательно записаться до 28.09.2009 г., организационное заседание кружка состоится 29.09.2009 г. 11.00 (повестка: определение формата работы и основных направлений научных исследований кружка; выборы председателя и секретаря кружка; просмотр фильма «Как мы играли в выборы Президента России-2008» и встреча с главным героем фильма; дискуссия, фотографирование).

Саратовский Юридический

институт МВД России

Специальный факультет

Кафедра теории и истории

государства и права

Научное общество курсантов,

слушателей и студентов

Проводят конкурс, посвященный Дню

Конституции России

«Нарисуй свои права!»

Если ты не равнодушен к проблемам развития нашего государства и построению сильного гражданского общества,

прими участие в конкурсе и предложи свое видение современного положения прав и свобод человека и гражданина в оригинальной форме!

Создай свой рисунок, фотографию, фото-коллаж, социальную рекламу или видео-презентацию с лозунгом, затрагивающим конституционные права и свободы, на листе любого формата либо на электронном носителе (дискета, CD) и сдай на кафедру теории и истории государства и права

до 8 декабря 2009 г. (1 корпус, кабинет 408).

Работы авторов будут размещены ко Дню Конституции России на стендах института, лучшие работы курсантов, слушателей и студентов, адъюнктов и аспирантов будут поощрены ценными призами и обнародованы на интернет-сайте института, а также демонстрироваться на телевизионных панелях института.

Победители конкурса смогут принять участие в конкурсе по социальной рекламе

Ты молод?

Тебе есть, что предложить оригинального, полезного и нового для общества или ты хочешь один раз увидеть это, чем сто раз услышать?

Хочешь узнать, как привлечь внимание к научно-исследовательским проектам?

Тогда приходи и поддержи своих коллег по учебе в межвузовском конкурсе студенческих проектов «Молодежные инновации и практика», который будет проходить в Институте прокуратуры СГАП

14 октября 2009 г.

Внимание!

При себе обязательно иметь знания и хорошее настроение!

Не проспи свой успех!

Для членов научного кружка по конституционному праву-

специальное выездное заседание и фото-сессия,

дискуссия-серьезная и продуктивная)

Получи заряд науки!

Маршрут следования для первопроходцев- от 421 кабинета 1 корпуса до Института прокуратуры СГАП

14 октября 2009 г. в первую смену.

Добраться можно от остановки «Джуманджи» на маршруте автобуса № 6 или от сенного рынка на автобусе № 90 до остановки Ильинская площадь. Пройди 1 квартал к Волге за центральный корпус

Академии права, и ты у цели.

Не забудь взять студенческий билет и вернуться на пару!

И не говорите, что Вы этого не видели!

На правах социальной рекламы

© И.А.Зырянов, 2009.

1 См.: Международные правовые акты и документы по развитию Европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. — М.: Готика, 2004.

2Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

3 См.: Ступина С.Б. Основы инновационной деятельности в вузе // Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования. - Режим электронного доступа: course.sgu.ru/mod/resource/view.php?id=12 510 (дата обращения 22.04.2013 г.).

4 Лазарев В.С. Готовность учителя к инновационной деятельности // Инновации и эксперимент в образовании. — Режим электронного доступа: www.in-exp.ru/component/tag/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%20%D0%92.%D0%A1.html (дата обращения 22.04.2013 г.).

5 Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях // Современные медиа технологии в образовании и культуре. 2012. 20 июля. — Режим электронного доступа: www.informio.ru/publications/id384 (дата обращения 22.04.2013 г.).

6 Инновационная деятельность педагога. — Режим электронного доступа: www.bestreferat.ru/referat-187 973.html (дата обращения 22.04.2013 г.).

7 Такие инновации были условно выделены с учетом различных классификаций по результатам анкетирования педагогов на педагогическом совете в 2012 г. в ОГБОУ «ТГПК» в г. Колпашево. Цит. по: Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях // Современные медиа технологии в образовании и культуре. 2012. 20. июль. — Режим электронного доступа: www.informio.ru/publications/id384 (дата обращения 22.04.2013 г.).

8 Инновационная деятельность педагога — Режим электронного доступа: www.bestreferat.ru/referat-187 973.html (дата обращения 22.04.2013 г.).

9 Ступина С. Б. Основы инновационной деятельности в вузе // Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования. - Режим электронного доступа: course.sgu.ru/mod/resource/view.php?id=12 510 (дата обращения 22.04.2013 г.).

10 Лазарев В.С. Готовность учителя к инновационной деятельности // Инновации и эксперимент в образовании. — Режим электронного доступа: (дата обращения 22.04.2013 г.).

11 См.: Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях // Современные медиа технологии в образовании и культуре. 2012. 20. июль. — Режим электронного доступа: www.informio.ru/publications/id384 (дата обращения 22.04.2013 г.).

12 См.: Ализаде Н., Зырянов И.А. Поволжский кооперативный институт — храм знаний и студенчества // Покровск ТВ. 2012. 6 июня.

13 Подобная концепция используется автором в настоящее время при проведении научного кружка по административному праву.

14 См.: Зырянов И.А. Мы поможем реализовать Ваш научный потенциал! // Вестник Саратовского юридического института МВД России. 2010. февраль.

15 Например, 11 декабря 2009 г. в рамках недели специального факультета СЮИ МВД России состоялась презентация научного общества курсантов, слушателей и студентов с использованием современных активных и интерактивных форм молодежных коммуникаций в совмещенном формате конференции и социальной рекламы. В рамках данного мероприятия дискуссионным клубом НОКСС были представлены презентации научных проектов студентов, мастер-класс по логике «Как нейтрализовать информационные войны», презентация веб-сайта НОКСС. Коммуникационной группой и лабораторией молодежного экспериментального свободного научного творчества НОКСС были проведены живой чат, психологическая игра «Ты — суперстар!», СТЭМ «Госпожа наука», музыкальное выступление «Я люблю СЮИ!».

16 См., например: Гражданское образование в деятельности классного руководителя. — Пермь, 2007; Программы клинического обучения: учебно-методическое пособие. Вып.4. Защита прав человека/ под ред. М.В. Немытиной. — Саратов: Научная книга, 2008; Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — Саратов: СЮИ МВД России, 2007; Современные формы, методы, модели обучения праву. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, г. Пушкин, 1−3 февраля 2008 г.).

— Саратов: Научная книга, 2008.

3

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector