Основными задачами педагогической практики являются:

В системе профессиональной подготовки психологических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Сна является органической частью воспитательно-образовательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих психологов с их практической психолого-педагогической деятельностью в образовательных учреждениях.

Студенты могут проходить практику в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях и вузах.

Педагогическая практика дает возможность студентам научиться использовать полученные теоретические знания по психологии, педагогике и методике преподавания психологии, закрепить и углубить их путем самостоятельной работы, осмыслить ответственность и многогранность работы педагога-психолога, научиться планировать свою работу.

Педагогическая практика в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях и вузах имеет свои особенности, компоненты и функции, которые должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи.

1. Общие вопросы

1.1. Основные задачи педагогической практики

Основными задачами педагогической практики являются:

  • Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете, и их применение в решении конкретных педагогических задач.
  • Формирование и развитие у студентов педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности.
  • Развитие у студентов интереса к педагогической работе, потребности в педагогическом самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности.

На основе актуализации теоретических знаний студенты в процессе практики овладевают умениями:

определять конкретные воспитательно-образовательные задачи, исходя из общих целей развития личности с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся и студентов, социально-психологических особенностей коллектива;

осуществлять перспективное и текущее планирование педагогической деятельности;

использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы для руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся и студентов (ставить и решать образовательно-воспитательные задачи, обоснованно выбирать и применять организационные формы и методы обучения: использовать разнообразные средства обучения, устанавливать межпредметные и внутрипредметкые связи и др.);

10 стр., 4532 слов

Педагогическая производственная практика

... учреждения. Основными задачами педагогической производственной практики являются: углубление и закрепление теоретических знаний студентов; развитие способности использовать приобретенные ... разнообразный прикладной материал, который необходим практическим психологам учреждений образования для решения конкретных психологических проблем. Основные разделы педагогической производственной практики: ...

проводить воспитательную работу с учащимися и студентами, направлять процесс их самовоспитания (выдвигать и решать воспитательные задачи с позиций комплексного подхода, использовать разнообразные виды деятельности учащихся, методы и приемы психолого-педагогического воздействия в их единстве и т.д.);

составлять психолого-педагогические характеристики личности и коллектива;

анализировать и обобщать педагогический опыт, организовывать опытно-экспериментальную работу;

проводить просветительскую и общественно-педагогическую работу среди родителей и населения.

1.2. Обязанности и права студента-практиканта

В первые же дни практики студент знакомится с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, с едиными требованиями к учащимся данного учебного заведения, в дальнейшем выполняет эти правила и требования, а также указания руководителей учреждения и преподавателей университета. Студент обязан являться образцом для учащихся и студентов в работе, поведении, манере держать себя, одеваться и т.п.

За нерадивое отношение к своим обязанностям, за невыполнение распоряжений руководителей учебного заведения и руководителей педагогической практики студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студенту, отстраненному от практики, или работы которого по проведению уроков, воспитательных мероприятий и выполнение психологических заданий признаны неудовлетворительными, по разрешению деканата факультета назначается повторно прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

Студент обязан прибыть в учебное заведение за 20 минут до начала занятий и находиться в нем в течение б часов рабочего дня.

Являясь на базу практики, студент обязан постоянно иметь при себе следующую документацию:

1. План работы

2.Дневник практики, заполняемый ежедневно.

3. Конспекты уроков (лекций, занятий), внеклассных мероприятий, намеченных на данный рабочий день, материалы научно-методической работы.

О работе за пределами базы (посещение родителей, экскурсии с учащимися и студентами и т.п.) студент-практикант ставит в известность старосту группы и группового руководителя. Об отсутствии студента на практике в других случаях (по болезни, причинам личного порядка) староста группы и руководители практики также должны быть осведомлены заблаговременно.

Уходя с базы практики, после окончания рабочего дня, студенту необходимо ознакомиться с очередными объявлениями, распоряжениями методистов и руководителей образовательного учреждения.

Каждый студент периодически отчитывается о выполненной работе на совещаниях, которые проводит групповой руководитель, методист, школьный психолог.

После завершения практики вся отчетная документация сдается студентом групповым руководителям-методистам по психологии и педагогике не позднее трехдневного срока.

Студент-практикант имеет право на 1 методический день в неделю для подготовки очередного этапа педагогической практики, который должен быть определен совместно с групповым руководителем и указан в плане работы.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... Список учащихся класса ………….……………………………..6 Индивидуальный план работы студента-практиканта ………..7 Дневник практики ……………………………………………….9 Самоанализ проведенного урока…………………………….…13 ... ________________________ _______________________________________________ ____________   ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Учебная работа по предмету Дата   Класс Тема урока ...

Студент-практикант имеет право знать за 10 дней до выхода на педпрактику о месте прохождения практики.

Студент-практикант имеет право просить о направлении его в желаемую школу или другое учебное заведение (в пределах возможности факультета).

Студент-практикант, при наличии у него вызова на практику школы, СПТУ, техникума (с последующим трудоустройством), а также при определенных семейных обстоятельствах, может быть направлен на практику по месту жительства (в пределах области) с промежуточным отчетом о ходе практики и обязательным предоставлением всей отчетной документации, включая дневник практики, заверенный администрацией учебного заведения, в котором студент проходил педпрактику.

Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации образовательного учреждения, пользоваться учебно-методическими пособиями, находящимися в кабинетах факультета и кафедры педагогики, вносить предложения по усовершенствованию организации практики.

1.3. Организационные вопросы практики

Педагогическая практика начинается с установочной конференции факультета, на которой студенты получают методический и психолого-педагогический инструктаж. Все конкретные вопросы, связанные с организацией начала и хода практики (распределение студентов по базам, порядок прибытия в образовательное учреждение и т.п.), рассматриваются на этой конференции.

