Психическое состояние детей дошкольного возраста

Введение

Актуальность темы исследования. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.

Анализ исследований по проблеме психических состояний позволяет заключить, что помимо небольшого количества работ, выполненных в русле общей психологии, изучение состояний проводились в рамках специальных психологических дисциплин: инженерной психологии (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.И. Фукин и др.), психологии спорта (В.Л. Марищук, В.К. Сафонов, О.А. Черникова и др.), педагогической психологии (В.П. Балакирев, Т.Н. Васильева, Л.М. Страхова и др.), медицинской психологии (Б.Д. Карвасарский, Т.А. Немчин и др.).

В то же время, многими исследователями отмечается, что психические состояния человека непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый из периодов развития накладывает свой отпечаток на осознанность, интенсивность, число и качество переживаемых состояний, способность их регуляции. Это обусловлено тем, что актуализация и повторение типичных психических состояний, в свою очередь, приводят к изменениям психического развития ребенка, влияя на когнитивную сферу личности и формирование психологических свойств. Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психологическими особенностями личности. В этом контексте одним из наименее изученных возрастных периодов является дошкольный. Можно констатировать, что в педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр., а у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, недостаточно методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

Команда – основа успешной карьеры Успех развития фирмы зависит не только от отдельной личности, но и от ее окружения. Умение работать в команде позволяет добиться высоких результатов. Выполняя упражнения на знакомство, сплочение, развитие сотрудничества, тренировку уверенного поведения, координацию совместных действий и мобилизацию внимания вы познакомитесь с основами командной работы, приобретете ...

К проблеме психических состояний дошкольников обращались многие отечественные психологи (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Ю.Е. Сосновикова, А.О. Прохоров, Е.Б. Цагарелли и др.).

Так, Ю.Е. Сосновикова, выделяя, наряду с другими, психические состояния, характерные для преддошкольного и дошкольного возраста, отмечает малоизученность этого возрастного периода [31].

В этом контексте вопросы определения номенклатуры психических состояний детей дошкольного возраста, их структуры и динамических особенностей, а также коррекционной работы психических состояний дошкольников являются остро актуальными.

В связи с этим целью нашего исследования является гармонизация психических состояний дошкольников с использованием методов психолого-педагогической коррекции.

Объект исследования: психическое состояние детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: измерение и коррекция психического состояния.

В соответствии с целью нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что с помощью методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста возможно улучшение их психического состояния.

В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи:

· Изучить и проанализизировать подходы в психологической литературе по проблеме психического состояния детей дошкольного возраста.

·        Рассмотреть методы диагностического исследования психического состояния детей дошкольного возраста.

·        Разработать и использовать в работе коррекционно-развивающую программу для улучшения психического состояния детей дошкольного возраста

· Провести психодиагностическое исследование по данной проблеме.

·      Провести сравнительный анализ данных полученных в результате диагностического исследования до коррекционной работы и после коррекционной работы.

Методы исследования: проективные методы, метод наблюдения

Методики исследования:

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Рабочая таблица По использованию пси ходиагностических методик В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольный возраст (3-7 лет) Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование ...

·        Методика «Паровозики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева);

·        Методика «Часики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева);

·        Методика «Кинотеатр» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

В соответствии с целью и задачами исследования в качестве базы исследования были выбраны дети дошкольного возраста в возрасте 5,5 -7 лет, посещающие Муниципальные дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 325. Количество испытуемых составило 30 человек, из них 13 мальчиков, 17 девочек.

Глава I. Теоретические аспекты изучения по проблеме психического состояния детей дошкольного возраста

.1.     Психические состояния как объект психологических исследований

Сегодня государственные стандарты дошкольного образования выделяют основной целью профессиональной деятельности педагогов обеспечение эмоционально благоприятной среды каждого субъекта воспитательно — образовательного процесса. Т. Куликова [13] подчёркивает, что педагог дошкольного учреждения должен содействовать полноценному развитию ребёнка, обеспечить его детство счастливым, эмоционально благополучным.
Для того чтобы воспитатели могли целенаправленно организовывать этот процесс, им необходимо осознать и разобраться, в первую очередь, в понятии «психическое состояние».

Изучение психических состояний как особой категории психических явлений, начатое в нашей стране в 50 — 60-е гг. (В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов), заполнило реально существовавший в то время пробел в системе психологических понятий между психическими процессами и психическими свойствами личности; вместе с тем необходимо отметить недостаточную изученность данного вопроса [14].

А. О. Прохоров подчеркивает, что разработка проблемы психических состояний ведётся, в основном, в рамках психологии труда и инженерной психологии, психологии физической культуры и спорта, медицинской психологии [22]. Автор выделяет актуальность проблемы в 3-х аспектах:

Ø  В общепсихологическом, т.е. — в слабой изученности категории состояний по сравнению с другими категориями психических явлений — процессами и свойствами. Данный аспект выделяли и О.Н. Кузнецова, В.И. Мясников, В.В, Чебышева и др.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Ø  В частно — психологическом. Нет общепринятого мнения об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, номенклатуре, классификации и методах исследования. Об этом писали также В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, Н.Е. Малков, Ю.Е. Сосновикова, и др.

Ø  В прикладном плане область психических состояний представлен в виде мозаичной картины разнообразных факторов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии.

Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, в разработке диагностических методик и способов оптимизации состояний [22].

Исследователи [32, 23] указывали на некоторые аспекты структуры состояний, их связи с эмоциями, влиянии на развитие личности и т.д., однако, по — прежнему, данный вопрос остаётся недостаточно изученным. Ю.С. Сосновикова [32] подчёркивает, что одной из важных задач этой проблемы, требующей первоочередного решения, является задача определения самого понятия психических состояний.
Так, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев определяют психическое состояние как сложное и многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. В.Н. Мясищев в работе понимает под состоянием общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс.
 Ю.Е. Сосновикова пишет: «Психические состояния — это конкретное проявление компонентов (явлений) психики в данный период времени», [с. 112, 32]. Автор подчёркивает самостоятельность психических состояний как одного из компонентов психики, психологической категорией. Вместе с тем отмечает сложность, противоречивость, диалектичность данной категории.

Е.П. Ильин [с. 329, 8] считает, что психическое состояние «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата». Я.Л. Коломинский [12] определяет эмоциональные состояния как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Схожа с данным утверждением точка зрения Г.М. Бреслава об эмоциональных состояниях как механизме выделения актуального в пространстве и времени. А.Б. Леонова [15] понимает под функциональным состоянием интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.

4 стр., 1634 слов

Угрозы, разновидность нарушения психической неприкосновенности личности

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 УГРОЗА КАК ВИД ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ФАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ 2 ВИДЫ УГРОЗ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Право на свободу и личную неприкосновенность неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17,ч. 1 ст. 22 Конституции РФ). Оно предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область жизнедеятельности личности ...

Н.Д. Левитов [14] определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. С.Л. Рубинштейн [с. 153, 30] подчеркивает, что психическое состояние «не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, обуславливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность».

В этих определениях отмечается различный подход, авторы выделяют многообразные стороны, особенности психических состояний. Так, подчеркивается взаимосвязь психических состояний с психологическими свойствами личности, процессами, своеобразием деятельности, явлениями окружающей действительности. В определении психических состояний включены энергетические, информационные, временные и пространственные аспекты; подчеркивается целостность, системные свойства, специфические качества и т.д. Однако, с позиций системного подхода, отмечается недостаточность в данных определениях, так как необходима упорядоченность по характеристикам пространство — время, информация — энергия [25].

Не умаляя аналитического подхода к изучению психических состояний и признавая его заслуги в деле теоретического и экспериментального исследования их на первых этапах, отметим, что дальнейшее изучение только отдельных классов психических состояний (функциональных, эмоциональных, личностных и т.д.) приводит к утрате общепсихологических представлений о целостности психических состояний, не способствует раскрытию общих закономерностей их формирования. В этих условиях наиболее продуктивным в изучении указанной выше проблемы является системный подход. Анализ психических состояний как целостных образований [4], изучение особенностей интеграции их компонентов в целое, многомерность и иерархичность, другие признаки системного подхода открывают новые перспективы в исследовании психологической природы состояний.

3 стр., 1117 слов

Неврологическое и психическое состояние. Ф.И.О., возраст, пол, семейное положение, национальность, место жительства, профессия.

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ   Ф.И.О., возраст, пол, семейное положение, национальность, место жительства, профессия. Дата поступления в стационар.   Жалобы больного (к моменту поступления) История настоящего заболевания Характер развития заболевания: инсультообразное, острое, подострое медленно прогрессирующее, ремиттирующее. Факторы, предшествующие или сопутствующие началу заболевания ( ...

А.О. Прохоров [22], используя системный и категориальный подходы, выделяет пять аспектов описания систем: 1) система как неделимое целое; 2) система как сложное составное целое; 3) взаимоотношения системы и метасистемы (психического целого); 4) взаимоотношения системы и среды; 5) цикл существования системы.

Исходя из вышеизложенного, самым достаточным, на наш взгляд, является определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние — это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».

Определение содержит как необходимые категориальные признаки (целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами), так и системные: субстративный (представлен в понятии целостность состояния), информационный — в субъективном отражении личностью ситуации, временный — в длительности психического состояния в континууме времени, пространственный — в представлении о психическом состоянии как синдроме (совокупности), характеризующийся определенной организованностью, энергетический — устойчивости единства переживания и поведения) [22].

Изучение функций психических состояний представлено в работах [4,32], однако, наиболее полно, на наш взгляд, данный аспект рассмотрен А.О. Прохоровым [22]. Так, автор выделяет следующие функции психических состояний:

Ø  Функцию формирования, развития психических функций, черт и качеств личности в условиях повторяющейся деятельности.

Ø  Функцию интеграции, где психические состояния объединяют психические свойства и процессы в единое целое в отрезке текущего времени, образуя психическую структуру («психологический настрой») личности, обеспечивая единство психического, его целостность.

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно отсталых детей

Чтобы уяснить, каким образом теоретические ошибки в толкованииумственной отсталости приводят к вредным последствиям в практик Московский Гуманитарно-ЭкономическийИнститутНижегор одский Филиал Факультет Психологии ДОКЛАДпо предмету Психофизиологияна тему Рефлекторнаятеория психики и психическоеразвитие личности умственно отсталых детей студентки 2-го курсагруппа 12П6-2001Н Проверил ПЛАНВведение1. ...

Ø  Регулирующую функцию, обеспечивающую в функциональном отношении синхронизацию всех функций и состояний в психическом целом, благодаря чему все функции состояний в целостной психической деятельности представлены одновременно и едино. В психическом целом регуляторная функция психических состояний обеспечивает уравновешенность субъекта с социально — предметной средой с одной стороны, а с другой — саморегуляцию и управление остальными функциями.

Ø  Функцию дифференциации, где каждое психическое состояние имеет свои связи с психическими свойствами и процессами как в количестве, так и качестве; определяющая «величину, частоту, устойчивость, выборочность и другие параметры связей психических состояний с процессами и свойствами».

Ø  Функцию отражения, которая связана с детерминацией психических состояний (в качественной характеристике состояния проявляется единство отражения субъектом конкретной ситуации и отношения к ней).

Вопрос состава и структуры психических состояний интересовал многих учёных [15,17]. Н.Д. Левитов в работе [14] включает в состав не только психические процессы, свойства личности и физиологические особенности, но и элементы противоположных состояний: личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, положительно и отрицательно действующие, продолжительные и краткие, более или менее осознанные и др.

Ю.Е. Сосновикова [с. 114, 33] считает, что любой компонент психики на определенный момент времени может стать главным и определяющим все состояние психики. Так, она пишет: «На фоне всех остальных компонентов может преобладающее значение получить отдельный психический процесс, например, мышление, воображение и др. В этом случае психические состояния можно обозначить как состояние размышления, состояние грезы, мечтательности и т.д. В этих состояниях, конечно, будут доминировать другие компоненты психики, но не они будут доминировать в нем».

Изучение данного вопроса в дальнейшем шло в двух направлениях: личностном и деятельном. Представители первого (В.А. Ганзен, Л.П. Гримак, Л.Г. Дикая, Е.П. Ильин, ТА. Немчин, В.П. Панюшкин, В.А. Пономаренко, Л.С. Солнцева, В.В. Семикин, А.И. Юрьев, В.Н. Юрченко) компонентный состав психического определяют, исходя из особенностей личности, ее составляющих. Так, например, в состав психического включены перцептивные, волевые, аффективные, мыслительные компоненты и сознание. В состав психических состояний включают три блока: когнитивный, мотивационно — эмоциональный и активационно — энергетический.

Представители другого направления: Ю.М. Забродин, А.Ц. Пуни, Г.Б. Суворов, В.И. Чирков и другие — исследуют компонентный состав психических состояний в процессе деятельности.

В соответствии с этими подходами в состав психического состояния исследователи включают характеристики: психических процессов; потребностно — мотивационной сферы; осознания; психомоторные; когнитивные; энергетические; нейродинамические составляющие; функциональные характеристики: интенсивность, устойчивость и изменчивость, самопреобразование и др.

А.О. Прохоров [25] включает в состав психических состояний: направленность как систему отношений личности, которая относится к мотивационной сфере; биологические компоненты; эмоциональные; волевые; интеллектуальные составляющие. В компонентный состав психического состояния, подчеркивает автор, включена вся психика в неразрывном единстве ее качественных (структурных), энергетических, информационных, динамических и других составляющих, но в данный момент времени отдельные составляющие занимают доминирующее положение.

В структуру психического состояния Ю.Е. Сосновикова [32] включает: цели деятельности, психологическую характеристику направленности его личности; оценку человеком ситуации с точки зрения этих целей; наличие конкретной цели действия в данных условиях и предвидимого результата как системообразующего фактора структуры состояния; степень упорядоченности, меру организованности психических компонентов и их систем в единую функциональную структуру, несколько опережающую ситуацию и адекватную предвидимому результату, характеристик, количество доминирующих и заторможенных компонентов структуры; степень общей напряженности, «тонус», функциональный уровень состояния; особенности динамики состояния.

Наряду с достижениями в изучении психических состояний в общей, инженерной, медицинской психологии имеется ряд областей психологии и, прежде всего, в психологии развития, где исследования психических состояний единичны.

Одним из наименее изученных возрастных периодов является дошкольный период. Можно констатировать, что в педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр., а у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, недостаточно методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников. Применяемые методы, как правило, рассчитаны на младший школьный возраст и старше.

На современном этапе интерес к психическим состояниям дошкольников заметно возрос в связи с выходом в свет «Концепции дошкольного воспитания», российской программы «Обновление гуманитарного образования в России», основной целью которых является гуманизация образования, что ориентирует педагога на переосмысление своего подхода к личности воспитанника, перехода от авторитарного к личностно-ориентированному. А последний подразумевает. В том числе, и знание специфики психических состояний дошкольников, учет их особенностей при взаимодействии в воспитательно-образовательном процессе.

Дошкольное детство Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.Н. Леотнтьев и др. рассматривают как особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы, возникает первая модель мира — система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношения с окружающими людьми [6].

Ряд исследователей детского возраста указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека. Основное значение имеют создаваемые этим возрастом уникальные условия, которые не повторяются в дальнейшем развитии детей. Можно полагать, что психические состояния дошкольников характеризуются специфической феноменологией, отличной от психических состояний детей других возрастных групп, проявление которой обусловлено ситуациями жизнедеятельности, возрастными особенностями развивающей личности, развитием деятельности и общения. Как писал Н.Д. Левитов: «Переход от одного возрастного периода к другому обычно связан с перестройкой типичных для пройденного этапа психических состояний, не повторяющихся в другую пору жизни… Маленький ребенок по своей психике в большой мере представляет из себя мало систематизированное сочетание разных фрагментарных психических состояний, психическое развитие выражается в том, что постепенно происходит перерастание психических состояний в черт личности».

О возможностях исследования особенностей психических состояний, их феноменологии, взаимоотношений с другими психическими процессами, свойствами личности дошкольников писал Н.Д. Левитов, подчеркивая, что в детском возрасте легче, чем в другом, можно установить закономерности связи психических состояний с динамикой личности [14].

Проведенные в этом направлении исследования показывают. Что психические состояния детей дошкольного возраста характеризуются легкостью возникновения, изменениями и подверженностью влияния извне (социальным воздействием).

Психические состояния связаны с деятельностью ребенка. Они служат сигналом успешности — неуспешности овладения деятельностью с одной стороны, а с другой, деятельность определяет психические состояния. Таким образом, излишняя интенсивность и длительность состояний детей могут вызывать изменения в организме. Психические состояния определяет фон здоровья и сами зависимы от него.

В исследованиях А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой обнаружено, что дошкольник не всегда может осознавать, какое состояние он испытывает и причины его возникновения. Я.З. Неверович, характеризуя эмоциональные состояния детей, отмечает, что они могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности. Устойчивости, глубине протекания, последствиям, осознанности; могут вызываться различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями того или иного вида деятельности, отношением других людей — сверстников и взрослых [6].

В этом возрасте психические состояния характеризуется глобальностью и слабой дифференциацией, возникновением новых более высоких уровней организации, берущих на себя координацию и перестройку функционирования нижележащих уровней (Н. Поддъяков).

Большое значение на проявление и формирование психических состояний оказывает семья. Так, исследования Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, показали, что существенным фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребенка, является семья и, главным образом, качество общения с родителями [3].

Г.А. Урунтаева отмечает близость психических процессов и состояния. Некоторые исследователи, например М. Русалова, М. Костюнина, И. Стрельникова отмечают особенность дошкольников неосознанно запечатлевать образы ситуаций, с одновременным обогащением его эмоционального опыта, подчеркивая тем самым связь с процессом памяти.

Таким образом, проблема изучения психических состояний детей дошкольного возраста остается на современном этапе наименее изученной, тем не менее, особенно актуальной, так как связано с развитием личности в целом.

1.2 Понятие «психическое состояние», его категория, структура и детерминанты развития

Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние» — есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит).

Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.

Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания.

Категория состояния включает в себя понятия разного уровня обобщенности, разной степени широты распространения и охвата всего многообразия психической активности. Психические состояния можно рассматривать на уровне всей психики и в отдельных сферах психики. «Говоря о состояниях отдельных сфер психики, — пишет Л.В. Куликов,- мы никак не отрицаем принцип целостности психики, поскольку речь не идет об автономности состояний, в которых находятся, могут находиться отдельные структуры психики. Психика организована по иерархическому принципу — состояния отдельных частей психики являются частью всего состояния человека. Их выделение возможно лишь в той степени, в какой мы можем обоснованно разделять психику на отдельные сферы, структуры или блоки» [13].

Таким образом, состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития/

Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей, как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).

а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);

в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

Соотношение этих факторов и определяет характеристики состояния. Говорить о балансе между ними, что нередко можно встретить, неверно, поскольку все эти составляющие не являются какими-либо противодействующими друг другу силами. Сила желания, не подкрепленная необходимыми способностями данного индивида, далеко не всегда противодействует раскрытию способностей, напротив, часто оказывает решающее влияние на их развитие.

Состояние, как и все психические явления, изменчиво, В связи с этим заслуживает внимания вопрос о специфике его изменчивости, динамичности.

Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна основным способом существования психического является его существование в качестве процесса — непрерывного, формирующегося. А. В. Брушлинский, рассматривая психологические категории непрерывного и прерывного, качества и количества, обосновывает недизъюнктивный тип взаимосвязей между компонентами психического как непрерывного процесса. Состояниям присущи характеристики, свойственные всей психике. Психические процессы и структуры неделимы и нерасторжимы, они проникают друг в друга, одна структура психики является необходимой частью другой [2].

Можно считать, что в обсуждениях природы состояний достаточно утвердились представления о непрерывности состояний — отсутствии резко выраженных переходов из одного состояния в другое. «Чистых» состояний, по мнению Кашириной Л.В., в деятельности практически не существует. Непрерывность состояний связана с такими их сторонами, как интенсивность и устойчивость. О различиях психических состояний по глубине свидетельствуют разнообразные эмпирические данные [11].

Любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем состоянии. Даже беглый обзор описаний и интерпретаций психических состояний показывает частое желание исследователей найти понятия, которые возможно точнее выразили бы разные градации интенсивности психических состояний. Так, например, В. Д. Небылицын наряду с термином «стрессовые состояния» употребляет и термин «стрессоподобные состояния» [20]. Е. П. Ильин пишет о «латентном периоде развития состояний». Задержка в развитии состояний, исчисляемая иногда минутами, а иногда — месяцами, обусловлена несколькими причинами:

а) преодолением инертности предыдущего состояния;

б) периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы, до «верхнего предела», по достижении которого организм начинает включать защитные, или компенсаторные, механизмы;

в) временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и др [8].

Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко, Ю. Е. Сосновиковой и других ученых [4, 32]. Ганзен и Юрченко выделили четыре структурных уровня:

. социально-психологический,

. психологический,

. психофизиологический

. физиологический.

Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния социально-психологического и психологического уровней [Махнач]. На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.

В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях или процентах. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в концлагере, тюрьме, тяжелая болезнь, трагические события жизни являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени, определяя актуальное состояние. Т. Иолов предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в которой числителем является сила события, а знаменателем — трансситуативные особенности психики и способы деятельности [10].

От анализа природы состояния как психического явления и имеющихся в психологии представлений об этом предмете перейдем к обсуждению его характеристик

1.3 Виды и характеристики психического состояния

Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные — в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная — доминирование той или иной эмоции. Может выступать на передний план активационная характеристика — уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий.

Тот или иной тонус организма, энергетические ресурсы также могут обусловливать многие другие параметры психических состояний, являясь определяющим. Тонус, в свою очередь, зависит от здоровья субъекта, биологических ритмов, характера деятельности, ее продолжительности, от некоторых условий среды.

Наконец, в любой момент времени человеку свойственно то или иное напряжение. Оно может быть обусловлено внутренними факторами: повышенными требованиями к своему поведению или деятельности, неуверенностью в своих успешных действиях в ответственной ситуации и т. п. Но может быть вызвано и многими внешними факторами: неблагоприятные условия деятельности, соперничество, трудные условия существования.

Поскольку состояние — многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковым можно отнести следующие:

·   эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание);

·        активационные (отражающие интенсивность психических процессов);

·        тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);

·        тензионные (отражающие степень напряжения);

·        временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);

·   полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

Обратимся к более подробному рассмотрению перечисленных характеристик состояния.

Активация и тонус. Понятие активации широко используется в нейрофизиологии, где оно обозначает уровень функционирования центральной нервной системы, мозга. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом — торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.

В физиологии термин тонус (лат. tonusпроисходит от греч. tonos напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, — стержневая характеристика состояния. Поэтому необходимо рассматривать его психологические аспекты. К ним неоднократно обращались различные исследователи. Так например, Ю. Е. Сосновикова включает общий тонус в число основных структурных компонентов психического состояния [32].

На психологическом уровне состояния тонус имеет несколько иную трактовку. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Напряжение. Напряжение является одной из важнейших характеристик состояния. Ее целесообразно называть «тензионная» (от англ. tension— напряжение).

Введение нового термина по мнению Л.В. Куликова позволяет в описаниях отделить соответствующий параметр состояния от вида состояния. Тензионная характеристика присуща любым состояниям — не только тем состояниям, в названии которых фигурирует термин «напряжение». В осуществлении любого поведения и деятельности в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль — в преодолении конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним проявления сниженного настроения [13].

В шкале напряжения на одном полюсе: раскрепощенность, раскованность, расслабление, внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы.

Обратим внимание на существенное различие между активационными и тензионными характеристиками. Если активация детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, то напряжение — актуальными особенностями эмоциональной и волевой сфер.

Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не добавляет какой-либо точности. При любом виде напряжения (физическом, сенсорно-перцептивном, мыслительном) с его повышением возрастает и сила эмоциональных реакций, глубина переживаний. Напряжение достаточно выраженное, но одновременно «безэмоциональное» — трудно себе представить. В сфере чувств и эмоций интегрированно отражено все происходящее в организме, внутри личности и в ее связях с миром.

Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационными, ролевыми…) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонней или депривацией (информационной, социальной) и т. д. Именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А. В. Запорожцем, писавшим: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [7].

Эмоция, таким образом, — это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики — функции отражения и регулирования. Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности — поведения и деятельности.

Еще раз подчеркнем, что то или иное напряжение свойственно человеку в различных психических состояниях, которые обычно не называют состояниями напряжения по той причине, что в них доминируют другие характеристики, иные феномены. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состояний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т.д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными параметрами текущего статуса индивида — с особенностями его адаптации (степенью адаптированности — дезадаптированности).

В. Д. Небылицын к экстремальным (чрезвычайным) условиям относил такие предельные, крайние значения элементов ситуации, которые в средних своих значениях создают оптимальный «фон» или, но крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта. Он обращал внимание на то, что экстремальность может быть создана путем выхода за пределы диапазона оптимальных условий не только в сторону их максимализации, но и в противоположную сторону. Неблагоприятным фактором, повышающим напряжение, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией [20].

Вероятно, для некоторых факторов напряжения в определении силы нагрузки могут быть использованы статистические оценки (например, средние величины), но для подавляющего большинства они или невозможны, или лишены смысла. Даже если сила действия фактора может быть измерена, значение имеет не его величина, а соотношение этой величины и общей толерантности личности к нагрузке, а также специфической толерантности (к конкретной характеристике данного вида нагрузки).

Многие авторы обращались к рассмотрению временных характеристик состояний. Н. Д. Левитов писал о состояниях персеверации, которые характеризуются инертностью в переживаниях, неподатливостью изменениям, трудностью переключения [14]. Определяя состояния как психическое явление, К. К. Платонов отмечал, что они занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, он подчеркивал: «Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться».

По степени постоянства В. Л. Марищук выделяет:

А) доминирующие (наиболее характерные для субъекта)

Б) промежуточные (переходные) состояния [17].

Ю. Е. Сосновикова разделяет состояния на такие виды:

продолжительные.

относительно малопродолжительные.

кратковременные [32].

Е. П. Ильин пишет о состояниях:

·        мимолетных (неустойчивых),

·        длительных

·        хронических [9].

Из числа хронических состояний наиболее основательно изучено состояние хронического утомления. Причиной затяжных психических состояний часто является эффект суммации: суммация эмоционального напряжения, накопление утомления и развитие хронического утомления.

По динамике протекания различают два основных вида стресса: острый и затяжной (хронический).

Второй вид чаще всего связан с повседневными стрессорами. В Большой медицинской энциклопедии отмечается, что «…особенности эндемического (хронического) стресса изучены мало. Под ним понимают состояния психического напряжения разной выраженности, вызываемые у современного человека комплексом повседневно действующих разнообразных отрицательных факторов. Последствия его во многих случаях могут длительное время оставаться скрытыми. Оценить их можно ретроспективно после манифестации той или иной патологии» [1].

Сложность феномена состояния предполагает многокомпонентность его структуры — существование различных частей и структурных единиц. Есть составляющие, различающиеся степенью динамичности: более быстро и менее быстро меняющиеся. Текущие актуальные состояния более изменчивы, динамичны, они относятся к одному участку временной шкалы психических состояний, к более узкому масштабу, а преобладающие, доминирующие, — к более широкому. Последние можно было бы называть трансситуативными, но при этом мы неявно утверждали бы, что все ситуации кратковременны. Понятие ситуации довольно широко, жизненные ситуации могут иметь разные временные масштабы: и малые, и большие.

Например, неприятный разговор с сослуживцем может вызывать состояние напряжения и занимать вполне определенное, небольшое время. Но ситуация конфликта с близким человеком или, конфликта внутреннего (например, конфликта роли матери и роли ученого) может вызывать длительное напряжение. Многие жизненные ситуации имеют широкие временные рамки, в них включены многие люди, события и разноплановые обстоятельства (экономические, политические, социальные, экологические и т. д.).

Текущее состояние всегда зависит от факторов конкретной ситуации, но если бы оно было полностью обусловлено только этим, то его динамику можно было бы сравнить с чем-то постоянно колеблющимся и неустойчивым. Тогда ни в психодиагностике, оснащенной научными методами, ни в обыденной жизни было бы невозможно прогнозировать поведение и переживания человека, результативность его деятельности и многое другое.

В контексте обсуждения личностной регуляции психических состояний термин «трансситуативное» имеет недостаток: в нем излишне выражено звучание независимости от ситуации, более точным является термин доминирующее состояние.

Доминирующие состояния характерны для личности в протяженном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определенно очерченными временными рамками и в большей степени — факторами социально-психологического уровня личности. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и «ситуативную» («текущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фоном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояния.

Так, например, на фоне доминирующего состояния страха за жизнь близкого человека, длительное время находящего в условиях, угрожающих его жизни, могут возникать актуальные состояния иного плана: состояние радости, вызванное приятными новостями или успехами других близких людей. Человек на фоне доминирующего состояния тревоги или страха может не терять способности переходить в состояние сосредоточенности или переживать состояния трудового подъема, вдохновения.

Говоря о тесной связанности устойчивых состояний с социально-психологическим уровнем личности, необходимо обратиться и к другому аспекту — рассмотрению настроений как состояний личности. На верхнем уровне ее регуляции. В самом деле, состояние невозможно представить как простое психическое явление — оно имеет многокомпонентный состав. В нем могут быть обнаружены различные феномены, для каждого из которых характерны свои закономерности, относящиеся к различным сферам и уровням психики.

Можно считать весьма распространенной точку зрения, что психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слезы, радость — сопровождаться печалью, а гневу — сопутствовать радость. Для обозначения двойственности переживаний существует специальный термин, предложенный Э. Блейером — «амбивалентность чувств». Он интерпретируется как внутренне противоречивые эмоциональные состояния и переживания, связанные с двойственным отношением к человеку или явлению. Например — принятием и отвержением, удовольствием и неудовольствием, симпатией и антипатией. В этих случаях лишь выявление ведущей, доминирующей эмоции позволяет отнести их к группе положительных или отрицательных психических состояний.

Эмоциональные характеристики психических состояний тесно связаны с таким параметром состояния, как его полярность (знак).

Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональные состояния к «приятным» или «неприятным», включающим переживание удовольствия или неудовольствия, однако так бывает не всегда. Возможность однозначно оценить полярность состояния является спорным вопросом с более чем вековой историей. Еще в конце прошлого века Т. Рибо, сопоставляя различные точки зрения на существование «средних, безразличных, свободных от всякой примеси приятного или неприятного» состояний, пришел к выводу, что, вероятно, вопрос о том, существуют ли таковые, неразрешим. Однако существование средних, нейтральных состояний не может являться препятствием к тому, чтобы использовать такую характеристику, как полярность, то есть преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций. Она необходима в теоретическом обсуждении и весьма полезна для решения практических вопросов (диагноза, прогноза, экспертизы) [29].

Весьма существенное значение для описания психического состояния имеет интенсивность переживаемых эмоций — их сила, яркость. Количественные различия эмоций в значительной мере определяют качественную специфичность психического состояния.

Таким образом, описание психического состояния не может быть полным без указания его эмоциональных характеристик, к основным можно отнести широту спектра переживаемых индивидом эмоций, доминирующую эмоцию, интенсивность эмоций, полярность — преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций.

Общий эмоциональный фон не следует представлять как некоторый статистический баланс или математический интеграл отдельных влияний разного знака эмоций и чувств. Такую картину нельзя было бы представить, даже если анализировать эмоции, исходя только из их биологического смысла. «Биологический смысл отрицательных эмоций, сопровождающих любые неудовлетворенные потребности, состоит в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих удовлетворению существующих потребностей. Удовлетворение потребности приводит к возникновению другого крайнего состояния организма — положительной эмоции» [1]. Субъективно оно сопровождается ощущениями удовлетворенности, наслаждения, радости.

Это подтверждают и результаты исследований с использованием факторного анализа. Двухфакторная структура аффективного пространства построена таким образом, что по одной ортогональной оси располагается позитивный, а по другой — негативный аффект. Многие термины, относящиеся к настроению, являются смешанными выражениями этих параметров. Так, приятное настроение определяется сочетанием высокого позитивного и низкого негативного аффекта; неприятное — сочетанием высокого негативного и низкого позитивного аффекта. Факторы позитивного и негативного аффектов выделяются при факторном анализе данных, полученных в многочисленных исследованиях по самооценке настроения.

В. Д. Небылицын считал, что своеобразие эмоционального облика человека может быть охарактеризовано локализацией точки в трех- (или более) мерном пространстве, образованном основными модальностями — качественно определенными переживаниями. Эти модальности представляют собой биполярные континуумы, в которых индивиды размещаются неравномерно: близко к полюсам немногие, а большинство — с неявно выраженной эмоциональной характеристикой. Развивая эту мысль, А. Е. Ольшанникова и Л. А. Рабинович провели исследование индивидуальной специфики эмоционального облика — устойчиво доминирующих эмоций. Они исходили из того, что индивидуальная специфика может проявляться как в острых эмоциональных условиях, так и в относительно нейтральных, то есть в условиях, где отсутствуют очевидные объективные причины, обусловливающие эмоции той или иной модальности. Эмоции в таких условиях характеризуют исходный эмоциональный фон субъекта, его устойчивые эмоциональные особенности. В сходных по объективным параметрам стрессовых ситуациях у людей возникают качественно различные эмоции. Те из них, кто и раньше обнаруживал склонность к гневу, проявляют гнев, у склонных к страху возникает страх. Авторы пришли к выводу, что значительную роль в детерминации устойчивых индивидуальных качественных особенностей эмоциональной сферы играют индивидуально-типичные отношения между эмоциями разного качества [21].

Выводы

Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека.

Таким образом, гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития. Всё это справедливо и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим состоянием ребёнка, как родителями, так и воспитателями детских садов, учителями в школе.

Психическое состояние — интегральная характеристика системы деятельностей — индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.

Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.

Типичными психическими состояниями дошкольников являются эмоциональные, состояния общения и деятельностные, незначительное место принадлежит волевым, мотивационным и интеллектуальным.

Глава 2. Организация и методы диагностического исследования и коррекции психического состояния детей дошкольного возраста

2.1 Организация исследования

Во второй главе нашего исследования нам необходимо изучить степень положительного или отрицательного психического состояния у детей дошкольного возраста, разработать программу психолого-педагогической коррекционной работы и провести занятия по этой программе с детьми, у которых выявлено отрицательное психическое состояние.

В связи с этим в эмпирической части нашего исследования нами была поставлена следующая гипотеза:

Мы предполагаем, что с помощью методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста возможно улучшение их психического состояния.

Цель нашего исследования: гармонизация психических состояний дошкольников с использованием методов психолого-педагогической коррекции.

В соответствии с гипотезой исследования, нами были сформулированы следующие задачи:

1.      Выбрать базу исследования в соответствии с целью и гипотезой исследования.

2.      Подобрать методы психологического исследования и диагностические методики для проведения исследования.

3.      Проективным методом и методом наблюдения определить психическое состояние детей дошкольного возраста.

.        Обработать и проанализировать результаты, полученные с помощью психодиагностических методов.

5.      На основании анализа результатов проведенного исследования разработать программу коррекции отрицательного психического состояния для детей дошкольного возраста.

6.      По завершению проведенной психолого-педагогической коррекционной работы с детьми, с целью оценки ее эффективности, провести диагностическое исследование по психическому состоянию.

7.      Провести сравнительный анализ результатов исследования до и после проведения коррекционной работы с детьми.

.        На основании полученных результатов подтвердить или опровергнуть гипотезу нашего исследования

В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа нашего исследования, состоящая из следующих этапов:

I этап: изучить степень положительного или отрицательного психического состояния у детей дошкольного возраста.

Использовались следующие методы и методики исследования:

·        Методика «Паровозики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева);

·        Методика «Часики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева);

·        Методика «Кинотеатр» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

II этап: провести коррекционную работу с использованием методов психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного возраста с целью гармонизации психического состояний детей.

III этап: проверить эффективность коррекционной программы, сравнив анализы результатов диагностического исследования до и после проведения коррекционной работы, с помощью метода математической обработки данных Т-критерия Вилкоксона.

Состав и характеристика испытуемых: для проведения данного исследования и коррекционной работы нами были выбраны дети дошкольного возраста старшей и подготовительной группы, посещающие Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 325.

Возраст испытуемых: 5,5 — 7 лет

Количество испытуемых: 30 человек, из них 17 девочек, 13 мальчиков.

2.2 Методы и методики исследования

психическое состояние дошкольный коррекция

Для исследования психического состояния детей были выбраны проективные методики: «Паровозики», «Часики», «Кинотеатр».

Методика «Паровозики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

Методика направлена на определение степени положительного или отрицательного психического состояния. Применяется индивидуально с детьми (с 2,5 лет) [19].

Подготовка исследования: подготовить белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).

На белом фоне разместить беспорядочно вагончики.

Инструкция: «Рассмотрим все вагончики. Надо построить поезд, на необычный. Первым надо поставить вагончик, который тебе кажется красивым (тот, который тебе нравится больше других).

Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удержал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно рукой обводятся все вагончики. Результаты заносятся в таблицу (Приложение 1).

Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:

Баллы

Позиция цвета

1

2

3

4

5

6

1

фиолетовый

черный, серый, коричневый

красный, желтый, зеленый

2

фиолетовый

черный, серый, коричневый

красный, желтый, зеленый

синий

3

черный, серый, коричневый

синий

красный, желтый, зеленый

Полученные баллы сложить и сравнить с ключом (Приложение 1)

Методика «Часики»

Представлена в двух вариантах: для детей с 2,5 — 4,5 лет — вариант А, для более старших — вариант Б [6].

Подготовка: подготовить цветовое поле с использование следующих цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, коричневого, черного. А также две пиктограммы с изображением печального и веселого лица для варианта А, и 12 пиктограмм: страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость/лукавство, обида, стресс, недоверие — для варианта Б (Приложение 2).

Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.

Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».

Методика «Кинотеатр»

Цель: изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей с 4-х лет [6].

Методика представлена в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также употребляется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста.

Подготовка: изготовить мини-кинотеатр. На белом фоне, в «креслах», обозначены пиктограммы, изображающие выражение лиц определенного эмоционального состояния, всего 12: 1-страх, 2-удивление, 3-спокойствие, 4-злость, 5-печаль, 6-агрессивность, 7-радость, 8-мечтание, 9-веселость,10- обида, 11-стресс, 12-недоверие. Подготовить по 18 картинок с изображением ситуаций (Приложение 4):

.        Общение с родителями (мамой, папой, дедушкой, бабушкой),

.        Деятельность: музицирование, продуктивные виды (рисование, лепка), игра (в одиночестве, со сверстниками), чтение, отношение к школе, труд (кормление животных, помощь родителям), занятие спортом (в одиночестве, с другом, в коллективе).

Инструкция: «Представь, что ты мальчик (девочка), изображенный на рисунке, какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»

Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма. Данные заносятся в таблицу (Приложение 5).

Карточек может быть меньше: с учетом возрастных особенностей, количества членов семьи, занятий ребенка, например, «музицирование» может не войти в набор стимульного материала.

Количественный анализ. За пиктограммами № 1,4,5,6,10,12 начисляют по (-1) баллу; за № 2,7,8,9 — по +1 баллу; за №3 — 0 баллов. По окончании подсчитывается сумма отрицательных выборов, которая делится на количество и умножается на 100%

±ПС = ×100%

Результат сравнивается с ключом методики

Меньше 10% — ППС (положительное психическое состояние)

— 30% — НПС низкой степени (негативное психическое состояние)

-51% — НПС средней степени

Больше 52% — НПС высокой степени

Также можно определить и степень выраженности определенного негативного состояния по таблице (Приложение 5).

Важен также и качественный анализ: отношение ребенка, его мотивационный аспект к себе, окружению, природе, деятельности; нравственный аспект — выявление собственно проблемы ребенка.

2.3 Организация коррекционно-развивающей программы психического состояния детей дошкольного возраста

Коррекционно-развивающая программа разработана на основе программы «В мире друзей» (Котовой Е.В.), направленная на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: коррекция негативного психического состояния детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

·        осознание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

·        осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

·        развитие навыков совместной деятельности, общения.

·        обучение детей позитивным моделям выражения эмоциональных состояний, чувств.

·        — осознание детьми собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

·        — развитие положительного самочувствия детей.

·        — создание чувства принадлежности к группе,

·        — умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.

Методы психокоррекции:

арт-тарпия;

игровая терапия;

техники саморегуляции.

Психолог, реализуя программу, обеспечивает во взаимодействии с детьми безоценочность, безусловное принятие, безопасность, поддержку.

При работе:

·        позитивно подкрепляются все ответы детей.

·        Создается атмосфера взаимного доверия.

·        Обеспечивается независимость в выборе и принятии решений.

·        Оказывается положительная поддержка личности ребенка.

При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей. Принимается и выслушивается все, что говорится детьми.

Программа рассчитана на детей 5 — 7 лет и включает в себя 14 занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе — 10 — 15 человек.

Структура занятий. Каждое занятие состоит из трех частей: приветствие, основная и заключительная.

Приветствие

Цели:

1. Создание положительного настроя в группе.

. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.

. Тактильное соприкосновение друг с другом.

4.      Развитие положительной самооценки.

Основная часть

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию психического состояния ребенка.

Заключение
 Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Прощание детей носит ритуальный характер.

Содержание программы прилагается (Приложение 6)

Глава III. Описание результатов

3.1 Результаты исследования психического состояния детей дошкольного возраста

Рассмотрим результаты исследования, проведенного по методике «Паровозик». Методика направлена на изучение психического состояния детей дошкольного возраста. Методика предусматривает выявление следующие уровни психических состояний: позитивное, негативное низкой степени, средней степени, высокой. В результате нашего исследования мы получили, что у 13 (43%) детей из 30 человек негативное психическое состояние, из них у 2 (7%) -негативное состояние высокой степени, 6 (20%)-показали среднюю степень негативного состояния, 5(17%) — детей имеют низкую степень негативного состояния. У 17 (57%) детей из 30 позитивное психическое состояние (Рис. 1).

Рис. 1. Результаты по методике «Паровозик»

По второй методике «Часики» исследование показало следующие результаты: 3 (10%) детей из 30 выбрали пиктограмму спокойствие, соотнесли их с, голубым, желтым, зеленым цветами; пиктограмму удивление выбрали 3 (10%) детей и соотнесли их с цветами: красный, оранжевый, желтый; 3 (10%) детей выбрали пиктограмму мечтание, при этом выбрали цвета: желтый, оранжевый; 7 (23%) детей выбрали пиктограмму радость, и соотнесли их с цветами: красный, оранжевый, синий, голубой, желтый; 5(17%) детей выбрали пиктограмму страх вместе с цветами — красный, черный, серый, коричневый; 4 (13%) ребенка выбрали пиктограмму злость — соотнесли с цветами красный, черный, коричневый; 2 (7%) ребенка совместно с цветными карточками (черный, серый) выбрали пиктограмму печаль; 3 (10%) ребенка выбрали пиктограмму обида и соотнесли их с цветами: синий, коричневый, черный. Таким образом, по данной методике было выявлено 14 (47%) детей, которые выбрали пиктограммы с негативными эмоциональными состояниями (Рис. 2).

Рис. 2 Результаты по методике «Часики»

По методики «Кинотеатр» мы получили следующие данные: 16 (53%) детей из 30 выбрали карточки с положительным эмоциональным состоянием: спокойствие, радость, удивление, умиление. 14 (47%) детей выбрали карточки с отрицательными эмоциями: страх, злость, обида, недоверие, печаль. Из них 6 (20%) детей показали низкую степень негативного психического состояния, 5 (17%) детей — среднюю степень негативного психического состояния, а 3 (10%) ребенка — высокую степень негативного психического состояния (Рис. 3).

Рис. 3. Результаты по методике «Кинотеатр»

Таким образом, результаты диагностического обследования по методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр» показали, что у 47% детей (14 человек) преобладает негативное психическое состояния (Приложение 7).

С данной группой детей была организована коррекционно-развивающая работа.

3.2 Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

После проведения диагностического исследования и анализа результатов по всем трем методикам, нами была сформирована коррекционная группа, в которую вошли дети, имеющие негативное психическое состояние, количество детей составило 14 человек.

Коррекционно-развивающая работа велась в течение нескольких месяцев, с декабря по февраль.

В процессе проведения занятий, можно было наблюдать на первых занятиях закрытость, замкнутость, безынициативность со стороны детей, частое проявление негативных эмоций, отсутствие сплоченности в группе. На последующих занятиях дети все более раскрывались, налаживались контакты с членами группы, появлялся интерес и активность при выполнении упражнений и в участии в играх. Наибольший интерес у детей вызывали разминочные игры, подвижные, рисуночные методы. На заключительном занятии наблюдалось проявление детьми желания общаться, повышенный эмоциональный фон.

По завершению коррекционно-развивающей работы с детьми мы провели выходное диагностическое исследования для анализа эффективности разработанной и использованной нами программы.

По методике «Часики» дети, выбиравшие раньше негативно окрашенные эмоции, выбрали пиктограммы удивление, веселье, мечтание. Данные представлены в процентах: 6 (42%) выбрали веселье, 4 (29%) выбрали спокойствие, 3(21%) выбрали мечтание, 1 ребенок (7%) — выбрал печаль.

По методике «Кинотеатр» были получены следующие данные: из 14 детей 9 (64%) показали позитивное психическое состояние, 5 (36%) — низкую степень негативного психического состояния (Рис. 4).

Рис.4. Результаты исследования после коррекционно-развивающей работы по методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр»

Таким образом, результаты диагностического исследования по трем методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр» показали, что у детей с преобладающим негативным состоянием до проведения с ними занятий, после коррекционно-развивающей работы психическое состояние улучшилось (Приложение 8).

Для подтверждения данного факта нами была проведена математическая обработка данных с использованием Т-критерия Вилкоксона (Приложение 9).

Результат математической обработки данных подтверждает наше предположение о том, что после проведения коррекционно-развивающей работы показатели психического состояния детей дошкольного возраста улучшились, таким образом, наша гипотеза подтверждена.

Выводы

Таким образом, по результат диагностического исследования, мы получили подтверждение поставленной нами гипотезе о том, что с помощью основных методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста возможно улучшение их психического состояния.

Изучив особенности психического состояния детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что почти половина детей дошкольного в группе испытуемых пребывают в позитивном психическом состоянии. Также диагностическое исследование показало, что меньше половины детей находятся в негативном психическом состоянии разной степени.

По результатам диагностического исследования с детьми находящимся в негативном психическом состоянии была проведена коррекционно-развивающая работа, направленная на коррекцию негативного психического состояния, развитие эмоционально-личностной сферы. В программу коррекционно-развивающей работы были включены методы игротерапии и арттерапии, а также в работе с детьми была применена техника саморегуляции.

По завершению коррекционно-развивающей работы было проведено диагностическое исследование с детьми, с которыми проводились занятия, используя те же методы исследования. Результаты диагностического исследования показали, что у детей дошкольного возраста наблюдалась положительная динамика, то есть психическое состояние детей изменилось, от негативного до позитивного.

Таким образом, в результате нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы.

Заключение

В отечественной психологии состояния начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30-х годов. В общей психологии состояния начали изучаться с монографии Н.Д. Левитова «О психических состояниях» [14]. Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.

Исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия «функциональная система» П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии «функциональная система»: состояние — это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата». Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: «Психическое состояние — это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [23].

В педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр., а у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, недостаточно методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников.

Тем не менее, вопрос изучения психических состояний детей дошкольного возраста является в настоящее время актуальным. В связи с этим нами было проведено диагностическое исследование психического состояния детей дошкольного возраста, в результате которого было выявлено, что почти половина группы исследуемых детей показали негативное психическое состояние разной степени. С данной группой детей была проведена коррекционно-развивающая работа по программе, состоящая из методов игротерапии и арт-терапии и техники саморегуляции. По завершению данной программы было проведено диагностическое исследование, в результате которого было установлено, что благодаря проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с негативным психическим состоянием, показатели их психического состояния улучшились. Изменение показателей по данному признаку было также подтверждено методом математической обработки данных Т-критерием Вилкоксона. Таким образом, для нормализации психического состояния детей дошкольного возраста, необходимо создание благоприятных условий и предметно-развивающей среды, проведение занятий и игр.

Результаты нашего исследования позволят улучшить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, оптимизировать психологический климат в детских группах; помогут в становлении личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Знание и учет особенностей психических состояний дошкольников позволит педагогам более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортное развивающее пространство в детском саду и обеспечить актуализацию адекватных психических состояний.

Список использованной литературы

1.   Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский, 3-е изд. В З0-ти тт. Т. 24. М., «Сов. энциклопедия», 1974-88.

2.      Брушлинский А. В. О категориях «непрерывное и прерывное» «качество и количество» в психологии//Категории материалистической диалектики в психологии/Под ред. Л. И. АнцыферовойМ.,1988.

3.   Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.

4.      Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний/ В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. — С. 60-64.

.        Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981 (Экспер. и прикл. психология; Вып. 10)

.        Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева, СПб. Речь, 2005. 240 с.

.        Запрожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т, М., 1986. Т. 1

8.   Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов / Е. П. Ильин. — СПб. и др.: Питер, 2001. — 454 с.

9.      Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб «Питер» 2002.

10. Иолов Т. Экстремальные ситуации и ситуативные особенности поведения личности//Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь/Ред. Б.ФЛомов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990

11.    Каширина Л. В. Основные проблемы в исследовании и оценке функциональных состояний// Проблемы инженерной психологии: Тез. VI Всесоюз. конф. по инженерной психологии«Психологические и психофизиологические характеристики операторской деятельности». Вып. 2. Л., 1984

.        Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. — Киев: Радянська школа, 1978 г.

.        Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний \\ хрестоматия «Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.

14. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека/ Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с.

15.    Леонова, А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека/ А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2007. — № 1. — С. 19-56.

.        Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.

17. Марищук В. Л. Функциональные состояния и работоспособность// Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1 /Под ред. А. А. Крылова. Л., 1974. С. 87-95.

18.    Махнач А. В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности/ /Психологический журнал, 1991. Т. 12. № 1

.        Методика диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О. Прохоров. — М.:ПЕР СЭ, 2004. — 176 с.

20. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976

21.    Ольшанникова А.Е., Рабинович Л. А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности/ /Вопросы психологии, 1974,№3.

.        Прохоров, А. О. Неравновесные психические состояния человека/ А. О. Прохоров // Мир психологии. — 1998. — № 2. — С. 35-40.

23.    Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. — 2003. — № 5. — С. 57-69.

.        Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе/ А. О. Прохоров. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 167 с.

.        Прохоров, А. О. Рефлексивный слой психического состояния/ А. О. Прохоров // Мир психологии. — 2006. — № 2. — С. 38-48.

.        Прохорова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду // Дошкольное воспитание, 1998, №4, с. 45 — 52

27.    Психические состояния человека. Основные тезисы ()

28.    Психологический словарь/ под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 440 с.

.        Рибо, Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств/ Т. Рибо; пер. с фр. — Минск: Харвест, 2002. — 783 с.

.        Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. — СПб. и др.: Питер, 2000. — 712 с.

.        Сидоренко Е. Методы математической обработки психологии. — С.-Пб.: Речь, 2006. — 350 с.

.        Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. — Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 1975 — 118 с.