3003(Возрастная физиология и психофизиология)

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный профессионально-педагогический

университет

Социальный институт

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология»

Для студентов заочной формы обучения

всех специализаций

специальности 030500 — Профессиональное обучение

Екатеринбург 2001

Задания к контрольной работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург: Изд-«о Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 10 с.

Составители: д-р биол. каук, проф. Г.П. Селиверстова, ст. преп. ТФ. Гурова

Рецензент канд. биол. неук Г.В. Зуева

Содержат задания и перечень основных литературных источников для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология».

Одобрены методической комиссией Социального института 12 марта 2001 г. Протокол № 7.

Председатель методической комиссии

А.И.Ткаченко

© Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001

Введение

Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов заочного отделения всех специальностей.

Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Возрастная физиология и психофизиология».

Задания для контрольной работы содержат два вопроса: один-из раздела «Возрастная физиология», другой-из раздела «Психофизиология». Студент получает вариант, номер которого соответствует двум последним цифрам номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат происходит от латинского слова relerre (докладывать, сообщать).

13 стр., 6473 слов

Возрастная физиология и психофизиология 2

Министерство образования Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра физиологии и БЖД Контрольная работа но дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» Темы: 1) «Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза. Физическое и психическое развитие» 2) «Биологические ритмы, их показатели и классификация. Биоритмы и ...

Он представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающее ее на основе обзора литературных и других источников. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком, но достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. Реферат используется при изучении основных и элективных курсов, в организации различных форм внеаудиторной работы. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, использовать дополнительные источники, и том числе научные периодические издания. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. В качестве основной и дополнительной литературы используются источники, изданные в течение последних пяти лет, а периодические издания берутся за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по следующей схеме:

  1. План реферата с указанием страниц в тексте.
  2. Введение (содержи! обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи реферата).
  3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).
  1. Основная часть, раскрывающая содержание темы (содержит обоснование физиологических явлений, анализ путей и способов решения вопросов, поставленных во введении).

5. Заключение, представляющее собой краткие выводы по изложенному материалу.

6. Список литературы, составленный по общепринятым правилам описания источников (фамилия и инициалы автора, год издания, издательство, количество страниц).

Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) з пределах 8-10 страниц рукописного текста.

6 стр., 2695 слов

1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы, их отличия. Условный рефлекс, определение, классификация

Высшая нервная деятельность — совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В ее основе лежит осуществление сложных рефлекторных актов. Впервые материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека дал И.М. Сеченов. Он доказал, что все ...

Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки.

Вариант 1

  1. Строение, функция сердца. Движение крови по сосудам. Изменение показателей кровообращения при мышечной работе. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки.
  2. Физиологические механизмы сна. Стадии формирования сна. Сон «быстрый» и «медленный». Онтогенез физиологического сна.

Вариант 2

1. Строение и функции дыхательной системы. Легочные объемы. Показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках. Жизненная емкость легких. Формирование системы дыхания в онтогенезе.

2. Утомление как особое функциональное состояние организма. Теории утомления. Физиологические характеристики утомления.

Вариант 3

1. Строение и функции системы крови. Морфофизиологические особенности крови у подростков.

2. Психофизиологические механизмы памяти. Запоминание, хранение и воспроизведение информации Возрастные особенности памяти.

Вариант 4

1. Вегетативная нервная система, ее отделы и функциональные особенности. Адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела на функции различных органов.

2. Биологическая и информационная теории эмоций. Связь эмоций с потребностями и мотивациями. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Вариант 5

  1. Физиология больших полушарий головного мозга. Проекционные и ассоциативные зоны коры. Функциональная асимметрия больших полушарий.
  2. Физиологические механизмы эмоций. Нейроанатомические субстраты эмоций. Классификация эмоций. Компоненты эмоций.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути является задачей (возрастной физиологии).   Значение нервной системы Жизнедеятельность человека должна соответствовать условиям ... системы План 1. Значение нервной системы. 2. Общая схема строение нервной системы. Нервная ткань. 3. Физиологические свойства нервной ткани. 4.Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Особенности ...

Вариант 6

  1. Строение нервной клетки, функции аксона и дендритов. Структура и функции синапсов. Механизм передачи возбуждения и торможения в синапсе.
  2. Условия и механизм образования условных рефлексов. Классифика­ция условных рефлексов.

Вариант 7

  1. Зрительная сенсорная система. Оптическая и рецепторная системы глаза. Гигиена зрения.
  2. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Онтогенез условных и безусловных рефлексов.

Вариант 8

  1. Слуховая сенсорная система (слуховой анализатор).

    Строение органа слуха. Механизм восприятия звука. Гигиена слуха.

  2. Учение И.П. Павлова о безусловном (внешнем) и условном (внутреннем) торможении условных рефлексов.

Вариант 9

  1. Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе. Особенности реакций организма на физические нагрузки в различные возрастные периоды.
  2. Учение И.П. Павлова с типах высшей нервной деятельности (ВНД).

    Классификации и характеристика типов ВНД. Изменения ВНД в подростковом возрасте. Влияние генотипа и среды на формирование типа ВНД.

Вариант 10

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. ^ груктурно-функциональная характеристика, классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира. Анализатор и сенсорная система. Анализатор и орган чувств.

2. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Вариант 11

  1. Физиология пищеварения. Общий план строения и функции пищеварительной системы. Нейрогуморальная регуляция секреции пищеварительных желез.
  2. Инстинкты как врожденные формы поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. Значение инстинктов в поведении человека.

б

6 стр., 2820 слов

1. Физиология человека и ее связь с педагогикой и психологией

... физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология нервной высшей деятельности - механизмами ... центры, функциональные особенности. Периферический отдел ... Физиология человека - наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей (клеток, тканей, органов), изучающая качественное взаимоотношение организма человека ... врождённых безусловных рефлексов. Принцип ...

Вариант 12

  1. Гуморальная регуляция функций в организме. Характеристика гормонов и желез внутренней секреции. Возрастные особенности эндокринной системы подростков.
  2. Динамический стереотип как приобретенная форма поведения. Характерные черты и механизм формирования стереотипных реакций. Значение динамического стереотипа в процессе обучения и формирования навыков.

Вариант 13

1. Рефлекторная регуляция функций в организме. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регуляторных процессов.

2. Типологические особенности ВИД человека. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе.

Вариант 14

1. Строение и функции спинного мозга. Спинальные рефлексы. Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги.

2. Память как особая форма отражения действительности. Классификации видов памяти. Временная организация памяти. Теория

памяти.

Вариант 15

  1. Биологическое созрезание и психическое развитие акселерации и ретардации развития детей и подростков.
  2. Психофизиология внимания. Нейрофизиологические внимания. Ориентировочный рефлекс и внимание.

Вариант 16

1. Физиология ствола • мозга. Морфологические особенности и рефлекторная деятельность продолговатого и среднего мозга.

2. Физиология стресса. Механизм и стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Управление стрессовыми реакциями.

Вариант 17

1. Физиология промежуточного мозга. Таламус как коллектор афферентной чувствительности. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система.

2. Психофизиология речи и мыслительной деятельности. Онтогенез речи. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления.

. Проблема механизмы

Вариант 18

1. Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза. Физическое и психическое развитие.

19 стр., 9019 слов

Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной деятельности

Тема: Физиология промежуточного мозга. Психофизиология речи и мыслительной деятельности План Введение 1. Физиология промежуточного мозга 2. Гипоталамо-гипофизарная система 3. Психофизиология речи и мыслительной деятельности 4. ... В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М.: Медицина, 1998 Сапин М.Р., Сивоглазоь Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: ...

2. Биологические ритмы, их показатели и классификация. Биоритмы и работоспособность.

Вариант 19

1. Выделительная система. Строение и функции органов выделения, их возрастные особенности.

2. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Характеристика доминантного очага. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека.

Вариант 20

1. Ретикулярная формация ствола мозга как неспецифическая, активирующая и тормозящая система в формировании сна и бодрствования. Концентрация внимания.

2. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотивации. Механизм возникновения мотиваций.

Литература

Анатомия, физиология, психология человека: Ил. крат. слов. / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: Лань, 1998. 268 с.

Бшич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.: Водолей, 1998. 368 с.

Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 216 с.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.:Учеб. лит., 1997.338 с.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. 306 с.

Основы психофизиологии / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИНФРА-М, 1997. 408 с.

Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. М.: Медицина, 1998. 585 с.

Сапин М.Р., Сивоглазоь Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: Академия, 2000. 365 с.

Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. 325 с.

Судаков К. В. Нормальная физиология. М.: Медицина, 1999. 331 с.

Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И Циркин, С.А. Чеснокова. — СПб. : Сотис, 1998. 385 с.

Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 2 т. М.: Мир, 1996. 625 с.

9 стр., 4326 слов

Курсовая работа по Физиологии человека, вариант — 4

Содержание. Задание……………………………………………………………………2 Гипертиреоз………………………………………………………………2 Зоб и его разновидности…………………………………………………3 Зоб диффузионный токсический………………………………………..4 Лабораторные анализы…………………………………………………..5 Осложнения………………………………………………………………6 Лечебное питание………………………………………………………...6 Примерное однодневное меню при базедовой болезни……………….8 Лечение……………………………………………………………………8 Прогноз и ...

Шостак В.И., Лытаее С.А. Физиология психической деятельности человека. СПб.: Деан, 1999. 3 16 с.

Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. 283 с.

Задания к контрольной работе

и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология»

Редактор Г’.Р. Сайфетдинова

Подписано в печать 03.04.2002. Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 0,51. Уч.-изд. л. 0,55. Тираж 2000 экз. Заказ № 65.

Ротапринт РГГШУ, г. Екатеринбург, ул. Каширская, 73