Актуальность и необходимость изучения курса

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Таразский государственный педагогический институт

 

 

УТВЕРЖДАЮ

_________________

«__»_________ 2014 г.

 

 

Рабочая учебная программа студента

(SILLABUS)

По дисциплине «Основы акмеологии»

 

 

Кафедра: Психологии и акмеологии

Код дисциплины: ORFK 344

для специальности: 5В010300 «Педагогика и психология»

2014-2015 учебный год:

Количество кредитов: 2

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестр: 4

Всего часов: 90

из них:

Лекции: 15

Практические занятия: 15

СРС: 30

СРСП: 30

Экзамен: 4 семестр

 

 

Тараз 2014

 

 

Программу курса подготовила Стыбаева А.Ш., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и акмеологии» на основании учебной программы по основам акмеологии и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

 

Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «Психологии и акмеологии»

 

Протокол №1 от « »____________ 2014 года.

 

Одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета

 

Протокол №1 от « » ____________ 2014 года.

 

Председатель комитета:

 

Согласовано:

 

Заведующий кафедрой Сматова К.Б.

к.п.н.

 

Актуальность и необходимость изучения курса

Акмеология— новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. С тех пор началось ее стремительное становление. Развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи ­ сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой разви­тия научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как акту­альное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то, что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производ­ственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятель­ности. Поэтому позиция личностного роста и повышения профессионализма будущих педагогов-психологов на основе акмеологического знания является своевременным и актуальным.

10 стр., 4714 слов

Моя психология по алфавиту

... изменение чувствительности органов чувств под влиянием самого раздражителя и изменившихся условий восприятия. Акмеология (от гр. «акме» – вершина, пик, высшая ступень чего-либо) – это ... которая проявляется в ее направленности и сосредоточенности на объекте (объектах). Возрастная психология – отрасль психологической науки, которая изучает специфические закономерности психического развития человека на ...

В связи с этим, изучение студентами специальности 5В010300 — «Педагогика и психология» дисциплины «Основы акмеологии» является актуальным и необходимым.

2. Цели и задачи курса:

Развивать профессиональные качества будущего специалиста, используя достижения акмеологии, стимулировать его саморазвитие; выявить круг обязанностей студентов, определящих их профессиональный рост и образование; научить принимать перспективные решения, диагностировать, систематизировать и анализировать полученные знания; научить проектировать способы решения задач, направленных на профессиональное самосовершенствование и саморазвитие.

3. Знания и умения:

Студент должен быть знаком:методологическими и теоретическими основами акмеологии, с источниками формирования научного акмеологического знания; с законами, закономерностями, методами и технологиями акмеологии. Студент должен знать: средства и способы получения психологической информации, ее своевременного и грамотного применения.

Студент должен уметь: свободно пользоваться учебной, справочной и научной литературой; применять полученные объективные данные при решении проблем, возникающих в ходе собственного развития, жизнедеятельности людей; планировать саморазвитие и профессиональную работу, повышение своего личностного роста.

Способностисамореализовывать творческий потенциал личности в процессе деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам), владение навыками самообразования, самоорганизации и самоконтроля, рефлексии и саморефлексии, компетентность в профессиональной области.

4. Пререквизиты и постреквизиты:

Пререквизиты: Для изучения курса «Основы акмеологии» необходимо познакомиться с дисциплинами Общая психология, Введение в психолого-педагогическую деятельность.

Постреквизиты:знания полученные в ходе изучения дисциплины послужат основой для дополнения представлений по курсу «Профессиональная компетентность психолога новой формации», «Акмеологический подход в формировании профессионализма», «Прикладные аспекты акмеологических исследований».

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают основные вопросы акмеологии. В курс также входят 15 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д., а также СРС – в аудитории /СРСП/, вне аудитории — /СРС/.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... ее главная цель-помощь людям. Предметом практической психологии является индивидуальность человека и конкретность обстоятельств. Научная психология – знания в психологии которые характеризуются правильностью и точностью ... сложились предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку. Психология сознания и ее метод исследования: Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания ...

СПСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения диагностических, обследовательских, рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студена.

СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям, а также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций, семинарских занятий и получения домашних заданий. В этой тетради будут записываться пояснения преподавателя, вестись конспекты подготовительных материалов к занятиям и фиксироваться необходимая для подготовки студента литература.

Кроме того, студенту необходима обычная 12-листовая тетрадь для индивидуальных занятий, ведения глоссария, ручки с разными чернилами.

 

Содержание курса

Календарно-тематический план лекции

Дата Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекций. Количество часов Методы активизации познавательной деятельности Знания и умения, формируемые у студента
1-2 недели Лекция 1.1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания Теоретические и эмпирические знания Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. Критерии выделения прикладных областей акмеологии Словесный, диспут Цели и задачи акмеологии
3-4 недели Лекция 1.2. Прикладные направления акмеологии, претендующие на относительно самостоятельный статус: 1) педагогическая акмеология; 2) военная акмеология; 3) социальная акмеология; 4) юридическая акмеология; 5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др. Поисковый Умение анализировать полученный материал, выделять ключевые моменты.
5-6 недели Лекция 1.3. Развитие прикладных аспектов акмеологии в России. Исследования Н.В. Кузьминой, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина и др. Индуктивный /от частного к общему/ Основные акмеологические исследования
7-8 недели Лекция 1.4. Развитие прикладных аспектов акмеологии за рубежом. Развитие прикладных аспектов акмеологии в Европе и Америке. Дедуктивный /от общего к частному/ Основные акмеологические исследования
9-10 неделя Лекция 1.5. Акмеологическая концепция развития профессионала Научные предпосылки разработки концепции Содержание акмеологической концепции Практический, дидактический материал Умение проводить анализ и интерпретировать данные
11-12 недели Лекция 1.6. Акмеологический подход в решении практических задач Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности Практика разработки акмеограмм Поисковый, диспут. Умение анализировать полученный материал, выделять ключевые моменты.
13-15 неделя Лекция 1.7. Профессионализм как цель стратегического кадрового менеджмента Профессионализм в психолого-педагогической деятельности. Профессионализм в предпринимательстве. Профессионализм в медицинской практике. Профессионализм в военном деле. Словесный, диспут Умение вести вопросно-ответную беседу.

Календарно-тематический план практических занятий

Дата Номер, название модуля и темы занятия. Количество часов. Формы проведения занятий. Формы контроля Знания и умения формируемые у студента
1-2 недели Практическое занятие 1.1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания Беседа по вопросам лекции: Теоретические и эмпирические знания Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии Признаки прикладного характера акмеологических исследований. Критерии выделения прикладных областей акмеологии Сравнительный анализ Тестирование   Знание основ общей психологии
3-4 недели Практическое занятие 1.2. Прикладные направления акмеологии, претендующие на относительно самостоятельный статус Сделать сравнительный анализ различных направлений акмеологии. Доказать значимость акмеологического знания для подготовки педагогов-психологов. Устный опрос, работа в команде. Составление таблицы Значение и место акмеологического подхода на совре менном этапе.
5-6 недели Практическое занятие 1.3. Развитие прикладных аспектов акмеологии в России. Подготовить реферативные выступления по исследованиям российских ученых акмеологов. Выполнение практических заданий, дискуссия. Устный опрос Общее понятие о методе психол. консультирования.
7-8 недели Практическое занятие 1.4. Развитие прикладных аспектов акмеологии за рубежом. Подготовить доклады и тезисы по научным прикладным исследованиям зарубежных акмеологов. Беседа, анализ полученной информации. Письменный опрос Знание основных шагов интервью.
9 неделя Практическое занятие 1.5. Акмеологическая концепция развития профессионала Подготовить научные доклады и тезисы на темы: Научные предпосылки разработки концепции Содержание акмеологической Критический анализ Блиц-опрос Навыки и умения по проведению консультирования.
10-12 недели Практическое занятие 1.6. Акмеологический подход в решении практических задач Разработать программу по развитию профессиональной компетентности и ее специальных видов Разработать программу по развитию профессионализма личности управленческих кадров. Разработать акмеограмму студента. Диспут. Письменный и устный опрос Навыки и умения по проведению консультирования.
13-15 недели Практическое занятие 1.7. Профессионализм как цель стратегического кадрового менеджмента Разработать авторскую модель подготовки профессионального педагога-психолога Контрольная работа. Представление результатов Навыки разработки рекомендаций клиентам.

 

Карта обеспеченности основной и рекомендуемой литературой

Основная литература

1. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы науч­ной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой).

— М.: РАГС, 1998.

2. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

3. Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.

4. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ, 2000; 2001.

5. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Акмеология как наука, разрабатыва­ющая проблемы развития зрелой личности и профессионализ­ма / Ежегодник психологической службы департамента образо­вания Калужской области. — Калуга, 2001.

6. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии се­годня // Акмеология. — 2001. — № 1.

7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М.: РАГС, 2000.

8. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное разви­тие человека. Сочинение в пяти томах. — М.: РАГС, 1999-2001.

9. Деркач В. И., Лаптев Л. Г., Секач Л. Ф. Акмеолого-технологическое обеспечение оптимальной жизнедеятельности персонала учебно-воспитательного комплекса. — М.: МПА, 1996.

10. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональ­ной деятельности: теория, методология, технологии. — М.: Соль, 1998.

11. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практи­ческого психолога / Под ред. Е. А. Яблоковой. — М.: РАГС, 2001.

12. Семененко С. В. Акмеологический подход в изучении профессиона­лизма кадров управления в особых условиях. — М.: МААН, 2001.

13. Семененко С. В. Психолого-акмеологические модели профессио­нализма личности управленческих кадров в особых условиях де­ятельности. — М.: МААН, 2001.

14. Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки современности. – 1998. – №3.

15. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. — М.: РАГС, 2001.

16. Xoдaeвa Е. П. Психолого-акмеологические модели лидерского потенциала политика. — М.: Альба-ПТ, 2002.

  1. Яблокова Е. А. АКМЕ как феномен развития группы, общности // Акмеология. — 2002. — №

 

Дополнительная литература

1. Акмеология деятельности / Под ред. Н.В. Кузьминой, В.Н. Гладковой, С.Д. Пожарского. – СПб., 2007.

2. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография / Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. – Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008.

3. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т./ Под ред. А.А. Деркача. – М., 2001.

4. Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004г. – М.: Изд-во дом «ЭКО» ООО «ПКЦ Альтекс», 2004.

5. Акмеология развития / Под общ. Ред. В.Н. Гладковой, С.Д. Пожарского. – СПб, 2006.

6. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб, 2002

7. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000

8. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003.

9. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 2002.

10. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1, СПб., 2000

11. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.2, СПб., 2001

 

8. Примерная тематика рефератов, докладов и экзаменационных вопросов:

Экзаменационные вопросы по дисциплине: Акмеологический подход в формировании профессионализма

1. Содержание и основные характеристики феномена АКМЕ.

2. Предмет и объект акмеологии. Проблемное поле акмеологии.

3. Цели и главные задачи акмеологии.

4. Общие и специальные методологические принципы акмеологии.

5. Акмеология в системе наук комплекса человекознания.

6. Методологические основания акмеологии

7. Характеристики акмеологии как науки.

8. Основные типы базовых акмеологических категорий.

9. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками

10. Акмеологические методы, модели и технологии

11. Акмеологические методы

12. Акмеологические критерии и показатели

13. Категориально-понятийный аппарат акмеологии

14. Акмеологические модели

15. Акмеологические технологии

16. Акмеологическая концепция развития профессионала

17. Научные предпосылки разработки концепции

18. Содержание акмеологической концепции

19. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности.

20. Характеристики методов акмеологических исследований.

21. Человек как субъект развития и саморазвития.

22. Методы акмеографических описаний и построения акмеограмм.

23. Акмеологические модели: характеристики, формы описаний.

24. Акмеологические технологии: характеристики, виды, практика применения.

25. Акмеологические закономерности. Законы акмеологии.

26. Категория «субъект» в акмеологии.

27. Акмеологические тренинги программно-целевой направленнос­ти: общие характеристики, практика применения.

28. Проблема дифференциации психологического знания. Основ­ные направления прикладной акмеологии.

29. Ведущие акмеологические концепции.

30. Профессиональная компетентность в структуре профессиона­лизма. Виды профессиональной компетентности.

31. Саморазвитие и самосовершенствование как акмеологические методы.

32. Сущностные характеристики акмеологических критериев и показателей. Их виды в различных сферах личностно-профессионального развития.

33. Структура, функции и организация акмеологических служб.

34. Профессиональные характеристики специалиста-акмеолога в си­стеме государственной службы.

35. Специфика акмеологического исследования.

36. Мониторинг личностно-профессионального развития: принци­пы, содержание, методы, этапы.

37. Прикладные научные направления акмеологии

38. Педагогическая акмеология

39. Военная акмеология

40. Социальная акмеология

41. Акмеология управления

42. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях

43. Акмеологический подход в решении практических задач

44. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов

45. Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях

46. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма

47. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности

48. Практика разработки акмеограмм

49. Современное состояние акмеологии

50. Здоровый образ жизни: от мотива к потребности.

51. Практическое обучение студентов как главный фактор повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда.

52. Морально-этический кодекс педагога-психолога

53. Педагог как личность и профессионал.

54. Актуальный уровень личностного и профессионального развития преподавателя.

55. Психологическая тактика поведения преподавателя развивающегося и развивающего мотивация и ее роль в учебно-воспитательном процессе.

56. Психология личности студента и преподавателя и др.

57. Место акмеологии и карьерологии в системе обществоведения и человекознания.

58. Акмеологическое понимание человека для карьерного роста.

59. Акмеологический и карьерологический подход к личности.

60. Единство профессионального и социального акме – условие карьерного роста личности.

61. Карьерология – составная часть вершинного развития в профессиональной деятельности личности.

62. Синергетическая акмеология – теоретическая база карьерного роста в новых условиях взаимодействия порядка и хаоса.

63. Принципы синергетической акмеологии и их роль в карьерологии.

64. Связь социального и индивидуального акме, индивидуального и общезначимого социального идеала в карьерологии.

65. Роль ценностных ориентиров в кризисный период жизни общества при планировании индивидуальной карьеры.

66. Человек и общество как диссипативные системы.

67. Роль аттрактора и понимание предельной точки развития и начала нового этапа карьеры.

Задания на рубежный контроль №2

1. Определите особенности акмеологической хронографии.

2. Акмеологические предпосылки успешного развития личности человека в средневековой философии.

3. Акме в философской мысли Возрождения – процесс становления акме целостного человека. Человек как неразрывное единство души и тела. Целостный человек.

4. Составные понятия акмеологичности философии эпохи Возрождения.

5. Совершенствование человека и достижение Акме в философии Нового времени.

6. Акме в философии эпохи Просвещения – фактор продуктивного мышления человека в обществе. Акме человека как подчинение разуму.

7. Мировая гармония как глобальное акме. Моральное совершенствование и саморазвитие человека в немецкой классической философии.

8. Становления акме в философии Иррационализма, Философии жизни, Неотомизма, Экзистенцонализма.

9. Генезис процесса совершенствования человека в русской философии. Составные понятия акмеологичности.

10. Сущность понятий «вершинности» и «точности» как основы акмеологического знания.

11. Основные вершинные признаки акме. Процесс кульминации.

12. Систематизация научных подходов к пониманию акмедеятельности человека.

13. Становление акмедеятельности в историко-культурном аспекте.

14. Акме общепризнанных выдающихся мыслителей.

15. Чудеса Света – выдающиеся достижения человечества.

16. Три подхода понимания совершенствования: глобальное акме, локальное акме, индивидуальное акме.

17. Новые Чудеса Света в процессе достижения глобального акме.

18. Акмеологический закон вершинности достижений жизнедеятельности человека.

19. Закономерности закона вершинности.

20. Основные принципы становления методологической сущности акмеологии как науки на современном этапе ее развития.

Политика выставления оценок

Политика выставления оценок должна основываться на принципах объективности, прозрачности, гибкости и высокой дифференциации. В условиях кредитной системы обучения для оценки учебных достижений обучающихся используется балльно-рейтинговая система, в которой знания студентов оцениваются по результатам следующих видов контроля:

— текущий (проводится еженедельно в рамках практических занятий и СРОП)

— рубежный (проводится по графику деканата);

— промежуточный (проводится раз в конце академического периода).

Баллы распределяются следующим образом:

На текущий контроль- 1500:15×0.4=40 балл

Рубежный –200:2×0.2=20 балл

Промежуточный – 100×0,4=40 балл

Итого-100 баллов

Правила оценки всех видов работ:

· баллы выставляются согласно графику контроля знаний

· если студент в течении всего семестра не попускал ни одного практического занятия и активно участвовал на занятиях, то ему в итоге добавляется поощрительный 20 балл.

· если студент пропускал занятия по неуважительным причинам и не отработал их своевременно, то у него снимается штрафной балл (за 1 пропуск 20 балл).

· за отсутствие конспекта – минус 20 балл

· за нарушение сроков предоставления заданий – минус 20 баллов

 

График контроля знаний

 

Недели   Виды задания и оценки   Итог
Подготовка к лекционному материалу  
Активная работа на занятиях (АРЗ)  
СРС 10            
Рубежное задание                          
Суммарный балл 1700/17*0,6=60
Промежуточный контроль                               100*0,4=40
Итого                               60+40=100

 

В нижеприведенной таблице показана общепринятая в кредитной системе обучения система оценок с использованием буквенных символов, необходимая для определения GPA студента.

 

Оценка по бук- венной системе. Цифровой эквивалент баллов. Баллы Оценка по традиционной системе.
А+ 4,0 95-100 Отлично
А 3,67 90-94 Отлично
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84 Хорошо
В- 2,67 75-79 Хорошо
С+ 2,33 70-74 Удов-но
С 2,0 65-69 Удов-но
С- 1,67 60-64 Удов-но
Д+ 1,33 55-59 Удов-но
Д 1,0 50-54 Удов-но
F 0-49 Неудов-но

 

Требования к выполнению СРС

За семестр студенту предлагается выполнить 10 заданий СРС. За каждое из них он получает 100- баллов.