По прибытии на базу практики на первом совещании группа практикантов избирает старосту, который ведет учет посещаемости студентов, оказывает организационную помощь преподавателям КемГУ и администрации учебного заведения в налаживании практики студентов.

В течение первой недели студенты знакомятся с классом или учебной группой, с работой учителей, преподавателей, общественных организаций, распорядком Образовательного учреждения, с различными видами внеклассной, научно-методической, воспитательной работы и посещают уроки (лекции, занятия) всех учителей, преподавателей прикрепленного класса или учебной группы. К концу первой недели под руководством методиста по специальности, учителей и классных руководителей, преподавателей студенты заканчивают составление календарного (учебного) плана и плана воспитательной работы, записывают его в дневник и заверяют у методистов по психологии и педагогике.

Для проведения воспитательной работы студенты прикрепляются, как правило, по одному человеку к классу или учебной группе. Практиканты проводят внеклассную работу по предметам своей специальности.

В период педагогической практики студенты выполняют индивидуальные специальные задания под руководством методистов по педагогике и психологии (НИРС).

1.4. Руководство педагогической практикой

Общее руководство педпрактикой на факультете осуществляет утвержденный Советом факультета методист-предметник. Руководитель практикой социально-психологического факультета подает информацию в учебныйотдел университета для заключения договоров на проведение педпрактики с руководителями передовых школ, гимназий идругих учебных заведений, составляют проект приказа ораспределении методистов-предметников, преподавателей кафедр и студентов по местам практики, организует и проводит (совместно с методистами-предметниками и преподавателями кафедр) установочные, заключительные конференции по педагогической практике, осуществляет контроль за ее ходом, руководит работой групповых методистов. По окончании практики сдает в отдел практики университета финансовую и отчетную документацию и докладывает о результатах практики на Совете факультета.

10 стр., 4733 слов

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической ...

... прохождения педагогической практики. Студенту, не вышедшему на педагогическую практику или работа которого признана неудовлетворительной, по решению деканата факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете. На период практики студент под ...

Групповые методисты-предметники назначаются из числа преподавателей кафедры, организующей педпрактику, хорошо знающих работу учебных заведений. Групповые методисты-предметники по организации педагогической практики подчиняются руководителю практики от факультета.

Их обязанности: руководство 6-часовыми рабочим днем студентов-практикантов; контроль за практикой и отчет о работе группы студентов во время педпрактики; осуществление совместно с преподавателями учебных заведений планирования учебной, воспитательной работы студентов; обучение студентов умению анализировать уроки; контроль за разработкой студентами планов и конспектов для проведения первых уроков (занятий); посещение и анализ даваемых студентами уроков; осуществление с преподавателем кафедры педагогики контроля за всеми воспитательными мероприятиями, их анализ и оценка. По окончании педагогический практики вместе с администрацией учебного заведения, преподавателями-предметниками, классными руководителями, кураторами групповой методист организует подведение итогов педагогической практики и предварительно оценивает работу студентов.

Все вопросы, связанные с учебной работой, студенты решают с методистом кафедры и учителем (преподавателем) психологии.

Решая те или иные вопросы с руководителями практики, студенту необходимо знать следующее:

  • факультетский руководитель распределяет студентов и методистов по школам, осуществляет общий контроль за их работой, организует подготовку и проведение установочной и итоговой научно-практической конференции по педпрактике на факультете, производит оценку педпрактики студентов, рассматривает вопросы, которые по тем или иным причинам не могут быть решены другими руководителями педпрактики;
  • групповой руководитель практики (методист по психологии) ведает всей учебно-методической, воспитательной, исследовательской, психодиагностической работой студентов, утверждает график их работы, проводит установочную и заключительную конференцию в образовательном учреждении, оценивает деятельность студентов;
  • методист по педагогике определяет воспитательные задачи педагогической практики, проводит совещания и семинары по психолого-педагогическим вопросам практики, организует консультации для студентов-практикантов по вопросам классного руководства, дидактики, педмастерства, оценивает деятельность студентов;
  • преподаватель психологии, педагог-психолог образовательного учреждения конкретизирует психодиагностические задачи педагогической практики, проводит семинары по психо-педагогическим вопросам практики, организует консультации для студентов- практикантов, составляет график их работы, распределяет по классам, учебным группа, вносит предложения по оценке деятельности студентов на педпрактике.

1.5. Педагогическая практика в вуЗах

Поскольку университет готовит преподавателей не только для средней школы и средних специальных учебных заведений, но и для высшей школы, педагогическая практика может быть организованна в высшем учебном заведении, в том числе и в университете. До прохождения педагогической практики в высших учебных заведениях допускаются студенты 5 курса отделения «психология», предоставившие руководителю практикой на факультете документ, подтверждающий последующее трудоустройство или направление в аспирантуру этого высшего учебного заведения. Подтверждение последующего трудоустройства или представления направления в аспирантуру необходимо предоставить на факультет не позднее 1 месяца до начала практики. Задачи педагогической практики в высшем учебном заведении:

4 стр., 1828 слов

Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...

... педагогической практики в качестве помощника классного руководителя: - я понял (а), что как организатор воспитательной работы смог (ла) бы… - я понял (а), что как организатору воспитательной работы ... 3. Автор сценария – фамилия, имя, отчество; место работы (учебы); год создания дела. 4. Педагогические цели (воспитательная, образовательная, развивающая). 5. Характеристика участников – количество, ...

  • углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в университете, с целью их применения в процессе педагогической деятельности в ВУЗе;
  • осознание с формами организации и методами воспитательно-образовательного процесса в вузе, изучение передового педагогического опыта;
  • ознакомление с разносторонней деятельностью преподавателя вуза как ученого, педагога, воспитателя;
  • овладение навыками самостоятельного ведения воспитательно-образовательной и научно-исследовательской работы.

В процессе учебной работы студент:

  • посещает лекции и практические занятия преподавателей кафедры с целью ознакомления с методикой проведения разных видов занятий;
  • изучает систему работы в целом, овладевает методикой ее планирования (в том числе и самостоятельной работы студентов);
  • самостоятельно разрабатывает и проводит занятия со студентами 1-2 курсов. (виды, темы занятий определяются кафедрой).

В плане воспитательной работы студент:

  • знакомится с системой воспитательных мероприятий кафедры, с планированием и организацией воспитательной работы в вузе в целом;
  • овладевает методикой изучения академических учебных групп и составления на них психолого-педагогической характеристики.

Кроме того, студент знакомится с постановкой научно-исследовательской работы на кафедре и участием в ней студентов.

Так как педагогическая практика в вузах организуется не для всех, то необходим тщательный отбор студентов. В их числе должны быть те, кто своей учебной, научной и общественной работой подходит для привлечения к педагогической деятельности в высшей школе. Этот отбор должен осуществлять деканат факультета совместно с кафедрой педагогики и психологии, а также с выпускниками кафедры.

7 стр., 3397 слов

Самостоятельная работа учащихся, как психолого — педагогическая ...

... Самостоятельная работа учащихся, как психолого - педагогическая проблема. 1.1. Понятие «самостоятельной работы» ее роль и сущность в образовательном процессе. Проблема самостоятельной работы всегда приковывала к себе внимание отечественных ученых и учителей-практиков. ...

Вузы и кафедры, на которых студенты будут проходить педагогическую практику, должны отличаться хорошо организованной учебной, научной и воспитательной работой. На период практики студенты становятся членами кафедр и принимают участие в ее работе, включаются в воспитательно-образовательный процесс, готовят реферат по вопросам методики преподавания, педагогики и психологии (в рамках задания по НИРС).

Отчетная документация

1. Индивидуальный план воспитательно-образовательной работы.

2. Ежедневный план работы.

3. Планы-конспекты проведенных занятий.

4. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы.

5.План, разработка и анализ воспитательного мероприятия.

6. Задание по НИРС.

7.Отчет.

1.6. Педагогическая практика студентов ОЗО

Студенты заочного отделения, как и дневного, проходят педагогическую практику. Как правило, это специалисты, работающие по профилю факультета, не имеющие высшего образования. Условно всех обучающихся на ОЗО студентов в зависимости от педагогического стажа можно объединить в 3 группы:

1 гр. Студенты, работающие учителями, преподавателями в различных типах учебных заведений по специальности, соответствующей профилю факультета;

2 гр. Студенты, работающие в учебных заведениях по специальности, не соответствующей профилю факультета. К этой группе относятся практические работники других учебно-воспитательных учреждений (детских домов, садов и т.д.), а также работающие лаборантами, воспитателями групп продленного дня;

3 гр. Студенты, не работающие по профилю факультета. Хотя организация педагогической практики со студентами этих условных групп в целом осуществляется одинаково, возможен учет некоторых особенностей состава. Так, инструкция по педагогической практике студентов госуниверситетов предусматривает возможное освобождение от нее студентов 1 группы, при условии предоставления характеристики с места работы, которая аттестует студентов как квалифицированного учителя-практика. В таком случае Совет факультета в праве освободить студента от обязательного прохождения практики. При отрицательной характеристике с места работы и учебы студент должен проходить педагогическую практику полностью.

Для студентов данной группы возможно прохождение педагогической практики по индивидуальному заданию, разработанному профилирующими кафедрами, совместно с кафедрой педагогики.

Студенты 2 и 3 группы, не работающие по специальности, соответствующей профилю факультета,, проходят обязательную педагогическую практику в объеме, предусмотренном учебными планами, в воспитательно-образовательных учреждениях по плану факультета или индивидуально по месту жительства (с разрешения деканата).

Задачи и содержание педагогической практики, основные положения ее организации, обязанности руководителей практики и практикантов распределение поручений определены инструкцией по педагогической практике и относятся к дневной и заочной формам обучения.

13 стр., 6326 слов

Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

... выбранной темы курсовой работы. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что педагогические аспекты обучения и воспитания студентов с нарушениями ... студентов с нарушениями слуха к слышащей среде. Задачи исследования: 1)на основе анализа педагогической, научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы, которая исследуется, в науке и практике, ...

По окончании практики студенты предоставляют:

1.Письменный отчет о проделанной работе, воспитательной и образовательной. 2.Конспект урока (лекции, занятия)

3.Разработку зачетного воспитательного мероприятия.

4.Психолого-педагогическую характеристику на учащегося (студента).

5. Отзыв образовательного учреждения с оценкой работы.

На основании этих документов и заключении преподавателя кафедры педагогики групповой руководитель выставляет студентам зачет с дифференцированной оценкой.

2. Содержание педагогической практики

2.1. Основные виды деятельности студента-практиканта

За время практики студенты знакомятся с образовательным учреждением (беседа с администрацией, учителями, классными руководителями, воспитателями; знакомство с кабинетами, их оборудованием и оформлением; анализ документации — планов работы образовательного учреждения, студенческой и ученической организаций, классного руководителя, куратора, тематических и поурочных планов учителей, преподавателей, отчетов) и выполняют следующие виды работ:

-психолого-педагогическое изучение учащихся, студентов и коллектива на основе ознакомления с личными делами, дневниками, классным журналом, творческими работами учащихся, наблюдениями за школьниками, студентами во время уроков (лекций, занятий) и внеклассных мероприятий, беседе учащимися, студентами, педагогами, родителями, а такие с использованием современных экспериментальных психолого-педагогических методик;

— составление психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся (студентов) и коллектива;

планирование своей воспитательно-образовательной работы на период практики;

-учебную и внеклассную работу по предмету (посещают и анализируют уроки (лекции, семинары) и внеклассные занятия учителя, преподавателя по специальности, в том числе проводят психологический анализ одного урока как обязательное задание по психологии, анализируют темы и разделы учебной программы на период практики, изучают необходимую научную и методическую литературу, подбирают и изготавливают дидактические материалы, разрабатывают конспекты уроков; проводят уроки на высоком теоретическом и научно-методическом уровне; организуют один из видов внеклассной работы по специальности — предметный вечер, экскурсия и др., посещают и анализируют уроки других практикантов);

— воспитательную работу в качестве педагога-психолога. Они участвуют в текущей воспитательной работе классного руководителя, куратора или воспитателя, самостоятельно проводят отдельные виды и формы воспитательной работы с учащимися или студентами. Это могут быть беседы, походы и Экскурсии, обсуждение книг; психогигиенические или психопросветительские мероприятия и т.д.

4 стр., 1669 слов

Отчет по психолого-педагогической воспитательной практике

... психолого-педагогической воспитательной практики № Содержание практики 1. Установочная консультация 2. Изучение организации воспитательного процесса в образовательном учреждении - беседа с зам. директора по воспитательной работе; ... 8-12 апреля - составление психолого-педагогической характеристики класса; 14-26 апреля 4. Изучение личности учащихся: - составить план проведения исследования; ...

В период педагогической практики студент выполняет, наряду с функциями учителя, преподавателя, также функции классного руководителя, куратора.

При организации воспитательного процесса в классе (учебной группе) он выступает в качестве практического организатора всей внеклассной деятельности учащихся (студентов), то есть в качестве подготовленного в теоретическом отношении воспитателя. При необходимости он охватывает своим педагогическим влиянием также деятельность ученических организаций и деятельность родительского комитета класса.

Следует иметь в виду, что усвоение учащимися знаний есть, в известном смысле, лишь начальная цель школы, так как ее высшей целью является формирование личности учащихся, превращение усваиваемых учащимися знаний в их устойчивые психологические качества: убеждения (нравственныt. научные, эстетические и др.), интересы (познавательные, профессиональные, общественные и др.), волевые и характерологические качества (трудолюбие, настойчивость, искренность, принципиальность, оптимистичность и т.д.).

Знания становятся для обучающихся действенными, необходимыми, если они видят потребность в их применении, если они применяются ими в их конкретной внешней практике или если они понимают их значение в перспективе. Это как раз и обусловливает переход знаний в устойчивые качества личности. В этом процессе решающее значение имеет воспитательная работа учащимися, студентами.

Студенту следует постоянно помнить, что качества личности школьника формируются а процессе чрезвычайно сложных, разнообразных, нередко трудно поддающихся учету внешних влияний и что, следовательно, организация всей внеклассной жизни учащихся имеет своей задачей способствовать закреплению у учащихся того познавательного материала, который дает им школа и который рассчитан на реализацию учащимися в своей практике.

Успех воспитательной работы обеспечивается главным образом тем, насколько эффективно сумеет воспитатель управлять всей деятельностью обучающихся, всеми их практическими отношениями к различным сторонам жизни.

Чтобы работа по воспитанию школьника носила целенаправленный характер, практиканту необходимо продумать конкретные задачи воспитания, вытекающих из общих задач, стоящих перед школой по формированию у учащихся общенаучных представлений о действительности.

В период педагогической практики студенты выполняют индивидуальные специальные задания под руководством методистов по педагогике и психологии (НИРС).

2.2. Педагогическая практика на 5 курсе до и 6 курсе озо

Статус студента-практиканта на педпрактике 5 курса «психолог-стажер». Практика, как правило, проходит в старших классах общеобразовательных школ, гимназий, лицей, в педучилищах. Возможно прохождение педпрактики в высших учебных заведениях (см. главу 1.5. настоящих методических указаний).

Содержание педпрактики на 5 курсе раскрывается в следующих аспектах деятельности студента-практиканта:

— Учебно-методическая

— Воспитательная

9 стр., 4240 слов

Программа производственной практики в педагогическом училище

... занятий и мероприятий. Приобретение опыта творческой работы в роли преподавателя психолого-педагогических дисциплин, куратора студенческой группы, методиста по учебной практике. Совершенствование умения осуществлять психолого-педагогический анализ педагогического ... 3. Возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль 4. Умение организовать самостоятельную работу учащихся Академические способности ...

— Психолого-педагогическая диагностика

— Индивидуальное творческое задание (ПИРС).

В учебно-методическую работу входит: знакомство с учебно-методическим комплектом учителей, преподавателей психологии, анализ разделов учебной программы на период практики, изучение необходимой научной и методической литературы, составление планов-конспектов уроков. Овладение методикой планирования учебно-методической работы (в том числе и самостоятельной работы студентов), разнообразными формами проведения занятий. Разработка дидактических тестов, проведение контрольных срезов с целью оценки начальных и итоговых знаний по разделу курса психологии у учащихся. Самостоятельное проведение не менее б уроков в прикрепленных (старших) классах, группах.

В воспитательную работу входит: знакомство с системой воспитательных мероприятий, с планированием л организацией воспитательной работы в целом; планирование своей воспитательно-образовательной работы на период практики; организация предметного вечера, беседы, похода, обсуждения книг, экскурсии, психогигиенического или психопросветительского мероприятия и др.; посещение и анализ мероприятий других практикантов; участие в текущей воспитательной работе классного руководителя, школьного педагога-психолога, куратора или воспитателя; знакомство с содержанием и организацией работы с родителями учащихся; участие в тематических семинарах, собраниях и совещаниях по вопросам классного руководства, кураторства.

В психолого-педагогическую диагностику входит: психолого-педагогическое изучение учащихся и студентов на основе ознакомления с личными делами, дневниками, классным журналом, творческими работами; наблюдение за школьниками во время уроков и внеклассных занятий; беседы с учащимися, педагогами, родителями; использование современных экспериментальных психолого-педагогических методик; овладение методикой изучения академических учебных групп и составления на них психолого-педагогической характеристики. Психолого-педагогическая диагностика проводится для использования результатов в воспитательной, профориентационной и развивающей работе. Индивидуальное творческое задание (НИРС) В период педагогической практики студенты выполняют индивидуальные специальные задания под руководством методистов по педагогике и психологии (НИРС).

Индивидуальные задания по НИРС могут выполняться каждым студентом в отдельности или группой студентов, интересующихся аналогичной проблемой, или ведущих разработку темы в процессе выполнения дипломной работы.

Индивидуальные задания предлагаются научными руководителями или руководителями практики с учетом уровня психолого-педагогической и методической подготовленности студента, его интересов.

Руководители практики консультируют студентов и осуществляют контроль за ходом выполнения заданий по НИРС. Материалы по НИРС прилагаются к отчету по практике, их объем и качество учитываются при подведении итогов практики. Результаты выполнения индивидуальных заданий докладываются на итоговых собраниях в школах и на итоговой конференции, в университете. Лучшие работы представляются на научно-практические студенческие конференции.

Завершается педпрактика проведением итогового совещания в школе, составлением отчетной документации, итоговой конференцией на факультете, выставлением 2-х оценок за практику по педагогике и по психологии методистами университета.

Отчетная документация

1. Аналитический отчет по практике сдается методисту по педагогике и проверенный методистом-педагогом методисту-психологу)

2. Ежедневный план работы (оформляется в дневнике педпрактики, заверяется у групповых руководителей,методистов по психологии и педагогике).

3. План, разработка, анализ воспитательного мероприятия (сдается методисту по педагогике).

4. Индивидуальный план воспитательно-образовательной работы (сдается методисту по педагогике).

5. Планы-конспекты проведенных занятий (сдается методисту по психологии).

6. Психологический анализ урока. Сдается методисту по педагогике.

7. Психолого-педагогическая характеристика учебной группы или личности учащегося (сдается методисту по психологии).

8. Задание по НИРС (сдается методисту по психологии)

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

3.1. Схема отчета практиканта

Практикант составляет письменный отчет о прохождении педпрактики по следующей схеме:

1. Общие сведения.

Фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс. Где и когда проводилась практика.

Характеристика образовательного учреждения, класса, учебной группы (анализ знаний учащихся по предмету, поведение учащихся на уроках и во внеурочное время).

Посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом их. Посещение других уроков (лекций, занятий), в том числе не по своему предмету. Итоговый обобщенный анализ этих уроков, педагогические и методические выводы по ним.

2. Учебно-методическая работа

Количество проведенных уроков, лекций, семинарских занятий. Анализ своей учебной работы (положительные стороны и недостатки).

Причины недостатков в учебной работе. Посещение учебных занятий других практикантов, их количество, краткий анализ. Помощь методиста и учителя, преподавателя в подготовке уроков и других учебных занятий.

3. Воспитательная работа

Перечень сделанного, анализ положительного и отрицательного, причины недостатков в работе. Помощь методиста в проведении внеклассных мероприятий. Количество посещений внеклассных мероприятий у товарищей. Изучение классного коллектива и учащихся, составление психолого-педагогических характеристик.

4. Участие в работе педагогического совета, совещания иметодобъединения.

Количество посещений педсовета и методобъединений, характер участия в них (выступлений, доклады, темы их).

5. Работа с родителями учащихся.

Лекция (беседа) для родителей. Посещение квартир учащихся (кого и сколько раз посетили), вызов родителей в школу, участие в родительских собраниях.

6. Прочитанная во время практики методическая, психолого-педагогическая литература, использование ее при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

7. Выводы.

Содержание и характер выводов, сделанных практикантом для себя, будущей педагогической деятельности.

Предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование педагогической практики.

3.2. Совещание и итоговая конференция

Предварительные итоги практики подводятся на совещании в образовательном заведении. К этому совещанию студент готовит краткую информацию (5-7 минут) об основных результатах практики, продумывает ответы на возможные вопросы участников конференции-руководителей практики, учителей, руководителей школы, учебного заведения и студентов.

В школе, образовательном учреждении конкретно анализируется и оценивается работа каждого студента.

При выставлении оценки за педагогическую практику студента на итоговой конференции на факультете учитывается следующее:

  • оценка за учебно-методическую работу по предмету;
  • оценка за воспитательную практику и классное руководство (кураторство);
  • оценка за психолого-педагогическую характеристику
  • оценка за НИРС.

Кроме того, при выставлении оценки учитывается: своевременность представления документации и качество ее оформления; содержание научно-исследовательской работы; выполненной за время практики, характер иллюстративного материала, представленного на заключительную учебно-методическую конференцию.

Выставляя итоговую оценку, руководители практики учитывают дисциплинированность студента его прилежание, умение работать в коллективе, степень развитости педагогического такта, а также авторитет среди обучающихся и учителей школы, преподавателей учебного заведения.

Оценки за педагогическую практику в зачетную книжку студента записываются методистами педагогической практики двух кафедр: педагогики и психологии.

Схема выступления практиканта на совещании и конференции

Отчет о прохождении педпрактики студента (Ф.И.О.)

Выполнение плана педпрактики: какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана.

Количество проведенных занятий. Какие занятия прошли наиболее успешно, что вызвало затруднения, почему.

Какие основные воспитательные задачи ставились на период практики, что решено, какие формы воспитательной работы использовались.

Как реализовался индивидуальный подход к учащимся

Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики.

Общие выводы о практике, ее значение в Вашем становлении как специалиста.

Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

3.3. Критерии оценки работы студентов в период практики

В итоговой оценке за педагогическую практику учитываются степень эффективности проведенной студентом учебно-воспитательной деятельности, участие в методической работе школы, общественно-политическая активность студента, его отношение к педагогической профессии, к учащимся, к школе, качество отчетной документации.

При оценке результатов педпрактики учитываются все стороны деятельности студентов-практикантов: его активность в период практики, эффективность осуществляемой им учебно-воспитательной деятельности, отношение к профессии педагога-психолога, уровень владения профессиональными умениями, уровень теоретической и практической подготовленности, качество отчётной документации, уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности. Подлежат оценке основные разделы работы студентов в период педагогической практики: учебная работа по предмету, воспитательная работа. В определении итоговых оценок участвуют: факультетский руководитель, методист по предмету, методист по педагогике, учителя психологии, классные руководители, руководители школы, учебного заведения, имеющие отношение к педагогической практике. В случае неудовлетворительной оценки прохождение практики не засчитывается.

  1. Оценка учебной и внеклассной работы по психологии.

«Отлично» ставится, если урок или внеклассное занятие проведены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если на нем обоснованно выдвигались и эффективно решались воспитательно-образовательные задачи, рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поддерживалась хорошая дисциплина, если студент проявил глубокое знание психолого-педагогической теории и умение применять ее на практике, проявил творческую самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, при построении, проведении и анализе занятия.

«Хорошо» ставится, если учебное или внеклассное занятиепроведено на высоком научном уровне, если на нем успешно решались образовательные и воспитательные задачи, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы активизации учащихся; если студент проявил знание психолого-педагогической теории и умение применять теорию на практике: самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала, однако допустил незначительные ошибки в построении занятия.

«Удовлетворительно» ставится, если студент в реализации образовательно-воспитательных задач допускал ошибки, недостаточно эффективно применял психолого-педагогическую теорию, методы и приемы обучения, слабо активизировал познавательную деятельность учащихся, не всегда мог установить контакт с ними, при анализе занятия не видел своих ошибок и недостатков.

«Неудовлетворительно» ставится, если на занятии не были выполнены образовательно-воспитательные задачи, допущены серьезные ошибки при изложении учебного материала, не обеспечивалась дисциплина учащихся, если студент обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории и некритически отнесся к своей работе.

2. Оценка воспитательной работы

«Отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем воспитательной работы, требуемый программой практики; обнаружил умения, опираясь на психолого-педагогическую теорию, правильно определять и эффективно осуществлять основную воспитательную задачу, способы и результаты ее решения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; проявлял на работе самостоятельность, творческий подход, умение изучать классный коллектив и учащихся.

«Хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу воспитательной работы; обнаружил умения, опираясь на психолого-педагогическую теорию, определять основную воспитательную задачу и способы ее решения: проявил инициативу в работе, умение изучать классный коллектив и учащихся, однако в проведении отдельных видов воспитательной работы допуская незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу воспитательной работы, однако не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять ее, допускал ошибки в планировании и проведении отдельных внеклассных занятий, не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности учащихся, неглубоко и неполно изучал классный коллектив и учащихся.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу воспитательной работы, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее при изучении классного коллектива и учащихся в реализации воспитательных задач, устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и организовывать педагогически целесообразно их деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова м.Р.. Организация психологической работы в школе.

— М.,1998.

2. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов: Учебное пособиt/Под ред. О.C. Гребенюка. -Калининград, 1998.

3. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л., 1985.

4. Методические рекомендации по организации педагогической

практики студентов. Составители: Боброва Н.А., Каплюк

Н.Г., Игонина Т.В.,.- — Кемерово 1994.

5. Морозова И..С., Морозова Н.И. введение в методику преподавания психологии: Учебное пособие — Кемерово:

Кемеровский госуниверситет, 2001. — 88с.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога М.,1996

7. Пашкевич Г.Н., Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Сигналъ», 1999.-112с.

8. Планирование воспитательной работы. Учебно-методическое пособие по курсу «Педагогика». — Кемерово: КемГУ, 2001. -49с.

9. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. А.И.. Щербакова. — М, 1987.

10. Психологические основы педагогической практики студентов. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/Под ред. проф. А.С. Чернышева. — М. Педагогическое общество России, 2000. — 144с.

11 .Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. — М. Московский психолого-социальный институт, 2000. — 184с.

12. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание .- М., 1997 .

13. олодова Г.Г., Зуева С.П. Развитие личности школьника и проблемы совершенствования образовательного процесса. -Кемерово, 1997.

Приложение 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Цели задания:

1. Проанализировать познавательную деятельность учащихся на уроке в ее психологическом аспекте.

2. Оценивать деятельность учителя на уроке как фактор, обусловливающий уровень и эффективность познавательной деятельности учащихся.

3. Сформулировать психолого-педагогические выводы и рекомендации по уроку.

Схема психологического анализа урока:

1. Анализ познавательной деятельности учащихся.

а) Доминирующие проявления учащимися:

  • убеждений (научных, нравственных, правовых и др.);
  • интересов, склонностей, стремлений;
  • воли (настойчивости, самостоятельности, целенаправленности, выдержки);
  • характера.

б) Доминирующие проявления учащимися особенностей познавательной активности:

— внимания (сосредоточенности, устойчивости, переключаемости, распределения и др.);

— мышления (мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.),

— памяти (кратковременной и долговременной, осмысленного и механического, произвольного и непроизвольного запоминания, воспроизведения и т.д.)

— эмоциональных состояний (настроения, аффектов).

2. Анализ деятельности учителя на уроке

  • особенности контакта учителя с классом;
  • пути организации учителем внимания учащихся на уроке;
  • формирование учителем положительных качеств личности учащихся: убеждений, воли, характера, чувств, привычек;
  • учет учителем возрастных особенностей учащихся;

-учет учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся;

особенности структуры (построения) урока: психологическая правомерность и обоснованность отдельных этапов урока, их взаимосвязь,

3. Выводы, предложения.

  • общая оценка познавательной активности учащихся;
  • общая оценка психол. аспекта в деятельности учителя;
  • рекомендации.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата проведения занятия, школа, класс. Студент (учитель), ведущий занятие.

