Методические материалы по изучению дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Учебно- методические материалы для студентов

дневного и заочного отделений педагогического факультета

направления 050400 «Психолого-педагогическое образование»

 

Тверь 2011

Составитель кандидат психологических наук, доцент О.О. Косякова

 

Печатается по решению кафедры дошкольной педагогики и психологии (протокол № 15 от 18. 05. 2011 г.).

 

Пояснительная записка

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Содержательно она закладывает основы знаний для освоения дисциплин базовой части профессионального цикла («Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»), дисциплин вариативной части профессионального цикла «Психолого-педагогический практикум по психологии подросткового возраста»).

Учебная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития», «Клиническая психология детей и подростков».

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Психология подросткового возраста»: иметь представление об основных закономерностях развития психики; знать сущность движущих сил психического развития, социальной ситуации развития, отличия стабильных и кризисных периодов развития; периодизацию психического развития.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цель дисциплины – формирование и развитие у обучающихся компетенций:

· способен учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности в подростковом возрасте (ОПК-1);

· способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: иметь представление об особенностях различных видов деятельности в подростковом возрасте; понимать взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии подростков, взаимосвязь обучения и развития подростков; знать основные закономерности развития познавательных процессов детей подросткового возраста – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи; сущность социальной ситуации развития, закономерности развития различных сфер личности на протяжении подросткового возраста; уметь ясно излагать и аргументировать проблему подросткового кризиса, положения об основных психических новообразованиях подросткового возраста; характеризовать сущность проблемы психогенной школьной дезадаптации; владеть навыками анализа психологических проблем подростков.

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности ...

... школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет ... в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в ...

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, проблемная лекция, разыгрывание ролей, дикуссия, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ.

Учебная программа

1. Социальная ситуация развития подростков.

Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста». Условия кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

2. Деятельность в подростковом возрасте.

Ведущая деятельность подростков. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого вида деятельности. Возникновение интимного круга общения. Поступок как единица поведения. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Поведение и усвоение морально-этических норм. Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования данного периода. Дружба подростков. Особенности ее развития. Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Изменение структуры интересов, их профессиональная направленность. Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

Развитие познавательных процессов. Значение общеинтеллектуального развития для формирования основного новообразования подросткового возраста. Сенсорное развитие, совершенствование свойств внимания подростков. Особенности мышления подростков. Развитие воображения и речи в подростковом возрасте, мнемические процессы подростков.

4. Особенности развития личностной сферы в подростковом возрасте.

Морально-этический кодекс подростков. Л.С. Выготский о двух фазах подросткового возраста. Подростковый возраст как возраст «соизмеримости» со взрослым. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости. Половозрастные особенности подростков. Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития. Трудности профессионального самоопределения и личностного самоопределения. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

15 стр., 7401 слов

Общение в подростковом возрасте

... - деятельность по организации общения детей подросткового возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности общения подростков; 2. Выявить феномен, структуру развития и содержание общения подростков; 3. Раскрыть особенности формирования, проблемность и ...

5. Психологическое сопровождение развития подростков.

Особенности обучения и воспитания подростков. Психологические трудности подросткового возраста как объективный факт и как субъективные переживания. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Подросток как объект психологической помощи. Формирование учебной мотивации подростков. Учителя и родители как союзники в психологической помощи подростку. Виды психологической помощи. Психодиагностика и коррекция психического развития подростков.

Список литературы

а) основная литература:

1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. –М.: центр «Академия», 1999. – 456 с.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

б) дополнительная литература:

1. Психология подростка / под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – 526 с.

2. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996. – 480 с.

3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МПСИ, 1997. – 194 с.

4. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998. – 488 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Флинта, 1999. – 672 с.

Методические материалы по изучению дисциплины

Тема 1. Социальная ситуация развития подростков

Вопросы к семинарам

1. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

3. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту.

Темы рефератов и докладов

1. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.

2. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста».

3. Условия кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

Практические задания

Задание 1.Продолжите предложения:

a) Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с …

b) Сравнение себя со взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он …

c) Суть социальной ситуации развития заключается в том, что подросток …

d) Основные психологические потребности подростка – …

e) Переходность психики подростка состоит в …

Задание 2. Каким образом соотносится содержание социальной ситуации развития подростка с лингвистическим значением слова «подросток» (от латинского «adolescere» – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки)?

Задание 3. Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Однако отношение подростка к взрослому двойственное. Поясните, в чем проявляется эта двойственность. Приведите пример.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Подростковый возраст Познавательная и эмоциональная сферы подростков Подросток и сверстники Подросток и школа Общение подростка с родителями и учителями Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте ... к разным группам возрастов (детство; подростково-юношеский возраст; зрелый возраст). Виды заданий: Мультимедиа-презентация ...

Задание 4. Исправьте ошибки в приведенном тексте:

Подросток не стремится осознать и развить свою уникальность, что порождает потребность в обособлении от семейного «Мы». Однако он способен глубоко и объективно оценивать самого себя, его «Я» стремится к «Мы», которое составляют сверстники. В этот период характерно господство взрослого сообщества над детским. К началу подросткового возраста складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений со взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания.

Задание 5. Приведите примеры собственно подростковых психологических реакций, которые возникают при взаимодействии с окружающей средой (по А.Е. Личко): реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых); реакция «отрицательной имитации» (поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи); реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения); реакция увлечения (хобби-реакция); реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемами и т.д.).

Задание 6. Законспектируйте статью К.Н. Поливановой: Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – № 1. – 1996. – с. 20 – 33.

Задание 7. Прочитайте лекционный материал и рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия, с помощью которых описываются закономерности и специфика социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Задайте графическую схему (систему основных понятий) изученного Вами материала – своеобразное наглядное пособие на тему «Психологические особенности подросткового возраста».

Тема 2. Деятельность в подростковом возрасте

Вопросы к семинарам

1. Ведущая деятельность подростков.

2. Общение подростков.

3. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества.

4. Учебная деятельность подростков.

Темы рефератов и докладов

1. Поведение и усвоение морально-этических норм.

2. Подросток в неформальных молодежных объединениях.

3. Дружба подростков.

4. Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Практические задания

Задание 1. Продолжите предложения:

a) Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение …

b) В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются … .

c) Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно, поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает у него … .

d) Благополучная форма перехода к новому типу отношений со взрослыми возможна, если … .

e) Проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростничества, однако сила, частота проявлений зависят во многом от … .

f) Необходимым условием благополучных отношений подростка и взрослого является … .

Задание 2.Исправьте ошибки в тексте:

В учебной деятельности подростков имеются свои трудности и противоречия. Прежде всего, отмечается повышенная восприимчивость к отдельным сторонам обучения, в первую очередь тем, которые подчеркивают взрослость подростка. Привлекательностью не обладают самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоления на пути понимания сложного материала, возможность самому строить познавательную деятельность за пределами школы. Вместе с тем у подростков нередко повышается общий интерес к учению в школе, школа является для ученика центром его духовной жизни.

Задание 3. Установите соответствие между возрастом (10–11 лет, 121–3 лет, 14–15 лет) и мотивами общения со сверстником:

a) стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности;

b) желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе;

c) мотив занять определенное место в коллективе сверстников.

Задание 4. Перечислите основания, которые благоприятствуют сохранению прежнего отношения взрослых к подростку как к ребенку.

Задание 5.Попытайтесь вспомнить и проанализировать особенности Ваших взаимоотношений со сверстниками в подростковый период. Как развивались отношения со сверстниками? Какие полезные знания, навыки и ценности Вы приобрели в группе сверстников? Можете ли Вы вспомнить конкретные обстоятельства, способствовавшие их приобретению? Какие «уроки» Вам преподали в то время ваши лучшие друзья? Как относились ко всему этому взрослые? Какие негативные влияния группы сверстников Вам пришлось испытать? Как можно было этого избежать или как-то препятствовать этому? Сделайте вывод: какое влияние оказывают отношения со сверстниками на социальное и личностное развитие в подростковом возрасте.

Задание 6. Поясните, как изменяется учебная деятельность в подростковом возрасте по следующим параметрам:

· по отношению к учению; по содержанию учебной деятельности;

· по способам усвоения материала;

· по умению преодолевать трудности в учебной работе;

· по широте и глубине познавательных интересов.

Задание 7. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Как Вы считаете, какие из них доминируют в подростковом возрасте и почему?

Задание 8. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

Основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте является:

a) забота о своем положении в будущем;

b) стремление к положению школьника;

c) интерес к учебе;

d) завоевание определенного места в классе.

Задание 9. Сформулируйте требования к организации учебной деятельности подростков, отражающие специфику этого этапа возрастного развития.

Тема 3. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте

Вопросы к семинарам

1. Сенсорное развитие, совершенствование свойств внимания подростков.

2. Особенности мышления подростков.

3. Развитие воображения и речи в подростковом возрасте.

4. Мнемические процессы подростков.

Темы рефератов и докладов

1. Значение общеинтеллектуального развития для формирования основного новообразования подросткового возраста.

2. Развитие познавательных процессов подростков в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Практические задания

Задание 1. Продолжите предложения:

a) Основные изменения в свойствах восприятия подростка заключаются в … .

b) Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер … .

c) Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к … .

d) Основной особенностью интеллектуальной деятельности подростков является … .

Задание 2.Исправьте ошибки в тексте:

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Мыслительные операции приобретают конкретный характер. Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач.

Задание 3.Укажите основные отличия познавательной сферы подростков от познавательной сферы младших школьников.

Задание 4. Каковы факторы развития творческого мышления подростка? Какие рекомендации Вы можете дать педагогам по развитию креативности и гибкости мыслительной деятельности подростков?

Задание 5. Известно, что каждая молодежная группировка имеет свой сленг, который отражает ее образ жизни и мироощущение. В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Каковы мотивационные основания использования матерных слов для подростка?

Задание 6. Прочитайте лекционный материал и рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия, с помощью которых описываются закономерности и специфика развития психических процессов в подростковом возрасте. Задайте графическую схему (систему основных понятий) изученного вами материала – своеобразное наглядное пособие на тему «Познавательная сфера в подростковом возрасте».

Тема 4. Особенности развития личностной сферы

В подростковом возрасте

Вопросы к семинарам

1. Формы проявления чувства взрослости.

2. Развитие аффективно-потребностной сферы.

3. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

4. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности.

5. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития.

6. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Темы рефератов и докладов

1. Половозрастные особенности подростков.

2. Морально-этический кодекс подростков.

3. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания.

4. Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков.

5. Трудности профессионального самоопределения и личностного самоопределения.

6. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании.

Практические задания

Задание 1. Продолжите предложения:

a) Развитие «Я-концепции» и самооценки в подростковом возрасте заключается в том, что …

b) Для подросткового возраста характерно доминирование потребностей в …

c) Эмоциональное развитие в подростковом возрасте характеризуется …

d) Главное новообразование подросткового возраста заключается в …

e) Недостаточность воли сказывается у подростков в том, что …

Задание 2. Исправьте ошибки в тексте:

Подростковый кризис характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, сниженной чувствительностью к оценке посторонними их внешности, способностей, умений. Внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость – с развязностью, показной независимостью, борьбой с авторитетами, общепринятыми правилами и нормами, обожанием случайных кумиров.

Задание 3.В целом отмечаются большие различия по степени знания себя и адекватности самооценки подростков. Перечислите факторы, которые могут обусловливать заниженную и завышенную самооценку в подростковом возрасте.

Задание 4. Охарактеризуйте взаимосвязи эмоций и чувств с потребностно-мотивационной сферой, самооценкой и уровнем притязаний. Приведите примеры.

Задание 5. Оцените роль семейного воспитания в формировании свойств личности подростка. Формированию каких личностных особенностей могут способствовать:

a) авторитарный стиль воспитания,

b) гиперопека,

c) либеральный стиль воспитания.

Задание 6. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

1) С. Холл кризисные явления в подростковом возрасте связывал:

a) с трудностями в обучении,

b) с биологической обусловленностью развития,

c) с отношением подростка к окружающим,

d) с изменениями в социальной ситуации развития.

2) Наиболее легким для подростков способом реализации и достижения чувства взрослости является:

a) перестройка взаимоотношений со взрослыми,

b) развитие интересов,

c) внешнее подражание признакам взрослости,

d) самовоспитание.

Задание 7. Психологи отмечают амбивалентность и парадоксальность характера подростка. Назовите основные противоречия, присущие этому возрасту, приведите примеры.

Задание 8.Обобщите пройденный материал. Сделайте вывод об основных закономерностях личностного развития в подростковом возрасте. Заполните таблицу:

 

Сфера личности Основные возрастные особенности
Самосознание  
Эмоциональная сфера  
Мотивационно-потребностная сфера  
Волевая сфера  

 

Тема 5. Психологическое сопровождение развития подростков

Вопросы к семинарам

1. Особенности обучения и воспитания подростков.

2. Психологические трудности подросткового возраста как объективный факт и как субъективные переживания.

3. Проблема психогенной школьной дезадаптации.

4. Формирование учебной мотивации подростков.

5. Психодиагностика и коррекция психического развития подростков.

Темы рефератов и докладов

1. Подросток как объект психологической помощи.

2. Учителя и родители как союзники в психологической помощи подростку.

3. Виды психологической помощи подросткам.

Практические задания

Задание 1.Подготовьте краткую статью в воображаемую «Энциклопедию для родителей» о подростковом кризисе. При этом воздержитесь от традиционной академичности, с одной стороны, и от навязчивой рекомендательности – с другой. Обратите особое внимание на язык статьи и на безусловное обстоятельство прочитывания этой статьи подростками раньше, чем это сделают родители.

Задание 2. Прокомментируйте приведенный текст. Выделите направления работы практического психолога с «трудными» под­ростками. Знания из каких областей психологии потребовались прак­тику А. Айхорну, чтобы достичь результатов? Как Вы считаете, ра­бота этого психолога – наука или искусство? Любой ли может воспроизвести его опыт с тем же эффектом?

В книге А. Айхорна «Непокорный подросток» обобщен практический опыт психологической работы с агрессивными индивидами. А. Айхорн по­казал, что неблагоприятные отношения с родителями вредно отражаются на развитии личности ребенка и такой ребенок в будущем обречен испы­тывать трудности в общении с другими людьми. Это та матрица, при помощи кото­рой формируется «латентная делинквентность». Если внешние обстоятель­ства продолжают оставаться неблагоприятными, латентный делинквент становится открытым правонарушителем. Путь, по которому следует идти в обращении с трудным подрост­ком, – это помочь ему установить контакт с доверяющим ему взрос­лым, на которого он может положиться и с кем в конечном итоге может отождествить себя, т. е. найти «Я-идеал». Внутренняя теплота А. Айхорна, его сочувствие «трудным» детям, твердая убежденность в бесполезности наказаний и беспредельное терпение сыграли решающую роль в выпол­нении этой задачи. Когда его подопечные встречались с ним впервые, многим он казался «слабаком», поскольку не применял наказания и как будто не замечал их агрессивных выходок. Но постепенно дети стали доверять ему, уважать и в конечном итоге любить, отождествлять себя с его образом, они становились способными к нормальному взаимодействию внутри группы и даже продвигались в школьных занятиях. Работая с другой группой подростков – «мошенников», А. Айхорн про­демонстрировал, что они поддаются влиянию, если сформировать их уваже­ние к какой-либо авторитетной фигуре. А. Айхорн полагал, что отцы, по образу которых дети создали свой «Я-идеал», сами вели жизнь обман­щиков. Вследствие этого необходимый момент работы: «открыть ребятам глаза» на фигуры родителей, показав свое собственное превосходство, чтобы дать возможность подросткам самим обесценить их «Я-идеал». А. Айхорну уда­лось это сделать, демонстрируя свой сильный характер. Сначала его ме­тоды вызывали трепет, затем чувство зависимости, а позднее – типич­ные невротические реакции. Когда про­явился невроз, ненормальные поведенческие модели ослабли, А. Айхорн смог общаться с подростками, используя психоаналитическую модель толкования. Его секрет, таким образом, состоял в том, что он сначала привязал подростков сильной эмоциональной связью, дав возможность их неврозу выявиться скорее в реакциях переноса, нежели в ненормаль­ном поведении, а затем использовал психоаналитические методики.

Задание 3. С какой психологической проблемой сталкивается в каждой ситуации психолог? Если бы Вы были практическим психологом, какую программу психологического обследования Вы бы составили? Какие методики психологической диагностики и кор­рекции Вы могли бы в каждом случае применить?

1. Подросток 13 лет поступил в больницу с резко выраженным характерным сдвигом в виде асоциального поведения. При исследовании выявлено: значимые отношения с отцом, психологическая травма, потеря дружбы с отцом. Для привлечения внимания демонстрирует «плохое поведение».

2. Подросток, который до недавнего времени отличался устойчивым положительным поведением и отношениями с окружением, вдруг сбегает из дома. Родители с трудом разыскали мальчика в одном из подвалов в компании бомжей. Обеспокоенные его поведением, они привели подростка на консультацию к психологу.

3. Девятый класс внезапно стал «неуправляемым», хотя случаев открытого группового сопротивления или сопротивления лидеров класса не было отмечено. Зато учитель чувствовал скрытое методическое и организованное сопротивление любым педагогическим воздействиям в форме ригидного поведения, молчания, скуки, отсутствия эмоционально-заинтересованного отношения учащихся к вовлеченности в процесс обучения. Учитель решил обратиться за помощью к психологу.

Задание 4.Ознакомьтесь с текстом:

«Анализ результатов опроса подростков показал, что каждый второй подросток в от­ношениях с учителями переживает конфликтные ситуации… Причину эмоциональной напряженности в школьной обстановке они часто видят в позиции учителя, его отношении к ним. Многие из опрошенных объяснили неблагополуч­ное эмоциональное состояние в школе личностными качества­ми учителей; три четверти опрошенных назвали пе­дагогов, которые не любят детей, почти половина, по их оцен­кам, равнодушна к своим воспитанникам; меньше трети име­ют нелюбимого учителя; только одна пятая надеется на помощь учителя в трудную минуту. Такое положение подростки объяс­няют «несправедливостью учителей» — 36 %; «грубостью и бес­тактностью» — 45 %; «равнодушием к ним» — 43 %; «нежелани­ем понять ученика» — 40 %.

Педагоги тоже отметили, что переживают конфликтные от­ношения с учащимися (65%).

Шестнадцать процентов учите­лей признались, что учащиеся нередко вызывают у них раздра­жение, злость. Собранные факты свидетельствуют о том, что в настроении педагогов нередко преобладают отрицательные эмоции и отрицательные реакции на поступки и действия учащихся; равнодушие к интересам и настроениям школьников, их эмо­циональному состоянию: переживаниям, радостям, успехам или неуспехам. Анализ полученных данных позволяет говорить о дискомфортных отношениях в системе «учитель — ученик», что определяет повышенную эмоциональную напряженность отрицательной направленности»[Соколова Л.Е. Формирование эмоциональной культуры у учителей лицея средствами методической работы // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: Сб. науч. ст./ под ред. А.П. Сманцера. – Минск, 1997.].

Дайте психолого-педагогический комментарий приведен­ным статистическим данным. Предложите собственный проект гуманизации школы.

Задание 5.А) Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаи­модействие с подростком.

Список личностных качеств учителя:

1. Вспыльчивость. 2. Прямолинейность. 3. Торопливость. 4. Резкость. 5. Себялюбие. 6. Упрямство. 7. Обидчивость. 8. Мстительность. 9. Сухость. 10. Педантичность. 11. Медлительность. 12. Необязательность.

13. Забывчивость. 14. Нерешительность. 15. Пристрастность.

16. Придирчивость. 17. Бестактность. 18. Лживость. 19. Беспринципность. 20. Двуличие. 21. Неискренность. 22. Раздражительность. 23. Благодушие. 24. Амбициозность. 25. Злобность. 26. Агрессивность.

27. Подозрительность. 28. Злопамятство. 29. Притворство. 30. Равнодушие.

Б) Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагоги­ческих конфликтов с подростком.

Список личностных качеств учителя:

1. Справедливость. 2. Терпимость. 3. Тактичность.

4. Ответственность. 5. Оптимизм. 6. Принципиальность.

7. Требовательность к себе. 8. Требовательность к ребенку.

9. Самоуважение. 10. Уважение личности ребенка.

11. Доброжелательность. 12. Эмоциональность. 13. Самообладание.

14. Уравновешенность. 15. Демократичность. 16. Уверенность в себе.

17. Инициативность. 18. Импровизационность. 19. Решительность.

20. Доброжелательность. 21. Терпеливость. 22. Артистизм.

23. Эмпатийность. 24. Целеустремленность. 25. Любовь к детям.

26. Аккуратность. 27. Энергичность. 28. Деловитость. 29. Альтруизм.

30. Великодушие.

Задание 6.Ознакомьтесь с данными статистики:

«Жизнь каждого ребенка от­личается эмоциональной напряженностью, которая в небла­гоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачивать­ся психологическими срывами. Около 45—50 % школьников имеют различные фор­мы неврозов, отклонения в развитии нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подрост­ков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оп­тимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У части малышей (около 65 %) доминирует низкий уровень настроения, у трети — средний, высокий — у менее чем 10%. В стар­ших классах значительно увеличивается число учащихся с низ­ким уровнем настроения (70 %).

Средний уровень констатируется лишь у 20 %, высокий — у 5 %. Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм».

Проанализируйте приведенные данные исследований и дай­те им психологическую оценку. Предложите способы улучшения эмоционально-психоло­гического климата в школах.

Задание 7. Определите требования личностного подхода:

1. Личностный подход требует учета индивидуальных осо­бенностей детей.

2. Личностный подход указывает на необходимость учета возрастных особенностей в воспитании и обучении.

3. Личностный подход нацеливает педагога на изуче­ние личности воспитанника и организацию учебно-воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий детей.

4. Личностный подход предполагает участие детей в совместном обсуждении программы воспитания и обучения.

5. Личностный подход обязывает педагогов строить учебно-воспитательный процесс на основе учета главных личност­ных качеств — направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возраст­ные и индивидуальные особенности учащихся.

Задание 8. Составьте тест для педагогов и родителей с целью выявления их знаний в области психологии подростка. Тест должен включать не менее 30 вопросов. В каждом вопросе предусмотрены 3 варианта ответа, только один из которых верный.

Методические указания по написанию рефератов. Реферат – один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении курса

Реферат – один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении курса. Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде исследуемой студентом научной проблемы, с последующим докладом в форме публичного выступления.

Работа должна быть выполнена с использованием персонального компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Например, при работе с редактором Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman в основном тексте задается размер шрифта 14, межстрочный шаг полуторный, количество строк на странице 30. В таблицах и приложениях можно применять другие параметры. Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 1,5 мм, нижнее – 20 мм. Допускается оформление работы от руки, но запись должна быть аккуратной и разборчивой.

В работе должны быть представлены:

1. Титульный лист (указание учебного заведения, темы реферата, наименование дисциплины и специальности, номера учебной группы и ФИО исполнителя, должности, ученой степени и ФИО преподавателя).

2. План-оглавление (названия 3–5 параграфов).

3. Введение (объясняется выбор темы; ее значимость, актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи психологии).

4. Основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый параграф должен быть логическим продолжением другого, в тексте должны быть сделаны ссылки на номера литературных источников из списка литературы в квадратных скобках с указанием страниц, например: [4, с.13]).

5. Заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме).

6. Список используемой литературы в алфавитном порядке. (Оформляется список следующим образом: Ф.И.О. автора; название работы; место и год издания).

При разработке реферата и контрольной работы необходимо использовать не менее 5–8 научных источников. Объем работы – 15 – 20 страниц.

Критерии оценивания реферата и контрольной работы:

1. Содержание реферата соответствует заявленной теме.

2. Правильность и полнота использования научной литературы.

3. Соблюдение требований к оформлению реферата.

Контрольные вопросы

1. Социальная ситуация развития подростков.

2. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту.

3. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого вида деятельности. Учебная деятельность подростков.

4. Сенсорное развитие, совершенствование свойств внимания подростков.

5. Особенности мышления подростков.

6. Развитие воображения и речи в подростковом возрасте, мнемические процессы подростков.

7. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста.

8. Развитие аффективно-потребностной сферы.

9. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

10. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности.

11. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития.

12. Трудности профессионального самоопределения и личностного самоопределения.

13. Психологические трудности подросткового возраста как объективный факт и как субъективные переживания.

14. Психодиагностика психического развития подростков.

15. Коррекция психического развития подростков.

Темы курсовых работ

1. Взаимосвязь понимания образа «Я» и образа мира в детском и подростковом возрасте.

2. Взаимосвязь смыслов учения и мотивации выбора профессии в подростковом возрасте.

3. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и проявления агрессии у подростков.

4. Взаимосвязь уровня развития самосознания в юношеском возрасте и понимания социально-экономических событий в России.

5. Межличностные конфликты в общении подростков.

6. Мотивация поведения подростков.

7. Психология сексуальных взаимодействий подростков.

8. Особенности нарушения эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в алкогольных семьях.

9. Особенности самооценки подростков.

10. Особенности «Я-концепции» у подростков с соматическими заболеваниями.

11. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
Мотивация противоправного отношения подростков.

12. Проблема самоидентификации в подростковом возрасте.

13. Проблема суицида в подростковом возрасте.

14. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением.

15. Психологические проблемы агрессивного поведения детей.

16. Распространенность и патопсихологическая структура синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у учеников средних классов массовой школы.

17. Роль родителей в формировании правильных представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами.
Алкоголизм, наркомания, сектантство в подростковом возрасте.

18. Социально-психологический статус (социограмма) школьников средних классов с СДВГ.

19. Школьная адаптация и патохарактерологическая диагностика подростков, наблюдавшихся в детстве по поводу СДВГ.