ВОПРОСЫ ДДЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ. 1 Предмет и задачи курса «Возрастная физиология и психофизиология» Значение психофизиологических знаний для педагога.
- Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе.
- Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация.
- Методы оценки физического развития и состояния здоровья учащихся.
- Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у учащихся «Осанка, виды осанки» (сколиозы, кифозы, плоскостопие).
Причины возникновения нарушений, методы предупреждения.
- Рефлекс как основа нервной деятельности. Физиологическая основа рефлекса, рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
- Координация нервных процессов в Центральной нервной системе (конвергенция, иррадиация, индукция, доминанта).
- Устройство и работа нервной клетки человека.
- Особенности координации нервных процессов у детей и подростков.
- Условные рефлексы. Физиологические механизмы и условия образования условных рефлексов.
- Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.
- Торможение условного рефлекса. Виды торможений. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса.
- Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
- Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся.
- Образование и длительное сохранение условно-рефлекторных связей, как основа обучения и развития памяти.
- Возрастные особенности памяти.
Теории памяти. Роль памяти в процессе обучения.
- Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся.
- Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
- Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития ВН. Д.
- Возрастные особенности зрительного аппарата. Профилактика нарушения зрения у учащихся.
- Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся.
- Проблемы внимания в системной психофизиологии.
- Психофизиология научения. Психофизиологические теории научения.
- Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда.
- Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся.
- Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности учащихся.
- Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Биоритмы человека и их взаимодействие с окружающей средой.
- Магнитные бури и магниточувствеительность организма.
- Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений.
- Возрастные особенности органов дыхания.
- Гигиенические требования к детской одежде, обуви.
- Понятие о здоровье, Режим труда и отдыха учащихся.
- Инфекционные заболевания учащихся и их профилактика.
- Гигиенические требования к составлению расписания учащихся.
- Возрастные особенности развития скелета и его отделов.
- Возрастные особенности мышечной системы.
- Мышечный тонус, мышечная масса и сила мышц подростков.
- Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы.
- Координация движений. Выработка двигательных навыков учащихся в профессиональной деятельности.
- Школьная мебель. Подбор и расстановка мебели. Рабочая поза учащихся.
- Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоции как основу темпераментов.
- Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.
- Сознание, общение и речь
- Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Системная психофизиология научения.
- Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.
- Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
- Особенности реакций организма подростков на физическую нагрузку.
- Возрастные особенности органов пищеварения.
- Обмен веществ и энергия в подростковом возрасте.
- Питание учащихся и гигиенические требования к его организации.
- Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
- Работы ИМ. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функций коры головного мозга.
- Методы изучения высшей нервной деятельности.
- Функциональная ассиметрия полушарий и бессознательное.
- Индикаторы сознаваемого и неосознаваемого восприятия.
- Соматосенсорная система. Кожная рецепция.
59 Обонятельная система. Кодирование обонятельной информации.
7 стр., 3064 слов
1. Онтогенетические особенности интеллектуальной деятельности взрослых
... психофизиологических особенностей: типологических особенностей проявления свойств нервной системы и функциональной асимметрии мозга. 2. Функциональная психическая асимметрия мозга и индивидуальные различия интеллектуальной деятельности Интеллектуальная деятельность ... мышления стабилизируются. Сравнивая возрастные особенности развития мыслительных и мнемических функций ... «… все учащиеся, без какого ...
- Восстановление памяти методами напоминания и ознакомления.
- Основные положения теории активной памяти.
- Сон и сновидения.
- Гигиена письма и чтения.
- Система кровообращения.
- Кровь и ее значение для человека.
- Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики.
- Закономерности роста и развития учащихся.
- Возрастные особенности электроэнцефалограммы детей и подростков.
- Вегетативная нервная система и ее особенности.
- Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
- Концепция функциональной системы ПК. Анохина.
- Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности.
- Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
- Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.
- Фазы работоспособности и ее дневная периодичность.
- Витамины и их значение для растущего организма учащихся.