Тема:«Влияние коллектива на формирование личности спортсмена»

Бердянский государственный Педагогический Университет

Индивидуальное творческое задание по дисциплине «Психология спорта».

Тема:«Влияние коллектива на формирование личности спортсмена».

Подготовил студент 26 группы ФФВ

Золотаренко Дмитрий

Бердянск 2011

План

  1. Общее описание влияния коллектива на спортсменов
  2. Краткий обзор научной работы о феномене лидерства в спортивных командах
    1. Общая характеристика работы и её содержание
    2. Основные выводы, сделанные в работе
  3. Заключение, общий вывод
  4. Список использованной литературы

1.Влияние коллектива на развитие личности спортсмена.Деятельность спортсмена в социальной группе накладывает определенный отпечаток на его особенности, формирует его общественное сознание, жизненные принципы. Общение с другими людьми вызывает у занимающихся спортом не только эффект соперничества (соревновательную реакцию), но и воспитывает у них черты личности, связанные с совместной деятельностью.

Одной из таких черт является коллективизм, то есть солидарность человека с целями развития коллектива, в который он входит, следование идеалам коллектива и ценностным ориентациям. У коллективиста появляется чувство ответственности и долга, товарищеской взаимопомощи, требовательность к себе и к другим. Нередко индивидуальность в спортивной команде подавляется ради общего успеха команды или товарища. Это ярко проявляется, например, в соревнованиях по бегу, когда для обеспечения высокого, а порой и рекордного результата один бегун берет на себя роль временного лидера, или в командных гонках на шоссе велосипедистов, когда команда работает на своего лидера, и так далее Часто работа на достижение победы команды или товарища остается незамеченной.

На велогонке мира 1978 года на первых этапах никому из советской команды не удавалось пробиться в лидеры гонки. За нашим лидером Пикуусом внимательно следили соперники. Тогда на собрании команды было решено выдвинуть в лидеры другого спортсмена — Аверина. А Пикуусу была отведена роль «подсадной утки» — он обязан был отвлекать внимание соперников от негласного, но теперь истинного лидера. Эта хитрость оправдала себя — Аверин стал победителем велогонки мира в личном зачете.

4 стр., 1537 слов

социально-психологические условия создания эффективной управленческой ...

... как слаженная управленческая команда. В теории управления понятием «команда» обозначают трудовой коллектив с высоким уровнем ... людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. ... управленческой команды. Базой для проведения учебно-ознакомительной практики явилась Челябин-ская городская физкультурно-спортивная общественная организация «Лидер». Этапы ...

Под влиянием коллектива формируется и другая черта личности — самокритичность. Важно формировать у спортсмена адекватную меру самокритичности (самооценки), так как излишняя самокритичность приводит к неуверенности, а ослабленная самокритичность — к самоуверенности. И то и другое может способствовать возникновению такого неблагоприятного эмоционального состояния, фрустрация при неудаче спортсмена.

Коллективная деятельность способствует лучшей мобилизованности спортсмена для выполнения стоящей перед командой задачи. В ряде исследований показано, что коллективный соревновательный мотив в большей степени способствует улучшению деятельности, чем личный. Встречаются спортсмены, которые за команду выступают лучше, чем в личном зачете. К сожалению, психологическая природа этого феномена не раскрыта.

Пребывание в коллективе изменяет степень и направленность агрессивности спортсмена, проявляемой в конфликтной ситуации (эту характеристику личности называют экстрапунитивностью).

Лица с высокой агрессивностью уменьшают ее за счет развития у них эмпатии (сопереживания за товарищей по команде, идентификации своего состояния с эмоциональными состояниями других).

Агрессивность трансформируется в так называемую «спортивную злость», направляемую на соперника.

Вхождение спортсмена в определенную спортивную группу, созревшую до уровня коллектива, формирует сознательное и целеустремленное отношение к тренировочным занятиям, влияет на формирование моральных качеств спортсмена. Ощущая связь с группой, чувствуя себя ее представителем, спортсмен старается избегать таких поступков, которые могли бы бросить тень на весь коллектив или восстановить коллектив против него.

Развитие личностных особенностей спортсменов в команде зависит от характеристик последней. В частности, имеет значение численный состав группы. Например, удовлетворенность каждого участника команды своим вкладом в ее успех выше при малой численности команды. В больших группах меньше общегрупповая сплоченность, появляются группки, вступающие друг с другом в неприязненные отношения. Следствием этого является то, что в многочисленных группах более терпимо относятся к авторитарному руководству.

Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Формирование положительных черт личности происходит более успешно в коллективах и менее успешно — в группах общения типа ассоциации. Более того, в ряде случаев незрелость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах — корпорациях, где каждый спортсмен обеспокоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалистическая установка, которая в условиях трудных испытаний (на фоне нервно-психического истощения спортсменов) может приводить к возникновению острых внутригрупповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекватность самооценки.

5 стр., 2367 слов

Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры

... факторы, которые существенно влия­ют на формирование стиля жизни спортсмена, закончившего спортивную карьеру: — прекращение спортивной деятельности, спортивных трени­ровок и выступлений в соревнованиях; — прекращение опеки ... реабилитация. В первом случае речь идёт о том, что организм спортсмена за годы спортивной деятельности адаптировался к большим нагрузкам. В результате тренировок произошли ...

Стабилизация группы — безусловно, положительный момент. Но в некоторых и, в общем, нередких случаях она становится тормозом дальнейшего развития группы, так как способствует утрате гибкости ее, трафаретности реакций, тому, что в спорте часто именуется академизмом. Исследования показали, что стандартизирующие процессы приводят к единообразию эмоций в группе. Устранить установившийся «стиль», расшатать излишне конформную конструкцию подчас не только желательно, но и необходимо. Терапия таких групповых состояний складывается из разнообразных воздействий, в том числе некоторого изменения состава и даже организации целенаправленной и контролируемой конфликтной напряженности.

В ряде случаев тренер, по-видимому, не должен бояться некоторого осложнения отношений между отдельными членами коллектива, разумно используя конфликтность как источник новых эмоций и идей, препятствующих «застыванию» группы.

Длительное общение на сборах с одними и теми же партнерами даже при социальной зрелости группы может приводить к такому неблагоприятному явлению, как эскапизму — избеганию партнеров. Следствием этого является развивающаяся в первоначально психически здоровом коллективе несовместимость. Стремление и одновременно невозможность избежать навязанной на сборах системы общения, излишнего объема контактов (с точки зрения потребностей спортсмена) приводят к неадекватной оценке партнеров, появлению агрессивных тенденций, резкому снижению эффективности деятельности спортсмена и группы в целом.

2. Курсовая работа: Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

2.1 Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.

Объект исследования

Объектом исследования является группа легкоатлетов состоящая из 10 человек различной спортивной квалификации (от 2 взрослого разряда до мастера спорта) и различной возрастной группы (от 17 лет до 22 лет).

Предмет исследования

Предметом исследования являются особенности проявления лидерских качеств спортсменов легкоатлетов.

Цель исследования

Выявить особенности и возможности проявления лидерских качеств в группе легкоатлетов

Гипотеза исследования

Основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы» и проявляются в спортивной группе легкоатлетов в зависимости от социально-психологических условий.

Задачи исследования:

1. Определить потенциальные лидерские качества в группе легкоатлетов

2. Выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе

Методы исследования

1. Методика Q-сортировка

4 стр., 1839 слов

Анализ результатов исследований по социально-нравственному воспитанию ...

... коммуникативные игры; во-вторых, ряд приёмов, по созданию событийной среды в группе, а именно: традиции группы, коллективные творческие работы. Также необходимо проводить ролевые игры, которые моделируют ... потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они ...

2. Социометрия

2.2 Основные выводы.

1. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.

3. В настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства. Выделилось несколько основных концепций: личностный подход (теория «черт лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства».

4. Множество работ в социальной психологии было посвящено исследованию стилей лидерства. Были выявлены 3 основных типа: демократический, автократический и либеральный (попустительский) стили лидерства.

5. Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

3. Заключение.Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

3 стр., 1266 слов

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли

... семей; ? рассмотреть семейные роли; ? проанализировать понятие «лидерство»; ? выявить взаимосвязь семейных ролей и лидерства. Объект исследования - лидерство и семья. Предмет исследования - лидерство в семье. При написании ... И. Ожегова понятие «семья» рассматривается как «группа живущих вместе родственников». Отметим, что под семьей подразумеваются люди, которые проживают совместно, их хозяйство и ...

Во второй главе описано проведение эксперимента на спортивной группе легкоатлетов с целью выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что потенциальные лидерские качества не проявляются в данной группе. Данное явление определяется социально-психологическими условиями и климатом в коллективе. В ходе исследования у нас возникло ряд вопросов:

Обобщив всё выше изложенное, можно с уверенностью сказать, что развиваясь в коллективе спортсмен как «еденица» команды будет развиваться намного быстрее, нежели без него. В каждом коллективе есть лидер, который представляет собой некий идеал, стремясь к которому начинающие молодые спортсмены будут достигать результатов с большей скоростью. Т.е. даже если в коллективе нет личностей, претендующих на роль лидера, коллектив будет стремится к результатам не менее тех, которые имеются у текущего.

4.Список использованной литературы

1. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с

2. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.

3. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).