УТВЕРЖДАЮ
Директор Могилевского института
региональных социально-политических
исследований
Н.Е. Лихачев
ПРОГРАММА
социологического исследования на тему
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Руководитель НИР
канд. филос. наук Н.Е. Лихачев
Ответственный исполнитель
канд. социол. наук С.Н. Лихачева
Могилев 2005
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Проблема и проблемная ситуация
1.2. Определение объекта исследования
1.3. Постановка целей и задач исследования
1.4. Выдвижение гипотезы
1.5. Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
2.2. Описание выборочной совокупности
2.3. Рабочий план исследования
2.4. Инструментарий
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Проблема и проблемная ситуация.
Социальные трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, охватывают фактически все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, серьезно влияя на социальное положение и систему ценностей разных слоев населения. Реализация программ реформирования сопровождается социальной напряженностью, демонстрируя высокую степень зависимости от субъективного фактора, отношения социальных групп к проводимым преобразованиям. Во всех этих процессах прямо или опосредованно участвует и молодое поколение, от мировоззренческой позиции и активности которого во многом зависит социальная стабильность.
Социологические исследования проблем молодежи проводится Могилевским институтом региональных социально-политических исследований более десяти лет. Накопленный материал позволяет проводить сравнения, выявлять основные тенденции, имеющие место в молодежной среде. Экономическое, политическое, социально-психологическое состояние данной категории представляет значительный общественный интерес, так как касается многих социальных институтов и групп, может объяснять перспективы развития общества. В настоящее время отмечается сокращение численности детей и молодежи, что в будущем может оказать воздействие на состояние и количество трудовых ресурсов, и демографическую безопасность страны в целом. Особенно высок этот показатель в сельской местности: по данным Могилевского областного управления статистики на 01.01.2004 года в нашем регионе в селе проживало 6884 человека в возрасте 18-19 лет. В то же время сегодня отмечаются сложности с трудоустройством молодежи, особенно в поиске первого рабочего места, недостатки в профориентационной работе.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...
... 4. перспективы профессионального роста 5. объединение в неформальные группы, Психические особенности молодежи: стремление к самоутверждению Внутренняя противоречивость самопознание собственного «Я» интолерантность ( ... непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Семья Семья– это малая социальная ...
В социализации молодежи участвует множество агентов, различных институтов, на нее оказывают воздействие самые различные факторы. Особую значимость имеет досуг, типизирующий важный социальный опыт. Осваивая различные формы досуга, молодежь активнее всего взаимодействует с их инновационными, а не с традиционными формами.
Социализация молодежи происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Ее специфика зависит от особого сочетания сфер жизни региона, традиций общественного развития. Этим объясняется особая актуальность изучения теоретических и практических аспектов социализации молодежи, социальной диагностики ее состояния.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе: работающие, безработные и учащиеся. Работающие включают такие категории, как рабочие и ИТР на предприятиях, служащие, гуманитарная интеллигенция, предприниматели, работники правоохранительных органов и др. Учащиеся включают такие категории, как студенты вузов, техникумов, колледжей, учащиеся профессионально-технических училищ.
Предмет исследования – формирование и динамика развития профессиональных, политических, экономических, социокультурных ориентаций молодежи в условиях социальных трансформаций.
Постановка целей и задач исследования
Цель исследования — выявление тенденций социального самоопределения молодежи Могилевской области, влияния меняющихся экономических условий на формирование социальных ориентиров молодого поколения, а также оценка соотношения жизненных планов юношества и заданных обществом способов их реализации в условиях формирования рыночной структуры занятости.
Задачи исследования:
— исследование особенностей и тенденций профессионального самоопределения молодежи;
— изучение профессиональных ориентаций и трудовой занятости;
— выявление причин и факторов безработицы среди молодежи;
— рассмотрение особенностей формирования ценностных ориентаций, а также оценить вероятность совершения данной социальной группой отклоняющихся видов поведения;
Молодежь как объект социальной защиты
... социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В числе научных исследований молодёжи ... и не интегрируются, а часто подавляются). Молодежь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным ...
— дать сравнительный анализ социальных настроений разных категорий молодежи;
— провести системный анализ мотивационной структуры учебной и профессиональной деятельности современной молодежи;
— определить и социологически обосновать изменения мировоззренческих ценностей молодежи в процессе политической социализации;
— исследование основных направлений развития молодежной субкультуры.
Выдвижение гипотезы
Основная гипотеза – Социально-экономическое положение и социально-психологическое самочувствие молодежи в условиях перехода к рыночной экономике имеет неустойчивый характер, сопряжены как с субъективными, так и объективными трудностями вхождения в социальную среду.
Рабочие гипотезы:
1. Современной молодежи присущи социальная мобильность, социальная активность, склонность к инновациям, повышенная адаптивная способность, потребность в самоидентификации и самореализации.
2. Социально-экономические трансформации современного общества оказывают существенное влияние на профессиональную ориентацию, трудовую занятость молодых людей. Господствует материально-престижная ориентация при выборе профессии.
3. В ходе обучения у учащейся и студенческой молодежи может возникать разочарование в профессии, желание получить какую-либо другую.
4. Среди разных категорий молодежи идет экономическое расслоение, что сказывается на их самоидентификации и социализации.
5. На фоне социально-экономических преобразований происходят сдвиги во взаимоотношениях поколений, традиционно поддерживавшихся обществом.
6. Молодежь принимает демократические ценности как важнейшее условие образа жизни. Ее политическая социализация осуществляется на фоне роста доверия к институтам государственной власти, политическим лидерам.
7. Разрушение традиционных форм социализации молодежи, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, с другой – обнаружило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодых людей, а конкретными обстоятельствами.
8. В процессе социализации молодежи формируется социальная идентичность, которая имеет специфику, связанную с подвижностью, изменчивостью статусов и высокой значимостью субъективной идентификации, основанной на социальной дифференциации.
9. В молодежной среде распространены такие негативные явления, как табакокурение, употребление спиртных напитков, наркомания.
10. Досуг является важной характеристикой качества жизни молодежи и социального настроения. В настоящее время отмечается тенденция снижения роли интеллектуального, информационного, семейного, спортивного видов досуга в жизни молодежи.
Основные понятия, их интерпретация и операционализация
1. Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.
2. Идентификация – процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей.
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... отвечающих; • снижение количества пропусков в ответах; • лучшую реализацию функции контрольных вопросов; • возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов; • ... по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает ...
3. Мотив – осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
4. Безработица – социально-экономическая ситуация, когда часть активного населения не находит применения своей рабочей силе, превращаясь в резервную армию труда.
5. Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.
6. Политическая социализация – политический аспект общей социализации. Освоение специфических политических ролей и навыков в политической системе современного общества.
7. Социально-психологический климат – преобладающая в данной группе эмоциональная атмосфера, включающая настроения, переживания людей, их отношения друг к другу, к работе и пр. Социально-психологический климат оказывает влияние на образ жизни людей, их самочувствие, работоспособность и уровень самореализации.
8. Адаптация – процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.
9. Девиантное поведение – тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
10. Молодежная субкультура – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля молодежи, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.
11. Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
12. Занятость – отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры.
13. Профессия – устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.
1. Ценностные ориентации
— основные слагаемые успешности жизни (семья, дети, деньги, карьера, любимый человек, независимость, душевное равновесие, реализация своих способностей, интересная работа, друзья, образованность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— факторы, способствующие жизненному успеху (высокий уровень образования, умение заводить знакомства, помощь родителей, умение быстро приспосабливаться к ситуации, надежный спутник жизни, труд, целеустремленность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— приоритетные направления развития современного общества (экономика, культура и искусство, нравственность, демократия, религия, образование, национальное возрождение, социальные гарантии, экология и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
10 стр., 4824 слов
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... отвечающих; • снижение количества пропусков в ответах; • лучшую реализацию функции контрольных вопросов; • возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов; • ... по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает ...
— идеал (муз. исполнитель, киногерой, литературный герой, бизнесмен, политик, родитель, учитель, друг, нет идеала и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
2. Идентификация.
— самоопределение по материальному положению (богатые, средние, бедные, за чертой бедности) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— самоопределение себя в обществе (гражданин, часть нации, житель своего населенного пункта, представитель определенного социального слоя, учащийся своего учебного заведения, работник своего предприятия, член своей семьи, член дружеской компании и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— признаки национальной принадлежности (язык, культура и обычаи, родная земля, черты характера, религия, историческая судьба, государственность, внешний облик и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
3. Мотив.
— мотивы выбора профессии (собственный интерес, склонности, престиж профессии, высокая оплата, легкость выполняемой работы, совет родителей, совет учителей, совет друзей, легкость трудоустройства, случайный выбор и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— сделали бы повторный выбор профессии (да, нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— мотивы совершения поступков (желание принести пользу обществу, стремление самоутвердиться, желание устроить себе хорошую жизнь, желание хорошей жизни себе и другим, завоевание уважения окружающих, стремление к красивой и веселой жизни, любовь и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
4. Безработица.
— оценка перспектив своей профессии (перспективная, бесперспективная, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— оценка риска стать безработным (это не грозит, все может быть, станет безработным в скором будущем, не задумывался об этом) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— что предпримут, если станут безработным (будут искать другую работу, пойдут на курсы переквалификации, обратятся в центр занятости, займутся бизнесом, будут искать «легких» денег, затрудняются ответить) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— альтернативы в случае безработицы (временная, сезонная работа, работа за границей, неквалифицированный физический труд, неполный рабочий день, ночная смена, уход за больными и престарелыми, работа неполную рабочую неделю, занятие только домашним хозяйству, работа с риском для жизни) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
5. Социализация.
— агенты социализации — семья, школа, учебное заведение, друзья, соседи, трудовой коллектив, средства массовой информации и т.д. и степень их влияния (значительная, средняя, слабая, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— к чьему мнению прислушиваются по жизненно важным вопросам (родители, друзья, преподаватели, коллеги по работе, супруг и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
6. Политическая социализация.
— интересуются политической жизнью в мире, республике, области (регулярно, от случая к случаю, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— источники информации (официальная пресса, негосударственные издания, радио, телевидение, занятия в учебном заведении, информирование в трудовом коллективе, круг друзей, случайные разговоры, новостями не интересуются) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
7. Социально-психологический климат.
— оценка успешности собственной жизни (складывается весьма удачно, больших успехов нет, но в главном все нормально, жизнь складывается неудачно, жизнь такая, что и жить не хочется, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— обозначение собственных недостатков (лень, неумение общаться, пассивность, вспыльчивость, безответственность, низкая культура, несобранность, нерешительность, стеснительность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— характерное в последнее время психологическое состояние – оптимизм, активность и желание действовать, неуверенность в будущем, одиночество, растерянность, обида на окружающих, спокойствие, усталость от проблем, веселье (часто, иногда, почти никогда) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— оценка коллектива (очень дружный коллектив, коллектив распадается на отдельные группы, коллектива нет просто работают вместе и др.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— ощущение в разных социальных группах – в семье, с родителями, в трудовом или учебном коллективе, среди друзей, в своем населенном пункте, в обществе в целом (хорошо, не всегда хорошо, плохо) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
8. Адаптация.
— хочется ли жить так, как живут родители (да, да но не во всем, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— самоопределение взрослым человеком (да, частично, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— удовлетворенность материальным положением (полностью удовлетворен, частично удовлетворен, полностью не удовлетворен, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— каким способом планируют изменить материальное положение (повысить квалификацию, заняться бизнесом, получить более перспективную профессию, поменять место работы, поехать на заработки за границу, вступить в брак с состоятельным человеком, получить наследство, поехать в сельскую местность для занятия сельхозпроизводством и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— ощущение в современной жизни (полностью комфортно, в основном комфортно, полностью дискомфортно, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
9. Девиантное поведение.
— отношение к человеку, добивающемуся материального благополучия незаконным путем (одобрение, безразличие, ничего хорошего в нем не видит, как к преступнику, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— вероятность пойти на нарушение закона (несомненно да, скорее да чем нет, несомненно нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— отношение к употреблению наркотиков (это особый стиль жизни, человек сам вправе распоряжаться своей жизнью, это вред для человека и для общества, это не главная общественная проблема на фоне других, не задумывались об этом, затруднились ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— частота употребления спиртного (почти не употребляют, иногда по праздникам, часто, всегда когда есть возможность, бывают запои) – частично упорядоченная шкала, закрытый вопрос.
10. Молодежная субкультура, досуг.
— способы проведения свободного времени (просмотр телепередач, общение с друзьями, занятие домашними делами, чтение, посещение театра и музеев, спорт, компьютерные игры, дискотеки и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— желаемые способы проведения свободного времени – открытый вопрос.
— любимое музыкальное направление (поп-музыка, рок-музыка, классика, бардовская песня и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— предпочитаемый телеканал – открытый вопрос.
— предпочитаемая радиостанция – открытый вопрос.
— что не устраивает в организации дискотек (неинтересная программа, небезопасно, не устраивает музыка, низкая культура молодежи, употребление алкоголя, распространение наркотиков и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
11. Занятость.
— предпочитаемая форма собственности по месту работы (государственная, частная, собственный бизнес) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— вторичная занятость (подрабатывают регулярно, иногда, не подрабатывают) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— источники доходов (зарплата на постоянной работе, стипендия, помощь родителей, случайные заработки, приусадебное хозяйство и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
12. Профессия.
— отношение к своей профессии (с гордостью, равнодушно, со стеснением, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— какую профессию выбрали бы еще – открытый вопрос.
— факторы, привлекающие при выборе будущей работы (уровень доходов, творческий характер работы, условия для проявления инициативы, перспектива должностного роста, престиж, временной график работы, соответствие полученному образованию, соответствие складу характера) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
13. Социально-демографические характеристики
– пол, возраст, образование, место жительства в детстве, состав родительской семьи, социально-профессиональное положение, место опроса.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
ПРИХОДИТСЯ ЛИ ВАМ ПОДРАБАТЫВАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ИЛИ ОТ ОСНОВНОЙ РАБО-
ТЫ ВРЕМЯ?1- да, регулярно 2- да, иногда 3- нет
14. БОИТЕСЬ ЛИ ВЫ СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ?
1- нет, мне это не грозит
2- все может быть
3- думаю, что скоро стану безработным
4- пока не думаю об этом
15. ЧТО ВЫ ПРЕДПРИМЕТЕ, ЕСЛИ СТАНЕТЕ БЕЗРАБОТНЫМ?
1- буду искать другую работу
2- пойду на курсы переквалификации
3- обращусь в центр занятости
4- постараюсь открыть свое дело
5- буду искать «легких» денег
6- еще не знаю
7- другое____________________________________________
16. ЕСЛИ ВОЗНИКНУТ ТРУДНОСТИ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ НА РАБОТУ, ТО СОГЛАСИТЕСЬ ЛИ ВЫ:
(можно отметить несколько вариантов)
1- на временную, сезонную работу
2- на работу за границей
3- на неквалифицированный физический труд
4- работать неполный рабочий день
5- работать в ночную смену
6- ухаживать за больными, престарелыми людьми
7- работать неполную рабочую неделю
8- заниматься только домашним хозяйством
9- на работу, связанную с риском для жизни
10- другое ________________________
17. КАКОЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЕН ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ?
1- государственное регулирование экономики
2- рыночная экономика
3- смешанная экономика
ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ?(отметьте одну цифру в каждой строке) | Регулярно | От случая к случаю | Нет |
18 — мирового сообщества | |||
19 — нашей республики | |||
20 -нашей области |
21. ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНТЕРЕСУЮЩИХ ВАС ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИ
ЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ВОПРОСАХ И СОБЫТИЯХ: (можно отметить несколько вариантов)
1- официальная пресса (газеты)
2- негосударственные издания
3- белорусские государственные радиостанции
4- белорусские государственные телеканалы
5- негосударственные радиостанции
6- российские радио- и телеканалы
7- занятия в учебном заведении
8- единые политдни в трудовом коллективе
9- семья
10- круг друзей
11- случайные разговоры
12- эти новости меня мало интересуют
22. КАК ЧАСТО ВЫ БЫВАЕТЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ СЛУЖБАХ?
1- еженедельно
2- примерно один раз в месяц
3- от случая к случаю
4- не бываю вообще
23. ВАШЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
1-холост
2-женат, замужем
3-гражданский брак
4-разведен (а)
24. ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШИЕ 1 – 1,5 ГОДА СОЗДАТЬ СЕМЬЮ?
1- да 2- нет 3- не знаю
25. СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ?
1- ни одного 2- одного 3- двоих 4- троих и более
26. КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ РЕШАТЬ СВОЮ ЖИЛИЩНУЮ ПРОБЛЕМУ?
1- у меня такой проблемы нет
2- буду жить с родителями
3- искать супруга(у) с жилплощадью
4- собирать средства на покупку квартиры (дома)
5- собирать средства на строительство
6- перееду в сельскую местность
7- буду жить на съемной квартире
8- другое_____________________
27. КАКОЙ ТИП ЖИЛЬЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ?
1- благоустроенную квартиру в городе
2- дом (коттедж) в черте города
3- благоустроенный дом в сельской местности
4- другое _____________________________________
ВАШ ЛИЧНЫЙ ДОХОД В МЕСЯЦ (В РУБ.) ___________________________________________________
29. КАКИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ ВЫ ВИДИТЕ В СЕБЕ? (отметьте не более 3-х вариантов)
1-лень
2-неумение общаться
3-пассивность
4-вспыльчивость
5-безответственность
6-низкая культура
7-несобранность
8-нерешительность
9-стеснительность
10- у меня нет недостатков
11- другое_______________
30. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАМ ЖИТЬ ТАК, КАК ЖИВУТ ВАШИ РОДИТЕЛИ?
1- да 2- да, но не во всем 3- нет
31. ЕСЛИ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ТО ПОЧЕМУ?(напишите)____________________________________
32. КАК ВЫ ПРОВОДИТЕ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?(можно отметить несколько вариантов)
1-смотрю телевизор
2-общаюсь с друзьями
3-занимаюсь домашними делами
4-читаю
5-хожу в театры, музеи
6-занимаюсь спортом
7-увлекаюсь компьютерными играми
8-посещаю дискотеки, развлекаюсь
9-ничего не делаю, просто отдыхаю
10- другое ________________________
33. КАК БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?(напишите)_________________________
________________________________
34. ВАШЕ ЛЮБИМОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?
1- поп-музыка
2- рок-музыка
3- классика
5- бардовская песня
6- другое __________________
35. ЧТО ВАС, ВОЗМОЖНО, НЕ УСТРАИВАЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКОТЕК В ВАШЕМ НАСЕЛЕННОМ
ПУНКТЕ?
1- там небезопасно
2- неинтересная программа
3- не устраивает музыка
4- низкая культура молодежи
5- много пьяных
6- распространяются наркотики
7- все устраивает
8- другое ___________________
36. КАКОЙ ТЕЛЕКАНАЛ ВЫ СМОТРИТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?(напишите)_____________________________
37. КАКУЮ РАДИОСТАНЦИЮ ВЫ СЛУШАЕТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?(напишите)_________________________
_________________________
38. ЧЬЕ МНЕНИЕ ДЛЯ ВАС НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМО ПО ВАЖНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ВОПРОСАМ?
1- родителей
2- друга (подруги)
3- дворовой компании
4- преподавателя
5- коллег по работе, учебе
6- супруга(и)
7- другое ____________________
39. СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
1- да 2- нет 3- пока не знаю
40. КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?
1- улучшилось 2- осталось без изменений 3- ухудшилось
КАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЛЯ ВАС ХАРАКТЕРНО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?(отметьте одну цифру в каждой строке) | Часто | Иногда | Почти никогда |
41-оптимизм, вера в лучшее | |||
42 — активность, желание действовать | |||
43- неуверенность в будущем | |||
44- одиночество | |||
45 -растерянность | |||
46-обида на окружающих | |||
47 -спокойствие | |||
48 -усталость от проблем | |||
49 -веселье, радость |
50. КАК ЧАСТО ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ АЛКОГОЛЬ?
1- почти не употребляю
2- иногда по праздникам
3- часто (несколько раз в неделю)
4- всегда, когда есть возможность
5- бывают запои
КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ: (отметьте одну цифру в каждой строке) | Хорошо | Не всегда хорошо | Плохо |
51 -в своей семье с родителями | |||
52 -со своими родителями | |||
53 -в трудовом коллективе, учебной группе | |||
54 -в кругу друзей | |||
55 -в своем населенном пункте | |||
56 -в обществе в целом |
57. ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНКУ СВОЕМУ ТРУДОВОМУ (УЧЕБНОМУ) КОЛЛЕКТИВУ:
1- у нас очень дружный коллектив
2- у нас коллектив распадается на отдельные группы
3- несколько человек из-за личной неприязни мешают работе коллектива
4- коллектива у нас нет, просто работаем вместе
5- другое _________________________
58. ПРИ РЕШЕНИИ СВОИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВЫ ПОЛАГАЕТЕСЬ:
1- полностью на государство
2- большей частью на государство, но и на себя
3- большей частью на себя, но и на государство
4- полностью на себя
5- затрудняюсь ответить
59. КЕМ ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ?(отметьте не более 3-х вариантов)
1- гражданином общества
2- частью своей нации
3- жителем своего населенного пункта
4- представителем определенного социального слоя
5- учащимся своего учебного заведения
6- работником своего предприятия
7- членом своей семьи
8- членом дружеской компании
9- обособленным человеком
10-другое _____________________
60. ВЫДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТРИ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ НАШЕГО СОВРЕМЕННО
ГО ОБЩЕСТВА :
1-экономика
2-культура и искусство
3-нравственность
4-демократия, государственное строительство
5-религия, духовность
6- образование, воспитание
7- национальное возрождение
8- социальные гарантии
9- экология
10- другое_______________________
61. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ОБЩЕСТВЕ СОБСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ:
1- полностью частной
2- в большей мере частной, но должна быть и государственная
3- частной и государственной собственности поровну
4- в большей мере государственной, но должна быть и частная
5- полностью государственной
6- затрудняюсь ответить
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВАШИХ ЖИЗНЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ ОКАЗАЛИ: (отметьте одну цифру в каждой строке) | значительное | среднее | никакого | затрудняюсь ответить |
62- семья | ||||
63- школа | ||||
64- учебное заведение | ||||
65- друзья | ||||
66- соседи | ||||
67- трудовой коллектив | ||||
68- средства массовой информации | ||||
69- армия | ||||
70- представители своей национальности | ||||
71- служители религии |
72. НАЗОВИТЕ ТРИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРА, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ ВАС ПРИ ВЫБОРЕ ВАШЕЙ БУДУЩЕЙ
РАБОТЫ:
1- уровень доходов
2- творческий характер работы
3- условия для проявления инициативы
4- перспектива должностного роста
5- престиж данной профессии в обществе
6- временной график
7- соответствие базовому образованию
8- соответствие складу характера, интересам
9- затрудняюсь ответить
73. КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ?
1-полностью комфортно
2-в основном комфортно
3-полностью дискомфортно
4-затрудняюсь ответить
74. ЧТО РОДНИТ ВАС С ЛЮДЬМИ ВАШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ? (можно отметить несколько вариантов)
1- язык
2-культура, обычаи, обряды
3-родная земля
4-черты характера, психология
5-религия
6- историческая судьба, прошлое
7- государственность
8- внешний облик
9- другое _______________________
75. ЧТО ДВИЖЕТ, В ОСНОВНОМ, ВАШИМИ ПОСТУПКАМИ?(отметьте не более 3-х вариантов)
1-желание принести пользу людям, обществу
2-стремление самоутвердиться
3-желание устроить себе хорошую жизнь
4-желание хорошей жизни себе и другим
5-желание завоевать уважение окружающих
6-главное – не высовываться
7-стремление к красивой и веселой жизни
8-любовь мужчины и женщины
9-любовь между родителями и детьми
10- стремление нанести вред окружающим
11- другое
76. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ ПРОЖИТЬ ЧЕСТНО, НЕ НАРУШАЯ ЗАКОН?
1- да, возможно
2- скорее возможно
3- нет, невозможно
4- затрудняюсь ответить
77. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ СВОИМ НЫНЕШНИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ?
1- да, полностью удовлетворен
2- частично удовлетворен
3- полностью не удовлетворен
4- затрудняюсь ответить
78. ЕСЛИ ВАС НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТО КАК ВЫ ЕГО ПЛАНИРУЕТЕ
ИЗМЕНИТЬ? (можно отметить несколько вариантов)
1- повысить свою квалификацию
2- заняться предпринимательской деятельностью
3- получить более перспективную профессию
4- перейти на работу в другую организацию (предприятие)
5- поехать на заработки за границу
6- вступить в брак с состоятельным человеком
7- получить наследство
8- поехать в деревню и заняться сельхозпроизводством
9- никаких мер предпринимать не планирую
10- другое ______________________________
79. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ДОБИВАЕТСЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУ-
ЧИЯ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ?
1- одобряю, это естественный путь, если хочешь жить хорошо
2- безразлично: каждый живет, как может
3- ничего хорошего в нем не вижу
4- отношусь как к преступнику
5- затрудняюсь ответить
80. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?
1- это особый стиль жизни
2- человек сам вправе распоряжаться своей жизнью
3- это вред для человека и для общества
4- это не главная общественная проблема на фоне других
5- не думал об этом
6- затрудняюсь ответить