Тема:"Влияние коллектива на формирование личности спортсмена"

Бердянский государственный Педагогический Университет

Индивидуальное творческое задание по дисциплине «Психология спорта».

Тема:"Влияние коллектива на формирование личности спортсмена".

Подготовил студент 26 группы ФФВ

Золотаренко Дмитрий

Бердянск 2011

План

  1. Общее описание влияния коллектива на спортсменов
  2. Краткий обзор научной работы о феномене лидерства в спортивных командах
    1. Общая характеристика работы и её содержание
    2. Основные выводы, сделанные в работе
  3. Заключение, общий вывод
  4. Список использованной литературы

1.Влияние коллектива на развитие личности спортсмена. Деятельность спортсмена в социальной группе накладывает определенный отпечаток на его особенности, формирует его общественное сознание, жизненные принципы. Общение с другими людьми вызывает у занимающихся спортом не только эффект соперничества (соревновательную реакцию), но и воспитывает у них черты личности, связанные с совместной деятельностью.

Одной из таких черт является коллективизм, то есть солидарность человека с целями развития коллектива, в который он входит, следование идеалам коллектива и ценностным ориентациям. У коллективиста появляется чувство ответственности и долга, товарищеской взаимопомощи, требовательность к себе и к другим. Нередко индивидуальность в спортивной команде подавляется ради общего успеха команды или товарища. Это ярко проявляется, например, в соревнованиях по бегу, когда для обеспечения высокого, а порой и рекордного результата один бегун берет на себя роль временного лидера, или в командных гонках на шоссе велосипедистов, когда команда работает на своего лидера, и так далее Часто работа на достижение победы команды или товарища остается незамеченной.

8 стр., 3674 слов

Воспитательное влияние коллектива на личность

... быть творческим, самоуправляемым коллективом, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ученическому коллективу предстоит стать подлинной школой ... знакомых социально и пространственно более широк.В подавляющем большинстве случаев лидерами таких групп становятся старшие по возрасту дети. Степень влияния, которой ...

На велогонке мира 1978 года на первых этапах никому из советской команды не удавалось пробиться в лидеры гонки. За нашим лидером Пикуусом внимательно следили соперники. Тогда на собрании команды было решено выдвинуть в лидеры другого спортсмена — Аверина. А Пикуусу была отведена роль «подсадной утки» — он обязан был отвлекать внимание соперников от негласного, но теперь истинного лидера. Эта хитрость оправдала себя — Аверин стал победителем велогонки мира в личном зачете.

Под влиянием коллектива формируется и другая черта личности — самокритичность. Важно формировать у спортсмена адекватную меру самокритичности (самооценки), так как излишняя самокритичность приводит к неуверенности, а ослабленная самокритичность — к самоуверенности. И то и другое может способствовать возникновению такого неблагоприятного эмоционального состояния, фрустрация при неудаче спортсмена.

Коллективная деятельность способствует лучшей мобилизованности спортсмена для выполнения стоящей перед командой задачи. В ряде исследований показано, что коллективный соревновательный мотив в большей степени способствует улучшению деятельности, чем личный. Встречаются спортсмены, которые за команду выступают лучше, чем в личном зачете. К сожалению, психологическая природа этого феномена не раскрыта.

Пребывание в коллективе изменяет степень и направленность агрессивности спортсмена, проявляемой в конфликтной ситуации (эту характеристику личности называют экстрапунитивностью).

Лица с высокой агрессивностью уменьшают ее за счет развития у них эмпатии (сопереживания за товарищей по команде, идентификации своего состояния с эмоциональными состояниями других).

Агрессивность трансформируется в так называемую «спортивную злость», направляемую на соперника.

Вхождение спортсмена в определенную спортивную группу, созревшую до уровня коллектива, формирует сознательное и целеустремленное отношение к тренировочным занятиям, влияет на формирование моральных качеств спортсмена. Ощущая связь с группой, чувствуя себя ее представителем, спортсмен старается избегать таких поступков, которые могли бы бросить тень на весь коллектив или восстановить коллектив против него.

5 стр., 2148 слов

изучить социальную адаптацию студена как отдельной личности и непосредственно коллектив.

... социальную адаптацию студена как отдельной личности и непосредственно коллектив. Объект: личность студента, студенческий коллектив Субъект: социальная адаптация Гипотеза ... . Исследовать уровень социальной адаптации студентов одной группы при помощи двух методик 3. Получить ... модернизации одной из самых уязвимых социально-демографических групп населения является молодежь. Последнее обстоятельство связано ...

Развитие личностных особенностей спортсменов в команде зависит от характеристик последней. В частности, имеет значение численный состав группы. Например, удовлетворенность каждого участника команды своим вкладом в ее успех выше при малой численности команды. В больших группах меньше общегрупповая сплоченность, появляются группки, вступающие друг с другом в неприязненные отношения. Следствием этого является то, что в многочисленных группах более терпимо относятся к авторитарному руководству.

Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Формирование положительных черт личности происходит более успешно в коллективах и менее успешно — в группах общения типа ассоциации. Более того, в ряде случаев незрелость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах — корпорациях, где каждый спортсмен обеспокоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалистическая установка, которая в условиях трудных испытаний (на фоне нервно-психического истощения спортсменов) может приводить к возникновению острых внутригрупповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекватность самооценки.

Стабилизация группы — безусловно, положительный момент. Но в некоторых и, в общем, нередких случаях она становится тормозом дальнейшего развития группы, так как способствует утрате гибкости ее, трафаретности реакций, тому, что в спорте часто именуется академизмом. Исследования показали, что стандартизирующие процессы приводят к единообразию эмоций в группе. Устранить установившийся «стиль», расшатать излишне конформную конструкцию подчас не только желательно, но и необходимо. Терапия таких групповых состояний складывается из разнообразных воздействий, в том числе некоторого изменения состава и даже организации целенаправленной и контролируемой конфликтной напряженности.

6 стр., 2702 слов

Группа как социально-психологический феномен

... , разли­чаться по степени сплоченности, организованности, стилю руковод­ства (лидерства), социально-психологическому климату. Классификация групп I. По размеру(большие, средние, малые, микрогруппы). II ... кружка по интересам, а то и нескольких, многие входят в спортивные коман­ды и секции, и наверняка почти все активные члены ...

В ряде случаев тренер, по-видимому, не должен бояться некоторого осложнения отношений между отдельными членами коллектива, разумно используя конфликтность как источник новых эмоций и идей, препятствующих «застыванию» группы.

Длительное общение на сборах с одними и теми же партнерами даже при социальной зрелости группы может приводить к такому неблагоприятному явлению, как эскапизму — избеганию партнеров. Следствием этого является развивающаяся в первоначально психически здоровом коллективе несовместимость. Стремление и одновременно невозможность избежать навязанной на сборах системы общения, излишнего объема контактов (с точки зрения потребностей спортсмена) приводят к неадекватной оценке партнеров, появлению агрессивных тенденций, резкому снижению эффективности деятельности спортсмена и группы в целом.

2. Курсовая работа: Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

2.1 Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.

Объект исследования

Объектом исследования является группа легкоатлетов состоящая из 10 человек различной спортивной квалификации (от 2 взрослого разряда до мастера спорта) и различной возрастной группы (от 17 лет до 22 лет).

Предмет исследования

Предметом исследования являются особенности проявления лидерских качеств спортсменов легкоатлетов.

4 стр., 1839 слов

Анализ результатов исследований по социально-нравственному воспитанию дошкольников (на основе анализа периодической печати за 5 лет)

Реферат Анализ результатов исследований по социально-нравственному воспитанию дошкольников ( ... группы, коллективные творческие работы. Также необходимо проводить ролевые игры, которые моделируют реальные социальные ситуации, например: «Семья», «Магазин», «Школа». Осваивая социальную роль ... наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно ...

Цель исследования

Выявить особенности и возможности проявления лидерских качеств в группе легкоатлетов

Гипотеза исследования

Основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы» и проявляются в спортивной группе легкоатлетов в зависимости от социально-психологических условий.

Задачи исследования:

1. Определить потенциальные лидерские качества в группе легкоатлетов

2. Выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе

Методы исследования

1. Методика Q-сортировка

2. Социометрия

2.2 Основные выводы.

1. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.

3. В настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства. Выделилось несколько основных концепций: личностный подход (теория «черт лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства».

4. Множество работ в социальной психологии было посвящено исследованию стилей лидерства. Были выявлены 3 основных типа: демократический, автократический и либеральный (попустительский) стили лидерства.

5. Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... контроля и отчетности, проектирования и прогнозирования социально-культурных программ. Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных ... являться Дни здоровья, программы выходного дня, спортивные соревнования и многое другое. Формами культурно-досуговых ... коренных национальностей, так и различных этнических групп населения, проживающих за пределами своих национально- ...

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

3. Заключение.Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них — выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства — теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства — демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли — роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

7 стр., 3413 слов

Лидерство, влияющие на сплоченность команды

... деятельности спортивной команды 1.1. Определение лидерства и его признаки 1.2. Виды лидерства 1.3. Механизмы выдвижения лидеров 1. ... определенную роль при выдвижении на роль лидера. Важно при этом, чтобы спортсмена на роль капитана выдвигала команда. Признание капитана лидером команды положительно ... них за себя, и «Аякс» из сплоченного коллектива превратился в конгломерат соперничающих звезд». В связи с ...

Во второй главе описано проведение эксперимента на спортивной группе легкоатлетов с целью выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что потенциальные лидерские качества не проявляются в данной группе. Данное явление определяется социально-психологическими условиями и климатом в коллективе. В ходе исследования у нас возникло ряд вопросов:

Обобщив всё выше изложенное, можно с уверенностью сказать, что развиваясь в коллективе спортсмен как «еденица» команды будет развиваться намного быстрее, нежели без него. В каждом коллективе есть лидер, который представляет собой некий идеал, стремясь к которому начинающие молодые спортсмены будут достигать результатов с большей скоростью. Т. е. даже если в коллективе нет личностей, претендующих на роль лидера, коллектив будет стремится к результатам не менее тех, которые имеются у текущего.

4.Список использованной литературы

1. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. — 380 с

2. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. — Мн.: Новое знание, 2000. — 208 с.

3. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. — (Наука — спорту; Психология).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector