Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития социальной психологии.Специфика научного исследования в социальной психологии

Социальная психология

1. Предмет, задачи, структура социальной психологии 2

2. История развития социальной психологии 3

3. Специфика научного исследования в социальной психологии 4

4. Характеристика методов социально-психологического исследования 5

5. Понятие, функции, виды общения 6

6. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением 7

7. Экспериментальные методы в изучении взаимоотношений членов группы 8

8. Обратная связь в межличностном общении 9

9. Понятие, виды, причины коммуникативных барьеров 10

10. Характеристика видов коммуникативного воздействия. 11

11. Иерархическая структура диспозиций личности. 12

12. Механизмы социальной перцепции 13

13. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе 14

14. Характеристика невербальной коммуникации. 15

15. Характеристика интерактивной стороны общения 16

16. Содержание эффектов межличностного восприятия 17

17. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия 18

18. Структура взаимодействия в транзактном анализе 19

19. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии. 20

20. Понятие группы и ее основные характеристики, виды групп 21

21. Социометрическая структура малой группы 22

22. Коммуникативная структура группы 23

23. Понятие, виды, теории лидерства 24

24. Руководство как форма реализации социального управления в малой группе 25

25. Сравнительная характеристика моделей руководства 26

26. Процесс группового давления 27

27. Межличностные отношения в группе 28

28. Понятие социальной установки в Западной и Отечественной социальной психологии. 29

29. Возникновение и развитие малой группы. 30

30. Групповое сплочение и определяющие его факторы 31

31. Характеристика процесса принятия группового решения. 32

32. Понятие социальной роли и ролевого поведения личности в группе 33

33. Понятие, характеристика, формирование гендерных ролей 34

34. Понятие, признаки больших социальных групп и движений 35

35. Характеристика массовых социально-психологических явлений 36

9 стр., 4172 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

... РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА Виды социальной структуры трудового коллектива Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между ними. Основным элементом структуры является социальная группа, обладающая каким-либо ...

36. Социально-психологическая сущность толпы 37

37. Понятие социализации. Механизмы и содержание социализации 38

1. Предмет, задачи, структура социальной психологии

Социальная Ψ – это область Ψ, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, и психологические характеристик самих этих групп.

Предметом теоретической социальной Ψ являются: 1) явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны); 2) личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт; 3) массовые психические процессы.

Предмет прикладной социальной Ψ – закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Задачи социальной Ψ:

1) углубленный анализ проблем, относящихся к предмету социальной Ψ во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ роли социальной Ψ в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной Ψ с прикладной и практической Ψ;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной и зарубежной социальной Ψ.

Структура социальной Ψ включает такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений.

Социальная Ψ находится на стыке социологии и психологии, имеет общие точки соприкосновения с педагогикой, биологией, физиологией, анатомией, философией, теологией, экономикой, политикой, биологией, химией, физикой.

2. История развития социальной психологии

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1. Описательный этап (VI в. до н.э. – ХIХ в.) – возникли направления:

— социоцентризм Платона (социум стоит над индивидом);

— эгоцентризм Аристотеля («человек – общественное животное», но, ре-шая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе);

— «реалистическое учение» (Макиавелли, Гоббс): человек изначально по-рочен, общество аморально;

— «романтическое учение» (Руссо, Кант, Дидро): человек изначально добр, но общество портит его.

— теория личной выгоды (Бентам, Смит): поведение индивида опирается на оценку всех явлений, исходя из их полезности для него;

— позитивизма О. Конта: при изучении человека и общественной жизни надо использовать тот же подход, что и при изучении естественного мира.

6 стр., 2592 слов

I СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

... ­на медико-психологического обследования пациента в клинике, приве­денного ниже: I социально-демографические данные ФИО Возраст Пол Адрес Семейное положение:(холост; состоит в браке, какой по ... о "психологическом портрете" пациента: структура личности, в частности, особенности интеллектуального развития, особенности социального ста­туса, - каким образом эти особенности в дальнейшем могут повлиять на ...

2. Этап становления социально-психологического знания:

— психология народов: «дух» нации противопоставлялся «духу» отдель-ных индивидов (Лацарус и Штейнталь).

Вундт: психические продукты общественного характера (языки, мифы и обычаи) имеют социальное происхождение.

— теории фактора: в основе всех социально-психологи-ческих явлений лежит единый фактор – подражание (Баджот, Тард), внушение (Лебон), привычка (Джеймс), инстинкт (Макдугалл), «коллективное сознание» (Дюрк-гейм).

— социальный дарвинизм: акцент на «борьбе за существование» посредст-вом межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер).

— психоаналитическая теория 3. Фрейда: конфликт между влечениями индивида и социальными нормами, результатом является невроз. В основе социальных связей лежат идентификация и сублимация.

3. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического экспери-мента считается Н. Триплет.

3. Специфика научного исследования в социальной психологии

1. Проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, «допускать» ли в исследование данные этих двух видов, в социальной Ψ идет дискуссия: в бихевиористской социальной Ψ за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др. В других традициях данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора: один ряд методов пригоден для регистрации актов поведения человека, другой — для фиксации его когнитивных образований. Проблема объема данных. Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними.

2. Проблема интеграции данных в принципы, построение гипотез и теорий. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза «представляет» в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования — формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований — отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.

2 стр., 529 слов

1. Клиническая психология как область психологических знаний

... мотивационной сферы и ее природная детерминация. Расстройства влечений. 52. Психологические и клинические понятия личности. Роль социальных факторов в компенсации и декомпенсации аномалий личности. 53. ... организации психической деятельности. 43. Нарушения сознания и самосознания. Категория сознания в психологии и медицине. Виды нарушений сознания при разных патологических состояниях. 44. Проблема ...

4. Характеристика методов социально-психологического исследования

1) методы сбора информации в социальной психологии:

а) наблюдение – преднамеренное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода;

б) опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым;

в) тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей;

з) изучение документов, в т.ч. контент-анализ (или анализ содержания), суть которого состоит в выявлении частоты использования сравнительно постоянных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.

г) социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

д) Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой. Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

е) эксперимент; ж) интервьюирование; з) проективные методики;

и) шкалирование; к) изучение продуктов деятельности;

2) методы обработки информации в социальной психологии: а) приемы теоретической и логической обработки данных; б) использование математической статистики.

5. Понятие, функции, виды общения

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния……….