Организация и проведение педагогической практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

ПРОГРАММА

Для специальности «5В012300»

«Социальная педагогика и самопознание»

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

 

Астана 2014

УДК:

Программа «Психолого-педагогическая практика» для специальности 5В012300- «Социальная педагогика и самопознание» рекомендована заседанием научно-методического совета Евразийского Национального Университета имени Л.Н.Гумилева.

 

Рецензенты:Жумабекова Ф.Н., кандидат педагогических наук, доцент

(ЕНУ имени Л.Н.Гумилева);

Абдыхалыкова Ж.Е., PhD(ЕНУ имени Л.Н.Гумилева).

 

Авторы:Салиева А.Ж., Абдукаримова М.А.

 

ISBN

В программе «Психолого-педагогическая практика» представлена структура подготовки будущего социального педагога в вузе. В программе раскрываются цели, задачи, содержание социальной и психолого-педагогической деятельности социального педагога в общеобразовательной школе, даны указания по организации, проведению практики и выполнению заданий студентами.

Программа предназначена для студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» в высших учебных заведениях.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………….

1. Цели и задачи психолого-педагогической практики………………………………………

2. Содержание психолого-педагогической практики…………………………………………….

3. Организация и проведение психолого-педагогической практики………………………….

4. Итоговая конференция на факультете университета………………………………………

5. Календарный график-распорядок работы студентов в период практики………………….

6. Права и обязанности студентов-практикантов………………………………………………

7. Критерии оценки результатов деятельности студентов……………………………………

8. Перечень отчетной документации студента-практиканта…………………………………

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

№1. Психолого-педагогический дневник………………………………………………….

№2. Календарно индивидуальный план работы студента……………………………..

№3. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося………………..

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

1. Составить план-график воспитательных мероприятий и расписание уроков (по образцу, данному в контрольно-учетной книжке), сдать на кафедру педагогики. 2. Выполнять функции классного руководителя (дублёра) в закреплённом классе (1-11 кл.), посетить в нём 5 уроков по разным предметам и один классный час (проведённый классным руководителем), полученные данные использовать при составлении отчётной ...

№4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива……………

№5. Социальная карта класса………………………………………………………………..

№6. План конспект урока по самопознанию…………………………………………………

№7. План-конспект психолого-педагогического мероприятия…………………………

№8. Характеристика классного руководителя………………………………………………

№9. Отчет студента-практикана………………………………………………………………

Введение

В профессиональной подготовке будущих специалистов важное место занимает различные виды практики. Практика являются связующим звеном между теоритической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессиональных умений и навыков.

Именно на практике студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств к профессии социальная педагогика. Практика позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединить теоретическую подготовку студента с практической работой в образовательных учреждениях.

Практика развивает у студента умение наблюдать явления практической действительности, анализировать содержание своей работы и на ее основе делать необходимые обобщения. Именно здесь закладываются основы формирования активного, действенного отношения к окружающей действительности. [О.А. Абдуллина, Н.Н. Загрязкина].

Повышения эффективности личностного и профессионального совершенствования будущего социального педагога в период обучения в вузе актуализирует проблему подготовки социальных педагогов в процессе педагогической практики соответствующих современным требованиям подготовки специалиста.

Анализ реального состояния организации педагогической практики студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» позволяет выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

— нечеткая дифференциация организации практики в период обучения в вузе;

— недостаточная разработанность программы психолого-педагогической практики;

— противоречие между современными требованиями к личности социального педагога и профессионально-педагогической подготовкой будущих социальных педагогов в системе высшего образования в целом и организацией педагогической практики в частности.

4 стр., 1630 слов

Работа учреждений психолого-социального профиля

Техникум для инвалидов Санкт - Петербургский государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования - техникум для инвалидов. Центр создан в феврале 1996 года в рамках международного социального проекта Администрацией Санкт - Петербурга и федеральным министерством по труду и социальной политике Германии. Целью деятельности ПРЦ ...

Программа психолого-педагогической практики разработана на основании требовании Государственного общеобязательного стандарта образования в соответствии с задачами последовательного повышения профессионального уровня подготовки бакалавра по специальности «5В012300» «Социальная педагогика и самопознание».

Особенностью данной программы является то, что при структурировании содержания данной практики обеспечена реализация принципа интегративного характера в формировании педагогического, психологического и социально-педагогических умений и навыков.

Речь идет о том, что формирование практических умений у студентов-практикантов осуществляется путем постепенной выработки профессиональных действий и приемов, начиная с психолого-педагогической диагностики (комплексное изучение) личности учащегося, состоянии семьи учащихся, заканчивая осуществлением консультативной, воспитательной, психолого-педагогической и социальной работы, как с учащимися, так и с родителями, что в конечном итоге интегрируется в более обобщенную социально-психолого-педагогическую профессиональную способность.

Предлагаемые задания для студентов не только направлены на отражение содержания теоритической подготовки и педагогической практики будущих специалистов по социальной педагогике и самопознания в условиях общеобразовательной школы, но и направлены на углубление, расширение, формирование и совершенствование комплекса социально-педагогических умений.

Цели и задачи практики

Целюпсихологопедагогической практики для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика и самопознания» является трансформация полученных студентами теоритических знаний по педагогике, психологии, социальной педагогике и самопознанию в реальные профессиональные условия деятельности и приобретение практических умений и навыков комплексной профессиональной работы социального педагога в образовательном учреждении.

Основными задачамипсихолого-педагогической практики является:

1.Мотивационные задачи:формирование у студентов положительного отношения и интереса к профессии социального педагога и самопознания, желания работать с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, организовывать активную деятельность учащихся в социальной сфере; развитие профессиональной мотивации, стремления к исследованию социально-педагогических явлений.

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы «Pedagogical conditions of research activity organization among pupils in primary school» УДК 371.388.6 ЕленаБорисовнаБиянова, Elena Borisovna Biyanova учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», 427628 Удмуртская Республика г. Глазов ...

2. Теоретические задачи: закрепление и применение теоретических знаний по социальной педагогике, возрастной и социальной психологии, педагогическим технологиям; приобретение знаний о деятельности социального педагога и учителя самопознания.

3. Деятельностно–практические задачи:

— совершенствование личностных и формирование профессиональных качеств будущих социальных педагогов: умения устанавливать психологический контакт с детьми и подростками, родителями и педагогами-коллегами, компетентно участвовать в социально-педагогическом процессе;
— знакомство с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования разного типа, спецификой работы учреждений образования и служб, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, их возможностями по оказанию социально-педагогической помощи детям;
— изучение особенностей социального поведения личности, взаимоот­ношений личности и среды, личностных особенностей, интересов, потребностей, степени их удовлетворенности, возможностей для их реализации, изучение опыта работы классного руководителя, коллектива и учащихся;
— овладение профессиональными умениями, необходимые социальному педагогу для решения профессиональных задач;

В результате прохождения практики студент должен знать:

— процесс работы социального педагога в образовательных учреждениях, его основные функции, задачи, цели, методы и формы работы с детьми, родителями, педагогами – коллегами;

— основные психологические функции детей разного возраста и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики ребенка, школьника;

— работу с документацией, заполнение, составление, анализ таблиц и схем;

— педагогические, психологические и социальные формы и методы познания, развития, коррекции, обучения, воспитания личности школьника, самопознания и само регуляции.

В период педагогической практики студент должен овладеть основными психолого-педагогическими умениями:

9 стр., 4405 слов

Научный статус теории социально-культурной деятельности

... культурно-досуговой деятельности; отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире - социально-культурной деятельности; организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы ...

1. Гностическими (аналитическими):работать с разными видами информации в решении психологических и педагогических задач; анализировать реальные процессы, происходящие в социуме (школе, классе, группах, семьи) и негативные влияния на состояние процесса развития и воспитание ребенка; диагностировать (владеть средствами диагностики уровня развития и воспитанности учащихся); формулировать возникающие проблемы ребенка, цели и задачи, определять способы их решения;

2. Конструктивными: прогнозировать решение проблемы ребенка, коллектива, посредствам вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; выдвижение цели и задач; отбор способов осуществления деятельности; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов психолого-педагогической, социально-педагогической деятельности, планирование совместной с ребенком деятельности;

3. Проективными: планировать и определять конкретное содержание совместное деятельности учитель-ребенок, осуществление которого обеспечит планируемый результат, переводов целей и задач в конкретную деятельность; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов и степени их материально-технических возможностей и своего опыта; отбор о определение содержания, форм, методов и средств достижения поставленных задач; разработка социально-педагогической программы работы с конкретными учащимися;

4. Коммуникативными: владение культурой педагогического общения: умение «слушать и слышать», воспринимать и понимать учащихся; входить в ситуацию и установить контакт с детьми; выявить и собрать информацию, факты необходимые для понимания ребенка; осуществлять взаимодействие в процессе общения; создать позитивны эмоциональный настрой в отношениях с детьми; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка; умение решать конфликтные ситуации и поддерживать бесконфликтное общение с детьми, родителями, учителями;

5. Организаторскими: вызвать интерес к различным видам деятельности; руководить ученическим коллективом, использовать разные методы и коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми, организация их во внеучебное время.

Главным результатом прохождения практики является умение студента:

— давать квалифицированную психолого-педагогическую характеристику личности ребенка (подростка, юноши), ученического коллектива; интерпретацию психического состояния, проблемы ученика (родителя, учителя, собственного состояния);

— использовать результаты психолого-педагогического изучения и анализа личности и ученического коллектива с целью коррекции, развития и воспитания детей и в интересах повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе.

 

Содержание педагогической практики

Главное содержание «Психолого-педагогической практики» составляет самостоятельная деятельность студентов, которая отражает основные направления будущей профессиональной деятельности социального педагога в образовательных учреждениях различного типа:

— диагностическая:умнение планировать диагностическую работу, составлять программы и ставить конкретные диагностические задачи; изучать и анализировать состояние педагогического процесса в классе (группе); грамотно использовать (изучать) учащихся и коллектив класса; грамотно использовать имеющие методики диагностики и составить свои методики диагностики учащихся; обнаружить проблемы в развитии воспитании учащихся и сформировать их в виде своих социально-педагогических задач.

— преподавательская (педагогическая и воспитательная):умение организовать преподавательскую деятельность; стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности и творчества учащихся активными методами обучения; умение моделировать образовательные и педагогические ситуации; разработать план программу воспитательных мероприятий с учащимися класса на определенный срок времени; готовить сценарий воспитательных мероприятий и занятий с классом; организовывать их проведение; работать по методике коллективно-творческой деятельности.

— организационно-управленческая:умение вызвать интерес учащихсяк различным видам деятельности; руководить ими; использовать разные формы и способы организации во внеурочной работе.

— социально-педагогическая:умение углублено изучать индивидуальные особенности детей, выявлять социально-психологические, социально-экономические, социально-медицинские проблемы и трудности в социальном развитии личности ребенка, их причины, определять цели, задачи и способы их решения; умение консультировать взрослых по проблемам детей.

Овладение этими направлениями деятельности осуществляется через следующие основные виды работы студента-практиканта:

1. Психодиагностика, задачами которой является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка (подростка, старшеклассника), его личности; выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности; выявление причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста.

2. Проектирование индивидуального развития ребенка; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения личности; помощь в преодолении и профилактике отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей и подростков.

3. Содействие в полноценном личностном и интеллектуальном развитии на каждом этапе, формирование способности самовоспитание и саморазвитие ребенка.

4. Развивающая и коррекционная работа задачей, которой является активное воздействие социального педагога и психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка; помощь в решении конфликтных ситуаций, выявление причин различного рода, социально-педагогических проблем и трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста.

5. Консультативная работа, задачей которой является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

6. Формирование и развитие педагогической культуры общения: организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.

7. Организационно учебно-познавательной, досуговой деятельности детей.

Социально–педагогическая деятельность студента-практиканта должна быть направлена на решение следующих проблем личности ребенка и микросреды (семья, школы, класса, группы):

— социальные конфликты, кризисы, стрессовые ситуации;

— эмоциональные и психологические проблемы;

— насилие и дискриминация;

— этнические и национальные проблемы (межэтнические конфликты, миграции беженцев и вынужденных переселенцев, возрождение национальных культур);

— преступление и правонарушения (проблемы диванного поведения, алкоголизма, наркомании, профилактика социально-опасных заболеваний, и т.п);

— проблемы семей групп риска (опекунство, попечительство, усыновление, лишение родительских прав, социальная защита прав детей-сирот, неполные семьи, матери-одиночки и др.);

— социально-экономические проблемы (нужда, бедность, помощь в организации обеспечения компенсации и пособий нуждающимся гражданам);

— социально-медицинские проблемы (профилактика заболеваний, обусловленных условиями социальной среды, социально медицинская помощь детям-инвалидам, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

-социально-правовое обеспечение (социально-правовая поддержка групп социального риска).

Содержание психолого-педагогической практики реализуется в учебное и внеучебное время:

— в профессиональной деятельности: в качестве социального педагога, учителя самопознания, классного руководителя, воспитателя учеников, учителя-исследователя в опытно-экспериментальной и научно-методической работе, специалиста управления образования; в работе с детьми, родителями, учителями.

Студент в ходе психолого-педагогической практики осваивает практические навыки социального педагога, учителя самопознания, педагога-психолога, формирует свою готовность к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых профессиональных задач социального педагога и учителя самопознания в образовательных учреждениях.

 

Организация и проведение педагогической практики

Педагогическая практика организуется общим руководителем практики и методистом практики, а также с педагогическим коллективом образовательного учреждения, на базе которого она проводится.

До начала практики с руководителями базового учебного заведения общим руководителем практики согласовывается программа и календарные графики прохождения практики студентов в образовательном учреждении, задачами и содержание предстоящей практики, формы ее организации, определяется перечень классов, к которым будут закреплены студенты.

Перед началом педагогической практики общим руководителем практики, методистом практики совместно с заведующим кафедры и преподавательским составом проводят установочную конференцию со студентами, на которой знакомят их с целью, задачами, содержанием практической деятельности в учебном заведении.

Проведение установочная конференция психолого-педагогической практики.

1. Выступление (напутственные слова) заведующей кафедры.

2. Выступление руководителя практики.

3. Выступление методиста практики.

4. Ознакомление студентов с целью, задачами, содержанием психолого-практической деятельности в учебном заведении.

5. Раздача всех подручных материалов (дневник практики, приложения, дополнительный вспомогательный материал).

6. Выступление студентов (вопросы и ответы).

Главным содержанием психолого-педагогической практики каждого студента является педагогическая, социально-педагогическая и учебно-воспитательная работа в прикреплённом классе.

Первая неделя всегда отводиться на ознакомление с особенностями, основными направлениями работы учебного заведения, посещение и взаимопосещения занятий и воспитательных мероприятий в прикреплённом классе, встреча с классным руководителем, учителями, психологом, социальным педагогом, врачом и другими работниками образовательного учреждения, изучение учащихся и ученическим коллективом, составление календарного индивидуального плана работы на весь период практики.

В ходе основного этапа психолого-педагогической практики студенты выполняют программу практики, все предусмотренные ее заданиями, а также текущую учебную и воспитательную работу в классе, школе. В процессе практики студенты также ведут научно-исследовательскую работу, накапливая материал для курсовых и дипломных работ.

На период психолого-педагогической практики в образовательном учреждений в каждой группе один из студентов назначается старостой. В обязанности старосты входит: учет посещаемости студентами педагогической практики и общая организация работы группы, оповещение студентов о коллективных консультациях, семинарах, новых объявлениях, контроль выполнения поручений руководителей практики.

На последней неделе подводят итоги, и проводится итоговая конференция на факультете в вузе (на кафедре).

Студенты готовят отчетную документацию и предоставляют групповому руководителю за 2-3 дня до итоговой конференции.

Итоговая конференция психолого-педагогической практики.

После окончания психолого-педагогической практики проводиться итоговая конференция. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и представившие групповому руководителю по психолого-педагогической практике необходимые отчетные документы. Ко дню защиты все отчетные документы практикантов проверяются и оцениваются руководителем практики, методистом практики и научными руководителями к которым прикреплены студенты-практиканты.

На итоговой конференции присутствуют: студенты, руководитель психолого-педагогической практики, методисты, заведующий кафедры, преподавательский состав кафедры.

На итоговой конференции анализируется проведенная психолого-педагогическая практика, проводятся итоги практики студентов всего курса. В итоговой оценке делаются выводы о теоритической и практической подготовке студентов к профессиональной деятельности в учреждениях образования, оценивается качество работы по организации и проведению практики, намечаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию практики. К конференции готовятся презентации, доклады, отчеты, выставка ученических, студенческих работ и т.д.

Руководитель и методист психолого-педагогической практики к конференции сдают отчет по результатам психолого-педагогической практики с освещением положительных и отрицательных сторон организации практики и работы студентов.

Порядок проведения итоговой конференции.

1. Отчет студента-практиканта о проделанной работе.

Примечание: отметить замечание и предложение по организационным вопросам психолого-педагогической практики.

2. Выступление преподавателей кафедры.

3. Выступление руководителя психолого-педагогической практики.

4. Выступление методиста психолого-педагогической практики.

5. Выступление (по желанию) заведующего кафедры, заместителя декана, декана, студентов.

6. Выставление итоговой оценки каждому студенту-практиканту.

7.Обсуждение и составление плана мероприятий на дальнейшее совершенствование психолого-педагогической практики.

Примечание: Общая оценка за практику выставляется на основе коллективного обсуждения и согласования мнений руководителя практики, методиста практики учитываются оценки руководителей базового учебного заведения (учителей, классных руководителей, социальных педагогов и др.), результаты отчетных занятий, воспитательных и развивающих мероприятий, отношения к будущей профессиональной деятельности, качество и своевременная сдача отчетной документации др.

Общая оценка является итоговой по психолого-педагогической практике и выставляется в зачетку руководителем практики, методистом, а также заносится в приложение диплома.

 

Календарный график работы студентов в период практики

 

Недели Содержание деятельности Задания
1. Ознакомление с особенностями работы школы, класса и функциями социального педагога, психолога и учителя самопознания, подготовка материалов для дальнейшей психолого-педагогической деятельности в период практики.
1 неделя 1. Участие на установочной конференции на факультете. 1.Знакомство с целями и задачами практики, получение дневника и приложении.
2. Знакомство со школой, ее традициями, педагогическим коллективом, с классом, учебными кабинетами, организацией учебно-воспитательного процесса школы. 2.Заполнить педагогический дневник (содержание согласно схеме-структуре) (Приложение 1).
3. Знакомство с работой классного руководителя в закрепленном классе, беседа с ним об учащихся класса, изучение с помощью классного руководителя документации (классный журнал, личные дела учащихся, план воспитательной работы и др.). 3. Составить план воспитательной работы с классом на период практики с учетом плана работы классного руководителя с занесением в индивидуальный план работы. (Приложение 2).

 

4. Встречи-беседы, со школьным психологом, социальным педагогом и др. специалистами школы.   4. Ознакомиться с документацией работы школьного психолога, социального педагога и планом их работы на учебный год, на период практики.
5. Посещение уроков и внеклассных мероприятий всех учителей в закрепленном классе. 5. Заготовить папку с материалами диагностических методик для проведения с учащимся класса.
6. Изучение учащихся и коллектива класса, наблюдение за ними на уроках и во внеурочное время, выявление учащихся группы социального, медико-социального риска. 6. Определить цели, задачи, содержание с указанием конкретных планируемых дел в классе. Составление личного графика проведения внеклассных занятий с целью решения проблем учащихся, профилактике наркомании, курении, алкоголизма и т.д.
7. Получение консультации у научных руководителей и руководителя практики о планировании индивидуальной работы с учащимися класса на период практики (по необходимости). 7. К концу первой недели составить индивидуальный план работы на период практики и предъявить на подпись для утверждения руководителю по практике, методисту практики, социальному педагогу и классным руководителям.
2. Изучение учащихся и коллектива класса, участие в текущей воспитательной работе и подготовка некоторых форм учебно-развивающей, психолого-педагогической, воспитательно-педагогической работы.
2 неделя 1. Углубленное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей учащихся класса, влияние окружения (семьи, школы, класса, во дворе и т.д). 1. Провести диагностическую работу с использованием заготовленных методик по изучению учащихся и коллектива класса, выявлению социальных проблем учащихся класса.
2. Изучение имеющей у школьного психолога, социального педагога, врача документации о проблемах учащихся класса (личных дел). 2. Совместно с психологом и социальным педагогом индивидуально проанализировать результаты диагностики учащихся и коллектива класса.
3. Изучение особенностей ученического коллектива класса, социальной среды учащихся и ее влияние на детей и подростков. 3.Составить психолого-педагогические характеристики личности одного учащегося класса (по схеме).

(Приложение 3).

4. Фиксировать в дневниках возникающие социально-педагогические проблемы, пути их решения с анализом и выводами. 4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива. (Приложение 4).
5. Составление с классным руководителем, научным руководителем план личных мероприятий с «неблагополучными» детьми и семьями класса. (по желанию). 5. Составить карту класса. (Приложение 5).
6.Взаимопосещение присутствие на уроках (не менее 3 дней в неделю) и внеурочных занятий (не менее 3 раза за весь период практики) проводимых однокурсниками. 6. Анализировать ход проводимых одногрупниками занятий, своих наблюдений и замечаний, участие в их обсуждении, проведение анализа уроков и воспитательных мероприятий (по схемам№8 в дневнике практики).
7.Проведение воспитательных мероприятий по социально-педагогическим проблемам (по намеченному индивидуальному плану). 7. Занести в педагогический дневник и индивидуальный план работы график текущих и зачетных воспитательных и социально-педагогических занятий с учащимися в закрепленном классе и сокурсников на период практики.
8. Активное участие в работе по плану классного руководителя в классе и в школе. 8. Не позднее, чем за 2-3 дня до проведения занятия показать классному руководителю разработку конспекта урока (занятия) и подготовленные к нему материалы. К проведению всех видов воспитательных, развивающих занятий допускаются только те студенты, конспекты которых утверждены классным руководителем.
9. Выполнение отдельных видов заданий, данных штатным психологом школы, социальным педагогом, оказание помощи в их работе с фиксацией в текущем индивидуальном плане работы. 9.Провести не менее 2 занятий в неделю (внеклассного социально-педагогического мероприятия, урока, развивающего занятия, тренинга и др.);
10.Совместная работа с классным руководителем, школьным психологом и социальным педагогом. 10. Определить зачетное воспитательное мероприятие и составить: а) план-конспект зачетного урока (занятия) по самопознанию (Приложение 6).

б)план-конспект зачетного воспитательного мероприятия. (Приложение 7).

3. Индивидуальная и коллективная работа с учащимися класса. Подготовка и проведение зачетных развивающих занятий и воспитательных мероприятий. Подведение итогов практики.
3 неделя 1. Продолжение работы согласно индивидуальному и общему планы работы. 1. Провести не менее 2 занятий в неделю (внеклассного социально-педагогического мероприятия, урока, развивающего занятия, тренинга и др.)
2. Совместно со штатным психологом и социальным педагогом проведение индивидуальных бесед с детьми и подростками группы риска, консультаций родителей и учителей по решению социальных проблем учеников. (по желанию). 2.Составить конспект по проведению индивидуальных бесед с детьми и подростками группы риска, консультаций родителей и учителей по решению социальных проблем учеников.
3.Систематизация полученных сведений по изучению психолого-педагогических особенностей учащихся класса, занесение дополнений в их характеристики 3.Внести дополнения в Приложение 3,4.
4. Присутствие на планерках, участие во всех школьных мероприятиях (педсоветах, совещаний, заседании предметных методических объединениях, на семинарах и т.д). 4.Анализ посещенных мероприятий, совещаний, семинаров, педсовета. Провести научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, сделать анализ результатов исследования.
5. Посещение уроков и воспитательных мероприятий других студентов группы. Совместно с другими студентами проведение внеклассных мероприятий (викторина, КВН, воспитательные, познавательные и соревновательные мероприятия).

 

5. Провести зачетное развивающее занятие и воспитательное социально-педагогическое мероприятие с учащимися класса (внеклассное мероприятие, урок, тренинг и д.р.).(Приложение 6,7) Зачетная форма работы посещается и анализируется студентами группы совместно с методистами по педагогике, классным руководителем.
6. Проведение профориентационной работы (диагностики) будущих выпускников (9-11 классы) с акцентом на группу риска. (по желанию можно совместно с сокурсниками). 6.Заготовить папку профориентационных диагностических методик (тесты, опросники, анкеты и т.д.) с учетом особенностей учащихся класса. Проведение диагностических методик и классных часов на тему выбора профессии.
7. Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность. 7. Разработать конспект социально-профилактической работы с родителями, учителями по развитию педагогической рефлексии, эмпатии по отношению к детям.
8. Оформление отчетных записей, характеристики работы практиканта учителями и классным руководителем учреждение, проведенной работы за подписью руководителя школы и печатью школы. 8. К концу недели получить характеристику на студента-практиканта о прохождении педагогической практики и выполнению программы практики (с оценкой и подписью классного руководителя, социального педагога школы, психолога школы заверенную печать учреждения) (Приложение 8).
9. Подготовка всех отчетных записей, мероприятий, занятий, всех папок с материалами диагностических методик, проделанных воспитательных, развивающих занятий, профориентационных диагностических методик, индивидуального плана и дневника практиканта, заполнение всех приложений и общего отчета практики. 9. Составить отчет студента-практиканта о проделанной работе в период практики за подписью классного руководителя заверенной печатью образовательного учреждения. (Приложение 9).

Оформить и подготовить отчетную документацию у итоговой конференции практики на кафедре.

       

Критерий оценки результатов деятельности студентов по педагогической практике

Качество выполнения психолого-педагогической практики и социально-педагогической деятельности студентов-практикантов в соответствии с задачами и программой психолого-педагогической практики оценивается по следующим основным (выше описанным) видам деятельности социального педагога:

— Диагностическая;

— Преподавательская (педагогическая и воспитательная);

— Организационно — управленческая;

— Социально-педагогическая;

Наряду с этим, критериями оценки деятельности в период практики служат:

— психолого-педагогическая направленность студентов-практикантов;

— отношение к профессии;

— степень интереса к работе;

— личностное становление и развитие профессионально значимых качеств: уважение, любовь к человеку, детям, твердость воли, принципиальность, способность добиваться целей, терпимость, педагогический такт, владение собой, своим поведением, открытость, требовательность к себе и др;

— отношение к психолого-педагогической практике: степень систематичности работы, самостоятельность, творческое мышление, дисциплинированность;

— качество работы в текущей учебно-воспитательной работе класса, школы: работа над диагностическими методиками, профориентационными методиками, работа на семинарах, тренингах, коллективных обсуждениях и др;

— качество и своевременность представления отчетной документации по педагогической практике.

Для оценки результатов деятельности студентов по практике используются следующие методы:

· наблюдение за работой студентов в процессе проведения уроков и внеклассных мероприятий;

· анализ отдельно проведенных занятий (в том числе зачетных);

· анализ характеристик классного руководителя и руководителя по практике;

· беседа с администрации школы, психологом, социальным педагогом школы;

· анализ научно-методической работы студентов, результатов исследовательских и творческих работ;

· самоанализ и самооценка студентами своей готовности к профессиональной практической работе;

· анализ отчетной документации по психолого-педагогической практике.

 

Перечень отчетной документации студента-практиканта

1. Психолого-педагогический дневник (содержание и согласно схеме-структуре психолого-педагогического дневника (Приложение 1);

2. Календарный и текущий индивидуальный план работы студента. (Приложение 2);

3. Папка материалов (диагностических методик) изучение личности учащегося и ученического коллектива (Приложение 3);

4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива (Приложение 4);

5. Социальная карта класса (Приложение 5);

6. План-конспект зачетного урока (занятия) по самопознанию с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи руководителю практики на кафедру) (Приложение 6);

7. План-конспект зачетного воспитательного мероприятия с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи на кафедру) (Приложение 7);

8. Папка материалов проведенных развивающих, воспитательных занятий (тренингов, упражнений и др.) по самопознанию и профориентационной ориентации.

9. Характеристика классного руководителя на студента-практиканта о прохождении психолого-педагогической практики и выполнения программы практики (с оценкой и подписью классного руководителя, заверенной печатью учреждения) (Приложение 8);

10. Отчет студента-практиканта о проделанной работе в период практики за период практики за подписью классного руководителя, учителя-предметника по самопознанию с заверенной печатью школы. (Приложение 9).

 

 

Приложение 1

Дневник по психолого-педагогической практике Студента_____________________________________________________ Ф.И.О полностью Факультета_______________________________________________ Специальности____________________________________________ Время прохождения практики_______________________________ Школа___________________________________________________ Адрес школы_____________________________________________ Класс № осн.кабинета______________________________________ Сведения об администрации школы: 1. Директор______________________________________________ 2. Зам. дир. по учеб.раб.____________________________________ 3. Зам. дир. по восп.раб____________________________________ 4. Завуч_________________________________________________ 5. Классный руководитель_________________________________ 6. Преподаватель самопознания_____________________________ 7. Руководитель практики__________________________________
2. Паспорт школы (Составляется на основании бесед с руководителями школы, изучение документов)1. Тип учебного заведения___________________________________ 2. Количество классов ______________________________________ 3.Колличество и контингент учащихся________________________ 4. Количество учителей, из них имеющих категории и звания___________________________________________________ 5. Режим работы школы_____________________________________ 6. Основные направления в работе____________________________ 7. Инновации в работе школы________________________________ 8.Особенности системы воспитательной работы и традиции школы____________________________________________________ 9. Детские общественные организации и органы самоуправления___________________________________________ 10. Материальная база______________________________________   Стр. 2

 

3. Сведения об учащихся класса «_____»

Ф.И.О Предпочитаемые предметы Увлечения (кружки, факультатив и др) Состояние Здоровья Адрес место жительство
1.            
2.            
3.            

Всего мальчиков__________________Всего девочек____________________

Стр. 3

4.Годовой план работы школьного социального педагога (психолога) ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Стр. 4
5. План воспитательной работы классного руководителя с классом (на период практики) ______________________________ Стр. 5
6. Рабочая программа школьного социального педагога (психолога) с классом (на период практики) ___________________________ Стр. 6
7. График зачетных уроков и воспитательных мероприятий (занятий) студентов всей группы.

Ф.И.О студента Дата Время Класс № кабинета Тема открытого урока, внеклассного занятия Тема зачетного воспитательного мероприятия
       
       
       

Стр.7

8. Текущий анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий

Предмет, дата, время, этапы урока Деятельность учителя, однокурсника (записывается подробно ход урока, восп. мероприятия) Деятельность учащихся (как организованна деятельность учащихся) Психолого-педагогический анализ Психолого-педагогический вывод
         

Стр.8

9. Анализ возникших социально-педагогических ситуаций

Время и место Социально-педагогическая ситуация (короткое описание) Социально-педагогический анализ, размышление, выводы, рекомендации
     

Примечание: Таблица заполняется при наблюдении (или с собственным участием в) возникших непредвиденных ситуаций в ходе педагогического процесса, проблем во взаимоотношении учителя и учащихся, учащимися между собой и д.р, типах общения. Проследить установление контактов с классом, отдельными учащимися, тип общения(авторитарный, демократический, либеральный), выявить пути разрешения, принципы влияния на организацию педагогического процесса.

Стр.9

Нужно вставить приложение 2 и текущий индивидуальный план, потом приложение3

Приложение 3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Общие сведения об ученике:

Ф.И.О. ученика __________________________________________________________

Школа, класс____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Адрес проживание ребенка ________________________________________________

2. Здоровье (состояние здоровья):

а) Физическое развитие, особенности развития психомоторики;

б) Особенные недостатки, заболевания.

3. Семья (на основе изучения паспорта семьи):

а) Состав семьи (члены семьи, проживающие вместе с учеником, год рождения, образование, профессия, занимаемая должность, интересы:

— отец;

— мать;

— наличие братьев, сестер, бабушек, дедушек:

б) Жилищные и бытовые условия, какие условия имеет ученик в квартире, (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т.д., имеется ли дома библиотека).

в) Материальная обеспеченность семьи.

г) Особенности семейного воспитания:

— характер и особенности внутрисемейных взаимоотношений с учеником, отношение родителей к жизни, учебе ребенка, занятия ребенком,

— основная линия семейного воспитания (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д).

4. Учебная деятельность:

а) Успеваемость:

преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам;

успеваемость по отдельным предметам.

б) Общее умственное развитие:

кругозор, начитанность;

развитие речи;

образованность и эмоциональности речи;

запас слов;

умение выразить свою мысль устно и письменно.

в) Характеристика познавательных способностей:

особенности восприятия учебного материала (осмысленность и быстрота восприятия);

— особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его объем, сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, способность к распределению;

— особенности развития мышления (отличает ли существенные и несущественные признаки предметов и явлений, умение сравнивать, анализировать, обобщать и самостоятельно делать выводы; быстро ли находит пути решения);

— уровень развития памяти (слуховой, зрительный, моторно-двигательной, владение приемами активного, преднамеренного и осмысленного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведение учебного материала, индивидуальные особенности памяти);

— особенности воображения (преобладающий вид воображения, богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

г) Способность к учению:

— проявление самостоятельности в учебной работе;

— отношение к учению (познавательные интересы, проявление интереса к отдельным учебным предметам, отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителей и родителе, основной мотив учения);

— умение учиться (соблюдение режима дня, умение спланировать выполнение всей учебной деятельности, организованность, аккуратность и дисциплинированность в выполнении учебной работы, умение самостоятельно работать с книгой, владение приемами самоконтроля за учебной деятельностью, способность видеть и анализировать собственные пробелы и ошибки и т.д).

5. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:

— положение среди одноклассников (пользуется ли любовью, авторитетом, лидер, популярный, изолированный, отверженный, какую роль выполняет в коллективном труде, учебе, играх со сверстниками: инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель и т.п.);

-отношение к одноклассникам(с кем дружит на чем основана дружба, близкие друзья, бывают ли конфликты с ними, их причины, стремиться ли воздействовать на товарища, воспитать их);

-доволен ли положением в коллективе и какое положение хотел бы занять;

— отношение к мнению, требованиям и критериям замечаниям товарищей (благожелательное, серьезное, равнодушное, враждебное и др.);

-отношение к школе (дорожит ли пребыванием в школе, что особенно ценит в ней);

-отношение к учителям (есть ли контакт, любит и уважает ли их);

-вступает ли в конфликтные отношения с учителями, с кем именно и как часто.

6. Отношение к общественной деятельности:

— отношение к коллективной жизни класса;

— наличие общественных поручений и их выполнение (с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет);

— участие в совместной с одноклассниками деятельности, проявление в ней активности и инициативности.

7. Отношение к труду:

— любит ли трудиться или относиться к труду пренебрежительно;

— заинтересованность в труде (что именно привлекает в труде; сам процесс или результат, или овладение трудовыми навыками);

— какими трудовыми умениями и навыками владеет, легко ли их приобретает;

— организованность и дисциплинированность в труде;

— есть ли привычки к длительным трудовым усилиям;

— предпочитаемые виды труда;

— трудовые поручение в школе и дома.

8. Дисциплинированность и характеристика поведения:

— общая характеристика поведение в школе и дома (ведет себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость);

— соблюдение режима дня (соблюдает, нарушает намеренно, не успевает уложиться в определенный срок времени и т.п.);

— выполнение требований учителей и родителей (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и как именно);

— наиболее типичные нарушения дисциплины.

9. Особенности характеристики и темперамента:

— выраженные особенности и тип темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, в эмоциональной сфере, работоспособности и общительности);

— ярко выраженные положительные черты характера по отношению к людям и самому себе (внимательность к людям, чуткость, доброта, уважение к старшим, скромность, коллективизм, взаимопомощь, искренность, честность, добросовестность, организованность и др.);

— ярко выраженные отрицательные качества (эгоизм, индивидуализм, зазнайство, грубость, высокомерие, легкомысленность, беспечность, лживость, жесткость, вредные привычки: курит, сквернословит, дерется, портит вещи и др.);

— волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость и т.д.);

— характер общительности (отсутствие, избирательная, большая и т.п.);

— преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное, его устойчивость, смены, чем вызваны);

— навыки самовоспитания (какие качества стремиться воспитать в себе).

10. Направленность и способности:

— потребности и интересы (разнообразие, глубина, интерес к какой-либо области знаний, науки, деятельности);

-читательские интересы (художественная литература, научно-популярная, развлекательная и т.д., читает периодическую печать, книги, журналы, какие именно);

— телевизионные интересы (что больше всего смотрит, какие передачи любит);

— компьютер (чем увлекается: играми, интернетом, составляет ли программы, свои сайты);

— убеждения, мечты, мысли о будущем;

— наличие способности к какому либо виду деятельности, их проявление (к музыке, рисованию, спорту, артистические способности и т.д).

11. Профессиональная направленность (для старшеклассников):

— какими профессиями увлекается;

— имеет ли профессиональное намерение;

-имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии;

— осведомлен ли о требованиях избранной профессии к человеку;

— какому виду профессии имеет склонность (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ);

— какому типу деятельности имеет склонность (познавательному, изыскательному, преобразующему);

— одобряют ли родители профессиональные намерения ученика;

12. Общие психолого-педагогические выводы:

— основные достоинства и недостатки ученика;

— причины имеющие отклонения в поведении (внутренние и внешние, условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.);

— определенные важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем;

— пути и методы устранения препятствий и оказание психолого-педагогической поддержки;

— основные направления коррекционной и воспитательной работы по дальнейшему формированию и развитию личности ученика.

 

Примечание: Материалы по изучению личности учащегося накапливаются в процессе осуществления комплекса диагностических методов: наблюдения за поведением и деятельности ученика на уроках, во время проведения воспитательных мероприятий, в результате бесед, изучении семьи ученика, изучения деятельности учащегося и др. Эти материалы систематический должны фиксироваться в специальной папке. На основании диагностических материалов составляется психолого-педагогическая характеристика. Без таких материалов характеристика не оценивается, а задание педагогической практики считается не выполненным.

 

 

Приложение 4

Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива

1. Общие сведения о группе и истории его формирования(пол, возрастной состав, были ли слияния с другими группами, смена классного руководителя, когда сформировалась группа и т.д.).

Учебная деятельность (успеваемость, общее умственное развитие, способность к учению, старательность, интерес к знаниям и т.д.).

Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдения режима школы, требований педагогов и т.д.) Выполнение общественных поручений.

2. Направленность деятельности класса.Какие мотивы, цели, потребности и интересы преобладают в жизни и делах класса? Место и роль классного коллектива в жизни учащихся, особенности его взаимоотношений и взаимодействии с другими классами. Особенности активности учащихся в целом и отдельных его членов.

3. Организационная структура классной группы. Характеристика выбранного членов активистов, их авторитет, умение организовывать класс на решение важнейших учебных и общественных задач.

4. Характеристика учебной деятельности группы. Отношение учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам.

5. Особенности межличностных отношений внутри группы.Товарищество и дружба. Краткая характеристика группировок: мотивы объединяющие учащихся, лидерство в группах, отношение между группировками, причины изоляции.

6. Уровень общественного мнения.Имеется ли в группе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развита критика и самокритика? Насколько группа быстро находит общий язык при решении обще групповых задач? Какова обще интеллектуальная атмосфера и в чем она проявляется?

7. Волевые качества группы. Способна ли группа мобилизовать духовные, физические силы при преодолении препятствии? Ставит ли перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению группа? Может ли группа сосредоточенно работать над поставленной задачей и доводить дело до конца.

8. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.Отличники, общественники, инициаторы, «любимцы» класса. Дезорганизаторы и их влияние на остальных членов группы. Причины специфического поведения «трудных» детей.

Общие выводы. Мнение классного руководителя об уровне развития группы как коллектива. Какие задачи стоят перед социальным педагогом, учителем самопознания и родителей в формировании коллектива, группы?

 

 

Вставить приложение 5

 

Приложение 6

План-конспект зачетного урока (занятия) по самопознанию с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи руководителю практики на кафедру)

 

Примерная схема плана-конспекта урока

Титульный лист

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Факультет Социальных наук

Кафедра социальной педагогики и самопознания

_____________

/наименование учебно-воспитательного учреждения/

План-конспект урока по предмету

«Этика и психология семейной жизни» в 10 «А» классе

«СОГДАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Учитель предметник___________________ Руководитель практики _________________

Классный руковод.____________________ Методист практики _________________

/Ф.И.О/ /Ф.И.О/

 

 

Практикант ______________________________________

/Ф.И.О/

 

 

Дата проведения «______»______________________________20_____года.

Время проведения ___________________________________

Кабинет ______________________

 

Астана 2014 год.

 

Со следующей страницы пишется план-конспект по схеме:

1. Тема урока.

2. Цель урока.

3. Задачи урока:

-образовательные;

-воспитательные;

— развивающие.

4. Оборудование, наглядные пособия и дидактические материалы к уроку.

5. План урока (его этапы).

6. Ход урока (сценарий его проведения).

7. Вывод, подведение итогов и психолого-педагогический самоанализ.

Приложение 7

План-конспект зачетного воспитательного мероприятия с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи руководителю практики на кафедру)

 

Примерная схема плана-конспекта воспитательного мероприятия

Титульный лист

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Факультет Социальных наук

Кафедры социальной педагогики и самопознания

_____________

/наименование учебно-воспитательного учреждения/

План-конспект воспитательного мероприятия

«________________________________________» в 10 «А» классе

/тема воспит. меропр/

«СОГДАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Классный руковод.___________________ Руковод. практики________________________

/Ф.И.О/ /Ф.И.О/

Практикант ______________________________________

/Ф.И.О/

 

Дата проведения «______»______________________________20_____года.

Время проведения ___________________________________

Кабинет, мест проведения ______________________

 

Астана 2014 год

 

Со следующей страницы пишется план-конспект по схеме:

1. Тема воспитательного мероприятия (КТД).

2. Цель воспитательного мероприятия.

3. План подготовки и проведения воспитательного мероприятия.

4. Сценарий проведения воспитательного мероприятия (подробное описание хода воспитательного мероприятия) и поведение итогов.

5. Использованная литература.

Примечание: Планы-конспекты подготовки и проведения воспитательных мероприятий (Коллективно-Творческих Дел) оформляется в отдельной тетради, проверяется и дифференцированно оцениваются. Развернутый план-конспект зачетного воспитательного мероприятия (КТД) оформляется отдельно в виде реферата и сдается руководителю практики.

Приложение 8

Примерная схема характеристики на студента-практиканта

Классным руководителем

1. Качество выполнения отдельных видов психолого-педагогической деятельности студента-практиканта в соответствии с задачами и программой психолого-педагогической практики:

· Гносеологическая (познавательная): умение работать с разными видами информации в решении психолого-педагогических задач; получать, обрабатывать и использовать педагогическую информацию; умение работать с новыми информационными, педагогическими технологиями, т.е. владеть информационной и научно-методической культурой.

· Диагностико-проектировочная: умение планировать диагностическую работу, составлять программу и ставить диагностические задачи; изучать и анализировать состояние педагогического процесса в классе; умение диагностировать (изучать) учащихся и коллектив класса; грамотно использовать имеющие методики и составить свои методики диагностики учащихся; обнаружить проблемы в развитии и воспитании учащихся и сформулировать их в виде своих психолого-педагогических задач.

