Методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп (примеры)

16. Проблемы изучения психологических особенностей больших социальных общностей.

Группа» в социально-психологическом понимании – это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975)

История изучения больший групп в социальной психологии

  • Конец XIX века: Психология масс (Г. Лебон, С. Сигеле), Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь)
  • труд Г. Лебона, который дает подробный анализ психологии народных масс (расы и толпы), как важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.
  • Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
  • Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы, «душа» которой формируется путем подражания людей друг другу. Сигеле указывает на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения6. Он говорит о «неоспоримом психологическом законе», по которому «интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте». В этом заключается «причина того неистовства», до которого доходят энтузиазм или порицания в разного рода собраниях людей.
  • Первая половина XX века: Маленький интерес к изучению больших групп
  • Вторая половина XX века: Новая волна интереса к проблематике больших групп

— Студенческие выступления 1968 во Франции,

– Массовые выступления против войны во Вьетнаме,

– Леворадикальные выступления по всему миру

Принципиальные методологические вопросы

  1. Какие группы следует рассматривать в качестве больших?
  2. Какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи?
  3. Каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии?
  4. Какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?

Виды больших групп

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... коллектива Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в психологии. Группа, как самостоятельный ... малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории ...

  • Стихийные группы – случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория).
  • Собственно социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие место в системе общественных отношений (социальные классы, этнические, профессиональные, половозрастные группы).

Структура психологии больших организованных групп

Психический склад: социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.

Эмоциональная сфера: потребности, интересы, настроения

Проблема соотношения характеристик группы и сознания отдельной личности

  • Психологические характеристики большой группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, а не сумму черт каждой личности:
    • особые социальные типы личности,
    • особенности менталитета,
    • черты больших групп, закрепленные в нравах, традициях, обычаях и др.

Методы исследования психологии больших групп

  • Методы этнографии, культурантропологии:
    • анализ продуктов культуры;
    • сравнительные исследования.
  • Методы социологии:
    • статистический анализ, корреляционные исследования.
  • Методы языкознания:
    • анализ знаковых систем.
  • Французская психологическая школа (С. Московичи):
    • анализ социальных представлений.

Характеристики устойчивых больших групп

  1. Такие группы являются общностями лишь в сознании их участников
  2. Историческая укорененность и устойчивость
  3. Возникновение и существование большой устойчивой группы внутренне предполагает наличие иных подобных групп

Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.

Толпа – множество людей, не объединенных общностью целей и единой структурой, но связанных сходством эмоционального состояния и общим центром внимания (А.П. Назаретян).

Виды:

  • Окказиональная (от англ. occasion — случайность).

    Скопление людей, собравшихся поглазеть на происшествие.

  • Конвенциональная (от англ. convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события.
  • Экспрессивная толпа (от англ. expression — выражение), ритмически выражающая эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и др. Экстремальная форма – экстатическая.
  • Действующая толпа (active) — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения.

Масса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

Механизмы:

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

  • При заражении передается эмоциональное состояние или «психический настрой». Происходит сопереживание большой массой людей общего психического состояния.
  • Когда заражение действует в толпе, происходит многократное взаимное усиление эмоциональных воздействий общающихся людей.
  • Диффузия ответственности-— явление распределения общей ответственности за результат между членами группы, в итоге чего личная ответственность каждого из них становится существенно меньше исходной.

Паника:Превалирующая эмоция панической толпы – ужас; цель панической толпы – спастись.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и ... помощью которых возможен социально-психологический анализ группы - это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, ...

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

  • Теория подражания Г. Тарда: подражание – фундаментальный принцип развития и существования общества.
  • 1.      Определение предмета исследования
  • 2.      Методологические проблемы исследования.
  •          Отличие больших групп от малых в том, что в больших группах существуют специфические регуляторы соц поведения: нравы, обычаи и традиции, вместе образ жизни группы. Также бывает специфический язык.
  •          Структура психологии больших соц. Групп. Влияние сходных условий существования группы на осознание ее представителей, осуществляемый 2-мя путями: через личный жизненный опыт и через общение.
  •          Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности
  • Методы исследования:

  •   Этнография — анализ продуктов культуры
  •   Сравнительные межкультурные исследования
  •   Традиционные методы социологии, вкл. Стат анализ.

17. Понятие «малая группа» в социальной психологии. Классификации малых групп.

Малая группа – ограниченная совокупность непосредственно («здесь и теперь») и взаимодействующих людей, которые:

  1. относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
  2. обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;
  3. участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности;
  4. разделяющие общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения;
  5. расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли получить, в других доступных группах;
  6. обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным представлением друг о друге);
  7. связаны достаточно определёнными и стабильными эмоциональными отношениями;
  8. представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

Каким может быть количество членов малой группы?

В большинстве исследований число членов малой группы колеблется от 2 до 7, то есть наименьшей малой группой считается диада (хотя существует мнение о том, что наименьшей малой группой является триада).

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...

... М2.Б.3 Социальная психология образования Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2004 Крысько В.Г. Социальная психология: учебник. – СПб.: Питер, 2007 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008 Социальная психология: учебное ...

Классификация малых групп

  • По степени близости контактов (Ч. Кули).
    • Первичные – основаны на непосредственных контактах. Вторичные – опосредованные контакты (средства связи, например).
  • По степени формализации (Э. Мэйо, Хоторнские эксперименты).
    • Формальные – четко заданы статусы и роли членов, предписаны групповыми нормами и заданы в системе подчинения структуре власти. Неформальные – возникают стихийно, статусы и роли не предписаны, нет заданной системы отношений по вертикали.
  • По значимости норм для индивида (Г. Хаймен).
    • Группы членства – группы, членом которых индивид является. Референтные группы, нормы которых индивиды принимают, даже если не включены в них реально (функции: сравнительная и нормативная).

18. Основные направления изучения малых групп в социальной психологии.

Основные направления изучения малых групп в социальной психологии. Морено.

  • Напряжения и конфликты в группе вызваны несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий индивидов, часто не совпадает с характером их участия в различных формах жизнедеятельности группы.
  • Фокус исследований: структура межличностных эмоциональных отношений. Социометрическая методика – фиксация выборов индивидами друг друга в группе.
  • Направление уязвимо по теоретическим посылкам, хотя социометрическая методика широко используется.

Социологическое направление исследований: Э. Мэйо

  • Хоторнские эксперименты («Вестерн Электрик» 24-36 гг.): выявление условий роста производительности труда сборщиц реле.
  • В экспериментальной и контрольной группах варьировались условия труда (например, освещенность).

    Наблюдался рост производительности в обеих группах, даже после устранения варьируемых условий.

  • Выводы: Факт участия в эксперименте оказал влияние на

(1) социабильность – потребность в причастности;

(2) неформальную структуру отношений. Открытие неформальной структуры отношений имело большое теоретическое и практическое значение. Возникла школа «человеческих отношений».

Школа групповой динамики

  • Связана с именем Курта Левина. Опиралась на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея – поведение есть функция человека и среды: B=f (P, E) – была развита применительно к науке о группах.

Методология: создание в лаборатории групп с заданными характеристиками и последующее изучение их функционирования. Теоретические конструкты сейчас не разделяются, но принимаются проблематика и методики.

  • Проблематика:
    • Природа групп, их взаимосвязь с индивидами и другими группами;
    • Условия их формирования и эффективного функционирования;
    • Образование характеристик (норм, сплоченности, мотивов, лидерства);
    • Групповые процессы: конфликты, принятие решений и др.

19. Проблема малой группы в отечественной социальной психологии.

На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить

7 стр., 3046 слов

Отношение между предметом психологии как науки и психологии как ...

... выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. 2. Психология как учебный предмет Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям ... всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущими органами в этом отношении являются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым манипулирует рука, а ...

  • Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии – принципе деятельности.

Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них прежде всего следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского, наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе.

Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979).

Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

  1. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;

    А

    В

  2. во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности;

    С

  3. в третьем, образуются ценностно ориентированные единства;

    D

  4. в четвертом слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
  • Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст. Заметим, что последнее не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов, давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории.
  • Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60–70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.
  • Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
  • Стратометрическая концепция(Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация).
  • Коллектив(высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости)
  • Просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)
  • Диффузная группа (отсутствие совместной деятельности)
  • Асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)
  • Корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости)

Зарубежные исследования и подходы

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... статус, личностные особенности и т.п.). 6. Понятие групповой динамики. 7. Механизмы групповой динамики. 8. Ролевые позиции в группе. 9. Групповая сплоченность и напряженность. 10. Основные этапы и фазы ... и самораскрытие. · Трудности общения в группе повторяют реальные проблемы в отношениях. · В группе можно перенять опыт других людей. · В группе человек чувствует себя более свободно, чем ...

Двухфакторная модель(Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.

Этапы межличностной активности:

Проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

Внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

Развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

Функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

Ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

Эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

Открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

Принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

МодельОбера(Обер:) – нормативно-ролевая система:

Формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей

Возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий)

Формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе

3 стр., 1356 слов

36Формирование и развитие малой группы

... могут повлиять на то, что группа не развалится. К таким факторам можно отнести сплоченность. Интегративная тенденция Г развития – сплочённость. Существуют социально-психологические трудности операционализации этого ... подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ...

Выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений)

Однофакторная модель(Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

Латентная (ознакомление с задачей)

Адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)

Интегративная (объединение усилий, координация стратегий)

Достижение требуемого решения

20. Структурные и динамические характеристики малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

Структура межличностных отношений

  • Статусилипозицияиндивида обозначает его место в группе. Индивид может быть «звездой», изгоем или иметь средний для группы статус.
  • Роль– это динамический аспект статуса, групповые ожидания относительно функций, которые индивид выполняет в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности.

Структура власти в малой группе

Структура власти в малой группе – это чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Формы власти:

  • Награждающая власть опирается на возможность награждать, одаривать, давать блага.
  • Принуждающая власть опирается на возможность наказывать.
  • Экспертная власть опирается на особые знания, которые могут быть востребованы в специальных ситуациях.
  • Информационная власть опирается на владение информацией и каналами ее распространения.

Термин «групповая динамика» употребляется в трех различных значениях:

  • Определенное направление в исследованиях, школа К. Левина;
  • Обозначение определенных методик изучения малых групп (особый вид лабораторного эксперимента);
  • В отличие от статики группы, совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.

Важнейшие групподинамические процессы

(1) Процесс образования малых групп:

  • «Подключение» к группе нового члена: феномен группового давления (исследования конформности).

(2) Традиционно рассматриваемые динамические процессы (от школы К. Левина):

  • Групповая сплоченность;
  • Лидерство;
  • Принятие групповых решений.

(3) Эффективность группы

Феномен группового давления

  • Конформность констатируется, если есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
  • Негативизм (специфический случай конформности) – сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание ее норм, демонстрация крайней независимости.
  • Противоположное «конформности» поведение – независимость, самостоятельность, устойчивость и т.д.

Эксперименты С. Аша (1951)

  • Метод «подставной группы».
    • Студентам давали карточки. Необходимо было выбрать отрезок, равный данному. Индивидуально все решали верно.
    • Затем задача предъявлялась подставной группе, которая давала ошибочный ответ.

Последним отвечал «наивный испытуемый», было зафиксировано 37% ошибочных ответов.

2 стр., 937 слов

Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы. Групповое ...

... которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. 1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы 1.1. Групповое давление Феномен группового давления в социальной психологии ... А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества. Групповое давление являет собой ...

Вывод С. Аша: люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все».

Факторы, влияющие на конформность

  • Личностные характеристики:
    • Менее развитый интеллект;
    • Низкий уровень самосознания; дефекты самовосприятия.
  • Характер ситуации:
    • Значимость высказываемого мнения;
    • Связь с реальной деятельностью, социальными связями личности;
    • Особая ситуация: сознательное принятие личностью норм и стандартов группы (Петровский).
  • Состав группы:

Социальные характеристики (кто члены группы, каковы ценности, убеждения и пр.)

Эксперименты С. Московичи (1969)

– Группам по 6 человек предъявлялись 36 слайдов голубого цвета, отличавшихся разной насыщенностью. Задача – по очереди вслух называть цвет слайдов. 1 и 4 испытуемые были подставными.

3 условия:

1) подставные отвечали «зелёный» во всех пробах;

2) подставные в 24 пробах отвечали «зелёный», в 12 – голубой,

3) все 6 испытуемых были «наивными».

Вывод: Меньшинство, последовательно отстаивающее свою позицию, может существенно повлиять на публичные суждения большинства

Информационная теория конформности

М. Дойч и Г. Джерард разработали теорию, согласно которой существует два вида влияния группы на индивидов.

Групповая сплоченность

  • Вторая (помимо группового давления) сторона проблемы образования малой группы.
  • Исследуется процесс формирования особого типа связей в группе, которые превращают внешне заданную структуру в психологическую общность людей.

Групповая сплоченность как межличностная аттракция

  • В социометрическом направлении индекс групповой сплоченности: отношение взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:
  • Данный подход был развит в концепции А. и Б. Лотт: сплоченность обусловлена межличностной аттракцией.

Групповая сплоченность как результат мотивации группового членства

  • Сплоченность как результирующая сумма сил, удерживающих индивидов в группе.
  • Л. Фестингер: сплоченность – результирующая сил, заставляющих человека остаться в группе.
  • Развитие этих идей: соотношение наград и потерь. Высокая сплоченность – превышение наград.
  • Д. Картрайт: сплоченность зависит от свойств группы, потребностей членов группы и их ожиданий «благоприятного членства».
  • Т. Ньюком: Сплоченность как степень согласия членов группы (воспринимаемого сходства относительно значимых представлений, идей, установок (чем выше согласие, чем выше симпатия и наоборот

Феномен лидерства

  • Лидер – член малой группы, который выдвигается для организации конкретной задачи в конкретной ситуации.
  • Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, влияния, участия;
  • Остальные участники принимают лидерство, становятся ведомыми;
  • Мера притязаний лидера и готовности группы принять их могут не совпадать.
  • Лидер не существует в одиночку, лидерство это всегда система отношений в группе. Возможности лидера возрастают и снижаются

Группомыслие»: феномен group-think (Джанис)

  • И. Джанис проанализировал решения президентского совета США о вторжении на Кубу, эскалации войны во Вьетнаме и др.
  • Феномен group-think – стиль мышления группы, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистичная оценка вариантов.
  • Способствующие факторы:
  • очень высокая сплоченность;
  • ярко выраженное «мы-чувство»;
  • отсутствие альтернативных источников информации;
  • высокий уровень одобрения индивидуальных мнений.

