Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

Их характеристика

Теория (концепция) обучения – система взглядов на понимание сущности, содержания, методов и форм организации учебного процесса, а также особенностей деятельности педагога и учащихся.

 

Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:

Ø ассоциативно — рефлекторная теория;

Ø теория поэтапного формирования умственных действий и понятий;

Ø теория проблемно – деятельностного обучения;

Ø теория развивающего обучения;

и некоторые другие.

 

Ассоциативно — рефлекторная теория обучения

Корни этой ассоциативной теории уходят еще к теории познания Аристотеля. Основы данной теории были выработаны Джоном Локком в XVIII веке. Именно он предложил термин «ассоциация». Окончательно она оформилась в классно-урочной системе.

В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно — рефлекторной теории обучения лежат закономерности условно — рефлекторной деятельности головного мозга человека, выявленные учеными-физиологами И.М. Сеченовым и И.П.Павловым. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно — рефлекторных связей — ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе этого учения ученые — психологи разработали ассоциативно — рефлекторную теорию обучения.

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека — это процесс образования в его сознании различных ассоциаций — простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

— восприятие учебного материала;

— его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

— запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... характера социального и коммуникативного взаимодействия носителей ассоциативных полей. В результате постоянного информационного воздействия люди начинают переосмысливать некоторые значения слов, происходит ... настоящее время психолингвистические эксперименты по воздействию определенного ассоциативного поля (текста) на человека позволяют выделить определенные тематические группы, а также закономерную ...

— применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4. Основной метод обучения — упражнение.

5. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

ü формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

ü подача учебного материала в определенной последовательности;

ü демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

ü применение знаний.

 

Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые; зрительные; двигательные и др.

2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное; применять подчеркивание; использовать цвет; предлагать обратить особое внимание и т. д.

3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным.

4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: объяснение; повторение; применение полученных знаний в практической деятельности.

5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

 

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

 

В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

Согласно этой теории усвоение знаний, навыков, умений происходит путем поэтапного перехода «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1. формирование мотивационной основы действия (отношения к предстоящему действию);

2. этап ориентировочного действия — предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения (составляется схема ориентировочного действия);

3. формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций (ученик сам производит действия по образцу, схеме);

4. этап внешнеречевых действий (этап «громкой речи», содержание схемы раскрывается в речи, речь становится опорой для действия;

5. этап «внешней речи про себя» — проговаривание действия «про себя», перенос действия во внутреннюю речь (звуковая сторона речи исчезает);

6. этап умственных действий — превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его «в уме».

 

 

Теория развивающего обучения

Система Л.В.Занкова

 

Экспериментальная работа по созданию новой дидактической системы, направленной на общее развитие младших школьников, была начата под руководством Л.В.Занкова в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. В 60-70 годах был проведен широкомасштабный эксперимент, доказавший эффективность системы. Но ее внедрение в массовую школьную практику в эти годы не было осуществлено.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития - становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной ... любит кашу); закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве Период раннего детства наиболее благоприятен для форми­ ...

На рубеже 80-90 годов произошло возрождение системы.

В основе психологической концепции Л.В.Занкова лежит учение Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Ключевой является следующая идея: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Выготский Л.С. выделил две зоны развития. Зона актуального развития характеризует наличный уровень развития ребенка, т. е. То, что он может делать самостоятельно, то, что он знает и умеет на сегодняшний день. Зона ближайшего развития связана с перспективой развития ребенка. Она характеризует то, что ребенок еще не умеет делать самостоятельно, но может делать в сотрудничестве со взрослым или более развитым сверстником. Выготский Л.С. считал, что обучение только тогда эффективно, когда «забегает вперед развития и ведет развитие за собой».

 

Л.В.Занков сформировал дидактические принципы системы:

принцип обучения на высоком уровне трудности;

Обучение в зоне ближайшего развития. Важно не завышать уровень трудности, иначе обучение пойдет по пути механического запоминания.

принцип ведущей роли теоретических знаний;

Учитель ведет учащихся к раскрытию существенных связей и закономерностей, к формулированию выводов. Предпочтение самостоятельной познавательной деятельности детей.

принцип осознания школьниками процесса учения;

Осознание самим учеником процесса познания, своей собственной деятельности и своих достижений.

принцип прохождения материала быстрым темпом;

Отказ от многократного и однообразного повторения, однотипности упражнений.

Занков говорил: «Жвачка — злейший враг развития».

Повторение всегда направлено на углубленное понимание. Действуем по формуле «Повторяя, прибавляяй».

принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.

Создание условий для развития каждого ребенка. При этом каждый сравнивается только с самим собой.

 

Все эти принципы взаимосвязаны друг с другом и действуют только в комплексе, в рамках целостной системы, не отменяя классических принципов дидактики (научности, наглядности, систематичности и последовательности и др.).

Урок остается основной формой организации обучения, но он приобретает черты, отличающие его от традиционного урока. Структура урока перестает быть жесткой, стандартной, соответствующей схеме «опрос – объяснение – закрепление». Для урока становится характерной гибкость форм работы, отсутствие определенной застывшей схемы.

На первый план выходят ученики, а учитель становится как бы дирижером, т.е. организатором творческой поисковой деятельности. Ход познания должен идти не «от учителя», когда учитель объясняет материал, разъясняет все действия, а «от ученика». Предлагаются задания, дающие пищу для ума, требующие размышления, активной самостоятельной деятельности и коллективного поиска.

12 стр., 5850 слов

Система профориентационной работы во вспомогательной школе

... работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть "параллельно" работают две системы - система ... неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; -- ... работе всех участников учебно-воспитательного процесса по проблеме развития у учащихся ...

Не всегда урок надо начинать однотипно – с проверки домашнего задания. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учеников в активную умственную работу и захватывающим их эмоционально.

В системе преобладающими являются проблемные методы обучения, в первую очередь частично-поисковый.

Одной из главных «заповедей» развивающего урока является следующая: «Ничего не сообщать в готовом виде – новое знание ученики открывают самостоятельно в процессе выполнения системы упражнений».

 

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

 

Экспериментальная работа осуществлялась начиная с конца 50 – начала 60 годов ХХ века. Основные исследования были проведены в 60-80-е годы. В это время был осуществлен эксперимент. Но в 80-е годы он был запрещен.

В начале 90-х годов началась массовая апробация системы.

В основе психологической концепции лежит теория Л.С.Выготского о двух зонах развития, а также разработанная в трудах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина концепция формирования теоретического мышления и учебной деятельности младших школьников.

Развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания. Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному.

Для системы В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина характерно использование проблемных методов.

а) В.В. Давыдов в качестве основного метода обучения называет метод решения учебных задач. Его составными частями являются:

— постановка учебной задачи;

— ее совместное с учащимися решение;

— организация оценки найденного способа действия.

б) В системе развивающего обучения широко используется исследовательский метод.

Ученики открывают новое, решают проблему без руководства учителя в процессе групповой работы. Необходимость использования групповых форм обучения вызвана тем, что любое исследование, в том числе и учебное, по своей природе коллективно. Оно предполагает критическое сопоставление разных позиций, мнений, точек зрения.

 

Урок существенно отличается от урока в традиционной школе. Он не имеет жестких временных границ, поскольку его продолжительность определяется завершенностью работы над поставленной задачей. Поэтому ряд авторов предлагает считать единицей учебного процесса не урок, а учебное занятие, которое посвящено работе над одной темой.

В системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина предпочтение отдается следующим формам учебной деятельности:

1) парная работа;

2) групповая работа;

3) коллективный учебный диалог, в котором учитель является равноправным участником.

Предпочтение отдается условно-изобразительной, а не образной наглядности. Широко используются учебные модели.

Основа взаимодействия в системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина – деловое партнерство, учебное сотрудничество.

11 стр., 5361 слов

Концепции развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина ...

... Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и пегагогов-практиков - Ш. Амонашвили, С. Лысенковой, В. Шаталова. Обучение по системе Л.В. Занкова. В педагогической литературе встречаются ... Обучение трактуется как ведущая сила развития детской психики. Образование рассматривается как основа развития ребёнка. Прогресс в развитии оценивается как условие усвоения знаний. Учебная деятельность учащихся ...

В системе используется безотметочное обучение, позволяющее целенаправленно формировать у учеников самоконтроль и самооценку, учебную самостоятельность. Накапливаются не отметки за работы учеников, а содержательная информация о них и даже сами работы в виде «портфеля» ученика («портфолио»).

Для фиксации результатов самооценки используются оценочные листы, тетради «Открытий», «Моих достижений» и т.п.

 

Давыдов В.В. сформулировал ключевые идеи развивающего обучения, которые становятся особенно актуальными в условиях внедрения ФГОС НОО:

· образование, состоящее из обучения и воспитания человека, призвано прежде всего развивать его личность;

· личность человека связана с его творческими возможностями; поэтому развитие личности в системе образования требует прежде всего создания условий раскрытия и проявления творческих возможностей учащихся;

· обучение и воспитание предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса;

· учитель и воспитатель направляют и руководят собственной деятельностью учащихся, но не навязывают и не диктуют им свою волю; подлинное обучение и воспитание осуществляются путем сотрудничества взрослых с детьми и подростками;

· полноценные методы обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям и поэтому не могут быть однообразными.

 

В ФГОС НОО четко определены и соотнесены цели начального образования и его результаты. Основные направления развития младших школьников, перечень личностных и метапредметных результатов начального образования представлены в программе формирования универсальных учебных действий. Программа реализует системно-деятельностный подход, ключевой идеей которого является положение о том, что личность развивается в деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Процесс формирования УУД направлен на становление у учащихся умения учиться, т. е. освоение ими всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В соответствии с требованием ФГОС в образовательном процессе у обучающихся формируются 4 группы УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.