Проект кружка ВИА

Проект кружка ВИА

ВГМХА им. Н.В. Верещагина.

Студенческий кружок ВИА академии призван содействовать гармоничному раз­витию личности, стимулировать самодеятельное студенческое творче­ство и инициативу, повышать качество организации досуга и отдыха студентов.

В основе проекта систематизирован опыт  создания студенческих творческих коллективов в ВУЗах СССР и России, на основе многосторонней работы по обуче­нию музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных акустических и электроинструментах, выработке навыков ан­самблевой игры и аккомпанированию.

Проект состоит из 5 основных разделов:

— краткое описание;

— цели и задачи;

— метод реализации;

— план занятий;

— смета.

  1. Краткое описание.

Количественный состав групп обучающихся: от 3 до 8 человек. Наличие материально — технической базы, просторного звукоизолирующего по­мещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспита­тельных мер позволяет создать при академии свой вокально-инстру­ментальный ансамбль, который обеспечит конкурентноспособность музыкального коллектива на рынке воспитательно-образовательных услуг и дальнейшее развитие творческой  личности студентов. Проект имеет четкую художественно-эстетическую направленность, в процессе рассмотрения и утверждения может быть дополнен и расширен. Интерес студентов к деятельности  ВИА позволит привлечь их к занятиям в кружке, заполнить активным содержанием их сво­бодное время, развить их творческие способности и самодисциплину, чувства коллективизма и ответственности.

Актуальность: Кружок ВИА должен обеспечить формирование высоконрав­ственной, духовно богатой личности студентов академии.

  1. Цели и задачи кружка.

2.1. Задачи: Наполнение активным содержанием свободного времени студентов; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.

2.2. Цели: Приобщение студентов к  основам мировой  музыкальной культуры; развитие музыкально — эстетического вкуса; развитие самостоятельного музыкального творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего  свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения.

3. Метод реализации.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно ... к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам ... арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями; 6) 18-20 лет проходят эфебию, т.е. ...

3.1. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкаль­ных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер-классы, прак­тические и репетиционные занятия, концертные выступления.

4.План занятий.

4.1. Учебно-тематический план.

Проект рассчитан на всех желающих – студентов академии. Первый год обучения составляет  200 часов (по 6 академических часов в неделю).

Второй год предполагает профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляет 200 часов (по 6 академических часов в неделю).

Срок реализации проекта — 2 года.  Оптимальным вариантом преподавания курса программы «Вокально-инструментальный ансамбль» является привлечение к руководству кружком педагога, имеющего музыкальное образование. Программа занятий  каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями молодых людей и девушек. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой реализации студентами своих творческих способностей.

I год обучения

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Индивидуальные занятия на инструменте.

Постановка голоса.

Основы музыкальной грамоты и гармонии.

Творческие часы (включая беседы, слушание музыки)

Групповые занятия на инструментах.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы).

Вокально- ансамблевая работа.

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).

Работа с электроаппаратурой

28

18

28

30

 

28

16

26

16

10

14

9

16

15

 

14

8

 

6

10

6

14

9

12

15

 

14

8

20

6

4

Итого: 200 часов \ в год.

II год обучения. 

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вокально-ансамблевая работа.

Творческие часы, Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в концертах, беседы, слушание).

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование).

Основы музыкальной грамоты.

Работа с электроаппаратурой.

Звукооператорская деятельность.

Индивидуальная работа со студентами.

30

40

42

24 

22

22

20

8

17

17

11

11

6

9

 

22

23

25

13

11

16

11

 

 

Итого: 200 ч \ в год

4.2. Содержание программы.

I год обучения.

1. Индивидуальные занятия на инструменте.

1.1. Шестиструнная гитара.

Теоретические сведения: теоретические сведения  основ музыкальной грамоты;  знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение,  строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.

1.2. Электрогитара.

Теоретические сведения: основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение,  возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары.

Практические сведения: функции бас — гитары, ритм — гитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритм — гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.

1.3.Ударные инструменты.

Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация  для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре. Устройство и расположение инструмента на концертных  выступлениях; возможности инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента.

Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением); ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков. Игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)">собственного стиля игры на инструменте.

1.4. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры  на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Теоретические сведения: роль клавишного инструмента  в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.

Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху, исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.

2. Постановка голоса.

Теоретические сведения: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.

Практическая работа: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном. Правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.

3. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

4. Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

5.Творческие часы. Концертная деятельность.

Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства;  рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.

Практические занятия: участие в мероприятиях академии, праздниках, творческие встречи с группами других ВУЗов.

6. Вокально-ансамблевая работа.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности академии; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами (использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное творчество.

7. Ансамблевая работа.

Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

работа с монитором; аранжировка и импровизация.

Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.

8. Работа с электроаппаратурой.

Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.

II год обучения.

1. Вокально-ансамблевая работа.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности академии; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.

Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация.

2. Творческие часы. Концертные выступления.

Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях академии.

Практическая работа: участие в мероприятиях академии, городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов,  совместно  с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах.

3. Ансамблевая работа.

Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

работа с монитором; аранжировка и импровизация.

Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.

4. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;

Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

5. Концертная (творческая)  деятельность.

Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства; диспуты, дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практические занятия: музыкальное оформление различных мероприятий, дискотек; участие в городских и областных мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и 3 года обучения; участие в мастер — классах; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.

6. Работа с электроаппаратурой.

Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях академии; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.

7. Звукооператорская деятельность.

Теоретические сведения: выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.

Практические навыки: звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время мероприятий академии.

8. Индивидуальная работа.

Теоретические сведения: солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы; вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.

Практическая работа: исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и проведение  мастер-классов; проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.

Материально — техническое оснащение кружка ВИА.

Материально — техническое оснащение кружка ВИА  должно соответствовать  определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современными запросами общества. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее:

— акустическая гитара (2-4 шт.);

— электрогитары (бас и ритм, соло- гитара);

— ударная установка (бас — бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки);

— клавишные: синтезатор — рабочая станция; фортепьяно.

— микрофоны(4 шт.);

— микшерный пульт,

— усилитель,

— колонки (мощностью не менее 150 Вт),

— монитор,

— наушники,

— стереомагнитофон,

— гитарный процессор,

— звукоисказитель для электрогитары,

— стойки для микрофонов (3 шт.),

— библиотека музыкальной  литературы для студентов и педагога.

Группа первого года обучения может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году обучения состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их  звучание  умеренное. Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году занятия в кружке является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы  (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию).

Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах, гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива и определяет его лицо.

Смета:

  1. Синтезатор Yamaha PSR-S750 = 59000 руб.
  2. Тарелки (3шт.) =
  3. Бас-гитара =
  4. Ритм-соло гитара =
  5. Гитарный усилитель (100кВт) =