Группомыслие»: Признаки (симптомы)

  • иллюзия неуязвимости, разделяемая большинством или всеми членами группы;
  • стремление дать рациональное объяснение принимаемому решению, дабы отбросить любые возможные возражения;
  • безусловная вера в исповедуемые группой принципы поведения,;
  • стереотипным взглядом на соперников;
  • открытое давление на членов группы, выдвигающих аргументы против групповых стереотипов, требование лояльности;
  • самоцензура, готовностью минимизировать собственные сомнения и контраргументы, касающиеся групповых решений;
  • иллюзия единодушия относительно оценок;
  • появление самозваных охранителей группового духа – индивидов, которые защищают группу от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое ими чувство удовлетворенности принимаемыми решениями.

21. Формирование малой группы. Исследования группового давления, феномен конформизма.

как осуществляется психологическое оформление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. При таком подходе к вопросу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории социальной психологии, а именно: что заставляет людей объединяться в группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обычно абстрагировались от реального факта возникновения группы в связи определенными потребностями общества, т.е. пытались объяснить социальный процесс (а возникновение социальных групп есть социальный процесс) чисто психологическими причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача – шаг за шагом проследить факт превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида, подчинения его группой.

Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Хотя первая возможность в традиционной социальной психологии была реализована не в рамках групповой динамики, а в отдельной ветви, получившей название исследования конформизма, важно внимательно проанализировать характер этих исследований, чтобы более точно определить место проблемы конформизма в новом подходе к изучению малых групп.

То же можно сказать и о групповой сплоченности. Традиционно и она исследовалась не как условие развития реальных социальных групп, а как некоторая общая, абстрактная характеристика всякой, в том числе, лабораторной группы. Оба эти явления необходимо переосмыслить с точки зрения процесса превращения созданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная» группой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о формировании малой группы.

Феномен группового давления

  • Конформность констатируется, если есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
  • Негативизм (специфический случай конформности) – сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание ее норм, демонстрация крайней независимости.
  • Противоположное «конформности» поведение – независимость, самостоятельность, устойчивость и т.д.

Эксперименты С. Аша (1951)

  • Метод «подставной группы».
    • Студентам давали карточки. Необходимо было выбрать отрезок, равный данному. Индивидуально все решали верно.
    • Затем задача предъявлялась подставной группе, которая давала ошибочный ответ.

Последним отвечал «наивный испытуемый», было зафиксировано 37% ошибочных ответов.

Вывод С. Аша: люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все».

Факторы, влияющие на конформность

  • Личностные характеристики:
    • Менее развитый интеллект;
    • Низкий уровень самосознания; дефекты самовосприятия.
  • Характер ситуации:
    • Значимость высказываемого мнения;
    • Связь с реальной деятельностью, социальными связями личности;
    • Особая ситуация: сознательное принятие личностью норм и стандартов группы (Петровский).
  • Состав группы:

Социальные характеристики (кто члены группы, каковы ценности

Эксперименты С. Московичи (1969)

– Группам по 6 человек предъявлялись 36 слайдов голубого цвета, отличавшихся разной насыщенностью. Задача – по очереди вслух называть цвет слайдов. 1 и 4 испытуемые были подставными.

3 условия:

1) подставные отвечали «зелёный» во всех пробах;

2) подставные в 24 пробах отвечали «зелёный», в 12 – голубой,

3) все 6 испытуемых были «наивными».

Вывод: Меньшинство, последовательно отстаивающее свою позицию, может существенно повлиять на публичные суждения большинства

Информационная теория конформности

М. Дойч и Г. Джерард разработали теорию, согласно которой существует два вида влияния группы на индивидов.

3. Развитие малой группы

Формирование малой группы. Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях).

Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями производственных организаций, могут складываться принципиально по-разному в зависимости оттого, формировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

                    ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

                    эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

                    открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

                    принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

                    «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

                    «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

                    «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

                    «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

                    Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

                    «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

                    «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

22. Лидерство и руководство в малой группе. Теории происхождения лидерства.

Термин «стиль руководства» большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки «развести» по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как «руководство», «управление», «лидерство» и т.п. Уточним их значения.  Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.  А различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных.

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, кот. и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер м. выступать как организатор, мотиватор деятельности, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным.

Теории лидерства.

  1. «Теория черт» («харизматическая теория).

    Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. В 1940 г. К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских, однако теория была опровергнута, так как теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера.

  2. «Ситуационная теория лидерства». Она гласит, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

    Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Е.Хартли предложил четыре «модели, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

  1. Если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.
  2. Вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».
  3. Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз.
  4. Отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

3)Системная теория лидерства. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной является разработанная Р.Л.Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. В лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

См Фидлера в 23 билете

Стиль лидерства: классические и современные представления

Классические представления Левина и Липпета:

Авторитарный

Демократический

Попустительский

Современные представления Фидлера:

Составляющие стиля лидерства:

-е: личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация

Не: эффективность деятельности руководителя, рассм. По продуктивности д-ти группы. Иногда примешивается критерий удовлетворенности.

Эффективностьлидера как функция от:

Степени контроля в группе,

Ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения

Отношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)

Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.

  1. 26: Г»Теория черт» («харизматическая теория).

    Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. В 1940 г. К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских, однако теория была опровергнута, так как теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера.

  2. «Ситуационная теория лидерства». Она гласит, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

    Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.

Е.Хартли предложил четыре «модели, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

  1. Если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.
  2. Вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».
  3. Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз.
  4. Отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

3)Системная теория лидерства. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной является разработанная Р.Л.Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. В лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

23.Стиль лидерства и проблема эффективности групповой деятельности.

Стили лидерства (К. Левин)

Формальная сторона

Содержательная сторона

Автори-тарный

Распоряжения; запреты с угрозой; субъективная оценка; позиция вне группы.

Планирование заранее; непрозрачность целей; решающий голос руководителя.

Демокра-тический

Инструкции в форме предложений; запреты обсуждаются; позиция внутри группы.

Планирование в группе; за реализацию отвечают все; решения обсуждаются.

Попустительский

Тон конвенциональный; нет похвалы, порицаний, сотрудничества; позиция незаметно в стороне от группы.

Дела идут сами собой; лидер не дает указаний; решения складываются из отдельных интересов.

Принятие групповых решений: эксперимент Левина

США, Вторая мировая война. Испытуемые: 6 групп по 13-17 человек, домохозяйки.

  • Домохозяйки бойкотировали покупку субпродуктов. В части групп – лекция, в других группах – групповая дискуссия о пользе субпродуктов.
  • Через неделю интервью для анализа изменения мнений. У слушавших лекции – 3%, у участниц дискуссии – 32%.
  • Вывод К. Левина: в ходе дискуссии домохозяйки чувствовали себя включенными в принятие решений. Возникла новая групповая норма

ТЕОРИЯ Ф. ФИДЛЕРА

Теория лидерства Ф.Фидлера допускает множественность оптимальных типов лидеров. Теория является ситуационной моделью лидерства, определяющей, что «производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидера и степени благоприятности ситуации». Более точно, производительность — это функция взаимодействия между:

1.Уважением лидера к его наименее предпочитаемому сотруднику (НПС) и

2. Ситуационными переменными:

а) степенью, с которой руководителю доверяют и симпатизируют его подчиненные. С самого начала этот ситуационный фактор считается наиболее важным;

б) степенью структурированности задачи, т. е. возможностью разложить ее на компоненты;

в) степенью, с которой сама позиция лидера воспринимается как проявление власти, например его власти принимать на работу и увольнять.

Благоприятность ситуации, таким образом, зависит от степени, в которой ситуация облегчает контроль за поведением группы.

Основой характеристики лидера служит оценка им НПС, которая, как предполагается, характеризует его личностные качества и положение. Эта оценка получается следующим путем: лидера просят подумать обо всех сотрудниках, которые у пего когда-либо были, и описать (с помощью определенного набора критериев) того человека, с которым он менее всего был бы способен успешно работать, т. е. своего наименее предпочитаемого сотрудника. Лидер, который характеризует своего НПС в относительно позитивных терминах — личностно-ориентированный лидер (ориентированный на межличностные отношения).

Лидер, который характеризует своего НПС в относительно негативных терминах — инструментально-ориентированный лидер (ориентированный на задачу).

Основной характеристикой ситуации служит возможность ситуационного контроля.

Эффективность руководства можно выразить следующим графиком:

 

Когда ситуация для лидера крайне неблагоприятна, т. е. ему не доверяют и его не уважают, выполняемая им работа задана неопределенно, а позиция лидера воспринимается как имеющая малый вес, наилучшим стилем также будет лидерство, ориентированное на задачу. В обеих этих ситуациях лидеры с низкой оценкой НПС выполняют работу более эффективно, чем лидеры с высокой оценкой НПС. Таким образом, лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.

В ситуациях средней благоприятности в целом более эффективны лидеры с, высокой оценкой НПС. Другими словами, лидеры, «ориентированные на отношения», действуют лучше в ситуациях со средней благоприятностью.

Эффективность групповой деятельности

  • Показатели эффективности групповой деятельности:
    • Продуктивность;
    • Удовлетворенность;
    • Сверхнормативная активность.
  • Формула И. Штайнера для вычисления продуктивности:

актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность- нереализованная продуктивность

Лидер отвечает за первый показатель (мобилизует ресурсы); второй показатель – совокупность потерь (в том числе связанных с «человеческим фактором»).

24.Принятие группового решения и его факторы. Основные способы принятия группового решения.

Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:

—       продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей);

—       дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения);

—       проблемные (они требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).

Групповая задача (согласно М.Шоу) имеет такие измерения, как;

—       трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);

—       множественность решений (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);

—       внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);

—       требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);

—       интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного, до чисто двигательного характера);

—       популяционное знакомство (степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация, синхронизация уровней притязаний, заключение сделок, ведение переговоров и др.

Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разбиении группы на подгруппы участников, со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.

Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:

  1. установление фактов (групповое интервью);
  2. оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
  3. поиск решений;
  4. принятие решений.

Со времени этого эксперимента Левина было проведено много других экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные закономерности: 1.) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2.) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Значение групповой дискуссии изучалось в дальнейшем не только с точки зрения ценности принятого решения, но и с точки зрения тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане перестраивания структуры внутригрупповых отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался – особенно на прикладном уровне – активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения.

Слово «синектика» — греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества — это главенство индивидуального гения. 

25.Групповая динамика как процесс развития группы. Основные теоретические подходы к анализу процесса развития группы.

26.Психология межгрупповых отношений (основные подходы и исследования).

Специфика общественных отношений

  • В систему общественных отношений включают: экономические, социальные, политические, идеологические и пр. виды отношений.
  • В них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий , т.д.).
  • Строятся на основе определенного положения, занимаемого в системе общества (не на симпатии).
  • Носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Место и природа межличностных отношений

  • Межличностные отношения — особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, а не вне их (как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: экономических, социальных, политически, идеологических и пр.)

Особенности межличностных отношений

  • Важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа, т.е. они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
  • В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства.

Чувства

  • ) конъюнктивные чувства —разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства (другая сторона выступает как желаемый объект, к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.);
  • 2) дизъюнктивные чувства —разъединяющие людей чувства (другая сторона выступает как неприемлемая, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.).
  • Общение — реализация всей системы отношений человека (как реальность общественных и межличностных отношений)!
  • Соотношение общения и деятельности

  • В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.
  • Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.
  • Общение как реальность человеческих отношений, формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Рассмотрение данных видов межгруппового взаимодействия и межгрупповых отношений имеют свои особенности в различных теоретических подходах.

Проявление интереса к межгрупповым отношениям — начало 50-х годов. Подходы:

1. Ситуативный: Эксперимент М.Шерифа 1954г. в американском лагере для подростков (надеюсь, все и так знают).

Выввод: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия..

2. Когнитивный: Тэшфел (внутригрупповой фаворитизм)

Эксперимент Тэшфела: картины Кандинского и Клее. Было предложено подсчитать кол-во точек на этих картинах и сказать где больше. На основе этого испытуемые были разделены на «сторонников» Кандинского и «сторонников» Клее. Возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

3.Принцип деятельности: Агеев

Особенности межгруппового восприятия: целостность – степень совпадения представлений членов группы о другой группе («все и так-то думают о другой группе»), унифицированность – степень распространения представлений о др.группе на ее отдельных членов («все в другой группе такие»).

Динамические особенности: межгр. процессы более устойчивы, консервативны, формируются сложнее и дольше.

Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуации совместной межгрупповой деятельности, но она не сводится только к взаимодействию. Пример: обмен культ.ценностями. Важна роль стереотипов. Кэмпбелл «гипотеза контакта»: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.

Принцип деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп.

Эксперименты: проверка зависимости межгр.восприятия от характера групповой деятельности.

Эксперимент 1с двумя экзаменационными группами: автоматы получит та группа, которая в общем продемонстрирует хорошие результаты. Результат: в условиях межгруппового соревнования наблюдалось: а) значительно большее количество выступлений и реплик в поддержку членов своей группы; б) попытки регуляции выбора выступающих (стимулирование выступлений тех членов группы, которые увеличивают ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование наиболее слабых выступлений представителей другой группы); в) давление на экзаменатора (на его выбор выступающих).

Кроме того гораздо чаще по сравнению с контрольной ситуацией употреблялись местоимения «мы» и «они», что само по себе является показателем идентификации с группой. Важно: успех своей группы объясняли внутригрупповыми факторами, а неудачи – факторами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным образом. Феномен внутригруппового фаворитизма (межгрупповое сравнение в пользу своей группы).

Итого: межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным.

Эксперимент 2: группам в пионерском лагере давались ситуации соревнования с различной организацией: спортивные состязания(1) и работа в совхозе(2).

В 1 состязательные моменты подчеркивались, во 2 нет, т.о. в 1 был резкий рост группового фаворитизма, в 2 – резкое уменьшение.

Вывод: важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями.

Итого: выводы при сравнении экспериментов:

негативная роль такой формы межгруппового взаимодействия, которое организовано по принципу «игры с нулевой суммой» (что приводит к неадекватности межгруппового восприятия), может быть компенсирована иным характером совместной межгрупповой деятельности. Средством такой компенсации являются более общие («надгрупповые») цели, ценности совместной социально значимой деятельности. При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт совместной жизнедеятельности.

27,Процесс социализации и его содержание. Стадии и институты социализации.

Социализация

  • Социализация выступает в роли процесса, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями (А.Л. Свенцицкий).
  • Социализация является «интерактивным» процессом.
  • Две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я».

  • Социальная идентичность. Качества личности, формирующиеся и проявляющиеся в группе, и возникающее чувство групповой принадлежности.
  • Социализация – это двусторонний процесс, включающий (Г.М. Андреева):
    • усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
    • процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
  • Термин «социализация» отличают от смежных понятий «развитие личности»(Общая) и «воспитание» (Возрастная).

Стадии социализации

  • Дотрудовая стадия.
    • Ранняя социализация от рождения до поступления в школу;
    • Стадия обучения – школьные годы, студенчество (ВУЗ – двоякое отнесение).
  • Трудовая стадия.
    • Идея социализации как непрерывного процесса, непрерывного образования.
    • Специфика социализации взрослых.
    • Послетрудовая стадия.
    • Идея «десоциализации», свертывания социальных функций.
    • Роль пожилых людей при воспроизводстве социального опыта. Изменение типа активности.

Три сферы становления личности:

  1. деятельность
  • На протяжении процесса социализации происходит расширение «каталога» деятельностей. Три важных процесса:
    • Ориентировка в системе связей (через личностные смыслы);
    • Центрирование вокруг главного (возникновение иерархии личности);

Освоение новых ролей и осмысление их значимости

  1. общение
  • Общение в контексте социализации рассматривается со стороны его расширения и углубления:
    • расширение общения понимается как умножение контактов с другими людьми, специфика этих контактов в каждом возрасте;
    • углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация.
  1. самосознание
  • Процесс социализации означает становление в человеке образа «Я»:
  • отделение этого образа от деятельности;
  • интерпретация «Я»;
  • соотнесение этой интерпретации с интерпретациями других.
  • Социальная психология: каким образом включение человека в различные социальные группы запускает этот процесс

Институты социализации

Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают транслятором социального опыта (Белинская, Тихомандрицкая).

  • Дотрудовая стадия: семья, дошкольные детские учреждения, школа, группы сверстников, учебные заведения.
  • Трудовая стадия: трудовой коллектив, команда, организация.
  • Послетрудовая стадия: общественные организации, членами которых являются пенсионеры.

Агенты социализации

  • В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени. Они называются агентами социализации. Первичные и вторичные агенты.
  • Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп. Три вида культурной трансмиссии:
    • Вертикальная трансмиссия – это передача культурных ценностей, верований, умений и т.п. от родителей к детям.
    • Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками.
    • При «непрямой» трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его, помимо родителей, взрослых – родственников, старших членов общины, соседей и т.п.

28.Социальная идентичность личности: структура и трансформация.

Исследование идентичности.

  • Личность представляет собой своеобразный эффект биологического, психологического и социального в человеке. Это проявляется в связях с социумом.
  • С.Л. Рубинштейн: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему».
  • К.К. Платонов: «Личность – человек или носитель сознания». Проявлением сознания каждого человека как своеобразного отражения реальности является самосознание.

Проблематика личности в социальной психологии

Главный ориентир:

  • Личность в группе. Результат взаимоотношений личности с группами.
  • Ряд специальных проблем:
  • Социализация. Анализ жизненного пути, выявление, посредством каких групп общество оказывает влияние на личность.
  • Социальная установка. Анализ результата активного освоения личностью системы социальных связей.

Определение идентичности

  • Идентичностьважный компонент самосознания, образа-Я, который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства.
  • Идентичность — динамическая индивидуально-личностная характеристика, включающая осознание своей принадлежности к определенным социальным общностям, переживание постоянства своего Я и тождественности самому себе, которые конструируются прижизненно в ходе взаимодействия и социального сравнения

Многие исследователи, начиная от классиков — основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) и самокатегоризации (Дж. Тернер); представителей интеракционистской школы (Дж. Мид, И. Гоффман), школы социальных представлений (С. Московичи, М. Заваллони), — рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности (самокатегоризации, «Я-концепции») [5]. По сути, социальная идентичность в этом смысле — это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с «общечеловеческой» и «личностной» идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы,принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума — половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная… для этих частных идентичностей в литературе подробно расписаны не только виды, но и уровни генерализации, этапы сформированности 

Функции идентичности

Идентичность придает целостность, непрерывность и определенность личности:

  • обеспечивает сходство с одними людьми и категориями и отличия от других;
  • обеспечивает дифференциацию — определенность границ, целостности и независимости Я;
  • признание социальной принадлежности как личностно значимой ценности;
  • интеграцию Я — субъективное объединение себя с другими людьми, что осуществляется не спонтанно, а на основе сравнения и оценивания других.

Я-концепция и самооценка

Структура «Я-концепции» личности:

  • познавательный компонент (знание себя),
  • эмоциональный компонент (оценка себя),
  • поведенческий компонент (отношение к себе).
  • Структура самооценки (общая и специфическая)
  • знание о себе;
  • способ, посредством которого индивид «организует» позитивную и негативную информацию о себе в памяти

Формирование «Я-концепции» личности

  • Теория стадий развития «Я» Э. Эриксона: формирование идентичности -переход от детства к взрослости.
  • Исследования Тейлор : развитие чувства «Я» -процесс, который протекает в течение всей жизни, начинаясь в младенчестве и не заканчиваясь до тех пор, пока живет человек.

Важность социально- психологических взглядов Тэшфела и Тернера трудно недооценить. Именно с Тэшфела начинают признаваться важность и необходимость межгрупповых отношений наравне с межиндивидуальными. Социальная сторона индивида признается не менее важной, чем его индивидуальные качества.  Тэшфел и Тернер обнаружили существование «Я — концепции». В ней присутствуют личностная и социальная идентичность, причем соприсутствуют одновременно. Личность в процессе взаимодействия постоянно изменяет свое положение, и соответственно начинает играть различные роли. Именно поэтому эти два автора вводят в свою концепцию ситуативную детерминанту проявления идентичности. Причем личностная и социальная идентичность есть различные полюса одного континуума, и между ними, соответственно, присутствует обратная связь.  Именно концепция социальной категоризации Тэшфела — Тернера стала основанием для критики американского направления в социальной психологии. Именно с этой концепции начинается основная ориентация исследований в социальной психологии в сторону когнитивной парадигмы. Именно с Тэшфелом и его концепцией связываются следующие ориентиры современной социальной психологии: 1. Учет в экспериментах, исследованиях и теоретизированиях социально-психологических механизмов регуляции межгрупповых отношений, 2. Необходимость повышения «экологической валидности» и социальной значимости социально- психологических исследований в этой области. И несмотря на пристальное внимание авторов к данной проблематике, вышеперечисленные ориентиры не удалось вывести из проблемной области. Так же остались нерешенными ряд вопросов, связанных с выяснением принципиальных причинно-следственных зависимостей в этой области и, в частности, с пониманием общей природы и генезиса межгрупповых феноменов в их детерминации более широкой системой общественных отношений. И, тем не менее, определенный путь, намеченный Тэшфелом и Тернером, является наиболее продуктивным для изучения межгрупповых и ингрупповых отношений без крена в сторону психологизма

29. Социальная установка личности. Методы измерения социальных установок. Функции и структура аттитюдов.

Р. Лапьер провёл эксперимент и выяснил, что между аттитюдом и реальным поведением существует расхождение. После этого социологи пришли к выводу, что реальное поведение определяется рядом факторов. Сложно выделить влияние установки в чистом виде.

  • Формирование социальных установок Личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен Личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
  • Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.
  • Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.
  • Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».
  • Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.
  • Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).
  • Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Аттитюд понимался всеми как

    • — определенное состояние сознания и НС;
    • — выражающее готовность к реакции;
    • — организованное;
    • — на основе предшествующего опыта;
  • — оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

  • Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
  • Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  • Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
  • Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности. Через усвоение установок происходит социализация.

Выделяют:

  • Базовые – система убеждений (ядро Личности).

    Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

  • Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.
  • Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

    • Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
    • Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
    • Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.
  • Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию

 Наконец, возникло еще одно затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934 г. Эксперимент состоял в следующем. Лапьер с двумя студентами- китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Если реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена? Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта. В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей. С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера шкала была несовершенной), с другой стороны, выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. «Включаться» может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию — хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. В предложении Д. Каца и Э. Стотленда мысль о различном проявлении каких-то разных сторон аттитюда приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поэтому будет различным.

  1. Понятие «диспозиция личности». Иерархическая структура диспозиций личности по В.А. Ядову.

«диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» (Ядов, 1975. С. 89).

Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д.Н.Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности – с другой. Однако обозначенные Д.Н.Узнадзе установки возникали при «встрече» лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных ситуаций их удовлетворения.

В.А.Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек