Предмет, задачи, структура социальной психологии. История развития социальной психологии. Специфика научного исследования в социальной психологии

Социальная психология

1. Предмет, задачи, структура социальной психологии 2

2. История развития социальной психологии 3

3. Специфика научного исследования в социальной психологии 4

4. Характеристика методов социально-психологического исследования 5

5. Понятие, функции, виды общения 6

6. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением 7

7. Экспериментальные методы в изучении взаимоотношений членов группы 8

8. Обратная связь в межличностном общении 9

9. Понятие, виды, причины коммуникативных барьеров 10

10. Характеристика видов коммуникативного воздействия. 11

11. Иерархическая структура диспозиций личности. 12

12. Механизмы социальной перцепции 13

13. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе 14

14. Характеристика невербальной коммуникации. 15

15. Характеристика интерактивной стороны общения 16

16. Содержание эффектов межличностного восприятия 17

17. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия 18

18. Структура взаимодействия в транзактном анализе 19

19. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии. 20

20. Понятие группы и ее основные характеристики, виды групп 21

21. Социометрическая структура малой группы 22

22. Коммуникативная структура группы 23

23. Понятие, виды, теории лидерства 24

24. Руководство как форма реализации социального управления в малой группе 25

25. Сравнительная характеристика моделей руководства 26

26. Процесс группового давления 27

27. Межличностные отношения в группе 28

28. Понятие социальной установки в Западной и Отечественной социальной психологии. 29

29. Возникновение и развитие малой группы. 30

30. Групповое сплочение и определяющие его факторы 31

31. Характеристика процесса принятия группового решения. 32

32. Понятие социальной роли и ролевого поведения личности в группе 33

33. Понятие, характеристика, формирование гендерных ролей 34

5 стр., 2283 слов

психология допроса. Понятие и виды допроса. Тактические приемы допроса.

... . Методическое пособие. - М., 1991 1. Понятие, значение и виды допроса По своей сути допрос является одним из ... СОДЕРЖАНИЕ: Введение ................................................................... 2 3 7 1. Понятие и виды допроса 2. Тактические приемы допроса 3. Психологический ... предъявления ему не относящихся к делу раздражителей (предметов, понятий и т. п.). Следователь при этом опирается на ...

34. Понятие, признаки больших социальных групп и движений 35

35. Характеристика массовых социально-психологических явлений 36

36. Социально-психологическая сущность толпы 37

37. Понятие социализации. Механизмы и содержание социализации 38

1. Предмет, задачи, структура социальной психологии

Социальная Ψ - это область Ψ, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, и психологические характеристик самих этих групп.

Предметом теоретической социальной Ψ являются: 1) явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны); 2) личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт; 3) массовые психические процессы.

Предмет прикладной социальной Ψ - закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Задачи социальной Ψ:

1) углубленный анализ проблем, относящихся к предмету социальной Ψ во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ роли социальной Ψ в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной Ψ с прикладной и практической Ψ;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной и зарубежной социальной Ψ.

Структура социальной Ψ включает такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений.

2 стр., 733 слов

17. Социальная ситуация развития. роль референтной группы в процессе социализации на различных

... психического развития в данном возрасте. Сср.: - ближайшие;- далекие. Референтные группы - это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших ... им определенного социального опыта и формировании внут-х поведенческих регуляторов, внутр-го плана сознания. Подростку необходима такая группа. Если одна группа (напр, проосоциальной ...

Социальная Ψ находится на стыке социологии и психологии, имеет общие точки соприкосновения с педагогикой, биологией, физиологией, анатомией, философией, теологией, экономикой, политикой, биологией, химией, физикой.

2. История развития социальной психологии

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1. Описательный этап (VI в. до н.э. — ХIХ в.) — возникли направления:

— социоцентризм Платона (социум стоит над индивидом);

— эгоцентризм Аристотеля («человек — общественное животное», но, ре-шая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе);

— «реалистическое учение» (Макиавелли, Гоббс): человек изначально по-рочен, общество аморально;

— «романтическое учение» (Руссо, Кант, Дидро): человек изначально добр, но общество портит его.

— теория личной выгоды (Бентам, Смит): поведение индивида опирается на оценку всех явлений, исходя из их полезности для него;

— позитивизма О. Конта: при изучении человека и общественной жизни надо использовать тот же подход, что и при изучении естественного мира.

2. Этап становления социально-психологического знания:

— психология народов: «дух» нации противопоставлялся «духу» отдель-ных индивидов (Лацарус и Штейнталь).

Вундт: психические продукты общественного характера (языки, мифы и обычаи) имеют социальное происхождение.

— теории фактора: в основе всех социально-психологи-ческих явлений лежит единый фактор — подражание (Баджот, Тард), внушение (Лебон), привычка (Джеймс), инстинкт (Макдугалл), «коллективное сознание» (Дюрк-гейм).

— социальный дарвинизм: акцент на «борьбе за существование» посредст-вом межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер).

— психоаналитическая теория 3. Фрейда: конфликт между влечениями индивида и социальными нормами, результатом является невроз. В основе социальных связей лежат идентификация и сублимация.

8 стр., 3961 слов

Социальная психология 7

... Второй этап в становлении социально-психологического знания характеризуется как… теологический психологический философский социологический В отличие от общей психологии социальная психология изучает… индивидуально-психологические особенности особенности познавательной сферы ...

3. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX—XX вв. исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического экспери-мента считается Н. Триплет.

3. Специфика научного исследования в социальной психологии

1. Проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, «допускать» ли в исследование данные этих двух видов, в социальной Ψ идет дискуссия: в бихевиористской социальной Ψ за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др. В других традициях данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора: один ряд методов пригоден для регистрации актов поведения человека, другой — для фиксации его когнитивных образований. Проблема объема данных. Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними.

2. Проблема интеграции данных в принципы, построение гипотез и теорий. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии не носят дедуктивного характера, т. е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза «представляет» в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования — формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований — отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... . Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная ... оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Аналитическое мышление - это ...

4. Характеристика методов социально-психологического исследования

1) методы сбора информации в социальной психологии:

а) наблюдение — преднамеренное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода;

б) опрос — это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым;

в) тестирование — стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей;

з) изучение документов, в т. ч. контент-анализ (или анализ содержания), суть которого состоит в выявлении частоты использования сравнительно постоянных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.

г) социометрия — это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

д) Корреляционное исследование — это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой. Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» — полевые исследования).

18 стр., 8551 слов

3. Развитие социальной психологии в России

... исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.). Виды методов социальной психологии: 1) методы сбора информации: а) наблюдение; б) ... документов; л) изучение продуктов деятельности; 2) методы обработки информации: а) приемы теоретической и логической обработки данных; б) использование математической статистики. На ...

е) эксперимент; ж) интервьюирование; з) проективные методики;

и) шкалирование; к) изучение продуктов деятельности;

2) методы обработки информации в социальной психологии: а) приемы теоретической и логической обработки данных; б) использование математической статистики.

5. Понятие, функции, виды общения

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector