Организация и проведение педагогической практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

ПРОГРАММА

Для специальности «5В012300»

«Социальная педагогика и самопознание»

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

 

Астана 2014

УДК:

Программа «Психолого-педагогическая практика» для специальности 5В012300- «Социальная педагогика и самопознание» рекомендована заседанием научно-методического совета Евразийского Национального Университета имени Л.Н.Гумилева.

 

Рецензенты:Жумабекова Ф.Н., кандидат педагогических наук, доцент

(ЕНУ имени Л.Н.Гумилева);

Абдыхалыкова Ж.Е., PhD(ЕНУ имени Л.Н.Гумилева).

 

Авторы:Салиева А.Ж., Абдукаримова М.А.

 

ISBN

В программе «Психолого-педагогическая практика» представлена структура подготовки будущего социального педагога в вузе. В программе раскрываются цели, задачи, содержание социальной и психолого-педагогической деятельности социального педагога в общеобразовательной школе, даны указания по организации, проведению практики и выполнению заданий студентами.

Программа предназначена для студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» в высших учебных заведениях.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………….

1. Цели и задачи психолого-педагогической практики………………………………………

2. Содержание психолого-педагогической практики…………………………………………….

3. Организация и проведение психолого-педагогической практики………………………….

4. Итоговая конференция на факультете университета………………………………………

5. Календарный график-распорядок работы студентов в период практики………………….

6. Права и обязанности студентов-практикантов………………………………………………

7. Критерии оценки результатов деятельности студентов……………………………………

8. Перечень отчетной документации студента-практиканта…………………………………

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

№1. Психолого-педагогический дневник………………………………………………….

№2. Календарно индивидуальный план работы студента……………………………..

№3. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося………………..

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

1. Составить план-график воспитательных мероприятий и расписание уроков (по образцу, данному в контрольно-учетной книжке), сдать на кафедру педагогики. 2. Выполнять функции классного руководителя (дублёра) в закреплённом классе (1-11 кл.), посетить в нём 5 уроков по разным предметам и один классный час (проведённый классным руководителем), полученные данные использовать при составлении отчётной ...

№4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива……………

№5. Социальная карта класса………………………………………………………………..

№6. План конспект урока по самопознанию…………………………………………………

№7. План-конспект психолого-педагогического мероприятия…………………………

№8. Характеристика классного руководителя………………………………………………

№9. Отчет студента-практикана………………………………………………………………

Введение

В профессиональной подготовке будущих специалистов важное место занимает различные виды практики. Практика являются связующим звеном между теоритической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессиональных умений и навыков.

Именно на практике студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств к профессии социальная педагогика. Практика позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединить теоретическую подготовку студента с практической работой в образовательных учреждениях.

Практика развивает у студента умение наблюдать явления практической действительности, анализировать содержание своей работы и на ее основе делать необходимые обобщения. Именно здесь закладываются основы формирования активного, действенного отношения к окружающей действительности. [О.А. Абдуллина, Н.Н. Загрязкина].

Повышения эффективности личностного и профессионального совершенствования будущего социального педагога в период обучения в вузе актуализирует проблему подготовки социальных педагогов в процессе педагогической практики соответствующих современным требованиям подготовки специалиста.

Анализ реального состояния организации педагогической практики студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» позволяет выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

— нечеткая дифференциация организации практики в период обучения в вузе;

— недостаточная разработанность программы психолого-педагогической практики;

— противоречие между современными требованиями к личности социального педагога и профессионально-педагогической подготовкой будущих социальных педагогов в системе высшего образования в целом и организацией педагогической практики в частности.

5 стр., 2046 слов

Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Содержание. Введение……………………………………………………………………..........3 1. Психолого-социальные особенности переживания в трудной жизненной ситуации детей и подростков 7-14 лет. 1.1. Трудная жизненная ситуация как предмет психолого-социального исследования……………………………………………………………………6 1.2.Особенности переживания трудной жизненной ситуации в детском подростковом возрасте…………………………………………………………12 1.3.Современные ...

Программа психолого-педагогической практики разработана на основании требовании Государственного общеобязательного стандарта образования в соответствии с задачами последовательного повышения профессионального уровня подготовки бакалавра по специальности «5В012300» «Социальная педагогика и самопознание».

Особенностью данной программы является то, что при структурировании содержания данной практики обеспечена реализация принципа интегративного характера в формировании педагогического, психологического и социально-педагогических умений и навыков.

Речь идет о том, что формирование практических умений у студентов-практикантов осуществляется путем постепенной выработки профессиональных действий и приемов, начиная с психолого-педагогической диагностики (комплексное изучение) личности учащегося, состоянии семьи учащихся, заканчивая осуществлением консультативной, воспитательной, психолого-педагогической и социальной работы, как с учащимися, так и с родителями, что в конечном итоге интегрируется в более обобщенную социально-психолого-педагогическую профессиональную способность.

Предлагаемые задания для студентов не только направлены на отражение содержания теоритической подготовки и педагогической практики будущих специалистов по социальной педагогике и самопознания в условиях общеобразовательной школы, но и направлены на углубление, расширение, формирование и совершенствование комплекса социально-педагогических умений.

Цели и задачи практики

Целюпсихологопедагогической практики для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика и самопознания» является трансформация полученных студентами теоритических знаний по педагогике, психологии, социальной педагогике и самопознанию в реальные профессиональные условия деятельности и приобретение практических умений и навыков комплексной профессиональной работы социального педагога в образовательном учреждении.

Основными задачамипсихолого-педагогической практики является:

1.Мотивационные задачи:формирование у студентов положительного отношения и интереса к профессии социального педагога и самопознания, желания работать с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, организовывать активную деятельность учащихся в социальной сфере; развитие профессиональной мотивации, стремления к исследованию социально-педагогических явлений.

4 стр., 1669 слов

Отчет по психолого-педагогической воспитательной практике

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Факультет технологии и предпринимательства Кафедра педагогики и психологии профессионального образования Выполнил: студент 31 группы Россейкин А. С. Руководитель: ст. преподаватель Троцкая А. И. Новосибирск 2014 Содержание: Краткая характеристика ЦРТДиЮ «ПЛЮС»……………………….. Цели и задачи ...

2. Теоретические задачи: закрепление и применение теоретических знаний по социальной педагогике, возрастной и социальной психологии, педагогическим технологиям; приобретение знаний о деятельности социального педагога и учителя самопознания.

3. Деятельностно–практические задачи:

— совершенствование личностных и формирование профессиональных качеств будущих социальных педагогов: умения устанавливать психологический контакт с детьми и подростками, родителями и педагогами-коллегами, компетентно участвовать в социально-педагогическом процессе;
— знакомство с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования разного типа, спецификой работы учреждений образования и служб, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, их возможностями по оказанию социально-педагогической помощи детям;
— изучение особенностей социального поведения личности, взаимоот­ношений личности и среды, личностных особенностей, интересов, потребностей, степени их удовлетворенности, возможностей для их реализации, изучение опыта работы классного руководителя, коллектива и учащихся;
— овладение профессиональными умениями, необходимые социальному педагогу для решения профессиональных задач;

В результате прохождения практики студент должен знать:

— процесс работы социального педагога в образовательных учреждениях, его основные функции, задачи, цели, методы и формы работы с детьми, родителями, педагогами – коллегами;

— основные психологические функции детей разного возраста и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики ребенка, школьника;

— работу с документацией, заполнение, составление, анализ таблиц и схем;

— педагогические, психологические и социальные формы и методы познания, развития, коррекции, обучения, воспитания личности школьника, самопознания и само регуляции.

В период педагогической практики студент должен овладеть основными психолого-педагогическими умениями:

9 стр., 4405 слов

Научный статус теории социально-культурной деятельности

© Н.Н. Ярошенко Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. – М.: МГУКИ, 2000. – 204 с. В исследовании теории социально-культурной деятельности как особой отрасли педагогической науки можно выделить как минимум три аспекта: интеллектуальный аспект (теория как совокупность научных дисциплин); организационный аспект (теория как особая корпоративная ...

1. Гностическими (аналитическими):работать с разными видами информации в решении психологических и педагогических задач; анализировать реальные процессы, происходящие в социуме (школе, классе, группах, семьи) и негативные влияния на состояние процесса развития и воспитание ребенка; диагностировать (владеть средствами диагностики уровня развития и воспитанности учащихся); формулировать возникающие проблемы ребенка, цели и задачи, определять способы их решения;

2. Конструктивными: прогнозировать решение проблемы ребенка, коллектива, посредствам вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; выдвижение цели и задач; отбор способов осуществления деятельности; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов психолого-педагогической, социально-педагогической деятельности, планирование совместной с ребенком деятельности;

3. Проективными: планировать и определять конкретное содержание совместное деятельности учитель-ребенок, осуществление которого обеспечит планируемый результат, переводов целей и задач в конкретную деятельность; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов и степени их материально-технических возможностей и своего опыта; отбор о определение содержания, форм, методов и средств достижения поставленных задач; разработка социально-педагогической программы работы с конкретными учащимися;

4. Коммуникативными: владение культурой педагогического общения: умение «слушать и слышать», воспринимать и понимать учащихся; входить в ситуацию и установить контакт с детьми; выявить и собрать информацию, факты необходимые для понимания ребенка; осуществлять взаимодействие в процессе общения; создать позитивны эмоциональный настрой в отношениях с детьми; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка; умение решать конфликтные ситуации и поддерживать бесконфликтное общение с детьми, родителями, учителями;

5. Организаторскими: вызвать интерес к различным видам деятельности; руководить ученическим коллективом, использовать разные методы и коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми, организация их во внеучебное время.

Главным результатом прохождения практики является умение студента:

— давать квалифицированную психолого-педагогическую характеристику личности ребенка (подростка, юноши), ученического коллектива; интерпретацию психического состояния, проблемы ученика (родителя, учителя, собственного состояния);

— использовать результаты психолого-педагогического изучения и анализа личности и ученического коллектива с целью коррекции, развития и воспитания детей и в интересах повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе.

 

Содержание педагогической практики

Главное содержание «Психолого-педагогической практики» составляет самостоятельная деятельность студентов, которая отражает основные направления будущей профессиональной деятельности социального педагога в образовательных учреждениях различного типа:

— диагностическая:умнение планировать диагностическую работу, составлять программы и ставить конкретные диагностические задачи; изучать и анализировать состояние педагогического процесса в классе (группе); грамотно использовать (изучать) учащихся и коллектив класса; грамотно использовать имеющие методики диагностики и составить свои методики диагностики учащихся; обнаружить проблемы в развитии воспитании учащихся и сформировать их в виде своих социально-педагогических задач.

— преподавательская (педагогическая и воспитательная):умение организовать преподавательскую деятельность; стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности и творчества учащихся активными методами обучения; умение моделировать образовательные и педагогические ситуации; разработать план программу воспитательных мероприятий с учащимися класса на определенный срок времени; готовить сценарий воспитательных мероприятий и занятий с классом; организовывать их проведение; работать по методике коллективно-творческой деятельности.

— организационно-управленческая:умение вызвать интерес учащихсяк различным видам деятельности; руководить ими; использовать разные формы и способы организации во внеурочной работе.

— социально-педагогическая:умение углублено изучать индивидуальные особенности детей, выявлять социально-психологические, социально-экономические, социально-медицинские проблемы и трудности в социальном развитии личности ребенка, их причины, определять цели, задачи и способы их решения; умение консультировать взрослых по проблемам детей.

Овладение этими направлениями деятельности осуществляется через следующие основные виды работы студента-практиканта:

1. Психодиагностика, задачами которой является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка (подростка, старшеклассника), его личности; выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности; выявление причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста.

2. Проектирование индивидуального развития ребенка; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения личности; помощь в преодолении и профилактике отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей и подростков.

3. Содействие в полноценном личностном и интеллектуальном развитии на каждом этапе, формирование способности самовоспитание и саморазвитие ребенка.

4. Развивающая и коррекционная работа задачей, которой является активное воздействие социального педагога и психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка; помощь в решении конфликтных ситуаций, выявление причин различного рода, социально-педагогических проблем и трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста.

5. Консультативная работа, задачей которой является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

6. Формирование и развитие педагогической культуры общения: организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.

7. Организационно учебно-познавательной, досуговой деятельности детей.

Социально–педагогическая деятельность студента-практиканта должна быть направлена на решение следующих проблем личности ребенка и микросреды (семья, школы, класса, группы):

— социальные конфликты, кризисы, стрессовые ситуации;

— эмоциональные и психологические проблемы;

— насилие и дискриминация;

— этнические и национальные проблемы (межэтнические конфликты, миграции беженцев и вынужденных переселенцев, возрождение национальных культур);

— преступление и правонарушения (проблемы диванного поведения, алкоголизма, наркомании, профилактика социально-опасных заболеваний, и т.п);

— проблемы семей групп риска (опекунство, попечительство, усыновление, лишение родительских прав, социальная защита прав детей-сирот, неполные семьи, матери-одиночки и др.);

— социально-экономические проблемы (нужда, бедность, помощь в организации обеспечения компенсации и пособий нуждающимся гражданам);

— социально-медицинские проблемы (профилактика заболеваний, обусловленных условиями социальной среды, социально медицинская помощь детям-инвалидам, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

-социально-правовое обеспечение (социально-правовая поддержка групп социального риска).

Содержание психолого-педагогической практики реализуется в учебное и внеучебное время:

— в профессиональной деятельности: в качестве социального педагога, учителя самопознания, классного руководителя, воспитателя учеников, учителя-исследователя в опытно-экспериментальной и научно-методической работе, специалиста управления образования; в работе с детьми, родителями, учителями.

Студент в ходе психолого-педагогической практики осваивает практические навыки социального педагога, учителя самопознания, педагога-психолога, формирует свою готовность к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых профессиональных задач социального педагога и учителя самопознания в образовательных учреждениях.

 

Организация и проведение педагогической практики

Педагогическая практика организуется общим руководителем практики и методистом практики, а также с педагогическим коллективом образовательного учреждения, на базе которого она проводится.

До начала практики с руководителями базового учебного заведения общим руководителем практики согласовывается программа и календарные графики прохождения практики студентов в образовательном учреждении, задачами и содержание предстоящей практики, формы ее организации, определяется перечень классов, к которым будут закреплены студенты.

Перед началом педагогической практики общим руководителем практики, методистом практики совместно с заведующим кафедры и преподавательским составом проводят установочную конференцию со студентами, на которой знакомят их с целью, задачами, содержанием практической деятельности в учебном заведении.

Проведение установочная конференция психолого-педагогической практики.

1. Выступление (напутственные слова) заведующей кафедры.

2. Выступление руководителя практики.

3. Выступление методиста практики.

4. Ознакомление студентов с целью, задачами, содержанием психолого-практической деятельности в учебном заведении.

5. Раздача всех подручных материалов (дневник практики, приложения, дополнительный вспомогательный материал).

6. Выступление студентов (вопросы и ответы).

Главным содержанием психолого-педагогической практики каждого студента является педагогическая, социально-педагогическая и учебно-воспитательная работа в прикреплённом классе.

Первая неделя всегда отводиться на ознакомление с особенностями, основными направлениями работы учебного заведения, посещение и взаимопосещения занятий и воспитательных мероприятий в прикреплённом классе, встреча с классным руководителем, учителями, психологом, социальным педагогом, врачом и другими работниками образовательного учреждения, изучение учащихся и ученическим коллективом, составление календарного индивидуального плана работы на весь период практики.

В ходе основного этапа психолого-педагогической практики студенты выполняют программу практики, все предусмотренные ее заданиями, а также текущую учебную и воспитательную работу в классе, школе. В процессе практики студенты также ведут научно-исследовательскую работу, накапливая материал для курсовых и дипломных работ.

На период психолого-педагогической практики в образовательном учреждений в каждой группе один из студентов назначается старостой. В обязанности старосты входит: учет посещаемости студентами педагогической практики и общая организация работы группы, оповещение студентов о коллективных консультациях, семинарах, новых объявлениях, контроль выполнения поручений руководителей практики.

На последней неделе подводят итоги, и проводится итоговая конференция на факультете в вузе (на кафедре).

Студенты готовят отчетную документацию и предоставляют групповому руководителю за 2-3 дня до итоговой конференции.

Итоговая конференция психолого-педагогической практики.

После окончания психолого-педагогической практики проводиться итоговая конференция. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и представившие групповому руководителю по психолого-педагогической практике необходимые отчетные документы. Ко дню защиты все отчетные документы практикантов проверяются и оцениваются руководителем практики, методистом практики и научными руководителями к которым прикреплены студенты-практиканты.

На итоговой конференции присутствуют: студенты, руководитель психолого-педагогической практики, методисты, заведующий кафедры, преподавательский состав кафедры.

На итоговой конференции анализируется проведенная психолого-педагогическая практика, проводятся итоги практики студентов всего курса. В итоговой оценке делаются выводы о теоритической и практической подготовке студентов к профессиональной деятельности в учреждениях образования, оценивается качество работы по организации и проведению практики, намечаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию практики. К конференции готовятся презентации, доклады, отчеты, выставка ученических, студенческих работ и т.д.

Руководитель и методист психолого-педагогической практики к конференции сдают отчет по результатам психолого-педагогической практики с освещением положительных и отрицательных сторон организации практики и работы студентов.

Порядок проведения итоговой конференции.

1. Отчет студента-практиканта о проделанной работе.

Примечание: отметить замечание и предложение по организационным вопросам психолого-педагогической практики.

2. Выступление преподавателей кафедры.

3. Выступление руководителя психолого-педагогической практики.

4. Выступление методиста психолого-педагогической практики.

5. Выступление (по желанию) заведующего кафедры, заместителя декана, декана, студентов.

6. Выставление итоговой оценки каждому студенту-практиканту.

7.Обсуждение и составление плана мероприятий на дальнейшее совершенствование психолого-педагогической практики.

Примечание: Общая оценка за практику выставляется на основе коллективного обсуждения и согласования мнений руководителя практики, методиста практики учитываются оценки руководителей базового учебного заведения (учителей, классных руководителей, социальных педагогов и др.), результаты отчетных занятий, воспитательных и развивающих мероприятий, отношения к будущей профессиональной деятельности, качество и своевременная сдача отчетной документации др.

Общая оценка является итоговой по психолого-педагогической практике и выставляется в зачетку руководителем практики, методистом, а также заносится в приложение диплома.

 

Календарный график работы студентов в период практики

 

Недели Содержание деятельности Задания
1. Ознакомление с особенностями работы школы, класса и функциями социального педагога, психолога и учителя самопознания, подготовка материалов для дальнейшей психолого-педагогической деятельности в период практики.
1 неделя 1. Участие на установочной конференции на факультете. 1.Знакомство с целями и задачами практики, получение дневника и приложении.
2. Знакомство со школой, ее традициями, педагогическим коллективом, с классом, учебными кабинетами, организацией учебно-воспитательного процесса школы. 2.Заполнить педагогический дневник (содержание согласно схеме-структуре) (Приложение 1).
3. Знакомство с работой классного руководителя в закрепленном классе, беседа с ним об учащихся класса, изучение с помощью классного руководителя документации (классный журнал, личные дела учащихся, план воспитательной работы и др.). 3. Составить план воспитательной работы с классом на период практики с учетом плана работы классного руководителя с занесением в индивидуальный план работы. (Приложение 2).

 

4. Встречи-беседы, со школьным психологом, социальным педагогом и др. специалистами школы.   4. Ознакомиться с документацией работы школьного психолога, социального педагога и планом их работы на учебный год, на период практики.
5. Посещение уроков и внеклассных мероприятий всех учителей в закрепленном классе. 5. Заготовить папку с материалами диагностических методик для проведения с учащимся класса.
6. Изучение учащихся и коллектива класса, наблюдение за ними на уроках и во внеурочное время, выявление учащихся группы социального, медико-социального риска. 6. Определить цели, задачи, содержание с указанием конкретных планируемых дел в классе. Составление личного графика проведения внеклассных занятий с целью решения проблем учащихся, профилактике наркомании, курении, алкоголизма и т.д.
7. Получение консультации у научных руководителей и руководителя практики о планировании индивидуальной работы с учащимися класса на период практики (по необходимости). 7. К концу первой недели составить индивидуальный план работы на период практики и предъявить на подпись для утверждения руководителю по практике, методисту практики, социальному педагогу и классным руководителям.
2. Изучение учащихся и коллектива класса, участие в текущей воспитательной работе и подготовка некоторых форм учебно-развивающей, психолого-педагогической, воспитательно-педагогической работы.
2 неделя 1. Углубленное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей учащихся класса, влияние окружения (семьи, школы, класса, во дворе и т.д). 1. Провести диагностическую работу с использованием заготовленных методик по изучению учащихся и коллектива класса, выявлению социальных проблем учащихся класса.
2. Изучение имеющей у школьного психолога, социального педагога, врача документации о проблемах учащихся класса (личных дел). 2. Совместно с психологом и социальным педагогом индивидуально проанализировать результаты диагностики учащихся и коллектива класса.
3. Изучение особенностей ученического коллектива класса, социальной среды учащихся и ее влияние на детей и подростков. 3.Составить психолого-педагогические характеристики личности одного учащегося класса (по схеме).

(Приложение 3).

4. Фиксировать в дневниках возникающие социально-педагогические проблемы, пути их решения с анализом и выводами. 4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива. (Приложение 4).
5. Составление с классным руководителем, научным руководителем план личных мероприятий с «неблагополучными» детьми и семьями класса. (по желанию). 5. Составить карту класса. (Приложение 5).
6.Взаимопосещение присутствие на уроках (не менее 3 дней в неделю) и внеурочных занятий (не менее 3 раза за весь период практики) проводимых однокурсниками. 6. Анализировать ход проводимых одногрупниками занятий, своих наблюдений и замечаний, участие в их обсуждении, проведение анализа уроков и воспитательных мероприятий (по схемам№8 в дневнике практики).
7.Проведение воспитательных мероприятий по социально-педагогическим проблемам (по намеченному индивидуальному плану). 7. Занести в педагогический дневник и индивидуальный план работы график текущих и зачетных воспитательных и социально-педагогических занятий с учащимися в закрепленном классе и сокурсников на период практики.
8. Активное участие в работе по плану классного руководителя в классе и в школе. 8. Не позднее, чем за 2-3 дня до проведения занятия показать классному руководителю разработку конспекта урока (занятия) и подготовленные к нему материалы. К проведению всех видов воспитательных, развивающих занятий допускаются только те студенты, конспекты которых утверждены классным руководителем.
9. Выполнение отдельных видов заданий, данных штатным психологом школы, социальным педагогом, оказание помощи в их работе с фиксацией в текущем индивидуальном плане работы. 9.Провести не менее 2 занятий в неделю (внеклассного социально-педагогического мероприятия, урока, развивающего занятия, тренинга и др.);
10.Совместная работа с классным руководителем, школьным психологом и социальным педагогом. 10. Определить зачетное воспитательное мероприятие и составить: а) план-конспект зачетного урока (занятия) по самопознанию (Приложение 6).

б)план-конспект зачетного воспитательного мероприятия. (Приложение 7).

3. Индивидуальная и коллективная работа с учащимися класса. Подготовка и проведение зачетных развивающих занятий и воспитательных мероприятий. Подведение итогов практики.
3 неделя 1. Продолжение работы согласно индивидуальному и общему планы работы. 1. Провести не менее 2 занятий в неделю (внеклассного социально-педагогического мероприятия, урока, развивающего занятия, тренинга и др.)
2. Совместно со штатным психологом и социальным педагогом проведение индивидуальных бесед с детьми и подростками группы риска, консультаций родителей и учителей по решению социальных проблем учеников. (по желанию). 2.Составить конспект по проведению индивидуальных бесед с детьми и подростками группы риска, консультаций родителей и учителей по решению социальных проблем учеников.
3.Систематизация полученных сведений по изучению психолого-педагогических особенностей учащихся класса, занесение дополнений в их характеристики 3.Внести дополнения в Приложение 3,4.
4. Присутствие на планерках, участие во всех школьных мероприятиях (педсоветах, совещаний, заседании предметных методических объединениях, на семинарах и т.д). 4.Анализ посещенных мероприятий, совещаний, семинаров, педсовета. Провести научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, сделать анализ результатов исследования.
5. Посещение уроков и воспитательных мероприятий других студентов группы. Совместно с другими студентами проведение внеклассных мероприятий (викторина, КВН, воспитательные, познавательные и соревновательные мероприятия).

 

5. Провести зачетное развивающее занятие и воспитательное социально-педагогическое мероприятие с учащимися класса (внеклассное мероприятие, урок, тренинг и д.р.).(Приложение 6,7) Зачетная форма работы посещается и анализируется студентами группы совместно с методистами по педагогике, классным руководителем.
6. Проведение профориентационной работы (диагностики) будущих выпускников (9-11 классы) с акцентом на группу риска. (по желанию можно совместно с сокурсниками). 6.Заготовить папку профориентационных диагностических методик (тесты, опросники, анкеты и т.д.) с учетом особенностей учащихся класса. Проведение диагностических методик и классных часов на тему выбора профессии.
7. Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность. 7. Разработать конспект социально-профилактической работы с родителями, учителями по развитию педагогической рефлексии, эмпатии по отношению к детям.
8. Оформление отчетных записей, характеристики работы практиканта учителями и классным руководителем учреждение, проведенной работы за подписью руководителя школы и печатью школы. 8. К концу недели получить характеристику на студента-практиканта о прохождении педагогической практики и выполнению программы практики (с оценкой и подписью классного руководителя, социального педагога школы, психолога школы заверенную печать учреждения) (Приложение 8).
9. Подготовка всех отчетных записей, мероприятий, занятий, всех папок с материалами диагностических методик, проделанных воспитательных, развивающих занятий, профориентационных диагностических методик, индивидуального плана и дневника практиканта, заполнение всех приложений и общего отчета практики. 9. Составить отчет студента-практиканта о проделанной работе в период практики за подписью классного руководителя заверенной печатью образовательного учреждения. (Приложение 9).

Оформить и подготовить отчетную документацию у итоговой конференции практики на кафедре.

       

Критерий оценки результатов деятельности студентов по педагогической практике

Качество выполнения психолого-педагогической практики и социально-педагогической деятельности студентов-практикантов в соответствии с задачами и программой психолого-педагогической практики оценивается по следующим основным (выше описанным) видам деятельности социального педагога:

— Диагностическая;

— Преподавательская (педагогическая и воспитательная);

— Организационно — управленческая;

— Социально-педагогическая;

Наряду с этим, критериями оценки деятельности в период практики служат:

— психолого-педагогическая направленность студентов-практикантов;

— отношение к профессии;

— степень интереса к работе;

— личностное становление и развитие профессионально значимых качеств: уважение, любовь к человеку, детям, твердость воли, принципиальность, способность добиваться целей, терпимость, педагогический такт, владение собой, своим поведением, открытость, требовательность к себе и др;

— отношение к психолого-педагогической практике: степень систематичности работы, самостоятельность, творческое мышление, дисциплинированность;

— качество работы в текущей учебно-воспитательной работе класса, школы: работа над диагностическими методиками, профориентационными методиками, работа на семинарах, тренингах, коллективных обсуждениях и др;

— качество и своевременность представления отчетной документации по педагогической практике.

Для оценки результатов деятельности студентов по практике используются следующие методы:

· наблюдение за работой студентов в процессе проведения уроков и внеклассных мероприятий;

· анализ отдельно проведенных занятий (в том числе зачетных);

· анализ характеристик классного руководителя и руководителя по практике;

· беседа с администрации школы, психологом, социальным педагогом школы;

· анализ научно-методической работы студентов, результатов исследовательских и творческих работ;

· самоанализ и самооценка студентами своей готовности к профессиональной практической работе;

· анализ отчетной документации по психолого-педагогической практике.

 

Перечень отчетной документации студента-практиканта

1. Психолого-педагогический дневник (содержание и согласно схеме-структуре психолого-педагогического дневника (Приложение 1);

2. Календарный и текущий индивидуальный план работы студента. (Приложение 2);

3. Папка материалов (диагностических методик) изучение личности учащегося и ученического коллектива (Приложение 3);

4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива (Приложение 4);

5. Социальная карта класса (Приложение 5);

6. План-конспект зачетного урока (занятия) по самопознанию с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи руководителю практики на кафедру) (Приложение 6);

7. План-конспект зачетного воспитательного мероприятия с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи на кафедру) (Приложение 7);

8. Папка материалов проведенных развивающих, воспитательных занятий (тренингов, упражнений и др.) по самопознанию и профориентационной ориентации.

9. Характеристика классного руководителя на студента-практиканта о прохождении психолого-педагогической практики и выполнения программы практики (с оценкой и подписью классного руководителя, заверенной печатью учреждения) (Приложение 8);

10. Отчет студента-практиканта о проделанной работе в период практики за период практики за подписью классного руководителя, учителя-предметника по самопознанию с заверенной печатью школы. (Приложение 9).

 

 

Приложение 1

Дневник по психолого-педагогической практике Студента_____________________________________________________ Ф.И.О полностью Факультета_______________________________________________ Специальности____________________________________________ Время прохождения практики_______________________________ Школа___________________________________________________ Адрес школы_____________________________________________ Класс № осн.кабинета______________________________________ Сведения об администрации школы: 1. Директор______________________________________________ 2. Зам. дир. по учеб.раб.____________________________________ 3. Зам. дир. по восп.раб____________________________________ 4. Завуч_________________________________________________ 5. Классный руководитель_________________________________ 6. Преподаватель самопознания_____________________________ 7. Руководитель практики__________________________________
2. Паспорт школы (Составляется на основании бесед с руководителями школы, изучение документов)1. Тип учебного заведения___________________________________ 2. Количество классов ______________________________________ 3.Колличество и контингент учащихся________________________ 4. Количество учителей, из них имеющих категории и звания___________________________________________________ 5. Режим работы школы_____________________________________ 6. Основные направления в работе____________________________ 7. Инновации в работе школы________________________________ 8.Особенности системы воспитательной работы и традиции школы____________________________________________________ 9. Детские общественные организации и органы самоуправления___________________________________________ 10. Материальная база______________________________________   Стр. 2

 

3. Сведения об учащихся класса «_____»

Ф.И.О Предпочитаемые предметы Увлечения (кружки, факультатив и др) Состояние Здоровья Адрес место жительство
1.            
2.            
3.            

Всего мальчиков__________________Всего девочек____________________

Стр. 3

4.Годовой план работы школьного социального педагога (психолога) ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Стр. 4
5. План воспитательной работы классного руководителя с классом (на период практики) ______________________________ Стр. 5
6. Рабочая программа школьного социального педагога (психолога) с классом (на период практики) ___________________________ Стр. 6
7. График зачетных уроков и воспитательных мероприятий (занятий) студентов всей группы.

Ф.И.О студента Дата Время Класс № кабинета Тема открытого урока, внеклассного занятия Тема зачетного воспитательного мероприятия
       
       
       

Стр.7

8. Текущий анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий

Предмет, дата, время, этапы урока Деятельность учителя, однокурсника (записывается подробно ход урока, восп. мероприятия) Деятельность учащихся (как организованна деятельность учащихся) Психолого-педагогический анализ Психолого-педагогический вывод
         

Стр.8

9. Анализ возникших социально-педагогических ситуаций

Время и место Социально-педагогическая ситуация (короткое описание) Социально-педагогический анализ, размышление, выводы, рекомендации
     

Примечание: Таблица заполняется при наблюдении (или с собственным участием в) возникших непредвиденных ситуаций в ходе педагогического процесса, проблем во взаимоотношении учителя и учащихся, учащимися между собой и д.р, типах общения. Проследить установление контактов с классом, отдельными учащимися, тип общения(авторитарный, демократический, либеральный), выявить пути разрешения, принципы влияния на организацию педагогического процесса.

Стр.9

Нужно вставить приложение 2 и текущий индивидуальный план, потом приложение3

Приложение 3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Общие сведения об ученике:

Ф.И.О. ученика __________________________________________________________

Школа, класс____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Адрес проживание ребенка ________________________________________________

2. Здоровье (состояние здоровья):

а) Физическое развитие, особенности развития психомоторики;

б) Особенные недостатки, заболевания.

3. Семья (на основе изучения паспорта семьи):

а) Состав семьи (члены семьи, проживающие вместе с учеником, год рождения, образование, профессия, занимаемая должность, интересы:

— отец;

— мать;

— наличие братьев, сестер, бабушек, дедушек:

б) Жилищные и бытовые условия, какие условия имеет ученик в квартире, (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т.д., имеется ли дома библиотека).

в) Материальная обеспеченность семьи.

г) Особенности семейного воспитания:

— характер и особенности внутрисемейных взаимоотношений с учеником, отношение родителей к жизни, учебе ребенка, занятия ребенком,

— основная линия семейного воспитания (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д).

4. Учебная деятельность:

а) Успеваемость:

преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам;

успеваемость по отдельным предметам.

б) Общее умственное развитие:

кругозор, начитанность;

развитие речи;

образованность и эмоциональности речи;

запас слов;

умение выразить свою мысль устно и письменно.

в) Характеристика познавательных способностей:

особенности восприятия учебного материала (осмысленность и быстрота восприятия);

— особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его объем, сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, способность к распределению;

— особенности развития мышления (отличает ли существенные и несущественные признаки предметов и явлений, умение сравнивать, анализировать, обобщать и самостоятельно делать выводы; быстро ли находит пути решения);

— уровень развития памяти (слуховой, зрительный, моторно-двигательной, владение приемами активного, преднамеренного и осмысленного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведение учебного материала, индивидуальные особенности памяти);

— особенности воображения (преобладающий вид воображения, богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

г) Способность к учению:

— проявление самостоятельности в учебной работе;

— отношение к учению (познавательные интересы, проявление интереса к отдельным учебным предметам, отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителей и родителе, основной мотив учения);

— умение учиться (соблюдение режима дня, умение спланировать выполнение всей учебной деятельности, организованность, аккуратность и дисциплинированность в выполнении учебной работы, умение самостоятельно работать с книгой, владение приемами самоконтроля за учебной деятельностью, способность видеть и анализировать собственные пробелы и ошибки и т.д).

5. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:

— положение среди одноклассников (пользуется ли любовью, авторитетом, лидер, популярный, изолированный, отверженный, какую роль выполняет в коллективном труде, учебе, играх со сверстниками: инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель и т.п.);

-отношение к одноклассникам(с кем дружит на чем основана дружба, близкие друзья, бывают ли конфликты с ними, их причины, стремиться ли воздействовать на товарища, воспитать их);

-доволен ли положением в коллективе и какое положение хотел бы занять;

— отношение к мнению, требованиям и критериям замечаниям товарищей (благожелательное, серьезное, равнодушное, враждебное и др.);

-отношение к школе (дорожит ли пребыванием в школе, что особенно ценит в ней);

-отношение к учителям (есть ли контакт, любит и уважает ли их);

-вступает ли в конфликтные отношения с учителями, с кем именно и как часто.

6. Отношение к общественной деятельности:

— отношение к коллективной жизни класса;

— наличие общественных поручений и их выполнение (с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет);

— участие в совместной с одноклассниками деятельности, проявление в ней активности и инициативности.

7. Отношение к труду:

— любит ли трудиться или относиться к труду пренебрежительно;

— заинтересованность в труде (что именно привлекает в труде; сам процесс или результат, или овладение трудовыми навыками);

— какими трудовыми умениями и навыками владеет, легко ли их приобретает;

— организованность и дисциплинированность в труде;

— есть ли привычки к длительным трудовым усилиям;

— предпочитаемые виды труда;

— трудовые поручение в школе и дома.

8. Дисциплинированность и характеристика поведения:

— общая характеристика поведение в школе и дома (ведет себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость);

— соблюдение режима дня (соблюдает, нарушает намеренно, не успевает уложиться в определенный срок времени и т.п.);

— выполнение требований учителей и родителей (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и как именно);

— наиболее типичные нарушения дисциплины.

9. Особенности характеристики и темперамента:

— выраженные особенности и тип темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, в эмоциональной сфере, работоспособности и общительности);

— ярко выраженные положительные черты характера по отношению к людям и самому себе (внимательность к людям, чуткость, доброта, уважение к старшим, скромность, коллективизм, взаимопомощь, искренность, честность, добросовестность, организованность и др.);

— ярко выраженные отрицательные качества (эгоизм, индивидуализм, зазнайство, грубость, высокомерие, легкомысленность, беспечность, лживость, жесткость, вредные привычки: курит, сквернословит, дерется, портит вещи и др.);

— волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость и т.д.);

— характер общительности (отсутствие, избирательная, большая и т.п.);

— преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное, его устойчивость, смены, чем вызваны);

— навыки самовоспитания (какие качества стремиться воспитать в себе).

10. Направленность и способности:

— потребности и интересы (разнообразие, глубина, интерес к какой-либо области знаний, науки, деятельности);

-читательские интересы (художественная литература, научно-популярная, развлекательная и т.д., читает периодическую печать, книги, журналы, какие именно);

— телевизионные интересы (что больше всего смотрит, какие передачи любит);

— компьютер (чем увлекается: играми, интернетом, составляет ли программы, свои сайты);

— убеждения, мечты, мысли о будущем;

— наличие способности к какому либо виду деятельности, их проявление (к музыке, рисованию, спорту, артистические способности и т.д).

11. Профессиональная направленность (для старшеклассников):

— какими профессиями увлекается;

— имеет ли профессиональное намерение;

-имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии;

— осведомлен ли о требованиях избранной профессии к человеку;

— какому виду профессии имеет склонность (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ);

— какому типу деятельности имеет склонность (познавательному, изыскательному, преобразующему);

— одобряют ли родители профессиональные намерения ученика;

12. Общие психолого-педагогические выводы:

— основные достоинства и недостатки ученика;

— причины имеющие отклонения в поведении (внутренние и внешние, условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.);

— определенные важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем;

— пути и методы устранения препятствий и оказание психолого-педагогической поддержки;

— основные направления коррекционной и воспитательной работы по дальнейшему формированию и развитию личности ученика.

 

Примечание: Материалы по изучению личности учащегося накапливаются в процессе осуществления комплекса диагностических методов: наблюдения за поведением и деятельности ученика на уроках, во время проведения воспитательных мероприятий, в результате бесед, изучении семьи ученика, изучения деятельности учащегося и др. Эти материалы систематический должны фиксироваться в специальной папке. На основании диагностических материалов составляется психолого-педагогическая характеристика. Без таких материалов характеристика не оценивается, а задание педагогической практики считается не выполненным.

 

 

Приложение 4

Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива

1. Общие сведения о группе и истории его формирования(пол, возрастной состав, были ли слияния с другими группами, смена классного руководителя, когда сформировалась группа и т.д.).

Учебная деятельность (успеваемость, общее умственное развитие, способность к учению, старательность, интерес к знаниям и т.д.).

Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдения режима школы, требований педагогов и т.д.) Выполнение общественных поручений.

2. Направленность деятельности класса.Какие мотивы, цели, потребности и интересы преобладают в жизни и делах класса? Место и роль классного коллектива в жизни учащихся, особенности его взаимоотношений и взаимодействии с другими классами. Особенности активности учащихся в целом и отдельных его членов.

3. Организационная структура классной группы. Характеристика выбранного членов активистов, их авторитет, умение организовывать класс на решение важнейших учебных и общественных задач.

4. Характеристика учебной деятельности группы. Отношение учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам.

5. Особенности межличностных отношений внутри группы.Товарищество и дружба. Краткая характеристика группировок: мотивы объединяющие учащихся, лидерство в группах, отношение между группировками, причины изоляции.

6. Уровень общественного мнения.Имеется ли в группе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развита критика и самокритика? Насколько группа быстро находит общий язык при решении обще групповых задач? Какова обще интеллектуальная атмосфера и в чем она проявляется?

7. Волевые качества группы. Способна ли группа мобилизовать духовные, физические силы при преодолении препятствии? Ставит ли перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению группа? Может ли группа сосредоточенно работать над поставленной задачей и доводить дело до конца.

8. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.Отличники, общественники, инициаторы, «любимцы» класса. Дезорганизаторы и их влияние на остальных членов группы. Причины специфического поведения «трудных» детей.

Общие выводы. Мнение классного руководителя об уровне развития группы как коллектива. Какие задачи стоят перед социальным педагогом, учителем самопознания и родителей в формировании коллектива, группы?

 

 

Вставить приложение 5

 

Приложение 6

План-конспект зачетного урока (занятия) по самопознанию с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи руководителю практики на кафедру)

 

Примерная схема плана-конспекта урока

Титульный лист

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Факультет Социальных наук

Кафедра социальной педагогики и самопознания

_____________

/наименование учебно-воспитательного учреждения/

План-конспект урока по предмету

«Этика и психология семейной жизни» в 10 «А» классе

«СОГДАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Учитель предметник___________________ Руководитель практики _________________

Классный руковод.____________________ Методист практики _________________

/Ф.И.О/ /Ф.И.О/

 

 

Практикант ______________________________________

/Ф.И.О/

 

 

Дата проведения «______»______________________________20_____года.

Время проведения ___________________________________

Кабинет ______________________

 

Астана 2014 год.

 

Со следующей страницы пишется план-конспект по схеме:

1. Тема урока.

2. Цель урока.

3. Задачи урока:

-образовательные;

-воспитательные;

— развивающие.

4. Оборудование, наглядные пособия и дидактические материалы к уроку.

5. План урока (его этапы).

6. Ход урока (сценарий его проведения).

7. Вывод, подведение итогов и психолого-педагогический самоанализ.

Приложение 7

План-конспект зачетного воспитательного мероприятия с психолого-педагогическим самоанализом (для сдачи руководителю практики на кафедру)

 

Примерная схема плана-конспекта воспитательного мероприятия

Титульный лист

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Факультет Социальных наук

Кафедры социальной педагогики и самопознания

_____________

/наименование учебно-воспитательного учреждения/

План-конспект воспитательного мероприятия

«________________________________________» в 10 «А» классе

/тема воспит. меропр/

«СОГДАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Классный руковод.___________________ Руковод. практики________________________

/Ф.И.О/ /Ф.И.О/

Практикант ______________________________________

/Ф.И.О/

 

Дата проведения «______»______________________________20_____года.

Время проведения ___________________________________

Кабинет, мест проведения ______________________

 

Астана 2014 год

 

Со следующей страницы пишется план-конспект по схеме:

1. Тема воспитательного мероприятия (КТД).

2. Цель воспитательного мероприятия.

3. План подготовки и проведения воспитательного мероприятия.

4. Сценарий проведения воспитательного мероприятия (подробное описание хода воспитательного мероприятия) и поведение итогов.

5. Использованная литература.

Примечание: Планы-конспекты подготовки и проведения воспитательных мероприятий (Коллективно-Творческих Дел) оформляется в отдельной тетради, проверяется и дифференцированно оцениваются. Развернутый план-конспект зачетного воспитательного мероприятия (КТД) оформляется отдельно в виде реферата и сдается руководителю практики.

Приложение 8

Примерная схема характеристики на студента-практиканта

Классным руководителем

1. Качество выполнения отдельных видов психолого-педагогической деятельности студента-практиканта в соответствии с задачами и программой психолого-педагогической практики:

· Гносеологическая (познавательная): умение работать с разными видами информации в решении психолого-педагогических задач; получать, обрабатывать и использовать педагогическую информацию; умение работать с новыми информационными, педагогическими технологиями, т.е. владеть информационной и научно-методической культурой.

· Диагностико-проектировочная: умение планировать диагностическую работу, составлять программу и ставить диагностические задачи; изучать и анализировать состояние педагогического процесса в классе; умение диагностировать (изучать) учащихся и коллектив класса; грамотно использовать имеющие методики и составить свои методики диагностики учащихся; обнаружить проблемы в развитии и воспитании учащихся и сформулировать их в виде своих психолого-педагогических задач.

· Конструктивная: умение проектировать, планировать учебную и воспитательную работу с учащимися; определить состав и порядок действий для достижения целей; разработать технологию решения педагогических задач, т.е. определить цели, содержание, средства, формы и методы работы с обучаемыми.

· Преподавательская (педагогическая и воспитательная): умение организовать преподавательскую деятельность; стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности и творчества учащихся активными методами обучения; умение моделировать образовательные и педагогические ситуации; разработать план программу воспитательным мероприятий с учащимися класса на определенный срок времени; готовить сценарий воспитательным мероприятий и занятий с классом; организовать их проведение; работать по методике коллективно-творческой деятельности.

· Организационно-управленческая: умение вызвать интерес учащихся к разным видам деятельности; руководить ими; использовать разные способы и формы организации во вне учебной работе.

· Коммуникативно-организаторская: умение использовать приемы и правила общения и проведения (поддержка, безусловное принятие человека, активное слушание, пристальное внимание, вербальные и невербальные приемы общения); умение воспринимать и понимать учащихся; проявлять способность к эмпатии; обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения; строить педагогически целесообразные отношения с учащимся; обсуждение вопросов совершенствования педагогической практики, повышения качества профессиональной подготовки студентов;

2. Составляет характеристику на каждого, прилепленного к нему студента, о прохождении им педагогической практики с оценкой за практику, подписью и печатью организации и сдается групповому руководителю.

 

 

Приложение 9

Примерная схема отчета студента-практиканта по психолого-педагогической практике

Титульный лист

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студента (Ф.И.О)_____________________________________________________________

 

Курс_____________Фа-т___________________________________ВУЗ_________________

 

Наименование учреждения (адрес)_______

 

В период с ___________________________по _________________________20_____год

 

Классный руководитель (Ф.И.О)___________________________________________________

 

Руководитель практики (Ф.И.О)___________________________________________________

 

Со следующей страницы.

1. Содержание и анализ проведенной психолого-педагогической деятельности в период педагогической практики.

2. Какие задачи решались Вами в период практики? Что проведено и как они были организованы, какие результаты достигнуты?

3. Какие обнаружили пробелы и недостатки в своей подготовке?

4. Какое впечатление произвели на Вас учащиеся при первой встрече? Каково по вашим наблюдениям классный коллектив, актив класса к которому Вы были прикреплены? (по характеристике класса и отдельных учащихся).

5. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения имели место и почему? То сделано сверх плана, особенности практики?

6. Какие использованы диагностические методики при изучении реального состояния целостного педагогического процесса класса, личностей учащихся и ученического коллектива.

7. Какие затруднения вы испытывали при сборе и обработке информации в ходе педагогического процесса в классе, в процессе работы с текущей и долговременной информацией (школьной документацией и др.), изучение личности учащихся и коллектива класса и какая помощь была оказана учителями, классными руководителями?

8. Какие затруднения вы встретили при использовании комплекса психолого-педагогических методов (наблюдение, анкетирование, беседы, социометрии, изучение творческих работ учащихся и д.р.) и обработке полученных результатов? Приведите конкретные примеры.

9. Какие приемы или методы работы расширили и углубили Ваши знания о характере деятельности социального педагога (диагностирование состояния «педагоги-учащиеся», организация целостно педагогического процесса в классе, изучение личности учащихся класса и коллектива, проведение воспитательно-развивающих занятий, упражнений, тренингов и д.р.)?

10. Количество посещённых уроков и воспитательных мероприятий? (названия тем)

11. Количество проведенных уроков (занятий) и воспитательных мероприятий?

12. Какие мероприятия были проведены и как они были организованы, какие результаты достигнуты (тема, содержание, действенность)?

13. Какие затруднения испытывали при подготовке уроков и кая помощь была Вам оказана учителем-предметником, социальным педагогом, психологом, классным руководителем?

14. Как осуществлялась на ваших связь с воспитанием и развитием учащихся, классной и вне классной работы?

15. Какие воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным коллективом для их решения?

16. Какие ценные методические приемы и у каких учителей были заимствованы вами и использованы при проведении уроков, воспитательным мероприятий (занятий), решении возникающих педагогических ситуаций и д.р?

17. Какие знания социальной педагогики и самопознания нашли практическое применение?

18. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к учащимся, каковы результаты индивидуальной работы? (если она проводилась)

19. Какие виды работы и взаимодействия проведены с родителями учащихся? Какие встретили затруднения? (если проводилась такая работа)

20. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики? Степень овладения опытом деятельности социального педагога и самопознания в школе?

21. Какие профессионально значимые качества личности будущего специалиста Вы в себе воспитали или приобрели?

22. Как способствовала практика формированию Вашего творческого мышления?

23. Какие профессиональные, образовательно-воспитательные задачи вы ставите перед собой на будущее?

24. Какая практическая помощь вами была оказана школе, классу (изготовление наглядных пособий, презентации, технологии и т.д.).

25. Содержание и форма помощи в ходе практики, которую оказали групповой руководитель, методисты, научные руководители, директор или завуч школы, учителя предметники, классные руководители и др.

26. Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как социального педагога и учителя самопознания.

27. Ваши предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации педагогической практики.

 

Дата ____________ Классный руководителя__________________________________

/Ф.И.О. и роспись/

Список использованных источников:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования:. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

2. Сластенин В.А. Формирование личности социального педагога в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976. – 225 с.

3. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве//Педагогика. – 1992. — №7-8. – С.11-15.

4. Галагузова А.Н., Галагузова М.А., Ларинова И.А. Социально-педагогические задачи. – М., 2008 г.

5. Методика и технология работы социального педагога: Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2007 г.

6. Госпрограмма развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. № 1118

7. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования (2008г.).

8. Научно-методические основы совершенствования содержание общего образования в Республике Казахстан. –Алматы. РИК КАО им. Ы.Алтынсарина 2001.

9. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод.пособие. М., 2005. 285 с.

10. Н 91 Нарикбаева Л.М. Психолого-педагогическая социальная практика (программа): Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 5В010300-Педагогика и психология. – Алматы: Изд-во «ТарихТагылымы», 2011. – 52 с.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.

12. Педагогическая практика студентов: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / О.А.

Абдуллина, Н.Н. Загрязкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1989.

175 с.

13. Общественно-педагогическая практика студентов педвузов: метод.рекомендации / Моск.гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина ; подготовила О. А. Абдуллина. — М. : МГПИ, 1981. — 99 с. — Б. ц.ББК 74.581