Раздел I. Теоретико-методологические основы ’ социальной психологии

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел I. Теоретико-методологические основы ’ социальной психологии

Занятие 1. Объект, предмет, задачи социальной психологии. История становления и развития социальной психологии

Цель занятия:определение объекта и предмета социальной психологии, формирование пред­ставлений о задачах социальной психологии образования, история становления социальной психо­логии, ее связь с другими науками.

Основные понятия:социальная психология, социально-психологическе явления, эффект соци­альности.

План занятия

  1. Понятие об объекте и предмете социальной психологии. Социальная психология как теоретиче­ское знание и как прикладная дисциплина. Этапы становления науки.

  2. Основные проблемы, задачи и функции социальной психологии.

  3. Понятие о социальной психологии образования. Проблемы и задачи социальной психологии об­разования.

  4. Методология социальной психологии образования.

вопроса

Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов)

1

— О \ ^ . 50- £ ^ к . Щр

2

3

C^f V-CS-4L va^ux^V, wjulcvvj®*. Az LU-V^№, \л£К Д.>. v£. еле- ^ ,

4

— LA§CeT <?>Л_’ — ‘ V-Jv_Cn.

Контрольные вопросы

  1. В чем специфика предмета социальной психологии?

  2. Почему социальная психология как наука имеет особый статус?

> Какие этапы развития социально-психологического знания можно выделить?

  1. Определите круг основных проблем социальной психологии?

  2. Перечислите функции социальной психологии.

  3. В чем различие индивидуальной и социальной психологии?

  4. Особенности образовательных социальных общностей.

  5. Особенности методологии социальной психологии.

Темы сообщений

  1. История предмета социальной психологии.

  2. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и психологией.

  3. Этапы становления социальной психологии.

  4. Личность и общество как проблемы социальной психологии.

  5. Основные методологические вопросы социальной психологии.

  6. Особенности становления социальной психологии в России.

  7. Ценность социально-психологического знания.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте социально-психологический портрет специалиста в сфере вашей будущей профессио­нальной деятельности.

  2. В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: адаптация психологическая, социальная психология, социально-психологическая компетентность.

  3. В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о В. Вунде, М. Лацарусе, 3. Фрейде, К. Каверине.

Тестовые проверочные задания

  1. Закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы изучает:

а) социология б) психология групп в) социальная психология.

  1. Социальная психология как самостоятельная наука возникла на границе психологии и:

а) философии б) политологии в) социологии.

  1. Когда были изданы первые учебники по социальной психологии Э. Росса и У. Мак-Дугала?

а) 1877 г. 6)1908 г. в) 1900 г.

  1. Как назывался первый журнал социально-психологической направленности под редакцией М. Лацаруса и Г. Штейнталя?

а) «Вопросы психологии народов и языкознание», б) «Социальная психология и социология» в) «Психология народов».

  1. Кто является автором шкалы для измерения социальных отношений?

а) Э. Богардус, б) В. Вунд, в) У. Мак-Дугал.

-12-

  1. Кто является автором социометрической методики?

а) К. Левина, б) А. Бельчиков, в) Дж. Морено.

  1. Когда социальная психология оформилась в качестве самостоятельной науки?

а) 10-е годы XX века, б) 20-е годы XX века, в) 90-е годы XIX века.

  1. В контексте какого психологического направления разрабатывалась теория социального научения?

а) бихевиоризм б) гештальтпсихология в) психоанализ.

  1. Кто является автором первой монографии по социальной психологии в СССР «Социальная пси­хология как наука», вышедшей в 1965 году?

а) С. JI. Рубинштейн б) А. Р. Лурия в) Б. Д. Парыгин.

  1. В каком году была создана первая лаборатория социальной психологии во главе с Е. С. Кузьминым?

а) 1917 г., б) 1953 г., в) 1962 г.

Рекомендуемая литература Основная

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2001. — С. 170-188, 222-245.

  2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. — М.: МГУ, 1990. — С. 6-84, 95-102, 103-133.

  3. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.: МГУ, 1983. — С. 76-134.

  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия. — М., 2003.

  5. Битянова М. Р. Социальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М., 2007.

  6. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.

  7. Социальная психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003.

  8. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004.

  9. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Дополнительная

  1. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В, Соловьевой. — М., 1996.

  2. Богомолов Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. — М., 1992.

  3. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — СЛ9&-205.

  4. Кричевский Р. Л, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной ас­пекты. — М.: МГУ, 1991. — С. 5-34, 72-83.

  5. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

  6. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимиза­ция совместной деятельности. — М.: МГУ, 1987. — С. 242-250.

  7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в странах Западной Европы. — М., СПб., 1998.-С. 100-114.

  8. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.

  9. Перспективы социальной психологии. — М.: Эксмо, 2001.

  10. Егорова М. С. Близнецовые исследования: современные тенденции // Вопр. психологии. — 2004. — № 6. — С. 128.

-13-

Занятие 2. Методы социальной психологии

Цель занятия:выявить специфику социально-психологического исследования, систематизиро­вать знания о методах социальной психологии, показать практическую значимость социально­психологического исследования.

Основные понятия: методы социально-психологического исследования (контент-анализ, экс­перимент, социометрия, ранжирование), референтометрия, коррекционные методы (тренинг, пси­ходрама, гештальттерапия, арттерапия), надежность, обоснованность, валидность, шкала, выборка, разброс данных, варианта, медиана, кривая нормального распределения, корреляция.

План занятия

  1. Специфика социально-психологического исследования.

  2. Методология социально-психологического исследования.

  3. Общая характеристика методов социальной психологии.

  4. Активные социально-психологические методы обучения и развития.

вопроса

Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов)

1

Soc

2

VAXs^+J-y^OiJfcJL, UOV i£> C_c£b<2-\At*-eeJt4C хл.

OUju\ _ чХ^,

3

^ vjo^T

4

w>v Ot(; e (p Of104» «\

с 52> v_e*n ~-<Ъл. .JLuJn t хА-ле-cjj.

Контрольные вопросы

  1. Опишите основные этапы психологического исследования.

  2. Какова специфика методов социальной психологии и их использование в исследовании образо­вательных общностей?

  3. Какие уровни анализа социально-психологических явлений вы можете назвать?

  4. Опишите специфику активных социально-психологических методов обучения и развития.

-14-

  1. Каковы требования к качеству социально-психологической информации?

  2. Что представляет собой описательная статистика?

  3. Что такое индуктивная статистика? .

  4. В чем особенности корреляционного анализа?

Темы сообщений

  1. Эмпирические методы социально-психологических исследований.

  2. Экспериментальные методы социально-психологических исследований.

  3. Психодиагностические методы социально-психологических исследований.

  4. Групповые методы терапии и коррекции.

  5. Методы активного социально-психологического обучения.

  6. Опрос как метод социальной психологии.

  7. Возможности экспериментального изучения социально-психологических явлений.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте дневник самонаблюдения за своими психическими процессами, наблюдаемыми в те­чение одного дня.

  2. В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: адаптация теста, анкетирование, биографический метод, батарея тестов, валидность, гештальттерапия, иг­ровая терапия, интроспекция, интервью, контент-анализ, константность, коррекционные мето­ды, мониторинг, надежность, онтогенез, опрос, полевое исследование, психодрама, субтест, тес­тирование, филогенез, эксперимент.

  3. В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о А. Бине, Г1. П. Блонском, Л. С. Выготском, А. Симоне.

Тестовые проверочные задания

  1. Развитие индивида от рождения до конца жизни — это: а) филогенез, б) онтогенез, в) паратация.

  2. Какая психологическая школа разработала технику арттерапии? а) советская, б) когнитивная, в) гуманистическая.

  3. Исследование, проводимое в естественных, реальных условиях, — это: а) естественное, б) полевое, в) натуральное.

  4. Изучение естественно возникающих связей между переменными — это:

а) корреляционное исследование, б) математико-статистический подход, в) генетическое иссле­дование.

  1. Какое количество людей в группе случайной выборки обеспечивает 95 %достоверности данных для описания всей популяции с ошибкой менее 3 %?

а) 1200 человек, б) 800 человек, в) 340 человек.

-15-

  1. Соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупно­сти в целом — это:

а) направленность, б) перкокция, в) репрезентативность.

  1. Подвергаемое проверке предположение, описывающее возможную между событиями взаимо­связь, это:

а) теория, б) гипотеза, в) основание.

  1. Кто предложил биографический метод в психологии? а) Д. Уотсон, б) J1. С. Выготский, в) 3. Фрейд.

  2. Какой метод не относится к обсервационным?

а) самонаблюдение, б) наблюдение, в) поверхностное наблюдение.

  1. Соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий, статистическая мера связи, равная ковариации стандартизованных переменных, — это:

а) корреляция, б) моделирование, в) аттракция.

Рекомендуемая литература Основная

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М.: Аспект — Пресс, 2006.

  2. Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для вузов: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.

  3. Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.

  4. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Дополнительная

  1. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. — М., 1992.

  2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской JI. А., Соловьевой О. В. — М., 1996.

  3. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — JI., 1985. — С. 14.

  4. Немов Р. С. Психология: В 2 кн. — М., 1994. — Кн. 1. — С. 466-470.

  5. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

  6. Погодин Д. Ю. Применение и развитие метода психологических профилей европейскими уче­ными // Вопр. психологии. — 2007. — № 4. — С. 116.

-16-

Раздел II. Социально-психологические явления

Раздел II. Социально-психологические явления.

Виды и феномены взаимодействия

Занятие 3. Общение как обмен информацией

Цель занятия: систематизировать знания студентов о специфике процесса обмена информаци­ей, вербальными и невербальными средствами общения; изумить особенности коммуникативных барьеров и причины их возникновения; овладеть различными видами и техниками слушания и пе­редачей обратной связи.

Основные понятия:коммуникация, вербальные и невербальные средства общения, транзакт- ный анализ, система кодификации, транзакция, позиция (позиция родителя, позиция взрослого, по­зиция ребенка).

План занятия

  1. Природа и структура общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

  2. Структура и уровни коммуникативного акта. Модель коммуникативного процесса.

  3. Средства коммуникации.

  4. Проблема эффективности коммуникативного воздействия. Коммуникативные барьеры и при­чины их возникновения.

вопроса

Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов)

1

2

3

4

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит смысл коммуникативной стороны общения?

  2. В чем специфика средств общения?

  3. Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?

-17-

  1. Назовите основные приемы, используемые педагогами для передачи ученикам обратной связи?

  2. Что называют уровнями общения?

  3. В чем смысл коммуникативных барьеров? Приведите примеры из педагогической практики.

  4. Что представляет собой транзактный анализ?

  5. В чем заключаются особенности ритуала общения?

Темы сообщений

  1. Особенности коммуникативного процесса.

  2. Невербальное общение и его виды.

  3. Диалог как форма.общения.

  4. Психологические барьеры в межличностном общении.

  5. Манипулягивное общение.

  6. Проблемы общения в современном мире.

  7. Воспитание культуры общения.

Задания для самостоятельной работы

  1. В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: аффилиация, барьер психологический, барьер смысловой, вербальный, невербальный, внушаемость, значи­мый другой, идентификация, коммуникация, коммуникабельность, мотив, направленность лич­ности, фасциация.

  2. В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о А. Н. Леонтьеве, Г. Jlaccy- элле, Д. Майерсе, Э. Холле.

Тестовые проверочные задания

  1. Как называется раздел социальной психологии, изучающий нормы пространственно-временной организации общения?

а) аттракция, б) проксемика, в) перцепция.

  1. Убедительность, воспринимаемая как компетентность и надежность, — это:

а) кредитность коммуникатора, б) эффективность коммуникатора, в) значимость коммуникатора.

  1. Какая информация — вербальная или невербальная — воспринимается слушателем активнее?

а) вербальная, б) невербальная, в) одинаково.

-18-

  1. Как называется эффект, когда при прочих равных условиях воздействие информации, посту­пившей ранее, является доминантным?

а) эффект доминантности, б) эффект значимости, в) эффект первичности.

  1. Способ, которым передается информация, называется:

а) канал коммуникации, б) перцептивный агент, в) коммуникатор.

  1. Сложности в общении, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими осо­бенностями общающихся (их «закрытость» или «открытость» к общению), — это:

а) коммуникативные барьеры, б) стереотипы, в) манипуляции.

  1. Психологическое воздействие, используемое для достижения одностороннего выигрыша посредст­вом скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, — это:

а) принуждение, б) убеждение, в) манипуляция.

  1. Как называется коммуникация, когда сообщение направлено множеству вероятных адресатов?

а) ретиальной, б) аксиальной, в) целостной.

  1. Эффект, наблюдаемый при особом образе организованного словесного воздействия, умень­шающего потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, — это:

а) фасцинация, б) фасилитация, в) аттракция.

  1. Как влияет высокая скорость речи оратора на убедительность сообщаемой информации? а) понижает, б) повышает, в) не влияет.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М.: Аспект — Пресс, 2006.

  2. Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 2001.

  3. Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для вузов. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2006.

  4. Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.

  5. Реан А. А., Коломинский С. Л. Социальная педагогика. — СПб., 1999.

  6. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Дополнительная

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие, — СПб.: Питер, 2005.

  2. Бодалев А. А. Психология общения. М.; Воронеж, 1996.

  3. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М., 1996.

  4. Войскунский А. Я говорю, мы говорим… — М., 1990.

  5. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.

  6. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.

  7. Карандашев В. Н. Основы психологии общения. — Челябинск, 1990.

  8. Крижанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.

  9. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2005.

  10. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1990.

  11. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.

  12. Современная зарубежная социальная психология: [Текст]. — М., 1984.

  13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

  14. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. П., Бородкина И. И. Смысл, адаптация и самодетер- минация у подростков // Вопр. психологии. — 2007. — № 2. — С. 68.

-19-

Занятие 4. Общение как восприятие людьми друг друга и процесс социального познания

Цель занятия, систематизировать знания о психологии общения и взаимодействия людей, нау­чить использовать теоретические положения психологии в понимании и объяснении социально­психологических явлений в практике общения и деятельности, познакомить с основными методами и методиками социальной психологии.

Основные понятия: общение, чувства (конъюнктивные, дизъюнктивные), вербальный и невер­бальный контакт, тезаурус, квазикоммуникация, формы общения, типы общения, функции обще­ния, виды общения (императивное, манипулятивное, диалогическое), социальный контроль, про­фессиональное общение, коммуникативные барьеры, фасциация, интерактивная, перцептивная сто­роны общения, типы взаимодействия, заражение, убеждение, внушение, подражание.

План занятия

  1. Понятие и функции социальной перцепции.

  2. Механизмы познания и понимания партнера по общению.

  3. Эффекты межличностного восприятия.

  4. Проблемы межличностного восприятия и способы преодоления затруднений.

  5. Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения.

вопроса

Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов)

1

2

3

4

5

*

Контрольные вопросы

  1. Покажите на примере, как работает процесс социального познания.

  2. Какие психологические особенности наблюдателя влияют на процесс социального познания?

  3. Какие психологические свойства прежде всего фиксируются в процессе формирования первого

впечатления о человеке?

Опишите привычные схемы причинности (объяснения) чужого поведения.

-20-

Тестовые проверочные задания

  1. Раскройте смысл социального стереотипа. Какую роль он выполняет в общении и какие формы приобретает в педагогической практике.

  2. Нужно ли скрывать от партнера по общению свои истинные чувства? Почему?

  3. Какие способы выражения чувств существуют? Отметьте наиболее эффективные. Почему имен­но они?

  4. Каковы принципы эффективной передачи обратной связи и критических замечаний партнеру по общению?

Темы сообщений

  1. Психология взаимопонимания.

  2. Эмпатия как механизм понимания другого человека.

  3. Закономерности каузальной атрибуции.

  4. Процесс формирования первого впечатления о человеке.

  5. Межличностные отношения — эмоциональные проявления (аффекты, эмоции, чувства).

  6. Понятие социальной перцепции в концепции Дж. Брунера.

  7. Социальное восприятие — интерпретация, приписывание.

Задания для самостоятельной работы

  1. В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: атрибуция, барьер коммуникативный, внушение (суггестия), заражение психологическое, идентификация межличностная, идентичность, императивность, индифферентность, квазикоммуникация, лич­ность, манипуляция, перенос, перцептивная сторона общения, подражание, проекция, профес­сиональное общение, психологическая совместимость, рефлексия, стереотип социальный, убеж­дения, чувства, эгоизм, эмпатия.

  2. В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о Дж. Миллере, Ч. Кули.

Тестовые проверочные задания

  1. Кто ввел в научный оборот термин «социальная перцепция»?

а) Дж. Брунер в 1947 г., б) Выготский JI. С. в 1927 г., в) Д. Майерс в 1950 г.

  1. Что не относится к процессу осознания себя через «другого»?

а) рефлексия, б) интеракция, в) идентификация.

  1. Приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных кгjctb и характеристик другим людям называется:

а) аффилиация, б) атрибуция, в) антиципация.

  1. Специфический набор пространственно-временных констант называется:

а) хронотопы, б) голоэффект, в) эффект ореола.

  1. Как называется эффект формирования специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств?

а) эффект ореола, б) трансляция, в) трансцеденция.

-21 —

  1. Жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей называется:

а) стереотип б) представление в) антиципация.

  1. Оценочная реакция на что-либо или кого-либо, выражающаяся во мнениях чувствах и целена­правленном поведении, — это:

а) убежденность, б) направленность, в) установка.

  1. Напряжение, проявляющееся при осознании несовместимости двух знаний, — это:

а) когнитивный диссонанс, б) апстурация, в) рассогласование.

  1. Как называется сильная, бурно протекающая эмоция, не поддающаяся сознательному регулиро­ванию и сопровождающаяся интенсивными двигательными реакциями?

а) страсть, б) ужас, в) аффект.

  1. Апатия, отчуждение от окружающего — это:

а) апперцепция, б) дисфункция, в) аномия.

Рекомендуемая литература Основная

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2001. -С. 59-101.

  2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия. — М., 2003.

  3. Битянова М. Р.Социальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М., 2007.

  4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д, 1986. — С. 205-212.

  5. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. — М., 1999.

  6. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2007. — С. 100-115.

  7. Социальная психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003.

  8. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004.

  9. Науменко Т. В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопр. психоло­гии. — 2003. -№ 6. — С. 63.

  10. Пронин И. П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопр. психологии. — 2004.-№4. С.-59.

  11. Иванова Н. Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопр. пси­хологии. — 2004. — № 4. — С. 65.

  12. Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопр. психологии. — 2007. — № 2. — С. 3.

Дополнительная

  1. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы. — М., 1987. — С. 153-166.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Прогресс, 1988. — С. 8-55.

  3. Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996.

  4. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петров­ской Л. А., Соловьевой О. В. — М., 1996.

  5. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. — М., 1990.

  6. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.

  7. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.

  8. Карандашей В. Н. Основы психологии общения. — Челябинск, 1990.

  9. Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. — М., 1989.

  10. Крижанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.

  11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. — М., 1991. — С. 141-152.

  12. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1973.

  13. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические про­блемы социальной психологии. — М., 1975.

  14. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2007.

  15. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1990.

1 s п а гг тт тт 1 пт

1U. низ лзык жсихив, п. пив!ирид,tyyj,

-22-

  1. Пиз А. Язык телодвижений. — Воронеж, 1992.

  2. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 125-132, 185-192.

  3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

  4. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

  5. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.

  6. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

  7. Шостром Э. Анти-карнеги, Или человек-манипулятор. — Минск, 1992.

  8. Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы /, Вопр. психологии. — 2004. — № 4. — С. 91.

  9. Кондратьев С. В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопр. психоло­гии. — 2004. — № 4. — С. 130.

Занятие 5. Общение и взаимодействие. Человек как субъект взаимодействия

Цель занятия, систематизировать знания о психологии общения и взаимодействия людей, нау­чить использовать теоретические положения психологии в понимании и объяснении социально­психологических явлений в практике общения и деятельности, освоить основные стратегии взаи­модействия, техники воздействия.