1. Психолого-педагогическое обоснование занятия. В какой мере оно способствовало осуществлению поставленных задач; связь занятия с учебной работой, его соответствие интересам и потребностям школьников.

2. Подготовительная работа к проведению занятия (инициатива учителя, студента; помощь и участие родителей; время, затраченное на подготовку; план и соответствие ему частей занятия, оформление помещения; подготовка школьников к участию в коллективной работе).

3. Подведение итогов занятия;

а) продолжительность, организационные особенности занятия;

б) ход и содержание занятия, реализация в нем принциповвоспитания и эффективность методов, приемов проведениязанятия, соответствие их образовательно-воспитательным целями возрастным особенностям учащихся;

в) организационно-методическая четкость завершения занятия;рекомендации учащимся, сформулированные в конце занятия.

4. Выводы:

а) выполнения плана, достижение цели и общая педагогическая оценка занятия;

б) воспитание у учащихся позитивных взглядов и чувств патриотизма, дисциплинированности, трудолюбия, коллективизма, дружбы, честности, правдивости, воли и др.;

в) привитие учащимся умений, навыков и привычек общественного адаптивного поведения;

г) развитие познавательных интересов и психологических качеств учащихся (восприятия, воображения, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи, способностей):

д) роль и место учителя (студентов) в подготовке и проведении занятия, педагогический такт учителя, организаторов занятия;

е) предложения и пожелания.

Приложение 3

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Цели задания

1.Овладеть методами изучения личности школьника

2.Научиться анализировать личность школьника в ее психолого-педагогическом аспекте.

3. Научиться составлять письменную психолого-педагогическую характеристику учащегося с указанием рекомендаций по дальнейшей педагогической работе с ним.

Схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося.

1. Общие данные об учащемся (фамилия, имя, класс, возраст, национальность, успеваемость, дисциплина, условия семейного воспитания, профессия родителей).

2. Отношение к учебной деятельности:

— отношение к учению как процессу усвоения знаний, ответственность, настойчивость, самостоятельность, внимательность, исполнительность вдумчивость, аккуратность и другие качества учащегося, проявляемые им в учебной деятельности;

— мотивы учения;

— причины слабой успеваемости

— воспитательная работа, проведенная практикантом по улучшению учебной деятельности учащегося.

3. Познавательные интересы:

— учебные предметы, которые вызывают у учащегося особый интерес,

— менее интересные и неинтересные для данного учащегося предметы;

— причины положительного или отрицательного отношения учащегося к различным предметам;

— воспитательная работа, проведенная практикантом по развитию у учащегося учебных интересов.

4. Общественная активность:

— участие учащегося в общественной жизни класса, школы (содержание постоянных и отдельных поручений, качество их выполнения);

— причины пассивности;

— воспитательная работа, проведенная практикантом по повышению общественной активности учащегося.

5.Отношение к труду:

— общественно полезный труд;

— отношение к собственности;

— профессиональные интересы и намерения.

6.Нравственные отношения учащегося (отношение к учителям, родителям, товарищам, младшим учащимся).

Искренность, добросовестность, скромность, требовательность, принципиальность, уступчивость, заботливость, непримиримость к недостаткам и другие качества, проявляемые учащимися к людям.

Работа, проведенная практикантом по воспитанию у учащегося ценных нравственных качеств.

7. Общие выводы (краткая обобщенная характеристика развивающейся личности учащегося в ее основных достоинствах и недостатках, рекомендации по улучшению воспитательной работы с учащимися).

Ход выполнения задания

1. Студент-практикант в первые дни знакомства с классным коллективом останавливает свой выбор на каком-либо одном учащемся для специального его изучения и составления на него характеристики, изучение личности школьника осуществляется параллельно с изучением классного коллектива.

2. Студент ведет в процессе изучения учащегося ежедневные записи в едином для педпрактики дневнике.

3. Характеристика составляется по схеме, указанной выше. Она должна отражать основные стороны личности учащегося, выражающиеся в его доминирующих психологических отношениях к наиболее важным сторонам жизни, она должна быть достаточно полной, обоснованной, конкретной, с иллюстрирующими примерами. Студенту необходимо при этом пользоваться принятой в учебной психологической литературе терминологией.

4. Характеристика пишется в ученической тетради (без обложек, где первый и последний листы становятся обложкой).

На обложке указывается заголовок, например: «Психолого-педагогическая характеристика учащегося 8-го класса средней школы №24 Николаева Сергея, составленная студентом (Ф.И.О.).

5. Характеристика оформляется за пять дней до окончания педпрактики. С содержанием характеристик студент знакомит классного руководителя и получает от него краткий письменный отзыв на последней странице характеристики, например: «С характеристикой согласна» или «С характеристикой согласна, кроме…».

6. Не позднее, чем за три дня до окончания педпрактики студент сдает методисту по психологии (или по его указанию — на кафедру) составленную им характеристику личности школьника для ее проверки и оценки.

7. Оценка за характеристику входит- в общую оценку педпрактики.

Приложение 4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Цели задания

  1. Научиться применять при изучении класса методы: наблюдение, беседу, изучение продуктов деятельности, анкетирование, естественный эксперимент, психодиагностический метод.

2. Научиться анализировать и оценивать деятельность классного коллектива как объекта воспитательно-образовательной работы учителей.

3. Научиться понимать и формулировать основныенаправления педагогической работы с классным коллективом.

4.Научиться составлять письменную психолого-педагогическую характеристику классного коллектива.

Методы изучения коллектива

Среди методов, с помощью которых студенты изучают классный коллектив, на первое место должны быть поставлены следующие;

  1. Наблюдение — непосредственное, систематическое, всестороннее изучение учащихся в их деятельности, в их практических отношениях к различным сторонам жизни; к учению, к знаниям, общественной работе, труду, людям.
  2. Беседа как педагогическое условие получения дополнительной информации.
  3. Изучение результатов деятельности учащихся, выражающееся в анализе и оценке практических результатов их активности: в учеба, в общественной работе, в кружковых занятиях, в художественной самодеятельности.

