Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста(на примере рисование в подготовительной группе)

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6

1.1 Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в работах педагогов …………………………………………………………………..6

1.2 Художественно-эстетическое развитие в рамках образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО)………………………………………………………………………………………………………….25

1.3 Характеристика и виды изобразительной деятельности ………………………30

1.4 Пластилинография нетрадиционный метод рисования как средство формирования художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет……41

2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УРОВНЮ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ …………………………………………48

2.1 Констатирующий этап по выявлению уровня художественно эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста………………..48

2.2 Формирующий этап по реализации художественно эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста………………………………………50

2.3 Контрольный этап. Анализ результатов исследования………………………….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………60

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... данного произведения с эстетической и реалистической ... актуальна на современном этапе. Не случайно ее ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………62

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность дипломной работы. Художественно-эстетическое воспитание и развитие является главной чертой в воспитании ребенка. Оно помогает обогащению чувственного опыта, влияет на эмоциональную сферу личности, на познание нравственной стороны действительности, а так же повышает и познавательную активность. А эстетическое развитие – это результат эстетического воспитания, и составляющее этого воспитательного процесса становиться художественное образование и процессы усвоения искусствоведческого знания, умения, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Главная педагогическая идея — это художественно-эстетическое воспитание, создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

В детских садах рисование занимает первое место в обучении детей изобразительному искусству и разделяет их на три этапа:

1. рисование отдельных предметов;

2. сюжетное;

3. декоративное;

4. пластинография (создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности).

Проблема становления изобразительных умений у ребят раннего возраста в ходе рисования считается важной так как уровень становления изобразительных умений у ребят этого возраста считается недостающим. В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Изобразительная деятельность как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста оплата».

Цель нашего исследования: теоретический анализ проблемы художественно-эстетического развития и практическая реализация нетрадиционной методики – пластинографии.

Объектом исследования: процесс художественно-эстетического развития.

Предмет исследования: педагогические условия художественно-эстетического развития и воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагали, что художественно-эстетическое развитие и воспитание у детей старшего дошкольного будет более результативным, если в образовательном процессе по изобразительной деятельности использовать метод пластинографии.

4 стр., 1958 слов

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

... 2. ОД аппликация «Космический корабль, космонавт в открытом космосе». Оригами Цель: развитие художественно-творческих навыков ребёнка в работе с бумагой. 3. Опытно-исследовательская ... более подходящие для игры события, установить их последовательность. 4.Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских ...

Задачи исследования:

1. Анализ педагогической и методичиской литературы по проблеме исследования;

2. Выявление уровня художественно-эстетического развития и воспитания у детей старшего дошкольного возраста;

3. Внедрение в работу по художественно-эстетическому развитию и воспитанию метод пластинографии;

4. Анавлиз и обобщение результатов исследования.

………….

1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учеб. Пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – 2-е изд. – М.: академический проект: Фонд «Мир», 2003. – 496 с.

2. Азаров, Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. – М.: Мысль, 2012. – 48 с.

3. Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение//Дошкольное воспитание. 2013. — №5.

4. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. — М.: ИД Ключ — С.2014.

5. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 8. – 65 – 69 сАлексеев, А. А. Психология развития / А. А. Алексеев. – СПб: Питер, 2009. – 720 с.

6. Алябьева, Е. Н. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика / Е. Н. Алябьева. – М.: Сфера, 2005. – 112 с.

7. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Констранина. – М.: Ось-89, 2001 – 272 с.

8. Афонькина, Ю Почему у хвоста есть рыба? : Учим детей правильно мыслить и говорить // Дошкольное воспитание. – 2009. — №1 — 44 – 46 с.

9. Белова, Е. С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. – 2008. — №3. – 81 – 94 с.

10. Березина, Т. Н Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования // AlmaMater: Вестник высшей школы. – 2009. — №7. – 19 -25 с.

11. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – М.: Просвещение, — 2014. – 241 с.

12. Борякова, Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.

13. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

14. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

15. Венгер, А.А. Готов ли ваш ребенок к школе : учеб.пособие / А.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Академия, 2004. – 220 с.

16. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.

17. Волков, Б. С. Детская психология: учеб.пособие / Б. С. Волков. – М.: Академия, 2004. – 349 с.

18. Волков, Б. С. Детская психологич в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Сфера, 2012. – 256 с.

18 стр., 8820 слов

«Психология детей со сложными нарушениями»

... нарушение — это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение ... особые трудности общения и требует обеспечения специальных образовательных нужд этих детей. [1] Психолого–педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии за рубежом 2.1 Организация ...

19. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: АПН, 1976. – 302 с.

20. Галанов, А.С. Психодиагностика детей : учеб.пособие / А.С. Галанов. – М.: Академия, 2012. – 154 с.

21. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

22. Гамезо, М. В. Общая психология / М. В. Гамезо. – М.: Ось — 89, 2007. – 352 с.

23. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.

24. Гуревич, К.Н. Психодиагностика детей и подростков : учеб.пособие / К.Н. Гуревич. М.: Академия, 2000. – 359 с.

25. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: пособие для педагогов-психологов / Н.И. Гуткина. — СПб. : Питер, 2006.- 208 с.

26. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 613 с.

27. Дубровина, Н.В. Психология: учебник для студ. вузов / И.В. Дубровина; под ред. Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. — М.: Академия, 2004. — 464 с.

28. Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. – М.: Дом педагогики, 2011. – 324 с.

29. Запорожец, А.В. Психология: учебник для студентов вузов / А. В. Запорожец. М.: Учпедгиз, 2013. – 340 с.

30. Ильин, Е.П. Психология: учебник для студентов вузов / Е.П. Ильин. – М.: Владос, 2005. – 213 с.

31. Калугина, И.Ю. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И.Ю. Калугина. — М.: Акад