Исследование поведения личности в организации

Содержание

Введение

1. Изучение основ теории поведения личности

2. Основные типы поведения человека в организации

3. Взаимодействие человека и организации

Заключение

Список литературы

Введение

Любая социальная общность людей (семья, коллектив предприятия) испытывает на себе влияние внешнего мира, непосредственного окружения и своей внутренней среды. Производственное предприятие, торговая фирма постоянно анализируют изменения в непосредственном окружении (рынка сбыта, поведение конкурентов, динамику цен, надежность партнеров и поставщиков) и совершенствует систему управления своей организации. Стабильное развитие предприятия, рост его производственных и финансовых показателей позволяют повышать его экономические параметры, то есть применять наиболее желанную стратегию роста. Чаще всего приходится применять стратегию ограниченного роста — планировать медленное и острожное увеличение экономических и социальных показателей. И самые нежелательные изменения во внутренней среде предприятия происходят при стратегии «последнего средства» — положение предприятия стало столь угрожающим, что приходится сокращать численность работников.

Целью данной работы является исследование поведения личности в организации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-обобщение и систематизация предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения;

-рассмотреть основные типы поведения человека в организации

-выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение личности на рабочем месте.

1. Изучение основ теории поведения личности

«Под поведением подразумевается набор действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин».

Они включают в себя: интересы; мотивы; отношение к алкоголю (укоренившееся в сознании отдельных видов деятельности в определенных обстоятельствах); ситуация; отношение к ней в настоящее время; собственные идеи по поводу окружающей среды и свое место в ней; задачи (чем яснее сотрудник перед началом работы себе их представляет, тем определеннее будет его поведение) и прочее.

4 стр., 1645 слов

17.Лидеры в организации. Личность лидера и пути формирования ...

... и интересы развития личности, семейные мотивы. Территориальные перемещения происходят между экономическими районами, населенными пунктами и внутри них.Внутриорганизационная (внутризаводская) мобильность обусловлена тем, что каждая организация представляет собой ...

«Поведение человека — набор сознательных, общественно значимых действий в связи с занимаемой позицией, т.е понимание собственных функций»

Под личностью понимается:

— человек как субъект деятельности, который является носителем сознания и самосознания;

— его система взаимосвязанных устойчивых, социально значимых качеств, которые позволяют достичь цели, активно учиться и преобразовывать мир. Некоторые из них являются врожденными (натуральными), часть — приобретёнными (социальными).

«Личность — это целостная система, которая сочетает в себе различные психологические качества, которые характеризуют конкретного человека (индивида).

Главный признак индивида — целостность. Она проявляется в устойчивой предрасположенности воспринимать одинаково и последовательно реагировать на изменения ситуации, стимулы, ценности, мотивы, обороны, разные личности и индивидуальные манеры других «.

Личные качества (психологические, физиологические, социальные и психологические), которые являются уникальными для конкретного человека, определяют его склонность, мотивы и поведение в различных ситуациях. Недостаток определенных качеств, может быть компенсирован в некоторой степени другим.

Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер. Эти качества зависят от следующих основных факторов:

Во-первых, индивидуальные особенности людей (физическое состояние, эмоции, интеллект, отношения, интересы).

Во-вторых, положение человека в окружающей среде (статус, социальная роль, права, обязанности, ответственность, осознание, перспективы продвижения по службе, и т.д.).

В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность).

В-четвертых, пола.

В-пятых, характеристики психических состояний, т.е. относительно длинные и стабильные психические проявления, присущие человеку, такие состояния:

-познавательные (любопытство, недоверие, и т.д.);

-эмоциональные (радость, печаль, гнев, страх и т.п.).;

-волевые позволяют сознательно контролировать и управлять своей деятельностью (настойчивость, решительность).

Таким образом, в сотрудничестве с организацией лица не появляются в качестве механизма для осуществления определенных действий, как разумное и сознательное существо со стремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имея фантазию, имеют определенные убеждения и следующие определенной морали.

Поведение большинства людей едва вписывается в стандартные рамки. Для того, чтобы устранить противоречие между стандартами и разнообразием человеческого поведения, а также между поведением человека и норм организационной среды, необходимо знать, что определяет поведение человека, как он определяет себя и других, как он реагирует на определенное стимулы, из которого он зависит от предпочтений, что приемлемо, а что нет.

Естественно, поведение человека в значительной степени влияет на цели, которые он преследует, условия, в которых разворачивается действие, свои реальные возможности, динамику процессов, настроения и других факторов. Тем не менее, разнообразие факторов, поведение каждого человека имеет определенную стабильность и предсказуемость, присущие черты.

9 стр., 4112 слов

Методические рекомендации по организации деятельности по опеке ...

... РФ). Опекуны не назначаются подопечным, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (часть 4 статьи 35 ГК РФ). ... строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел (часть 2 статьи 18 Закона № ...

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами влияния условий формирования отдельных видов деятельности — особенно группы, в которую он включен, условий совместной деятельности по организации и оригинальность страны, в которой он работает. Соответственно, возможность успешно включены в организационной среде, чтобы научить поведение в равной степени зависит от характеристик как для окружающей среды и характеристик его личности.

Любой человек характеризуется:

*общими качествами (интеллект, остроумие, наблюдение, работа, организация, коммуникабельность и т.д.),

*специфическими свойствами (способность к конкретному виду деятельности); мощность может быть общей присущи в разной степени всем людям (воспринимать, думать, учиться, работать);

*элементарными частными (определение, настойчивость, музыкальный слух, критического мышления и т.д.);

*сложными частными, в том числе профессиональными (отдельные виды деятельности);

*специальными (сосредоточены на организации взаимодействия людей, управления и дизайна, который направлен на создание конкретных объектов в некоторых местах);

*готовностью к определенному типу деятельности (в виде совокупности знаний и навыков);

*направлением (ориентация социальной активности, что происходит под влиянием социальных аспектов — интересы, стремления, идеалы, убеждения);

*определенным складом характера;

*биологически детерминированные особенности (например, темперамент);

*психологические характеристики: диапазон деятельности (широта, глубина), которые могут быть общими, конкретные виды; стиль работы (в виде воздействия, основанной на знаниях, опыте, эмоциях) и динамики психики (характеризуется питания, подвижности, раздражительность);

*психическое состояние, т.е., стойкие психические явления, присущие человеку в течение относительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и т.д.).

Личностные черты в значительной степени влияют на качество человеческих функций, возложенных на стиль его работы, отношений с другими людьми. Стабильность этих особенностей позволяет предсказать поведение индивида, т.е. действия, выражая его субъективную реакцию на ситуации.

2. Основные типы поведения человека в организации

теория поведение личность трудовой

У человека есть две степени свободы в построении своего поведения в организации, с одной стороны, он имеет свободу в выборе форм поведения — признавать или не признавать, что существуют формы и стандарты поведения в организации, а с другой — может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее философию.

5 стр., 2144 слов

Организация антинаркотической профилактической работы в Муниципальном ...

... личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно Формы организации работы школы №Формы организации работы:Ответственные1Проведение Мониторинга ... воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять ...

Каждый тип поведения характеризуется объективными и субъективными причинами, понимание его необходимости, склонность к нему. В зависимости от того, как компоненты сочетаются, могут быть выделены четыре типа человеческого поведения в организации.

Первый тип поведения (лояльный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, пытаясь вести себя таким образом, что его действия не могут быть в конфликте с интересами организации. Он искренне пытается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми стандартами поведения. Результаты деятельности такого человека в значительной степени зависят от его личных возможностей и навыков и, как правильно определяют содержание его роли. Для этих людей, руководство и подчинение является осознанной необходимостью, в том числе тех, которые возникают из чувства долга.

Второй тип поведения («приспособленец») характеризуется тем, что человек не принимает ценности организации, тем не менее, пытается вести себя с соблюдением норм поведения, принятых в организации. Он делает все, по правилам, но его не следует рассматривать в качестве надежного члена организации, хотя этот хороший исполнительный работник может в любое время выйти из организации или совершить действия, противоречащие его интересам, но в соответствии со своими собственными. Для этих людей, руководство или подчинение внутри желательно добросовестный подчинение будет иметь негативные последствия из-за ориентации в реализации задач, и достижение комфортного состояния.

Третий тип поведения («оригинал») характеризуется тем, что люди принимают ценности организации, но не принимают его в существующих кодексов поведения. В то же время он может испытывать много трудностей в отношениях с коллегами и руководством. В случае, когда организация может отказаться от установленных стандартов поведения по отношению к тем из своих членов и предоставлять им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, чтобы успешно адаптироваться к организационной среде.

Четвертый тип поведения («бунтарь») характеризуется тем, что человек не принимает никакого кодекса поведения или ценностей организации, все время находится в противоречии с организационной средой и создает конфликты. Необходимость определенного типа поведения для таких людей вынуждена навязанные извне, из-за отсутствия понимания как важности и необходимости ценностей и норм поведения в организации, а также отсутствие соответствующих навыков и привычек. В этих условиях, функции управления или подчинения воспринимаются как насилие против личности, нападение на свободу является внутренним протестом, а иногда и гневом. Было бы неверно полагать, что этот тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, которые ведут себя подобным образом, ей не нужны. Тем не менее, в большинстве случаев, «бунтари» приводят ко многим проблемам, значительно усложняя жизнь организации и даже нанося ей значительный ущерб.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...

3. Взаимодействие человека и организации

Чтобы объяснить поведение человека в организации, важно определить условия, при которых сотрудники ведут себя определенным образом, то есть, критерии и руководящие принципы, которые они используют, чтобы смешать много возможностей единственного реального действия.

Человек взаимодействует с организацией, пытаясь понять, что проблемы, стоящие перед ним в организации условий, в которых он должен работать, с кем ему необходимо общаться и что в обмен он получит от организации. Из этих и многих других факторов будет зависеть удовлетворение человеческого взаимодействия с организацией, его отношение к организации и его вклад в неё.

Поведение личности в обществе и на работе является результатом сочетания индивидуальных характеристик человека и окружающей среды. Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с ее организационной средой, т. е. частью организации, с которой он столкнулся во время своей работы в ней. В общих чертах эти характеристики и компоненты организации в профиль производства, ситуация в секторе, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационную структуру, правила поведения и внутреннего распорядка, условиями труда, платежная система, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и многие другие. Непосредственно это его рабочее место и то, что его окружает.

При всем многообразии возникающих трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением можно выделить две основные группы проблем:

— связанные с ожиданиями и представлениями индивида об организационном окружении и его месте в нем;

— ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.

Ожидания человека по отношению к организации связаны с вопросами:

1)содержания, смысла и значимости работы, ее оригинальности и творческого характера;

2)увлекательности и интенсивности, степени независимости, прав и власти на работе, степени ответственности и риска, престижности и статусности работы, степени включенности работы в более широкий трудовой процесс;

3)безопасности и комфортности условий на работе; признания и поощрения хорошей работы, заработной платы и премий, социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией, гарантий роста и развития, дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе, отношений между членами организации, конкретных лиц, работающих в организации.

Организация в свою очередь ожидает от человека и надеется, что он проявляет себя как:

— специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации;

-человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

4 стр., 1712 слов

Стрессовые состояния у людей, потерявших работу

... 6 месяцев отсутствия работы. Обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психики, финансов, социального положения человека. Наблюдаются дефицит активного поведения, разрушение жизненных ... проблему, используя преимущественно метод интервьюирования. Проведено обследование широкого круга людей, потерявших работу или находящихся под угрозой ее потери, которые связаны с ...

-член коллектива, способный коммуницировать и поддерживать хорошие отношения, с коллегами;

-член организации, разделяющий ее ценности;

-работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

— человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;

-исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

-член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

— сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Также отдельные ожидания являются важным компонентом характеристик состояния человека в организации системы групповых ожиданий. Это связано с тем, что каждый в организации не только делает ее функционирование, и, конечно, воспринимается, оценивается другими. Организация через ожидаемых образцов поведения, связанных с каждой ролью, определенный способ контролировать деятельность своих членов. Набор ожиданий организации по отношению к человеку, а также важность для организации отдельных ожиданий может значительно отличаться. В рамках той же организации к различным предметам могут быть различные комбинации ожиданий.

Для того, чтобы минимизировать проблемы, возникающие между человеком и организацией в отношении друг к другу, необходимо определить положение человека в организации в качестве ее членов, то есть, за место в организации претендует на человека какую роль он может и готов выполнять и какую роль он предлагает организации. Несоответствие роли, которую организация предлагает человеку, его желание занять определенное место в организации часто является основой конфликта между человеком и организационной среды.

Занимаемое место человеком в группе характеризуется его статусом социометрической роли. Статус — это определенное единство объективно присущие особенности человека, которые определяют его место в группе, а также субъективное восприятие других его членов. Важно и то, как человек, как член организации имеет привязанность других членов организации, и как это воспринимают в группе. Роль может быть определена как список фактических функций, которые устанавливают индивидуальную организацию, содержание групповой деятельности.

Заключение

При взаимодействии с организацией человек выступает не как механизм, выполняющий определенные действия, а как разумное и сознательное существо, обладающее желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, определенные верования и мораль.

Поведение большинства людей с трудом вписывается в стандартные рамки. Для того чтобы снять противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо знать, что определяет поведение человека, как он определяет себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, от чего зависят его предпочтения, что для него приемлемо, а что нет.

В любой организации возникают проблемы связанные с неэффективным поведением сотрудников, т.е. пассивность персонала.

15 стр., 7423 слов

Роль эмоций в психической организации человека

... играют существенную роль в психической организации человека. Конечно же, в первую очередь, под психической организацией человека понимаются его потребности, мотивы, деятельность, поведение и образ жизни, от ... реакцией. На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую организацию человека. Такое представление позволяет понять биологическую ценность врождённых эмоций. В ...

Если руководители не уделяют должного внимания управлению персоналом, высока вероятность того, что они столкнутся с единичными или даже массовыми случаями пассивности, разочарования работников, что неизбежно приведет к снижению производительности труда, ухудшению организационного климата.

Таким образом, по мере развития организации возникает необходимость изменения поведения персонала.

Список литературы

1.Аширов Д.А. Организационное поведение. — М.: Проспект, 2006. — 360 с.

2.Аширов Д.А. Управление персоналом. — М.: Проспект, 2007. — 432 с.

3.Весенин В.Р. Менеджмент. — М.: Проспект, 2007. — 512 с.

4.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. — М.: Проспект, 2008. — 688 с.

5.Глухов В.В. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2007. — 608 с.

6.Гулевич О. А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов// Психологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 68 — 77.

Размещено на