Обоснование актуальности темы исследования

       Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Частью введения является обзор литературы по теме исследования, в который включают наиболее ценные, актуальные работы. Закончить обзор необходимо кратким выводом о степени освещения в литературе основных аспектов темы. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения в рамках данной проблемы вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.

       Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

       К примеру, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии. В результате проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие: противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой.

       Исходя из отмеченного противоречия, вытекает проблема исследования: возможны ли единые критерии анализа сущности темперамента в современной психологической науке.

       Актуальность и различные подходы к исследованию темперамента определяют выбор темы исследования: «Проблема темперамента в общей психологии».

2. Цель исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в процессе выполнения курсовой работы, например, анализ критериев исследования темперамента в различных психологических школах отечественной и зарубежной психологии.

3. Объект исследования. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера психической реальности, данная исследователю до начала работы. Определяя объект, следует найти ответ на вопрос: что изучается?

7 стр., 3318 слов

Исследование темперамента в трудах известных психологов

Содержание Введение 1. Понятие темперамента 2. Исследование темперамента в трудах отечественных и зарубежных психологов 2.1 Теории темперамента в исследованиях отечественных психологов 2.2 Исследования темперамента в трудах зарубежных психологов Заключение Список литературы Введение Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других, или конкретного другого. Знать другого, чтобы знать ...

4.Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту не вызывала сомнения. Предмет определяет аспект изучения, дает представления о содержании объекта исследования, о том, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте имеет научное объяснение.

Так, например, если объектом исследования является темперамент, как свойство личности, то предметом исследования могут стать подходы к пониманию сущности темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

5. В соответствии с целью и предметом исследования определяются задачи исследования. Такими задачами, в рассматриваемом нами примере, могут быть:

1. Провести анализ критериев исследования темперамента в отечественных психологических школах.

2. Изучить особенности подходов зарубежных психологов и критерии исследования темперамента.

3. Обобщить критерии исследования темперамента различных психологических школ.

Задачи, выдвигаемые в теоретическом исследовании, могут быть решены с помощью метода теоретического анализа литературы;

Основная часть работы

       На основе изучения отечественной и зарубежной психологической литературы дается анализ исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению. В работе должны быть раскрыты основные понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки.

       Текст курсовой работы может состоять из одной (или двух) глав и параграфов как логически завершенных блоков содержательной части работы. Количество глав и параграфов определяется, исходя из содержания темы и логики научного исследования и согласуется с научным руководителем.

Например, логика исследования может быть следующей:

· Отражение подходов к пониманию и решению проблемы в западной и отечественной психологии;

· Отражение подходов к пониманию и решению проблемы в различных отечественных психологических школах;

· История возникновения проблемы и современное состояние её решения.

       При написании работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождается порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованных источников. Ссылка заключается в прямые скобки, где второе число обозначает номер страницы, из которой взята цитата. Например,

5 стр., 2367 слов

Положение о курсовых работах по специальности 030301 «Психология»

... выполнение курсовой работы указываются: - тема курсовой работы; - перечень основных вопросов, подлежащих исследованию; - срок сдачи выполненной курсовой работы на ... источников. В нем указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, год издания ... выполнению курсовой работы по специальности 030301 «Психология» 1. Порядок выполнения курсовых работ Студент выполняет курсовую работу по ...

Б. Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения — носитель нравственного поведения » [4, с.52]. В данном случае подразумевается, что эта работа находится под номером четыре в списке использованных источников и цитата приводится с 52 страницы.

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических исследований по проблеме деятельностного подхода в психологии [8;11;13;14]. В этом случае просто перечислены источники по нумерации списка использованных источников в курсовой работе.

В конце курсовой работы необходимо дать оценку степени разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с целью и задачами исследования в рамках курсовой работы.

В конце курсовой работы необходимо сделать краткие выводы по каждой главе и проделанной работе в целом (обычно 2-3 вывода в конце главы и 5-6 выводов в заключении).

В них автор подводит итог проделанной работы, оценивает степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой. Качество сделанных выводов характеризует эрудицию студента, его умение анализировать и обобщать информацию. Выводы в заключение должны соответствовать задачам исследования.

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

Игорь Погодин В статье предпринята попытка построения модели развития, опираясь на методологические принципы гештальт-подхода. Выделены критерии развития, которые можно рассматривать в качестве возможных ресурсов теории развития в гештальт-подходе. Одной из наиболее сложных и наименее разработанных в гештальт-подходе является проблема развития. После провозглашения знаменитого принципа «здесь и ...

Список использованных источников. В список включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке или в порядке появления ссылок на них в тексте. Сведения о книгах (монографиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий:

Москва — М.. Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб., Киев – К.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Образец оформления списка использованных источников представлен в Приложении И.

Всего список литературы при написании курсовой работы должен включать не менее 20 источников.

 

Приложение А

Темы курсовых работ по дисциплине «Общая психология» 1 курс

1. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

2. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

3. История становления психологической науки.

4. Структура современной психологии.

5. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и речь.

7. Понятие и виды бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.

8. Создание и бессознательное в психике и поведении человека.

9. Виды и развитие человеческой деятельности.

10. Связь восприятия с движениями.

11. Восприятие и научение.

12. Восприятие и умозаключение (мышление).

13. Психологические теории внимания.

14. Ассоциативная теория памяти.

15. Психоаналитическая теория памяти.

16. Факторы, влияющие на развитие памяти.

17. Практические выводы- рекомендации по улучшению памяти.

18. Теории памяти в психологии.

19. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

20. Воображение и творчество.

6 стр., 2979 слов

Развитие памяти в дошкольном возрасте

... развитии личности (А.Н. Леонтьев) и др. Исследование осуществлялось в несколько этапов: 1 этап – диагностический – выявление основных особенностей развития памяти ... психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти [8]. Память ... коррекционных занятий по развитию мнемических процессов и апробация этих занятий в экспериментальной группе испытуемых. 3 ...

21. Развитие воображения.

22. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже.

23. теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

24. Классификация и содержание новейших теорий личности.

25. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

26.  Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.

27. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

28. Исследование типов темпераментов и их психологическая характеристика.

29. Характер и темперамент.

30.  Акцентированные характеры подростков по А.Е. Личко.

31.  Типология социальных характеров по Э.Фромму.

32. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

33. Основные направления развития воли.

34. Становление волевых качеств личности.

35. Психологические теории эмоций. Сравнительный анализ их.

36. Проявление эмоций в творчестве.

37. Любовь как нравственное чувство.

38.  Функции и виды эмоций у человека.

39. Психологический анализ привычек людей.

40. Влияние мышления на восприятие.

41.  Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.

42. Связь памяти с личностью человека.

43. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

44. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

45.  Игры детей и их значение в развитии воли.

46. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

47. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

48. Эмоции и личность.

49. Внимание и установка.

50. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

 

 

   Темы курсовых работ по дисциплине «Психология личности»

1. Роль психологической защиты в избавлении от чувства тревоги

2. Защита и тревога

3. Типы защит при экзистенциальной тревоге

4. Обсессивно-компульсивная личность и особенности ее отношения к миру

5. Нарциссическая личность и ее исследование в работах Х. Кохута и О. Кернберга

1 стр., 476 слов

V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.

ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ   I. Общие сведения о ребенке и его семье. 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Дата рождения (число, месяц, год). 3. Сведения о семье: - состав семьи; - краткая информация о родителях (ФИО, место работы, занимаемая должность); - социально-бытовые условия семьи; - отношение родных к ребенку; - на что ...

6. Особенности шизоидной организации личности

7. Глубокая психопатология и подходы к терапии таких пациентов

8. Основные подходы к проблеме воли в психологии

9. История изменения взглядов на волю

10. Воля и саморегуляция

11. Механизмы изменения смысла деятельности

12. Характер и волевые качества личности

13. Нарушение контроля поведения при различных заболеваниях

14. Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности.

15. Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии.

16. Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу.

17. Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна.

18. Трагическое и комическое в жизни личности.

19. Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна.

20. Половая идентичность в период юности

21. Проблемы половой идентификации подростка

22. Самоутверждение подростка

23. Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности

24. Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера

25. Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера

26. Проблема социальных представлений в отечественной психологии

27. Социальные представления в работах С. Московичи

28. Механизмы эмоциональной неустойчивости личности

29. Теории страха в современной психологической литературе

30. Защитные механизмы подростков

31. Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности

32. Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина

33. Компенсация как механизм психологической защиты

34. Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте

35. Нормативы экспериментальных исследований в школе Курта Левина

36. Адекватность уровня притязаний в подростковом возрасте

37. Исследование полевого поведения при повышении ситуативной тревожности личности

38. Понятие «когнитивная простота/сложность» в теории Келли

39. Особенности системы конструктов в подростковом возрасте

40. Исследование регрессии в школе К. Левина

41. Сравнительный анализ гуманистического направления и глубинной психологии.

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования личности в психологии

Содержание Введение 3 1. Проблема исследования личности в психологии 5 2. Сущность графических методов психодиагностики 10 3. Возможности и ограничения графических методов в диагностике личности 14 Заключение 19 Список использованной литературы 20 Введение Проблема исследования личности весьма актуальна для современной психологии. Об этом свидетельствует огромное число литературных источников, ...

42. Понятие предельных переживаний по Маслоу.

43. Сопоставление различных подходов к работе с клиентом.

44. Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу.

45. Развитие эмпатии в общении с ребенком.

46. Проблема эмпатийного слушания в психотерапии.

 

 

Темы курсовых работ по дисциплине «Экспериментальная психология»

1. Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки.

2. Экспериментальный метод и его роль в становлении психологии в качестве самостоятельной науки.

3. Два типа знания в науке.

4. Особенность методологического знания.

5. Рефлексия, типы рефлексии в науке.

6. Рефлексивность научного знания.

7. Предельные абстракции и их роль в науке.

8. Историческая периодизация теоретического мышления.

9. Природа и деятельность как объяснительные принципы в научном познании.

10. Понятие парадигмы и «нормальной науки».

11. Общая и специализированные парадигмы в науке.

12. Преимущества парадигмального развития (в фазе «нормальной науки»).

13. Типы исследований в зависимости от цели.

14. Поисковые исследования.

15. Критические исследования.

16. Уточняющие исследования.

17. Воспроизводящие исследования.

18. Идеальное и реальное исследование.                                                                      

19. Основные общенаучные исследовательские методы.

20. Метод наблюдения и его отличие от метода эксперимента.

21. Метод измерения и его особенности.                                                     

22. Этапы психологического эксперимента.

23. Особенности определения темы исследования.

24. Работа с научной литературой по теме исследования.

25. Основные переменные в экспериментальном исследовании.

26. Структура экспериментальной гипотезы.

27. Выбор методов и аппаратуры экспериментального исследования.

28. Особенности формирования экспериментальной выборки.

29. Значение плана экспериментального исследования.

30. Проведение экспериментального исследования.

31. Сатистические методы при проведении экспериментального исследования.

32. Статистическая гипотеза, ее специфика.

33. Критерии достоверности вывода при проведении экспериментального исследования.

34. Правила оформления отчета о проведенном экспериментальном исследовании.                    

35. Эксперимент: «Шум на ткацком производстве».

36. Эксперимент: «Сравнение двух методов заучивания фортепьянных пьес» — как протоколировать эксперимент.

37. Эксперимент: «Выбор сорта томатного сока» – как описывать эксперимент.

38. Обобщение и репрезентативность экспериментального исследования.

39. Валидность экспериментального исследования.

40. Факторы угрожающие внутренней валидности.

41. Повышение внутренней валидности с помощью первичного контроля.

 

 

Приложение И

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ,1988. – 431 с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 224с.

3. Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С.172–176.

4. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1995. – №1. – С. 54–55.

5. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб.: Питер, 2004. – 176с.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта — СПб.: Питер, 2000. – 464с.

7. Гуревич А.Д. Социально-психологические особенности коллектива. — М.: Наука, 1986. – 324 с.

8. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления — М.: Наука, 1996.- 340с.

9. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

10. Кpичевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой гpуппы. — М:МГУ,1991. – 300с.

11. Моргун В. Ф., Москаленко Л. С. Кваліфікаційні наукові роботи з психології: курсова, дипломна, магістерська: методичні рекомендації для студентів. Полтава, 2007. – 71с.

12. Семиченко В.А. Психология общения. – К.: Магистр-S, 1997. – 152 с.

13. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учеб­ных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. Доступный с < >

 

Приложение В

 

Титульный лист.