Развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами классической музыки(на примере МБДОУ с. Солнцевка «Солнцевский детский сад»)

Теоретические основы музыкального воспитания ребенка

Роль музыки в воспитания дошкольников

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Слушание музыки, как предпосылка начального музыкального воспитания

Исследование развития и воспитания дошкольников средствами классической музыки в МБДОУ с. Солнцевка «Солнцевский детский сад»

Создание условий для ознакомления с классической музыкой в МБДОУ «Солнцевский детский сад»

Анализ работы по развитию и воспитанию дошкольников средствами классической музыки в МБДОУ «Солнцевский детский сад

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Роль и значение музыкального искусства в цивилизованном обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации в социуме; она передает в мировом сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения.

В свете современных тенденций общей культурной безграмотности подрастающего поколения важно не только сохранять музыкальную культу-ру в профессиональных кругах, но и прививать ее широким массам, начиная с самого раннего возраста. Практика показывает, что музыкальное образова-ние и воспитание подрастающего поколения хоть и является приоритетным, но далеко от тех целей, которые декларируются на бумаге. Начальный этап жизни — один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», — говорил В. А. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок будет испытывать потребность в ней. Через общение с музыкой ребенок сможет лучше понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире. В раннем возрасте знакомство с миром звуков происходит преимущественно через восприятие. Как показывают современные исследования, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном (дородовом) периоде. Уже в этом периоде, а затем в младенчестве и раннем детстве, воспринимая музыку, у детей

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

развивается эмоциональная отзывчивость, налаживается связь с внешним миром. По мере взросления ребенку становятся доступными новые виды музыкальной деятельности, включая исполнительство и творчество.

Важно подчеркнуть, что восприятие является интегративным свойством личности ребенка в раннем детстве, оно связано с движением и вообра-жением. Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки также тесно связан с процессом мышления, его основными пластами: созна-тельным и бессознательным. Подчеркивается, что ранний возрастной период характеризуется проявлением именно бессознательной двигательной реакции на музыку (жесты, мимика).

В то же время психологи утверждают, что «бес-сознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем са-мым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы мысли-тельного процесса.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного техногенного мира.

Степень изученности проблемы. Поскольку актуальность данной проблемы с годами только нарастает, немало музыкантов, музыковедов, пси-хологов, педагогов обращались к поиску оптимального решения и освещения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, музыкальной культурой, обращением к сфере классической музыки.

Ранним возрастом занимаются, как правило, психологи, педагоги и, значительно меньше, музыканты. Работы отечественных ученых, таких как Д. Кирнарская [20], В. Петрушин [31] помогают понять специфику воспри-ятия именно с позиций музыкальной психологии, в то время как, труды Б. Теплова [33], Л. Выготского [11-13] являются одними из основополагающих при рассмотрении психофизиологических особенностей восприятия ребенка. Работы Масару Ибука [18], Сесиль Лупан [25], Глена Домана [14] существенно дополняют данные, необходимые при работе с этим возрастом. В настоящее время существует огромное количество образовательных программ, методик и технологий. Программы классифицируются по направ-ленности: комплексные и парциальные (или специализированные); по воз-растным критериям: охватывающие весь период детства (от рождения до семи лет) или только дошкольный период (от трех до семи лет), для раннего возраста (от рождения до трех лет) или (от 1 года до 3 лет).

Значительный вклад в расширение музыкального репертуара для детей внесли педагоги -музыканты. Классическим репертуаром обновились пособия Т. Кореневой, Т. Суворовой, А. И. Бурениной. К сожалению, за исключением программы В. А. Петровой «Малыш», все остальные ориентированы на дошкольный возраст, начиная с трех лет.

Из обилия современных программ только одна «Музыкальные шедев-ры» О. Радыновой использует классическую музыку как основу для форми-рования музыкальной культуры дошкольника (с трех до семи лет).

Лишь од-на программа «Малыш» В. Петровой для детей раннего возраста использует классическую музыку на дополнительных занятиях по слушанию музыки.

2 стр., 860 слов

Музыка и личность ребёнка

... обязательно дать детям музыкальное образование? Да просто всегда люди понимали, что восприятие музыки и музыкальная деятельность занимает важнейшее место в психической жизни человека. Музыка делает человека коммуникабельнее, музыка приучает реб ...

Таким образом, ранний возраст, столь важный в плане развития позна-вательной и эмоциональной сферы ребенка, оказывается практически ли-шенным освоения классической музыки. Становится ясно, что музыкальное восприятие, которое будет развиваться на малохудожественном материале, не сможет стать полноценным, достичь того уровня, на который можно вый-ти при условии полноценного задействования всех средств, необходимых ре-бенку в данном возрасте.

Подчеркнем, что в работах отечественных музыковедов разных лет мы находим важные сведения о потенциале классической музыки для становле-ния гармоничной личности человека, о связи этого качества личности с об-разно-интонационным строем музыки.

Объектом исследования является восприятие классической музыки ребенком от двух лет в процессе начального музыкального развития.

Предмет исследования — восприятие классической музыки воспитанниками МБДОУ с. Солнцевка «Солнцевский детский сад», как основы формирования «восприятия-мышления» (В. В. Медушевский), универсальной музыкальной способности для полноценного развития личности ребенка.

Цель исследования — определение функции классической музыки в музыкальной деятельности ребенка и развитие навыков восприятия через формирование интонационного словаря ребенка.

Для этого необходимо решение ряда задач:

— проанализировать теоретические основы музыкального воспитания ребенка, рассмотрев их через призму музыки специфики раннего возраста, с определением образно-тематической и интонационной основы музыкального материала;

— определить роль музыки в воспитания дошкольников и влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста;

— рассмотреть влияние репертуара классической музыки на рост музыкальной мотивации ребенка;

— определить образно-тематический строй произведений, доступных восприятию детей раннего возраста для формирования основ музыкальной культуры;

— изучить опыт работы по организации развития и воспитания детей средствами классической музыки, накопленный в МБДОУ с. Солнцевка.

Методология включает аналитические подходы, сложившиеся в музы-кознании, психологии, педагогике. Подобный синтез научных методов на-правлен на многомерный анализ рассматриваемого явления. Фундаменталь-ные исследования в области теории музыкального языка и речи (Е. Назайкинский, В. Медушевский, М. Бонфельд), теории музыкального текста (М. Арановский), методологии семантического анализа музыкальной темы и теории музыкальных значений (Л. Шаймухаметова) послужили тео-ретической базой для обоснования проблемы и проведения анализа интона-ционного содержания музыки.

Теоретико-методологическая основа, и научно-практическая значимость исследования. Работа имеет практическую направленность, обусловленную возможностью реализации выдвинутых теоретических положений в практической деятельности с детьми раннего возраста. Предлагаемые критерии отбора произведений на основе образно-интонационного анализа позволяют по-новому взглянуть на привычный «стандарт» репертуара музыкально-развивающих программ и шедевры классической музыки, определяя интонационное различие между ними. Приводимые в работе наблюдения, замечания и выводы помогут всем, кто занимается музыкальным воспитанием и развитием детей в дошкольных учреждениях.

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...

... акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста». Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста. Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности агрессии ...

Структура выпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.