Специальная педагогика как наука. Объект и предмет специальной педагогики

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно

Объект — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

Субъектом изучения и педагогической помощи — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

+2. Основные понятия специальной педагогики.

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины. Круг понятий и соответственно терминов специальной педагогики широк. Существует группа понятий, обозначающих тех, кому адресована специальная педагогика; разработан понятийный аппарат ее целей и задач, принципов, методов, средств и организации процесса специального образования, системы специальных образовательных технологий.

Первоначально – мед.термины, затем приходят психологич. Термины («дети с временной задержкой психического развития (ЗПР).Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла свои понятия, под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологи, психологии, социологии др.) заменяла устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики.

11 стр., 5155 слов

Психолого-педагогический патронаж в системе специального образования

... ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАТРОНАЖА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОРАЗОВАНИЯ 1.1 Особенности специального образования «…Процесс развития дефективного ребенка, - писал Л.С. Выготский в 1929 ... профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию [Специальная педагогика под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2001. – С. 123 ...

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, приводятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжелый недостаток — физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

+3. Цель и задачи специальной педагогики.

Конечная цель спец. педагогики совпадает с целью общей педагогики — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации (точнее: достижение человеком с дефектом максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации).

Специальная педагогика имеет и систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная. Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка.

9 стр., 4342 слов

Личностно-развивающее образование в современной педагогике

... условием развивающего обучения. Продуктивным для личностно - развивающего образования является включение в содержание образования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения ... на индивидуализацию обучения школьников. Важным положением для личностно - развивающего образования является диагностика развития у учащихся наблюдения, мыслительной и практической деятельности. ...

Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач: 1)изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 2) в соответствии со структурой нарушения и социально-личностным условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретны нарушением; 3)определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; 4) изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем; 5)разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования; 6)разрабатывает и реализует образовательные коррекционно-педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями; 7)изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека; 8) разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; 9) исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; 10)совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно

— Спец. педагогика развивалась из дефектологии. Взяла качественный подход, опора на оптимизм из педологии («Человек как индивидуальность») Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

— На рубеже 60-х годов 20 века дефектология распалась на составляющие ее науки: Мед. Науки, коррекционная психология, коррекционная педагогика (до этого был синтез этих наук)

— Кор. Пед. не может существовать без кор.психологии, т.к. для аномальных детей не подходят метода работы с нормальными детьми.

— является пед.наукой т.к. …

Систематика и статистика специальной педагогики.

Классификации нарушений

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Педагогическая (в основе характер нарушения, недостатка): глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического развития; лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития. Медицинская: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

6 стр., 2882 слов

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение ...

... настоящее время в Самарской области в рамках проекта по получению высшего образования в пенитенциарной системе обучение проводится в 10-ти исправительных учреждениях, где обучается свыше 200 ... жизнь, соблюдая законы общества. Единственный способ помочь таким людям самоидентифицироваться заключается в развитии их сознания, что наиболее успешно реально сделать именно через максимальное использование ...

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка: врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие; производственная травма; профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях; экологические преступления; болезнь; прочие причины. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского: Общее психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дисгармоничное психическое развитие.

Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).(олигофрения)

Задержанное психическое развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, неблагоприятными условиями воспитания в период до 3-х летнего возраста. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.(инфантилизм)

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).(органическая деменция)

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами).

4 стр., 1839 слов

Авторская программа дополнительного образования детей с особыми

... мелодией или текстом. Большое значение в развитии музыкального слуха, голоса и формировании вокально-хоровых навыков у умственно отсталых детей имеют специальные вокальные упражнения и «распевания» на ... легких песнях. («Петушок», «Скок поскок»). Развитие певческих навыков имеет целью не только ...

Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно. (при потере зрения страдает пространственное представление, нарушается эмоционально-волевая сфера)

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Экономические основы специального образования.

1) На Руси с незапамятных времен существовала мощная система церковной благотворительность. Формально ее начало было положено в 996 г., когда князь Владимир (Святославович) своим указом определил, чтобы церковь взяла на себя убогих и неимущих. одна десятая часть казны передается церкви для монастырей, богаделен, в которых должны содержаться «убогие».

2) В эпоху Петра 1 благотворительность перестает быть только конфессиональной (церковной) принадлежностью, она распространяется и на светскую жизнь. По примеру монархов Западной Европы

3)В период царствования Павла I создается знаменитое Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (или Мариинское ведомство),просуществовавшее более ста лет, вплоть до 1917 г. в 1806 г. в г. Павловске близ Петербурга на средства из личных капиталов императрицы Марии Федоровны была открыта первая в России школа для глухих детей.в 1898 г. было создано «Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых», которое финансировало различные стороны социальной и педагогической помощи лицам с нарушенным слухом. К моменту прекращения своей деятельности (1915) эта благотворительная организация финансировала деятельность более 60 школ-интернатов для неслышащих детей, регулярную работу годичных педагогически курсов по подготовке учителей для обучения глухих, издание периодического журнала «Вестник Попечительства гос. имп. Марии Федоровны о глухонемых», а также сеть приютов для престарелых и одиноких глухих, убежище для глухонемых девиц, где они после окончания школы могли жить и работать в мастерских. Существовали и другие благотворительные общества и организации.

4) Ликвидация частной собственности, как результат Октябрьской революции, и репрессирование православной церкви закрыли все возможные источники частной и конфессиональной благотворительности. С начала 30-х гг. любая благотворительная деятельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения системы социальной помощи и специального образования советское государство приняло на себя. В первые годы советской власти было допущено немало ошибок в области социальной помощи и специального образования. Выстраивалась иная система приоритетов. По данным статистики, только через двадцать лет после Октябрьской революции удалось восстановить ту инфраструктуру системы специального образования, которая существовала в дореволюционной России (на 1914 г.).

5 стр., 2378 слов

Теоретические вопросы изучения сюжетно-ролевой игры у детей старшего ...

... для ребенка с нарушением интеллекта создаются условия для развития его потенциальных возможностей, расширения «зоны ближайшего развития» и формирования ведущих видов детской деятельности. Только специальная организация ... 2002. 12. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. 13. Дошкольное образование России в документах и материалах ...

Финансирование с 30-х годов осуществлялось из местных бюджетов. (низкий соц.уровень педагога дефектолога, игнорирование всеобучения А детей в пользу N)

5) Не было экономически благоприятным для системы специального образования и военное десятилетие (40-е гг.).

Но было восстановлено финансирование специальных образовательных учреждений из государственного бюджета, учащиеся специальных школ-интернатов находились на полном государственном обеспечении.

6) Особенно благоприятными для системы специального образования были 60-е и 70-е гг. Однако уже с конца 70-х гг. вследствие скрытой ползущей инфляции экономическая поддержка системы специального образования, как и всей системы образования в СССР, уменьшалась. Со второй половины 8О-х гг. экономика СССР входит в период затяжного кризиса который не преодолен Россией и к концу 90-х гг. ХХ столетия. В кризисный период финансирование системы специального образования вновь передается в ведение региональных и местных бюджетов. Однако в отличие от ЗО-х 90-е гг. характеризуются развитием России в условиях иного социально-политического устройства. Происходит медленный возврат к утраченным много десятилетий назад духовным и нравственным ценностям — меценатству, благотворительности Участию церкви в социальной помощи населению.

7)На протяжении трудных 90-х гг. функционирует Федеральная целевая программа «Дети России», в которой подпрограмма «дети-инвалиды» предусматривала финансирование первоочередных потребностей детей с ограниченными возможностями. Большое значение в укреплении экономических позиций учреждений системы специального образования имело принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании». Экономические перспективы Развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт, видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, получившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права. Перспективным представляется введение в связи с этим государственного именного образовательного обязательства. Еще одна проблема, стоящая перед системой специального образования, — перестройка традиционной системы финансирования образования детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В современных условиях, когда резко активизировалась деятельность общественных организаций, объединений, ассоциаций родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, растет стремление родителей воспитывать таких детей в условиях семьи.

11 стр., 5215 слов

Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями

... методов обследования лиц с речевыми нарушениями Для специальной психологии представляет интерес оценка: степени и выраженности отклонений в развитии от нормы; вторичных психопатологических явлений, ... неоднократно указывал Л.С. Выготский. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального ...

Для развития системы специального образования на основе гуманистических принципов современной цивилизации необходимы: гарантированность ее государственного финансирования, закрепленная федеральным законодательством; интеграция государственного и общественного (благотворительного) финансирования; признание личностных потребностей детей и их родителей; экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество; адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с отклонениями в развитии и их специфических потребностей, социально-экономических возможностей, социокультурных и этнокультурных условий.

История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ («путь от отторжения и агрессии до прецедентов осознания властью необходимости помощи им»

Этот период характеризуется царившей дискриминацией. Неполноценные люди не имели гражданского статуса, привилегий. Изменения в существовавшем положении вещей пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию

В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Стали появляться приюты для нуждающихся, (церковь – десятина указ Павла 1)

ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ

Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями развития принято считать временной интервал с Х!! по ХУ!!! в. Этот период характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями развития от осознания необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения. Первоначальный опыт обучения не вызвал необходимости в организации специ­ального образования для людей с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение взглядов в отношении этих людей.

Во Франции общество задумывается о судьбе этой категории людей, в итоге в ХУ!!! в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей.

В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I. Состояние отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности обучения инвалидов.

Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.

Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ

Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее, носит отличающийся идеологический характер.

16 стр., 7961 слов

Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения

... сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными ...

Развитие специального образования на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового обучения здоровых детей и детей с нарушениями развития привело к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных условий.

В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.

После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства.

Таким образом, в России становление специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ

Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.

Этот период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования.

Пережив эпоху фашизма, человечество пришло к переосмыслению ценности человеческой жизни в пользу приоритетов личности над приоритетами общества. В контексте этого подхода изменилось и отношение к людям с ограниченными возможностями. Был принят ряд правовых документов, защищающих права человека, в том числе и лиц с нарушениями.

На фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной педагогики: идет активное изучение методов диагностики и коррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.

В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство препятствует расширению системы специальных образовательных учреждений.

С одной стороны, государство ставит перед наукой дефектологией задачу воспитания общественно полезных граждан, что требует создания и расширения сети специальных образовательных учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет просвещения в раздувании масштабов проблемы и запрещает дальнейшее расширение специальной образовательной системы, что объясняется существованием государственной установки о снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма

5 стр., 2228 слов

Слепоглухие дети и их обучение

... обучения детей с врожденной слепоглухотой чисто устным методом — они могли говорить устно и считывать устную речь окружающих по вибрации, рукой с горла говорящего. 2. Врожденные нарушения ... удаления врожденных катаракт у детей с врожденной краснухой и плохой прогноз развития остаточного зрения у этих детей. По выраженности сенсорных нарушений детей с врожденными нарушениями зрения и слуха принято ...

ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ

Пятым периодом эволюции изменения общественного отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности считается отрезок времени с 1970-х гг. по настоящее время. Этот период характеризуется общемировым развитием борьбы против дискриминации по различным признакам – расовым, половым, религиозным и т. д.

Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения к различиям, существующим между людьми.

Основным направлением специального образования является интеграция.

В нашей стране наступление пятого периода эволюции не было логическим продолжением развития общества, а стало результатом очередного переустройства государства и переосмысления ценностей, поэтому специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике именно нашей страны.

На современном этапе развития цивилизации существует много медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики и коррекции недостатков развития, таких как возможность имплантации, пересадки органов и создание искусственных; создание лекарственных средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков развития; совершенствование диагностических технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление ребенка с тяжелыми отклонениями в развитии, но существует также целый ряд общественных и религиозных организаций, считающих это вмешательство в жизнь человека нарушением его прав родиться и жить таким, каким его создал Бог.

Выдающиеся ученые – дефектологи.

1) Мария Монтессори – известный во всем мире итальянский педагог-гуманист. Начинала она свою работу в качестве медика с детьми-инвалидами и старалась стимулировать сенсорный и моторный аппараты маленького ребенка.

2) Р. Штайнер (1861–1925) – не только великий педагог, но и автор значительных исследований в области философии и теории науки, предпринявший попытку создать методы изучения духовной стороны мира и человека. Основатель Вальдорфской школы. Не был дефектологом, но его работы в области гуманизации педагогики очень важны для спец.педагогики.

3) Стребелева Елена Антоновна. В настоящее время является руководителем программы «Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами». Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях. Является автором программы по ранней диагностике и помощи детям с отклонениями.

4) Боскис Рахиль Марковна. Была сурдопедагогом, разрабатывала вопросы теории обучения детей с недостатками слуха и формирования у них словесной речи. Под ее руководством созданы программы и учебники + открыты школы.

5) Власова Татьяна Александровна. Разрабатывала принцип диф.подхода к проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, создавала новые типы учреждений для проблемных детей (впервые заговорила о детях с ЗПР)

6) Забрамная Софья Давыдовна. Ведущий специалист в области диагностики детей дошкольного и школьного возраста, занималась вопросами диагностики умственной отсталости, консультирования и работы с семьей проблемного ребенкаю

7) М. Е. Хватцев — советский педагог. основоположником отечественной логопедии., М. Е. Хватцевым впервые было обосновано понимание причин возникновения речевых нарушений на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в патологии речи. М. Е. Хватцев разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения. Создал целый ряд фундаментальных работ в области логопедии. Автор более 70-ти работ по логопедии и сурдопедагогике.

8) СОЛНЦЕВА Людмила Ивановна (р. 1927) — российский психолог, дефектолог, специалист в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, возглавляла лабораторию обучения и воспитания слепых , защитила докторскую диссертацию по психологии, Основное направление научных исследований С. связано с изучением развития познавательной деятельности слепых детей раннего и дошкольного возраста, рассмотрением психолого-педагогических проблем их обучения и воспитания. С. разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте, обосновала теоретические основы коррекционной работы в школах для детей с нарушением зрения, ориентации в пространстве.

9) Дьячков Алексей Иванович. выдающийся советский дефектолог, проф., д-р педагогических наук. Впервые в нашей стране Д. создал методику арифметики для школ глухих и систему учебников арифметики для этих школ. В течение длительного времени Д. был директором Научно-исследовательского ин-та дефектологии АПН СССР. Большое значение для развития дефектологии имела работа Д. по подготовке спец. кадров. Д. Под его руководством и при его непосредственном участии создавались уч. планы и программы, методические пособия для дефектологических факультетов. способствовал созданию спец. учебников и наглядных пособий для спец. школ, проведению ряда мероприятий по улучшению обслуживания глухих.

10) Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается выдающимся отечественным дефектологом и основоположником советской педагогики слепоглухих. В своих немногочисленных, но ярких работах, а больше в письмах и устных высказываниях, которые, благодаря афористичности или даже парадоксальности, производили большое впечатление на его собеседников, И.А. Соколянский выразил множество плодотворных идей, касающихся особенностей обучения и развития слепоглухонемых. В дальнейшем эти идеи успешно развил и научно обосновал А. И. Мещеряков, любимый ученик И. А. Соколянского, высоко им ценимый.

11) Выгодский Л.С, В настоящее время практически во всех странах мира имеются программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости деятельности для активации мыслительных процессов, положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов — «социального вывиха».

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Обычной педагогической подготовки для работы с детьми, имеющими особые образовательные требования, недостаточно. Осуществить профессиональную педагогическую помощь таким детям может педагог-дефектолог. Профессиональная подготовка дефектолога охватывает не только коррекционную и классическую педагогическую сферу, но и тесно сотрудничает с медициной, социологией, психологией и другими научными областями.

Обязанности педагога-дефектолога:

1) проводить профилактическую работу;

2) образовательную;

3) коррекционную работу;

4) педагогическую диагностику;

5) планировать и осуществлять учебный процесс;

6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;

7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.

За рубежом впервые специалисты по дефектологии появились в начале XVII в. в Берлине. Там были открыты курсы специальной подготовки преподавателей для работы с детьми, имеющими нарушения развития, при Берлинской королевской школе глухонемых. В России такие курсы впервые открылись в 1898 г. в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день специальное педагогическое образование подразделяется на тифлопедагогику (для обучения слепых и слабовидящих детей), сурдопедагогику (глухие и слабослышащие), олигофренопедагогику (нарушения умственного развития), логопедию (нарушения речи), специальную дошкольную педагогику. Психологическое сопровождение лиц с нарушениями развития осуществляют специалисты, получившие подготовку по специальной психологии, а педагогические колледжи подготавливают воспитателей для работы в дошкольных и школьных системах специального образования.

Несомненно, кроме профессиональных качеств, любой педагог должен обладать определенными моральными качествами, такими как доброта, любовь к детям, ответственность, увлеченность своей работой, инициативность и энергичность. Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует также гуманного и уважительного отношения к своим воспитанникам, веры в достижение поставленных целей, тактичности и терпеливости. Дефектолог работает не только с детьми и взрослыми, имеющими нарушения развития, но и с родителями таких детей. Педагог-дефектолог – это главный человек, ответственный за социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в обществе.

Работа дефектолога связана с определенными профессиональными вредными воздействиями, поэтому такой педагог должен быть обладателем устойчивого психического и физического здоровья и выносливости.

+19. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.

Развитие здорового ребенка и развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии, существенно отличаются, этим фактом обосновано мнение об обучении таких детей в разных учреждениях.

Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.

Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения. Основная масса людей, имеющих сенсорные или соматические нарушения, или нарушения эмоционально-волевой и поведенческой среды, способны получать общее среднее, а также среднее и высшее профессиональное образование. Лица с нарушениями интеллекта получают элементарную общеобразовательную подготовку и обучаются профессиям, не требующим интеллектуальной нагрузки, что позволяет им адаптироваться в обществе и вести независимый образ жизни. Обучение глубоко умственно отсталых лиц заключается в привитии им элементарных бытовых навыков и навыков гигиены. В некоторых случаях возможно обучение элементарным трудовым навыкам.

Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии. В этом стандарте учитываются общие недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с отклонениями (такие как заторможенность мыслительной деятельности, речи, моторики и т. д.), и недостатки, присущие каждой отдельной категории. Также специальный образовательный стандарт учитывает степень тяжести нарушения, возможность сочетания с другими нарушениями развития и состоит из двух частей: федеральной и национально-региональной. Стандарты специального образования рассчитаны на период от рождения и до полного социального становления личности. Наиболее разработанным участком отечественной стандартизации является школьный период специального образования.

Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России и за рубежом.

1.2.4 Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом

 

В каждой стране воспитание и обучение глубоко умственно отсталых осуществляется по-разному: исходя из экономических условий, исторических традиций, культурного развития, социальной политики. Выявление потенциальных возможностей лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями привело к тому, что в развитых странах мира им предоставлено право на образование, которое защищено рядом международных правовых документов. В странах Западной Европы и США детей с выраженными интеллектуальными нарушениями подразделяют на обучаемых — способных к обучению в массовой общеобразовательной школе с адаптированной индивидуальной образовательной программой, и тренируемых — таких, которые способны лишь к некоторому продвижению в специально организованном обучающем процессе. Начиная с 70-х гг. во многих западноевропейских странах и США подразделение детей на обучаемых — необучаемых в отличие от нашей страны было упразднено. Ребенку с выраженным интеллектуальным нарушением, по мнению зарубежных специалистов, необходимо с первых дней пребывания в школе в интегрированном классе независимо от дефекта, его глубины и структуры адекватно вести себя среди других детей и обладать простейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками самообслуживания).

Через специально организованные центры обучения родителей, дошкольные группы в детских садах ведется подготовка детей с глубокой умственной отсталостью к включению в школьное обучение. Сложившаяся на Западе система обучения и воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушения м и предоставляет родителям или попечителям детей широкий выбор вариантов обучения ребенка, как в государственной системе образования, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Однако системы и стандартизации в этой области образования нет. Наиболее важным из последних достижений в области образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является разработка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются данные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением интеллектуальной деятельности. Отмечается, что IQ возрастает, улучшаются потенциальные возможности развития. Имеются положительные результаты обучения чтению глубоко умственно отсталых детей в рамках программы раннего вмешательства.

 

Установлено, что глубоко умственно отсталые с IQ ниже 32 могут научиться читать и понимать прочитанное. Обучение чтению стало для этих детей составной частью общего речевого развития. Обучение чтению целыми словами (глобальное чтение) приводит к относительному развитию когнитивных навыков, является важным способом «вхождения» в речевую деятельность. Однако ограниченные возможности моторики не позволили перейти этим детям к письму. Отмечено было также и то, что освоенные навыки быстро распадались. Программы раннего вмешательства в развитие детей по обучению чтению, письму, рисованию в основе своей являются тренинговыми, представляют собой отработку множества независимых, но хорошо освоенных отдельных элементов. Интересен опыт вальдорфских детских садов, где у детей независимо от степени выраженности нарушения интеллекта пытаются развивать эмоционально-положительное отношение к окружающим. В ряде европейских стран дети с физическими и интеллектуальными нарушениями обязательно обучаются в лечебно-педагогических учреждениях. Тех из них, кого не удается обучать, развивают в условиях практической деятельности. При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет минимально необходимые, доступные знания и навыки. Особое внимание уделяется формированию социально-бытовых навыков. Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение. Содержание начального обучения представляет собой элементарные знания и умения по чтению, письму, счету. Разнообразен круг профессий, которые могут освоить лица с выраженными интеллектуальными нарушениями: автослесарное дело, машино- и металлотехника, вязание, плетение, уборка помещений, садоводство, складское хозяйство, уход за больными и др. Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при профессиональных училищах. За рубежом (типичный пример — Финляндия) существует система «защищенного» труда, при которой умственно отсталые, работая в различных учреждениях, получают либо заработную плату, либо небольшие карманные деньги. В каждом округе есть свои мастерские и трудовые центры для умственно отсталых. В США, Бельгии, других странах существуют заводы и фабрики с высоким уровнем автоматизации производственных операций и контроля производства, на которых трудятся инвалиды, в том числе и умственно отсталые лица.

 

Специалисты центров социального попечения и защиты осуществляют патронаж лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями в целях обеспечения им условий и возможностей самостоятельной жизни.

1.2.5 Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко сниженной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты ‚до 1992 г. — Министерство социального обеспечения).

В соответствии с действующей инструкцией Министерства социальной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения «направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильность и идиотия, а также в степени дебильность при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата». В последнее десятилетие во многих городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых других — открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают медицинскую, психологическую и педагогическую помощь детям с тяжелым нарушением интеллектуального развития, обучая также родителей воспитательной работе. В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат системы социальной защиты. Родители остро нуждаются в психологической и педагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи детям и родителям с первых дней и месяцев жизни ребенка пока нет. Программа содействия лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью и их семьям только начинает реализоваться Министерством социальной защиты. Отечественные специалисты (А.В. Бабушкина, А.Р. Маллер, Н.В. Погосов, Я.Г. Юдилевич, Н.Г. Полосатова, А.А. Ватажина, А.А. Еремина, Г.В. Цикото и др.) придерживаются мнения о том, что целенаправленное специальное обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должно начинаться с самого раннего детства. При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и организации является иной, чем с детьми с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами уже в 60—70-е гг. В 1993г. Министерство социальной защиты наряду с действующей Программой обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) рекомендовало также Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарногигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое. В России в настоящее время проводится изучение возможности открытия специальных школ для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями: в рамках эксперимента Министерством образования России открыты две школы соответствующего профиля. В программе обучения этих школ представлены основные разделы общеобразовательного цикла, выделены специальные разделы: ознакомление с окружающим, социально-бытовая ориентировка. Такая направленность обучения позволяет хорошо подготавливать детей к достаточно самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки. Развитие этого направления в отечественной системе специального образования задерживается из-за ведомственной разобщенности учреждений образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педагогической и социально-педагогической работы с населением, несформированности служб социально-педагогической помощи этой категории семей. Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелыми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи.

2.1 Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний

Логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи. Краткие исторические сведения. Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины ХIХ в. С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А. Куссмауль, И. А. Сикорский и др.).

Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.

2.6 Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи

Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60-х гг. ХХ в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп. 1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2. Группа для детей с общим недоразвитием речи. З. Группа для детей с заиканием.

Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия).

Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием. Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению (лицам, страдающим афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно. Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают лица с речевыми нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребенка или взрослого с речевой патологией. Таким образом, логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей. Подростков и взрослых, страдающих речевой патологией. Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения. Вместе с тем подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учите. Для связывают с недостатками воспитания, низким контролем со стороны родителей, социальной запущенностью. Однако эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов. В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т. п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции — носить более дробный характер, т. е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению. При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать. При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающихся детей. В случае, если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать заикающегося после урока. При этом мягкое доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи. Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии и других разделов специальной педагогики поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП

Коррекционная работа с детьми, больными ДЦП, проводится как в районной поликлинике и в неврологических отделениях местных больниц, так и в специализированных дошкольных и школьных учреждениях. Коррекционная работа при ДЦП направлена на устранение разных проявлений этой болезни: нарушений в опорно-двигательной системе, серьезных расстройств речи и дисгармоничного развития психики ребенка.

Одно из основных направлений коррекцион-ной работы – это развитие речи. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 г. В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Позже М. М. Кольцовым было доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Для правильной организации логопедической работы с детьми важное значение имеет понимание общей картины речевых и двигательных нарушений. При ДЦП у ребенка повышается мышечный корень языка, что влияет и на произношение, и на правильность речи. Логопедические занятия проводятся в таком положении ребенка, при котором влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимально. Такие позы и положения ребенка носят название «рефлекс запрещающих позиций». Они подбираются логопедом совместно с невропатологом.

Если ребенок сидит, то при проведении логопедических занятий особое внимание обращается на положение головы; при необходимости она фиксируется специальным головодержате-лем или даже используется специальный стул. При проведении занятий и лицо специалиста, и зеркало находятся на уровне глаз ребенка. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений исзакрытыми глазами. Развитие восприятий и представлений у дошкольника осуществляется в разных видах деятельности (предметно-практической, трудовой, изобразительной и т. д.).

Занятия по коррекции речи непосредственно должны быть связаны с упражнениями на развитие функции рук и общей моторики ребенка, развитие тонкой моторики рук напрямую связано с развитием речи.

Кроме того, специалисты проводят занятия по корректировке дыхания и развитию мышц тела. До начала любых занятий с ребенком, больным параличом, следует проводить массаж и гимнастику артикуляционной мускулатуры.

Во время проведения занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий, так как они могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилению нарушений речи и, как следствие, нарушений в психике и поведении.

67 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

По статистике 6 из 1000 новорожденных в России страдают той или иной формой ДЦП. В связи с этим возросла необходимость создания поэтапной эффективной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП.

Обучение и воспитание в специализированных дошкольных учреждениях идет по специальным коррекционно-развивающим программам, разработанным совместно врачами-ортопедами, неврологами и детскими психологами. Группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не превышают восьми человек.

Основополагающие принципы корректирующей педагогики позволяют реализовать образовательную, воспитательную и компенсирующую функции обучения в ходе учебно-воспитательного процесса. Существует 7 основных принципов обучения, а именно:

1) принцип развивающего обучения;

2) системность в обучении;

3) научность в обучении;

4) доступность;

5) наглядность;

6) прочность усвоения знаний;

7) принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Особенно важна индивидуализация в специальной школе, так как психофизические причины аномального развития ребенка способствуют углублению личностных особенностей.

Хороший эффект при корректировочной работе с детьми дают игры. Спонтанная игра, несмотря на ограниченность выбора в силу заболевания ребенка, приносит ощутимые результаты и по развитию моторики, и по исправлению речевого аппарата. В дошкольном возрасте специалисты при занятиях с детьми особое внимание уделяют пополнению словарного запаса ребенка с пояснением смысла слов и понятий, различению частей предметов и т. д. Ребенка учат наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте ребенка знакомят с особенностями и назначениями предметов, учат вычленять и обозначать словесно качества и свойства предметов. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное – развивает у детей обобщенный метод умственной деятельности и способствует развитию грамотной речи.

Закрепление достигнутых результатов осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Здесь учебный процесс, как и в других случаях отклонения в нормальном развитии детей, сочетается с трудовым обучением и профессиональной ориентацией. Такое образование получают самостоятельно передвигающиеся дети с сохранным интеллектом, незначительной задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.

68 СИСТЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В систему помощи детям дошкольного возраста с признаками ДЦП входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. В них проводятся одновременно лечение, обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция различных отклонений в развитии и подготовка к школе данной категории детей. Основной целью комплексного коррекционного обучения в таких учреждениях является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, адаптация его к окружающей действительности, создание базы для дальнейшего школьного обучения.

В основе этой системы лежит раннее выявление среди новорожденных детей с нарушением двигательной сферы и оказание им специальной помощи. В России на сегодняшний день насчитывается несколько сотен специализированных медицинских учреждений. Они представляют собой довольно разветвленную сеть, в которую входят поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, детские сады и ясли, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, санатории и реабилитационные центры.

В этих учреждениях разрабатываются новые методы и способы лечения проявлений детского церебрального паралича, осуществляется восстановительное лечение и квалифицированная помощь специалистов: логопедов, дефек-тологов, психологов, воспитателей. Такая системная работа налажена только в крупных городах России.

Прием в специализированные детские дошкольные учреждения проводится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Если ребенок по каким-то причинам не может постоянно находиться в специализированном дошкольном учреждении, наблюдающие его специалисты предлагают посещать группы кратковременных занятий преимущественно в присутствии родителей. Занятия в таких группах проходят с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку и оказывают значительную методическую помощь родителям. Так происходит социальная адаптация детей без насильственного воздействия на их психику.

Специализированная помощь ребенку с ДЦП построена сразу на нескольких медицинских и педагогических направлениях, которые условно разделяются на три блока:

1) медицинский блок – физиология, ортопедия, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология и т. д.;

2) гуманитарный блок – социология, философия, психология;

3) педагогический блок – общая педагогика, логопедия, дефектология, тифлопедагогика и т. д.

Такой комплексный подход позволяет осуществить разностороннюю помощь больным ДЦП детям.

Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Образование детей со сложными нарушениями в развитии является довольно серьезной, но недостаточно изученной проблемой коррекци-онной педагогики. До недавнего времени многим детям с такими нарушениями в нашей стране невозможно было предоставить какой-либо эффективной систематической помощи. В настоящий момент все еще преждевременно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями в развитии, однако некоторые виды помощи уже начали функционировать. В коррекционных школах соответствующих типов действуют специальные классы, как и в некоторых учреждениях Министерства социальной защиты, для умственноотсталых глухих и слабослышащих, умственноотсталых слепых и слабовидящих, умственноотсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей с сенсорными нарушениями и др.

Все же для большинства лиц с комплексным дефектом довольно сложно организовать обучение в рамках государственного образовательного учреждения. В системе специальных образовательных учреждений Министерства образования РФ достаточно долгое время действуют вспомогательные классы. В них принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении в степени дебильности и соответствующим профилю школы дополнительным нарушением.

Дети со сложными нарушениями в развитии воспитываются в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Образовательный уровень рассчитан на 3 ступени:

1) I ступень (от трех до четырех лет) – лаборатория раннего развития ребенка в дошкольном учреждении, реализующая коррекционно-раз-вивающую программу дошкольного образования;

2) II ступень (пять лет) – школа развития, продолжающая внедрение программы развития и компенсационно-корректирующего воспитания;

3) III ступень (шесть-семь лет) – класс подготовки к школе.

Воспитание и обучение детей со множественными нарушениями сопровождается работой нескольких подразделений:

1) диагностическо-реабилитационного;

2) учебно-воспитательного;

3) коррекционно-развивающего;

4) лечебно-оздоровительного. Специалисты, в ведении которых находятся

дети-дошкольники, ведут индивидуальную и групповую работу, изучают личностные особенности детей, прослеживают трудности в их развитии и достигнутые результаты и успехи. Кроме того, педагоги-дефектологи дают рекомендации для максимальной реабилитации каждого ребенка.

Больным детям оказывают одновременную помощь врачи-логопеды, психологи и психиатры, медики различных профилей, массажисты, специалисты по нетрадиционной медицине, социальные педагоги, социальные работники.

72 ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Дети со сложным дефектом требуют к себе большего внимания специалистов разного профиля. В ряде случаев положение усугубляется тяжелым материальным или морально-нравственным положением в семье, что и само по себе отрицательно воздействует на общее развитие больного ребенка (как, впрочем, и здорового).

Особенно тяжело ощущать отсутствие поддержки в семье для ребенка с комплексными дефектами развития. Даже если в дальнейшем ребенок попадает в необходимую для него специфическую среду, направленную на активную стимуляцию его психического развития, его стартовая позиция оказывается гораздо хуже, чем у детей из хорошей семьи даже с более тяжелыми нарушениями в развитии.

Именно по этой причине для категории детей со сложным дефектом крайне необходимой становится компенсация аномалий развития, которая принимает всеобъемлющий характер. Ребенок со сложными дефектами в развитии имеет право на участие во всех видах социальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Именно на реализацию его социальных прав и на коррекцию имеющихся недостатков в развитии и направлена педагогическая поддержка ребенка педагогами и психологами, конечно, со взаимодействием родителей и близких людей.

