Указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Психология конфликта»

к практическим занятиям

и

самостоятельной работе

по дисциплине «Психология конфликта»

Преподаватель: Козаченко Е.В.

Луганск

ВНУ им. В. Даля

2009

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения.

I. Вопросы для самоподготовки

  1. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой.
  2. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.
    1. Функциональная («равновесная») и «конфликтная» модели.
    2. Трактовка конфликта в работах Р. Дарендорфа и Л. Козера.
    3. Изучение конфликтов в отечественной науке.
  3. Психологическая традиция изучения конфликтов.

3.1. Конфликт как интрапсихический феномен (З.Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон).

3.2. Ситуационные подходы: конфликт как реакция на внешнюю ситуацию (М.Дойч, М. Шериф).

3.3. Конфликт как когнитивный феномен (К. Левин, Ф. Хайдер).

  1. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
  2. Методы изучения конфликтов.

II. Задания для самостоятельной работы.

  1. Какая общая черта характерна для философско-социологической и психологической традиций изучения конфликта?
  2. Определите собственную позицию в позитивном и негативном видении конфликта.
  3. Конфликт — это источник развития. Приведите аргументы «за» или «против».

III. Законспектировать следующие работы:

  1. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. — М.: ИСАН, 1991. — С. 70−74.
  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. — № 5. — С. 142−147.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С.100 — 115.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., Питер, 2001. — С.14−18, 35−40.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной ... .ч. и в др. сферах отношений. Так возникает феномен многомерности конфликта. За исходом конфликтом часто следует постконфликтный синдром, характеризуемый напряжённостью в отношениях ранее ...

Рекомендуемая литература.

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ, 1999. — 446с.
  2. Анцупов А.Я., ШипиловА.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. — М.: ЮНИТИ, 1992. — 364с.
  3. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология.- Харьков: Университет внутренних дел, 1997.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  7. Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.

Семинарское занятие № 2 тема: Теории поведения личности в конфликте.

I. Вопросы для самоподготовки

  1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.
  2. Характеристики основных стратегий поведения личности в конфликте.
  3. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт.
  4. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко и др.
  5. Типы конфликтных личностей.

II. Задания для самостоятельной работы:

  1. Как взаимосвязаны выделенные различными авторами стратегии поведения в конфликте? Определите стратегию поведения, которая вам импонирует (обоснуйте свой ответ).
  2. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.
  3. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте?
  4. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

12 стр., 5891 слов

Конфликты и социально-педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

... поведения в конфликте является соперничество. 2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах Урегулирование конфликта ... группах наблюдается увеличение конфликтов. Конфликтология изучается как психологами ... чтобы мы совместно могли добиться успеха. По каждому из ... общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод урегулирования конфликтов ...

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

5. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т. п.

III. Законспектировать следующие работы:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ. 1999. — Гл. 14.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — С. 195−208.
  3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.3.
  4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение; Владос, 1994. — С. 348−350.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература:

  1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн. 2000. Гл. 15. «Управление конфликтами».
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001.
  3. Козлов А.С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. 1999.
  4. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. СПб. 1999.
  5. Основы конфликтологии./ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1997.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Технологии эффективного общения

и рационального поведения в конфликте.

I. Вопросы для самоподготовки:

  1. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности.
  2. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии.
  3. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.
  4. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

II. Вопросы для самоконтроля

7 стр., 3403 слов

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 6

... исправить, когда – нет, игра должна быть продолжена! ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ - Стр 2 Цель судьи – быть всегда опрятным, ... импульсивным поступкам; – степень впечатлительности; – способность подчинить свое поведение логике событий, а не чувствам; – способность к дисциплинированности ... между собеседниками. Улыбка – гасит огонь конфликта. Дистанция общения У каждого народа существует свое представление о ...

  1. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.
  2. Сформулируйте психологический закон общения.
  3. Выберите вариант правильного ответа:

Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:

  • Добиться убеждения соперника в своей правоте;
  • Добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
  • Добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
  • Добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
  • Овладеть инициативой в споре.
  • Технологии рационального поведения в конфликте это:

а) совокупность способов психологической корркции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;

б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;

в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;

д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

  1. Социология Практикум / Сост. И отв. Ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. — М.: Социально-политический журнал, 1993. — С. 194−203.
  2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб.: Об-во «Знание», 1999. — С. 465−469.
  3. Ладанов И. Д Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. — М.: Перспектива, 1997. — С.256.
  4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл. 13.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Гл. 32, 35.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология. /под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл. 3, 13.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... деловыми или личными. В конфликтологии педагогические конфликты принято делить по основе содержания ситуации их возникновения на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношении.  В ... красивому человеку положительного внутреннего образа одно из хорошо изученных социальной психологией заблуждений.  Так же вызывают симпатию у учителей дети, которые ...

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение; Владос, 1994.

5. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. — Киев, 1989.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Психология переговорного процесса

по разрешению конфликтов.

I. Вопросы для самоподготовки:

1. Переговорный процесс, его функции и основное содержание.

2. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

3. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодейстивие им.

4. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

II. Задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.
  2. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?
  3. Выберите вариант правильного ответа:

К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

Где S1 и S2 — субъекты конфликта; П — посредник (медиатор).

