Возрастная физиология и психофизиология

ВОПРОСЫ ДДЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ. 1 Предмет и задачи курса «Возрастная физиология и психофизиология» Значение психофизиологических знаний для педагога.

  1. Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе.
  2. Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация.
  3. Методы оценки физического развития и состояния здоровья учащихся.
  4. Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у учащихся «Осанка, виды осанки» (сколиозы, кифозы, плоскостопие).

    Причины возникновения нарушений, методы предупреждения.

  5. Рефлекс как основа нервной деятельности. Физиологическая основа рефлекса, рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
  6. Координация нервных процессов в Центральной нервной системе (конвергенция, иррадиация, индукция, доминанта).
  7. Устройство и работа нервной клетки человека.
  8. Особенности координации нервных процессов у детей и подростков.
  9. Условные рефлексы. Физиологические механизмы и условия образования условных рефлексов.
  10. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.
  11. Торможение условного рефлекса. Виды торможений. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса.
  12. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
  13. Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся.
  14. Образование и длительное сохранение условно-рефлекторных связей, как основа обучения и развития памяти.
  15. Возрастные особенности памяти.

    Теории памяти. Роль памяти в процессе обучения.

  16. Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся.
  17. Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
  18. Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития ВН. Д.
  19. Возрастные особенности зрительного аппарата. Профилактика нарушения зрения у учащихся.
  20. Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся.
  21. Проблемы внимания в системной психофизиологии.
  22. Психофизиология научения. Психофизиологические теории научения.
  23. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда.
  24. Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся.
  25. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности учащихся.
  26. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии.
  27. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
  28. Биоритмы человека и их взаимодействие с окружающей средой.
  29. Магнитные бури и магниточувствеительность организма.
  30. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений.
  1. Возрастные особенности органов дыхания.
  2. Гигиенические требования к детской одежде, обуви.
  3. Понятие о здоровье, Режим труда и отдыха учащихся.
  4. Инфекционные заболевания учащихся и их профилактика.
  5. Гигиенические требования к составлению расписания учащихся.
  6. Возрастные особенности развития скелета и его отделов.
  7. Возрастные особенности мышечной системы.
  8. Мышечный тонус, мышечная масса и сила мышц подростков.
  9. Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы.
  10. Координация движений. Выработка двигательных навыков учащихся в профессиональной деятельности.
  11. Школьная мебель. Подбор и расстановка мебели. Рабочая поза учащихся.
  12. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоции как основу темпераментов.
  13. Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.
  14. Сознание, общение и речь
  15. Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Системная психофизиология научения.
  16. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.
  17. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
  18. Особенности реакций организма подростков на физическую нагрузку.
  19. Возрастные особенности органов пищеварения.
  20. Обмен веществ и энергия в подростковом возрасте.
  21. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации.
  22. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
  23. Работы ИМ. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функций коры головного мозга.
  24. Методы изучения высшей нервной деятельности.
  25. Функциональная ассиметрия полушарий и бессознательное.
  26. Индикаторы сознаваемого и неосознаваемого восприятия.
  27. Соматосенсорная система. Кожная рецепция.

59 Обонятельная система. Кодирование обонятельной информации.

7 стр., 3064 слов

1. Онтогенетические особенности интеллектуальной деятельности взрослых

... психофизиологических особенностей: типологических особенностей проявления свойств нервной системы и функциональной асимметрии мозга. 2. Функциональная психическая асимметрия мозга и индивидуальные различия интеллектуальной деятельности Интеллектуальная деятельность ... мышления стабилизируются. Сравнивая возрастные особенности развития мыслительных и мнемических функций ... «… все учащиеся, без какого ...

  1. Восстановление памяти методами напоминания и ознакомления.
  2. Основные положения теории активной памяти.
  3. Сон и сновидения.
  4. Гигиена письма и чтения.
  5. Система кровообращения.
  6. Кровь и ее значение для человека.
  7. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики.
  8. Закономерности роста и развития учащихся.
  9. Возрастные особенности электроэнцефалограммы детей и подростков.
  10. Вегетативная нервная система и ее особенности.
  11. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
  12. Концепция функциональной системы ПК. Анохина.
  13. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности.
  14. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
  15. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.
  16. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность.
  17. Витамины и их значение для растущего организма учащихся.