Ключевые понятия музееведения

Музееведение – музеология

В конце XIX в. была опубликована статья «Музеология как наука», обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин «музеология», аналогом которому в российской традиции стало слово «музееведение». С приходом XX столетия началось постепенное конституирование музееведения в качестве научной дисциплины.

В начале XX в. за рубежом появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики.

Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после Второй мировой войны стали создаваться и в других восточноевропейских странах. Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (1919), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921–1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры (1920-е) и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Истори-ческом музее Отдел теоретического музееведения (1918–1933) был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. В начале 1930-х гг. его преемником стал Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой и музейной работы.
В 1937 г. он был реорганизован в НИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 г. институт был преобразован в НИИ музееведения.

Структура музееведения

Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний, следовательно, обладает определенной структурой. Поскольку структура науки органично связана с ее предметом, то существующие по этому вопросу разногласия обусловливают и различные представления о структуре. Обычно в музееведении выделяют следующие исторические, теоретические и прикладные элементы.

История и историографияисследуют историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях; музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также отражение всей этой проблематики в научной литературе и историю самой науки.

Теориясостоит из четырех составных элементов.

1. Общая теория музееведенияпознает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе научных дисциплин; разрабатывает научный понятийный аппарат; изучает феномен музейного предмета и музея; исследует проблемы, связанные с общественными функциями музеев, формированием музейной сети, классификацией и типологией музеев; разрабатывает научные основы всех специфических музейных видов деятельности.

10 стр., 4761 слов

Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

... с.210-211] Разнообразие форм воспитательной работы Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, ... фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня. ...

2. Теория документированияизучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание.

3. Теория тезаврирования (от греч. thsauros – сокровище; запас) – это теория научно-фондовой работы; она связана с процессом познания ценности музейных предметов и содержащейся в них информации, то есть с исследованием музейных предметов, их учетом и сохранением.

4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств и форм коммуникации на различные категории посетителей в процессе культурно-образовательной деятельности музеев.

Музейное источниковедениезанимается исследованием музейных предметов под углом зрения, характерным для источниковедческой дисциплины; разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает в себя три раздела.

1. Научная методикаохватывает все формы музейной деятельности. Существуют общие и специальные методические исследования. Общие методики относятся ко всей совокупности музеев.

2. Техника музейной работы исходит из научных методик и занимается проблемами, связанными с проектированием музейных зданий, техникой экспонирования различных типов музейных материалов, техническими средствами передачи информации, техникой исследования физического состояния музейных предметов, их консервацией и реставрацией.

3. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью связаны с вопросами менеджмента и маркетинга.

Современная теория рассматривает музееведение исходя из общих критериев, применяемых к научным дисциплинам науковедением. Всякая наука, как известно, имеет определенный объект и предмет исследования.

Объект исследованиякак совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки, может иметь сходства или даже совпадать у разных наук. Объект музееведения – это музей, музейное дело как общественное явление. Но этот объект может изучаться и в известной мере изучается такими науками, как история, в частности история культуры, искусствознание, социология и др.

В отличие от объекта предмет исследования,понимаемый как определенный круг закономерностей, всегда должен быть специфичен, и это является одним из существенных признаков самостоятельной научной дисциплины. Предмет исследования отражает профиль, сферу интереса, гносеологические задачи науки.

Если объект исследования выявляется относительно просто и известен науке уже на этапе накопления материала, то предмет науки никогда не дается в готовом виде. Он должен быть найден, сконструирован.

Вычленение предмета исследования – одна из важнейших теоретических задач науки и одновременно показатель уровня ее развития. Оно связано с методологией науки и является результатом специальных исследований.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью которых ... оценку, и вот как ее охарактеризовал Р.Арнхейм (D.Yonge, 1972): «Карта дает необходимую информацию с предельной ясностью и в тоже время радует глаз гармоничностью образа. Это ...

Применяя к музееведению науковедческие понятия и критерии и опираясь на исследования в этой области, можно дать следующее определение предмета музееведения.

Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

Ключевые понятия музееведения

Понимание смысла предложенного определения предмета музееведения во многом зависит от трактовки понятий «музейный предмет», «музей», «музейное дело». Эти понятия постоянно привлекал внимание исследователей.

Опираясь на имеющуюся историографию, раскроем ключевые понятия дисциплины.

Прежде всего речь пойдет о музейном предмете.К этому феномену музееведы обращались уже в самых ранних «музеографических» сочинениях. Ещё И.Д. Майор (XVII в.) рассматривал предметы, находящиеся в музее, как реальные, истинные, могущие сохраняться длительный период. Позднее в характеристике музейных предметов подчеркивались куриозность, раритетность, т.е. редкость.

Специализация наук в XIX в. привела к тому, что предметы, хранящиеся в музеях, всё больше рассматривались как источники разных наук, произведения искусства, древности, природные препараты. В качестве объединяющего появилось понятие «коллекционный предмет».

Музееведческая литература новейшего времени, естественно, делала попытки анализа понятия «музейный предмет», в то время как в практике интуитивно пользовались этим термином как обиходным обозначением, имея в виду просто предмет, хранящийся в музее. Его решающее значение в системе музея понималось большинством музееведов.

Дальнейшее обращение к этому вопросу углубило понимание музейного предмета, выявило новые признаки. Было отмечено, что отбор извлекаемого из реальной действительности предмета и превращение его в музейный предмет опирается на научные, эстетические и другие оценки.

В наше время музейный предмет рассматривается как подлинник, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствующий профилю музея. Подчеркивается, что это преимущественно вещественные и изобразительные носители информации, что отличает музей от других документальных институтов, создаваемых обществом, хотя письменные и акустические носители полноправно входят в состав музейных предметов.

Трактовка музейных предметов через понятия теории информации и документалистики позволяет углубить понимание их свойств. Например, при рассмотрении информативных свойств предметов заслуживают особого внимания семантические, аксиологические (т.е. ценностные) и коммуникативные (отражающие информационные связи) аспекты.

Весьма плодотворным оказалось и предпринятое уточнение, и определение понятий «аттрактивности», «экспрессивности», «репрезентативности», а также функций музейных предметов.

Поскольку предметы, созданные человеком, объективно концентрируют в себе опыт, хранят и передают информацию, они обладают функцией «исторической памяти».

Многое способен дать анализ документальных свойств музейного предмета, что, однако, затрудняется тем, что ни в документалистике, ни в источниковедении пока еще не достигнуто единства в определении самого понятия «документ».

9 стр., 4182 слов

Исследование музейной аудитории

... в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о музее, полученной ...

Степень документальной ценности музейного предмета зависит от объективных его свойств и выявляется через музееведческое и профильно-научное исследование музейного собрания. При этом очень важно определение первоначальной среды его существования. Такое же значение, какое для археологии или геологии имеют стратиграфические наблюдения, имеет исследование среды функционирования предмета в музееведении.

Музейные предметы не только первоисточники знания, но и культурно-исторические ценности. Предметно представляя первоначальную среду, они являются в то же время специфическим средством прямой коммуникации и отсюда – средством образовательного, в том числе эмоционального, эстетического воздействия, воспринимаемого главным образом зрительно.

Необходимо, таким образом, подчеркнуть, что в музейном предмете отражается особое отношение человека к действительности, которое характеризуется так называемой музейной потребностью, т.е. потребностью сохранения и общественного использования предметов, обладающих свойством отражения действительности и являющихся источниками ценной семантической и эстетической информации при представляющих этическую ценность.

Накопленные наукой представления о свойствах и характеристиках музейного предмета позволяют дать его определение.

Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью национального достояния.

Ценность музейного предмета выявляется и фиксируется в процессе музееведческого и профильно-научного исследования.

Музейный предмет выступает как основа всей деятельности музея, реализующей его социальные функции.

Существенное значение имеют понятия «музей», «музейное дело».Как известно, различные формы социальных институтов предопределяются конкретными историческими условиями. Закономерности развития музеев, их социальных функций, внутренней структуры, связей с наукой, культурой, образованием, воспитанием, с пропагандой требуют специального научного анализа.

Музееведение на всех стадиях развития пыталось осмыслить феномен музея, его место в обществе.

В итоге сложилось много различных определений музея. Когда эти различия являются следствием того, что музей описывается в системе понятий разных наук – социологии, семиотики, теории информации и т.д., такое многообразие объяснимо и, более того, неизбежно, оно углубляет наши представления о музее. Менее оправданы расхождения в определении сущностных признаков музея, создающие теоретическую неясность и противоречивость в трактовке кардинальных вопросов музейного дела.

Древнейшие цивилизации, прежде всего восточные, а затем и античность, знают достаточно развитые коллекции музейного типа: древнеегипетские «дома жизни», коллекции Ура (государство шумеров), античные музейоны.

В средние века собрания предметов особенно активно использовались церковью в виде реликвий для доказательства «истинности» религиозных мифов, при этом практиковалась массовая фабрикация фальшивок «святых реликвий», позднее разоблаченных и высмеянных гуманистами, например Эразмом Роттердамским.

Появились и прамузейные коллекции в монастырях, замках, храмах. В их составе имелись и произведения искусств, исторические, естественно-научные ценности.

4 стр., 1793 слов

Педагогика как наука, объект, предмет, функции

... функции педагогики как науки. Задачи: . Раскрыть педагогику как науку, понятие "объект" педагогики. . Охарактеризовать предмет и функции педагогики. Объект работы - педагогика. Предмет работы - объект, предмет и функции педагогики. Методы исследования: анализ ...

С эпохи Возрождения музейные собрания все больше рассматривались и как первоисточники науки, предметные исторические доказательства, используемые для образования и удовлетворения любознательности, эстетических потребностей: кунсткамеры, натуралиенкамеры, мюнцкабинеты, музеумы.

В более позднее время появилось понимание значения музейных собраний для предметной фиксации общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению, а музея – как хранителя этого опыта, учреждения, сокращающего путь и расширяющего границы познания.

Итак, музей является специализированным институтом, удовлетворяющим общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей.

Сущностный признак музея – собрание музейных предметов, создаваемое на научной основе и подлежащее учету, хранению, консервации, исследованию на базе научных методов музееведения и профильных наук и используемое в научных и образовательно-воспитательных целях.

Распространение музеями информации рассматривается как особый вид коммуникаций. Наиболее специфическая ее форма — демонстрационно-предметная коммуникация в виде экспозиций и выставок.

В обобщенной форме современное понимание музея может быть сведено в следующее определение.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

Функционирование музеев в конкретных исторических условиях определяет существование особой сферы общественной деятельности – музейного дела,составными элементами которого являются: практическая деятельность музеев и охрана памятников, музейная сеть, музейная политика и законодательство, система подготовки и повышения квалификации кадров, профильные научные, научно-методические и учебные центры, специализированная периодика, наконец, специальная научная дисциплина – музееведение.

Современная проблематика музееведения отражает достигнутый уровень разработки основных аспектов музейного предмета, музея, музейного дела, и для ее характеристики можно выделить следующие направления.

А. Проблемы, относящиеся к музейным предметам как источникам информации, документальным культурно-историческим ценностям

Музееведение исследует характер того особого отношения человека к действительности, выражением которого является осознание музейной ценности предметов объективного мира;

— осуществляет специфические исследования природы и общества, направленные на выбор явлений и процессов, документируемых музеем, на выявление и отбор предметов музейного значения, входящих в круг профильных интересов музеев и являющихся культурно-историческими ценностями;

— изучает музейные предметы с целью выявления всего комплекса семантических и других свойств, представляющих интерес для различных областей знаний;

— исследует музейные предметы для раскрытия информации, научного определения и классификации как потенциальных первоисточников и музейных средств;

4 стр., 1975 слов

Тема1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

... к зачёту по дисциплине 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. 2. Методы исследований в педагогической психологии. 3. Образование в ... психологии. Основные проблемы педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Сущность понятий «методология», «метод», «методика». Основные методологические принципы исследования. Раздел2. Психология обучения Понятия « ...

— исследует музейные предметы для определения режимов хранения, методов консервации и реставрации;

— исследует коммуникативные (в том числе и экспрессивные) возможности музейных предметов при использовании их в образовательной и воспитательной деятельности музеев, и, прежде всего в экспозициях и выставках.

Таким образом, изучая памятники-подлинники, представляющие интерес в качестве первоисточников для многих наук, музееведение имеет вместе с тем свой угол зрения на эти объекты, рассматривает их как музейные предметы. Одновременно музееведение многими нитями связано с профильными дисциплинами, в частности историческое музееведение – со всем комплексом исторических наук, в том числе и со вспомогательными и специальными дисциплинами.

Б.Проблемы, относящиеся к музею как институту, функциональной специфике его деятельности, музейному делу

Музееведение исследует происхождение и историю музеев, их место в жизни различных общественных систем, классификацию, типологию музеев, историю музейного дела;

— исследует внутреннюю организацию музеев, взаимосвязь этой организации с развитием социальных функций музеев, развитием профильных наук;

— изучает специфику деятельности музеев, проявляющуюся:

а) в документировании явлений, процессов в природе и обществе, связанном с выявлением и первичной оценкой памятников-подлинников, относящихся к отжившим и живым, действующим системам;

б) в создании коллекций музейных предметов, их внутримузейном научном документировании и хранении;

в) в многообразных формах образовательно-воспитательной, научно-просветительной деятельности, прежде всего через экспозиционно-выставочные формы работы; с этой функцией связано также изучение проблем музейной педагогики, психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации;

— изучает закономерности развития музейного дела, проблемы его организации и управления;

— изучает музейную сеть, процесс ее формирования и развития, вопросы прогнозирования сети;

— изучает собственно музееведение как специальную дисциплину, ее сущностные характеристики и место в системе наук.

Метод музееведения

Существенным признаком научной дисциплины является также метод, под которым понимается способ познания, система приемов, применяемых в процессе исследования определенных сторон объективного мира.

Каждая научная дисциплина, исходя из объекта и предмета исследования, формирует свой метод. На современном этапе происходит быстрое взаимопроникновение методов разных наук, что создает известную трудность для их разграничения. Высказывается даже мнение, что ни в одной науке нет каких-либо неповторимых методов. Переплетение методов становится уже таким, что размывается непроходимая грань между науками о природе и об обществе. В качестве примера сошлемся на археологию, которая всё шире применяет методы, свойственные не только истории, источниковедению, но и физике, химии, ботанике. Таковы методы датировки археологического материала по степени распада радиоактивного углерода, дендрохронологический метод, применение рентгенографии, спектрального, химического анализов.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая ... и др.). •Эмпирические методы психолого-педагогическогоисследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методовпсихолого-педагогическогоисследования. •Теоретические ...

При рассмотрении метода какой-либо научной дисциплины неправомерно делать вывод о его неспецифичности только на том основании, что отдельно взятые частные методы применяются этой и другими науками. Метод научной дисциплины не равен единичному приему и даже не равен арифметической сумме применяемых методов и приемов, поскольку он представляет собой систему. Судить о сходстве и различии методов – это значит сравнивать системы, а не отдельные их элементы.

В литературе проблема метода музееведения только начинает разрабатываться, поэтому естественны существенные расхождения в точках зрения. Если одни музееведы признают, что музееведение как формирующаяся дисциплина находится лишь в стадии выработки собственных методов, а это связано с осмыслением предмета науки, то другие решительно отрицают возможность существования собственного метода, полагая, что музееведение способно лишь использовать методы, заимствованные у профильных дисциплин.

Музееведение характеризуется большим разнообразием исследовательских методов, причем некоторые из них частично или полностью совпадают с методами других наук. Это вполне объяснимо, поскольку музееведение соприкасается со многими общественными и естественными дисциплинами.

Однако было бы неверно рассматривать метод музееведения как механическое соединения частных методов смежных с ним наук. Даже в том случае, когда оно использует приемы исторических дисциплин, искусствознания, естественных наук, эти частные методы приобретают некоторые специфические черты в соответствии с особенностями объекта и предмета исследования самого музееведения. В этом проявляется не разрывная связь между предметом и методом научной дисциплины.

Для исторического музееведения особое значение имеют методы исторической науки в целом и ее специальных и вспомогательных дисциплин – археологии, этнографии, палеографии, археографии, нумизматике, сфрагистике и пр., а также методы искусствознания.

Вместе с тем предмет музееведения диктует необходимость исключения методов других наук. Поэтому метод музееведения как система не свойствен ни одной другой общественной дисциплине.

Для метода музееведения характерно:

1. Применение разнообразных методов общественных и естественных наук в процессе исследования музейных предметов, осуществления музейной коммуникации. Широко используются методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, литературоведение. При подготовке экспозиций, выставок, изучении музейного посетителя в различных формах образовательно-воспитательной деятельности применяются методы педагогики, психологии; методы естественных наук находят применение также в процессе реставрации и консервации музейных предметов – рентгенография, спектрография и др.

2. Применение методов полевого исследования, имеющих место в ряде естественных и общественных наук. Причем нередко музеевед использует методы полевого исследования и в тех случаях, когда близкая по профилю (например, историческая) наука ограничивается изучением уже отложившегося источникового материала. Этот метод применяется при изучении живых, действующих систем.

13 стр., 6097 слов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ПРЕДМЕТ КАК НАУКИ

... социальных наук. Методологически это дает основания для исследований специфики и структурирования теории социальной работы. Причем следует отметить, что место социальной работы в системе наук определяется ее предметом, теми ...

3. Применение методов непосредственного наблюдения жизни общества.

4. Исследования в области экспозиции, ее восприятия, работы по консервации, реставрации музейных предметов требуют применения экспериментальных методов.

Все эти научные методы трансформируются в музееведении согласно особенностям предмета исследования.

Система отмеченных способов исследования в целом и составляет метод музееведения, отличающий его от других научных дисциплин и вместе с тем фиксирующий его связь с множеством смежных наук.

Дальнейшее развитие музееведения, формирование его теории, несомненно, поведет к обогащению методов исследования, их уточнению и спецификации в соответствии с предметом науки, ее задачами, музейной практикой. Это, в свою очередь, скажется на дальнейшей теоретической разработке вопроса о методах формирующейся дисциплины, повлечет углубление нашего понимания этой проблемы.

Язык науки. Развитие научной дисциплины связано с формированием языка науки – системы понятий, терминов, которыми наука оперирует, и в которых концентрируются достигнутые результаты познания объекта. Одновременно этот понятийный аппарат является составной частью метода исследования, поэтому его разработка представляет собой одну из важнейших задач науки. Прежде всего, вызывает серьезные затруднения отсутствие единой научной терминологии, наличие которое – свидетельство определенного уровня теоретической мысли. Понятие более гибко, чем термин, поэтому развивающаяся наука сначала уточняет понятия и лишь затем меняет терминологию. В течение какого-то времени наука вынуждена пользоваться старыми терминами. Этим объясняются наблюдающиеся во многих науках неясности, расхождения между современным определением понятий и действующей, исторически сложившейся терминологией.

История музейного дела.История музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. Этот элемент музееведения соприкасается с историей науки, культуры в целом, с историей отдельных дисциплин, представленных в музеях. Соответственно применительно к историческому музею это история и весь комплекс специальных и вспомогательных дисциплин, а также особые разделы науки: история культуры, военная история. Все это создает базу для подлинно научного подхода к решению теоретических и прикладных вопросов.

Историография музееведения как часть истории музейного дела исследует историю самой науки, отраженную в музееведческой литературе и других источниках. Объектом историографического исследования является также история учреждений, разрабатывавших музееведческую проблематику. К ним относятся сами музеи и специализированные институты, теоретические и научно-методические центры, кафедры, научные общества. Историография не только выявляет проблематику науки во взаимосвязи с различными социально-экономическими факторами, но и прогнозирует тенденции дальнейшего развития дисциплины.

Теория музейного дела.Теория музейного дела включает четыре составных элемента: 1) общую теорию музееведения как научной дисциплины; 2) теорию документирования; 3) теорию научно-фондовой работы (тезаврирования); 4) теорию музейной коммуникации.

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; ... тонких инструментов усиливать мотивационную составляющую воздействия рекламы. На основании исследований о воздействии определенных ароматов на состояние человека ученые ...

Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод и структуру науки, ее место в системе научных дисциплин; решает вопросы взаимодействия с различными науками; разрабатывает научный аппарат и язык науки; выявляет природу музейного отношения к действительности («музейной потребности»), феномен музейного предмета; разрабатывает проблемы, связанные с общественными функциями музеев, местом музеев в системе других документальных институтов, типологией, классификацией музеев, с закономерностями формирования и функционирования музейной сети; разрабатывает научные основы всех специфически музейных видов деятельности; определяет характер фундаментальных и прикладных исследований в области музееведения.

Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Таким образом проявляется документационный подход к реальности. Объекты – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Теория научно-фондовой работы (тезаврирования) связана со второй ступенью познания музейности, с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации, а также материальной сущности носителей информации. Она рассматривает фонд музейных предметов как документальную систему, особую модель реального мира. Музейные коллекции, составляющие собрание, представляют собой уже новое качество в сравнении с единичными предметами. В процессе научно-фондовой работы – в ходе классификации и систематизации, интерпретации музейных предметов – углубляется понимание их документально-информационного значения.

Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявление новой информации, содержащейся в самих предметах и в материалах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождается накоплением соответствующих научно-охранных материалов (документации второго порядка).

Наконец, тезаврирование включает исследования, связанные с задачами охраны музейных предметов как национально-культурно-исторического достояния, составной части государственного музейного фонда.

Теория музейной коммуникации исследует музей как один из коммуникационных институтов, причем таких, которые не только концентрируют, обобщают и распространяют информацию, но и самостоятельно продуцируют ее на базе специальной научной деятельности, определяемой как музееведческое исследование; изучает особенности коммуникации, в основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи информации, реализуемой в основном путем непосредственного контакта реципиента с музейными предметами. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, отнюдь не сводимая только к демонстрации музейных предметов, хотя последняя является одним из сущностных признаков для большинства типов музеев.

В исследовательской проблематике данного раздела центральное место занимает тот особый вид наглядной музейной коммуникации, который находит выражение в экспозиционно-выставочной деятельности.

Рассматриваются также и другие стороны осуществления этой коммуникации, связанные с особой экскурсионно-лекционной формой вербального распространения информации, опирающейся на предметные средства.

Проблематика, относящаяся к различным формам этой коммуникации, — одно из важнейших направлений музееведческих исследований.

Сюда же примыкают исследования, относящиеся к созданию архитектурно-художественной среды – также органичной составной части демонстрационной коммуникации.

Как известно, коммуникация в музее происходит и путем распространения информации с помощью литературной продукции (научные исследования, публикации музейных материалов – изобразительных, текстовых и др.), с помощью аудиовизуальных средств и через средства массовой коммуникации, а также посредством предоставления подготовленных для использования источников представителям науки, искусства, промышленности.

Наконец, исследование в этой области включает вопросы воздействия всех музейных средств и форм коммуникации на различные категории населения в процессе образовательно-воспитательной деятельности музея.

Музейное источниковедение.Музейное источниковедение в качестве главного объекта исследования имеет музейные предметы, и здесь оно стыкуется с теорией и методикой изучения этих предметов, хотя и рассматривает их под углом зрения, характерным для источниковедческой дисциплины; с другой стороны, оно направлено на источники, относящиеся к познанию истории музейного дела, включая и материалы по историографии.

По объекту и целям, а частично и по методам исследования, музейное источниковедение отличается от общего источниковедения профильных наук.

Изучая все типы источников музейных собраний, оно имеет задачи создания целостного представления о музейных предметах как историко-культурных ценностях. Для него специфично исследование не только семантической информации музейных предметов, но и других свойств, позволяющих использовать эти предметы в демонстрационной коммуникации, например аттрактивности, экспрессивности.

Вместе с тем для музейного источниковедения свойственно взаимопроникновение с профильными источниковедениями. Это основывается на значительном совпадении объектов исследования и сказывается на методах, характере проблематики.

Историческое музейное источниковедение и источниковедение исторических дисциплин близки между собою, они пересекаются во многих своих задачах, объектах, методах исследования. Однако музейное источниковедение направлено в первую очередь на вещественные и изобразительные типы источников, составляющие значительную часть музейных предметов. Причем это относится не только к археологическим и этнографическим материалам, но и ко всему комплексу предметов разных эпох, включая и современность.

Эти дисциплины существенно различаются и по постановке конечных задач.

Прикладное музееведение.Прикладное музееведение начинает свое существование вместе с практикой музейного дела, отражая его потребность в выработке различных приемов, в решении технических задач практической деятельности. По мере роста музейной сети происходит отбор и использование рационального опыта.

В процессе формирования научной дисциплины прикладное музееведение развивается раньше, чем другие структурные элементы науки. Оно уже достаточно ощутимо на стадии накопления и описания материала, само по себе, однако, не являясь наукой.

Прикладное музееведение включает три раздела: 1) научную методику; 2) технику; 3) организацию и управление.

Научная методика – основной стержень прикладного музееведения. Она оформляется в самостоятельный раздел на относительно поздней стадии, поскольку неразрывно связана с теорией. Но разрозненные элементы методики появились вместе с возникновением музеев.

Методикой охватываются все формы деятельности музеев. Различаются общие и специальные методические исследования. Общие методики имеют отношение ко всей совокупности музеев. Таковы, например, методические принципы экспозиции как особой формы демонстрационной коммуникации, принципы экскурсионной работы (опираются на психолого-педагогические основы восприятия и учет особенностей музейного предмета), хранения музейных предметов и др.

Специальные методические исследования исходят из общей научной методики, но ориентированы на конкретные профили и типы музеев. Они базируются на музееведении и профильных дисциплинах. Например, методика построения экспозиции музеев исторического профиля существенно отличается от аналогичной методики художественных или естественно-научных музеев. В первом случае наряду с музееведением существует органическая связь с исторической наукой, специальными и вспомогательными историческими дисциплинами; во втором – с искусствознанием; в третьем – с соответствующими профилю музея естественными науками – геологией, зоологией и т.п.

Среди специальных методик необходимо также различать те, которые отражают особенности различных музеев внутри профильной исторической группы – археологических, этнографических, военно-исторических и т.п.

С другой стороны, и в пределах одного и того же профиля (к примеру, исторического) методики имеют большие различия, диктуемые типом музея: массового (научного, научно-просветительного), учебного, исследовательского.

В группе специальных методик возможно существование общих и частных. Общие трактуют вопросы работы музея в целом; частные – отдельные виды деятельности – комплектование фондов, экспозиции, учета, хранения, образовательно-воспитательной работы и даже особенности работы по различным хронологическим периодам.

В области комплектования фондов научно-методические исследования направлены в первую очередь на разработку системы методов музееведческого исследования действительности, принципов выявления и отбора предметов музейного значения. Особое место занимают разработки методики подготовки и проведения научных экспедиций. Наличие таких методик в некоторых профильных дисциплинах (например, научные методики археологических и этнографических полевых исследований) не освобождают от необходимости разработки специальных методик по проведению музейных экспедиционных исследований, тем более что среди них ведущее место принадлежит экспедициям по новейшим периодам истории, современности.

Методика научно-фондовой работы изучает комплекс проблем, относящихся, с одной стороны, к учету фондов, их научному документированию, с другой – к научной организации фондов, методики их исследования.

Методика учета и научной документации определяет характер и этапы работы по юридической и научной охране материалов музейного фонда – их регистрации и научной инвентаризации, вырабатывает систему фондовых документов и наиболее рациональные их формы, в которых отражаются все процессы: отбор предметов музейного значения из реальной действительности, их превращения в музейные предметы, охрана и изучение. Разрабатывается методика каталогизации и создания систем музейных каталогов. В последние годы постоянно возрастает значение методических разработок по созданию автоматизированных информационных систем.

Методика научной организации и изучения фондов исследует проблематику, связанную с составом и структурой фондов, атрибуцией музейных предметов, их классификацией, систематизацией и интерпретированием.

Методика научно-фондовой работы включает в себя и вопросы рационального размещения коллекций в фонде, методы транспортировки и т.п.

Особая обширная область методики – разработка проблем консервации и реставрации музейных предметов. Эта проблематика настолько значима и специфична, что она, как правило, является предметом внимания специальных научных учреждений, входящих в структуру музейного дела.

Существенный раздел методических исследований – проблемы образовательно-воспитательной работы музеев. Успехи в этой части нашли выражение, в частности, в музейной педагогике, специальные разделы которой занимаются исследованием форм и методов работы с музейной аудиторией, определением места музеев, из возможностей в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования.

Если состояние методики во многом обусловлено развитием теории музееведения и профильных дисциплин, то техника в музеях связана прежде всего с методикой, общенаучным и техническим уровнем эпохи. Длительное время музейная техника оставалась относительно консервативной. Даже промышленная революция XVIII-XIX вв. не оказала на нее решительного влияния, и в этом в большей мере сказалось отставание научной методики, общий низкий уровень музееведения.

Однако научно-техническая революция XX века, быстрое развитие всех разделов музееведения вызывают необходимость кардинальных перестроек в музейном деле – массированного вторжения технических средств.

К технике относятся вопросы изучения проектирования музейных зданий, музейного оборудования, техники экспонирования различных типов музейных материалов, технических средств передачи информации, транспортных средств, техники исследования физического состояния музейных предметов, их реставрации, консервации.

Все это является объектом специального раздела прикладного музееведения, призванного определить возможности, способы и границы применения технических средств исходя из общей теории и методики. Исключительная актуальность этих задач не подлежит сомнению: способность музеев идти на встречу новым требованиям общества зависит не только от уровня теории и научной методики, но и от техники. Поэтому все в большем объеме ведутся разработки по нормативным требованиям к архитектуре музейных зданий, их техническому оснащению, функциональному распределению площадей, принципам и методам приспособления зданий для нужд современных музеев музейному оборудованию, транспортным средствам.

Другой круг вопросов – это разработки по применению технических средств, прежде всего аудиовизуальных, расширяющих возможности демонстрации музейных предметов. Таковы, например, голография, интегральная фотография, видео- и звукотехника, а также аппаратура, позволяющая усовершенствовать службу справочной информации.

Наконец, следует упомянуть и разработки по новым техническим материалам, используемым при создании экспозиций выставок.

Огромные перспективы сулит применение электронно-вычислительной техники, прежде всего в научно-фондовой работе и информационном обслуживании, что в свою очередь выдвигает новую проблематику музееведческих исследований.

Организация и управление – раздел прикладного музееведения, вызванный к жизни постоянным усложнением музейного дела и решаемых им общественных задач.

Прикладные разработки в этой области направлены на выявление наиболее рациональной внутренней структуры музеев разных профилей и типов и призваны установить обоснованную и эффективную организацию музейной сети в целом: профилировку музеев, соотношение музеев разных типов с учетом потребностей охраны памятников, нужд науки, культуры, пропаганды, образования и воспитания; прогнозировать развитие музейной сети и отдельных музеев с учетом демографических изменений, социально-экономических и научных требований.

Естественно, что все эти разработки опираются на достижения соответствующих разделов теории музееведения.

Постоянно возрастает потребность в разработках, направленных на совершенствовании управления музейным делом. Это относится к внутренней структуре и составу органов управления – сбору, обработке и обобщению информации о деятельности отрасли как основе для принятия решений управляющих органов, к разработке общих нормативных документов, регламентирующих функционирование музеев и всего музейного дела, и др.

Такова общая структура современного музееведения. Степень разработанности ее составных элементов различна.

Музееведение в системе наук.В соответствии с пониманием предмета, метода и структуры музееведения можно определить место, которое оно занимает в системе наук, что фактически означает выявление взаимосвязей, соотношения с другими науками и предметами их исследования.

Определяя место музееведения, надо исходить из науковедческой классификации наук. История науки свидетельствует о разных тенденциях в развитии наук: интеграции и дифференциации знаний, обособлении одних его отраслей от других.

Современный этап характеризуется одновременным проявлением обеих тенденций. Это влечет за собой выделение отраслей и направлений в самостоятельные дисциплины, возникновение новых наук на стыках ранее существовавших, появление наук, следующих совершенно неизвестные ранее закономерности, и наконец, усиление связей наук, их взаимопонимание.

Определяя музееведение в системе наук, мы неизбежно сталкиваемся с трудностями уже при попытке найти его положение по генеральному делению наук на естественные, технические и общественные. Это объясняется тем, что одним из элементов предмета исследования музееведения являются закономерности, связанные с такими объектами, которые относятся к развитию и природы и общества.

Такое положение не является чем-то исключительным. В современной системе наук целый ряд дисциплин находится на грани естественных и общественных. Это относится к истории естествознания, техники, к кибернетике, географии. То же можно сказать об этнической антропологии, этноботанике, психологии и др. однозначное определение таких наук затруднительно, ибо сама основа у них является двузначной и даже многозначной.

К разряду интердисциплинарных наук по многозначности предмета следует отнести и музееведение, оно также обладает всеми указанными признаками. Однако если мы обратимся к сформулированному выше предмету исследования, то можно констатировать, что основным его элементом являются закономерности, относящиеся к процессам познания и передаче знаний посредством музейных предметов, к общественному функционированию музея, что несомненно должно квалифицироваться как гносеологическая задача, характерная для общественных дисциплин. Это дает нам основание относить музееведение к числу общественных наук.

В этой области музееведение может давать как фундаментальные, так и прикладные исследования.

Поскольку музееведение обладает чертами смежной стыковой дисциплины, важно определить характер его связи с другими науками. В настоящее время признано, что эти связи носят характер интеграции, т.е. такого взаимопроникновения, при котором соединение элементов различных дисциплин и специфически музееведческих элементов создает новое качество. В процессе взаимодействия музееведение заимствует преобразованном виде методы, элементы языка соответствующих дисциплин в целях приложения их к решению задач своего предмета исследования. В музееведении взаимодействуют, прежде всего, профильные дисциплины, имеющие совпадающий с ним объект исследования, а также педагогика, психология, теория информации, документалистика и др. Большое значение имеют источниковедческие аспекты всех дисциплин.

В конечном счете музееведческие исследования находятся в тесном взаимодействии с теоретическими основами всех интегрируемых в них дисциплин. Соотношение и удельный вес этих дисциплин в системе музееведения различен и видоизменяется в зависимости от характера конкретного специального музееведения. Так, в историческом музееведении интегрируются, прежде всего, профильные исторические науки: история и ее специальные разделы, а также специальные и вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, этнография, нумизматика, палеография и прочие, а кроме того, педагогика, психология, социология, архивоведение и др.

Единство методологической основы, значительная общность объекта и метода исследования между историческим музееведением и историческими дисциплинами создает ту базу, которая определяет общность исторического музееведения и исторических наук. Вместе с тем составные части исторического музееведения находятся, как говорилось, в интегрированном виде и направлены на решение специфических задач. Это, разумеется, не умаляет того факта, что в музее как учреждении имеет относительно самостоятельное значение работа по отдельным профильным дисциплинам, ибо понятие «работа в музее» значительно шире, чем понятие «музейная работа», т.е. специфически музейная деятельность.

Особого рассмотрения требует вопрос об отношении музееведения к таким дисциплинам, как документалистика, архивоведение, библиотековедение. Здесь характер связей, интеграция определяется тем, что в предмет исследования этих дисциплин входят закономерности документальной деятельности. Нельзя не учитывать также и генетические связи музеев с такими социальными институтами, как архив или библиотека.

Итак, объективная сложность предопределяет множественность связей музееведения с другими науками.

Дальнейшее развитие музееведения как самостоятельной дисциплины несомненно обогатит наши представления о его месте в современной системе знаний.

Основные понятия:

1. Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

2. Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

3. Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью национального достояния.

4. Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

 

Задания

 

Задание 1.

1. Отметьте правильный ответ. Кто ввел в научный оборот термин «музеология»?

а. Дж.Грессе

б. И.Неуступный

в. К.Шрайнер

 

2. Отметьте правильный ответ. Какие разделы входят в прикладное музееведение (отметьте верные)?

а. Научная методика

б. Техника музейной работы

в. Общая теория музееведения

г. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью

д. Историческое музееведение

 

3. Отметьте правильный ответ. Что означает в переводе слово «museion»?

а. Музей

б. Место, посвященное музам

в. Музыка

г. Коллекционирование

 

4. Отметьте правильный ответ. Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания –

а. Предмет музейного значения

б. Музейный предмет

в. Музейный экспонат

 

5. Отметьте правильный ответ. К свойствам музейного предмета относятся:

а. Информативность

б. экспрессивность

в. историчность

г. аттрактивность

д. репрезентативность

е. предметность.

 

Задание 2

Дайте свое определение следующих понятий

Музееведение, Объект музееведения, Предмет музееведения, Музейный предмет, Музей.