Краткий конспект лекции № 9 по теме: «Психологические особенности юношеского и студенческого возраста» (14-15 — 18-19лет) или (15-16 – 21-25лет) План

  1. Новообразования данного периода.
  2. Основные психологические особенности периода ранней юности. Социальная ситуация развития.
  3. Кризис 17 лет.
  4. Проблема нравственного выбора.
  5. Особенности развития личности студента.

6.Основные психологические особенности периода ранней юности. Новообразования данного периода.

7.Социальная ситуация развития.

Вопрос 1. Возраст 14-16лет – это переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этот период продолжает формироваться мировоззрение, первостепенными становятся ценности дружбы, любви, интимной близости. Для юношей свойственны максимализм суждений, эгоцентризм мышления. Юноша опирается на моральную поддержку ровесников — это приводит к реализации «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм).

Юношеский возраст представляет собой «третий мир», который существует между детством и взрослостью: это период выбора профессии, выбор смысла жизни. Выбор спутника жизни, создание семьи и т.д.

Становление самосознания и образа «Я» происходит по следующим направлениям:

  1. открытие своего внутреннего мира;
  2. понимание конечности своего существования;
  3. целостное представление о себе самом; формирование самоуважения. («Я в своем представлении – гений плюс ничтожество»);
  4. формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувствительности.

В древнеиндийском эпосе формула любви звучит: «Потребности души рождают дружбу, потребности ума – уважение, потребности тела – сексуальное желание. А все три вместе рождают любовь»;

Т.е.

Любовь = дружба + уважение + секс.

Французы шутят: «Секс – это еще не повод для знакомства, а тем более не повод для создания семьи».

Отношение молодых людей к своим сексуальным устремлениям бывают:

  • преувеличение физических аспектов сексуальности, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных анекдотов и т.д.;
  • аскетизм, презрительное отношение к сексуальной чувствительности, её подавление;
  • интеллектуализм, т.е., избавление от сексуальной чувствительности как от «неинтересной»;
  • разрядка сексуальных влечений с помощью онанизма (мастурбации).

Вопрос 2. Основные психологические особенности периода ранней юности:

  • формирование самосознания; самовоспитания;
  • возрастает волевая регуляция;
  • возрастает концентрация внимания, объем памяти, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
  • формирование собственного мировоззрения;
  • максимализм суждений;
  • пренебрежение советов старших;
  • критиканство, практицизм;
  • происходит жизненное определение (стремление приобрести профессию);
  • подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость;
  • завершено половое созревание;
  • возникает первое чувство любви;
  • происходит перестройка эмоциональной сферы;
  • формируется умение составлять жизненные планы и искать средства для их реализации.

ССР в юности –это ситуация выбора жизненного пути; появляется собственность; цена совершенных ошибок двойная.

3 стр., 1353 слов

Психологическая характеристика студенчества как периода поздней ...

... чувствительность (раздражимость) к разным обстоятельствам окружающей жизни. Поэтому этот период ... самопознания и дальнейшего формирования самооценки. Потребность в ... и индивидуальные психологические особенности и условия психического ... 2.    Эмоционально-ценностное отношение к себе, ... период жизни человека приходится преимущественно на период поздней юности или ранней взрослости. Этот период ...

Вопрос 3. Кризис 17 лет

Очень часто подростки покидая стены школы после 9-го класса и не все из них поступают в ПТУ, техникумы; кто-то идет работать.

Если подросток идет по этому пути, то кризис 17- лет смещается на 15-ть лет. Кризис 15-ти лет характерен для подростков с эгоистической направленностью. В период кризиса они циничны, живут настоящим, для них это время проб и ошибок. Если у них интеллект высок, то они достаточно критичны к своему характеру и причинам низкой успеваемости.

Более благополучные дети оканчивают 11-ть классов. Для них кризис приходиться на 17-ть лет. Большинство 17-ти летних школьников собираются учиться дальше, меньшинство — работать. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию. Тогда дети делятся на две категории:

  • одни надеются на помощь родителей (поступление в платный вуз);
  • Другие рассчитывают на собственные силы и пробиваются в жизни сами = > наиболее подвержены воздействию стресса и испытывают различные страхи; страх перед новой жизнью, перед неудачей при поступлении, армией и т.д. В результате может возникнуть невротическая реакция, обостряющая хронические заболевания и т.д.

Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в адаптации:

  • поддержка семьи;
  • уверенность в себе, чувство компетентности.

Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от посторонних, в т. числе от взрослых людей.

Вопрос 4. Проблема нравственного выбора.

В период ранней юности происходит становление нравственного самосознания. Происходит переход на новый уровень морали –конвенциональный (по Л. Колбергу).

Старшеклассники задумываются над морально- нравственными вопросами. Нравственное самоопределение связано с началом поры любви и установлением интимных отношений.

6 стр., 2550 слов

Кризисы в жизни человека

... них сенситивностью, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций. Выделяются также критические периоды, или кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом ... матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все они связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа «Зачем я ...

Основные нравственные проблемы:

  • проблема добра и зла;
  • справедливости и беззакония;
  • порядочности и беспринципности и т.д.

Честность выступает уже не в наивно-реалистической форме («никогда нельзя говорить неправду»), а в позиции, которую Ж.. Пиаже назвал релятивистской. («Правда, не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей»).

К окончанию школы юноша представляет собой практически нравственно сформированную личность.

Психолог Снегирева Т.В. выявила 6-ть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющее личностное самоопределение детей раннего юношеского возраста и выражающееся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

  1. Все три «Я» связаны между собой и практически соответствуют идеальному «Я».
  2. Настоящее «Я» тяготеет к будущему; отношение к прошлому критическое.
  3. Будущее «Я» оторвано от настоящего и только оно согласуется с идеальным «Я».
  4. Идеальное «Я» полностью изолировано, оторвано от всех остальных «Я» и не участвует в развитии личности.
  5. Прошлое и настоящее «Я» связаны между собой; отдельная связь будущего и идеального «Я» (для таких юношей характерна низкая самооценка и отсутствие средств, чтобы сблизить все свои «Я»).
  6. Настоящее «Я» выпадает из процесса развития.

Вопрос 5. Особенности развития личности студента

Слово «студент» — латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

  1. с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которой зависит протекание психологических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;
  2. в социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.;
  3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных приделах изменяется под влиянием условий жизни.

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г.Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.

За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, а частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и придел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка отличаются, но, в общем, они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и не престижные профессии. Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... исследования — психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Цель курсовой работы заключается в изучении психологических особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя ... первыми стали вести систематические наблю­дения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдае ...

Социальная адаптация студентов в вузе делиться на : а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса,, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; б) социально психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды ( как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой». Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов — первокурсников к условиям вуза:

1).

Адаптация формальная, касающаяся познавательно -информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2).

общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов — первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3).дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные их запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Б.Г.Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровням интеграцию – образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств).

Разработанная Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:

  1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший надежный товарищ.
  2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учиться, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него – хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
  3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.
  4. «Общественник». Ему свойственно ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводило в сфере досуга.
  5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
  6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.
  7. «Середняк». Учится «как получиться», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно окончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.
  8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него мало привлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.
  9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно- исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.
  10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. По этому, как правило, учится не ровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.
  11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так называемых «престижных» факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется, главным образом, «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отлично от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.

Выводы :

2 стр., 904 слов

Особенности воспитания дошкольников в кризисные периоды психического развития.

... Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. В соответствии с периодизацией ... Методом исследования в работе является анализ психолого-педагогической литературы по данной теме. Работа состоит из введения, ... учиться, конфликты с окружающими, острые переживания). Но у некоторых детей этого не наблюдается; в) негативный характер развития ...

  1. Юность охватывает период от14-15 до 18 лет и подчеркивает в человеке момент сознательного самоопределения.
  2. В психологических периодизациях А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина акцент ставиться на новом типе ведущей деятельности- учебно-профессиональной. Л.И.Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формирования мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.
  3. Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.
  4. Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.
  5. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.
  6. В социальном плане юношам свойственны осознания себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении.
  7. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.
  8. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.
  9. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность не похожесть на других.
  10. Опасность этой стадии, по Э.Эриксону. является ролевое смешение диффузия (спутанность) «Я» — идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личном развитии (синдром патологии идентичности).

Краткий конспект лекции № 10 по теме: «Особенности развития в период ранней взрослости (20 — 40лет)»

(Сюда входит период молодости –от 20-23 до 30лет)

План.

  1. Развитие психических познавательных процессов.
  2. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
  3. Мотивационные установки.
  4. Социальное поведение.
  5. Кризис 20-ти-22 лет.
  6. Кризис 30-ти лет.
  7. Кризис 40-ка лет.

Вопрос 1. Развитие психических познавательных процессов.

Познавательное развитие в 20-40 лет неразрывно связано с развитием личности.

В целом период взрослости делят на три субпериода:

  • период ранней взрослости (от 20 до 40 лет)
  • период средней взрослости (от 40 до 60 лет)
  • период поздней взрослости (от 60 лет и старше)

У каждого человека субъективное представление о себе и о своем возрасте. Поэтому часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов.

*Возрастные часы – внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей и т.д.

Многие психофизиологические функции достигают своего максимума развития к 23-25 годам и сохраняются на этом уровне до40 лет.

На рубеже 20-25 лет была отмечена максимальная чувствительность слуха, зрения и двигательных центров. Оптимум развития интеллектуальных функций располагается между 18-20 годами.

Например: Логическая способность 20-летнего

человека = 100%

в 30 лет = 96%

в 40 лет = 87%

в 50 лет = 80%

в 60 лет = 75%

В период ранней взрослости изменениям подвергается кратковременная вербальная (словесная) память (а в ней – зрительная и слуховая модальности).

Слуховая память начинает интенсивно снижаться с 31 до 40 лет. Образная память подвергается не существенным изменениям.

Мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязь образных, логических и действенных компонентов. Следовательно, одной из основных характеристик мышления в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

По мнению Д.Векслера, интеллектуальное развитие человека охватывает период с 19 до 30 лет.

Существуют следующие нормы развития:

  • практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 лет;
  • теоретическое мышление имеет оптимумы в возрасте 20,23,25 и 32 года;
  • образное мышление – в 20,23,25,32,35 и 39 лет.
  • невербальный интеллект – в 30-35 лет

В период взрослости происходят изменения в структуре речи (изменяется лексический и грамматический состав); происходит окончательный переход от простого предложения к сложно распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами.

Небольшая стабилизация психических функций наблюдается в 33-35 лет. После 35 лет уменьшается возможность новообразований. Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30-34-летнего возраста; у геологов, медиков в 35-39 лет, а для философии, психологии, политики – между 40 и 55 годами.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых.

Различные свойства внимания у взрослых людей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания.

После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Пик развития объема, переключения и избирательности приходится на возраст27-33 года.

Интеллектуальное развитие происходит в тесной связи с формированием личности.

Вопрос 2. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости

Эмоциональный «настрой» личности во многом определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Главные проблемы, требующие своего разрешения – это достижение идентичности и близости (в противоположность изоляции).

Изоляция может наступить в результате невозможности или неспособности достичь взаимности.

*Смещение ролей – искажение социальных функций личности, не соответствующий (или отличающийся) принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Ярко проявляется любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Стендаль, автор трактата «О любви», писал:

«Любовь – это получать наслаждение от того, что видишь любимый и любящий объект, касаешься его, чувствуешь его как можно ближе»

Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций, как интерес –возбуждение и удовольствие – радость. Эти базовые эмоции оказываются важными компонентами мотивации, определяющей наше поведение в любви.

*Сиблинговая любовь – это тесная эмоциональная привязанность, возникающая между братьями и сестрами; любовь братьев и сестер.

Есть различные типы любви, и в каждом из низ она проявляется по-разному. Например; романтическая любовь подразумевает сексуальное влечение, а сиблинговая любовь – нет.

Любовь включает в себя и социальные отношения, и прочную привязанность, и эмоциональную связь между людьми.

Существует трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга. Согласно этой теории, любовь состоит из: интимности, страсти и решения (обязательства).

Рис. Треугольник Стернберга

Близость между людьми может разрушаться негативными чувствами – гневом и раздражением. Бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль и злость. Ревность – это одна из причин того, что любовь перерастает в ненависть. «Если мы хотим победить в себе нежелательные эмоциональные наклонности, мы должны… хладнокровно и отстраненно имитировать внешние проявления тех черт характера, которые предпочли бы иметь» (Уильям Джеймс).

*Эмоциональная доступность – это готовность к эмоциональной близости с партнером; эмоциональная поддержка, понимание, одобрение вне зависимости от ситуации взаимодействия.

*Существует еще и материнская любовь – это чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. Другой компонент материнской любви — эмоция интереса (любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает).

В.В. Соловьев считал, что все виды любви – между родителями и детьми, братьями и сестрами, дружеские связи, любовь к своему делу, виду искусства и т.д. – кроме любви между мужчиной и женщиной, не дают человеку возможности полностью раскрыть свою индивидуальность.

Вывод: главная проблема, которая требует своего разрешения в период ранней взрослости – это достижение идентичности в близости. Близость – основа любви. В целом, эмоциональная сфера в этом возрасте уже сформирована.

Вопрос 3. Мотивационные установки

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Это начало связанно с определенными планами и надеждами, большинство которых сложилось еще в юношеский период. Однако эти надежды,, по своей сути являются мечтами. Которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

*Фиктивные цели – это цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно проверить или подтвердить.

*Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

*Мотивационная установка – это латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отстроченное задание для себя или намерение. Которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

*Мотивационные детерминанты (мотиваторы) – это факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решений.

Общим принципом для молодых людей должна быть необходимость выбора собственной жизненной стратегии.

Мечты мужчины и женщины в этом возрасте существенно отличаются друг от друга, например: для женщины свойственна раздробленность в мечтах, а мечты мужчин носят однородный характер и связаны с достижениями на работе. Женщины мечтают о замужестве и карьере, при этом больший вес придается именно браку. Только .~18% женщин связывают свои мечты исключительно с успехами на работе. В то же время чуть более 15% женщин ограничивают свои планы ролями жены, матери, помощницы. Эти различия связанны с разными мотиваторами у мужчин и женщин. Психологические исследования показывают, что при принятии решений мужчинам свойственно опираться на мотиватор «потребность», а женщинам – «долженствование»

Существуют следующие виды мотивации:

  • мотивация брака
  • мотивация разводов
  • мотивация одинокого образа жизни
  • мотивация планирования численности семьи
  • мотивация выбора профессии
  • мотивация профессиональной деятельности.

Мотивация брака включает в себя 5 основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Очень часто молодые женщины вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему. Результатом такого «эксперимента», зачастую ведущим к распаду семьи оказывается либо разочарование, либо формирование патологической зависимости.

Говоря о мотивации семейной жизни, нельзя обойти вопрос планирования численности семьи, т. е. рождение детей. В основном, психологи изучают мотивы отказа супругов от многодетности. Среди таких мотивов:

  • ограничение по возрасту (считают, что рожать детей надо от 24 до 26 лет;
  • плохие материальные и жилищные условия

Возрастной период от 20 до 40 лет – это не только период активного образования семейных пар, но и время их частого распада. По статистике, основная масса разводов совершается именно до 40 лет. Пик интенсивности разводов приходится на возрастную группу 25-29 лет. Наиболее часто встречающийся возраст расторжения браков у мужчин – 28,8 лет; у женщин – 27,8 лет.

Основные причины, побуждающие людей к расторжению брака:

1).несовместимость характеров;

2).нарушение супружеской верности;

3).плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и др. родственников);

4).пьянство (алкоголизм);

5).вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак;

6).осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.

Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого образа жизни часто оказывается проблемы связанные с неудачным супружеством. По мнению Карен Хорни, основы такого поведения были заложены еще в детских взаимоотношениях с родителями, когда родительская семья не удовлетворяла потребности ребенка в любви, безопасности, формируя установку базальной тревоги и недоверия по отношению к окружающему миру.

*Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.

К. Хорни описала 10 невротических потребностей, присущих практически каждому человеку.

Мужчины

Женщины

20-23 года

30-33 года

20-23 года

30 33 года

  1. Творчество
  2. Интересная работа
  3. Любовь

4.Семья

5.Хорошие друзья

6.Свобода

1.Семья

2.Здоровье

3.Материальная обеспеченность

4.Продуктивная жизнь

5.Твердая воля

6.Жизнерадостность

1.Любовь

2.Семья

3.Хорошие друзья

4.Интересная работа

5.Творчество

6.Познание

1.Семья

2.Уверенность в себе

3.Творчество

4.Чуткость и терпимость

5.хорошие друзья

6.Широта взглядов, образованность

Вывод: к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели

Вопрос 4. Социальное поведение

Социальное поведение включает в себя:

  • профессиональную деятельность;
  • семейно-брачные отношения;
  • родительские отношения;
  • досуговую деятельность.

Для обретения смысла жизни человек должен решить проблему труда и профессионального самоопределения. Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф.Парсонс первым сформулировал тезис о том., что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей личности ===> человек выбирает ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердиться в его собственных глазах.

Э. Роу связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско – родительских отношений.

Например: профессии, имеющие отношение работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания.

Главные стороны жизни в данный период развиваются по различным линиям онтогенеза;

  1. при гедонистической направленности личности человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией (пытается вести паразитическое существование либо за счет родителей, либо обеспечить его в браке);
  2. при эгоистической направленности личности при создании семьи нередко решающим становится доминирующий в жизненном мире эгоистический мотив; профессиональный выбор обычно определяется эгоистическим мотивом, в котором соотносится «значимость-достижимость»,
  3. духовно-нравственная и сущностная направленность личности (гармоничные семейные отношения; профессиональная деятельность сопряжена интересом к выбранному делу  является ведущей).

Одной из важных сфер поведения и деятельности является досуг.

“Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга”.(Р.Тагор).

В основном проведение свободного времени связано с просмотром телевизионных передач, чтением и пассивным отдыхом. Любительским занятиям отдается ~ 7 минут у мужчин и около 1 часа у женщин на одного человека в неделю; при этом любительские занятия имеют ~ 2% мужчин и ~3% женщин.

Вопрос 5. Кризис 20-22 лет

В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет одну из важнейших проблем.

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги:

— около 20 лет

— около 30 лет (28-34 года)

— 40-45 лет

— 55-60 лет

  • кризис позднего возраста.

Вторая половина жизни человека интересовала К.Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический момент. Когда происходит «глубинное, удивительное изменение души».Во второй половине жизни человек посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Известный американский психолог Д.Левинсон выделил три главные эры. Каждая из которых продолжается ~ 20 лет. Он выделил следующие переходы в жизни человека:

  • к ранней взрослости –17-22 года;
  • переход 30-летия –28-33 года;
  • к средней взрослости – 40-45 лет;
  • переход – 50-летия – 50-55 лет;
  • переход к поздней взрослости – 60-65 лет.

Вхождение во взрослость приходится на возраст от17 до 33 лет.

Первый взрослый кризис (20-22 года) – переход к ранней взрослости кризис, «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости:

  • уточнение жизненных планов и начало их осуществления;
  • поиски себя, выработка индивидуальности;
  • окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи;
  • специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.

Вопрос 6. Кризис 30-ти лет

Около 30 лет – переход к средней взрослости, «золотому возрасту», период наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет – это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

Период после 30 лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которое ранее игнорировалось.

Вопрос 7. Кризис 40-ка лет.

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменения отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих физических – жестокий удар по самооценке и Я — концепции.

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты».

Это возраст подведения предварительных итогов. Когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий.

Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый пункт,, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Кризис 40-летия осмысливается как время опастностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасание физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения и правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.

Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкнутые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы» идр.

Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличии от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связанны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили родительскую семью).

Основатель лечебно-педагогического движения Б.Ливехуд, много лет посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и достижений, основанных на деловитости, прагматизме. Это «особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания», ответив на вопрос: «Какова моя действительная задача?» Причем переосмыслить себя, понять свое новое предназначение, «желанный лейтмотив» жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правильности прежней линии.

Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осознает, что не стоить искать кого-то другого на роль»испортившего жизнь», винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прошлое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой работе, которая задала новый лейтмотив жизни,, связанный с оказанием духовно-душевной поддержки другим людям в экспериментальных для них ситуациях.

По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Наибольший риск для развития личности представляет сведение жизни к удовлетворению исключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдоблизости.

Р.Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

  • развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости);
  • смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);
  • противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
  • стремление к душевной гибкости (преодоление психической регидности), поиск новых форм поведения.

Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет – пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, коррекция условий жизни, выработка нового образа Я, придания все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду новой стабильности.

Нахождение новой цели, значимой и одновременно реалистической, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50-60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения его в работу и передачи его молодым людям,, наблюдение за профессиональным и личностным становлением который приносит радость.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, «застрявший» на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, относится к молодым как угрозе своего положению: «Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках».

Нередко наблюдается в зрелые годы нежелание идти даже на оправданный риск приводит к замедлению и накоплении новых возможностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, отставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в результате невиданных темпов ускорение развития общества в эпоху информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, наступления характерных для него переживаний в сравнительно более молодом возрасте.

В современной действительности все яснее осознается роль образования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой период жизни. Непрерывное образование – это один из способов успешного разрешения кризиса,, путь обречения человеком новых возможностей и социальных механизмов сохранения и воспроизведения некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гибкость, новое профессиональное мировоззрение.

Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, ведущей к трагическому концу.

Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Таким образом, за границей юношеского возраста развитие никогда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз выработанных мотивационных устремлений и смыслового отношения к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно драматические периоды к иным мотивационным путям, к иной смысловой ориентации основных видов деятельности.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

  • в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятельностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;
  • глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их состоянии между собой;
  • кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7-10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;
  • развитие в интервалах между кризисами происходит более сглажено, хронологические рамки достаточно условны;
  • кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрыто, не демонстративно для окружающих;
  • выход из кризиса его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку.

«Знание нормальных закономерностей хода жизни человека может быть начало вывода из проблем такого рода», — подчеркивал Б.Ливехуд.

Таким образом нормальная зрелая личность – это не личность,, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами,, что ведет к новым стадиям,, ступеням развития.

В отличии от нормативных кризисов, аномальное развитие характеризует дефектные формы разрешения внутренних противоречий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным способам разрешения, отходу от реальной действительности,,, перестройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невротического развития типичны затяжные кризисы, переходящие во внутренние конфликты; нередко появление ложно-компенсаторных, «паразитарных» деятельностей, ведущих к еще большей консервации противоречий и застою, что прерывает поступательное развитие личности.

Выводы:

  1. Границы молодости условно располагаются на отрезке от 18-20 до 30 лет. С этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки,, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.
  2. Исследователи подчеркивают, двоящийся характер молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя.
  3. В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание.
  4. В молодости человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом,, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода, как это было на всех предыдущих ступенях развития.
  5. В молодости обнаруживается стремление к личностной экспансии, самовыражению (особенно в выборе профессии, профессиональном самоопределении, в карьере), построению жизненной стратегии.
  6. Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личной жизни – условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля, обретения и реализации индивидуальных смыслов жизни. Смысл жизни – одна из основных категорий, которыми оперирует молодость.

7. В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие – важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего развития.

  1. Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженное с осознанием собственной уникальности и неповторимости.

9. Поскольку возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения. Стремление перемениться, стать другим. Обрести новое качество выражается в кризисе молодости, обобщенным и передаваемым.

10. В молодости особое значение имеет самоощущение,, внутренняя душевная жизнь. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка – воплощению предназначения свыше, признания и т.д.

11.В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступление в брак, с которыми связаны новые социальные роли (супруг, сексуальный партнер, родитель), в эмоциональном – любовь.

15