8. Понятие о темпераменте. Учёт особенностей темперамента в процессе обучения и воспитания

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» мы будем связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма. Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).

3 стр., 1359 слов

Темперамент и индивидуальный стиль жизнедеятельности человека

... .Дать характеристику понятию и основным свойствам темперамента. 2.Рассмотреть и сравнить основные теории темперамента в зарубежной и отечественной психологии. 3.Изучить роль темперамента учебной деятельности. 4 ... 43 Приложение 45 Введение Нельзя найти двух по темпераменту людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых ...

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.).

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.).

Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:

1) холерический;

2) сангвинический;

3) флегматический;

4) меланхолический.

Важно отметить, что для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все они сохранились в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества, причем у других типов темперамента этого свойства нет вообще. У меланхолика это высокая сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

... темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности ... эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере. ВЗ ... дело, требующее мгновенных реакций? Вы обычно говорите свободно ... . ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость ...

Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

17 стр., 8339 слов

Психические свойства личности и их влияние на деятельность человека. Темперамент

... внимания, проявление эмоций и волевых качеств и др.). У взрослого человека свойства темперамента, в основном, стабильны, но могут изменяться под воздействием психических состояний ... . 5.Способны быстро схватывать новое. 6.Упрямы. 6.Неустойчивы в интересах и склонностях. 7. Находчивы в споре. 7.Легко переживаете неудачи и ...

Дети-флегматики выглядят, как маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»).

Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако свя-

394

зывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И.Канту. Им мы и воспользуемся.

4 стр., 1510 слов

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

... личностью. Таким образом, темпераментом называется совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности человека. Т.е. это ... темперамента. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности ...

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»1. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений2 бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует

себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

2 стр., 989 слов

Темперамент и стиль деятельности.Типы темперамента и их психологическая характеристика

... деятельности Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет влияния типа темперамента на основные виды деятельности. Учебно-познавательная деятельность и темперамент. 1. Темперамент и его свойства Темперамент - это те врожденные особенности человека ...

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер).

Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические про-

2 стр., 982 слов

Высшая нервная деятельность человека

Высшая нервная деятельность человека Высшая нервная деятельность - это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. К высшей нервной деятеьности относят гнозис (познание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей ...

хРусалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, — № 1. — С. 12.

398

цессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнитель-

399

ных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики

интенсивности и скорости реагирования,

степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) — действия резки, порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, эмоциональностью, поддается настроению. Часто выглядит высокомерно, самонадеянно. Обретает покой только в напряженной деятельности. Если заражен общественной деятельностью, то инициативен, принципиален, энергичен, оптимист. Если отсутствует богатство духовной жизни, то гневен, раздражителен, агрессивен, аффективен.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) – чаще всего находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым, эффективным мышлением, экстраверт, быстро и легко приспосабливается к новым условиям. Общителен, чувства легко возникают и сменяются. Разговорчив, инициативен, с подвижной и выразительной мимикой. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатывается поверхность и непостоянность.

Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный) – чужда тревога. Спокойствие, удовлетворенность, новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Положительно: выдержка, вдумчивость, старательность, глубина мысли, миролюбие. Отрицательное: вялость, пассивность, лень, безволие, безучастность.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) – интроверт, степенность в движении, осторожность в решениях. Реакция частично не соответствует силе раздражителя: сильные воздействия вызывают тормозную реакцию. Положительное: человек содержательный, сдержанный, глубокий. Отрицательное: боязливый, замкнутый, неподатливый, пессимистичный, раздражит.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы.

^ Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

^ Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы.

3) преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

4) основной и наиболее универсальный путь — формирование ее индивидуального стиля.

Учет темперамента в учебно – воспитательной работе.

При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лиши придавать известное своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его еще не достаточно изучены, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов).

Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента воспитанника).

Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.

На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

8. Понятие о темпераменте. Учёт особенностей темперамента в процессе обучения и воспитания — Стр 2

Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных своств.

Особенности проявления типов темперамента учащихся в учебно-воспитательном процессе

Сангвиники и холерики не отличаются склонностью к регулярной и систематической работе, любят экспромт, предпочитают работу сразу начисто, без черновиков и других каких-либо подготовительных действий, предпочитают короткие фразы, могут работать в шуме, начинают работу с легкого, всегда готовы на штурм, мобилизацию сил, уверенны в себе, нередко решают и действуют по интуиции. В начале обучения они находятся в более выигрышной ситуации.

Меланхолики и флегматики тщательно планируют, проявляют регулярность в работе, размеренность любят черновик, конспект, предварительные записи. На уроке таким учащимся важна тишина, одиночество, они любят проговаривать про себя свои возможные ответы. В работе начинают с трудных заданий. Эти учащиеся плохо переносят штурм, риск, неожиданные ситуации, не уверенны в правильности своих ответов.

Существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям действительности. Один из них проявляется в индивидуализации предъявляемых к человеку требований. Нужно не пытаться менять темперамент учащихся, а помогать им преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны.

Так холерик должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. От учащихся-холериков нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой работы, при этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение.

На учащихся – меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность. На занятиях их нужно чаще спрашивать, создавать во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание преподавателей должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания т.к. они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию.

У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, делание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостеречь их от переоценке себя и своих возможностей.

Темперамент

Виды работ, наиболее соответствующие данному темпераменту.

сангвиник

Работа, связанная с живой подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности

флегматик

Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром ее выполнении, в сноровистых и разнообразных действиях.

холерик

Работа с ярко выраженной цикличностью, где напряжение сил, сменяется на менее интенсивную деятельность.

меланхолик

Работа, не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.