Список использованных источников. Основные функции внимания

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

2.Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.

Виды внимания
Непроизвольное внимание
 — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Произвольное вниманиеболее сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.
3. Свойства внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

3 стр., 1400 слов

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс

... и даже влиять на его организационную сторон). Человек не может жить без эмоций. "Человек без эмоций, что покойник в отпуске" ( ... эмоциональную сферу. Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс. Чувства. ... когда человек неможет найти выход из них. Признаки аффекта:* сужение сознания, направленность его на раздражитель и ...

Устойчивость внимания— продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания
Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

4. В задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.

5.Даже в обычной жизни внимание позволяет нам узнавать что-то новое, избегать опасностей и многое другое. Спортивная деятельность наполнена экстремальными условиями. Вот почему одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность в спортивной деятельности, является фактор устойчивости гностических функций (внимания, памяти, мышления).

При этом под устойчивостью гностических функций мы понимаем их способность надежно функционировать в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Фактор экспериментально проявляется в изменениях показателей внимания (устойчивость и распределение), памяти (кратковременный слуховой и зрительный) и мышления (по тестам Равэна и логичности мышления) в зависимости от:
 — степени экстремальности условий деятельности
 — в различиях исследуемых показателен между спортсменами

Представляется вполне естественным, что показатели устойчивости и распределения внимания у наиболее надежных спортсменов лучше, чем у менее надежных. Интенсивность внимания, как показывают наши данные, в существенной мере определяется степенью экстремальности условий деятельности. По-видимому, в данном случае внешние и внутренние факторы внимания находят свою реализацию в уровне активации мозговых структур, нейрофизиологическим механизмом которой является функционирование аппарата восходящей активирующей и нисходящей ретикулярных систем.

Методика оценки внимания

Таблицы Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: «Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма — 30−50 сек. на 1 таблицу. Средняя норма — 40−42 сек. В норме на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время[1].

Список использованных источников

1.Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.

2.Пашукова Т. И, Допира А.И., Дьяконов Г. В. Практикум по общей психологии. — М.: Проспект, 2003. — 518 с.

3.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 376 с.

.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос