Анатомия центральной нервной системы 2

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Анатомия центральной нервной системы

учебно-методический комплекс

Направление подготовки: 030300 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

ПГПУ

2011

УДК 611.81 (075.8)

ББК Е864.417

А 643

Рецензент:

канд.биол.наук, доцент И.В.Батенкова

Автор-составитель:канд.биол.наук, доцент В.В.Горбунова

ББК Е864.417

Анатомия центральной нервной системы:учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление: 030300 – Психология. Профиль: психология. Квалификация (степень): Бакалавр / авт.-сост. В.В.Горбунова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 25 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Анатомия центральной нервной системы составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300 «Психология»

Дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл,

относится к базовой части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.

Согласовано:

Декан факультета психологии Кирилова Н.А. ____________

Утверждено на заседании

учебно-методической комиссии

факультета ___________________:

Протокол № _______

«___» ________________20___г.

Председатель УМК _____________

Утверждено на заседании кафедры _________________:

Протокол № _______

«___» ________________20__г.

Зав. кафедрой _______________

УДК 611.81 (075.8)

ББК Е864.417

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Горбунова В.В., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2011

1. Цель изучения дисциплины:

Создание у студентов представления о нервной системе как морфофункциональной основе психической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ооп:

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла направления подготовки «030300 Психология», шифр Б.2.17.

Для освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» студенты используют знания, умения, навыки, полученные в школе при изучении:

  1. Анатомии.
  2. Зоологии.
  3. Общей биологии.

Освоение дисциплины «Анатомия ЦНС» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

  1. Нейрофизиологии.
  2. Психофизиологии.
  3. Физиологии ВНД и сенсорных систем.
  4. Общей психологии.
  5. Возрастной психологии.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «030300 Психология»:

  • ОК-2,
  • ОК-3.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • общие закономерности и возрастные особенности формирования и созревания нервной системы человека;
  • значение отделов нервной системы;
  • влияние наследственности и среды на развитие нервной системы;
  • значение процессов миелинизации и синаптизации для развития нервной системы и формирования психических процессов;
  • значение сенсорных и двигательных центров речи для психического развития;
  • причины, приводящие к пре- и постнатальным нарушениям формирования и созревания нервной системы.

уметь:

  • учитывать возрастные и половые особенности нервной системы для выявления специфики психического функционирования индивида;
  • проводить беседы на темы строения, значения и бережного отношения к нервной системе.

владеть:

  • навыками использования знаний по анатомии ЦНС для анализа психологических особенностей индивида.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во

часов

Коды компетенций

ОК2

ОК3

1.

Происхождение и структура нервной ткани

8

+

+

2.

Организация нервной ткани

8

+

+

3.

Общий обзор строения нервной системы: Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

8

+

+

4.

Строение спинного мозга

8

+

5.

Продолговатый мозг и варолиев мост

6

+

6.

Средний и промежуточный мозг

6

+

7.

Базальные ядра и мозжечок

6

+

8.

Большие полушария. Неокортекс

8

+

9.

Межструктурные образования головного мозга

8

+

10.

Кровоснабжение центральной нервной системы

6

+

Итого:

72

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная (полная)

Заочная (сокращенная)

Номера семестров:

1

1

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

Лекции (Л)

10

Практические занятия (ПЗ)

Семинарские занятия (СЗ)

10

Лабораторные работы (ЛР)

8

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

44

Реферат

10

Эссе

10

Конспект в рабочей тетради

10

Аналитическая таблица

4

Исследовательский проект (курсовая работа)

Другие виды самостоятельной работы:

Подготовка презентации по теме

10

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

72/2

Входной контроль (вид, № семестра)

Тест, 1

Текущий контроль (вид, № семестра)

К.р., проверка СРС

Форма промежуточной аттестации (зачет), № семестра

1

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

п/п

Раздел/ тема

Неделя семестра

Всего час.

Виды учебной работы студентов

и трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам. Работа

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

Обяз.

Доп.

Раздел 1. Структура и происхождение нервной ткани (общие вопросы)

1.

Происхождение и структура нервной ткани

1,2

7

1

1

3

2

2.

Организация нервной ткани

3

7

1

4

2

3.

Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

3,4

7,2

2

3,2

2

Раздел 2. Структурные особенности отделов ЦНС

4.

Строение спинного мозга

4-6

7

2

2

1

2

5.

Продолговатый мозг и варолиев мост

7-9

7

1

1

3

2

6.

Средний и промежуточный мозг

8-10

7

2

1

1

2

1

7.

Базальные ядра и мозжечок

9-12

7

1

1

3

2

8.

Большие полушария. Неокортекс

10-13

7

1

2

2

2

9.

Межструктурные образования головного мозга

14-16

7

1

2

1

2

1

10.

Кровоснабжение центральной нервной системы

17,18

7

1

1

1

2

2

5. Содержание дисциплины:

Структура и формирование нервной системы в фило- и онтогенезе. Соотношение элементов центральной и периферической частей нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Нейроны и клетки глии, их происхождение, значение. Процессы синаптизации и миелинизации, как центральные процессы созревания нервной системы. Основные элементы (ядра, проводящие пути) спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга. Характеристика специфических и неспецифических мозговых структур. Отделы мозжечка, его связи. Большие полушария: базальные ганглии, проекционные, ассоциативные, межполушарные пути, кора. Устройство коры больших полушарий: гомотипическая и гетеротипическая кора, первичная, вторичная, третичная кора. Медиаторноспецифические системы мозга. Кровоснабжение мозга.

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1. Структура и происхождение нервной ткани (общие вопросы)

Тема 1. Происхождение и структура нервной ткани

Понятие системы животного организма, нервная система и ее элементы. Центральный и периферический отделы нервной системы, их единство. Структурно-функциональная единица нервной ткани – нейрон, элементы и виды нейронов. Закладка нервной трубки в эмбриогенезе, дифференциация клеток нервной трубки на нейробласты и спонгиобласты. Виды клеток глии. Особенности строения, происхождения и функции макро- и микроглии.

Тема 2. Организация нервной ткани

Организация нервной ткани в эволюционном и онтогенетическом аспектах. Обзор развития нервной системы в филогенезе, основные направления и особенности развития нервной системы. Понятие белого и серого вещества, их взаимное расположение. Виды нервных волокон, их значение в образовании нервов и проводящих путей. Миелинизация нервных волокон. Ее значение для проведения нервных сигналов. Межнейронные контакты – синапсы. Структура и виды синапсов, их значение.

Тема 3. Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

Головной и спинной мозг, их отделы и топография, соотношение белого и серого вещества. Понятие и элементы центральной и периферической нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Оболочки мозга. Межоболочечное и подоболочечное пространство. Желудочки мозга. Спинно-мозговой канал. Цереброспинальная жидкость, ее состав, образование, значение. Понятие гематоэнцефалического барьера.

Раздел 2. Структурные особенности отделов ЦНС

Тема 4. Строение спинного мозга

Развитие спинного мозга в эмбриональном и постнатальном онтогенезе. Отделы спинного мозга. Виды клеток и их расположение. Понятие сегмента, значение спинно-мозговых корешков и спинно-мозговых нервов. Выход спинно-мозговых нервов. Ядра спинного мозга.

Проводящие пути спинного мозга. Восходящие, нисходящие и проприоспинальные пути, их расположение, значение. Источники волокон проводящих путей спинного мозга.

Тема 5. Продолговатый мозг и варолиев мост

Отделы ствола мозга, их происхождение. Продолговатый мозг, его элементы, структурное сходство со спинным мозгом. Основные ядра, их афферентные и эфферентные связи. Варолиев мост, его развитие и обособление у приматов. Значение моста в обеспечении связей между корой больших полушарий и другими отделами центральной нервной системы.

Тема 6. Средний и промежуточный мозг

Части среднего мозга, его основные ядра и проводящие пути. Отделы промежуточного мозга – таламус и гипоталамус. Структурные и функциональные подразделения таламуса и гипоталамуса, их восходящие и нисходящие связи.

Тема 7. Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий

Структуры базальных ядер, их взаимосвязь, связи с корой больших полушарий и стволовыми ядрами. Строение мозжечка, его расположение, значение. Кора мозжечка, виды клеток коры мозжечка. Ядра мозжечка, их связи с другими отделами. Ножки мозжечка, его афференты и эфференты.

Конечный мозг. Развитие конечного мозга в онтогенезе. Понятие древней, старой и новой коры. Структуры обонятельного мозга и гиппокампа. Понятие о лимбической системе.

Основные борозды и извилины неокортекса. Гомотипическая и гетеротипическая кора. Кортикальные колонки и модули. Локализация функций в коре. Первичные, вторичные и третичные поля неокортекса. Речевые центры коры. Виды связей участков коры.

Тема 8. Межструктурные образования головного мозга

Ретикулярная формация. Некоторые медиаторноспецифические системы мозга. Расположение ретикулярной формации и основные черты ее строения. Афферентные и эфферентные связи отделов ретикулярной формации. Адренергическая, серотонинэргическая, дофаминергическая медиаторные системы головного мозга. Особенности их связей.

Тема 9. Кровоснабжение центральной нервной системы

Артерии головного и спинного мозга. Виллизиев круг и перераспределение крови в головном мозге. Мозговые синусы, их расположение, значение. Значение мозговых капилляров в создании гематоэнцефалического барьера. Особенности мозгового кровотока.

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

Занятие 1. Происхождение и структура нервной ткани

Вид занятия – практическое.

Вопросы для подготовки:

  1. Нервная клетка как структурно-функциональная единица нервной системы:

а) строение нейронов, функции тела и отростков нейрона;

б) морфологическое и функциональное деление нейронов на виды;

в) расположение нейронов разных видов. Центральные и периферические нейроны.

  1. Понятие нерва и нервного волокна. Виды нервных волокон. Проводящие пути нервной системы.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Занятие 2. Организация нервной ткани

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

  1. Нервная система как производное наружного зародышевого листка:

а) образование нервной трубки и нервных валиков;

б) стадии трех и пяти мозговых пузырей;

в) пролиферация и миграция нервных клеток;

г) образование мозговых желудочков и спинно-мозговой жидкости.

  1. Понятие белого и серого вещества, ядер и коры ЦНС. Афферентные и эфферентные связи внутри ЦНС.
  2. Происхождение, виды, функции клеток нейроглии:

а) олигодендроциты;

б) астроциты;

в) клетки микроглии.

  1. Синапсы: структура, виды, медиаторы.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.

Занятие 3.Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

  1. Головной и спинной мозг, их отделы и топография, соотношение белого и серого вещества.
  2. Соматическая и вегетативная нервная система: понятие, элементы, расположение центров и периферических структур.
  3. Оболочки мозга. Межоболочечное и подоболочечное пространство. Желудочки мозга.
  4. Цереброспинальная жидкость, ее состав, образование, значение. Понятие гематоэнцефалического барьера.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Занятие 4. Анатомия спинного мозга

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

  1. Белое и серое вещество спинного мозга, их состав, расположение.
  2. Сегмент спинного мозга, спинно-мозговые корешки и нервы, отделы спинного мозга. Принцип соматотопии в организации связей спинного мозга.
  3. Серое вещество спинного мозга: деление его на рога и пластины, их клеточный состав. Двигательные и вегетативные ядра.
  4. Белое вещество спинного мозга: столбы, виды проводящих путей.
  5. Оболочки спинного мозга, спинно-мозговая жидкость.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Занятие 5. Продолговатый мозг и варолиев мост

Вид занятия – семинар с практическим компонентом.

Вопросы для подготовки:

  1. Отделы ствола мозга, их основные элементы, особенности расположения белого и серого вещества.
  2. Продолговатый мозг и варолиев мост:

а) основные ядра;

б) черепно-мозговые нервы;

в) проводящие пути;

г) коммутаторные ядра варолиева моста.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.

Занятие 6. Средний и промежуточный мозг

Вид занятия – семинар с практическим компонентом.

Вопросы для подготовки:

  1. Крыша и покрышка среднего мозга: бугры четверохолмия, красные и черные ядра.
  2. Структурные и функциональные подразделения таламуса: виды ядер, связи с нижележащими и вышележащими отделами ЦНС.
  3. Структурные и функциональные подразделения гипоталамуса: связи с гипофизом, старой корой.
  4. Лимбическая система.

Дополнительный:

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.

Занятие 7. Базальные ядра. Мозжечок. Большие полушария.

Вид занятия – практическое.

Вопросы для подготовки:

  1. Мозжечок:

а) подразделение коры и ядер мозжечка по филогенетическому принципу и особенностям связей;

б) ножки мозжечка, мшистые и лазающие волокна;

в) строение коры мозжечка, связи между клетками коры и выходными нейронами, обилие тормозных нейронов в мозжечке.

  1. Ядра больших полушарий, их расположение, связи.
  2. Структуры древней коры, их расположение, связи с обонятельными луковицами.
  3. Старая кора: гиппокамп, его элементы, связи.
  4. Неокортекс:

а) клеточные элементы неокортекса, их расположение, связи, гомотипическая и гетеротипическая кора;

б) первичные, вторичные, третичные поля коры;

в) колоночный и модульный принципы организации неокортекса;

г) виды связей неокортекса.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.

Занятие 8. Межструктурные образования головного мозга

Вид занятия – семинар.

Вопросы для подготовки:

  1. Особенности расположения, строения, связей РФ.
  2. Лимбическая система: отделы, связи, значение.
  3. Медиаторно-специфические системы мозга:

а) адренергические;

б) холинэргические;

в) серотонинэргические;

г) дофаминэргические.

  1. Нейропептиды, их выделение разными мозговыми структурами.

Список литературы

Основной:

Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительный:

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988. – 248 с.

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994. – 139 с.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985. – 160 с.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. – 362 с.

Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. Т. 4. М., 1994.

Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М., 1984. 279 с.

Занятие 9. Кровоснабжение центральной нервной системы

Вид занятия – практическое.

Вопросы для подготовки:

  1. Артерии головного и спинного мозга: места выхода, области васкуляризации.
  2. Виллизиев круг и перераспределение крови в головном мозге.
  3. Значение мозговых капилляров в создании гематоэнцефалического барьера.
  4. Мозговые синусы, их расположение, значение. Отток крови от мозга.

Список литературы

Дополнительный:

Дорофеев А.А., Костицын А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы. Пермь, 1994.

Морфология нервной системы: Учеб. пособие / Под ред. В.П.Бабминдра. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985.

Сапин М.,Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М., 1989. С

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

№ и название разделов

и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Работа №1 Структура и микроскопическое изучение нервной ткани

Происхождение и структура нервной ткани, ее организация

Изучить по таблицам и микропрепаратам виды и элементы нервных клеток и нервных волокон, синаптические контакты

Рисунки нейронов разной формы и размеров с обозначением тела, ядра, отростков, миелиновой оболочки с перехватами Ранвье, разных типов синапсов

Работа №2 Строение отделов нервной системы: спинного мозга и ствола

Общий обзор ЦНС. Структурные особенности отделов ЦНС – спинного мозга и мозгового ствола

Изучить по муляжам и таблицам расположение белого и серого вещества в спинном мозге и стволе. Зарисовать их взаимное расположение в разных отделах: от спинного до промежуточного мозга

Рисунки продольного и поперечного разрезов спинного мозга, дорзальной и вентральной поверхностей ствола, основных ядер продолговатого и среднего мозга, проводящих путей спинного мозга и ствола

Работа №3 Строение мозжечка. Большие полушария. Формации коры

Мозжечок. Базальные ганглии. Кора больших полушарий

Изучить по муляжам и таблицам устройство мозжечка и больших полушарий. Зарисовать ядра и полушария мозжечка, базальные ганглии и основные борозды и извилины коры больших полушарий

Рисунки элементов мозжечка и больших полушарий. Перечисление древних, старых и новых структур мозжечка и коры больших полушарий

Работа №4 Кровоснабжение головного и спинного мозга

Кровоснабжение центральной нервной системы. Особенности мозгового кровотока

Изучить по таблицам и зарисовать места выходов и расположение основных сосудов головного и спинного мозга

Рисунок виллизиева круга, обозначение артериальных сосудов головного мозга и мозговых синусов. Понятие и значение ГЭБ

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела

Наименование раздела

дисциплины

Общая трудоемкость

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

(ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование в рабочей тетради

Написание реферата

Написание эссе

Составление аналитических таблиц

1.

Происхождение и структура нервной ткани

1,8/

0,05

3,6/

0,1

3,6/

0,1

1,8/

0,05

4,6/0,13

2.

Организация нервной ткани

1,8/

0,05

3,6/

0,1

3,6/

0,1

1,8/

0,05

3,6/0,1

3.

Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

2,7/

0,08

5,4/

0,15

5,4/

0,15

2,7/

0,08

5,4/0,15

4.

Строение спинного мозга

1,8/

0,05

3,6/

0,1

3,6/

0,1

1,8/

0,05

4,6/0,13

5.

Продолговатый мозг и варолиев мост

1,8/

0,05

4,8/

0,13

3,6/

0,1

1,8/

0,05

3,6/0,1

6.

Средний и промежуточный мозг

1,8/

0,05

4,8/

0,13

4,8/

0,13

1,8/

0,05

3,6/0,1

7.

Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий

3,1/

0,09

4,8/

0,13

4,8/

0,13

3,0/

0,09

6,0/0,18

8.

Межструктурные образования головного мозга

5,0/

0,14

8,0/

0,22

8,0/

0,22

5,0/

0,14

9,0/0,27

9.

Кровоснабжение центральной нервной системы

1,8/

0,05

3,6/

0,1

3,6/

0,1

1,8/

0,05

3,6/0,1

Итого

44/1,2

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

п/п

Формы

самостоятельной работы

Раздел

дисциплины курса

Вид сам.

работы

Сроки

(неделя семестра)

Форма

контроля

Обязат.

Допол.

1.

Конспектирование

Происхождение и структура нервной ткани

+

2-3

проверка

Составление таблицы

Реферат

+

10

выступление

Эссе

+

10

выступление

2.

Конспектирование

Организация нервной ткани

+

6-7

проверка

Составление таблицы

+

6-7

проверка

Реферат

+

10

выступление

Эссе

+

10

выступление

3.

Конспектирование

Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

Составление таблицы

+

6-7

проверка

Реферат

+

10

выступление

Эссе

+

10

выступление

4.

Конспектирование

Строение спинного мозга

Составление таблицы

+

8-9

проверка

Реферат

+

11

проверка

Эссе

+

11

выступление

5.

Конспектирование

Продолговатый мозг и варолиев мост

+

8-9

проверка

Составление таблицы

+

8-9

проверка

Реферат

+

12

выступление

Эссе

+

12

выступление

6.

Конспектирование

Средний и промежуточный мозг

+

8-9

проверка

Составление таблицы

Реферат

+

13

выступление

Эссе

+

13

выступление

7.

Конспектирование

Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий

+

+

14

Составление таблицы

+

14

проверка

Реферат

+

14

выступление

Эссе

+

14

выступление

8.

Конспектирование

Межструктурные образования головного мозга

Составление таблицы

+

16

проверка

Реферат

+

17

выступление

Эссе

+

17

выступление

9.

Конспектирование

Кровоснабжение центральной нервной системы

+

17

проверка

Составление таблицы

+

17

проверка

Реферат

+

18

выступление

Эссе

+

18

выступление

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

  1. Нервная система как производное наружного зародышевого листка: стадии и особенности формирования нервной системы.
  2. Происхождение, соотношение, значение нейронов и глии.
  3. Процессы синаптизации: расположение, виды, значение синапсов.
  4. Проводящие пути спинного и головного мозга.
  5. Бугры четверохолмия среднего мозга, их афферентные и эфферентные связи.
  6. Гипоталамо-гипофизарная система. Связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза.
  7. Медиаторно-специфические системы мозга.
  8. Понятие гематоэнцефалического барьера, его значение.
  9. Морфологические особенности вегетативной нервной системы.
  10. Особенности кровоснабжения мозга.
  11. Источники артериальных сосудов мозга, основные ветви мозговых артерий.
  12. Виллизиев круг и его значение для кровоснабжения мозга.
  13. Отток крови от мозга, основные мозговые синусы.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

  1. Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие / А.Е.Хомутов, С.Н.Кульба. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

8.2. Дополнительная литература

  1. Дорофеев А.А. Функциональная анатомия центральной нервной системы: Учеб. пособие / А.А. Дорофеев, А.С. Костицин. – Пермь,, 1995. – 139 с.
  2. Морфология нервной системы: Учеб. пособие / под ред В.П.Бабминдра. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 160 с.
  3. Сапин М.,Р. Анатомия человека / М.Р.Сапин – М., 1998. – 362 с.
  4. Сапин М.,Р., Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.Г. Брыксина, М.Р.Сапин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
  5. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Т. 4 / Р.Д. Синельников., Я.Р.Синельников. М., 1994. –
  6. Хэм А. Гистология. Т. 3 / А.Хэм, Д.Кормак. – М.: Мир, 1983. – 393 с.

8.3. Учебно-методические материалы

АНАТОМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры, автор-составитель И.Н.Гаврилова. Пермь, 2008.

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Htth://www.4medic.ru/pag-iu-259.html

8.5. Материально-техническое обеспечение

Наборы анатомических препаратов: черепа, позвонки и позвоночный столб, законсервированные препараты мозга, муляжи мозга разборные и неразборные; слайды по анатомии нервной системы для демонстрации через систему мультимедиа.

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

Входной контроль предусматривает проведение контрольной (проверочной) работы для оценки уровня знаний студентов в объёме, предусмотренном базовым уровнем среднего (полного) общего образования по биологии. В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников школ, студент должен: знать /понимать биологическую терминологию, значение нервной системы для психической деятельности; уметь объяснять отрицательное влияние неблагоприятных воздействий, таких как алкоголь, никотин, наркотические вещества на состояние нервной системы человека.

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Форма текущего контроля

Наименование раздела/ темы

Форма текущего контроля

Контрольная (проверочная) работа

Оценка работы на практических занятиях

Оценка выполнения лабораторных работ

Оценка рефератов, конспектов, эссе

1

Происхождение и структура нервной ткани

+

+

+

2

Организация нервной ткани

+

+

+

3

Общий обзор нервной системы. Центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервная система

+

+

+

4

Строение спинного мозга

+

+

+

5

Продолговатый мозг и варолиев мост

+

+

+

6

Средний и промежуточный мозг

+

+

7

Базальные ядра и мозжечок. Кора больших полушарий

+

+

+

8

Межструктурные образования головного мозга

+

+

+

9

Кровоснабжение центральной нервной системы

+

+

+

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

Компетенция

Уровни сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные признаки уровня

ОК-2

Пороговый уровень

(как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО)

Знает общие закономерности и возрастные особенности формирования, структуры нервной системы, значение ее отделов, принципы их объединения для управления функциями организма.

Владеет навыками описания отделов нервной системы, соотносит их основные функции с особенностями устройства и связей друг с другом.

Повышенные уровни (относительно порогового уровня)

Знает связи отделов нервной системы, особенности белого и серого вещества в разных отделах, значение подразделения нейронов как по морфологическому, так и функциональному принципу

Владеет навыками распознавать на муляжах и таблицах отделы нервной системы, умеет объяснить какое значение имеют эти отделы

ОК-3

Пороговый уровень

Знает основные научные понятия и категории, относящиеся к устройству нервной системы.

Владеет навыками работы с основными научными категориями, связанными с созреванием нервной системы

Повышенные уровни (относительно порогового уровня)

Знает основные научные понятия и умеет анализировать научные проблемы, относящиеся к обеспечению нервной системой психической деятельности человека.

Владеет технологиями приобретения, использования и обновления естественнонаучных знаний.

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

Зачет, 1 семестр. Вопросы к зачету:

  1. Общий план строения и назначение нервной системы.
  2. Эмбриогенез нервной ткани.
  3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани.
  4. Виды клеток глии, их назначение.
  5. Нервные волокна, их виды. Организация нервов и нервных путей.
  6. Структура, расположение, виды синапсов.
  7. Оболочки головного и спинного мозга. Желудочки мозга.
  8. Анатомическое строение спинного мозга. Белое и серое вещество. Развитие спинного мозга в онтогенезе.
  9. Основные ядра спинного мозга. Спинно-мозговые корешки и нервы.
  10. Проводящие пути спинного мозга.
  11. Продолговатый мозг. Ядра и проводящие пути продолговатого мозга.
  12. Варолиев мост, его структуры. Особенности варолиева моста у человека.
  13. Мозжечок как часть заднего мозга. Становление связей мозжечка с другими отделами ЦНС в филогенезе.
  14. Кора мозжечка. Особенности связей клеток коры мозжечка.
  15. Ядра мозжечка, его проводящие пути.
  16. Средний мозг: крыша, покрышка, ножки, расположение белого и серого вещества.
  17. Ядра бугров четверохолмия. Чувствительные ядра покрышки. Красные ядра и черная субстанция.
  18. Проводящие пути среднего мозга.
  19. Общая характеристика промежуточного мозга, его отделы.
  20. Таламус и таламические ядра. Группировка ядер по организации их связей.
  21. Эпиталамус и эпифиз.
  22. Классификация гипоталамических образований. Особенности связей гипоталамуса.
  23. Гипоталамо-гипофизарная система. Связи гипоталамуса с передней и задней долями гипофиза.
  24. Конечный мозг: архи-, палео-, неокортекс. Объем корковых формаций, критерии отнесения структур коры к новой, старой, древней.
  25. Комплекс базальных ганглиев: клеточный состав и особенности связей палео- и неостриатума.
  26. Миндалевидный комплекс и система его связей.
  27. Области и связи древней коры. Древняя кора и лимбическая система.
  28. Формации и структура связей гиппокампа. Гиппокамп как элемент лимбической системы.
  29. Структурная организация новой коры. Виды клеток новой коры.
  30. Афференты и эфференты новой коры. Проводящие пути конечного мозга.
  31. Первичные, вторичные и третичные поля новой коры. Колоночный и модульный принцип организации внутрикорковых взаимодействий.
  32. Основные структуры и межструктурные связи лимбической системы.
  33. Структурные особенности элементов и связей ретикулярной формации.
  34. Понятие о медиаторно-специфических мозговых системах.
  35. Сосуды головного и спинного мозга. Вилизиев круг, венозные синусы. Понятие гематоэнцефалического барьера.

10. Глоссарий

Аксон – отросток нервной клетки, передающий сигналы от тела нейрона к другим структурам. В ЦНС аксоны образуют проводящие пути ЦНС, на периферии они входят в состав двигательных или смешанных нервов.

Варолиев мост – хорошо развитый у приматов отдел ствола мозга, располагается между продолговатым и средним мозгом, образует на вентральной поверхности ствола массивный тяж, переходящий латерально в средние ножки мозжечка. Содержит ряд важных ядер, из которых особое значение имеют коммутаторные (переключающие) ядра, связывающие пирамидные пути с мозжечком.

Вентральный (venter – живот) – передний, расположенный спереди, т.е. со стороны живота.

Восходящие пути – пути ЦНС, несущие чувствительные сигналы от уровня спинного мозга к различным структурам головного мозга (ганглиобульбарные, спиноталамические, спиномозжечковые).

Гипоталамус – часть промежуточного мозга с большим количеством связей и функций. Имеет сосудистые связи с передней долей гипофиза и нервные – с задней.

Гиппокамп – часть коры, относящаяся к «старой» коре. Занимает не более 4% корковых формаций. Относится к так называемой «лимбической» системе и участвует в запоминании и эмоциональном поведении человека и животных. Гиппокамп в эволюционном отношении очень стабильная структура и с точки зрения устройства, взаимодействия с другими отделами ЦНС у разных животных практически неизменен.

Дендрит – отросток нервной клетки, передающий сигналы к телу нейрона от других нейронов (в ЦНС) или от рецепторов (на периферии).

Дорзальный (dorsum — спина) – задний, расположенный сзади, т.е. со стороны спины.

Желудочки мозга – полости мозга – производные первичной полости нервной трубки, заполнены цереброспинальной жидкостью, сообщаются с межоболочечным (субарахноидальным) пространством и друг с другом. Четыре мозговых желудочка расположены: в полушариях – боковые, в виде щели промежуточного мозга – третий, в виде ромбовидной ямки продолговатого мозга и моста – четвертый. Сильвиев водопровод проходит вдоль среднего мозга, соединяет третий и четвертый желудочки, четвертый на уровне большого затылочного отверстия переходит в спинномозговой канал.

Задний (дорзальный) корешок – совокупность афферентных волокон, аксонов клеток спинномозговых ганглиев (первичных афферентов), передающих сигналы от рецепторов в спинной мозг.

Ипсилатеральный – находящийся на той же стороне тела. Например, ганглиобульбарные пути проходят ипсилатерально, и несут сигналы по той стороне спинного мозга, которая находится на стороне тела от рецепторов которой поступают данные сигналы.

Контрлатеральный – находящийся на противоположной стороне тела. Например, спиноталамические пути проходят контрлатерально, т.е. несут сигналы по стороне спинного мозга противоположной той стороне тела, от рецепторов которой поступают данные сигналы.

Кора головного мозга – самая крупная мозговая структура у человека и некоторых млекопитающих, покрывает большие полушария и состоит из нейронов разной формы и размеров, располагающихся слоями и имеющих сложные и многообразные связи друг с другом и с нейронами нижележащих отделов ЦНС. Кора головного мозга – высший отдел нервной системы, наиболее открытый внешним воздействиям, пластичный, контролирующий все другие отделы. Принято подразделение коры на древнюю, старую и новую.

Лимбическая система – совокупность отделов головного мозга, включающая корковые и подкорковые структуры, в частности, гиппокамп, поясную извилину, гипоталамус, миндалевидные ядра и др., участвуют в регуляции эмоциональных реакций, сложных форм поведения.

Мозжечок – «маленький мозг». Состоит из полушарий и червя, занимает 11 % от объема головного мозга. Подразделяется на три зоны: архи- палео- и неоцеребеллум, каждая из которых имеет преимущественные связи с разными структурами мозга.

Нейробласты – развивающиеся из среднего слоя нервной трубки клетки, превращающиеся в процессе созревания в нейроны разных видов.

Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Большинство нейронов представляют собой клетки ЦНС и являются вставочными; на периферии нейроны находятся в ганглиях соматической и вегетативной нервной системы.

Неокортекс – новая кора – шестислойная структура, подразделяется на доли и состоит из борозд и извилин, каждая из которых может быть отнесена к первичной, вторичной или третичной коре.

Нерв – периферическое образование нервной системы, совокупность отростков нервных клеток, собранных в пучки. Нервы передают сигналы в направлении ЦНС (чувствительные), от ЦНС (двигательные, вегетативные).

Большинство нервов – смешанные и содержат волокна разных типов.

Передний корешок – совокупность эфферентных волокон, несущих сигналы от спинного мозга (содержит аксоны мотонейронов и нейронов вегетативных центров).

Пирамидные пути – нисходящие пути ЦНС, несущие сигналы от двигательных областей коры больших полушарий к моторным центрам спинного мозга. На уровне моста коллатерали этих путей передают сигналы в мозжечок.

Продолговатый мозг отдел ствола головного мозга, непосредственное продолжение спинного мозга, содержит жизненноважные центры – дыхательный и сердечнососудистый, ядра половины из 12 пар черепномозговых нервов, многочисленные связи со всеми отделами ЦНС.

Промежуточный мозг – отдел ствола, включающий таламус (зрительный бугор) и гипоталамус (подбугорную область).

Обеспечивает высшую подкорковую переработку сенсорной информации, интегративные процессы в ЦНС, сопряжение процессов нервной и гуморальной регуляции.

Ретикулярная формация (РФ) – часть ствола мозга – неспецифическая активирующая система, обладающая интегративными свойствами, в том числе и способностью, накапливать и фильтровать, поступающую в вышележащие отделы информацию.

Рецептор – высокоспециализированная нервная структура, часть рефлекторной дуги, а также часть анализатора, избирательно чувствительная к определенному (адекватному для этой структуры) раздражителю, активирующаяся этим раздражителем и создающая нервные сигналы, передающиеся в ЦНС.

Рецептор постсинаптической мембраны – белковые молекулы, встроенные в постсинаптическую мембрану химических синапсов, проявляющие избирательную чувствительность к медиатору данного синапса. Связаны с ионными каналами мембраны, поэтому при их активации движение ионов приводит к изменению заряда мембраны – постсинаптическому потенциалу.

Ростральный – в области головы (мозга) располагающийся ближе к переднему полюсу мозга. Например, лобная доля неокортекса расположена ростральнее теменной.

Сегмент спинного мозга – участок спинного мозга, соответствующий двум парам корешков спинномозговых нервов.

Синапс – специфически организованный контакт между передающим и принимающим сигналы нейроном или нейроном и другой клеткой (мышечной, железистой).

Большинство синапсов – химические, т.е., передающие сигналы с помощью посредника – медиатора.

Спинной мозг – отдел центральной нервной системы, филогенетически самая древняя структура ЦНС, обеспечивающая многочисленные «входные» и «выходные» связи ЦНС с мышцами и внутренними органами и участвующая в регуляции соматических и вегетативных процессов в организме.

Спонгиобласты – клетки нервной трубки, дифференцировка которых приводит к формированию клеток глии.

Средний мозг – срединная часть ствола головного мозга. Наиболее важные структуры среднего мозга – бугры четверохолмия, красные и черные ядра, ядра глазодвигательного нерва. Участвует в регуляции высококоординированных, целостных реакций организма: ориентировочных и позно-тонических рефлексах, мелкой моторике, зрачковом и аккомодационном рефлексах.

Таламус – отдел промежуточного мозга, представляющий собой высший подкорковый центр переработки сенсорных сигналов, содержит группы ядер специфических, неспецифических, ассоциативных.

Шванновские клетки – периферические клетки нервной глии, формирующие миелиновую оболочку нервных волокон.

Экстрапирамидные пути – нисходящие пути, несут сигналы от ядер ствола в спинной мозг: руброспинальные – от красных ядер, вестибулоспинальные – от вестибулярных ядер.

1. Цель изучения дисциплины: 3

2. Место дисциплины в структуре ООП: 3

3. Требования к результатам освоения дисциплины: 3

3.1. Принятая структура компетенций 3

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций 4

4. Объем дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 4

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 5

5. Содержание дисциплины: 6

5.1. Программа дисциплины 6

5.2. Содержание семинарских и практических занятий 8

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) 14

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 15

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 15

7.2. План-график самостоятельной работы студентов 16

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 17

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 17

8.1. Основная литература 17

8.2. Дополнительная литература 18

8.3. Учебно-методические материалы 18

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 18

8.5. Материально-техническое обеспечение 18

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 18

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля 18

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний 19

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации 20

10. Глоссарий 22

Методическое издание

анатомия центральной нервной системы

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Направление: 030300 – Психология.

Профиль: Психология.

Квалификация (степень): Бакалавр

Авторы-составители:

Горбунова Виктория Владимировна

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 06.06.2011 г. Формат 60х90 1/16

Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 1,7. Уч.-изд. л. 1,1.

Тираж 30 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11