РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода …………………….10

1.1 Понятие и характеристика управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………….10

1.2 Особенности управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода ………………………………………….14

1.3 Условия развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода ……………………………….………..28

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода …………………………………………………………………..41

2.1 Методика и процедуры экспериментального исследования……………………………..41

2.2 Содержание и реализация программы экспериментальной работы по созданию педагогических условий развития управленческого взаимодействия вдошкольномс образовательном учреждении на основе компетентностного подхода…………….…..…..50

2.3 Анализ эффективности проведенного эксперимента по развитию управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода ……………………………………………………………………56

Выводы по второй главе

Заключение……………………………………………………………………………………….62

Список литературы……………………………………………………………………………..64

Приложение

Введение

В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Развитие системы дошкольного образования определяется тем, насколько эффективно осуществляется в ней управление и как происходит внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений новейших научно – педагогических достижений в области управления. Направленность системы «управленческое взаимодействие» на конечный педагогический результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителей дошкольных образовательных учреждений, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, регулированию и контролю всей деятельности.

Практика и результаты проводимых в дошкольных образовательных учреждений исследований, показывают, что многие проблемы современной системы дошкольного образования вызваны недостаточным уровнем персональной компетентности руководителей образовательных учреждений и отсутствием технологии ее развития.

6 стр., 2716 слов

Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным ...

... управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением. 2. Совершенствование подходов к оценке управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением. 3. Ожидаемый результат - развивающееся дошкольное образовательное учреждение ... к уровню работы дошкольного учреждения; «закрытый» формальный характер взаимодействия между субъектами и объектами оценки; ...

Анализ исследований по проблеме развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода (С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, Н. В. Немова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Л. И. Фишман, Р. X. Шакуров, Т. И. Шамова и др.) показал, что в настоящее время многие управленческие решения связаны с использованием человеческих ресурсов. Ученые подчеркивают, что совершенствование работы дошкольных образовательных учреждений может быть достигнуто в процессе их использования и предполагают целенаправленную деятельность управленцев в этом направлении, в том числе, по развитию управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении. [5].

Необходимо уточнить, что в современных условиях развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как управление процессом его развития. С учетом этого, следует высказать мнение, что традиционные подходы к развитию управлению и «низкая квалификация значительной части административно-управленческого потенциала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления» [57,15].

Принципиально важная для нашего исследования проблема развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода, его психологические и педагогические положения раскрыты в работах В.А. Адольфа, В.А. Болотова, М.И. Еременко, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Е.Я. Когана, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, Н.А. Переломовой, А.А. Пинского, М.Н. Скаткина, И.Д. Фрумина, и др.

Монографическое и диссертационное исследование компетентностного подхода в отдельных аспектах мы изучили у Н.Ю. Дичиной, Ю.Г. Домалевской, Л.И. Дудиной, И.Е. Елиной, Л.М. Звезды, Е.В. Печерицы, Н.А. Прохоровой, Н.Н. Сапрыкиной, Э.В. Тановой, А.В. Тихоненко, В.Ю. Шаронина и других.

Нами выяснено, что процесс развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на онове компетентностного подхода освещен в работах В.И. Зверевой, С.Н. Кирдякова, Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, В.М. Лизинского, М. Моисеева, В.П. Панасюка, В.В. Пикана, М.М. Поташника, а также в диссертационных изысканиях В.А.Васильева, Г.В. Головичер, С.Н. Митрофановой и других.

По нашему мнению, определенный вклад в формирование концепции развития дошкольного образовательного учреждения внесли работы Д.Ш. Мартоса и Д.М. Полева, Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова, К.М.Ушакова, а также диссертационные исследования Т.Г. Калугиной, Н.А. Кулемина и др.

Концепции менеджмента в образовании мы нашли в работах М.Х. Мескона, в диссертации Л.А. Магальник и других ученых.

Изучая вопросы психологического сопровождения развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностно подхода, мы обратились к исследованиям Р.А. Ссаджоли, М.С. Кагана, Н.В. Кузьминой, Д.А. Леонтьева, А.К. Марковой, В.И. Митиной, К. Роджерса, И.К. Шалаева, а также к диссертационным работам А.Д. Карнышева и других ученых.

9 стр., 4424 слов

Методология развития компетентностного подхода в условиях двуязычной ...

... как конечного результата процесса обучения. Третий этап (1990 г. - ) развития компетентностного подхода значим тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые ... технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных управленческих решений с учетом экономических, ...

Достойный вклад, на наш взгляд, в стандартизацию элементов управленческой деятельности внесли Л.И. Брославский, Э.Д. Днепров, В.С. Леднев, А.П. Тряпицина , а также диссертационное исследование М.А.Родионова и других.

Обоснованием процесса маркетинговых исследований в образовании стали для нас работы В. Афанасьева, В. Черкасова, Ф. Котлера, Е.Б. Куркина, Н. Моисеевой, Н. Пискуновой, Г. Костиной, А.П. Панкрухин, а также диссертационные исследования В.С. Антуфьева, А.С.Баталова, В.В. Паничевой, Ю.М. Шепелина и других.

Определенный интерес для нашего исследования представляют диссертационные изыскания по вопросам управленческого взаимодействия

А.Б. Бакурадзе, Т.М. Глушанок, Н.С. Игнатьева, Е.Л. Федотовой, Н.В. Шишариной и других.

Для разработки программы развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода нами изучены технологии управления диссертационных исследованиях Н.С. Анциперовой, В.Н. Смирновой, Е.Н. Фадеевой и других ученых.

Актуальность проведенного исследования обусловлена стратегической задачей российской образовательной политики. В условиях масштабности и комплексности общества решение этой задачи требует неотложного изучения вопроса об особенностях развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на сонове компетентностного подхода, заявленного Концепцией модернизации российского образования [58, 18].

Несмотря на активный интерес ученых к вопросу развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении, проблема компетентностного подхода в теории и практике образования остается недостаточно изученной. Преобладающее число научных изысканий посвящено вопросам теории компетентностного подхода. Недостаточная разработанность компетентностного подхода требует определить дальнейшую разработку этого вопроса в качестве наиболее основополагающей задачи модернизации образования. Нами не было выявлено развитие управленческого взаимодействия на основе компетентностного подхода как самостоятельное исследование. Кроме того, проведенный нами анализ исследований по проблеме развития управленческого взаимодействия на основе компетентностного подхода позволил выявить ряд противоречий:

— между вызовами современного общества в профессионально компетентных руководящих кадрах и недостаточной разработанностью теоретико- концептуальных положений компетентностного управления;

— между актуальностью внедрения новых механизмов развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении и отсутствием практической ориентации развития управления с учетом компетентностного подхода;

— между стремлением сохранить единое образовательное пространство и недостаточным уровнем разработанности вопроса стандартизации образования;

— между целесообразностью комплексно управлять личностно- профессиональным ростом педагогов и отсутствием определенных педагогических условий.

8 стр., 3948 слов

Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования ...

... онлайн общения в сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями. Информационно-коммуникационные технологии создают так называемую уникальную ... творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий. В числе инновационных методов управления, которые используются в управленческой деятельности учреждений социально-культурной сферы, ...

Имеющиеся противоречия, позволили сформулировать проблему: каковы, оптимальные условия развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Цель исследования выявить и обосновать оптимальные условия управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Объектом исследования выступает процесс развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Предметом исследования является сущность и особенности развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Гипотеза исследования: Развитие управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода будет эффективным при следующих условиях:

• формирование у педагога мотива собственного участия в управленческом взаимодействии в дошкольном образовательном учреждении;

• повышение коммуникативной компетентности педагога, в том числе в организации управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода;

• разработана и внедрена в практику программа работы по развитию управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода;

В соответствии с поставленной целью и выявленной гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить основные теоретические позиции в изучении проблемы развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

2. Выявить и обосновать особенности развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

3. Разработать и экспериментально проверить комплекс определенных условий эффективного развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

— философские и социально-психологические концепции развития личности (Б.Г. Афанасьев, Л.С. Выготский, А.Д. Карнышев, А.К. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.);

— концептуальные положения о роли гуманистически ориентированной образовательной деятельности в развитии личности (С.Л. Братченко, А.С. Косогова, С.В. Кульневич, Н.А. Переломова, О.Л. Подлиняев, Е.Л. Федотова, И.А. Якиманская и др.);

— теоретико-методологические идеи компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, В.В. Краевский О.Е. Лебедев, К.Г. Митрофанов, O.В.Соколова, И.Д.Фрумин, А.В.Хутoрской, В.М. Шепель и др.);

— фундаментальные положения развития управления дошкольного образовательного учреждения (П.С.Гершунский, В.И.Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, В.М. Лизинский, С.Г. Молчанов, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.);

14 стр., 6630 слов

Использование компетентностного подхода к обучению как средства ...

... проблемы во взаимоотношениях людей.        Объект исследования: формирование у младших школьников умений решать проблемы взаимодействия с другими людьми.        Предмет исследования: компетентностный подход как средство развития умения решать проблемы ...

— теория деятельностного подхода к образованию и развитию личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф.Талызина).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов:

— теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы, а также диссертационных работ по проблеме исследования; анализ, изучение и обобщение педагогического опыта; системное педагогическое проектирование и моделирование управленческой деятельности.

— эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование; прямое, косвенное и включенное наблюдение; диагностические беседы; констатирующий и формирующий эксперименты;

— статистические методы исследования: качественный и количественный анализ результатов эмпирических и экспериментальных данных эффективности развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

Экспериментальной базой исследования являлись муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детский сад №36, №45 г.Белгорода, с 2012 по 2014 г. с участием 40 человек.

Этапы исследования.

На первом этапе, подготовительно-поисковом, проводился анализ философской, психолого-педагогической и управленческой литературы, диссертационных исследований, а также анализ и обобщение эффективного опыта работы в России и за рубежом. Были изучены и осмыслены методологические и теоретические основы исследования. Определены объект, предмет, цель, задачи, ключевые позиции исследования, гипотеза, научная новизна, практическая значимость и база исследования.

На втором этапе, экспериментальном, создавались определенные условия развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода, проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента, обосновывалась и разрабатывалась структура развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода, апробировались основные идеи и положения, влияющие на эффективность развития управления дошкольного образовательного учреждения, систематизировались результаты.

На третьем этапе, обобщающем, внедрялся комплекс условий развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода, проводилось обобщение и систематизация результатов исследования. Оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

1. обобщены результаты исследований и основные теоретические позиции по проблеме развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода в контексте современных требований;

2. определена сущность развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода, раскрывающая его особенности;

3. обоснована и экспериментально подтверждена возможность создания комплекса определенных условий, обеспечивающего эффективное развитие управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода.

5 стр., 2205 слов

Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...

... дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности. Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования – управленческое содействие педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативной компетентности. Гипотеза исследования: процесс развития ...

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и описании комплекса педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении на основе компетентностного подхода, дополняя теоретико-концептуальные положения теории развития управления, открывая перспективы для дальнейших прикладных исследований.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении представленного комплекса педагогических условий в практику, что позволило повысить эффективность развития управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении. Положения и выводы проведенного исследования подтверждены экспериментально и могут быть рекомендованы к широкому применению в деятельности любого дошкольного образовательного учреждения.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются соответствием методологии исследования решению поставленной проблемы, полнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и экспериментальном уровнях, охватывающих его содержательные и процессуальные характеристики, применением комплекса методов, адекватного предмету исследования, в том числе методов математической статистики; обоснованием полученных выводов данными управленческой практики — количественным и качественным их анализом и подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в МБДОУ д/с №36, №45 г. Белгорода. Основные результаты исследования нашли отражение в статье «Реализация компетентности и компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении», опубликованной в сборнике «Молодой ученый» 2013г.; участие в 4 Международной научной конференции «Актуальные задачи педагогики», 2013г. г.Чита; «О некоторых аспектах совершенствования управленческой деятельности руководителя в дошкольном образовательном учреждении», в сборнике магистерских и студенческих статей «Развитие ребенка и развитие системы дошкольного, начального и общего образования в России и Украине» 2014г.; методическая разработка на сайте infourok «Успех работы педагогического коллектива- успех руководителя», статья на сайте infourok «Управление дошкольным образовательным учреждением, целенаправленная деятельность руководителя по повышению качества дошкольного образования» 2014г.; участие в студенческой научной конференции в рамках научной сессии НИУ «БелГУ-2014» «Модель успешного управленческого взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении»; участие во всероссийском вебинаре «Написание научной статьи в журнале об итогах своей экспериментальной работы», 2014г..

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

………….

Список литературы

1. Адольф В А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. // Педагогика. — 1998. -№ 1.

10 стр., 4957 слов

Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...

Протокол №_______ Председатель УМК Хотемова Л.В.______________ Рабочая учебная программа Дисциплины «Профконсультирование» Блок дисциплин ( ДС Спецкурс) Специальность 040101 "социальная работа" Факультет «психологии и социальной работы» Форма обучения (дневная, заочная) Семестр: 9 Всего учебных занятий - 104 часа В том числе: Аудиторных 30 часов, из них; Лекций - 18 часа; Практических - 34 часов; ...

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. — Казань, 1992. — 76с.

3. Антуфьев B.C. Организационно-экономические рычаги государственного регулирования деятельности отраслей социальной сферы: Автореферат дис…к.э.н./-Спб, 200.-18с.

4. Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности образовательного учреждения: Дис…канд.пед.наук: 13.00.01. -Рязань, 2002,- 216с., РГБ ОД.

5. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика.- М., 1994.

6. Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе профессионального повышения квалификации: Дис.канд.пед.наук.; СПб, 1995. -162с.

7. Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии / А.Н.Афанасьев// Высшее образование сегодня, — 2003. -№5.

8. Афанасьев В., Черкасов В. Маркетинг образовательных ус- луг.//Маркетинг. 1999. №5,6.

9. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В.И.Байденко // Высшее образование сегодня. -2004.- №2. С.7-19.

10. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса /В.И.Байденко, Б.Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. — М.-2002.- 198с.

11. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов.- М.: Сентябрь, 2005,- 192 с.

12. Баранников A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход. — М.: ГУ ВСШЭ, 2002.- 51с.

13. Баталов A.C. Маркетинг образовательных услуг в системе внутришколь- ного управления; Дис..канд.пед.наук: 13.00.01, Москва,2003, 221с., РГБ ОД.

14. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой. Методическое пособие для руководителей обр — ых учреждений. — СПб.: КАРО, 2003 — 144 с.

15. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — journal/2005/0910-12.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.

16. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. -М., 1993. -№5. -с. 16-25.

17. Болотов В.А. и В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образо-вательной программе / Педагогика. -2003.-№10.-с.8-14.

18. Большая энциклопедия психологических тестов.-М.:Изд-во Эксимо,2000.- 416с.

19. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич // Педагогика, 2004. -№10.-с.23-31.

20. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация общего образования/Стандарты и мониторинг в образовании -2003.-№1.-с.58

21. Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психо-логические аспекты).-М.: Смысл, 1999.-137с.

22. Брославский Л.И. Правовые основы стандартизации и качества. М., Изд-во стандартов, 1991.

23. Васильев В.А. Командно-коллегиальное управление школой как фактор качества образования: Дис..канд.пед.наук: 13.00.01.; Великий Новгород,2004,149с. РГБ ОД.

7 стр., 3312 слов

Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогики с другими науками, ...

... Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как ...

24. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Л.С.Выготский/. Отв.ред.В.В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1991.- 192с.

25. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / И.И.Гез// Иностранный язык в школе, 1985.-№2, с. 17-24.

26. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993.№1 с.28.

27. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство управления профес-сиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: [Электронный вариант]: Дис..канд.пед.наук: 13.00.08. -Москва, 2000, 178с РГБ ОД.

28. Головичер Г.В. Информационно-методическое обеспечение как фактор управления качеством образования на муниципальном уровне: Дис…кан.пед.наук: 10.00.01.- М.: РГБ, 2005, 170с. РГБ ОД.

29. Гришанова H.A. Развитие компетентности специалистов как важнейшее