а) коньюктивный;

б) конгруэнтный;

в) дизъюктивный;

г) смешанный;

д) линейный.

4. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угроза, блеф?

  1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб.: Об-во «Знание», 1999. — С.319−323.
  2. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — С.144−146.
  3. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992. — № 2. — С. 87−95.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V.Рекомендуемая литература:

  1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург: ГЛАГОЛ, 1995.- 88с.
  2. Доценко Е. Л Психология манипуляции. — М., 1997.
  3. Конфликты в коллективе и пути их преодоления — Л., 1991.
  4. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченко. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2003. — 624с.
  5. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990.
  6. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск: Амал-фея, 1997. — 277с.

Семинарское занятие № 5 Тема: Внутриличностные конфликты

  1. Вопросы для самоподготовки:
  1. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.
  2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
  3. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы.
  4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание.
  1. Задания для самостоятельной работы:
  1. В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма?
  2. Назовите свойства проницательного человека, характерные для Вас (особенно те, которые Вы используете для прогнозирования и предупреждения конфликтов).
  3. Почему внутриличностный конфликт является социальным?
  4. Выберите вариант правильного ответа:

Витальный внутриличностный конфликт — это:

3 стр., 1483 слов

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

... Алина Юрьевна ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Курсовая работа (IV курс, гр. П-71) Научный руководитель: д. м ... заболеваний. В рамках данной работы и данной выборки не удалось рассмотреть явную взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликте. Можно лишь говорить ...

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами;

б) конфликт, связанный с выбором 2 или более в авной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

7 стр., 3453 слов

Межличностный конфликт и способы его разрешения

... вознаграждений не поощряла негативное поведение некоторых лиц или групп. Межличностные методы. Когда создается конфликт или только начинается, участникам следует выбрать форму и ... ) Структурные - методы по ликвидации организационных конфликтов; ) Межличностные методы (стили поведения в конфликтных ситуациях); ) Ответные агрессивные действия (группу применяют в исключительных случаях, когда исчерпаны ...

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии — интраверсии.

  1. Законспектировать следующие работы:
  1. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния / Под.ред. А.А. Крылова и др. — Л., 1982. — С. 90−96.
  2. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. — Киев, 1989. — С.64 — 71.
  3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — С. 144 — 146.
  4. Фрустрация, конфликт, защитаю // Вопросы психологии. — 1991. — № 6. — С. 71 — 72, 76 — 80.

IV. Выписать все ключевые понятия.

  1. Рекомендуемая литература:
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Разд.V.
  2. Мольц М.Я. Я — это Я, или как стать счастливым. / Пер. с англ. — СПб., 1992.
  3. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. — Саратов, 1994.
  4. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПБ.: Лань, 1997.
  5. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. — Гл.18; 19; 22.

Семинарское занятие № 6 Тема: Межличностные конфликты

  1. Вопросы для самоподготовки:
  1. Понятие межличностного конфликта и его структура.
  2. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.
  3. Классификация межличностных конфликтов.
  4. Уровни развития межличностных конфликтов.
  5. Специфика проявления межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.
  1. Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

2. Что такое трансактный анализ в межличностном восприятии по Э. Берну?

3. Какую роль играют стереотипы и установки в межличностном восприятии?

4. Какие факторы влияют на межличностную совместимость (несовместимость)?

5. Назовите основные варианты исхода межличностного конфликта?

6. Что такое «готовность к разрешению конфликта», в чем она выражается?

7. Основные детерминанты выбора типа поведения в межличностных конфликтах.

  1. Законспектировать следующие работы:
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Гл. 26.
  2. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А.И. Донцова. — М., 1981. — С.26 — 44.
  3. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема детерминант межличностного конфликта в группе. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977. — № 4. — С. 23−32.

IV. Выписать все ключевые понятия.

  1. Рекомендуемая литература:
    1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург, 1995. — С.15 — 25.
    2. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. — Л., 1991. — С. 19−21.
    3. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М.: АО Стрингер, 1992.

Семинарское занятие № 7

Тема: Групповые конфликты

I. Вопросы для самоподготовки:

  1. Понятие групповых конфликтов и их структура.
  2. Классификация групповых конфликтов.
  3. Конфликт типа «личность — группа» и его особенности.
  4. Межгрупповые конфликты, их причины и функции.
  5. Классификация межгрупповых конфликтов.
  6. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

II. Задания для самостоятельной работы:

  1. Объясните понятие «групповая атрибуция».
  2. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта.
  3. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность — группа;

б) группа — группа;

в) личность — группа и группа — группа;

г) руководитель — коллектив;

д)микрогруппа — микрогруппа внутри коллектива.

  1. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров:

а) конфликт между руководством и коллективом ;

б) конфликт между лидером и микрогруппой;

в) конфликт между администрацией и персоналом;

г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;

д) конфликт между подразделениями внутри организации?

5. Перечислите варианты конфликтов «личность — группа».

III. Законспектировать следующие работы:

  1. Полозова Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. — М., 1981. — № 2. — С.94−98.
  2. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии /Отв. Ред Б.Ф. Ломов. — М., 1981. — С. 148 — 167.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Агеев В. С Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
  2. Кэмпбелл Д.Т. Реалистическая теория группового конфликта. — Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 1997.
  3. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 1958.
  4. Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector