Определение объекта и предмета исследования

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор Могилевского института

региональных социально-политических

исследований

 

 

Н.Е. Лихачев

 

ПРОГРАММА

 

социологического исследования на тему

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Руководитель НИР

канд. филос. наук Н.Е. Лихачев

 

 

Ответственный исполнитель

канд. социол. наук С.Н. Лихачева

 

 

Могилев 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Проблема и проблемная ситуация

1.2. Определение объекта исследования

1.3. Постановка целей и задач исследования

1.4. Выдвижение гипотезы

1.5. Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация

 

 

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа

2.2. Описание выборочной совокупности

2.3. Рабочий план исследования

2.4. Инструментарий

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Проблема и проблемная ситуация.

 

Социальные трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, охватывают фактически все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, серьезно влияя на социальное положение и систему ценностей разных слоев населения. Реализация программ реформирования сопровождается социальной напряженностью, демонстрируя высокую степень зависимости от субъективного фактора, отношения социальных групп к проводимым преобразованиям. Во всех этих процессах прямо или опосредованно участвует и молодое поколение, от мировоззренческой позиции и активности которого во многом зависит социальная стабильность.

Социологические исследования проблем молодежи проводится Могилевским институтом региональных социально-политических исследований более десяти лет. Накопленный материал позволяет проводить сравнения, выявлять основные тенденции, имеющие место в молодежной среде. Экономическое, политическое, социально-психологическое состояние данной категории представляет значительный общественный интерес, так как касается многих социальных институтов и групп, может объяснять перспективы развития общества. В настоящее время отмечается сокращение численности детей и молодежи, что в будущем может оказать воздействие на состояние и количество трудовых ресурсов, и демографическую безопасность страны в целом. Особенно высок этот показатель в сельской местности: по данным Могилевского областного управления статистики на 01.01.2004 года в нашем регионе в селе проживало 6884 человека в возрасте 18-19 лет. В то же время сегодня отмечаются сложности с трудоустройством молодежи, особенно в поиске первого рабочего места, недостатки в профориентационной работе.

4 стр., 1731 слов

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (от 16 до 25, 30).

Институты семьи и родства Социальная структура Социальная структура – это внутренне устройство общество или социальной группы, упорядоченное определенными нормами социальных взаимодействий. Социальная структура общества включает: 1. социальные группы (трудовые коллективы. одноклассники, молодежь, женщины, пенсионеры и др.) 2. Социальные слои (бедные, средний класс, богатые) 3. Социальные общности ...

В социализации молодежи участвует множество агентов, различных институтов, на нее оказывают воздействие самые различные факторы. Особую значимость имеет досуг, типизирующий важный социальный опыт. Осваивая различные формы досуга, молодежь активнее всего взаимодействует с их инновационными, а не с традиционными формами.

Социализация молодежи происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Ее специфика зависит от особого сочетания сфер жизни региона, традиций общественного развития. Этим объясняется особая актуальность изучения теоретических и практических аспектов социализации молодежи, социальной диагностики ее состояния.

 

Определение объекта и предмета исследования.

 

Объект исследования – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе: работающие, безработные и учащиеся. Работающие включают такие категории, как рабочие и ИТР на предприятиях, служащие, гуманитарная интеллигенция, предприниматели, работники правоохранительных органов и др. Учащиеся включают такие категории, как студенты вузов, техникумов, колледжей, учащиеся профессионально-технических училищ.

Предмет исследования – формирование и динамика развития профессиональных, политических, экономических, социокультурных ориентаций молодежи в условиях социальных трансформаций.

3 стр., 1066 слов

Половое воспитание. Подготовка молодежи к семейной жизни.

  В настоящее время семья переживает сложный период, сопровождающийся увеличением количества разводов, снижением удовлетворенности браком, нарушением функций семьи и ее недееспособности. Особое значение в укреплении брачно – семейных отношений имеет подготовка молодых людей к семейной жизни, выполнению родительских и супружеских обязанностей, таким образом устойчивость брачно – семейных ...

 

 

Постановка целей и задач исследования

 

Цель исследования — выявление тенденций социального самоопределения молодежи Могилевской области, влияния меняющихся экономических условий на формирование социальных ориентиров молодого поколения, а также оценка соотношения жизненных планов юношества и заданных обществом способов их реализации в условиях формирования рыночной структуры занятости.

Задачи исследования:

— исследование особенностей и тенденций профессионального самоопределения молодежи;

— изучение профессиональных ориентаций и трудовой занятости;

— выявление причин и факторов безработицы среди молодежи;

— рассмотрение особенностей формирования ценностных ориентаций, а также оценить вероятность совершения данной социальной группой отклоняющихся видов поведения;

— дать сравнительный анализ социальных настроений разных категорий молодежи;

— провести системный анализ мотивационной структуры учебной и профессиональной деятельности современной молодежи;

— определить и социологически обосновать изменения мировоззренческих ценностей молодежи в процессе политической социализации;

— исследование основных направлений развития молодежной субкультуры.

 

 

Выдвижение гипотезы

Основная гипотеза – Социально-экономическое положение и социально-психологическое самочувствие молодежи в условиях перехода к рыночной экономике имеет неустойчивый характер, сопряжены как с субъективными, так и объективными трудностями вхождения в социальную среду.

Рабочие гипотезы:

1. Современной молодежи присущи социальная мобильность, социальная активность, склонность к инновациям, повышенная адаптивная способность, потребность в самоидентификации и самореализации.

2. Социально-экономические трансформации современного общества оказывают существенное влияние на профессиональную ориентацию, трудовую занятость молодых людей. Господствует материально-престижная ориентация при выборе профессии.

13 стр., 6184 слов

Вопрос 38. Социально-психологические и ролевые различия супругов

Вопрос 37. Кризис семьи и пути его преодоления. Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, ...

3. В ходе обучения у учащейся и студенческой молодежи может возникать разочарование в профессии, желание получить какую-либо другую.

4. Среди разных категорий молодежи идет экономическое расслоение, что сказывается на их самоидентификации и социализации.

5. На фоне социально-экономических преобразований происходят сдвиги во взаимоотношениях поколений, традиционно поддерживавшихся обществом.

6. Молодежь принимает демократические ценности как важнейшее условие образа жизни. Ее политическая социализация осуществляется на фоне роста доверия к институтам государственной власти, политическим лидерам.

7. Разрушение традиционных форм социализации молодежи, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, с другой – обнаружило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодых людей, а конкретными обстоятельствами.

8. В процессе социализации молодежи формируется социальная идентичность, которая имеет специфику, связанную с подвижностью, изменчивостью статусов и высокой значимостью субъективной идентификации, основанной на социальной дифференциации.

9. В молодежной среде распространены такие негативные явления, как табакокурение, употребление спиртных напитков, наркомания.

10. Досуг является важной характеристикой качества жизни молодежи и социального настроения. В настоящее время отмечается тенденция снижения роли интеллектуального, информационного, семейного, спортивного видов досуга в жизни молодежи.

 

Основные понятия, их интерпретация и операционализация

 

1. Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.

2. Идентификация – процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей.

3. Мотив – осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... нему, но и к его анкете. Во-вторых, вопросы, включающие номинальные шкалы с ответа­ми «да», «согласен» и т. п ... по конкретным моментам проблемы (закрытый). помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме. направлен на выявление ... ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному ...

4. Безработица – социально-экономическая ситуация, когда часть активного населения не находит применения своей рабочей силе, превращаясь в резервную армию труда.

5. Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

6. Политическая социализация – политический аспект общей социализации. Освоение специфических политических ролей и навыков в политической системе современного общества.

7. Социально-психологический климат – преобладающая в данной группе эмоциональная атмосфера, включающая настроения, переживания людей, их отношения друг к другу, к работе и пр. Социально-психологический климат оказывает влияние на образ жизни людей, их самочувствие, работоспособность и уровень самореализации.

8. Адаптация – процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.

9. Девиантное поведение – тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.

10. Молодежная субкультура – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля молодежи, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

11. Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

12. Занятость – отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры.

13. Профессия – устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

 

1. Ценностные ориентации

— основные слагаемые успешности жизни (семья, дети, деньги, карьера, любимый человек, независимость, душевное равновесие, реализация своих способностей, интересная работа, друзья, образованность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— факторы, способствующие жизненному успеху (высокий уровень образования, умение заводить знакомства, помощь родителей, умение быстро приспосабливаться к ситуации, надежный спутник жизни, труд, целеустремленность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— приоритетные направления развития современного общества (экономика, культура и искусство, нравственность, демократия, религия, образование, национальное возрождение, социальные гарантии, экология и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

идеал (муз. исполнитель, киногерой, литературный герой, бизнесмен, политик, родитель, учитель, друг, нет идеала и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

 

2. Идентификация.

