Краткая периодизация психического развития

Приложение 2

Краткая характеристика периодов

онтогенетического развития в детстве

Младенчество

Социальная ситуация развития

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ” (Л.С. Выготский)

Ведущая деятельность

Непосредственно-эмоциональное общение: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Достижения возраста

в когнитивной сфере

  • реакция сосредоточения как первое проявление внимания
  • представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства
  • развитие памяти: двигательной, эмоциональной, образной
  • расширение в связи с этим границ опыта ребенка и начало его формирования
  • зачатки мышления как установления первых причинно-следственных связей
  • возникновение предпосылок для освоения речи
  • установление первых связей слова с предметом

в эмоциональной сфере

  • появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого: радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения
  • яркие эмоциональные взрывы, связанные с трудностями взаимопонимания (гипобулические реакции)
  • в ситуативно-деловом общении — удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии
  • интерес как предпосылка познавательных чувств

в мотивационной сфере

  • потребность в новых впечатлениях
  • интерес к окружающим
  • потребность в общении со взрослым
  • способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений (мотивирующие представления)

в развитии личности

  • под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым складывается ощущение своей важности для другого
  • эмоционально-положительное отношение к себе
  • инициативность в общении
  • формирование внешнего “образа Я”

в поведении и деятельности

12 стр., 5712 слов

Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников

... психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений ... интерес. Объектом исследования являются межличностные отношения дошкольников. Предметом - влияние стиля педагогического общения на межличностные взаимоотношения дошкольников. В данной работе нами ...

  • первые формы общения со взрослым
  • инициативное употребление осмысленных слов
  • освоение предметных действий: результативных, соотносящих, функциональных
  • подражание окружающим людям и изучение норм их поведения

Основные новообразования

  • прямохождение
  • активность
  • наглядно-действенное мышление
  • автономная речь
  • мотивирующие представления

Кризис возрастного развития

Резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному.

Противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет специфических средств воздействия на него.

Причины разрыва тесной ситуации взаимодействия:

— “вклинивается” новая деятельность — предметная;

— освоение ходьбы и появление первых слов стимулирует рост самостоятельности малыша.

Поведенческие симптомы: появление гипобулических реакций.

Раннее детство

Социальная ситуация развития

Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов.

Ведущая деятельность

Предметно-манипулятивная — ребенок учится действовать с предметом соответственно со скрытой в нем функцией.

Достижения возраста

в когнитивной сфере

  • знаково-символическая функция сознания
  • предметное восприятие
  • воспроизведение как процесс памяти
  • обогащение содержания представлений
  • освоение наглядных форм мышления
  • овладение операциями обобщения и сравнения
  • возникновение воображаемой ситуации в игре как первое проявление воображения
  • активная речь
  • коммуникативная и обобщающая функции речи

в эмоциональной сфере

  • социализация эмоций
  • освоение способов выражения эмоций
  • симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда
  • включение слова в эмоциональные процессы

в мотивационной сфере

  • потребность в реализации и утверждении собственного “Я”
  • дифференциация мотивов от ситуации
  • мотивация поступков отношениями с другими людьми
  • возникновение поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка
  • разделенность мотива и реализуемой цели

в развитии личности

4 стр., 1673 слов

Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной ...

... Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности. Объект исследования - профессиональные ценностные ориентации студентов. Предмет исследования – ... основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. От того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, ...

  • психологическое отделение от ближайших взрослых
  • развитие самостоятельности
  • предметное отношение к действительности
  • проявление целеполагания и целеустремленности
  • возникновение личного действия и личного желания
  • гордость за собственные достижения
  • сознание “Я САМ”

в поведении и деятельности

  • предметная деятельность
  • общение со сверстниками
  • возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности

Основные новообразования

  • самосознание
  • личное действие
  • социальная речь (речевое общение)
  • воображение
  • гордость за собственные достижения

Кризис возрастного развития

Течение кризиса трех лет связано с первоначальным осознанием малышом своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем.

Противоречие: способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие, ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным.

Причины распада социальной ситуации развития:

— ребенок отделяет себя от взрослого;

— ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному “я” — отделяет от себя свои действия.

Симптомы кризиса:

— негативизм — отрицательная реакция, связанная с негативным отношением к другому человеку, ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых;

— упрямство — реакция на собственное решение, ребенок настаивает на своем требовании, происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;

— строптивость — протест против порядков, которые существуют дома, направлена на ситуацию воспитания;

— своеволие — стремление к освобождению от взрослого, речь идет о самостоятельности намерения, замысла;

— обесценивание взрослых;

— протест-бунт — частые ссоры с родителями;

— стремление к деспотизму.

Дошкольное детство

Социальная ситуация развития

Отделение ребенка от взрослого. Ребенок выходит за пределы семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых, где взрослый выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений.

5 стр., 2268 слов

Природные и общественно-исторические предпосылки возникновения ...

... возобновлению процессу становления, возникновения и развития сознания. Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. ... и старения и т.д. проявляется во всех процессах природных и общественных изменений. Глубокие догадки заключены и в мыслях и противоборстве противоположностей, ...

Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”, связанные игровой деятельностью и существующие параллельно.

Ведущая деятельность

Сюжетно-ролевая игра. Позволяет смоделировать социальные отношения и действовать внутри этой модели.

Достижения возраста

в когнитивной сфере

  • элементы послепроизвольного внимания
  • целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия
  • освоение системы сенсорных эталонов (представлений о чувственно воспринимаемых свойствах объектов: цвет, форма, величина)
  • словесно-смысловая память
  • произвольный характер воображения, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию
  • внеситуативность мышления
  • развитие рассуждений как способа решения мыслительных задач
  • преодоление “познавательного эгоцентризма”
  • развитие фонематического слуха как предпосылка для освоения грамоты
  • связные формы речи
  • планирующая функция речи
  • возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоозрения

в эмоционально-волевой сфере

  • освоение социальных форм выражения чувств
  • эмоциональное предвосхищение — опережающая эмоциональная коррекция действий
  • внеситуативность чувств, их осознанность
  • обобщение переживаний
  • формирование высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических
  • целеполагание
  • способность к волевому усилию
  • произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов

в мотивационной сфере

  • потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
  • потребность в приобретении знаний
  • способность мотивировать самооценку
  • борьба и соподчинение мотивов

в развитии личности

  • критическое отношение к оценке взрослого и сверстника
  • осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов
  • возникновение первых этических инстанций
  • различение Я-реального и Я-идеального
  • осознание себя во времени
  • “личное сознание” (Д.Б. Эльконин)
  • становление “позиции школьника”

в поведении и деятельности

  • освоение широкого круга видов деятельности: игровая, бытовая, трудовая, продуктивная
  • формирование произвольного поведения
  • освоение средств и способов познавательной деятельности
  • стремление к осуществлению общественно необходимой, общественно полезной деятельности

Основные новообразования

4 стр., 1528 слов

Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития

... данные обследования с эталонами возрастной нормы. Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития* 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда ... птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с раз­личной профессиональной деятельностью; глаголов, свя­занных с животным и растительным миром; семантически близких названий ...

  • возникновение внутренней психической жизни
  • обобщение переживаний
  • произвольность поведения
  • структура мотивационной сферы (соподчинение мотивов)
  • дифференциация самооценки
  • позиция школьника

Кризис возрастного развития

Противоречие: ребенок не может жить вне общества, но вместе с тем жизнь ребенка находится в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Источник кризиса: несоответствие нового личностного образования — позиции школьника — старой системе отношений, характерной для дошкольного детства (Л.И. Божович).

Симптомы кризиса:

— потеря непосредственности — между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

— манерничанье и кривляние — ребенок что-то скрывает за этими формами поведения;

— симптом “горькой конфеты” — ребенок не показывает, когда ему плохо, замыкается в себе;

— трудности воспитания — ребенок становится неуправляемым.

Изменения в поведении ребенка:

— пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией, ребенок “не слышит, о чем его просят”;

— спор — в ответ на просьбу, требование ребенок начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения;

— непослушание — невыполнение привычных требований, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей;

— хитрость — нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме, намеренное создание

Младший школьный возраст

Социальная ситуация развития

Ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права.

Система “ребенок — взрослый” дифференцируется: “ребенок — учитель” и “ребенок — родители”. Система — “ребенок — учитель” становится определяющей.

Ведущая деятельность

Учебная — непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

4 стр., 1756 слов

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной ...

... система деятельности педагога - психолога 2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной ... ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на ... степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает ... изучению влияния образовательной среды на формирование эмоционально - волевой сферы личности, существует острая потребность ...

Достижения возраста

в когнитивной сфере

  • интеллектуализация психических процессов, их осознание
  • развитие произвольности познавательных процессов
  • формирование отвлеченного словесно-логического мышления
  • целенаправленное и произвольное наблюдение как форма восприятия
  • расширение объема произвольного внимания и умения распределять его между разными видами действий
  • осознание мнемической задачи
  • интенсивное формирование приемов запоминания, увеличение удельного веса смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным
  • управление процессами запоминания, воспроизведения, припоминания
  • увеличение признаков и свойств в образах воображения

в эмоциональной сфере

  • эмоционально-положительное отношение к себе
  • сдержанность в выражении эмоций, умение владеть своими чувствами
  • способность проявлять гнев не столько в моторной форме, сколько в словесной
  • новые оттенки в выражении чувств — ирония, насмешка, сомнение
  • формирование моральных чувств: чувство совести, чувство долга, чувство сопричастности общему делу
  • гордость не только одобряемым взрослым поступком, но и своими положительными качествами
  • эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоционального состояния другого человека)

