Самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
1 семестр 2011-2012 уч. г.
Форма итогового контроля по дисциплине: зачет
Часов на дисциплину по учебному плану:
очное отделение: всего 72, ауд. 28, на СРС- 40
заочное отделение: всего 72, ауд 6 на СРС — 66
Пояснительная записка
Планирование самостоятельной работы студентов составлена в соответствии рабочей программы по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения.
Выполнение студентами пакета самостоятельных заданий является обязательным условием процесса обучения и допуском к зачету (экзамену).
Задания по самостоятельной работе включают изучение отдельных разделов и тем учебной дисциплины и предусматривает:
§ уровень сложности учебных заданий – частично-поисковой, творческий (поиск новых источников литературы, составление схем, таблиц);
§ форма выполнения индивидуальная (доклад, реферат, презентации – клипов, мини сообщения на практических занятиях, задания по составлению схем и рисунков, таблиц, решение контрольных ситуационных заданий);
§ форма отчетности: пакет заданий разного уровня сложности по темам, отведенных на самостоятельную работу;
§ форма контроля выполнения: сдача практических заданий в установленный срок;
§ результат выполнения самостоятельной работы: овладение базовым материалом дисциплины, правильное употребление и понимание основных понятий, терминов и умение их применять в практической деятельности, ориентироваться в выбранных источниках информации и отбирать необходимую информацию во время индивидуального собеседования.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
РАЗДЕЛ I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Тема: «Возрастная периодизация онтогенеза человека»
Общая трудоемкость – 6 часов
Цель: Изучить особенности строения и функционирования организма человека на различных этапах онтогенеза;
Вопросы для самоподготовки:
1. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.
2. Биологический и паспортный возраст.
3. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
Задания по психологии для самостоятельной работы. Тема. Психические свойства
... получается», 21) « Она никогда не сидит на месте», 22) «Он шустрый», 23)«Она самостоятельная», 24)«У него обострённое чувство справедливости» , 25) « Он любит разбирать вещи на ... запах; в) красота; г) чистота; д) пение; е) интонацию. Задание 5. Какие психологические черты описывают отношение человека к людям, особенности его общения ? а) аккуратность; б) трудолюбие; в) ...
4. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.
5.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.
6.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.
7.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.
8. Критические и сенситивные периоды развития организма
9. Акселерация и ретардация развития организма
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Онтогенез – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.
Для периодов онтогенеза характерно ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Своеобразными узловыми точками онтогенеза являются критические периоды индивидуального развития, особенностью которых — высокая чувствительность организма к различным раздражителям внешней среды.
Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.
Возрастная периодизация онтогенеза — это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.
Возрастная периодизация была утверждена на симпозиуме физиологов в 1965 году и основывается на физиологических, морфофункциональных, биохимических, биофизических критериях. Согласно классификации возрастной периодизации выделяют следующие периоды:
I. Пренатальный период (внутриутробное развитие):
1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес.
2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения)
II. Постнатальный период:
1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые
10 дней постнатального периода
2. Период новорожденности — первый месяц жизни
3. Грудной возраст — от 1 мес. до 1 года
4. Раннее детство — 1 — 3 лет
5. Первое детство — 4 — 7 лет
6. Второе детство — 8 — 11 лет (девочки)
8 — 12 лет (мальчики)
7. Подростковый (пубертатный) период — 12-15 лет (девочки)
13- 16 лет (мальчики)
8. Юношеский возраст — 16-20 лет (девушки)
17 — 21 год (юноши)
9. Зрелый возраст: 1 период — 21 — 35 лет (женщины)
22 — 35 лет (мужчины)
2 период — 36 — 55 лет (женщины)
36 — 60 лет (мужчины)
10. Пожилой возраст — 56 — 74 года (женщины)
61 — 74 года (мужчины)
11. Старческий возраст — 75 — 90 лет
12. Долгожители — 90 лет и выше
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Тема: «Возрастные особенности развития организма»
Цель занятия:Изучить особенности развития организма в онтогенезе, выявить особенности и критические периоды на каждом этапе развития.
Работа 1. Составить таблицу возрастной периодизации организма.
Задание:записать в таблицу анатомо-физиологические особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.
Таблица
Классификация возрастной периодизации
Название периода | возраст | Особенности развития организма и функциональных систем |
I. Пренатальный период: | ||
1. | ||
2. | ||
II. Постнатальный период: | ||
Литература для самоподготовки
1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие[Текст]/
С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С.15-20; 34-44.
2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. — С.6-14; 22-43; 67-68.
3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М:»Издат-Школа, 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучает предмет « Возрастная анатомия и физиология?
2. Этапы развития организма в онтогенезе
3. Какие количественные и качественные преобразования происходят
в детском организме.
4. Факторы процесса развития
5. Понятие онтогенез и филогенез.
6. Понятие гомеостаз, гомеостатические константы.
7 Надежность биологической системы и её принципы
8. Общие закономерности роста и развития организма
9. Механизмы регуляции организма
10. Уровни организации организма и их характеристика.
11. Процесс саморегуляции и его роль в деятельности организма
12. Какие системы организма поддерживают гомеостаз?
13. Понятие « гетерохронность», кто разработал теорию системогенеза.
14. Что изучает наука геронтология?
15. Что представляет собой возрастная периодизация?
16. Назовите критические периоды развития и их особенности
17. Назовите периоды внутриутробного развития человека.
Контроль усвоения материала
Тест I типа (вариант с одним ответом)
1. Процесс саморегуляции организма осуществляется:
а) гуморальной регуляцией;
б) эндокринной регуляцией
в) нервной системой
г) дыхательной системой
2. Пубертатный скачок роста наблюдается:
а) с 13 до 15 лет
б) с 12 до 13 лет
в) с 16-18 лет
г) с 10-11 лет
3. Основой жизнедеятельности клетки является
а) ядро
б) мембрана
в) рибосомы
г) цитоплазма
д.) движители
4.Динамические саморегулирующиеся организации, избирательно объединяющие различные органы и уровни нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных результатов, называется:
а) функциональные системы
б) физиологические системы
в) гомеостазом
г) нервными центрами
5.Способ приспособления к изменяющимся условиям существования организма средством сохранения гомеостаза называется:
а) активной адаптацией
б) активного преобразования
в) пассивной адаптацией
г) активно-пассивной адаптацией
6. Процессы диссимиляции преобладают:
а) в детском возрасте
б) в юношеском возрасте
в) в зрелом возрасте
г) в пожилом возрасте
Тест II типа ((вариант с несколькими ответами)
7. Признаками механизма нервной регуляции являются:
а) быстрое и короткое действие
б) наличие нервного импульса
в) медленное и длительное действие
г) наличие медиатора
8. Внутренняя среда организма включает:
а) органы
б) кровь и лимфу
в) сосуды;
г) межтканевую жидкость
Литература для самоподготовки
1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие[/
С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007. – С.15-20; 34-44.
2. Сапин М.Р. Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М: Издательский центр «Академия»,2000. — С.6-14; 22-43; 67-68.
3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов. – М:»Издат-Школа, 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.
4. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учрежд. высш. пед. образования/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. – М.: Издательский центр «Академия»,2011. Глава 2-9.
5. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учеб. пособие/ Н.Ф.Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завъялова, В.М.Ширшова. – 2 –е изд. Стер. – Новосибирск: Сиб.унив.,изд-во, 2010. – С. 9-24.
Сроки выполнения работы назначается преподавателем