КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 2

Тема – СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативные документы, регламентирующие дошкольное образование.

«Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка», «Концепция дошкольного воспитания», закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

Федеральный государственный стандарт общего образования /ФГОС/.Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.

Стандартизация вызвана двумя обстоятельствами — необходимостью создания в стране единого образовательного пространства (единый уровень общего образования в разных типах образовательных учреждений) и задачей вхождения России в систему мировой культуры (учет тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике).

Стандартизация (анг. норма, образец) – разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Стандарт общего образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется – разработка учебных планов и программ, установление определенного уровня образования и др.

Государственный стандарт общего образования – это нормы, требования (устанавливаются Правительством РФ), определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, требования к обеспечению образовательного процесса (материально-техническое, информационно-методическое, кадровое).

 

КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду.

Необходимо обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

3 стр., 1401 слов

Общая характеристика сенсорных систем. Сомато-сенсорная система, ...

... рецепторы ноцицептивной, антиноцицептивной и лимбической систем мозга. Физиологические основы обезболивания. Клинико-физиологический аспект. Общая характеристика сенсорных систем Сенсорные системы - это совокупность взаимосвязанных центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения ...

Значение дошкольного детства в становлении личности. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Особенность этого периода – обеспечить общее развитие как фундамента для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Формируются качества и свойства психики детей, отношение ко всему окружающему, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психических новообразованиях к концу данного возрастного периода.

Основное значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для возраста, наверстать которые в дальнейшем трудно или невозможно.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности.

Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и самодеятельного характера должны находиться в центре внимания педагогов.

Данные исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и форм познания мира, при разумном руководстве подводит к зарождению новых психических качеств, к переходу на новую ступень детства.

На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и собственные, индивидуальные особенности психики и поведения.

Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребёнка.

В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа или модели такого общения.

Различия определяются не только процессом, но и его конечным результатом – каким в итоге становится ребёнок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель – характеризуется следующими признаками.

Цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми – «Делай, как я!».

Способы общения – наставления, разъяснения, запрет, угрозы, наказания, нотации,

Тактика – диктат и опека. Задача педагога – реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

Методические указания как закон, не допускающий исключений. Взгляд на ребёнка как объект, приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы, занятия по типу урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид деятельности ущемляется во времени, жёстко регламентируется взрослыми.

6 стр., 2868 слов

экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

... для детей дошкольного возраста. Центральным идеей этих преобразований является приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. ...

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения от нежелательного поведения.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий.

Послушание детей лишь свидетель освоения умения жить согласно «двойному стандарту» — «для себя» и «для тёти» (за пределами контакта с взрослыми поведение детей резко меняется).

Личностно-ориентированная модель – альтернатива первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом, не над, а вместе!».

Цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребёнка к определяемым канонам, а предупреждает возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста.

Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Взрослые, приобщая ребёнка к искусству (художественная литература, музыка), создают условия полноценного развития, его гуманизации, для проявления и развития творческих способностей. Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к детям.

Исключительное значение в педагогическом процессе придаётся игре, позволяющей проявить ребёнку собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты – расширение «степеней свободы» ребёнка с учётом его возрастных особенностей, способностей, прав, перспектив.

В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм, индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения планомерной педагогической работы.

Не отменяет и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и обеспечивает первый этап становления личности.

Охрана и укрепление здоровья детей – фундаментальная предпосылка и воспитания и обучения. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии.

5 стр., 2140 слов

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

... развития проблемы адаптации ребенка к школе в психолого-педагогической литературе. 2. Определить психолого-педагогические условия адаптации ребенка к обучению в школе. 3. Рассмотреть нарушения адаптации ребенка к обучению ... 1]. Для подготовки ребенка к условиям обучения в школе важным средством является игровая деятельность, так как именно в игре происходит развитие многих психических функций. ...

Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием. Они пронизывают всю организацию жизни в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов деятельности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина) и средства жизнедеятельности – представление о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Ребёнок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, общим универсальным средствам жизнедеятельности, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.

Воспитание дошкольников. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности

Обучение дошкольников. В рамках личностно-ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения.

От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребёнку выработанные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими ведёт к развитию человеческих способностей.

Формирование культуры познания. По мере ориентировки в природных явлениях, ребёнок овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, ребенок начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого.

Мир человеческих отношений раскрывается ребёнку в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости.

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребёнка в представлениях о желаемом и возможном.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует культуру познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой культуры).

Ребёнок приобщается к тем социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира – способы постановки цели, выбора средств и определения последовательности их применения (планирования), прогнозирования возможных эффектов действий. Ребёнок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

9 стр., 4135 слов

Ребёнок в системе дошкольного воспитания

... осуществля­лось на более поздних ступенях развития. Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсифика­ции дошкольного воспитания, каковы пре­делы разумного использования ... форсировать этот процесс. Но, как показал опыт обучения шестилетних детей, вряд ли нужно к этому стремиться. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает мно­го вопросов, требуя немедленного ...

Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае – согласование рождающихся у ребёнка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых.

Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребёнок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.

Таким образом, ребёнок начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, рождается культура чувств.

Единство воспитания и обучения. Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребёнка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности при помощи особых средств. Выработка подобных средств и их апробация в практике образует актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.

Большую роль в этом играет искусство как уникальное средство формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Необходимо насыщать жизнь ребёнка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца, создавать условия для детского эстетического творчества.

Обогащение духовного мира ребёнка базируется на следующих положениях:

1.Открывающая перспектива. Дошкольники приобретают знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая активизирует потребность к новым знаниям.

2. «Равноценность представленности основных сфер». Согласно этому принципу каждому ребёнку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности (природа, общество, я сам).

3. «Свободный выбор». Если воспитатель стремится что-то внушить ребёнку (взгляды, ориентации), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. Ребёнок располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как, с кем он будет делать).

Необходимо дать возможность детям самостоятельно выходить за пределы знаний, умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт — рисунок, новую сказку.

/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика./

 

2. Современные тенденции дошкольного образования.Мировой и отечественный опыт развития образовательных систем. Новые виды учреждений воспитательно-образовательного характера. Разнообразие педагогических услуг. Новые подходы к дошкольному воспитанию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

 

ПРОБЛЕМА ПРОГРАММНОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПРАКТИКЕ

ПЕРЕХОД К ВАРИАТИВНОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАБОТЫ ДОУ

Социальные, экономические и идеологические изменения не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе.

16 стр., 7896 слов

16 Психология развития. Лекция «Дошкольное детство» Дошкольный ...

... людей, вокруг этих отношений «вращается» вся активность ребенка, все развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с ...

«Декларация прав ребенка» (1959). Основной тезис – «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям необходимые условия.

Прежде всего, это такие условия, которые позволяют детям развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чувством собственного достоинства.

За 30 лет после принятия ООН Декларации многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а предлагались меры для защиты этих прав.

«Конвенция о правах ребенка» (1989) – конкретизирует положения Декларации. Государства должны нести ответственность перед международным сообществом.

Основная идея Конвенции – обязательное обеспечение интересов и прав детей, создание необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества.

Важнейший правовой принцип – признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества в комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

По материалам ЮНЕСКО (результаты обследования) был сделан вывод – все страны вовлечены в процесс осмысления своих систем образования и пришли к выводу – образование должно быть созвучно современным условиям.

 

Права, «Всеобщей Декларации прав человека», реализуются через систему образования, гуманизацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и технологий.

Мировой и отечественный опыт развития образовательных систем свидетельствует, что гарантией в этом может быть лишь единство свободы личности и равенства прав на образование.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений, разнообразием педагогических услуг для детей и их родителей.

Наряду с государственными учреждениями существуют негосударственные детские сады.

Имеются учреждения, ставящие целью:

· раннее развитие социальных способностей детей (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях);

· интеграцию воспитания здоровых детей и с проблемами физического развития;

· создание групп в условиях двуязычия.

Это связано с возрастающими запросами родителей, с изменениями в школьном образовании. Есть основания, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться.

Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно обратиться к истории.

 

Дошкольные учреждения руководствовались в работе «Программой воспитания и обучения в детском саду». С 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единственным государственным образовательным документом.

В Программе был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка.

Это ограничивало возможности для творчества педагогов, недостаточно учитывало индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

5 стр., 2071 слов

Память и её развитие в учебной деятельности

... основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности. 2. Виды памяти Поскольку память включена во все ... припомнить то, что необходимо. 3. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают ...

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным положением в системе воспитания, хотя наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что неоднократно указывали зарубежные коллеги.

Новая«Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский) – была утверждена в 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР – центральным органом. Впервые публично был дан анализ отрицательных сторон современного общественного дошкольного воспитания в стране.

Главный недостаток – использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в д/садах.

В основном воспитание сводилось к подготовке детей к школе. Недостаточно учитывалась специфика развития детей, самоценность этого периода жизни.

Концепция наметила новые подходы, важные идеи – гуманизация и деидеологизация образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состояли в следующем:

· охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического);

· гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

· раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в ДУ;

· обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;

· радикальные изменения характера подготовки кадров, условий финансирования ДО и перестройки системы управления.

В концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной, личностно-ориентированной моделей (каждая альтернативна) построения работы с детьми.

Личностно-ориентированная модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития.

Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать его чувство достоинства.

Концепция отразила мысли передовых педагогов, необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования – была одобрена съездом народного образования.

Но в то же время она не содержала конкретных программ реализации целей. Этому мешало существование единой программы и система финансирования.

«Временное положение о дошкольном учреждении» — утверждено постановлением Совмина РСФСР в 1991г. Положение давало возможность каждому ДУ выбирать программу, вносить дополнения, создавать авторские, использовать разнообразные формы работы.

«Основными функциями ДУ, — говорится в Положении, — являются:

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

· обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

· забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Задачи и функции ДУ, сформулированные в Положении, основаны на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности.

Формируются представления об окружающем мире, интенсивное физическое и психическое развитие детей.

5 стр., 2266 слов

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... (2 балла) способность к интеллектуальной деятельности восстановлена, однако сниже-на ее продуктивность, отсутствует ...

Важное значение имеет поддержка и развитие таких качеств личности ребенка, которые в дальнейшем наверстать трудно и порой невозможно.

Положением предусматривалась определенная самостоятельность ДУ в хозяйственно-финансовой деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» (1991г.)была отражена Государственная политика в области образования. Принципы, на которых основывается образование, состоит в следующем:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственных и муниципальных ОУ;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

· автономность образовательных учреждений.

 

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» было утверждено в 1995 г., постановлением Правительства РФ.

В нем закрепилось право, что ДОУ самостоятельно в выборе программы, внесения изменений в них, разработке собственных (авторских) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Минобразованием России в 1995г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ», с целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования.

В нем указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Программы должны обеспечивать:

· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, физическое развитие;

· эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· создание условий для развития личности, творческих способностей ребенка;

· приобщение к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время в ДУ.

При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах деятельности (игре, изобразительной, музыкальной и др.).

 

В настоящее время распространены всевозможные программы, руководства по воспитанию и обучению детей, коллективу ДОУ предстоит выбрать ту, по которой будет работать ДУ.

/Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Издат.центр «Академия»/

 

Тема 2. Обновление дошкольного образования.Ключевые позиции дошкольного учреждения. Функции ДОУ. Новые направления в образовательной работе с детьми. Типы взаимодействия взрослого с детьми. Организация предметной, развивающей среды, группового пространства. Основные положения личностно-ориентированного подхода. Новые подходы к формированию структуры зданий.

8 стр., 3712 слов

Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития ...

... развития изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста, содержание которых было бы мотивировано для ребенка, а также направлено на формирование умений одного или нескольких видов изобразительной деятельности детей, развития ... предпосылок творчества. Анализ литературы и практический опыт педагогов по развитию творчества ...

 

ОБНОВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перестройка системы образования связана с преодолением трудностей. Обновление сознания процесс сложный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей социальной миссии, направляли усилия на полноценное образование, психологическую защиту детей.

Осознание происходящих процессов связано с принятием вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

Появление «Концепции дошкольного воспитания» положило начало обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания, апробаций в широкой практике работы новых технологий, овладением педагогами новыми методами и формами работы.

Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах.

В методических рекомендацияханализировалось состояние дошкольного воспитания в период изменений (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, 1993).

Было отмечено, что система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер – работа строится по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания.

Продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего.

При этом затруднено налаживание доверительных отношений с ребенком.

Причинами сохранения системы обязательных занятий– неготовность, затруднения при переходе воспитателей на иные способы взаимодействия с ребенком.

Администрации было проще, привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных занятий, чем анализировать результативность руководства другими видами деятельности.

Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточно использовались, в то время как изобразительное, музыкальное искусство, литература создает условия для снижения психологической нагрузки, воспитывает самостоятельность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга. Однообразная обстановка усиливали формализованные отношения.

Совершенствование и повышение развивающего эффекта в образовательнойработе с детьми авторы методических рекомендаций предлагают проводить по направлениям:

· изменения форм общения с детьми (переход на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений;

· отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

· изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных к занятиям с подгруппами, отбор эффективного содержания для развития детей);

· насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

· изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора вида деятельности и ее формы – совместной со сверстниками или индивидуальной.

 

В методических рекомендациях авторы раскрывают позиции, определяющие типы взаимодействия взрослого с детьми:

· позиция «учителя», который ставит определенные задачи, способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий – взрослый как бы «над» ребенком;

· позиция «равного» партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе» без жестких оценок – «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и т.п.

· позиция «создателя» окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка, когда взрослый непосредственно не включается в детскую деятельность, а предоставляет возможность действовать свободно и самостоятельно.

 

Мастерство педагога связано с овладениями каждой из указанных позиций. Каждая позиция имеет самостоятельное значение для эффективного решения задач развития и воспитания, не вытесняется другими, т.е. имеет свое место.

Не следует оставлять без внимания взаимодействие д/сада и семьи. Запросы родителей возрастают: при сохранении интереса в подготовке ребенка к обучению в разных типах школ повышаются требования к развитию интеллектуальных, художественных и других способностей.

Целесообразно включать родителей в активное обсуждение при решении детских проблем, привлекать их к творческой работе с детьми.

Серьезные изменения должны произойти в организации предметной среды и группового пространства. Однако прогнозирование ее перспектив, изучение прикладных и научных аспектов проводилось давно и имело большое значение.

Предметная среда рассматривалась как система, представляющая обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности и дидактику.

 

В 90-е годы выходят методические документы, указывающие направления инновационной деятельности в создании развивающей среды в ДУ.

Была подготовлена целевая комплексная программа, но реализация ее не осуществилась, продолжалась разработка проблемы.

Концепция развивающей среды (В.А.Петровский) — была представлена как часть стратегической программы Минобразования России, заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ.

«Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми» (В.А.Петровский и др.).

Стратегия и тактика построения развивающей среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.

Основные положения отражаются в принципах построения развивающей среды:

· дистанции, позиции при взаимодействии;

· активности, самостоятельности, творчества;

· стабильности, динамичности;

· комплексирования и гибкого зонирования;

· эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

· сочетания привычных, неординарных элементов в эстетической организации среды;

· открытости-закрытости;

· учета половых и возрастных различий детей (В.А.Петровский).

 

В настоящее время в публикациях видных ученых, педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается значение предметной среды, развивающей способности детей к разнообразным видам деятельности.

В методических рекомендациях С.Л.Новоселовой содержались научные психолого-педагогические основы и положения концепции развивающей предметной среды, практические советы руководителям ДУ и дизайнерам в проектировании.

Подчеркивается значение единства стилевого решения всех помещений. Все элементы предметной среды должны сочетаться по масштабу, стилю, назначению и иметь свое место в интерьере. Как требование – избавление от загромождения малофункциональными предметами.

Для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук («глаз-рука»), его росту и предметному миру взрослых (Г.Н.Любимова, С.Л.Новоселова).

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

· развивающий характер предметной среды;

· деятельностно-возрастной подход;

· информативность (тематика, комплексность, многообразие материалов и игрушек);

· обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств;

· вариативность;

· сочетание традиционных и новых компонентов;

· обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;

· обеспечение комфортности, надежности и безопасности;

· обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе оборудования и мебели, проектированию и размещению помещений.

Некоторые из них:

· групповые и классные помещения; — общие столовые; — спальни;

· аудиовизуальные и компьютерно-игровые комплексы (КИК);

· музыкальные и театрально-танцевальные залы;

· физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейном и сауной;

· зимние сады, живые уголки; — рекреации и коридоры;

· кабинеты директора, психолога, врача, кухня и комната отдыха для персонала;

· объекты за пределами стен д/сада (внешний облик здания, дворцы-парки на участке).

С программно-методическим обеспечениемсвязано важное направление деятельности по изменению работы дошкольных учреждений. Единая для всех ДУ обязательная программа не соответствовала современной ситуации в дошкольном образовании.

«Временное положение о ДУ», а затем «Типовое положение о ДУ» внесли существенные изменения:предоставлялась свобода в выборе программ, в организации педагогического процесса, использования различных образовательных моделей и технологий.

Это давало новый импульс для развития инициатив и творчества педагогов, разработки вариативных программ. Стремление к новизне содержания, инноватике в технологиях объяснялось желанием отойти от устаревших форм работы, обрести собственное лицо.

Усилия педагогических коллективов были направлены на поиски программ нового поколения (авторские).

Выбор зачастую проводился случайно. Это отрицательно сказывалось на отношении педагогов к введению инновационных технологий в свою работу.

Осознание и принятие программы должно сопровождаться ее изучением, выделением в целостном педагогическом процессе структурных составляющих, которые несут основные развивающие цели и организуют реальную жизнь детей.

 

Несмотря на трудности переходного периода, изменения в сфере дошкольного образования, сохраняют лучшие традиции российской системы образования и имеют положительные черты.

На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р.Б.Стеркиной:

· соблюдается принцип комплексности – педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим, развитие речи), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья;

· использование некоторых парциальных программ сочетается с работой по другим направлениям педагогического процесса;

· происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы ДОУ (обучение хореографии и ритмике, иностранному языку, компьютерное обучение);

· делается большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творчеству, самовыражению, импровизации;

· интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствуют раскрепощению образовательного процесса в д/саду;

· предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, преодоление учебно-дисциплинарных приемов, методов в работе;

· происходит овладение новыми технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия – переход на новый стиль общения и игры с ребенком;

· зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, преодоление формализма в преемственности обучения и воспитания ребенка;

· использование новых моделей устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной деятельности со сверстниками, создаются условия для индивидуальных занятий.

Программа развития и (или) воспитания – необходимый стержень в работе ДОУ.

Главные приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания.

Важными компонентами программы и педагогического процесса являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, занятий и всех детских видов деятельности, профилактика заболеваний.

По мнению специалистов, важен цивилизованный контроль ДУ за уровнем образования. Контроль, который может защитить ребенка от некомпетентности педагогических воздействий, от непрофессионализма. Такой контроль обеспечивался введением государственных стандартов.

«Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» — были установлены в 1996 г. приказом Министра образования РФ.

Эти требования относятся как к образовательным программам и педагогическим технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми.

Разработки новых программ требуют от авторов определения концептуального подхода к развитию ребенка, историко-педагогической эрудированности, научной добросовестности, методической грамотности, творческого потенциала.

При создании новых программ дошкольного образования неизбежны опора на теоретические работы исследователей и использование элементов традиционных технологий.

При этом важным является теоретическая компетентность авторов и уважительное отношение к предшественникам, их вкладу в теорию и практику дошкольного образования.

Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшает достоинств новых программ, а указывает на дальнейшее развитие педагогической мысли.

/Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Издат.центр «Академия»/