в мотивационной сфере

  • насыщение мотивов новым социальным содержанием
  • выстраивание иерархии мотивов
  • формирование познавательных интересов
  • мотивация поведения моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками

в развитии личности

  • переживание своей уникальности, своей “самости”
  • стремление утвердить себя среди взрослых и сверстников
  • обостренная чувствительность к овладению нравственно-психологическими нормами, целями и способами систематического обучения
  • развитие ответственности

в поведении и деятельности

  • стремление к нормативному поведению
  • стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
  • потребность соответствовать положительному эталону поведения
  • подчинение авторитету старших
  • планирование и самоконтроль в деятельности и поведении

Основные новообразования

  • произвольность психических явлений
  • внутренний план деятельности
  • рефлексия
  • анализ
  • самоконтроль

Кризис возрастного развития

5 стр., 2459 слов

« Формирование характера личности»

... чувства в его личности, насколько ими проникнуты сознание и деятельность человека. Но не все индивидуальные особенности в чувствах закономерно относить к характеру. Чувства ... действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство ... формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ...

Противоречие: стремление принадлежать к сообществу взрослых с одной стороны и недостаточная социальная зрелость с другой.

Симптомы кризиса: эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряженность, конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Подростковый возраст

Социальная ситуация развития

Переходный, критический период. Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира.

Ведущая деятельность

Интимно-личностное общение со сверстниками

Достижения возраста

в когнитивной сфере

  • освоение системы научных понятий
  • развитие абстрактно-логического мышления
  • способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям
  • осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими
  • длительное удержание внимания на отвлеченном, логически организованном материале
  • развитие установки на размышление
  • умение формулировать и выражать мысли своими словами

в эмоциональной сфере

  • активное развитие социальных эмоций: самолюбие, чувство доверия, способность к сопереживанию, чуткость, отзывчивость
  • длительность и устойчивость эмоциональных отношений

в мотивационной сфере

  • личностные интересы
  • мотивация общения со сверстниками: общие интересы, понимание, отзывчивость
  • аффилиативная потребность в принадлежности к группе
  • потребность в неформальном общении с родителями
  • мотивация учебной деятельности: стремление завоевать определенное положение, добиться признания сверстников
  • предметная направленность учебно-познавательных интересов

в развитии личности

  • интерес к себе как к личности, к своим возможностям, способностям
  • адекватность самооценки
  • самокритичность
  • стремление к независимости, самостоятельности
  • превращение ценностей и норм из мира взрослых в критерии оценки и самооценки
  • “способность к целеполаганию, рождение жизненной перспективы” (Л. Божович)

в поведении и деятельности

  • стремление к поведенческой автономии
  • реакция эмансипации — освобождение от опеки со стороны взрослых
  • полоролевое поведение
  • деятельность по самовоспитанию, тенденция организовать себя

Основные новообразования

16 стр., 7895 слов

Психология эмоциональной сферы личности

... чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Цель работы: изучение психологических особенностей эмоциональной сферы личности. Задачи: Проанализировать литературные источники эмоциональной сферы. ... на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта ...

  • абстрактно-логическое мышление
  • самооценка
  • чувство взрослости

Кризис возрастного развития

Противоречие: представление подростка о собственной взрослости и его претензии на новые права с одной стороны, а с другой — неумение или нежелание взрослого найти подростку новое место рядом с собой.

Причина: расхождение в представлениях ребенка и взрослого о характере прав и меры самостоятельности подростка.

Поведенческие симптомы: зависят от отношений с родителями, социального статуса в коллективе, академической успешности, сформированности творческих интересов и физиологических особенностей.

юность

Социальная ситуация развития

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, качественное их изменение с возрастающей мерой самостоятельности и ответственности.

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная

Достижения возраста

в когнитивной сфере

  • становление мировоззрения
  • формирование теоретического мышления
  • развитие творческого воображения
  • формирование индивидуального стиля умственной деятельности

в эмоциональной сфере

  • разнообразие переживаний: эстетические чувства, чувство влюбленности, радость творчества
  • интерес к миру чувств другого человека
  • эмоциональная сензитивность
  • умение скрывать и маскировать собственные чувства
  • формирование обобщенных чувств: чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора
  • формирование общей эмоциональной направленности и эмоциональной культуры личности

в мотивационной сфере

  • потребность в глубокой эмоциональной привязанности
  • мотивы, направленные на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений

в развитии личности

  • психологическая устойчивость личности
  • осознание собственных коммуникативных, волевых и интеллектуальных качеств как основание для ценностного отношения к себе
  • поиск своей значимости для других и для себя
  • самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия себя как личности

в поведении и деятельности

  • деятельность по профессиональному самоопределению
  • саморазвитие

Основные новообразования

  • мировоззрение
  • индивидуальный стиль умственной деятельности
  • профессиональное самоопределение
  • выбор собственного жизненного пути

Кризис возрастного развития

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как ... Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация ...

Кризис юношеских надежд