Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ________В.П. Завойстый
«____» _______________201 г.
- ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Программа составлена в соотвествии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности
031000 « Педагогика и психология» (заочная форма обучения)
Программу составил (и):
Волкова Т.В.,
ассистент кафедры
педагогической психологии
Программа одобрена
На заседании кафедры
Протокол №____от_________
Пояснительная записка
1. Цели и задачи дисциплины
Целью педагогической практики является формирование у студентов представлений о практической работе педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях и умений планировать и анализировать психолого–педагогическую деятельность.
Задачи:
1) закрепление знаний, умений, навыков по общей, возрастной и педагогической психологии
2) формирование навыков психолого–педагогического анализа урока
( занятия)
3) освоение метода наблюдения в учебно–воспитательном процессе
4) формирование навыков планирования, выполнения и анализа деятельности педагога–психолога.
2. Требования к уровню освоения содержания практики
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать: основные познавательные психические процессы, возрастные особенности учащихся средней школы (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст), особенности работы школьного психолога
уметь: осуществлять планирование работы, подбирать адекватные методы исследования
владеть навыками: психолого-педагогического анализа урока, анализа деятельности психологической службы, анализа собственной деятельности
Педагогическая производственная практика
... а также социально-педагогических центрах. Педагогическая производственная практика рассчитана на 4 недели. Цель данного вида практики – приобрести навыки профессиональной деятельности педагога- ... о проведении практики. Методист практики: осуществляет непосредственное руководство практикой на базах практики; организует прохождение практики студентами в соответствии с программой практики, несет ...
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость |
4 недели |
8 |
Аудиторные занятия, в том числе: Лекции Практические занятия (семинары) Лабораторные работы |
2 недели |
8 |
Самостоятельная работа, в том числе: Курсовые работы/рефераты Домашнее задание Самостоятельная работа и подготовка к контрольным работам |
2 неделт |
8 |
Вид отчетности по дисциплине контрольная работа, Зачет, Экзамен |
Письменный отчет по практике |
8 |
4. Содержание практики
1.Содержание практики.
В ходе практики студент под руководством практического психолога в каждом учреждении осуществляет:
1. Психолого-педагогический анализ урока
2. Анализ деятельности психологической службы образовательного учреждения (школы, детского сада) или психологического центра.
3. Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики.
2.Представление результатов:
Студентом предоставляется письменный отчёт о практике, в которым описаны и проанализированы основные направления работы
2.1.Психолого–педагогический анализ урока.
Психолого–педагогический анализ урока включает в себя основные разделы:
1)формулировка и обоснование целей и задач урока (обучающих, развивающих, воспитательных)
2)предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока, (сопоставление объективных требований урока с наличными возможностями учащихся, распределение времени по этапам урока)
3)описание и анализ хода урока (формы представления конспекта: сплошное текстовое описание, описание с выделением отдельных этапов, событий, моментов урока, схематизированное описание)
3)анализ организации развития восприятия, памяти, мышления, внимания, представления и воображения, на уроке
4) анализ используемых форм контроля и оценки на уроке
5) результаты урока, основные достоинства и недостатки
- .Анализ деятельности психологической службы образовательного учреждения (школы, детского сада)
План анализа деятельности психологической службы:
1)Полное название учреждения, его место нахождения (адрес).
2)Уникальность организации, специфика работы данного учреждения. Краткий анализ актуальной ситуации в образовательном учреждении: цели и задачи, проблемы и пути решения, перспективы развития учреждения.
3)Структура и организация психологической службы (ПС) данного учреждения:
- цели и задачи психологической службы;
- основные направления деятельности психологической службы (психопрофилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое развитие и психокоррекция);
- кадровый состав психологической службы (специалисты и их количество);
- основные проблемы, над которыми работает психологическая служба, и возможные пути их решения;
- краткая характеристика перспектив развития психологической службы (что планируется на следующий год и в течение 5 лет).
4) Анализ видов деятельности педагога-психолога образовательного учреждения
Краткое описание основных видов деятельности ПС по направлениям: психопрофилактика, диагностика, коррекция, развитие, консультирование и др. (например, в рамках направления психопрофилактики проводятся факультативные занятия по психологии общения для 7 и 8 классов).
Описание этих видов работ можно представить в таблице (см. табл. 1)
Таблица 1
Описание видов деятельности педагога-психолога
Направление деятельности |
Вид работ |
Контингент |
Психопрофилактика |
|
|
Психодиагностика |
|
|
Консультирование |
|
|
Коррекция |
|
|
Развитие |
|
|
Просвещение и др. |
|
|
- Методическое и материально-техническое обеспечение деятельности
- условия работы и методическое обеспечение работы педагога-психолога данного учреждения (наличие отдельного помещения, техническое оснащение кабинета, необходимо для работы педагога-психолога);
- наличие методик, программ, технологий в кабинете педагога-психолога.
- Выводы:
— эффективность и результативность деятельности психологической службы (В какой степени решаются задачи, поставленные перед психологической службой, достигается ли цель психологической службы?);
— достоинства и недостатки в работе психологической службы.
2.3.Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики
1) Цели и задачи, которые ставил перед собой студент, выполняя задание по психолого-педагогической практике.
2) Виды работ, выполненных студентом
За период прохождения практики студент отражает в своем анализе основные виды работ, в которых участвовал или которые проводились совместно с педагогом-психологом за этот период. В этом анализе необходимо отразить следующее: цели каждого вида деятельности и достигнутые результаты; с кем и когда проводилась работа по каждому направлению, в какой форме (индивидуальной или групповой), с помощью каких методов и методик.
Информация может быть представлена как в текстовой, так и в табличной форме (см. табл.2).
Таблица 2
Описание проделанной работы
Направление деятельности |
Виды работ |
Кон-тингент |
Формы работы |
Назв. метода |
Кол-во работ |
|
Индив. |
Групповая |
|||||
3) Выводы:
- Удалось ли достичь цели и реализовать задачи, которые ставили перед собой?
- Что получилось?
- Что вызвало трудности в работе?
4) Пожелания и предложения студента-практиканта
3. Формы отчетной документации
По окончании практики студент представляет методисту письменный отчёт в соответствии с требованиями (см. п. 1.2.), а также характеристику из образовательного учреждения с оценкой педагога-психолога, подписью и печатью директора, заведующей. Методист в соответствующей графе характеристики пишет рецензию и ставит оценку студенту за практику. Отчет на проверку сдаётся не позднее, чем через две недели после прохождения практики.
5. Обязанности методиста-психолога
1) Методист участвует в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике.
На установочной конференции он дает задание по педагогической и психологической практике студентам, отвечает на возникающие вопросы, указывает, какая отчетная документация и в какие сроки должна быть представлена студентом после прохождения практики, кто принимает её. Возможно назначение ответственного за координацию дополнительных встреч-консультаций.
По результатам конференции подводятся итоги прохождения практики: методист совместно со студентами обсуждает успехи и трудности в работе студентов-практикантов.
2) Методист дает студентам задание по психологии, сопроводив его необходимыми уточнениями и комментариями как организационного, так и содержательного характера
3) Методист устанавливает время и дни консультаций в течение прохождения практики, которые могут происходить на кафедре или на базе того образовательного учреждения, в котором студент проходит практику.
4) Методист составляет рекомендательный список литературы для правильного выполнения студентом задания по психологии на практике.
5) Методист по психологии или школьный психолог (в зависимости от того, кто был назначен в качестве методического руководителя) проверяет отчетную документацию студента-практика и оценивает выполнение им заданий по психологии.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Студента – практиканта
(фамилия, имя, отчество)
________курса ФСУ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,
проходившего практику в школе (ДОУ) № ________
с « »______________по « »____________200 г.
Заключение по учебной работе:
Основная специальность:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка психолога и подпись____________________________________________
М. П. Директор школы ______________________________________________
Заключение методиста по учебной работе:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка методиста и подпись____________________________________________
Общая оценка по практике ____________________________________________
Факультетский руководитель практики___________________________________
5. Рекомендуемая литература
Основная
1.Возрастная психология [Текст]: детство, отрочество,юность: хрестоматия / сост. и научред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 7-е изд., перераб. и испр. — М.: Академия, 2006. — 624 с. – 17 экз.
2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн 1.- М: Владос, 2006. 65 экз
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн 1.- М: Владос, 2006. 65 экз
Дополнительная
- Ансимова Н.П. Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса. — Ярославль,1986.
- Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 — 100.
- Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
- Мазилов В.А. Методические рекомендации по изучению мышления в педагогическом процессе. — Ярославль, 1986.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений: в 3 кн.- М.: Владос, 1997.
- Польская О.Я. Психологический практикум в школе.-М., 1984.
- Шадриков В.Д. Методические рекомендации по изучению и учету мнемических способностей в педагогическом процессе. — Ярославль, 1984.