1. Педагогическая психология возникла:
а) в начале XIX в. в) во второй половине XIX в.
б) в середине XIX в. г) в начале XX в.
2. Термин «педагогическая психология» был предложен:
а) К. Д. Ушинским в) П. П. Блонским
б) П. Ф. Каптеревым г) Дж. Дьюи
3. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К. Д. Ушинский в) П. Ф. Каптерев
б) А. П. Нечаев г) А. Ф. Лазурский
4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана:
а) в 1872 г. в) в 1880 г.
б) в 1876 г. г) в 1885 г.
5. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
а) различные названия одной и той же области знания
б) различные области знания
в) экспериментальная педагогика — как отрасль педагогической психологии
г) педагогическая психология — как отрасль экспериментальной педагогики
6. Книга Л. С. Выготского «Педагогическая психология» вышла в:
а) 1922 г. в) 1930 г.
б) 1926 г. г) 1933 г.
7. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика в) дидактика
б) педология г)психопедагогика
8. Педология возникла:
а) во второй половине XIX в.
б) в начале XX в.
в) в середине XIX в.
г) на рубеже XIX—XX вв.
9. Основоположником российской педологии является:
а) А. П.Нечаев в) К. Д. Ушинский
б) В.М. Бехтерев г) Н. Н. Ланге
10. Основателем зарубежной педологии считается:
а) С. Холл в) Дж. Уотсон
б) Дж. Дьюи г) У. Джемс
Педагогика, психология и правоохранительная практика.Взаимосвязь ...
... психических явлений; - изучены основы педагогики и педагогической психологии; - выявлена взаимосвязь педагогической психологии и педагогики; - определена роль психологии в совершенствовании правоохранительной практики. 1. Основы психологии Слово "психология" образовано из греческих слов ...
11. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:
а) комплексного подхода
б) деятельностного подхода
в) практической направленности на диагностику психического развития
г) кибернетического подхода
12. Содержание педологии к развитию ребенка составляли подходы:
а) дидактический в) деятельностный
б) кибернетический г) комплексный
13. Педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды рассматривал:
а) М.Я.Басов в) П. П. Блонский
б) В. М. Бехтерев г) С. Холл
14. Первая педологическая лаборатория была создана:
а) А. П. Нечаевым в 1901 г. в) У. Джемсом в 1875 г.
б) С. Холлом в 1889 г. г) Н. Н. Ланге в 1896 г.
15. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:
а) в 1928 г. в) в 1936 г.
б) в 1932 г. г) в 1939 г.
Методы педагогической психологии
1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:
а) организационным методам в) способам обработки данных
б) эмпирическим методам г) интерпретационным методам
2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:
а) наблюдением в) констатирующим экспериментом
б) формирующим экспериментом г) квазиэкспериментом
3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:
а) от регулярности в) от позиции наблюдателя
б) от упорядоченности г) от активности наблюдателя
4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:
а) наблюдении в) методе анализа продуктов деятельности
б) экспериментальном методе г) контент-анализе
5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:
а) пилотажный эксперимент в) констатирующий эксперимент
б) формирующий эксперимент г) включенное наблюдение
6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления
б) о наличии связи между явлениями
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями
г) о наличии причинной связи между явлениями
7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:
Педагогический эксперимент
... средством улучшения педагогического процесса, выполняет функцию средства. Применяя идеи педагогики сотрудничества, педагог-практик ставит целью получить тот результат, который он не мог получить ранее. По существу, эксперимент здесь ...
а) констатирующий в) квазиэксперимент
б) формирующий г) естественный
8. Синонимами формирующего эксперимента являются:
а) квазиэксперимент
б) контрольный эксперимент
в) генетико-моделирующий эксперимент
г) проективный эксперимент
9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
а) наблюдение
б) формирующий эксперимент
в) лабораторный эксперимент
г) метод анализа продуктов деятельности
10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:
а) естественнонаучный эксперимент в) констатирующий эксперимент
б) формирующий эксперимент г) естественный эксперимент
Научение и учение
1. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:
а) В. В. Давыдов в) Д. Б. Эльконин
б) И. Лингарт г) Л. Б. Ительсон
2. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:
а) И. И. Ильясов в) Л. Б. Ительсон
б) И. Лингарт г) В. В. Давыдов
3. Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т. п., исследуется в:
а) физиологии в) биологии
б) социологии г)психологии
4. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:
а) физиологии в) биологии
б) социологии г) психологии
5. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:
а) учение в) научение
в) обучение г) учебная деятельность
6. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения — это:
а) учение в) преподавание
б) обучение г) научение
7. Сенсорное научение является разновидностью:
а) ассоциативно-рефлекторного научения
б) когнитивно-ассоциативного научения
в) интеллектуально-рефлекторного научения
г) интеллектуально-когнитивного научения
8. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение — это:
а) научение навыкам в) сенсомоторное научение
б) научение действиям г) научение знаниям
Тема 7 Проблема поведения в теориях научения: теория респондентного ...
... из краеугольных камней современной теории научения. Несмотря на решающую роль идей Павлова, теория научения, с ее вниманием к объективности, тщательному построению эксперимента и сильным "привкусом" функционализма ... животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классического обусловливания на людях. Дж. Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на ...
9. Моторное научение и ассоциативное научение соотносятся как:
а) рядоположенные понятия в) род—вид
б) целое—часть г) между ними функциональные отношения
10. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, — это:
а) импринтинг в) оперантное научение
б) условно-рефлекторное научение г) викарное научение
11. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, — это:
а) импринтинг в) оперантное научение
б) викарное научение г) условно-рефлекторное научение
12. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность:
а) ассоциативных теорий научения
б) условно-рефлекторных теорий научения
в) знаковых теорий научения
г) операциональных теорий научения
13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание:
а) ассоциативных теорий научения
б) условно-рефлекторных теорий научения
в) знаковых теорий научения
г) операциональных теорий научения
4. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых изучал:
а) Я. А. Коменский в) Б. Скиннер
б) И. Гербарт г) К. Коффка
15. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал:
а) Я. А. Коменский в) Б. Скиннер
б) И. Гербарт г) К. Коффка
16. Сущность научения как усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в … психологических теориях научения:
а) ассоциативных в)знаковых
б) условно-рефлекторных г) операциональных
17. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках:
а) бихевиористского подхода в) факторного подхода
б) когнитивного подхода г) функционалистического подхода
18. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
а) функциональной психологии в) гештальтпсихологии
б) бихевиоризма г) когнитивной психологии
19. Работы Дж. Брунера относятся к … теориям учения:
а) бихевиористским в) деятельностным
Категория «деятельность» в теории А.Н. Леонтьева
... Мы называем деятельность, действие осмысленным. Нельзя, действительно, понять до конца деятельность, прежде, чем не будет понято, что такое смысл». 2. Механизмы саморазвития деятельности в теории Леонтьева леонтьев ... не совсем понятные обертоны. Однако, сегодня, когда эта идея отработана, продумана теорией деятельности, она воспринимается совсем не так, как в первой половине прошлого века. ...
