Задания по психологии для самостоятельной работы. Тема. Психические свойства

Задание 1. Выбрать слова, которые обозначают:

а) темперамент, б) характер, в) способности.

Темперамент –

Характер:

Способности

«Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, самоуважение, аккуратность, лень, решительность, оптимизм, вспыльчивость, впечатлительность, скорость мышления, сила эмоциональных реакций, медлительность».

Задание 2. Существуют люди, чьи психологические характеристики провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Таких людей называют перманентно конфликтные.

Установите соответствие между типом личности и его характеристикой.

Характеристика

Тип личности

  1. Стремятся всегда быть в центре внимания. Могут сами провоцировать конфликт, чтобы хотя бы таким образом быть на виду. (демонстративные)

Бесконфликтные

  1. Не умеют перестраиваться и учитывать изменившуюся ситуацию и обстоятельства. Имеют раз и навсегда сложившееся мнение. (ригидные)

Демонстративные

  1. Характеризуются импульсивностью и непродуманностью поведения, отсутствием самоконтроля. (неуправляемые)

Неуправляемые

  1. Скрупулезны и добросовестны в работе, оценивают любую деятельность и других по мерке высоких внутренних стандартов. (сверхточные)

Ригидные

  1. Предпочитают компромисс, обладают легкой внушаемостью и подчиняемостью. Имеют неустойчивые мнения и взгляды. Не задумываются о последствиях своих поступков. (бесконфликтные)

Сверхточные

Темы: общение

Задание 1.

1. Рассказывая о своем ребенке психологу, родители отмечают, что он вежливый, отзывчивый, жалостливый, что у него много друзей.

Какую особенность взаимодействия с другими людьми подчеркивают родители?

2. Наличие какой психологической черты мы можем предположить у молодого человека, который стоит перед закрытой дверью в квартиру, переступает с ноги на ногу, прислушивается к звукам за дверью, неоднократно поднимает руку к звонку и опускает ее, так и не позвонив.

3. «Для Рахты это была новость, он чуть было даже рот не приоткрыл, да вовремя вспомнил, что это Найдак у них дурачок, и только ему пристало рот от удивления открывать, а он, Рахта, муж опытный да мудрый, у него губы должны быть сжаты, а взгляд суров…» Какой феномен социальной перцепции описан в этом отрывке (связь внешнего вида и черт характера)?

4. «Ладыгин, ты и твоя пятерка, вы свободны, — сказал Тимур. – У тебя что?

— Дом номер 22, перекатать бревна…

— Хорошо, работайте! …

— Симаков и твоя пятерка, у тебя что?

— Дом номер 38 по Малой Петраковской …

— Хорошо, работайте! Ну а теперь … сюда идут люди. Остальные все по домам … Разом!»

Наличие какого качества у Тимура, героя известной вам повести А.Гайдара, привело к добровольному подчинению ему других ребят?

5. «Бежим домой! – вскакивая крикнул Колька.

Домой, домой! – обрадовался Васька. – Вставай, Нюрка!

Я боюсь … — захныкала Нюрка.

Бежим! Бежим! – в один голос закричали Колька и Васька. – Не бойся, мы как припустимся » Какое явление группового взаимодействия помогло детям преодолеть страх и убежать от опасности?

Варианты ответов:

А) предрассудок

Б) подчинение

В) коммуникабельность (1)

Г) стереотип восприятия (3)

Д) умение командовать

Е) неуверенность (2)

Ж) замкнутость

З) лидерство (4)

И) коллективное решение (5)

Задание 2.

1.« — Одну горячую сосиску с булочкой и приправой , —- с облегчением

крикнула она продавцу, наблюдая , как он положил огромную свиную со

сосиску в разрезанную булочку , усыпанную зёрнами сезама и смазал разрез кетчупом , горчицей ,добавив мелко порезанных овощей. — Отлично, спасибо . —- Она сунула ему в руку мелочь и откусила большой кусок.

Вопрос: Какую функцию выполняло общение в ситуации, описанной в отрывке?

а) информационную;

б) побудительную;

в) координационную;

г) аффективно – коммуникативную;

д) синдикативную;

е) эмотивную;

ж) трансцендентальную.

Задание 3. Из приведённых родительских реплик выделите три высказывания , которые могут указывать на коммуникабельность ребёнка .

1)«Он всё замечает»,

2)«Он очень быстрый»,

3)«Он с трёх лет пристрастился к чтению» ,

4) «Она терпеливая» ,

5)« Она задаёт миллион вопросов»,

6)«Он очень послушный»,

7)«Она терпеть не может запретов»,

8)«Он вежливый»,

9)«Он очень упорный»,

10)«Он всегда чем – нибудь занят»,

11) «Он может поставить в тупик своими вопросами»,

12) «У неё всегда полно увлечений»,

13) « Он легко может сам себя занять»,

14)«Она схватывает всё на лету»,

15)«Часами может корпеть над одним и тем же» ,

16) « У неё большой словарный запас»,

17)«Он спокойный»,

18) «Он всегда во всё вмешивается со своими советами»,

19)« Он очень аккуратный»,

20)« Он раздражается , если что – то не получается»,

21) « Она никогда не сидит на месте»,

22) «Он шустрый»,

23)«Она самостоятельная»,

24)«У него обострённое чувство справедливости» ,

25) « Он любит разбирать вещи на части»,

26) «Он жалостливый»,

27) «У него много друзей».

Задание 4. В рецензии на пение Изабель Обре газета «Смена» от 11.01.86 писала : «У неё красивый голос, чистый , как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов…»

Какое невербальное средство общения описывал журналист в рецензии:

а) тембр; б) запах; в) красота; г) чистота; д) пение; е) интонацию.

Задание 5. Какие психологические черты описывают отношение человека к людям, особенности его общения ?

а) аккуратность;

б) трудолюбие;

в) доброжелательность;

г) неряшливость;

д) лень;

е) гордость;

ж) самокритичность.

Тема мышление

Задание . Какая мыслительная операция из перечисленных под таблицей, соответствует приведенным в таблице характеристикам?

Мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон

Мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между разными элементами

Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных

Мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного

Мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких разных явлениях или ситуациях

  • АБСТРАКЦИЯ; СИНТЕЗ; ОБОБЩЕНИЕ; АНАЛИЗ; СРАВНЕНИЕ

Задание .Творческий тип личности можно охарактеризовать приведенными в таблице критериями. Соотнесите качество и характеристику. Ответы впишите в соответствующие строки.

Умение видеть и распознать творческую проблему

Умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей

Умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую

Стремление отказать от шаблона или группового мнения

Способность к множественной перегруппировке идей и связей

Способность к анализу творческой проблемы как системы

Способность к синтезу творческой проблемы как системы

Чувство организационной стройности и идейной целостности

Некомфорность (отсутствие стремления приспособиться) оценок и суждений даже под давлением

Восприимчивость ко всему новому и необычному

Конструктивная активность в неопределенных ситуациях

  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ЧУВСТВО ГАРМОНИИ, ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, РАЗНОСТОРОННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, КОНКРЕТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, АБСТРАКТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, НЕЗАВИСИМОСТЬТ МЫШЛЕНИЯ, ОТКРЫТОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ.

Тема. Воля

Задание . Соотнесите психологические характеристики с волевыми качествами, перечисленными ниже, и заполните таблицу.

Характеристика волевых качеств

Волевые качества

1.

Умение в срок выполнять поручения и обязанности

2

Умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые отвлекают от достижения цели; критически оценивать советы других, действовать на основе своих взглядов и убеждений

3

Умение разумно планировать и упорядочивать собственную деятельность

4

Умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения

5

Умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия

6

Умение подчинять свои действия поставленным целям

7

Умение принимать и претворять в жизни быстрые, обоснованные и твердые решения

8

Умение работать творчески, принимая действия и поступки по собственному почину

9

Умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями

10

Умение сознательно подчинять свое поведение общепринятым нормам, установленному порядку

Волевые качества: ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, ДСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ.

1. Представление о будущем желаемом результате является…

a) смыслом

b) символом

c) идеалом

d) целью

2. Сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется _______ порогом.

a) дифференциальным

b) нижним абсолютным

c) разностным

d) верхним абсолютным

3. Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть…

a) восприятие движения

b) восприятие времени

c) аккомодация

d) стереоскопический эффект

4. Основными характеристиками мышления человека являются…

a) отражение существенных связей и отношений

b) обобщенность и опосредованность отражения действительности

c) неразрывная связь с речью

d) избирательность отражения действительности

5. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей представляет…

a) темперамент

b) качество

c) характер

d) способности

6. Для развития личности и продуктивности ее деятельности эффективной является самооценка…

a) высокая

b) гибкая (меняющаяся под влиянием оценок окружающих, опыта и т.п.)

c) ригидная (чрезвычайно устойчивая)

d) колеблющаяся

4