Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ И МЕТОДЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 7

1.1 Понятие и причины возникновения конфликтов в педагогических учреждениях 7

1.2 Классификация педагогических конфликтов 11

1.3 Технологии разрешения конфликтов в педагогическом коллективе 15

Выводы по Главе 1 24

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБОУ СПО «» 26

2.1. Организация и методы исследования 26

2.2 Анализ особенностей и причин организационных конфликтов в процессе педагогического взаимодействия 32

2.3. Рекомендации по управлению конфликтами в педагогической организации 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. За последние годы в нашей стране чрезвычайно вырос интерес к проблеме разрешения конфликтов любого уровня, начиная от конфликтов в области международных отношений и до внутриличностных конфликтов, а профессионалы-конфликтологи создали обширную базу знаний для практического разрешения конфликтов и теоретического их осмысления.

Работающие в организациях люди различаются между собой. Различие точек зрения зачастую приводит к тому, что люди не могут согласиться друг с другом. Такое несовпадение мнений возникает тогда, когда ситуация действительно имеет конфликтный характер [15]. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны [18]. Проблема конфликтов, ее сущности, рекомендации по работе с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание переживаемых учреждением противоречий, определяют его конструктивный или деструктивный сценарий деятельности, служат фундаментальной основой объяснительных моделей управления конфликтами.

Сегодня приходится констатировать тот факт, что методы разрешения возникающих конфликтных ситуаций, с которыми постоянно сталкиваются в своей деятельности различные организации, представляются весьма упрощенно. В любой конфликтной ситуации и необходимости обладать хотя бы простейшими навыками решения любых проблем.

22 стр., 10847 слов

Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ...

... методы: анкетирование, интервьюирование, опрос.   Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Сущность и соотношение понятий конфликт, семейный конфликт, супружеский конфликт, ... на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся ...

Особенно остро стоит задача управления конфликтами в образовательных учреждениях. Организационные способы управления конфликтом характеризуются, прежде всего, целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений.

В последнее десятилетие исследования в области управленческого консультирования, конфликтологии и социальной коммуникации существенным образом расширилась – от разработки социально-методологических и общетеоретических проблем до выработки технологий разрешения конкретных конфликтных ситуаций в организациях. В этой связи необходимо отметить работы Е.В. Александровой, А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина, Г.В. Грызуновой, Н.С. Данакина, А.В. Дмитриева, Т.М. Дридзе, B.C. Дудченко, А.И. Зайцева, А.Г. Здравомыслова, Ю.Д. Красовского, В.Н. Кудрявцева, М.М. Лебедевой, Е.И. Степанова, С.Ф. Фролова, JI.H. Цой, В.В. Щербины и других. Таким образом, к настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему управления конфликтами в различных аспектах. Однако феномен социально-трудового конфликта в современном отечественном обществоведении не достаточно полно проанализирован: до сих пор не получили соответствующей тщательной разработки проблемы генезиса и стадий развития конфликта, его конкретного проявления и протекания в организациях различного типа, равно как не представлены в полном объеме и конкретные методики регулирования подобных конфликтов.

Цель данного исследования: изучение конфликтов и разработка способов управления конфликтами в процессе педагогического взаимодействия.

Объект исследования – конфликты в коллективе педагогической организации.

Предмет исследования – методология регулирования конфликтогенных ситуаций и технология управления конфликтами в педагогическом коллективе.

Гипотеза исследования: управление конфликтами в организации на примере колледжа будет успешным если:

1) повысить уровень подготовленности педагогических работников к деятельности по минимизации конфликтогенных условий;

2) обучить персонал разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, понятийного аппарата исследования.

2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в организации; проблему управления конфликтами в трудовом коллективе.

3. Провести экспериментальное исследование по проблеме управление конфликтами в организации на примере колледжа: выявить социально-психологический климат, способы конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе.

4. Выявить закономерности в восприятии конфликтов и конфликтного поведения работников образовательного учреждения до и после освоения программы оптимизации и совершенствования процесса управления конфликтами.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в колледже.

Методы исследования:

— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

16 стр., 7678 слов

Взаимоотношения в организации. Конфликты методы их разрешения

... конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. [15] Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. ... победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон. В рамках социально — конфликтологического анализа интересно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений ...

— эмпирические методы: анкетирование, опрос; эксперимент (констатирующий; формирующий, контрольный);

Методики исследования:

1. «Изучение социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).

2. Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С . Хобфолл, 1994).

3. «Стратегии поведения личности в конфликте» (К.Томас и Р. Киллмен).

Научная новизна работы:

• на основе теоретического анализа отечественных и западных подходов к конфликту представлены особенности конфликтов и выделены основные способы разрешения конфликтных ситуаций в организации, а также рассмотрены основные конструктивные и деструктивные функции и последствия конфликтов, возникающих в организации;

• предпринята попытка структурировать исследовательский процесс, направленный на распознание и поиск путей разрешения конфликтной ситуации.

• разработаны рекомендации по технологии разрешения и предотвращения конфликтного процесса в организации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и положения курсовой работы могут быть использованы для выявления и анализа социально-трудовых конфликтов, возникающих в организациях. Применение руководителем организации или консультантом предложенных выводов и методических рекомендаций при конструктивном анализе конфликтов и оценке социально-психологической напряженности в организации открывает возможность для решения качественно новых задач в области организационного управления.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 16 педагогов ГБОУ СПО «».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и приложений.

………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. – СПб.: Питер, 2014. – 166 с.

2. Аверьянов Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур. – М.: Экономика, 2012 – 218 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2012. – 430 с.

4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2007. – 224с.

5. Богатырев М. Организационная культура предприятия: актуальные подходы к проблемам идентификации и управления // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2004. – № 6. – с. 97-124.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440 с.

7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006. – 329 с.

8. Бойко, В.В., Ковалев, А.Г., Панферов, В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Эксмо, 2010. – 326с.

9. Бородин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт. – Новосибирск, 2012. – 328 с.

10. Водопьянова Н.Е., Жукина Е.В. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Корыстылевой. Вып. 8. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 216 с.

6 стр., 2509 слов

Психологические особенности реализации функции организации в управлении

... в организации. Эффективное управление предполагает минимизацию воздействия. Избыточность применения любых методов управления не только не выгодна экономически, но и чревата организационными и психологическими ... конфликтами. Примером может служить курьезный случай, когда на одном из радиотехнических предприятий психолог, работающий на этом предприятии, проведя исследование аппарата управления, ...

11. Войко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 2013. – 207 с.

12. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

13. Громова Л. А. Этика управления: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с.

14. Донцов А.И. Психология коллектива. – М. Переизд., 2014. – 258 с.

15. Друккер П. Практика менеджмента: Учеб. Пособие. Пер. с англ.: – М.: Изд. дом «Вильнюс», 2010. – 229 с.

16. Журавлев П.В. Менеджмент персонала. – М.: Издательство Экзамен, 2014 г. – 448 с.

17. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. Журавлева А.Л. Крюковой Т.Л, Сергиенко Е.А. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008. – 474 с.

18. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.

19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: практикум. – М. Экономика, 2006. – 232 с.

20. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 224 с.

21. Конфликтология / Под ред. Ратниковой В.П.– Изд.: ЮНИТИ, 2012. – 511 с.

22. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: Методы изучения. – СПб.: Питер, 2011. – 236 с.

23. Лизинский В. М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. – 160 с.

24. Регнет Э. Конфликты в организациях: Формы, функции и способы преодоления: Перевод с немецкого. – Изд.: Гуманитарный центр, 2005. – 394 с.

25. Михайлова О.Б. Управление конфликтами // Кадровый менеджмент. 2007 – №4. – с. 32-38.

26. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. – СПб: Речь, 2009. – 544 с.