Шаг 1. Выбор объекта и предмета исследования

Пояснительная записка

Дисциплина «Психология профессий» занимает важное место в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку приобретаемые в процессе ее изучения знания и умения являются основой усвоения методических дисци­плин и вместе с тем имеют самостоятельное значение в будущей профессио­нальной деятельности.

Основная цель учебно-методического издания состоит в формировании у студентов представления о психологических особенностях и закономерностях профессионального становления и самоопределения личности, профессионали­зации и психологических издержках этого процесса.

Данная цель определяет то, что предлагаемое учебно-методическое из­дание по выполнению контрольной работы по курсу «Психология профессий» содержит рекомендации по процедуре самостоятельного планирования и изу­чения студентом определенного психологического явления.

Выбор подобного характера контрольной работы обусловлен следующи­ми задачами:

— формирование у студентов теоретико-методологических и практико-ориентированных знаний и умений по взаимодействию с миром профессий.

— развитие у студентов представлений о профессиях, их психологической характеристике и конструировании.

— ознакомление с психотехнологиями стимулирования и сопровождения профессионального становления личности, и оказание психологически компетентной помощи в преодолении трудностей и деструкции профессиональной жизни.

— вооружить студентов методами исследования профессий и профессиональной психодиагностики;

— развитие рефлексии профессионального становления и мотивирование профессионального восхождения.

Написание контрольной работы имеет целью углубление и закрепление теоретических знаний, обобщение практических навыков, выработку умения самостоятельно применять полученные знания и опыт для решения научно-исследовательских задач.

Темы контрольных работ

1. Профессионально важные качества личности менеджера-организатора производства, практического психолога.

2. Профессионально обусловленная структура личности менеджера-организатора производства, практического психолога.

12 стр., 5553 слов

Структура личностной готовности студентов к профессиональной деятельности

... - выявить особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов и ее взаимосвязь с успешностью обучения. ... без каких-либо серьезных ограничений. Профессионализм личности зависит также от уровня развития ... профессии является исходной составляющей профессионализма, предпосылкой успешности предстоящей самостоятельной деятельности и условием достижения профессиональной ...

3. Выбор профессии.

4. Профессиональные деструкции личности менеджера-организатора производства, практического психолога.

5. Кризисы профессионального становления.

6. Аттестация кадров.

7. Профессионально важные качества личности. Методы их развития и диагностики.

8. Личный профессиональный план.

9. Профессиональное консультирование.

10. Профессиональные намерения, склонности (их диагностика и коррекция).

11. Диагностика профессиональной пригодности работника.

12. Профессиональные деформации личности менеджера, практического психолога, психотехнологии их преодоления.

13. Психолог в организации.

14. Имидж менеджера, практического психолога, его формирование.

15. Программа повышения психологической компетентности руководителя организации.

16. Программа снижения конфликтогенных факторов на предприятии.

17. Теории профессионального развития (отечественные и зарубежные).

18. Психотехнологии развития личности специалиста.

19. Кризис безработного.

Содержание контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включаю­щая теоретический и/или эмпирический разделы работы; заключение; литера­тура; приложения.

К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:

1 .Оформление титульного листав соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. Пример приведен в приложении 1.

2.Во введениираскрывается актуальность темы, ее значение и основ­ное содержание, обосновываются мотивы ее выбора, а также формируются цель и задачи работы.

3.Основная часть работы включает:

3.1.Теоретический раздел работысодержит развернутое описа­ние психологического феномена, который будет подлежать изучению, в само­стоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональ­ной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психическо­го явления могут выступать профессиональная пригодность работника, про­фессионально важные качества и т.д.

В данном разделе также дается обзор литературы по теме, суждения по дискуссионным вопросам, отражается уровень теоретической подготовки сту­дента по данному вопросу. Раскрывается природа рассматриваемого психологического явления или процесса, разрабатывается теоретическая база, опре­деляющая направленность и методику всей работы, даются основные кате­гории и понятия, очерчивается полностью круг рассматриваемых в данной ра­боте вопросов.

Название параграфов в теоретической части работы студент формулиру­ет самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического фено­мена.

3.2.Контрольная работа может включать в себя эмпирический раз­дел,который должен в себя включать описание следующих этапов: планиро­вание, проведение и обработка результатов исследования и использует в каче­стве основного метода психодиагностический инструментарий.

Планирование эмпирического исследования

 

Данный этап содержит следующие шаги.

Шаг 1. Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования — это фрагмент реальности, существующий незави­симо от исследователя и наук, которые его изучают. Объектами психологиче­ского эмпирического исследования чаще всего выступают группы людей, на­пример, менеджеры конкретного производства и т.д. На данном шаге планиро­вания исследования студент выбирает: кто будет выступать в качестве участ­ников исследования.

Предмет исследования — свойства, стороны, особенности реальных объ­ектов. При выборе предмета исследования студент определяет: что он будет изучать у выбранного объекта исследования. Например, степень выраженности профессиональных деформаций у менеджеров и т.п.

Этап обработки результатов исследования

Данный этап начинается с предъявления эмпирических данных в удоб­ной для восприятия форме (табличной и графической) и включает следующие шаги.

Шаг 1. Сводная таблица эмпирических данных

Ответы участников исследования на предложенные в тесте утверждения обрабатываются по описанной в тесте процедуре. Полученные таким образом эмпирические данные заносятся в сводную таблицу, пример которой представ­лен ниже.

 

Сводная таблица эмпирических данных

№ п/п ФИО или символ Пол Возраст Уровень выраженности эмоциональной толерант­ности
1. Иван м
2. Васиий м
3. Светлана ж
     
10.        
Среднее арифметическое      

Шаг 2. Графическое представление эмпирических дан­ных

Графическое представление эмпирических данных является наглядной формой представления результатов исследования.

Формой графического представления данных могут выступать диаграм­мы, гистограммы, графики, профили. Пример графического представления данных приведен ниже.

Шаг 3. Текстуальное описание эмпирических данных

Данный шаг содержит описание представленных графически результатов в текстовой форме.

4.В заключенииработы приводятся выводы, полученные в результате теоретического анализа и/или эмпирического исследования, а также указывает­ся подтвердилась или нашла опровержение сформулированная гипотеза.

Объем заключения не должен быть большим. Эта часть работы выполня­ется особенно тщательно, так как отражает итог всего исследования и пока­зывает самостоятельный вклад студента в решение поставленных конкретных задач.

5. Литература. Библиографический список литературы должен включать только те работы, которые проработаны автором (студентом) и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Пример приведен в приложении 3.

6. Оглавление включает название всех разделов и параграфов Вашей работы с указанием нумерации страниц. Пример приведен в приложении 4.

7. Приложение должно включать образец текста методики, посредством которой студент измерял уровень выраженности изучаемого психологического феномена; образец протокола, в который участник исследования заносил свои ответы на предложенные в методике задания или утверждения; а также образец ключа, с помощью которого студент обрабатывал ответы участников исследования в протоколах.

Литературные источники, рекомендуемые для выполнения работы

Основная

1. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для вузов [Гриф УМО] / О. Н. Рыбников. — М. : Академия, 2010. — 318 с

2. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств : [практ. пособие] / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. — СПб. : Питер, 2007. — 186 c.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2009. — 378 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 240 с

 

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ. / под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.,1996.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности М., 2001.

5.Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. – М., 1993.

6.Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.

7.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное са­моопределение молодежи. Киев, 1988.

8.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

9. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.

10. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998.

11. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональ­ной деятельности. М.,1987.

12. История советской психологии труда: Тексты / Под ред. В.П.Зин-ченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой. М., 1983.

13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

15. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

16. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда / Под ред. Е.М.Ивановой. М.,1986.

17. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: Развитие человека меж­ду детством и старостью. Калуга, 1994.

18. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

19. Методика индивидуальной профконсультации. М., 1982.

20. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.

21. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

22. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

23. Основы психодиагностики/Под ред. А.Г.Шмелева. М.; Ростов н/Д, 1996.

24. Павлова А.М. Психология труда. Екатеринбург. 2008

26. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения М., 2002.

1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.

2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения М.: Высш. шк., 2002.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова. М Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2006. 420 с.

4. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.

5. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.

34.Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005.

6. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

8. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.,1982.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Офисный пакет приложений Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

2. http://www.proforientator.ru

3. Электронная библиотека .

 

 

Приложение 1

Образец титульного листа

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Кафедра психологии образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Психология профессий»

На тему: «…»

 

Студент ___________________

Группа ____________________

Преподаватель _____________

 

 

Екатеринбург 2014


Приложение 2

Диагностика агрессивности с помощью методики Басса-Дарки

 

Данный опросник адаптирован Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой. Предна­значен для оценки уровня агрессии.

Психологические подходы к пониманию агрессии и агрессивности дол­гое время определялись как концепцией влечения, так и теориями, рассматри­вающими агрессию как последствие фрустрации (А.Доллард, С.Розенцвейг и др.)- В конце 50-х гг. Появился ряд публикаций по агрессии и агрессивности (Дж.Скотт, А.Бандура и Р.Вальтере, А.Басс, А.Берковиц, К.Лоренц и др.), кото­рые вызвали большой и неслабеющий поток экспериментальных и теоретиче­ских работ по данной теме.

Агрессия (от лат. Aggredi — нападать) — индивидуальное или коллек­тивное поведение, действие, направленное на нанесение физического или пси­хологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враж­дебности, ненависти и пр. Иногда агрессия может возникать как реакция на фрустрацию.

Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессивность» по­зволяет принимать ее как мотивированное разрушительное поведение, часто противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, нано­сящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным) принося­щее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (от­рицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.).

Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения ка­кой-нибудь цели; 2) как способ психической разрядки, замещения удовлетво­рения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) как спо­соб удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Наиболее распространенными методами изучения агрессии и агрессив­ности были и остаются различные опросники и тесты.

А.Басс и А.Дарки в 1957 г. Первыми проделали работу, которая характе­ризовалась попыткой рассмотрения агрессии как комплексного феномена.

Опросник Басса-Дарки (предлагаемый вариант адаптирован Э.Ф.Зеером и О.Н.Шахматовой) выявляет следующие формы афессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (з’лобные сплетни, шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющейся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.);

склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань).

Опросник состоит из 60 утверждений, на которые испытуемый дает ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности. Суммирование индексов №1,2,7 дает общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 6,5 — ин­декс враждебности.

Обработка и интерпретация результатов

Данный опросник позволяет оценить уровень агрессии по шести шкалам.

1. Физическая агрессия. да: 1,19,25,37,43,49,54.

нет: 7,13,31.

2. Косвенная агрессия, да: 2,8,14,26,32,44,50.

нет: 20,38,55.

3. Раздражение. да: 3,15,21,33,39,45,51.

нет: 9,27,56.

Обида. да: 4,10,16,22,28,34,40,46.

Подозрительность, да: 5,11,17,23,29,35,41,47.

нет: 52,57.

6. Вербальная агрессия. да: 6,18,24,36,42,48,53,59.

нет: 12,30,53,60.

Уровни выраженности

 

 

 

 

 

 

Названия шкал Уровни выраженности
Низкий Средний Высокий
1. Физическая аг­рессия 0-3 4-5 6-10
2. Косвенная аг­рессия
3. Раздражение
4. Подозритель­ность
5. Обида 0-3 4-5 6-8
6. Вербальная аг­рессия 0-4 5-6 7-12

 

Индекс Агр.= Физ.агр.+Косв.агр.+Верб.агр.

0-9 10-18 19-32

Враждебность = Обида + Подозр.

0-6 7-10 11-18.

Бланк ответов

1. 7. 13. 19. 25. 31. 37. 43. 49. 55.
  8. 14. 20. 26. 32. 38. 44. 50. 56.
3. 9. 15. 21. 27. 33. 39. 45. 51. 57.
4. 10. 16. 22. 28. 34. 40. 46. 52. 58.
5. 11. 17. 23. 29. 35. 41. 47. 53. 59.
6. 12. 18. 24. 30. 36. 42. 48. 54. 60.
1. Физическая агрессия (Фа)  
2. Косвенная агрессия (Ка)  
3. Раздражение (Ра)  
4. Подозрительность (Па)  
5. Обида (Оа)  
6. Вербальная агрессия (Ва)  

Приложение 3

Образец списка литературы

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М, 1982.

Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.,1996.

Битянова Н.П. Психология личностного роста. М., 1995.

Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М, 1993.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.

Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М.,1991.

Приложение 4

Образец оглавления

 

Введение