б) когнитивным г) ассоциативным
20. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках:
а) бихевиористских теорий учения в) деятельностных теорий учения
б) когнитивных теорий учения г) ассоциативных теорий учения
21. Автором закона эффекта является:
а) Э. Торндайк в) Г. Эббингауз
б) Б. Скиннер г) Дж. Брунер
22. Парадигма образования, где педагогическое воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, основывается на образе (по А. Г. Асмолову):
а) «ощущающего человека» в) «запрограммированного человека»
б) «человека-потребителя» г) «деятельностного человека»
23. Когнитивные модели обучения базируются на образе (по А. Г. Асмолову):
а) «ощущающего человека» в) «запрограммированного человека»
б) «человека-потребителя» г) «деятельностного человека»
24. Автором книги «Структура процесса учения» является:
а) А. К. Маркова в) И. И. Ильясов
б) Н. Ф. Талызина г) В. В. Давыдов
25. Учение в отечественной науке Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов трактовали как:
а) приобретение знаний, умений и навыков
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
в) специфический вид учебной деятельности
г) вид деятельности
26. Учение в отечественной науке П. Я. Гальперин трактовал как: а) приобретение знаний, умений и навыков
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
в) специфический вид учебной деятельности
г) вид деятельности
Обучение и развитие
1. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:
а) обучение и есть развитие
б) обучение — это только внешние условия созревания, развития
в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка
г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием
2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал …. подход к психическому развитию:
а) биологизаторский в) теория «двух» факторов
б) социологизаторский г) когнитивистский
3. Психическое развитие и обучение отождествлял:
а) Ж. Пиаже в) Дж. Брунер
б) Э.Торндайк г) П. П. Блонский
4. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Л. С. Выготский в) Б. Г. Ананьев
б) Л. С. Рубинштейн г) Дж. Брунер
Учебные мотивы учащихся 2-го класса
... Теоретические подходы к исследованию учебных мотивов младших школьников 1.1 Особенности образовательной деятельности младших школьников и ее ... обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Соответственно, учебная деятельность может рассматриваться как специфичный вид деятельности. Она ... полученными знаниями и умениями. В общей форме учение - систематическая модификация поведения при наличии ...
5. Уровень актуального развития характеризуют:
а) обученность, воспитанность, развитость
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
г) обученность, обучаемость
6. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:
а) обучаемости в) воспитуемости
б) развитости г) развиваемости
7. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой — это показатели:
а) обучаемости в) развиваемости
б) развитости г) воспитуемости
8. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой — цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:
а) обученность в) обучаемость
б) воспитанность г) воспитуемость
9. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:
а) вид обучаемости в) этап обучаемости
б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости
10. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:
а) вид обучаемости в) этап обучаемости
б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости
11. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:
а) младшем школьном возрасте
б) младшем подростковом возрасте
в) старшем подростковом возрасте
г) юношеском возрасте
12. Проблемы взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления изучал (и) в отечественной психологии:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин
б) А. А. Смирнов, П. И. Зинченко
в) Л. В. Занков
г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов
13. Вопросы взаимосвязи в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной психологии анализировали:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин
б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков
в) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер
г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов
14 .Особенности развития мышления и речи дошкольников и школьников в отечественной психологии исследовали:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин
б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков
в) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец
г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер
15. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению
Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях
... учебного процесса в вузе. Предметом исследованияопределена исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. К важным факторам проектной деятельности ... самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, ... презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - Формировать позитивное отношение ...
выявлены:
а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным в) Д. Н. Богоявленским
б) Л. И. Божович г) В. В. Давыдовым
16. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:
а) Н. А. Менчинская в) Н. Ф. Талызина
б) И. С. Якиманская г) Е. И. Кабанова-Меллер
Учебная деятельность
1. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется:
а) в исследованиях Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
б) в классической советской психологии и педагогике
в) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
г) теории поэтапного формирования умственных действий
2. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:
а) родом в) уровнем
б) видом г) формой проявления
3. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
а) одна из форм проявления усвоения в) уровень усвоения
б) разновидность усвоения г) этап усвоения
4. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:
а) ориентировочными в) контрольными
б) исполнительными г) оценочными
5. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:
а) форма их проявления в) этап их усвоения
б) их вид г)уровень их усвоения
6. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
а) вид—род
б) часть—целое
в) форма проявления учебной деятельности
г) уровень ее усвоения
7. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяются с позиции:
а) субъектно-деятельностной
б) внутренних или внешних действий
в) с точки зрения отношения к предмету деятельности
г) предмета самой учебной деятельности
8. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:
а) субъектно-деятельностной
б) внутренних или внешних действий
в) отношения к предмету деятельности
г) доминирования продуктивности (репродуктивности)
9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности: условия ...
... действий в рамках конкретных учебных дисциплин. Актуальной является организация развивающей работы с учащимися, способствующая успешному освоению ими учебной деятельности (развитие мыслительных навыков, выработка алгоритма деятельности, формирование навыков ... 6 Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания /Под ред. 7 Асеев В.Г. ...
а) часть—целое
б) вид—род
в) форма проявления учебной деятельности
г) функциональные отношения
10. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:
а) форма действия в) мера развернутости
б) степень обобщенности г) мера автоматизированности
11. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность в)прочность
б) осознанность г) освоенность
12. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости в) меру самостоятельности
б) меру освоения г) меру обобщенности
13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:
а) разумность в) прочность
б) осознанность г) освоенность
14. К первичным свойствам учебного действия относится:
а) форма действия в) разумность
б) осознанность г) освоенность
15. Вторичным свойством учебного действия выступает:
а) форма действия в) разумность
б) осознанность г) освоенность
16. Обобщенность действия относится к … характеристикам состава и структуры знаний и действий (по И. И. Ильсову):
а) первичным составным
б) первичным формальным простым
в) первичным простым содержательным
г) производным
17. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:
а) ориентировочных действий в) контрольных действий
б) исполнительных действий г) оценочных действий
18. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает (ют):
а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина
б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) Т. В. Габай
19. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
а) ее вид в) этап ее реализации
б) ее уровень г) форма ее проявления
20. Виды приемов учебной деятельности изучал (а):
а) Е. И. Кабанова-Меллер в) Л. В. Занков
б) А. К. Маркова г) 3. А. Решетова
Мотивы учения
1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):
а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... семейных проблем, трудностей в учёбе, общении и проф. деятельности. В теории воспитания в подходах к определению понятия «воспитание» можно выделить два направления. В основе первоголежит взгляд ... — формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе. Важнейшим условием для воспитания является способность человека ...
б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) И. А. Зимняя
2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:
а) А. К. Маркова в) М. В. Матюхина
б) Г. И. Щукина г) А. Б. Орлов
3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отечественной психологии изучал(а):
а) Т. В. Габай в) М. И. Махмутов
б) Н. Г. Морозова г) И. Я. Лернер
4. Психологические причины неуспеваемости установлены:
а) 3. А. Решетовой в) Н. А. Менчинской
б) И. С. Якиманской г) И. Я. Лернером
5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:
а) А. К. Маркова в) Н. А. Менчинская
б) Л. И. Божович г) М. В. Матюхина
6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:
а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»
б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»
в) эти понятия — синонимы
г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»
7. Мотивы самообразования — это:
а) форма проявления учебных мотивов
б) этап усвоения учебных мотивов
в) уровень познавательных мотивов
г) качественная характеристика учебных мотивов
8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами
б) широкими социальными мотивами
в) учебно-познавательными мотивами
г) узкими социальными мотивами
9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:
а) широкие социальные мотивы
б) узкие социальные мотивы
в) мотивы социального сотрудничества
г) учебно-познавательные мотивы
10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:
а) широких познавательных мотивов
б) учебно-познавательных мотивов
в) мотивов самообразования
г) мотивов социального сотрудничества
11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебного труда демонстрирует:
а) вид учебного мотива
б) форму проявления учебных мотивов
в) уровень познавательных мотивов
г) тип отношения школьника к учению
12. Четыре понятия из следующих пяти слов — осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, выраженность — можно объединить в одну группу. Лишним является:
а) осознанность в) обобщенность
б) самостоятельность г) выраженность
13. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащегося называется:
а) законом эффекта
б) законом Йеркса — Додсона
в) законом упражнений
г) законом плато в формировании навыка
Усвоение знаний, умений и навыков
1. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо, — это:
а) понятие в) умозаключение
б) суждение г) теория
2. Понятие есть:
а) форма мышления в) мыслительная операция
б) вид мышления г) уровень мышления
3. Понятие «умозаключение» соотносится с понятием «форма мышления» как:
а) часть—целое
б) род—вид
в) причина—следствие
г) между ними функциональные отношения
