Развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами классической музыки(на примере МБДОУ с. Солнцевка «Солнцевский детский сад»)

Теоретические основы музыкального воспитания ребенка

Роль музыки в воспитания дошкольников

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Слушание музыки, как предпосылка начального музыкального воспитания

Исследование развития и воспитания дошкольников средствами классической музыки в МБДОУ с. Солнцевка «Солнцевский детский сад»

Создание условий для ознакомления с классической музыкой в МБДОУ «Солнцевский детский сад»

Анализ работы по развитию и воспитанию дошкольников средствами классической музыки в МБДОУ «Солнцевский детский сад

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Роль и значение музыкального искусства в цивилизованном обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации в социуме; она передает в мировом сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения.

В свете современных тенденций общей культурной безграмотности подрастающего поколения важно не только сохранять музыкальную культу-ру в профессиональных кругах, но и прививать ее широким массам, начиная с самого раннего возраста. Практика показывает, что музыкальное образова-ние и воспитание подрастающего поколения хоть и является приоритетным, но далеко от тех целей, которые декларируются на бумаге. Начальный этап жизни — один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», — говорил В. А. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок будет испытывать потребность в ней. Через общение с музыкой ребенок сможет лучше понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире. В раннем возрасте знакомство с миром звуков происходит преимущественно через восприятие. Как показывают современные исследования, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном (дородовом) периоде. Уже в этом периоде, а затем в младенчестве и раннем детстве, воспринимая музыку, у детей

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

Развитие игры дошкольника во мно­гом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Дети 1,5—3 лет овладевают азами сюжетной игры — условным иг­ровым действием, замещающим реаль­ное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что де­лает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. ...

развивается эмоциональная отзывчивость, налаживается связь с внешним миром. По мере взросления ребенку становятся доступными новые виды музыкальной деятельности, включая исполнительство и творчество.

Важно подчеркнуть, что восприятие является интегративным свойством личности ребенка в раннем детстве, оно связано с движением и вообра-жением. Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки также тесно связан с процессом мышления, его основными пластами: созна-тельным и бессознательным. Подчеркивается, что ранний возрастной период характеризуется проявлением именно бессознательной двигательной реакции на музыку (жесты, мимика).

В то же время психологи утверждают, что «бес-сознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем са-мым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы мысли-тельного процесса.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного техногенного мира.

Степень изученности проблемы. Поскольку актуальность данной проблемы с годами только нарастает, немало музыкантов, музыковедов, пси-хологов, педагогов обращались к поиску оптимального решения и освещения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, музыкальной культурой, обращением к сфере классической музыки.

Ранним возрастом занимаются, как правило, психологи, педагоги и, значительно меньше, музыканты. Работы отечественных ученых, таких как Д. Кирнарская [20], В. Петрушин [31] помогают понять специфику воспри-ятия именно с позиций музыкальной психологии, в то время как, труды Б. Теплова [33], Л. Выготского [11-13] являются одними из основополагающих при рассмотрении психофизиологических особенностей восприятия ребенка. Работы Масару Ибука [18], Сесиль Лупан [25], Глена Домана [14] существенно дополняют данные, необходимые при работе с этим возрастом. В настоящее время существует огромное количество образовательных программ, методик и технологий. Программы классифицируются по направ-ленности: комплексные и парциальные (или специализированные); по воз-растным критериям: охватывающие весь период детства (от рождения до семи лет) или только дошкольный период (от трех до семи лет), для раннего возраста (от рождения до трех лет) или (от 1 года до 3 лет).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Значительный вклад в расширение музыкального репертуара для детей внесли педагоги -музыканты. Классическим репертуаром обновились пособия Т. Кореневой, Т. Суворовой, А. И. Бурениной. К сожалению, за исключением программы В. А. Петровой «Малыш», все остальные ориентированы на дошкольный возраст, начиная с трех лет.

Из обилия современных программ только одна «Музыкальные шедев-ры» О. Радыновой использует классическую музыку как основу для форми-рования музыкальной культуры дошкольника (с трех до семи лет).

Лишь од-на программа «Малыш» В. Петровой для детей раннего возраста использует классическую музыку на дополнительных занятиях по слушанию музыки.

Таким образом, ранний возраст, столь важный в плане развития позна-вательной и эмоциональной сферы ребенка, оказывается практически ли-шенным освоения классической музыки. Становится ясно, что музыкальное восприятие, которое будет развиваться на малохудожественном материале, не сможет стать полноценным, достичь того уровня, на который можно вый-ти при условии полноценного задействования всех средств, необходимых ре-бенку в данном возрасте.

Подчеркнем, что в работах отечественных музыковедов разных лет мы находим важные сведения о потенциале классической музыки для становле-ния гармоничной личности человека, о связи этого качества личности с об-разно-интонационным строем музыки.

Объектом исследования является восприятие классической музыки ребенком от двух лет в процессе начального музыкального развития.

Предмет исследования — восприятие классической музыки воспитанниками МБДОУ с. Солнцевка «Солнцевский детский сад», как основы формирования «восприятия-мышления» (В. В. Медушевский), универсальной музыкальной способности для полноценного развития личности ребенка.

2 стр., 860 слов

Музыка и личность ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Психофизиология звука. 2. Музыкальная деятельность и развитие мозговых структур в онтогенезе. 3. Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ Музыка представляет собой искусство выражения сокровенных чувств и мыслей человека. Музыка это отражение природной красоты с помощью звуков. В различных обществах, в силу своих географических и исторических ...

Цель исследования — определение функции классической музыки в музыкальной деятельности ребенка и развитие навыков восприятия через формирование интонационного словаря ребенка.

Для этого необходимо решение ряда задач:

— проанализировать теоретические основы музыкального воспитания ребенка, рассмотрев их через призму музыки специфики раннего возраста, с определением образно-тематической и интонационной основы музыкального материала;

— определить роль музыки в воспитания дошкольников и влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста;

— рассмотреть влияние репертуара классической музыки на рост музыкальной мотивации ребенка;

— определить образно-тематический строй произведений, доступных восприятию детей раннего возраста для формирования основ музыкальной культуры;

— изучить опыт работы по организации развития и воспитания детей средствами классической музыки, накопленный в МБДОУ с. Солнцевка.

Методология включает аналитические подходы, сложившиеся в музы-кознании, психологии, педагогике. Подобный синтез научных методов на-правлен на многомерный анализ рассматриваемого явления. Фундаменталь-ные исследования в области теории музыкального языка и речи (Е. Назайкинский, В. Медушевский, М. Бонфельд), теории музыкального текста (М. Арановский), методологии семантического анализа музыкальной темы и теории музыкальных значений (Л. Шаймухаметова) послужили тео-ретической базой для обоснования проблемы и проведения анализа интона-ционного содержания музыки.

Теоретико-методологическая основа, и научно-практическая значимость исследования. Работа имеет практическую направленность, обусловленную возможностью реализации выдвинутых теоретических положений в практической деятельности с детьми раннего возраста. Предлагаемые критерии отбора произведений на основе образно-интонационного анализа позволяют по-новому взглянуть на привычный «стандарт» репертуара музыкально-развивающих программ и шедевры классической музыки, определяя интонационное различие между ними. Приводимые в работе наблюдения, замечания и выводы помогут всем, кто занимается музыкальным воспитанием и развитием детей в дошкольных учреждениях.

9 стр., 4293 слов

Классические исследования подросткового возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УОВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА РЕФЕРАТ на тему Классические исследования подросткового возраста Выполнила студентка ФлФ гр.210 Шинок В.В. Проверила Милашевич Е.П. Витебск 2005 СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Классические исследования подросткового возраста в первой половине XX века 3.Классические исследования подросткового возраста в ...

Структура выпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.