Сложная структура нарушений требует особого подхода со стороны специалистов разного профиля и не в последнюю очередь со стороны педагогов и психологов. По причине невозможного использования в результате множественных нарушений обычных способов восприятия окружающего мира специалисты, работающие с такими детьми, должны подбирать какие-либо альтернативные обходные пути работы.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексным дефектом является решение вопроса изоляции его от окружающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития больного ребенка дефектологи считают включение его в процесс образования, а также культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом сложном процессе занимает овладение ребенка языком, являющимся основным способом общения, пусть это будет язык жестов или что то другое, главное, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким в мире.

Большое внимание уделяется специалистами по сохранению и развитию интеллекта, так как умственная отсталость может являться одним из компонентов сложного дефекта. В этом случае возможности компенсаторного развития резко снижаются, однако никогда не исчезают полностью. В последнее время разрабатываются новые методы даже по компенсирующей работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения в сочетании с тяжелыми признаками олигофрении.

73 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

В последнее время в литературе встречается термин «дети риска школьной дезадаптации». К этой группе относят детей с пограничными нарушениями в развитии значимых для обучения психических и психофизических функций. Часто явления несоответствия норме, наблюдающиеся в генезисе развития ребенка, поддаются педагогическому воздействию, преходящи и со временем компенсируются хотя бы частично у большинства таких детей при правильно организованном процессе обучения их в школе.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и функций в соответствии со спецификой природы дефекта. Свою работу специалист-дефектолог строит таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.

Образование лиц с умственной отсталостью по типу олигофрении в степени дебильности проводится в специальных классах по отдельно разработанным программам с 1-го по 9-й классы. На практике дети с комплексными дефектами, принятые в общеобразовательную школу, определяются на ограниченное надомное обучение. Если же они остаются в обычных классах специального образовательного учреждения, то в этом случае им требуется индивидуальный подход и разработка соответствующей программы обучения.

В зависимости от региона дети с комплексными дефектами могут получить индивидуальное обучение в новых школах (по типу инновационных) или центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В последнее десятилетие известность получили небольшие учреждения для детей с тяжелыми формами инвалидности при церковных общинах различных религиозных конфессий.

Если в семье хорошие материальные условия, то помощь ребенку можно получить у квалифицированных специалистов в негосударственных учреждениях, как-то: психолого-педагогические, медико-социальные и т. д.

Ряд детей с комплексными дефектами получают образование в специальных детских домах. Одним из таких является детский дом для слепо-глухих детей в г. Сергиев Посад Московской области. В нем воспитываются и обучаются дети с комбинированными сенсорными нарушениями в возрасте от трех до восемнадцати лет. В последние несколько лет в детский дом стали поступать дети с комплексными нарушениями, где в качестве одного из компонентов может быть умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, аутичные черты личности. В этом детском доме используются разработки Института коррекционной педагогики, внедряются новые системы обучения детей с нарушениями, дом поддерживается специальной помощью педагогов и психологов, изыскиваются средства помощи в местных органах опеки.

74 ПУТИ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Организацией специального образования для людей с комплексными нарушениями в развитии занимается коррекционная педагогика. Предметом исследования этой отрасли педагогики как области научного познания являются дети с физическими, психическими недостатками и сочетаниями их. Коррекционная педагогика при работе с людьми со сложными нарушениями в развитии опирается на сочетание нескольких наук:

1) сурдопедагогику, изучающую вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

2) тифлопедагогику, занимающуюся проблемами воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

3) олигофренопедагогику, поднимающую и решающую вопросы воспитания умственно отсталых детей;

4) логопедию, занимающуюся проблемами изучения и исправления недостатков речи. В процессе специального образования коррекция и компенсация недостатков осуществляется не сама по себе, а как средство обеспечения лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной адаптации его к окружающей среде и достижения им самостоятельности и независимости на протяжении всей жизни. Решающим фактором развития будет включение ребенка в процесс культурного развития и усвоения им исторического опыта человечества.

Преодолеть изолированность ребенка от окружающего мира, уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социально адаптирующая направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов средствами и формами коррекци-онно-образовательного процесса. В рамках созданной системы коррекционно-педагоги-ческой деятельности проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке и другие занятия, направленные на усвоение следующих групп навыков:

1) общепринятых норм поведения;

2) элементарных гигиенических, бытовых и коммуникативных навыков;

3) социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.

Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями крайне необходимо овладение им языком и речью. Это всемерно способствует адаптации больного ребенка в массовой школе со сформированной системой социально-бытовых понятий. Постепенно у ребенка при правильном подходе к его образованию развивается словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения.

В рамках специального образования занятия, имеющие социально-адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической подготовленности человека с ограниченными возможностями для нормального существования в окружающем мире.