Учебно-методический комплекс по дисциплине 7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Ф.и.о. автора Григорьева Юлия Сергеевна

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ДОУ

(название)

Специальность: 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»,

050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь

2008

Автор-составитель:

Григорьева Ю.С.., к.п.н., ассистент кафедры

Учебно-методический комплекс «Делопроизводство ДОУ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности

050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»,

050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин и является обязательной для изучения

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан И.Ю.Ильина

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Тема 3 Педагогика как единство воспитания и образования (2 час. Лекция-презентация) Понятие «воспитание» в ... в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции ...

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Делопроизводство доу

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»,

050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Пермь

пгпу

2008

УДК

ББК

Р е ц е н з е н т :

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики дошкольного воспитания Пермского краевого института повышения квалификации работников образования Л.В.Любимова

Автор-составитель: канд. пед. наук асс. Григорьева Ю.С.

Э

Делопроизводство ДОУ : учеб.-метод. комплекс курса. Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология», 050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

/авт.-сост.Ю.С.Григорьева ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Делопроизводство ДОУ» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам и преподавателям.

Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования».

УДК 1

ББК 1

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Григорьева Ю.С., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

Структура УМК

СОДЕРЖАНИЕ

.Рабочая программа дисциплины ……………………………………………………………….

  1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………………………

  2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины………………………………
  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля………………….

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………

  2. 3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы ….
  1. Содержание курса ….

  2. Темы практических и семинарских занятий……………………………………….
  3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………..

  1. Список литературы……………………………………………………………………

7. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………………………..

8. Методические указания студентам………………………………………………….

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………………………

1. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель данной дисциплины – вооружить студентов знаниями, умениями, навыками в области организации делопроизводства в ДОУ, обеспечить научную и практическую подготовку к выполнению управленческой деятельностью в ДОУ.

Основными задачами курса являются:

— изучение теоретических основ и передового опыта организации делопроизводства в системе ДО;

— ознакомление с историей организации делопроизводства в ДОУ;

— вооружение методами и приемами организации делопроизводства ;

— формирование профессионального мастерства, организационно-методических умений;

— овладение навыками самостоятельной работы с научной литературой;

— развитие способности применять полученные знания и умения в практике работы в ДОУ.

В курсе рассматриваются проблемы, связанные с составлением множества документов, направленных на организацию работы ДОУ, т.к. четко организованное делопроизводство позволяет вовремя получать информацию о состоянии дел в учреждении и своевременно на это реагировать.

Центральными темами курса являются: «Организационно-распорядительные документы» и «Основы делопроизводства: работа с нормативными документами дошкольного учреждения», в которых на основе глубокой проработки законодательных, нормативных и инструктивных документов студенты знакомятся с уставом ДОУ, договором с родителями ребенка, договора с учредителем; с правилами внутреннего распорядка работников ДОУ, должностными инструкциями.

Программа курса предусматривает изучение вопросов, посвященных комплектованию ДОУ детьми, которые дополняются региональными документами.

Теоретически курс органически связан с семинарскими, практическими занятиями.

Данная программа допускает вариативность в выборе содержания, организованных форм занятий, методов и приемов работы студентов в зависимости от цели и задач всего курса и отдельных занятий.

2. Требования к уровню усвоения дисциплины

В последние годы предприняты попытки реформирования дошкольного образования, определены его концептуальные основы.

Поворот дошкольных учреждений в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в учебном плане специальностей 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования», предусмотрена подготовка руководящего состава дошкольных работников. Управленческий труд в дошкольном образовательным учреждением связан с ведением большого числа документов различной направленности и назначение, четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел в учреждении и своевременно на это реагировать. В связи с этим, курс «Делопроизводство дошкольного образовательного учреждения» позволит студентам разобраться в вопросах правильного ведения делопроизводства в ДОУ. Изучение предмета опирается на предшествующий опыт студентов, их знания, умения, навыки, которые они уже получили в процессе изучения курса «Управление дошкольным образовательным учреждением».

В процессе изучения курса студенты должны уметь составлять:

  • организационно-распорядительные документы (устав ДОУ, договор с родителями (законными представителями) ребенка, договор с учредителями;
  • коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, должностные инструкции работников учреждения.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

  • основных документах, регулирующих деятельность ДОУ;

знать:

  • номенклатуру дел;
  • организационно-распорядительные документы;
  • нормативные документы;
  • документы по комплектованию;
  • документы по кадрам ДОУ.

уметь:

  • разрабатывать нормативные документы, обеспечивающие деятельность ДОУ;
  • вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению;

приобрести навыки:

  • формирования профессиональной компетентности, касающейся целей, задач и содержания процесса делопроизводства в ДОУ;

владеть, иметь опыт:

  • в улучшении ориентировки в основных видах документов, используемых в практике дошкольного делопроизводства.

Программа рассчитана на 72 часа.

В конце обучения предполагается зачет.

Реализация программы требует методического и дидактического сопровождения. Для этого необходима видео- и мультимедиа- аппаратура.

Логика, содержание и формы учебных занятий могут быть определены следующим учебно-тематическим планом

3.Объем дисциплины

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Организационно-распорядительные документы образовательного учреждения

Тема 1. История развития делопроизводства в России

Раздел 2.

ИТОГО:

Примечание: нумерация тем — сквозная

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы *

Вариант 1: для одной специальности с учетом разных форм обучения (условный пример)

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно/заочная

Заочная

Номера семестров

Аудиторные занятия:

лекции

практические и семинарские занятия

тия

лабораторные работы (лабораторный практикум)

самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

контр, раб.

№ 1, 2 –

1 сем.

Курсовая работа

(№ семестра)

3 сем.

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) –

№ семестров

Зачет 1,2.Экзамен–3

Примечания: *Заполняется в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям/направлениям подготовки и формам обучения

Вариант 2: для нескольких специальностей при разнице в аудиторных занятиях не более 10-12 час, заполняется для каждой формы обучения отдельно (условный пример)

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

080507 Менеджмент организации

080105 Финансы и кредит

……….

……..

Номера семестров

Аудиторные занятия:

лекции

практические и семинарские занятия

лабораторные работы (лабораторный практикум)

кум)

самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

контр, раб. №1,2 –

1 сем.

Курсовая работа

(№ семестра)

3 сем.

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) – № семестров

Экзамен – 3

Экзамен – 3

Экзамен – 3

Вариант 3: для одной специальности при продолжительности изучения дисциплины более 2х семестров – с разбивкой по семестрам (условный пример)

Форма обучения____________________

Вид учебной работы

Количество часов

всего по уч. плану

в том числе по семестрам

1

2

3

Аудиторные занятия:

120

40

40

40

лекции

54

18

18

18

практические и семинарские занятия

54

18

18

18

лабораторные работы (лабораторный практ.)

кум)

12

4

4

4

самостоятельная работа

180

60

60

60

Всего часов на дисциплину

300

100

100

100

Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)

Контр. раб. №1,2,3

Курс. раб.

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет)

зачет

зачет

экзамен

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения

Названия разделов и тем

Всего

часов по учебному плану

Виды учебных занятий

часов

Аудиторные занятия,

в том числе

самостоя-тельная работа

лекции

практ. занятия, семинары

лабор. работы

Раздел 1. (название раздела)

1. (название темы)

2. (название темы)

Раздел 2. (название раздела)

…. (название темы)

…. (название темы)

…..

ИТОГО:

Примечание: нумерация тем – сквозная

При реализации дисциплины по разным формам обучения таблица заполняется для каждой формы отдельно.

  1. Содержание курса

«Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении»

Раздел 1. Организационно-распорядительные документы образовательного учреждения

Тема 1. История развития делопроизводства в России

Семь периодов в истории делопроизводства России. Х-Х1 вв. – делопроизводство в Древнерусском государстве. Х1-ХУ вв. – делопроизводства в период федеральной раздробленности. ХУ-ХУП – приказное делопроизводство. ХУШ в. – коллежское делопроизводство. Х1Х-начало ХХ в. – министерское. 1917-1980 гг. – делопроизводство советской эпохи. 1980 г. современное делопроизводство. Единая государственная система делопроизводства. Государственные стандарты организационно-распорядительной документации.

Тема 2. Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении

Общие требования к документам и службам документационного обеспечения ДОУ. Основные требования к оформлению организационно-распорядительных документов. Нормативные документы по делопроизводству, организации финансово-хозяйственной деятельности. Использование гражданского законодательства и законов о труде в составлении локальных документов и документации по личному составу. Нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность. Нормативные документы, регулирующие проведение аттестации педагогических кадров.

Тема 3. Основные документы управления. Особенности подготовки и оформления отдельных документов

Группы основных документов управления. Организационные документы (устав, учредительный договор, регистрационные документы).

Распорядительные документы (приказы по основной деятельности, распоряжения, инструкции и др.).

Документы по личному составу. Финансово-хозяйственные документы. Документы по личному составу (документы по кадрам).

Финансово-хозяйственные документы (правила внутреннего трудового распорядка, технический паспорт учреждения, инвентаризационные ведомости, сметы и др.).

Документы по методической работе (протоколы Совета педагогов, годовые планы, планы развития учреждения и др.).

Медицинские документы (медицинские карты детей, журналы по контролю за питанием, за санитарным состоянием учреждения).

Правила составления отдельных документов.

Тема 4. Номенклатура дел. Организация документооборота

. Номенклатура документов дошкольного образовательного учреждения. Реквизиты документов. Систематизация документов. Классификация – разделение по признакам сходствам. Формирование дел. Документооборот. Документопотоки: входящие, исходящие, внутренние. Прием и регистрация документов. Контроль исполнения документов.

Тема 5. Организация хранения документов

Правила хранения документов. Экспертиза ценности документов. Подготовка документов к архивному хранению. Оформление дел. Составление описей. Сроки хранения документов. Уничтожение дел с истекшими сроками хранения. Передача документов в архив.

Раздел 2. Основы делопроизводства: работа с нормативными документами дошкольного учреждения

Тема 6. Организационные документы дошкольного образовательного учреждения

Устав ДОУ – собрание законов, правил конкретного ДОУ, отличие от других ДОУ. Договор с учредителем. Типовое положение ДОУ. Родительский договор. Регистрационные документы. Особенности подготовки и оформления.

Тема 7. Правила оформления распорядительной документации

Унифицированные формы документов. Приказы по основной деятельности. Приказы по личному составу. Личные карточки. Оформление личных дел. Документирование трудовых отношений. Трудовой договор. Правила оформления трудовых книжек. Должностные инструкции. Справки. Объяснительные записки.

Тема 8. Автоматизированная система документационного обеспечения деятельности ДОУ

Технологический процесс обработки информации. Автоматизированная технология контроля исполнения документов.

  1. Темы практических и/или семинарских занятий

Раздел 1. Организационно-распорядительные документы

Практическое занятие, семинар – 2 часа

Тема 1. Работа с Уставом ДОУ

Вопросы к теме:

1. Закон РФ «Об образовании» ст.17

2 . Изучить и проанализировать Уставы ДОУ разных видов

Самостоятельно разработать Устав в соответствии с выбранным студентом видом ДОУ

Литература:

1. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении: практ.пособие / авт.-сост. С.М.Юдина, С.Н.Толстикова, Д.Р.Миняжева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 120 с.

2. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного общеобразовательного учреждения. /М.Л.Банарова, Н.В.Макарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 348 с.

3. Фриш Г.Л. Устав дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для разработки Устава ДОУ. – М., 2001.

Раздел 2. Основы делопроизводства: работа с нормативными документами дошкольного учреждения

Тема 3. Нормативные документы доу

Вопросы к теме:

1. Понятие о нормативных документах, их группировка

2. Система работы с нормативными документами

3. Требования к ведению отдельных видов документации в дошкольном учреждении

  1. Кац А.М. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и специалиста системы образования. – М., 1998. Ч.1.
  2. Стенюков Н.В., Пустозерова М.В. Делопроизводство в управлении персоналом. – М.: 2000.

Тема 4. Структура и содержание примерной и индивидуальной номенклатуры дел дошкольного учреждения

Практическое задание:

1. Составить классификацию нормативных документов:

а) по их содержанию

Программно-целевые

Распорядительные

Инструктивно-методические

б) По времени действия

Постоянного действия

Долговременные

Кратковременные

  1. Проанализировать содержание одного нормативного документа и составить краткую аннотацию (карточку документа):
  • цель документа
  • специфичность документа и его содержание
  • группа документа
  • специфичность работы с документом
  • средства достижения цели, отраженные в содержании документа.
  1. «Пакет деловых бумаг».

Студенты распределяются на подгруппы по 2-4 человека, им предлагают дидактический материал (пакет с различными видами документации).

Каждая группа знакомится с информацией, содержащейся в документах, и выполняет следующие задания:

  • определяет, соответствует ли оформление данного вида документа принятым стандартам и нормативным требованиям, если нет, то в чем несоответствие?
  • вносит необходимые коррективы по содержанию и оформлению
  • распределяет документы пакета по степени важности, срочности, записывает в соответствии с этим в таблицу:

№ документа

№ задания

а

б

в

г

  • Анализируя информацию документа, группа принимает управленческое решение и также фиксирует его в выше приведенной таблицу
  1. «Внимание, приказ!» Ознакомившись с различными по содержанию и оформлению приказами, студенты дают обоснование изложенным в документе позициям, определяют правильность управленческого решения и культуру оформления документа. Самостоятельно моделируют управленческую ситуацию, на ее основе вырабатывают управленческое решение и представляют его в виде приказа (письменно).

Затем проводится коллективное обсуждение результатов работы.

  1. Подготовить авторский проект индивидуальной номенклатуры дел «вашего» детского сада.

Литература

  1. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении: практ.пособие / авт.-сост. С.М.Юдина, С.Н.Толстикова, Д.Р.Миняжева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 120 с.
  2. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного общеобразовательного учреждения. /М.Л.Банарова, Н.В.Макарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 348 с.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Список литературы Основной:

  1. Андреева В.И.Делопроизводств. – М., 2000.
  2. Единая государственная система делопроизводства: Основные положения. – М., 1995.
  3. Маневцова Л.М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении /Л.М.Маневцова, С.А.Бабак. – 2-е изд.испр.. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
  4. Примерная «Инструкция по делопроизводству в общеобразовательном учреждении». ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: требования к оформлению документов \\Государственный стандарт Российской Федерации. – М., 1997.
  5. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М., 1998.

Дополнительный:

  1. Кац А.М. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и специалиста системы образования. – М., 1998. Ч.1.
  2. Стенюков Н.В., Пустозерова М.В. Делопроизводство в управлении персоналом. – М.: 2000.
  3. Фриш Г.Л. Книга приказов дошкольного образовательного учреждения. – М., 2000.
  4. Фриш Г.Л. Устав дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для разработки Устава ДОУ. – М., 2001.
  5. Дик Н.Ф. Настояльная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения /Н.Ф.Дик, Н.Б.Иванова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  6. Организация делопроизводства в образовательном учреждении: Практическое пособие / Сост. Т.С.Орлова, А.И.Тебякина. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с.

  1. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

8.3. Методические указания студентам

Самостоятельная работа студентов предусматривается учебным планом и соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, с целью формирования навыков исследовательской работы студентов.

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, которые необходимо дополнительно проработать и проанализировать для использования полученных знаний на практике.

Задания по самостоятельной работе оформлены в виде таблицы:

Разделы и темы для самостоятельного изучения

изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Тема 1. История развития делопроизводства в России

работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Тема 2. Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы

Тема 2. Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении

работа с нормативными документами и законодательной базой

Тема 3. Основные документы управления. Особенности подготовки и оформления отдельных документов

обработка статистических данных, нормативных материалов;

Тема 6. Организационные доку-менты дошкольного образо-вательного учреждения

анализ учредительных документов конкретного дошкольного образовательного учреждения

Тема 8. Автоматизированная система документационного обеспечения деятельности ДОУ

поиск и обзор электронных источников информации, подготовка заключения по обзору

Результаты самостоятельной работы будут учтены при аттестации студента (зачет).

При этом проводятся: экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях и т.д.

II. Материалы, устанавливающие содержание

и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций

Проверка качества усвоения знаний осуществляется в процессе практических занятий, выполнения студентами заданий самостоятельной работыАктивность студентов во время практических занятий оценивается, исходя из показателей:

— ориентированность в теоретической и методической литературе: наличие конспектов, тезисов, заполненных схем, таблиц и т.д.;

— целевая направленность ответов на предложенные преподавателем вопросы: глубина, точность и краткость формулировок;

— умение использовать личный опыт; устанавливать внутридисциплинарные, междисциплинарные связи;

— активное включение в общую дискуссию.

Проверка выполненных студентами творческих, проблемных заданий осуществляется исходя из следующих показателей:

    • знание нормативно-правовой документации;
    • грамотность изложения и использования терминологии;
    • умение составлять документы с использованием необходимых реквизитов.

    Экспресс-контроль проводится во время лекций, для этого отводится 10-15 минут, его назначение заключается в проверке уровня освоения студентами лекционного содержания учебного курса. В содержание экспресс-контроля включаются разнообразные задания, вопросы, направленные на самопроверку, аттестацию преподавателем текущей успеваемости студентов.

    Показатели оценки:

    — соответствие заданной теме

    — содержательность

    — самостоятельность

    — глубина

    — творческий подход

    — краткость и четкость изложения.

    Итоговая аттестация:

    Учебный курс завершается зачетом, на котором проверяются:

    — усвоение теоретического материала курса

    — наличие набора документов, разработанных в ходе практических и самостоятельных занятий.

    2