КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Самостоятельная работа студентов по дисциплине

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

1 семестр 2011-2012 уч. г.

Форма итогового контроля по дисциплине: зачет

Часов на дисциплину по учебному плану:

очное отделение: всего 72, ауд. 28, на СРС- 40

заочное отделение: всего 72, ауд 6 на СРС — 66

Пояснительная записка

 

Планирование самостоятельной работы студентов составлена в соответствии рабочей программы по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения.

Выполнение студентами пакета самостоятельных заданий является обязательным условием процесса обучения и допуском к зачету (экзамену).

Задания по самостоятельной работе включают изучение отдельных разделов и тем учебной дисциплины и предусматривает:

§ уровень сложности учебных заданий – частично-поисковой, творческий (поиск новых источников литературы, составление схем, таблиц);

§ форма выполнения индивидуальная (доклад, реферат, презентации – клипов, мини сообщения на практических занятиях, задания по составлению схем и рисунков, таблиц, решение контрольных ситуационных заданий);

§ форма отчетности: пакет заданий разного уровня сложности по темам, отведенных на самостоятельную работу;

§ форма контроля выполнения: сдача практических заданий в установленный срок;

§ результат выполнения самостоятельной работы: овладение базовым материалом дисциплины, правильное употребление и понимание основных понятий, терминов и умение их применять в практической деятельности, ориентироваться в выбранных источниках информации и отбирать необходимую информацию во время индивидуального собеседования.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

РАЗДЕЛ I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Тема: «Возрастная периодизация онтогенеза человека»

Общая трудоемкость – 6 часов

 

Цель: Изучить особенности строения и функционирования организма человека на различных этапах онтогенеза;

 

Вопросы для самоподготовки:

 

1. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.

2. Биологический и паспортный возраст.

3. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

4 стр., 1524 слов

Задания по психологии для самостоятельной работы. Тема. Психические свойства

... получается», 21) « Она никогда не сидит на месте», 22) «Он шустрый», 23)«Она самостоятельная», 24)«У него обострённое чувство справедливости» , 25) « Он любит разбирать вещи на ... запах; в) красота; г) чистота; д) пение; е) интонацию. Задание 5. Какие психологические черты описывают отношение человека к людям, особенности его общения ? а) аккуратность; б) трудолюбие; в) ...

4. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.

5.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.

6.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.

7.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.

8. Критические и сенситивные периоды развития организма

9. Акселерация и ретардация развития организма

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Онтогенез – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.

Для периодов онтогенеза характерно ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Своеобразными узловыми точками онтогенеза являются критические периоды индивидуального развития, особенностью которых — высокая чувствительность организма к различным раздражителям внешней среды.

Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.

Возрастная периодизация онтогенеза — это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.

Возрастная периодизация была утверждена на симпозиуме физиологов в 1965 году и основывается на физиологических, морфофункциональных, биохимических, биофизических критериях. Согласно классификации возрастной периодизации выделяют следующие периоды:

I. Пренатальный период (внутриутробное развитие):

 

1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес.

2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения)

II. Постнатальный период:

 

1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые

10 дней постнатального периода

2. Период новорожденности — первый месяц жизни

3. Грудной возраст — от 1 мес. до 1 года

4. Раннее детство — 1 — 3 лет

5. Первое детство — 4 — 7 лет

6. Второе детство — 8 — 11 лет (девочки)

8 — 12 лет (мальчики)

7. Подростковый (пубертатный) период — 12-15 лет (девочки)

13- 16 лет (мальчики)

8. Юношеский возраст — 16-20 лет (девушки)

17 — 21 год (юноши)

9. Зрелый возраст: 1 период — 21 — 35 лет (женщины)

22 — 35 лет (мужчины)

2 период — 36 — 55 лет (женщины)

36 — 60 лет (мужчины)

10. Пожилой возраст — 56 — 74 года (женщины)

61 — 74 года (мужчины)

11. Старческий возраст — 75 — 90 лет

12. Долгожители — 90 лет и выше

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Тема: «Возрастные особенности развития организма»

Цель занятия:Изучить особенности развития организма в онтогенезе, выявить особенности и критические периоды на каждом этапе развития.

Работа 1. Составить таблицу возрастной периодизации организма.

Задание:записать в таблицу анатомо-физиологические особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.

Таблица

Классификация возрастной периодизации

 

Название периода возраст Особенности развития организма и функциональных систем
I. Пренатальный период:    
1.    
2.    
II. Постнатальный период:    
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Литература для самоподготовки

 

1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие[Текст]/

С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С.15-20; 34-44.

2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. — С.6-14; 22-43; 67-68.

3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М:»Издат-Школа, 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что изучает предмет « Возрастная анатомия и физиология?

2. Этапы развития организма в онтогенезе

3. Какие количественные и качественные преобразования происходят

в детском организме.

4. Факторы процесса развития

5. Понятие онтогенез и филогенез.

6. Понятие гомеостаз, гомеостатические константы.

7 Надежность биологической системы и её принципы

8. Общие закономерности роста и развития организма

9. Механизмы регуляции организма

10. Уровни организации организма и их характеристика.

11. Процесс саморегуляции и его роль в деятельности организма

12. Какие системы организма поддерживают гомеостаз?

13. Понятие « гетерохронность», кто разработал теорию системогенеза.

14. Что изучает наука геронтология?

15. Что представляет собой возрастная периодизация?

16. Назовите критические периоды развития и их особенности

17. Назовите периоды внутриутробного развития человека.

Контроль усвоения материала

Тест I типа (вариант с одним ответом)

 

1. Процесс саморегуляции организма осуществляется:

а) гуморальной регуляцией;

б) эндокринной регуляцией

в) нервной системой

г) дыхательной системой

 

2. Пубертатный скачок роста наблюдается:

а) с 13 до 15 лет

б) с 12 до 13 лет

в) с 16-18 лет

г) с 10-11 лет

 

3. Основой жизнедеятельности клетки является

а) ядро

б) мембрана

в) рибосомы

г) цитоплазма

д.) движители

 

4.Динамические саморегулирующиеся организации, избирательно объединяющие различные органы и уровни нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных результатов, называется:

а) функциональные системы

б) физиологические системы

в) гомеостазом

г) нервными центрами

 

5.Способ приспособления к изменяющимся условиям существования организма средством сохранения гомеостаза называется:

а) активной адаптацией

б) активного преобразования

в) пассивной адаптацией

г) активно-пассивной адаптацией

 

6. Процессы диссимиляции преобладают:

а) в детском возрасте

б) в юношеском возрасте

в) в зрелом возрасте

г) в пожилом возрасте

Тест II типа ((вариант с несколькими ответами)

7. Признаками механизма нервной регуляции являются:

а) быстрое и короткое действие

б) наличие нервного импульса

в) медленное и длительное действие

г) наличие медиатора

 

8. Внутренняя среда организма включает:

а) органы

б) кровь и лимфу

в) сосуды;

г) межтканевую жидкость

 

Литература для самоподготовки

 

1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие[/

С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007. – С.15-20; 34-44.

2. Сапин М.Р. Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М: Издательский центр «Академия»,2000. — С.6-14; 22-43; 67-68.

3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов. – М:»Издат-Школа, 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.

4. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учрежд. высш. пед. образования/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. – М.: Издательский центр «Академия»,2011. Глава 2-9.

5. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учеб. пособие/ Н.Ф.Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завъялова, В.М.Ширшова. – 2 –е изд. Стер. – Новосибирск: Сиб.унив.,изд-во, 2010. – С. 9-24.

 

Сроки выполнения работы назначается преподавателем