самоопределение по материальному положению (богатые, средние, бедные, за чертой бедности) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— самоопределение себя в обществе (гражданин, часть нации, житель своего населенного пункта, представитель определенного социального слоя, учащийся своего учебного заведения, работник своего предприятия, член своей семьи, член дружеской компании и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— признаки национальной принадлежности (язык, культура и обычаи, родная земля, черты характера, религия, историческая судьба, государственность, внешний облик и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

 

3. Мотив.

— мотивы выбора профессии (собственный интерес, склонности, престиж профессии, высокая оплата, легкость выполняемой работы, совет родителей, совет учителей, совет друзей, легкость трудоустройства, случайный выбор и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— сделали бы повторный выбор профессии (да, нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— мотивы совершения поступков (желание принести пользу обществу, стремление самоутвердиться, желание устроить себе хорошую жизнь, желание хорошей жизни себе и другим, завоевание уважения окружающих, стремление к красивой и веселой жизни, любовь и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

 

4. Безработица.

оценка перспектив своей профессии (перспективная, бесперспективная, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— оценка риска стать безработным (это не грозит, все может быть, станет безработным в скором будущем, не задумывался об этом) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— что предпримут, если станут безработным (будут искать другую работу, пойдут на курсы переквалификации, обратятся в центр занятости, займутся бизнесом, будут искать «легких» денег, затрудняются ответить) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— альтернативы в случае безработицы (временная, сезонная работа, работа за границей, неквалифицированный физический труд, неполный рабочий день, ночная смена, уход за больными и престарелыми, работа неполную рабочую неделю, занятие только домашним хозяйству, работа с риском для жизни) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

5. Социализация.

— агенты социализации — семья, школа, учебное заведение, друзья, соседи, трудовой коллектив, средства массовой информации и т.д. и степень их влияния (значительная, средняя, слабая, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

к чьему мнению прислушиваются по жизненно важным вопросам (родители, друзья, преподаватели, коллеги по работе, супруг и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

 

6. Политическая социализация.

интересуются политической жизнью в мире, республике, области (регулярно, от случая к случаю, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— источники информации (официальная пресса, негосударственные издания, радио, телевидение, занятия в учебном заведении, информирование в трудовом коллективе, круг друзей, случайные разговоры, новостями не интересуются) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

 

7. Социально-психологический климат.

— оценка успешности собственной жизни (складывается весьма удачно, больших успехов нет, но в главном все нормально, жизнь складывается неудачно, жизнь такая, что и жить не хочется, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— обозначение собственных недостатков (лень, неумение общаться, пассивность, вспыльчивость, безответственность, низкая культура, несобранность, нерешительность, стеснительность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— характерное в последнее время психологическое состояние – оптимизм, активность и желание действовать, неуверенность в будущем, одиночество, растерянность, обида на окружающих, спокойствие, усталость от проблем, веселье (часто, иногда, почти никогда) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— оценка коллектива (очень дружный коллектив, коллектив распадается на отдельные группы, коллектива нет просто работают вместе и др.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— ощущение в разных социальных группах – в семье, с родителями, в трудовом или учебном коллективе, среди друзей, в своем населенном пункте, в обществе в целом (хорошо, не всегда хорошо, плохо) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

 

8. Адаптация.

— хочется ли жить так, как живут родители (да, да но не во всем, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— самоопределение взрослым человеком (да, частично, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— удовлетворенность материальным положением (полностью удовлетворен, частично удовлетворен, полностью не удовлетворен, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— каким способом планируют изменить материальное положение (повысить квалификацию, заняться бизнесом, получить более перспективную профессию, поменять место работы, поехать на заработки за границу, вступить в брак с состоятельным человеком, получить наследство, поехать в сельскую местность для занятия сельхозпроизводством и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— ощущение в современной жизни (полностью комфортно, в основном комфортно, полностью дискомфортно, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

 

9. Девиантное поведение.

— отношение к человеку, добивающемуся материального благополучия незаконным путем (одобрение, безразличие, ничего хорошего в нем не видит, как к преступнику, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— вероятность пойти на нарушение закона (несомненно да, скорее да чем нет, несомненно нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— отношение к употреблению наркотиков (это особый стиль жизни, человек сам вправе распоряжаться своей жизнью, это вред для человека и для общества, это не главная общественная проблема на фоне других, не задумывались об этом, затруднились ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— частота употребления спиртного (почти не употребляют, иногда по праздникам, часто, всегда когда есть возможность, бывают запои) – частично упорядоченная шкала, закрытый вопрос.

 

10. Молодежная субкультура, досуг.

способы проведения свободного времени (просмотр телепередач, общение с друзьями, занятие домашними делами, чтение, посещение театра и музеев, спорт, компьютерные игры, дискотеки и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— желаемые способы проведения свободного времени – открытый вопрос.

— любимое музыкальное направление (поп-музыка, рок-музыка, классика, бардовская песня и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— предпочитаемый телеканал – открытый вопрос.

— предпочитаемая радиостанция – открытый вопрос.

— что не устраивает в организации дискотек (неинтересная программа, небезопасно, не устраивает музыка, низкая культура молодежи, употребление алкоголя, распространение наркотиков и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

 

11. Занятость.

— предпочитаемая форма собственности по месту работы (государственная, частная, собственный бизнес) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

— вторичная занятость (подрабатывают регулярно, иногда, не подрабатывают) – порядковая шкала, закрытый вопрос.

— источники доходов (зарплата на постоянной работе, стипендия, помощь родителей, случайные заработки, приусадебное хозяйство и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

 

12. Профессия.

— отношение к своей профессии (с гордостью, равнодушно, со стеснением, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

— какую профессию выбрали бы еще – открытый вопрос.

— факторы, привлекающие при выборе будущей работы (уровень доходов, творческий характер работы, условия для проявления инициативы, перспектива должностного роста, престиж, временной график работы, соответствие полученному образованию, соответствие складу характера) – номинальная шкала, закрытый вопрос.

 

13. Социально-демографические характеристики

– пол, возраст, образование, место жительства в детстве, состав родительской семьи, социально-профессиональное положение, место опроса.

 

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

 

ПРИХОДИТСЯ ЛИ ВАМ ПОДРАБАТЫВАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ИЛИ ОТ ОСНОВНОЙ РАБО-

ТЫ ВРЕМЯ?1- да, регулярно 2- да, иногда 3- нет

 

14. БОИТЕСЬ ЛИ ВЫ СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ?

1- нет, мне это не грозит

2- все может быть

3- думаю, что скоро стану безработным

4- пока не думаю об этом

 

15. ЧТО ВЫ ПРЕДПРИМЕТЕ, ЕСЛИ СТАНЕТЕ БЕЗРАБОТНЫМ?

1- буду искать другую работу

2- пойду на курсы переквалификации

3- обращусь в центр занятости

4- постараюсь открыть свое дело

5- буду искать «легких» денег

6- еще не знаю

7- другое____________________________________________

 

16. ЕСЛИ ВОЗНИКНУТ ТРУДНОСТИ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ НА РАБОТУ, ТО СОГЛАСИТЕСЬ ЛИ ВЫ:

(можно отметить несколько вариантов)

1- на временную, сезонную работу

2- на работу за границей

3- на неквалифицированный физический труд

4- работать неполный рабочий день

5- работать в ночную смену

6- ухаживать за больными, престарелыми людьми

7- работать неполную рабочую неделю

8- заниматься только домашним хозяйством

9- на работу, связанную с риском для жизни

10- другое ________________________

17. КАКОЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЕН ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ?

1- государственное регулирование экономики

2- рыночная экономика

3- смешанная экономика

 

ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ?(отметьте одну цифру в каждой строке) Регулярно От случая к случаю Нет
18 — мирового сообщества
19 — нашей республики
20 -нашей области

 

21. ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНТЕРЕСУЮЩИХ ВАС ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИ

ЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ВОПРОСАХ И СОБЫТИЯХ: (можно отметить несколько вариантов)

1- официальная пресса (газеты)

2- негосударственные издания

3- белорусские государственные радиостанции

4- белорусские государственные телеканалы

5- негосударственные радиостанции

6- российские радио- и телеканалы

7- занятия в учебном заведении

8- единые политдни в трудовом коллективе

9- семья

10- круг друзей

11- случайные разговоры

12- эти новости меня мало интересуют

22. КАК ЧАСТО ВЫ БЫВАЕТЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ СЛУЖБАХ?

1- еженедельно

2- примерно один раз в месяц

3- от случая к случаю

4- не бываю вообще

23. ВАШЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

1-холост

2-женат, замужем

3-гражданский брак

4-разведен (а)

24. ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШИЕ 1 – 1,5 ГОДА СОЗДАТЬ СЕМЬЮ?

1- да 2- нет 3- не знаю

25. СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ?

1- ни одного 2- одного 3- двоих 4- троих и более

26. КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ РЕШАТЬ СВОЮ ЖИЛИЩНУЮ ПРОБЛЕМУ?

1- у меня такой проблемы нет

2- буду жить с родителями

3- искать супруга(у) с жилплощадью

4- собирать средства на покупку квартиры (дома)

5- собирать средства на строительство

6- перееду в сельскую местность

7- буду жить на съемной квартире

8- другое_____________________

27. КАКОЙ ТИП ЖИЛЬЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ?

1- благоустроенную квартиру в городе

2- дом (коттедж) в черте города

3- благоустроенный дом в сельской местности

4- другое _____________________________________

 

ВАШ ЛИЧНЫЙ ДОХОД В МЕСЯЦ (В РУБ.) ___________________________________________________

 

29. КАКИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ ВЫ ВИДИТЕ В СЕБЕ? (отметьте не более 3-х вариантов)

 

1-лень

2-неумение общаться

3-пассивность

4-вспыльчивость

5-безответственность

6-низкая культура

7-несобранность

8-нерешительность

9-стеснительность

10- у меня нет недостатков

11- другое_______________

 

30. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАМ ЖИТЬ ТАК, КАК ЖИВУТ ВАШИ РОДИТЕЛИ?

1- да 2- да, но не во всем 3- нет

31. ЕСЛИ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ТО ПОЧЕМУ?(напишите)____________________________________

32. КАК ВЫ ПРОВОДИТЕ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?(можно отметить несколько вариантов)

1-смотрю телевизор

2-общаюсь с друзьями

3-занимаюсь домашними делами

4-читаю

5-хожу в театры, музеи

6-занимаюсь спортом

7-увлекаюсь компьютерными играми

8-посещаю дискотеки, развлекаюсь

9-ничего не делаю, просто отдыхаю

10- другое ________________________

33. КАК БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?(напишите)_________________________

________________________________

34. ВАШЕ ЛЮБИМОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?

1- поп-музыка

2- рок-музыка

3- классика

5- бардовская песня

6- другое __________________

35. ЧТО ВАС, ВОЗМОЖНО, НЕ УСТРАИВАЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКОТЕК В ВАШЕМ НАСЕЛЕННОМ

ПУНКТЕ?

1- там небезопасно

2- неинтересная программа

3- не устраивает музыка

4- низкая культура молодежи

5- много пьяных

6- распространяются наркотики

7- все устраивает

8- другое ___________________

 

36. КАКОЙ ТЕЛЕКАНАЛ ВЫ СМОТРИТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?(напишите)_____________________________

 

37. КАКУЮ РАДИОСТАНЦИЮ ВЫ СЛУШАЕТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?(напишите)_________________________

_________________________

 

38. ЧЬЕ МНЕНИЕ ДЛЯ ВАС НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМО ПО ВАЖНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ВОПРОСАМ?


1- родителей

2- друга (подруги)

3- дворовой компании

4- преподавателя

5- коллег по работе, учебе

6- супруга(и)

7- другое ____________________

39. СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

1- да 2- нет 3- пока не знаю

 

40. КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?

1- улучшилось 2- осталось без изменений 3- ухудшилось

 

КАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЛЯ ВАС ХАРАКТЕРНО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?(отметьте одну цифру в каждой строке) Часто Иногда Почти никогда
41-оптимизм, вера в лучшее
42 — активность, желание действовать
43- неуверенность в будущем
44- одиночество
45 -растерянность
46-обида на окружающих
47 -спокойствие
48 -усталость от проблем
49 -веселье, радость

 

50. КАК ЧАСТО ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ АЛКОГОЛЬ?

1- почти не употребляю

2- иногда по праздникам

3- часто (несколько раз в неделю)

 

4- всегда, когда есть возможность

5- бывают запои

КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ: (отметьте одну цифру в каждой строке) Хорошо Не всегда хорошо Плохо
51 -в своей семье с родителями
52 -со своими родителями
53 -в трудовом коллективе, учебной группе
54 -в кругу друзей
55 -в своем населенном пункте
56 -в обществе в целом

57. ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНКУ СВОЕМУ ТРУДОВОМУ (УЧЕБНОМУ) КОЛЛЕКТИВУ:

1- у нас очень дружный коллектив

2- у нас коллектив распадается на отдельные группы

3- несколько человек из-за личной неприязни мешают работе коллектива

4- коллектива у нас нет, просто работаем вместе

5- другое _________________________

 

58. ПРИ РЕШЕНИИ СВОИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВЫ ПОЛАГАЕТЕСЬ:

1- полностью на государство

2- большей частью на государство, но и на себя

3- большей частью на себя, но и на государство

4- полностью на себя

5- затрудняюсь ответить

59. КЕМ ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ?(отметьте не более 3-х вариантов)

1- гражданином общества

2- частью своей нации

3- жителем своего населенного пункта

4- представителем определенного социального слоя

5- учащимся своего учебного заведения

6- работником своего предприятия

7- членом своей семьи

8- членом дружеской компании

9- обособленным человеком

10-другое _____________________

 

60. ВЫДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТРИ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ НАШЕГО СОВРЕМЕННО

ГО ОБЩЕСТВА :

1-экономика

2-культура и искусство

3-нравственность

4-демократия, государственное строительство

5-религия, духовность

6- образование, воспитание

7- национальное возрождение

8- социальные гарантии

9- экология

10- другое_______________________

61. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ОБЩЕСТВЕ СОБСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ:

1- полностью частной

2- в большей мере частной, но должна быть и государственная

3- частной и государственной собственности поровну

4- в большей мере государственной, но должна быть и частная

5- полностью государственной

6- затрудняюсь ответить

 

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВАШИХ ЖИЗНЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ ОКАЗАЛИ: (отметьте одну цифру в каждой строке) значительное среднее никакого затрудняюсь ответить
62- семья
63- школа
64- учебное заведение
65- друзья
66- соседи
67- трудовой коллектив
68- средства массовой информации
69- армия
70- представители своей национальности
71- служители религии

72. НАЗОВИТЕ ТРИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРА, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ ВАС ПРИ ВЫБОРЕ ВАШЕЙ БУДУЩЕЙ

РАБОТЫ:

1- уровень доходов

2- творческий характер работы

3- условия для проявления инициативы

4- перспектива должностного роста

5- престиж данной профессии в обществе

6- временной график

7- соответствие базовому образованию

8- соответствие складу характера, интересам

9- затрудняюсь ответить

73. КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ?

1-полностью комфортно

2-в основном комфортно

3-полностью дискомфортно

4-затрудняюсь ответить

 

74. ЧТО РОДНИТ ВАС С ЛЮДЬМИ ВАШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ? (можно отметить несколько вариантов)

1- язык

2-культура, обычаи, обряды

3-родная земля

4-черты характера, психология

5-религия

6- историческая судьба, прошлое

7- государственность

8- внешний облик

9- другое _______________________

75. ЧТО ДВИЖЕТ, В ОСНОВНОМ, ВАШИМИ ПОСТУПКАМИ?(отметьте не более 3-х вариантов)

1-желание принести пользу людям, обществу

2-стремление самоутвердиться

3-желание устроить себе хорошую жизнь

4-желание хорошей жизни себе и другим

5-желание завоевать уважение окружающих

6-главное – не высовываться

7-стремление к красивой и веселой жизни

8-любовь мужчины и женщины

9-любовь между родителями и детьми

10- стремление нанести вред окружающим

11- другое

76. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ ПРОЖИТЬ ЧЕСТНО, НЕ НАРУШАЯ ЗАКОН?

1- да, возможно

2- скорее возможно

3- нет, невозможно

4- затрудняюсь ответить

 

77. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ СВОИМ НЫНЕШНИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ?

1- да, полностью удовлетворен

2- частично удовлетворен

3- полностью не удовлетворен

4- затрудняюсь ответить

 

78. ЕСЛИ ВАС НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТО КАК ВЫ ЕГО ПЛАНИРУЕТЕ

ИЗМЕНИТЬ? (можно отметить несколько вариантов)

1- повысить свою квалификацию

2- заняться предпринимательской деятельностью

3- получить более перспективную профессию

4- перейти на работу в другую организацию (предприятие)

5- поехать на заработки за границу

6- вступить в брак с состоятельным человеком

7- получить наследство

8- поехать в деревню и заняться сельхозпроизводством

9- никаких мер предпринимать не планирую

10- другое ______________________________

 

79. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ДОБИВАЕТСЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУ-

ЧИЯ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ?

1- одобряю, это естественный путь, если хочешь жить хорошо

2- безразлично: каждый живет, как может

3- ничего хорошего в нем не вижу

4- отношусь как к преступнику

5- затрудняюсь ответить

 

80. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?

1- это особый стиль жизни

2- человек сам вправе распоряжаться своей жизнью

3- это вред для человека и для общества

4- это не главная общественная проблема на фоне других

5- не думал об этом

6- затрудняюсь ответить