4. Понятие относится к суждению, как воспоминание к:
а) узнаванию в) понятию
б) пониманию г) умозаключению
5. Мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной, определяется как:
а) понятие в) умозаключение
б) суждение г) объяснение
6. Наиболее развитая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, — это:
а) доказательство
б) объяснение
в) гипотеза
г) теория
7. Знания о фактах относятся к знаниям о методах познания, как узнавание к: а) воспоминанию в) пониманию
б) знаниям о теориях г) понятиям и терминам
8. Четыре понятия из следующих пяти слов — узнавание, понимание, понятие, оценивание, воспроизведение — можно объединить в одну группу. Лишним является:
а) узнавание в) понятие
6) понимание г) оценивание
9. Способность выделить все признаки понятия и их связи друг с другом характеризуется как:
а) гибкость знаний в) осознанность знаний
б) конкретность и обобщенность знаний г) полнота знаний
10. Умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описания явлений, законов, проявляется как:
а) глубина знаний в) системность знаний
б) гибкость знаний г) осознанность
11. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
а) навык в) операция
б) умение г) деятельность
12. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
а) осмысление в) автоматизация
б) осознание г) высокая автоматизация
13. Научение знаниям и научение навыкам соотносятся как:
а) рядоположенные в) род—вид
б) часть—целое г) противоположности
14. Проблемы механизмов и этапов овладения понятиями в отечественной психологии изучал (и):
а) Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк в) Д. Б. Эльконин
б) И. И. Ильясов г) Л. Б. Ительсон
15. Способность ответить на вопросы: «Как называется показанный четырехугольник?», «Чему равна площадь этого четырехугольника?» характеризует такой этап усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), как:
а) понимание
б) репродуктивное узнавание
в) продуктивное алгоритмическое действие
г) продуктивное творческое действие
16. Задание на выявление учащимся сходств и различий ромба и квадрата направлено на установление уровня усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), который можно определить как:
а) понимание
б) репродуктивное узнавание
в) продуктивное алгоритмическое действие
г) продуктивное творческое действие
17. Вопросы усвоения учебного материала русского языка и литературы рассматривали:
а) Н.А. Менчинская
б) Д.Н. Богоявленский, Л. И. Божович
в) Н.А. Рыбников, Л. М. Шварц
г) Т. Г. Егоров, Д.Б. Эльконин
18. Чтение, работа с книгой, конспектирование относятся к такой группе общеучебных умений и навыков, как:
а) планирование учебной деятельности
б) организация своей учебной деятельности
в) восприятие информации
г) оценка и осмысление своих действий
19. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
а) импринтинге в) оперантном научении
б) условно-рефлекторном научении г) вербальном научении
20. Накопление опыта человеком происходит через прямое наблюдение за поведением других людей при:
а) условно-рефлекторном научении в) вербальном научении
б) оперантном научении г) викарном научении
21. В основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта лежит учебно-интеллектуальный механизм:
а) формирования ассоциаций в) различения и обобщения
б) подражания г) инсайта (догадки)
22. В качестве основы для формирования главным образом умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
а) формирование ассоциаций в) различение и обобщение
б) подражание г) инсайт (догадка)
23. Закон формирования навыка, согласно которому для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить, называется:
а) законом изменения скорости
б) законом переноса навыка
в) законом плато в развитии навыка
г) законом эффекта
24. Этап формирования навыка, при котором постепенно снижаются концентрация внимания и воля, а движения становятся все рациональнее, называется:
а) осмыслением навыка в) осознанием навыка
б) высокой автоматизацией навыка г) автоматизацией навыка
25. Чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь. Согласно бихевиористской теории, это выражает суть:
а) закона эффекта
б) закона упражняемости
в) закона готовности
г) закона плато в формировании навыка
26. Зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта, согласно бихевиоризму, называется:
а) законом эффекта
б) законом упражняемости
в) законом готовности
г) законом плато в формировании навыка
Личность как субъект воспитания
Методы воспитания
1. Понятие «воспитание» в русской педагогике датировалось:
а) началом XVII в. в) началом XVIII в.
б) второй половиной XVII в. г) второй половиной XVIII в.
2. Начало научной разработки теории воспитания датируется:
а) началом XVIII в. в) началом XIX в.
б) концом XVIII в. г) концом XIX в.
3. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:
а) становление в) социализация
б) формирование г)воспитание
4. Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у учащегося систему качеств личности, взглядов и убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:
а) в широком смысле слова
б) в узком смысле слова
в) в локальном смысле слова
г) в переносном смысле слова
5. Развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу активных и инициативных людей составляет в философии образования и воспитания суть:
а) социально-рационалистического направления
б) культурно-антропологического направления
в) социально-реформаторского направления
г) технократического направления
6. В философии образования и воспитания Л. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, С. И. Гессен относятся к:
а) социально-рационалистическому направлению
б) культурно-антропологическому направлению
в) социально-реформаторскому направлению
г) технократическому направлению
7. Понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся, составляет суть … модели воспитания:
а) антропоцентристской в) технократической
б) социетарной г) прагматической
8. Воспитание как формирование системы поведения с помощью подкреплений является разновидностью … модели воспитания:
а) антропоцентристской в)технократической
б) социетарной г) прагматической
9. Относительная самостоятельность психологии воспитания и психологии обучения была зафиксирована еще в работах:
а) Л. Ф. Каптерева в) В. А. Лая
б) Дж. Дьюи г) Э. Клапареда
10. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как:
а) субъект деятельности в) личность
б) индивид г) индивидуальность
11. Понятие «задатки» характеризует:
а) индивидные свойства в) личностные свойства
б) субъектные свойства г) свойства индивидуальности
12. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований:
а) А. В. Запорожца и его сотрудников в) А. В. Петровского,
Я. Л. Коломинского
б) Л. И. Божович и ее сотрудников г) Д. И. Фельдштейна
13. Автором глобальной Я-концепции личности выступает:
а) В. С. Агапов в) В. В. Столин
б) К. Роджерс г) Р. Берне
14. Основанием выделения умственного воспитания является:
а) институциональный признак
б) содержание деятельности
в) аспект воспитательного процесса
г) доминирующий принцип и стиль отношений воспитателей и воспитуемых
15. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:
а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений
б) мораль поддержания отношений
в) мораль индивидуальных принципов совести
г) ориентация на наказание и покорность
16. Автором таксономии учебных целей в аффективной области считается:
а) Дж. Брунер в) В. Оконь
б) П. Блум г) Дж. Дьюи
17. Согласно … подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми:
а) биогенетическому в) психогенетическому
б) социогенетическому г) двухфакторному
18. Когнитивистские концепции личности относятся к … подходу к изучению личности в зарубежной психологии:
а) биогенетическому в) психогенетическому
б) социогенетическому г) двухфакторному
19. Основой теории и практики «свободного воспитания» является … подход к психическому развитию:
а) биогизаторский в) двухфакторный
б) социогизаторский г) психогенетический
20. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
а) единство процессов обучения и воспитания
б) единство не только процессов обучения и воспитания, но и, в свою очередь, воспитания как единства «частных» воспитательных дел
в) характер взаимодействия педагогов и учащихся
г) деятельность педагога
21. Воспитывающие возможности содержания образования изучал (и):
а) 3. И. Васильева, В. С. Ильин в) В. М. Коротов
б) М. Д. Виноградов, И. Б. Первин г) Б. Т. Лихачев
22. В 1950—70-х гг. на стыке социальной психологии и педагогической психологии … проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников:
а) Д. И. Фельдштейном
б) А. В. Петровским, Я. Л. Коломинским
в) Д. Б. Элькониным, Д. Н. Богоявленским
г) Л. В. Занковым
23. Одним из первых принцип «культуросообразности» выдвинул:
а) Я. А. Коменский в) К. Д. Ушинский
б) А. Дистервег г)П.Ф. Каптерев
24. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:
а) Я. А. Коменский в) К. Д. Ушинский
б) А. Дистервег г) Ж. Ж. Руссо
25. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:
а) традиционное обучение в) программированное обучение
б) проблемное обучение г) догматическое обучение
26. В воспитательном плане наиболее эффективен … тип обучения:
а) традиционный в) программированный
б) проблемный г) догматический
27. Особенности организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности изучал(и):
а) 3. И. Васильева, В. С. Ильин в) В. М. Коротов
б) М. Д. Виноградов, И. Б. Первин г) Б. Т. Лихачев
28. Теорию воспитательных систем в отечественной науке разрабатывал(и):
а) Л. И. Новикова, А. В. Караковский в) Ю. К. Бабанский
б) В. С. Лазарев, М. М. Поташник г) В. И. Загвязинский
29. Требование достижения единства и относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов составляет суть принципа:
а) демократизации в) природосообразности
б) целостности г) культуросообразности
30. На жесткую «модификацию поведения» предлагают ориентироваться представители … подхода к психическому развитию:
а) биогенетического в) двухфакторного
б) социогенетического г) психогенетического
31. К мезофакторам социализации (по А. В. Мудрику) относятся:
а) космос, планета, мир
б) этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения
в) семья, микросоциум, институты воспитания
г) страна, общество, государство
32. Для … воздействия как способа влияния характерно то, что оно направлено не непосредственно на учащегося, а на окружающую его среду:
а) ненаправленного в) функционально-ролевого
б) индивидуально-специфического г) косвенно-направленного
33. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:
а) внушением в) заражением
б) подражанием г) убеждением
Общая характеристика педагогической деятельности
Педагогические способности и стили педагогической деятельности
1. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:
а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким
б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной
2. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):
а) Н. Д. Хмель в) В. М. Коротов
б) В. П. Беспалько г) М. Д. Виноградова
3. В концепции педагогических способностей, развиваемой …, все они соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы:
а) Н. В. Кузьминой и ее научной школой
б) Л. М. Митиной и ее научной школой
в) А. К. Марковой и ее научной школой
г) В. А. Крутецким и его научной школой
4. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
а) конструктивной в) коммуникативной
б) организаторской г) гностической
5. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает … уровнем продуктивности деятельности учителя:
а) репродуктивным в) локально-моделирующим
б) адаптивным г) системно-моделирующим
6. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть … функции взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной
б) конструктивной
в) коммуникативно-стимулирующей
г) информационно-обучающей
7. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:
а) А. Б. Орлов в) В. В. Давыдов
б) Л. М. Митина г) В. А. Крутецкий
8. Проявление математических способностей изучал:
а) В. А. Крутецкий в) В. И. Киреенко
б) Б. М.Теплов г) Л. М.Митина
9. Проявление музыкальных способностей исследовал:
а) В. А. Крутецкий в) В. И. Киреенко
б) Б. М. Теплов г) Л. М. Митина
10. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет … педагогические способности:
а) гностические в) конструктивные
б) проектировочные г) коммуникативные
11. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила:
а) Л. М.Митина в) А. К. Маркова
б) Н. В. Кузьмина г) Н. Ф. Талызина
12. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т. п. составляют суть:
а) дидактических способностей
б) перцептивных способностей
в) коммуникативных способностей
г) организаторских способностей
13. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:
а) Л. М. Митина в) А. К. Маркова
б) Н. Ф. Талызина г) Н. В. Кузьмина
1. Общение как сторону совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а):
а) А. А. Бодалев в) М.И.Лисина
б) М. С. Каган г) Л. П. Буева
2. Проблемы социальной перцепции изучали:
а) В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев в) С. Д. Смирнов, Г. А. Берулава
б) А. А. Бодалев, В. А. Лабунская г) Л. М. Митина, А. К. Маркова
3. Общение и деятельность соотносятся, по А. Н. Леонтьеву, как:
а) род—вид
б) рядоположенные
в) самостоятельные феномены
г) между ними функциональные отношения
4. Общение и деятельность соотносятся, по Б. Ф. Ломову, как:
а) род—вид
б) рядоположенные
в) самостоятельные феномены
г) между ними функциональные отношения
5. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной учебной деятельности соответствует … цели педагогического общения:
а) информационной в) амотивной
б) контактной г) координационной
6. Функция фасилитации педагогического общения выделена:
а) А. Б. Орловым в) А. Маслоу
б) А. К. Марковой г) К. Роджерсом
7. Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое общение определяется как:
а) микроуровень общения в) макроуровень общения
б) мезоуровень общения г) мета уровень общения
8. … уровень коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизированным осознанием явлений педагогического общения:
а) Интуитивный
б) Житейский
в) Сознательный
г) Рациональный
9. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:
а) межличностной коммуникации
б) восприятия и понимания друг друга
в) межличностного взаимодействия
г) передачи информации
10. Интересы и склонности учителя выступают показателем … плана общения:
а) коммуникативного
б) индивидуально-личностного
в) общего социально-психологического
г) морально-политического
11. … как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:
а) Социально-психологическая рефлексия
б) Стереотипизация
в) Эмпатия
г) Идентификация
12. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть:
а) эффекта ореола
б) эффекта последовательности
в) эффекта инерционности
г) эффекта стереотипизации
13.Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к … педагогического общения:
а) физическим барьерам
б) социально-психологическим барьерам
в) барьерам неправильной установки сознания
г) организационно-психологическим барьерам
Ответы на тестовые задания
|
Раздел 1 |
Раздел 2 |
|
Раздел 3 |
Раздел 4 |
№ задания |
||||||
№ |
Тема 1 |
Тема 2 |
Тема 3 |
Тема 4 |
Тема 5 |
Тема 6 |
Тема 7 |
Темы 8,9 |
Тема 10, 11 |
Тема 12 |
|
|
задания |
Предмет и задачи педагогической психологии |
Методы педагогической психологии |
Научение и учение |
Обучение и развитие |
Учебная деятельность |
Мотивы учения |
Усвоение знаний, умений и навыков |
Ученик как субъект воспитания Методы воспитания |
Педагогическая деятельность |
Педагогическое общение |
|
|
1. |
в |
а |
б |
а |
б |
б |
б |
г |
б |
в |
1. |
|
2. |
б |
а |
б |
а |
б |
а |
а |
в |
а |
б |
2. |
|
3. |
а |
в |
в |
б |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
3. |
|
4. |
б |
б |
б |
а |
а |
в |
а |
б |
а |
в |
4. |
|
5. |
а |
б |
в |
а |
б |
а |
б |
а |
г |
г |
5. |
|
6. |
б |
г |
а |
а |
б |
а |
г |
б |
г |
г |
6. |
|
7. |
б |
а |
а |
в |
г |
в |
а |
а |
г |
б |
7. |
|
8. |
г |
в |
г |
а |
а |
а |
в |
г |
а |
б |
8. |
|
9. |
а |
б |
в |
г |
а |
б |
г |
в |
б |
б |
9. |
|
10 |
а |
б |
в |
а |
а |
в |
г |
б |
в |
б |
10. |
|
11. |
а |
|
б |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
б |
11. |
|
12. |
г |
|
а |
а |
б |
г |
а |
б |
б |
в |
12. |
|
13. |
в |
|
в |
б |
а |
б |
а |
г |
в |
в |
|
|
14. |
б |
|
а |
в |
а |
|
а |
б |
|
|
14. |
|
15. |
в |
|
в |
а |
в |
|
б |
в
|
|
|
15. 16. |
|
16. 17. |
|
|
б |
|
а |
|
б |
6 |
|
|
17. |
|
18. 19 |
|
|
в б |
|
а в |
|
в в |
В а |
|
|
19. |
|
20. 21. |
|
|
а а |
|
а |
|
г а |
а а |
|
|
20. 21. |
|
22. 23. |
|
|
в а |
|
|
|
б г |
б в |
|
|
23. |
|
24. 25. |
|
|
в в |
|
|
|
г б |
а б к |
|
|
25. 26. |
|
26. 27. 28 29 |
|
|
б |
|
|
|
|
б а б |
|
|
27. 28. 29. 30. |
|
30 31 32 33 |
|
|
|
|
|
|
|
б г г |
|
|
31. 32. 33. |