Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ________В.П. Завойстый

«____» _______________201 г.

  1. ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Программа составлена в соотвествии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности

31 000 «Педагогика и психология» (заочная форма обучения)

Программу составил (и):

Волкова Т.В.,

ассистент кафедры

педагогической психологии

Программа одобрена

На заседании кафедры

Протокол №____от_________

Пояснительная записка

1. Цели и задачи дисциплины

Целью педагогической практики является формирование у студентов представлений о практиче­ской работе педагога-психолога в общеобразовательных учреж­дениях и умений планировать и анализировать психолого-педагогическую деятельность.

Задачи:

1) закрепление знаний, умений, навыков по общей, возрастной и педагогической психологии

2) формирование навыков психолого-педагогического анализа урока

(занятия)

3) освоение метода наблюдения в учебно-воспитательном процессе

4) формирование навыков планирования, выполнения и анализа деятельности педагога-психолога.

2. Требования к уровню освоения содержания практики

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: основные познавательные психические процессы, возрастные особенности учащихся средней школы (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст), особенности работы школьного психолога

уметь: осуществлять планирование работы, подбирать адекватные методы исследования

6 стр., 2846 слов

Педагогическая практика 2

... усилиями. Такая модель наиболее продуктивна. Отчет по психолого-педагогической практике Я, Рисаева Гузалия Газимовна студентка 5 курса группы « ... пройденного материала 5. Содержание урока полностью отвечает требованиям программы, по которой работает педагог 5 4 3 2 ... систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности к предмету. Анкета для ...

владеть навыками: психолого-педагогического анализа урока, анализа деятельности психологической службы, анализа собственной деятельности

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

4 недели

8

Аудиторные занятия, в том числе: Лекции Практические занятия (семинары) Лабораторные работы

2 недели

8

Самостоятельная работа, в том числе: Курсовые работы/рефераты Домашнее задание Самостоятельная работа и подготовка к контрольным работам

2 неделт

8

Вид отчетности по дисциплине контрольная работа, Зачет, Экзамен

Письменный отчет по практике

8

4. Содержание практики

1.Содержание практики.

В ходе практики студент под руководством практического психолога в каждом учреждении осуществляет:

1. Психолого-педагогический анализ урока

2. Анализ деятельности психологической службы образова­тельного учреждения (школы, детского сада) или психологиче­ского центра.

3. Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики.

2.Представление результатов:

Студентом предоставляется письменный отчёт о практике, в которым описаны и проанализированы основные направления работы

2.1.Психолого-педагогический анализ урока.

Психолого-педагогический анализ урока включает в себя основные разделы:

1)формулировка и обоснование целей и задач урока (обучающих, развивающих, воспитательных)

2)предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока, (сопоставление объективных требований урока с наличными возможностями учащихся, распределение времени по этапам урока)

3)описание и анализ хода урока (формы представления конспекта: сплошное текстовое описание, описание с выделением отдельных этапов, событий, моментов урока, схематизированное описание)

3)анализ организации развития восприятия, памяти, мышления, внимания, представления и воображения, на уроке

4) анализ используемых форм контроля и оценки на уроке

5) результаты урока, основные достоинства и недостатки

  1. .Анализ деятельности психологической службы образовательного учреждения (школы, детского сада)

План анализа деятельности психологической службы:

1)Полное название учреждения, его место нахождения (адрес).

2)Уникальность организации, специфика работы данного учреждения. Краткий анализ актуальной ситуации в образовательном учреждении: цели и задачи, проблемы и пути решения, перспективы развития учреждения.

3)Структура и организация психологической службы (ПС) данного учреждения:

  • цели и задачи психологической службы;
  • основные направления деятельности психологической службы (психопрофилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое развитие и психокоррекция);
  • кадровый состав психологической службы (специалисты и их количество);
  • основные проблемы, над которыми работает психологическая служба, и возможные пути их решения;
  • краткая характеристика перспектив развития психологической службы (что планируется на следующий год и в течение 5 лет).

4) Анализ видов деятельности педагога-психолога образовательного учреждения

Краткое описание основных видов деятельности ПС по направлениям: психопрофилактика, диагностика, коррекция, развитие, консультирование и др. (например, в рамках направления психопрофилактики проводятся факультативные занятия по психологии общения для 7 и 8 классов).

Описание этих видов работ можно представить в таблице (см. табл. 1)

Таблица 1

Описание видов деятельности педагога-психолога

Направление деятельности

Вид работ

Контингент

Психопрофилактика

Психодиагностика

Консультирование

Коррекция

Развитие

Просвещение и др.

  1. Методическое и материально-техническое обеспечение деятельности
    • условия работы и методическое обеспечение работы педагога-психолога данного учреждения (наличие отдельного помещения, техническое оснащение кабинета, необходимо для работы педагога-психолога);
    • наличие методик, программ, технологий в кабинете педагога-психолога.
    1. Выводы:

    — эффективность и результативность деятельности психологической службы (В какой степени решаются задачи, поставленные перед психологической службой, достигается ли цель психологической службы?);

    — достоинства и недостатки в работе психологической службы.

    2.3.Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики

    1) Цели и задачи, которые ставил перед собой студент, выполняя задание по психолого-педагогической практике.

    2) Виды работ, выполненных студентом

    За период прохождения практики студент отражает в своем анализе основные виды работ, в которых участвовал или которые проводились совместно с педагогом-психологом за этот период. В этом анализе необходимо отразить следующее: цели каждого вида деятельности и достигнутые результаты; с кем и когда проводилась работа по каждому направлению, в какой форме (индивидуальной или групповой), с помощью каких методов и методик.

    Информация может быть представлена как в текстовой, так и в табличной форме (см. табл.2).

    Таблица 2

    Описание проделанной работы

    Направление деятельности

    Виды работ

    Кон-тингент

    Формы работы

    Назв. метода

    Кол-во работ

    Индив.

    Групповая

    3) Выводы:

    • Удалось ли достичь цели и реализовать задачи, которые ставили перед собой?
    • Что получилось?
    • Что вызвало трудности в работе?

    4) Пожелания и предложения студента-практиканта

    3. Формы отчетной документации

    По окончании практики студент представляет методисту письменный отчёт в соответствии с требованиями (см. п. 1.2.), а также характеристику из образовательного учреждения с оценкой педагога-психолога, подписью и печатью директора, заведующей. Методист в соответствующей графе характеристики пишет рецензию и ставит оценку студенту за практику. Отчет на проверку сдаётся не позднее, чем через две недели после прохождения практики.

    5. Обязанности методиста-психолога

    1) Методист участвует в установочной и итоговой конферен­циях по педагогической практике.

    На установочной конференции он дает задание по педагоги­ческой и психологической практике студентам, отвечает на воз­никающие вопросы, указывает, какая отчетная документация и в какие сроки должна быть представлена студентом после прохо­ждения практики, кто принимает её. Возможно назначение от­ветственного за координацию дополнительных встреч-консультаций.

    По результатам конференции подводятся итоги прохождения практики: методист совместно со студентами обсуждает успехи и трудности в работе студентов-практикантов.

    2) Методист дает студентам задание по психологии, сопрово­див его необходимыми уточнениями и комментариями как орга­низационного, так и содержательного характера

    3) Методист устанавливает время и дни консультаций в тече­ние прохождения практики, которые могут происходить на ка­федре или на базе того образовательного учреждения, в котором студент проходит практику.

    4) Методист составляет рекомендательный список литерату­ры для правильного выполнения студентом задания по психоло­гии на практике.

    5) Методист по психологии или школьный психолог (в зави­симости от того, кто был назначен в качестве методического ру­ководителя) проверяет отчетную документацию студента-практика и оценивает выполнение им заданий по психологии.

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Студента — практиканта

    (фамилия, имя, отчество)

    ________курса ФСУ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,

    проходившего практику в школе (ДОУ) № ________

    с ««______________по ««____________200 г.

    Заключение по учебной работе:

    Основная специальность:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка психолога и подпись____________________________________________

    М. П. Директор школы ______________________________________________

    Заключение методиста по учебной работе:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Оценка методиста и подпись____________________________________________

    Общая оценка по практике ____________________________________________

    Факультетский руководитель практики___________________________________

    5. Рекомендуемая литература

    Основная

    1. Возрастная психология [Текст]: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и научред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 7-е изд., перераб. и испр. — М.: Академия, 2006. - 624 с. - 17 экз.

    2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн 1.- М: Владос, 2006. 65 экз

    3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн 1.- М: Владос, 2006. 65 экз

    Дополнительная

    1. Ансимова Н.П. Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса. — Ярославль, 1986.
    2. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 — 100.
    3. Зимняя И. А Педагогическая психология: Учебник для вузов — М.: Логос, 2001. — 384с.
    4. Мазилов В.А. Методические рекомендации по изучению мышления в педагогическом процессе. — Ярославль, 1986.
    5. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений: в 3 кн.- М.: Владос, 1997.
    6. Польская О.Я. Психологический практикум в школе.-М., 1984.
    7. Шадриков В.Д. Методические рекомендации по изучению и учету мнемических способностей в педагогическом процессе. — Ярославль, 1984.

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector