Программа производственной практики в педагогическом училище

19

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»

Социально-психологический факультет

Кафедра практической психологии и педагогики

Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса,

обучающихся по специальности «050706.65 — Педагогика и психология»,

дневной и заочной форм обучения

Тобольск 2008

Пояснительная записка

Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих специалистов. В педагогическом высшем учебном заведении психолого-педагогическая практика является частью образовательного процесса. Она позволяет добиться использования теоретических знаний в практической деятельности, сформировать необходимые умения и освоить элементы психолого-педагогического опыта.

Традиционно серьезное знакомство студента с профессиональной психолого-педагогической деятельностью происходит на 4-5 году обучения, когда во время практики будущие специалисты включаются в преподавательскую, развивающую и воспитательную деятельность.

Предложенный подход к организации и содержанию педагогической практики основан на следующих принципиальных положениях:

  • Пропедевтическая направленность. Прежде чем включить студента в преподавательскую деятельность, необходимо сформировать у него базовые психолого-педагогические умения и навыки: ориентации в новой психолого-педагогической реальности, педагогического общения, профессионального анализа психолого-педагогических явлений, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения.
  • Связь с предметами психолого-педагогического цикла. Профессионально-педагогическая практика логически завершает изучение основного блока психолого-педагогических дисциплин: »Введение в психолого-педагогическую деятельность», »Педагогические теории, системы, технологии» и др.; помогает познакомиться с явлениями, изучаемыми в последующих курсах: »Методика преподавания психологии и педагогики», »Основы управления педагогическими системами», »Философия образования». Практика актуализирует знания студентов, обеспечивает их практическое применение.
  • Развитие педагогического мышления. Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности, студент должен накопить опыт анализа и сумму примеров педагогического мастерства.
  • Личностная ориентация. Формирование профессиональных психолого-педагогических навыков и умений требует индивидуального подхода к обучению каждого студента.
  • Динамика самостоятельности. Распределение содержания и разных видов работы и учебных заданий предполагает повышение самостоятельности студента от начала к концу практики.
  • Опора на реалии психолого-педагогической действительности. Практика организуется на договорных началах с образовательным учреждением. Учебные задания адаптируются к потребностям образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая практика выполняет роль базового основания, позволяющего подготовить студентов ко все более усложняющейся педагогической и преподавательской деятельности.

6 стр., 2892 слов

Отчёт о результатах психолого-педагогической практики

Отчёт о результатах психолого-педагогической практики 15 МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ База практики: ГУО гимназия № 34 220068, г. Минск, ул. Азизова, д. 3 Срок прохождения практики: с 1 июня по 26 июня 2010 г. летний лагерь «Лучик» дети 7-8 лет Работу выполнила: студентка 3 курса 302 группы факультета французского языка Минск 2010г. Оглавление Введение 3 1. Общая ...

В соответствии с квалификационными требованиями выпускник педагогического вуза должен обладать следующими базовыми психолого-педагогическими умениями:

  • владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;
  • владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями психолого-педагогического общения;
  • уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;
  • уметь организовывать внеучебную деятельность учащихся.

Цель практики:повышение эффективности психолого-педагогической подготовки будущего специалиста, формирование у него знаний, умений и навыков преподавательской деятельности.

Задачи практики:

  1. Формирование специфических профессиональных умений преподавателя психологии и педагогики (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи дисциплины; организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся; отбирать учебный материал, обоснованно отбирать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, технические средства).
  2. Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в институте, интеграция знания по психолого-педагогическим дисциплинам.
  3. Выработка творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать психолого-педагогический опыт.
  4. Ознакомление студентов со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в педколледже.
  5. Формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий.
  6. Приобретение опыта творческой работы в роли преподавателя психолого-педагогических дисциплин, куратора студенческой группы, методиста по учебной практике.
  7. Совершенствование умения осуществлять психолого-педагогический анализ педагогического процесса в его различных формах.
  8. Сбор, анализ, обобщение и интерпретация эмпирического материала в соответствии с тематикой курсовой работы, оказание помощи студентам педколледжа в выполнении учебно-исследовательских работ.
  9. Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в педагогической деятельности.
  10. Развитие и совершенствование психолого-педагогических умений:
  • умений ставить конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах психолого-педагогического процесса;
  • умений отбирать, конструировать и реализовать необходимую для развития обучающихся систему психолого-педагогических средств, опирающуюся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;
  • умений определять достигнутый психолого-педагогический результат;
  • умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.

Профессионально-педагогическая практика решает ряд специфических задач:

  1. Адаптировать студента к условиям образовательных учреждений.
  2. Создать условия для практического применения знаний психолого-педагогических дисциплин.
  3. Формировать и совершенствовать базовые профессиональные психолого-педагогические навыки и умения.
  4. Диагностировать профессиональную пригодность студента к психолого-педагогической деятельности.
  5. Обеспечить успешность дальнейшей психолого-педагогической деятельности.

Обязанности студента-практиканта

  1. Во время прохождения практики студент выполняет функциональные обязанности преподавателя-стажера, куратора студенческой группы.
  2. Студент находится в образовательном учреждении не менее 6 часов.
  3. Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установленные в образовательном учреждении.
  4. Посещает учебные занятия, ведет протоколы, наблюдает и анализирует.
  5. Отчитывается каждую неделю перед групповым руководителем о выполнении заданий практики.
  6. Ведет научно-исследовательскую работу в соответствии с темами курсовых работ, выполняет исследования по заказу образовательного учреждения, органов народного образования.

Календарное распределение содержания практики

Недели

Содержание

работы

Методы

работы

Форма

отчетности

1 неделя

Участие в установочной конференции.

Знакомство с базой практики. Педсовет в образовательном учреждении.

Распределение по классам и группам, в которых будет осуществляться преподавательская и воспитательная работа. Посещение уроков у преподавателя психологии. Разработка пробного урока и воспитательного мероприятия.

Беседа с администрацией, преподавателем психологии. Изучение документации.

План работы первой недели.

Конспект пробного урока.

2 недели

Проведение и анализ пробных уроков, классных часов. Подготовка внеклассных дел. Разработка урока третьей недели. Посещение и анализ уроков товарищей. Работа над курсовой работой.

Работа с литературой.

Анализ наблюдаемых занятий.

Конспекты занятий (в школе урок; в колледже и вузе: лекция, СМ. занятие).

3 неделя

Проведение пробных уроков, классных часов, внеклассной работы

Проведение зачетных уроков, классных часов.

Работа с литературой.

Конспекты занятий.

Конспекты уроков. Анализ проведенных уроков (самоанализ и анализ учителя и группового руководителя).

Отчет по итогам практики.

Примечание:

На каждую неделю практикант составляет подробный календарный план по всем видам работ:

  1. Подготовка к урокам. Подбор материалов, структурирование его в соответствии с целями и задачами урока. Разработка конспекта урока, наглядного материала, раздаточного материала, ТСО.
  2. Подготовка к воспитательному мероприятию (разработка, проведение и анализ коллективного творческого дела).
  3. Проведение уроков, обсуждение уроков с учителем, групповым руководителем.
  4. Работа над курсовой работой.
  5. Педагогическая рефлексия.

План на каждую неделю заверяется групповым руководителем.

Лист самооценки психолого-педагогических способностей практиканта

Перечень умений и навыков

Уровень умений

Оценка преподавателя

До

практики

После практики

Дидактические способности

1. Умение передавать учебный материал, делая его доступным

2. Вызывать интерес к предмету

3. Возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль

4. Умение организовать самостоятельную работу учащихся

Академические способности

1. Знать предмет учебного урока значительно шире и глубже.

2. Использовать открытия в своей науке, проявлять к нему большой интерес

3. Умение вести исследовательскую работу

Перцептивные способности

1. Умение проникать во внутренний мир ученика. По незначительным признакам улавливать малейшие изменения в его внутреннем состоянии

Речевые способности

1. Умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики

2. Речь отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью

3. Речь развернута, грамотна, выразительна, эмоциональна

Коммуникативные способности

1. Умение общаться с детьми и взрослыми, умение выстраивать взаимоотношения

2. Наличие педагогического такта

Педагогическое воображение

1. Умение предвидеть последствия своих действий в образовательном и воспитательном проектировании личности учащегося

Способность к распределению вниманию

1. Умение следить за содержанием и формой изложения материала

2. Держать в поле внимания всех учащихся

3. Чутко реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания

4. Умение замечать все нарушения дисциплины

5. Умение следить за собственным поведением (позой, мимикой, пантомимикой, походкой)

Отчетная документация

  1. Отчет по итогам практики.
  2. Характеристика преподавателя образовательного учреждения, заверенная администрацией образовательного учреждения.
  3. План сетка на каждую неделю.
  4. Два конспекта наблюдаемых занятий (урок, лекция, СМ занятие).
  5. Два конспекта урока (лекции, семинарского занятия), заверенный преподавателем и групповым руководителем.
  6. Самоанализ двух проведенных занятий.
  7. Два конспекта и самоанализа внеклассных занятий.

СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Место похождения практики (база практики).

    Сроки прохождения практики.

  3. Под чьим руководством проходил практику (учитель, классный руководитель, групповой руководитель).
  4. Какие виды работ проведены за период практики (уроки, семинары, их темы, внеклассная работа).
  5. Что получилось наиболее удачно и почему?
  6. Какие трудности обнаружил при подготовке в проведении, анализе собственной деятельности и деятельности товарища.
  7. Какие педагогические способности проявились наиболее ярко?
  8. Над чем работать в дальнейшем по формированию педагогических способностей?
  9. Ваши предложения по усовершенствованию практики.

Приложение 1

Психологический анализ урока в целом Цели

Операционализация, развитие понятий о способах орга­низации учебной деятельности учащихся, о мотивации этой деятельности, о педагогическом общении и других более ча­стных понятиях психологии учения и обучения.

Освоение общего способа целостного анализа урока. Воспитание исследовательской культуры, создание усло­вий для постепенного обращения способа анализа деятельно­сти коллег в способ профессионального самоанализа, в метод педагогической рефлексии.

Содержание основных этапов работы над заданием

Поскольку наша практика должна быть практикой при­менения теоретических знаний, предлагается соответствую­щая литература. Рекомендуются источники, как полезные одновременно по ряду аспектов психологического анализа урока, так и уместные по отдельным аспектам: проблемному обучению, культивированию эвристических форм мышления, совместной учебной деятельности учащихся, мотивации учения, педагогическому общению на уроке, профессиональной рефлексии. Со значительной частью указанных источников студенты, вероятно, познакомились до педагогической практики, с другими можно поработать во время практики, в процессе освоения предлагаемого способа анализа урока.

В качестве предмета психологического анализа выступа­ют действия, поведенческие акты педагога на уроке, а так­же вызываемые ими формы активности школьников.

Основные аспекты анализа урока:

1. Психологическая оценка целей урока.

2. Психология организации познавательной активности учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности школьников.

4. Стиль педагогического общения.

5. Профессиональная рефлексия автора урока. Данные аспекты трансформировались в названия частей схемы психологического анализа урока, которая является обобщенной, поскольку она не «привязана» к материалу оп­ределенного учебного предмета или к какому-нибудь типу урока.

Разработка указанных аспектов проведена по определен­ным позициям.

Схема психологического анализа урока

1. Целеполагание

Представляется очень желательной беседа с учителем или студентом-практикантом перед посещением его урока. Во всяком случае это сделает более интересным последую­щий анализ. Предметом обсуждения тут могут быть прибли­зительно такие позиции:

1.1. В чем заключаются цели урока? Каковы они с точ­ки зрения встроенности в логику изучения других тем?

1.2. Какова по замыслу структура урока? Можно ли ска­зать, что она логически соответствует его целям? Как опре­деляется состав знаний, умственных действий, способов мы­шления, умений, навыков и т.д., над которым предстоит ра­ботать с учащимися?

1.3. Как предполагается учитывать наличный уровень подготовленности учащихся?

1.4. Есть ли в составе целей урока замыслы, относящие­ся к построению (развитию) отношений с учащимися, к пе­дагогическому общению?

2. Психология организации познавательной активности учащихся

Выделим и здесь несколько позиций анализа:

2.1. Как и насколько успешно учитель влиял на внима­ние учащихся, может быть, он использовал какие-либо спе­циальные способы организации внимания?

2.2. Если имело место объяснительно-иллюстративное обучение, то какова работа педагога по дифференциации по­нятий: насколько богат фактический материал, варьировал­ся ли он в целях обобщения, приводились ли особые фак­ты, а также факты, чем-то близкие данному понятию, но к нему не относящиеся?

2.3. Если учащиеся выполняли упражнения, решали за­дачи, то что можно сказать о степени новизны каждого за­дания по отношению к предыдущему? Культивировались ли при этом какие-нибудь общие способы решения класса за­дач, приемы умственной деятельности?

2.4. Какие логические формы мышления (индукция, де­дукция и др.), мыслительные операции (анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение), эвристические (творчес­кие) процессы инициировались деятельностью учителя?

2.5. Если имело место проблемное обучение, то какова степень обобщенности знания, «помещенного» на место не­известного в проблемной ситуации, насколько удачным ока­зался процесс ее создания? Какой оценки заслуживает ком­плекс вопросов, подсказок и других средств, использован­ных учителем в управлении умственной активностью школьников?

2.6. Использовались ли какие-нибудь формы совместной учебной деятельности школьников? Как комплектовались малые группы, как работали учащиеся в группах с точки зрения психологии сотрудничества и общения?

2.7. Имели ли место какие-нибудь способы дифференци­ации или индивидуализации работы учащихся на уроке, на­сколько они эффективны?

2.8. Можно ли говорить в целом о каких-то «микровкла­дах» урока в умственное развитие учащихся, в становление умения учиться, в воспитание каких-то свойств личности?

3. Мотивация учебной деятельности школь­ников

Уточним, что впредь под мотивами учебной деятельнос­ти мы будем понимать побуждения, вызывающие то, ради чего она осуществляется, и обратимся к классификации мо­тивов

Суть данного аспекта анализа урока заключается в том, чтобы установить, на какие мотивы учения ориентируется учитель, какие из них он вызывает и куль­тивирует («прививает») своими действиями. Так, позиции 3.1—3.5 характеризуют активизацию познавательных моти­вов учения, остальные позиции — социальных.

3.1. Подчеркивал ли учитель важность, необходимость данной темы (раздела, вопроса и т. д.) в составе учебного предмета или в жизни?

3.2. Опирался ли он на жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания, интересы? Использовал ли занима­тельный материал?

3.3. Ставил ли вопросы, вовлекающие школьников в процесс изучения материала, «открытия» новых знаний, спосо­бов действия, решения задач?

3.4. Приобщал ли учащихся к формированию (формули­рованию) целей, частных задач урока?

3.5. Использовал ли учитель разнообразные способы ор­ганизации познавательной деятельности школьников?

3.6. Может быть, педагог удачно активизировал граж­данские чувства детей, их ответственность перед обществом за результаты учения?

3.7. «Включал» ли педагог мотивы соревнования, само­утверждения?

3.8. Если имели место групповые формы учебной дея­тельности, то в какой мере они способствовали появлению у школьников заинтересованности в успехе одноклассника?

3.9. Можно ли сказать, что учащиеся в основном с жела­нием, пристрастно работали на уроке? Может быть, урок дал информацию об учащихся как о субъектах учения?

4. Стиль педагогического общения

4.1. Каков эмоциональный тонус работы педагога: он приветлив, бодр, доброжелателен или озабочен, угрюм, или даже проявляет раздражительность?

4.2. Имеет ли место акцентирование мыслей и чувств школьников: учитель внимателен к их высказываниям, со­глашается с идеями и предложениями учащихся, комменти­рует их, дополняет, разрабатывает, тактично опровергает? А может быть, он ограничивается однозначными оценочными репликами («так», «правильно», «не годится» и т. д.)?

4.3. Склонен ли педагог одобрять, хвалить или как-то иначе эмоционально поощрять школьников за удачную мысль и хорошо выполненную работу? Как именно он это делает? Тактичен ли учитель в реагировании на неудачные ответы? Как выражает неудовольствие ходом дела? Чувству­ют ли учащиеся эмоциональную поддержку со стороны пе­дагога в трудных ситуациях?

4.4. Имели ли место дисциплинирующие воздействия на уроке? Можно ли сказать, что они осуществлялись с сохра­нением уважения к личности школьника, что они индиви­дуализированы? А может быть, учитель был при этом бес­тактен, легко переходил на угрозы и другие отчуждающие от учащихся формы поведения?

4.5. Каково общее впечатление о стиле педагогического общения? Понимает ли учитель интеллектуально и эмоцио­нально учащихся или все видит только со «своей колоколь­ни» и слышит только себя? Можно ли сказать, что средст­вами данного урока учитель содействовал формированию по­ложительной самооценки школьников, воспитывал у них уверенность в себе?

5. Профессиональная рефлексия

5.1. Насколько развернутым, обстоятельным окажется этот самоанализ?

5.2. Считает ли учитель, что цели урока достигнуты, что урок прошел в соответствии с его замыслами? Если это так, то с чем он это связывает: с активностью школьников, соб­ственным мастерством, обстоятельствами или еще с какими-нибудь факторами?

5.3. Если урок в чем-то не удался, то чем педагог это объясняет, открыт ли он в анализе собственных просчетов?

5.4. Намечает ли он конструктивные пути преодоления собственных недостатков? Насколько они психологически обоснованы?

Методические рекомендации

Очень важная часть работы — обсуждение урока с его автором. В некотором смысле эту часть можно назвать соб­ственно анализом урока. Обсуждение может иметь различ­ную структуру. Может оказаться целесообразной последова­тельность рассуждений, прямо обусловленная схемой наше­го анализа. В ином случае эта последовательность может определяться сравнительным значением тех или иных дей­ствий автора урока. Возможны и другие варианты. Но в любом случае посетивший урок должен стремиться к тому, чтобы раскрыть основные достоинства урока в контексте теоретических положений психологии обучения и общения, высказаться о дискуссионных вопросах, выразить свои по­желания. Поскольку урок, как правило, получает некоторую синтетическую оценку, рекомендуется учесть, что наряду с психологическим анализом урока есть еще своеобразная психология психологического анализа. И тут не всегда уда­ется соединить объективность с уважением к личности ав­тора урока. Разве не бывает так, что посетивший урок пе­речисляет удрученному автору длинную последовательность недостатков, большинство из которых — различные прояв­ления одного и того же недостатка? Вообще качество ана­лиза находится в сильной зависимости от способности его автора к обобщению. Обобщение конкретных фактов может вести и к заключению о чертах характера учителя. В этом случае требования к такту особенно важны, ибо без их со­блюдения самые добрые пожелания не будут приняты.

Заметим, что часто обсуждение уроков бывает коллек­тивным. В этом случае надо быть внимательным к мнению коллег, чтобы соотнести свое мнение с их высказываниями.

Содержание отчета:

1. Основные «параметры» урока (школа, класс, учебный предмет, тема урока).

2. Основные данные о предварительной беседе, реструктурированная, приведенная в порядок запись урока по пред­ложенной (или другой) форме.

3. Данные о рефлексии автора урока.

4. Собственно анализ урока.

5. Выводы, заключение о посещении с соответствующи­ми рекомендациями автору урока.

6. Рефлексия студента в связи с опытом выполнения за­дания .

Критерии оценки качества выполнения задания

  • Качество данных о предварительной беседе, записи уро­ка, данных о рефлексии автора урока.
  • Уровень оперирования теоретическими знаниями и дан­ными записи урока в его обсуждении (в тексте собственно анализа урока).
  • Связь выводов с содержанием анализа, а также рекомен­даций — с выводами.
  • Оформление отчета.

Приложение 2

КОНСПЕКТ УРОКА

Конспект урока по_________________в_______классе (группе)

средней школы №______________

студента___________курса________социально-психологического факультета

дата проведения___________.

1. Тема урока.

2. Цель, образовательно-воспитательные и развивающие задачи.

3. Структура урока (или план урока) с примерным ука­занием времени, отводимого на каждый этап.

4. Содержание и методика проведения каждого этапа.

5. Оборудование урока (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны в тетрадях учащихся, ТСО).

6. Использованная литература.

При подготовке урока необходимо учесть следующие его этапы:

1. Определить объем учебного материала урока и его ме­сто в системе уроков по данной теме.

2. Определить воспитательные, образовательные зада­чи урока.

3. Определить приемы и методы обучения.

4. Подобрать необходимые средства обучения (нагляд­ные пособия, ТСО).

5. Определить возможные пути активизации познава­тельной деятельности школьников. Определить содержание и форму самостоятельной работы учащихся.

6. Определить тип урока (комбинированный урок, урок усвоения новых знаний, урок закрепления знаний), структу­ру его. Распределить отрезки урока по времени.

7. Разработать методику закрепления учебного матери­ала по ходу урока и в конце его.

8. Разработать методику контроля и учета знаний учащих­ся, определить, кого из учеников необходимо проконтроли­ровать особенно.

9. Определить содержание, объем и форму домашнего задания.

Приложение 3

Профессиональная рефлексия педагогического общения

Цели

Развитие понятия о профессиональной рефлексии, операционализация понятий, относящихся к психологии обще­ния: «открытость в общении», «пластичность в общении», «понимание другого человека в общении» и др.

Развитие наблюдательности, пытливости, научного стиля мышления, обращенных студентом на самого себя; создание условий для формирования адекватной и позитивной про­фессиональной самооценки.

Воспитание отношения к ученику как к субъекту учеб­ной деятельности и межличностных отношений, чье мнение имеет большое значение для профессионального становле­ния личности педагога.

Приложение 4

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Подготовьте и организуйте коллективное творческое дело в классе или с несколькими классами. Напомним ос­новные принципы коллективного творческого дела.

Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, далеких друзьях.

Дело это — коллективное, потому что совершается вме­сте ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Дело это — творческое коллективное, потому что пред­ставляет собой совместный поиск лучших решений жиз­ненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно — частица жизни!

Напомним его этапы, формы и способы осуществления.

1. Вы­бирается то или иное коллективное творческое дело.

2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из пред­ставителей каждого первичного коллектива.

3. Совет дела, опираясь на предложения первичных кол­лективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первич­ными коллективами, а затем сам же и руководит выполне­нием задуманного.

4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказы­вает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обяза­тельно вносит свои предложения на будущее (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.— М., 1989. —С.3-4).

Дела, представленные студентами как зачетные, оце­ниваются по следующим параметрам (от 0 до 3 баллов):

1. Замысел.

2. Соответствие возрасту.

3. Заинтересованность детей.

4. Занятость детей в проведении дела.

5. Организация.

6. Спонтанность руководителей.

7. Осуществление руководства детьми.

8. Культура общения.

9. Эстетичность оформления.

10. Разнообразие методов и приемов.

11. Степень вовлечения детей на этапе подготовки.

12. Воспитательная ценность.

13. Дополнительно.

Примечание: общая оценка от 0 до 36 баллов. По 13 пункту отметка выставляется при наличии индивидуаль­ных особенностей КТД, по желанию методиста.

Самоанализ педагогической деятельности

  1. Какие педагогические ситуации оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите кон­кретные примеры.
  2. Обобщите результаты самонаблюдения и сделайте вы­вод о характере затруднений и их причинах.
  3. Составьте программу саморазвития, призванную по­мочь Вам преодолевать подобные затруднения.

Приложение 5

Оценка качества лекции

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество Можно назвать узловые критерии оценки качества.

Это содержание, методика, руководство работой сту­дентов, лекторские данные, результативность лекции. Рас­кроем смысл каждого из них.

Содержание лекции: научность, соответствие современ­ному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трак­товка. Активизация мышления путем выдвижения про­блемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лек­ции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: изла­гается ли материал, которого нет в учебнике, пересказы­вается ли учебник, разъясняются ли особо трудные воп­росы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыду­щим и последующим материалом, внутрипредметные, меж­предметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы).

Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выде­ление главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, воп­росы на проверку внимания, усвоения; подведение ито­гов в конце вопроса, всей лекции. Использование /на­глядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспекти­ровать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания — ри­торические вопросы, шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Приложение 6 критерии оценки семинарского (практического) занятия

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материа­ла в будущей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выс­туплений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постанов­кой острых вопросов, возникающей дискуссией или вя­лый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивны­ми других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обоб­щающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, ред­ко, не ведут.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999. – 304с.
  2. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика. – М. – Воронеж, 1999. – 80с.
  3. Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М. – Воронеж, 1998. – 288с.
  4. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М., 2000. – 288с.
  5. Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. А.Э. Штейнмеца. – М., 2002. – 128с.
  6. Психологические основы педагогической практики студентов / Под ред. А.С. Чернышева. – М., 2000. – 144с.
  7. Родионов В.А. , Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001. – 160с.

Для заметок

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева

Кафедра практической психологии и педагогики

Программа психологической практики в педагогическом училище

(Методические указания для студентов 4 курса по специальности »Педагогика и психология» очного и заочного отделений)