Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii задания по педагогике и психологии для педагогической практики студент

задания по педагогике и психологии для педагогической практики студентов IV курса

  1. Конспект проведенного урока.
  2. Самоанализ проведенного урока.
  3. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п. валеологической направленности.
  4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника).
  5. Изучение личности учащегося.

Задание 1. Конспект проведенного урока

План конспекта урока

  1. Учебный предмет.

  2. Учебный класс.
  3. Тема урока.
  4. Тип урока.
  5. Цели урока: образовательная, воспитательная, развивающая.
  6. Оборудование: мульти-медиа, музыкальный центр, таблицы, рисунки, карточки и т.п.
  7. План проведения урока (фрагмента урока) с прогнозированием примерного хронометража (помните: структура зависит от типа урока).

Например:

  1. Организационный момент — 2 мин.

  2. Проверка домашнего задания — 5 мин.
  3. Актуализация знаний и умений (упражнения) — 7 мин.
  4. Постановка цели урока – 2 мин.
  5. Изложение нового материала – 8 мин.
  6. Первичное закрепление материала – 5 мин.
  7. Самостоятельная работа – 5 мин.
  8. Задание на дом – 5 мин.
  9. Подведение итогов работы на уроке – 4 мин.
  10. Литература, использованная для подготовки к уроку.
  11. Ход урока – описывается «живая» картинка урока – действия учителя и учащихся.

Можно оформить в виде таблицы (см. варианты):

Деятельность

Записи

учителя

ученика

На доске

В тетради

Этап учебного занятия

и хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Форма орг-ции УПД

Задание 2. Самоанализ проведенного урока

План самоанализа урока

  1. Обосновать постановку целей урока (образовательной, развивающей, воспитательной), тип и структуру урока, место урока в системе уроков по предмету.
  2. Анализ содержания урока: охарактеризовать тему урока, степень ее сложности вообще и трудности для данного класса. Объем изучаемого материала, его соответствие программе, возрастным особенностям и уровню знаний учащихся. Соответствие теории и практики (упражнений).

    Повторение пройденного, опорные знания. Внутрипредметные и межпредметные знания, их связь с жизнью.

  3. Методы, приемы и средства обучения, применявшиеся на уроке: целесообразность выбора методов и средств обучения. Реализация основных дидактических принципов. Познавательная и творческая активность учащихся на уроке. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Наличие средств обратной связи «ученик-учитель». Развитие самостоятельности в обучении. Работа с сильными и слабоуспевающими учениками. Методы проверки и оценки знаний и умений, реакция на ошибки учеников. Способы достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса к предмету.
  4. Оценка себя как учителя-предметника: знания и методическая грамотность. Культура и техника речи. Педагогический такт. Доброжелательность и требовательности к учащимся. Достижение контакта с учащимися.
  5. Выводы: эффективность урока; ценные стороны урока и недостатки; предложения по совершенствованию методики проведения урока.

Задание 3. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п. валеологической направленности

План обоснования воспитательного мероприятия

1. Название мероприятия.

2. Форма организации мероприятия (беседа, конкурсно-игровая программа, викторина, экскурсия музыкально-литературная композиция, выставка и т.п.).

3. Автор сценария – фамилия, имя, отчество; место работы (учебы); год создания дела.

4. Педагогические цели (воспитательная, образовательная, развивающая).

5. Характеристика участников – количество, возраст. Соотношение мальчиков и девочек (при необходимости) .

6. Время и место проведения – какова продолжительность дела, требуется ли дополнительное время на подготовку участников; где проводилось мероприятие (в актовом или концертном зале, в классном помещении и т.п.)

7. Оформление – художественное (рекомендации по оформлению сцены, помещения, афиши, пригласительных билетов, внешнего вида ведущих и участников); музыкальное; световое.

8.Реквизит – количество, особенности.

9.Использованная литература для написания сценария и подготовки мероприятия.

Если выбрана конкурсно-игровая форма организации:

10. Жюри – как формируется (при необходимости); форма и правила подведения итогов; награждение.

11. Идея конкурсно-игровой программы – воображаемая ситуация, сюжет, (например, морское путешествие).

12. Игровая задача – то, что должны сделать участники в ходе игры для победы.

13. Игровые роли, команды — каким образом распределяются, формируются.

14. Правила игры, домашнее задание.

15. Работа по рекламе (приглашение гостей и зрителей; рекламные акции)

План конспекта воспитательного мероприятия

1. Дословный текст ведущих и участников (реплики, рассказы, стихи, загадки и т.п.).

2. Подробное описание конкурсных заданий, игр, действий ведущих и участников.

План самоанализа проведенного воспитательного мероприятия

1.Целенаправленность

  • соответствие цели мероприятия общей цели воспитания,
  • целям данного образовательного учреждения;
  • уровню воспитанности (нравственные отношения, широта кругозора, общественная активность, самостоятельность), возрастным и индивидуальным особенностям и потребностям детей;
  • место мероприятия в системе воспитательной работы с данным коллективом детей;
  • четкость целевых установок и способ их предъявления.

2.Содержание

  • актуальность темы для развития детской личности;
  • доступность содержания детям;
  • новизна и увлекательность информации;
  • воспитывающий потенциал содержания (его соответствие общим и конкретным целям воспитания, например, наладить дружеские отношения, изменить отношение к учению, вызвать интерес к искусству, научить уважать труд и т.д.);
  • связь с жизненным опытом детей.

3.Методика проведения

  • обоснование выбора форм и методов работы (их соответствия целям, содержанию мероприятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей и т.п.);
  • стимулирование активности и самостоятельности участников в процессе подготовки и проведения мероприятия;
  • функции педагога в процессе подготовки и проведения мероприятия (выполнение конкретных действий; помощь детям, контроль за выполнением поручений детьми)
  • применение индивидуальной, групповой и коллективной работы;
  • использование наглядности и специальных приемов создания необходимой эмоциональной атмосферы, роль обстановки, интерьера, музыкального сопровождения
  • наличие и целесообразность педагогической импровизации (корректировки, внесенные в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом).

4.Результативность

– определение уровня достижения целей, реализации поставленных задач (высокий, средний, ниже среднего) согласно конкретным показателям (влияние на отдельных детей, на коллектив в целом, изменения в поведении, дисциплине, отношении к учебе, во взаимоотношениях);

  • отношение детей к мероприятию, проявившееся в ходе его подготовки, проведения и последующей оценки (дисциплинированность, организованность, интерес, интеллектуальная и эмоциональная увлеченность, инициативность, креативность и т.п.);
  • результаты коллективного обсуждения и оценки детьми проведенного мероприятия;
  • достоинства и недостатки, обнаруженные в результате проведения, их причины и возможные пути устранения;
  • рекомендации по совершенствованию методики проведения подобных мероприятий
  • перспектива воспитательной работы с классом по выбранному направлению.

Задание 4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника)

План рефлексивного отчета по итогам практики

4.1. За время моей педагогической практики в качестве учителя-предметника:

— я понял (а), что как учитель смог (ла) бы…

— я понял (а), что как учителю мне не хватает …

— я понял (а), что учитель-предметник — это…

— я осознал (а), что в преподавании моего предмета самое важное…

— я осознал (а), что в преподавании моего предмета самое сложное…

— на мой взгляд, дети на уроках по моему предмету…

— меня удивило…

— меня обрадовало…

— меня огорчило …

— как учитель я научился (ась)…

4.2. За время моей педагогической практики в качестве помощника классного руководителя:

— я понял (а), что как организатор воспитательной работы смог (ла) бы…

— я понял (а), что как организатору воспитательной работы мне не хватает …

— я понял (а), что авторитет классного руководителя…

— я осознал, что в классном руководстве самое важное…

— я осознал, что в классном руководстве самое сложное…

— меня удивило…

— меня обрадовало…

— меня огорчило …

— я научился (ась)…

4.3. Мне кажется, что для лучшей организации педпрактики в школе следовало бы…

Задание 5. Изучение личности учащегося

(пункты плана I, II, III, IV, XI — в полном объеме; один из пунктов V, VI, VII, VIII, IX, X – по выбору)

Примерный план психолого-педагогической характеристики школьника

I. Обоснование выбора учащегося с целью изучения его психологических особенностей

II . Анкетные данные

  1. Имя учащегося, возраст во время исследования.

2. Время исследования.

3. Школа, класс и год обучения, адрес школы.

III. Жизненные условия

1. Семейное влияние. Социальное положение.

а) Жилищные условия

б) Образование родителей.

в) Состав семьи (полная — неполная, родители, наличие прародителей).

г) Подготовка ребенка к школе и условия учения дома; отношение семьи к школе.

2. Внесемейные и внешкольные влияния.

а) Организованные: особенности воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома); членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искус­ство); лагерь отдыха, субботники, воскресники и др.

б) Неорганизованные: товарищи, которых ребенок себе выби­рает; способ проведения свободного времени: неформальные ком­пании и детские общества.

IV. Внешняя картина личности

1. Проявления

а) Внешность, особенности физического облика (внешний вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки).

б) Пантомимика (особенности физических движений: быстро та, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенно­сти походки, жестикуляция)»

в) Голос и речь (громкость, высота, окраска, тон, ритм инто­нации и мелодия, артикуляционные особенности).

г) Речевое поведение (многоречивость — молчаливость, рече­вая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи).

2. Способ поведения (с точки зрения возрастных изменений)

а) Основные черты поведения (активность — пассивность, общение — уклонение от общения, организованность — хаотич­ность, дезинтегрированность) и его нарушений (как, например, отсутствие активности, контакта, организованности).

б) Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внеш­ности, к собственной личности — к недостаткам, преимуществам, возможностям; к личным вещам, к будущему — перспективы).

в) Поведение по отношению к остальным (положение в кол­лективе: популярность, самостоятельность, доминантность и т. п.; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установ­ления контакта).

г) Действия при психологически значимых ситуациях (обще­ственно и этически важных, при получении задания, в конфлик­те: спокойствие, рассудочность — хаос, сопротивление).

д) Поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание, самокритич­ность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается — ухудшается и т. п.).

е) Обзор успеваемости, особенно по главным предметам, с I класса.

V. Познавательная сфера личности

1. Особенности внимания школьника (концентрация, переключение, устойчивость, распределение).

2.Особенности памяти (запоминания, сохранения и воспроиз­ведения учебного материала, владение приемами рациональной организации мнемических процессов, индивидуальные особенно­сти памяти).

3. Особенности мышления (особенности протекания процесса мышления: умение ставить вопрос, выделять главное и второсте­пенное в задаче, сформированность мыслительных операций» умение аргументировать выводы; индивидуальные особенности мышления).

4. Особенности воображения (степень развития воссоздающего воображения, богатство фантазии).

5. Сформированность учебной деятельности школьника (ком­поненты: целевой, мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-оценочный).

VI. Эмоционально-волевая сфера личности

1. Особенности эмоциональных состояний (преобладание сте-нических или астенических эмоций, стрессовые и аффективные состояния, причины их проявления).

2. Преобладающие настроения и их причины.

3. Эмоции в интеллектуальной и практической деятельности школьника.

4. Эмоции в сфере нравственных и эстетических отношений.

5.Волевые свойства личности (целеустремленность, решитель­ность, настойчивость, самообладание, импульсивность и др.).

VII. Мотивационная сфера личности

1. Преобладающие потребности личности (материальные, со­циальные, духовные и др.).

2. Особенности мотивации учебной деятельности (внутренняя, внешняя; мотивация достижения; «обученная беспомощность», познавательные и социальные мотивы, преобладающие типы мотивов и др.).

3. Мотивация других видов деятельности школьника (формы проведения свободного временя, занятия по интересам, межлич­ностное общение со сверстниками и взрослыми, и др.).

4. Профессиональные предпочтения и интересы (познаватель­ные интересы к профессии, склонности к определенному виду деятельности, профессиональные предпочтения и намерения, мо­тивы выбора профессии).

VIII. Индивидуально-психологические особенности личности

1. Темперамент, его свойства и проявления.

2. Особенности характера, наличие акцентуаций.

3. Способности и их проявление, общие и специальные способ­ности.

IX. Особенности нравственного развития личности

1. Знание нравственных норм, правил поведения.

2. Проявление нравственных чувств.

3. Наличие привычек нравственного поведения.

X. Профессиональная направленность личности (старшего школьника)

1. Профессиональные предпочтения.

2. Познавательные интересы к профессии.

3. Склонности к определенному типу деятельности.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Профессиональные намерения.

XI. Педагогические выводы и рекомендации

Прогнозирование личностного развития ребенка: задачи, пути, условия, средства педагогического руководства.