Основные понятия: организация совместных действий, теории действия, ступени развития взаи­модействия (пространственный контакт, психический контакт, социальный контакт (совместная дея­тельность), взаимодействие (вызвать реакцию), социальные отношения (сопряженная система дейст­вий)); транзактный анализ Э. Берна, типы взаимодействий по К. Томасу, формы деятельности: совме- стно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместное взаимодействие.

План занятия

  1. Теории межличностного взаимодействия.

  2. Основные стратегии взаимодействия.

  3. Модель регуляции совместной деятельности.

  4. Эффективность группового взаимодействия.

  5. Психология воздействия в общении.

вопроса

Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов)

1

2

3

4

5

-23-

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные социальные мотивы и проиллюстрируйте, в каких конкретных стратегия* поведения они реализуются?

  2. В чем основные особенности ведущих стратегий поведения?

  3. В чем специфика эффективности применения механизмов воздействия в различных условиях?

  4. Умение общаться: дар или приобретение?

  5. В чем специфика средств общения?

  6. Особенности педагогического общения.

  7. Коммуникация, взаимодействие и познание в профессии педагога.

  8. Раскройте ступени развития взаимодействия по Я. Щепаньскому.

Темы сообщений

  1. Взаимодействие и взаимопонимание в общении.

  2. Психологические барьеры в межличностном общении.

  3. Педагогическое общение и его особенности.

  4. Взаимодействие и взаимопонимание в общении.

  5. Психологические условия эффективности группового взаимодействия.

  6. Основные теории межличностного взаимодействия.

  7. Основные механизмы воздействия в процессе общения.

Задания для самостоятельной работы

  1. В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: взаимодейст­вие, интеракция, кооперация, конкуренция, кризис психологический, транзактный анализ, тран­закция, роль в социальной психологии.

  2. В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о Э. Берне, М. Вебере, П. Со­рокине, Т. Парсонсе.

Тестовые проверочные задания

  1. Какой из предложенных стилей не относится к стилям взаимодействия:

а) продуктивный, б) транзактный, в) непродуктивный.

  1. Подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта — это:

а) конгруэнция, б) приакция, в) тепис.

-24-

Сак называется одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характе- жзующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях проти- юборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами? а) противоборство, б) коакция, в) конкуренция.

Гип взаимодействия, при котором его субъекты, достигнув взаимного соглашения о преследуе­мых целях, стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы, — это: а) дружба, б) кооперация, в) взаимопомощь.

Сакой тип конфликта лишний?

а) продуктивный, б) деструктивный, в) конкурентный.

Набор норм, определяющих, как должен вести себя человек, определенного социального поло­жения, — это:

а) положение, б) роль, в) позиция.

Единство сознания и деятельности, направленное на реализацию базовой ценности, это: а) направленность, б) позиция, в) роль.

Эмоционально окрашенное, избирательное отношение человека к действительности как харак­теристика личности — это: а) интерес, б) чувство, в) потребность.

Буферное пространство, которое человек предпочитает сохранять вокруг себя, определяя его эазмер в зависимости от степени близости с собеседником, это: а) личное пространство, б) контрпространство, в) автономия.

«Подсадной» участник группы, помощник экспериментатора — это: а) брокер, б) конфедератор, в) квазиучастник.

Рекомендуемая литература Основная

Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. — М.: Аспект — Пресс, 2006.

Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 2001.

Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для вузов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.

Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.

Семечкин Н. И. Социальная психология: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — [Сер. «Учебник нового века»].

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Дополнительная

Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005.

Бодалев А. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996.

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, D. В. Соловьевой. — М., 1996.

Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. — М., 1988.

Карандашев В. Н. Основы психологии общения. — Челябинск, 1990.

Крижанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения. — Л., 1990.

Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1990.

Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1995.

Современная зарубежная социальная психология: [Текст]. — М., 1984.

Ничипоренко Н, П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопр. психологии. — 2007. — № 2. — С. 123.

Штроо В. А., Меланьина А. А. Референтные отношения в группе как фактор организационных

……ii //DnnK ТТЛТГ1Г Л ТТЛГ’ГХТУО П? 5^ i\]n ^ ( *’*7 О.

ИЛМСПСПИИ // uuup. IIvrx/vv/Jiv/i Х1ТД. J4- ‘ v.

-25-