4. Изучение условий жизни и воспитания учащихся,которое может объяснить возникновение и развитие у учащихся определенных личностных качеств: интересов, склонностей, намерений, убеждений, планов, характерологических качеств.

5. Естественный эксперимент, состоящий в изучении учащихся в специально организованной педагогической обстановке.

6. Анкетирование — метод получения какого-либо предварительного и широкого по количеству познавательного материала.

7. Социометрия — метод, состоящий в выявлении социально-психологической структуры ученического коллектива.

Схема психолого-педагогической характеристики классного (ученического) коллектива.

1.Общие сведения о коллективе:

— количество учащихся, отличников и слабо успевающих, состояние дисциплины в классе, краткая история становления коллектива.

2. Учебная деятельность класса.

— Отношение учащихся к учебной работе. Ответственность, исполнительность, настойчивость, самостоятельность, увлеченность, внимательность, аккуратность и другие качества учащихся, их распространенность в классе.

— Причины слабой успеваемости отдельных учащихся, контроль за успеваемостью со стороны класса.

— Основные мотивы учения.

Воспитательная работа, проведенная практикантом с учащимися по повышению их учебной активности.

3. Учебные интересы учащихся.

Анализ положительного и отрицательного отношения учащихся к различным учебным предметам (русскому языку, литературе, истории и т.д.).

Воспитательная работа, проведенная практикантом по формированию у учащихся учебных интересов.

4. Общественная жизнь класса.

  • Участив класса в общешкольных мероприятиях.
  • Отношение учащихся к общественным поручениям.

— Воспитательная работа, проведенная практикантом но повышению общественной активности класса.

5. Труд в классе.

— Уроки труда; отношение к ним учащихся.

— Общественно полезный труд в классе (формы, результаты).

Отношение учащихся к школьной собственности.

— Профессиональные интересы учащихся (круг, реалистичность).

— Воспитательная работа, проведенная практикантом с учащимися по формированию у них профессиональных интересов и намерений.

6. Межличностные отношения.

— Содержание отношений учащихся к учителям: вежливость, исполнительность, искренность, скромность, предупредительность, бескорыстность и т.п.

  • Групповая дифференциация в классе, ее психологическая основа и оценка.

— Отношение учащихся к младшим школьникам.

— Работа, проведенная практикантом по улучшению межличностных отношений в классе.

7. Общие выводы (обобщенная характеристика классного коллектива, оценка его деятельности и рекомендации).

Ход выполнения задания

1. Изучение классного коллектива начинается с первыхдней педпрактики. Результаты изучения студент ежедневнозаписывает, в общем (для всей практики) дневнике.

2. За пять дней до окончания практики студент составляет письменную характеристику коллектива по схеме, приведенной выше. Он знакомит с характеристикой психолога школы и получает от него краткий отзыв, который записывается в конце характеристики.

(Пример отзыва: «С характеристикой согласен» или «С характеристикой согласен, кроме…») Подпись обязательна.

3. Характеристика пишется в ученической тетради со снятыми обложками, где первый и последний листы используются как обложка. На обложке указывается название задания по следующему образцу: «Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива 8-го класса «А» средней школы №24 составленная студентом (Ф.И.О.).

Ниже проставляется дата сдачи характеристики.

4. Студент лично сдает методисту по психологии, или по его указанию на кафедру, составленную им характеристику класса для проверки и оценки не позднее, чем за три дня до окончания практики.

6. Оценка за характеристику классного коллектива входит в общую оценку работы студента в период практики.

Приложение 5

ДНЕВНИК ПЕДПРАКТИКИ

Студенты ведут педагогический дневник, общий для всей практики. В него вносятся записи по педагогике, психологии, методике и другие необходимые материалы. Дневник предъявляется методисту по специальности, педагогу или психологу по первому их требованию.

ДНЕВНИК педагогической практики

Студента ___________ курса _____ социально-психологического

факультета КемГУ

Дневник рекомендуется разделить на четыре части.

В первой части записывается:

а) фамилия, имя, отчество директора, завуча, психолога-преподавателя, учителя (желательно всех учителей своего класса),классного руководителя, методистов и преподавателей, ведающих практикой в этой школе;

б) список учащихся и актива класса;

в) расписание уроков своего класса, необходимые данные о расписании уроков других студентов-практикантов.

г) расписание звонков;

д) другие записи общего характера.

Вторая часть. Индивидуальный план педпрактики студента.

На следующих страницах плана указываются календарные сроки проведения учебных и внеклассных занятий на весь период практики. Эти данные обобщаются старостой в форме календарного расписания (графика) работы группы и доводятся до сведения всех ее членов.

План на первую неделю практики рекомендуется методистом. На следующие недели студент, получив задания от учителя, классного руководителя, методиста, самостоятельно составляет план своей практики.

Третья часть. Отводится ежедневным записям студента о его работе во время практики: краткое содержание совещаний, консультаций, бесед с директором, учителем, классным руководителем, родителями, учащимися; записи о ходе подготовки к занятиям, записи наблюдаемых уроков, внеклассных занятий, их анализ и т.д. Ценность этой части дневника в зарисовках, размышлениях студента о работе с детьми, о своей практике.

Четвертая часть. Здесь фиксируются данные изучения коллектива — отношения учащихся к учению, уровень их воспитанности и т.д. Данные материалы используются затем для составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива (характеристика составляется по схеме, рекомендованной кафедрой психологии).

Здесь же, отдельно, более подробно записываются данные об изучении ученика, на которого составляется психолого-педагогическая характеристика. В этом случае студент также пользуется схемой изучения школьника, рекомендованной кафедрой психологии.