· Конструктивная: умение проектировать, планировать учебную и воспитательную работу с учащимися; определить состав и порядок действий для достижения целей; разработать технологию решения педагогических задач, т.е. определить цели, содержание, средства, формы и методы работы с обучаемыми.

· Преподавательская (педагогическая и воспитательная): умение организовать преподавательскую деятельность; стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности и творчества учащихся активными методами обучения; умение моделировать образовательные и педагогические ситуации; разработать план программу воспитательным мероприятий с учащимися класса на определенный срок времени; готовить сценарий воспитательным мероприятий и занятий с классом; организовать их проведение; работать по методике коллективно-творческой деятельности.

· Организационно-управленческая: умение вызвать интерес учащихся к разным видам деятельности; руководить ими; использовать разные способы и формы организации во вне учебной работе.

· Коммуникативно-организаторская: умение использовать приемы и правила общения и проведения (поддержка, безусловное принятие человека, активное слушание, пристальное внимание, вербальные и невербальные приемы общения); умение воспринимать и понимать учащихся; проявлять способность к эмпатии; обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения; строить педагогически целесообразные отношения с учащимся; обсуждение вопросов совершенствования педагогической практики, повышения качества профессиональной подготовки студентов;

2. Составляет характеристику на каждого, прилепленного к нему студента, о прохождении им педагогической практики с оценкой за практику, подписью и печатью организации и сдается групповому руководителю.

 

 

Приложение 9

Примерная схема отчета студента-практиканта по психолого-педагогической практике

Титульный лист

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студента (Ф.И.О)_____________________________________________________________

 

Курс_____________Фа-т___________________________________ВУЗ_________________

 

Наименование учреждения (адрес)_______

 

В период с ___________________________по _________________________20_____год

 

Классный руководитель (Ф.И.О)___________________________________________________

 

Руководитель практики (Ф.И.О)___________________________________________________

 

Со следующей страницы.

1. Содержание и анализ проведенной психолого-педагогической деятельности в период педагогической практики.

2. Какие задачи решались Вами в период практики? Что проведено и как они были организованы, какие результаты достигнуты?

3. Какие обнаружили пробелы и недостатки в своей подготовке?

4. Какое впечатление произвели на Вас учащиеся при первой встрече? Каково по вашим наблюдениям классный коллектив, актив класса к которому Вы были прикреплены? (по характеристике класса и отдельных учащихся).

5. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения имели место и почему? То сделано сверх плана, особенности практики?

6. Какие использованы диагностические методики при изучении реального состояния целостного педагогического процесса класса, личностей учащихся и ученического коллектива.

7. Какие затруднения вы испытывали при сборе и обработке информации в ходе педагогического процесса в классе, в процессе работы с текущей и долговременной информацией (школьной документацией и др.), изучение личности учащихся и коллектива класса и какая помощь была оказана учителями, классными руководителями?

8. Какие затруднения вы встретили при использовании комплекса психолого-педагогических методов (наблюдение, анкетирование, беседы, социометрии, изучение творческих работ учащихся и д.р.) и обработке полученных результатов? Приведите конкретные примеры.

9. Какие приемы или методы работы расширили и углубили Ваши знания о характере деятельности социального педагога (диагностирование состояния «педагоги-учащиеся», организация целостно педагогического процесса в классе, изучение личности учащихся класса и коллектива, проведение воспитательно-развивающих занятий, упражнений, тренингов и д.р.)?

10. Количество посещённых уроков и воспитательных мероприятий? (названия тем)

11. Количество проведенных уроков (занятий) и воспитательных мероприятий?

12. Какие мероприятия были проведены и как они были организованы, какие результаты достигнуты (тема, содержание, действенность)?

13. Какие затруднения испытывали при подготовке уроков и кая помощь была Вам оказана учителем-предметником, социальным педагогом, психологом, классным руководителем?

14. Как осуществлялась на ваших связь с воспитанием и развитием учащихся, классной и вне классной работы?

15. Какие воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным коллективом для их решения?

16. Какие ценные методические приемы и у каких учителей были заимствованы вами и использованы при проведении уроков, воспитательным мероприятий (занятий), решении возникающих педагогических ситуаций и д.р?

17. Какие знания социальной педагогики и самопознания нашли практическое применение?

18. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к учащимся, каковы результаты индивидуальной работы? (если она проводилась)

19. Какие виды работы и взаимодействия проведены с родителями учащихся? Какие встретили затруднения? (если проводилась такая работа)

20. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики? Степень овладения опытом деятельности социального педагога и самопознания в школе?

21. Какие профессионально значимые качества личности будущего специалиста Вы в себе воспитали или приобрели?

22. Как способствовала практика формированию Вашего творческого мышления?

23. Какие профессиональные, образовательно-воспитательные задачи вы ставите перед собой на будущее?

24. Какая практическая помощь вами была оказана школе, классу (изготовление наглядных пособий, презентации, технологии и т.д.).

25. Содержание и форма помощи в ходе практики, которую оказали групповой руководитель, методисты, научные руководители, директор или завуч школы, учителя предметники, классные руководители и др.

26. Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как социального педагога и учителя самопознания.

27. Ваши предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации педагогической практики.

 

Дата ____________ Классный руководителя__________________________________

/Ф.И.О. и роспись/

Список использованных источников:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования:. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

2. Сластенин В.А. Формирование личности социального педагога в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976. – 225 с.

3. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве//Педагогика. – 1992. — №7-8. – С.11-15.

4. Галагузова А.Н., Галагузова М.А., Ларинова И.А. Социально-педагогические задачи. – М., 2008 г.

5. Методика и технология работы социального педагога: Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2007 г.

6. Госпрограмма развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. № 1118

7. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования (2008г.).

8. Научно-методические основы совершенствования содержание общего образования в Республике Казахстан. –Алматы. РИК КАО им. Ы.Алтынсарина 2001.

9. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод.пособие. М., 2005. 285 с.

10. Н 91 Нарикбаева Л.М. Психолого-педагогическая социальная практика (программа): Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 5В010300-Педагогика и психология. – Алматы: Изд-во «ТарихТагылымы», 2011. – 52 с.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.

12. Педагогическая практика студентов: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / О.А.

Абдуллина, Н.Н. Загрязкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1989.

175 с.

13. Общественно-педагогическая практика студентов педвузов: метод.рекомендации / Моск.гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина ; подготовила О. А. Абдуллина. — М. : МГПИ, 1981. — 99 с. — Б. ц.ББК 74.581