ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Возрастная периодизация психического развития человека

Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Кризис новорожденности

От рождения до 2 мес.

Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Младенчество

2 мес. – 1 год

Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого

(«мы»)

Непосредственно-эмоциональное общение

Общение с родным взрослым – ситуативно-личностное

– Потребность в общении

– Базовое доверие к миру

– Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний

– Различение близких и посторонних людей

– Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)

– «Истинное» подражание

– Предметное восприятие

– Автономная речь

– Ходьба

– Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия ребенка

Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др.

Кризис 1 года

Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции

Раннее детство

1–3 года

Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения),

или

Я и другой,

или

Р – Предмет – В. Познание мира человеческих предметов

Орудийно-предметная (предметно–манипу-лятивная)

Общение со взрослым – ситуативно-

деловое.

Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание

– Овладение предметными действиями

— Символическое, замещающее действие

– Предметная игра

– Начальные этапы изобразительной и других – видов продуктивной деятельности

– Активная речь

— Наглядно-действенное мышление

– Личное действие

– Сознание «Я сам»

– Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, подифункционадьные предметы, сюжетно – отобразитедьная игра, «игра рядом», куплетность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, стадия годовоногов, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.

Кризис 3 лет

«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»

Дошкольное детство

3—7 лет

Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный).

Познание мира человеческих отношений

Игра (сюжетно-ролевая игра)

Общение со взрослым:

3-5 дет – внеситуативно — познавательное;

5-7 лет – внеситуативно-личностное.

Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание

– Воображение

– Наглядно-образное мышление

– Начала понятийного мышления

– Картина мира, «абрис»

– Новые мотивы поведения

– Соподчинение, иерархия мотивов

– Произвольность поведения

– Первичные этические инстанции

– Самосознание

– Самооценка

– Практическое овладение речью, развитие функций речи.

Способность к замещению, символическая функция сознания, условно динамическая позиция, ориентация на смысл и характер

человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация , режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь и т.д.

Кризис 7 лет

Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние).

Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Младший

школьный возраст

6-7 — 10 лет

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя

Учебная деятельность

Особенности учебного общения, роль учителя, роль сверстников.

Совместное обсуждение учебной проблемы.

— «Умение учиться»

– Понятийное мышление

– Внутренний план действий

– Рефлексия — интеллектуальная и личностная

– Новый уровень произвольности поведения

– Самоконтроль и самооценка

– Ориентация на группу сверстников

Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Психологическая готовность к шкоде, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.

Кризис пред-подростковый

«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.

Подростковый, отроческий возраст

10-11 – 14-15 лет

Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензи-тивность) для проявления индивидуальности

Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн)

Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

– Чувство взрослости – новый уровень самосознания

– Стремление к самоутверждению

– Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей

– Я-концепция

– Формально-логическое (рассуждающее) мышление

— Рефлексия

«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы.

Кризис пере­хода к юности (15-18 лет)

Становление человека как субъекта собственного развития

Юность

Ранняя – 15-17 лет. Поздняя – 17-21 год

Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопреде­ления как аффективный центр социальной ситуации развития

Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение

Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пода. Любовь

– Потребность самоопределения

– Готовность к личностному и профессиональному самоопределению

– Жизненные планы

– Устойчивое самосознание

– Идентичность

– Ценностные ориентации

– Мировоззрение

внутренняя позиция мужчины (или женщины)

Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциадьный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм.

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)

«Отрыв от родительских корней»

Взрослость: молодость и зрелость

Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») —20-30 лет.

Средняя взрослость

(зрелость) —30-60 лет

Принятие на себя полноты ответственности

Труд.

Максимальная реализация сущностных сил человека.

Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение.

Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родитедьско-детских отношений

– Построение стратегии жизни

– Феномен акме

– Смысложизненные решения

– Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)

–Материнство/отцовство

Взросдость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода.

Нормативные кризисы

зрелости

Кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) – осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 дет.

Пути и способы преодоления возрастных кризисов

Взрослость:

старение

и старость

Пожилой возраст

(старение) –60-75 лет.

Старость –

75-90 лет.

Долгожитедьство –

свыше 90 лет

Готовность к выходу на пенсию.

Адаптация к новому социальному статусу.

Поиск новых форм занятости

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби.

Прародительство. Постепенный отказ от активности

Сужение круга об­щения.

Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками

— Принятие своей жизни

– Жизненная мудрость

– Счастливая старость

– Интегрированность, цельность

Пенсионный шок, стратегии. старения, активное и пассив­ное старение, типологии старости, освобождение от сексуального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость

Кризис индивидуального

существования

Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти