Формы учебных занятий с использованием активных

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

наименование дисциплины (модуля)

Б.1.Б.27

(код дисциплины (модуля)

 

 

Направление подготовки:

37.03.01 – Психология (уровень бакалавриата)

 

Направленность (профиль): Психологическое консультирование

Бакалавр

 

Форма обучения: заочная

На 2016-2017 у/г

 

 

Москва


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВО «СФГА»

________________

 

В.В.Грачев

«30» марта 2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании:

Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 946 от 07 августа 2014 г.;

приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402);

учебного плана направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), профиль: «Психологическое консультирование», утвержденного ректором Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» профессором В.В. Грачевым 30.03.2016 г. (протокол Ученого совета № 11), для обучающихся 2016 года набора.

учебного плана направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), профиль: «Психологическое консультирование», переутвержденного ректором Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» профессором В.В. Грачевым 14.10.2015 г. (протокол Ученого совета № 3), для обучающихся 2015 года набора

7 стр., 3233 слов

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений»

... и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и ... успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью. Другой специалист в области психологии интеллекта Холодная М.А. утверждает, что следует выделять шесть ...

учебного плана направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), профиль: «Психологическое консультирование», переутвержденного ректором Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» профессором В.В. Грачевым 14.10.2015 г. (протокол Ученого совета № 3), для обучающихся 2014 года набора;

учебного плана направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), профиль: «Психологическое консультирование», переутвержденного ректором Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» профессором В.В. Грачевым 14.10.2015 г. (протокол Ученого совета № 3), для обучающихся 2013 года набора;

учебного плана направления подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), профиль: «Психологическое консультирование», переутвержденного ректором Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» профессором В.В. Грачевым 14.10.2015 г. (протокол Ученого совета № 3), для обучающихся 2012 года набора

 

Составитель: Мишина Марина Михайловна, д.псх.н., доцент кафедры психологии

(фамилия, имя отчество, ученая степень, ученое звание)

 

Рабочая программа дисциплины:

— одобрена на заседании кафедры психологии от 30.03. 2016 (протокол №9);

— утверждена на заседании Ученого совета от 30.03. 2016 (протокол № 11).

 

Заведующий кафедрой __________________/ Редькина Е.Б.

(подпись) Ф.И.О.

 


Наименование дисциплины (модуля)

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (Б.1.Б.27)

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-2 — способности к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией

ПК-6 — способности к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

ПК-8 – способности к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

В результате освоения содержания дисциплины «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» обучающийся должен:

знать основные понятия курса: — теоретическое и экспериментальное исследования; метод и методика исследования; эмпирическое данные и экспериментальные эффекты; уровни методологического анализа исследования; типы экспериментальных планов; специфику построения экспериментального исследования в различных областях психологического знания;

уметь планировать и осуществлять экспериментальное исследование с учетом основных требований, предъявляемых к разным видам эксперимента; самостоятельно определять проблему исследования; формулировать экспериментальные гипотезы; выделять экспериментальные переменные и строить экспериментальные планы;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) приемами представления, обработки и интерпретации эмпирических данных с использованием методов математической статистики.

2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Данный курс относится к базовой части блока 1 «Дисциплины/ модули», опирается на курсы «Общепсихологический практикум».

Таблица 1. Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

 

Код дисциплины (модуля) Название дисциплины (модуля) Содержательно-логические связи Коды формируемых компетенций  
Коды учебных дисциплин (модулей), практик
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает опорой
Б.1.Б.27 Экспериментальная психология Общая психология Общепсихологический практикум Производственная практика, Курсовая работа №2 ВКР и др. ПК-2 ПК-6 ПК-8

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объем дисциплины по учебному плану составляет – 4 зачетные единицы = 144 академических часа.

Таблица 2. Объем дисциплины (модуля)

 

№ п/п Раздел Дисциплины   Курс Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы контроля успеваемости Форма аттестации
Лекции Лаборат. Практич Самост. раб.
  Тема 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального исследования   Проверка конспектов
  Тема 2. Характеристики психологического эксперимента   Проверка конспектов
  Тема 3. Типы экспериментов в психологии     Проверка конспектов
  Тема 4. Контроль переменных в эксперименте   Презентации Тестирование Зачет
  Тема 5. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента     Проверка конспектов
  Тема 6. Корреляционное исследование     Проверка конспектов
  Тема 7. Результаты эмпирического исследования и их представление   Проверка конспектов Экзамен
  ИТОГО   Дифференцированный зачет

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Тема 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального исследования.Наука как способ деятельности человеческого общества. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Теории разной степени общности. Психологические категории и гипотетические конструкты. Эмпирические данные. Понятия эмпирических зависимостей и экспериментальных эффектов. Различия психологических законов и закономерностей. Характеристики общих нормативов научной деятельности как предпосылки понимания принципов методологии экспериментирования в психологии.

Основные направления методологии научного исследования. Уровни методологического анализа: философский, общенаучный, специально-научный, предметно-практический.

Понятие метода и методики исследования. Метод как способ познания и методика как способа фиксации эмпирических данных. Типы эмпирических данных.

Многообразие классификаций методов психологического исследования. Пять уровней эмпирических методов в психологии (по В.Н. Дружинину): уровень методики, уровень методического приема, уровень метода (эксперимент, наблюдения), уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Классификации Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Г.Д. Пирьова, М.С. Роговина и Г.В. Залевского.

Критерии объективности психологического исследования. Воспроизводимость данных эксперимента. Надежность данных. Интерсубъективность данных. Репрезентативность данных. Валидность экспериментального исследования.

Экспериментирование как специальный метод эмпирического исследования в психологии. Понимание экспериментального метода в широком и узком смысле. Признание онтологического статуса психологической реальности и принятие возможности ее научного познания как основания психологического экспериментирования. Поведенческий и психологический эксперимент. Психологический эксперимент и естественно-научный эксперимент.

История становления экспериментального метода в психологии. Метод экспериментальной интроспекции В. Вундта. Переход к объяснительной психологии. Психофизический эксперимент Л. Фехнера. Эмпирические исследования Г. Эббингауза. Разработка поведенческого эксперимента в бихевиоризме. Исследования Э.Л. Торндайка. Работы С. Холла и Дж. Кетелла. Представления Т. Рибо о предмете экспериментальной психологии. Исследования Ж. Пиаже, А. Бине, К. Левина. Осмысление нормативов экспериментирования в отечественной психологии. Концепция естественного эксперимента А.Ф. Лазурского. Исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина.

Тема 2. Характеристики психологического эксперимента.Процедура психологического эксперимента. Этапы психологического экспериментального исследования. Понятие идеального эксперимента. Внутренняя валидность психологического эксперимента. Факторы нарушения внутренней валидности эксперимента (по Кэмпбеллу).

Конструктивная валидность. Определение реального эксперимента. Внешняя валидность эксперимента. Причины нарушения внешней валидности эксперимента. Эксперимент «полного соответствия».

Гипотеза в психологическом эксперименте. Понятие гипотезы. Соотношение рабочей и собственно экспериментальной гипотезы. Принципы фальсифицируемости и верифицируемости гипотез. Теоретическая и экспериментальная гипотезы. Основные типы экспериментальных гипотез: о наличии явления; связи между явлениями; причинной связи между явлениями. Варианты экспериментальных гипотез (по Готтсданкеру).

Психологические и статистические гипотезы.

Переменные в психологическом эксперименте. Понятие переменной. Независимые переменные. Виды независимых переменных (по Дж. Кэмпбеллу).

Зависимые переменные. Основные параметры вербального и невербального поведения. Комплексные независимые переменные. Типы зависимых переменных: одномерная, многомерная, фундаментальная. Приемы фиксации изменений зависимой переменной. Внешние (побочные и дополнительные) переменные. Отношения между переменными. Определение внешней переменной. Способы контроля внешних переменных: элиминация, константность условий, балансировка, контрбалансировка, рандомизация.

Экспериментальная выборка. Идеальный объект психологического исследования. Особенности эксперимента с одним испытуемым. Основные варианты конструирования экспериментальных групп. Правила формирования выборки испытуемых. Стратегии построения групп в психологическом эксперименте. Типы привлечения испытуемых в группу. Проблема численности экспериментальной выборки.

Подходы к определению понятия «планирование эксперимента». Этапы планирования эксперимента. Принципы построения экспериментальных схем. Основные признаки построения экспериментальных схем. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента. Формальное планирование и статистические решения. Зависимость обобщения от типа эксперимента.

Классификация экспериментальных планов. Критерии классификации экспериментальных планов. Критерий истинного эксперимента (доэкспериментальные, экспериментальные, квазиэкспериментальные планы).

Критерий числа экспериментальных воздействий (планы с одной независимой переменной и факторные планы).

Критерий шкалы измерения НП (качественные и количественные экспериментальные планы).

Критерий схемы предъявления условий НП (интраиндивидуальные и межгрупповые схемы).

Общепринятые обозначения составляющих экспериментальных схем.

Доэкспериментальные планы. Метод анализа единичного случая. Проблемы интерпретации данных при анализе единичного случая. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе. Причины низкой достоверности результатов при тестировании одной группы.

Истинные экспериментальные планы. Межгрупповые схемы. Способы образования групп. План с предварительным и итоговым тестированием для экспериментальной и контрольной групп. План Р. Соломона. Стратегии контроля состава групп: стратегия случайного подбора, стратегия попарного уравнивания, стратегия случайного распределения слоев, стратегия случайного отбора групп. Интраиндивидуальные схемы. Факторы снижения внутренней валидности эксперимента при интраиндивидуальных схемах. Основные интраиндивидуальные схемы: схема случайной и квазислучайной последовательности; схема регулярного чередования; схема позиционного уравнивания. План контроля сопутствующих смешений. Общая схема контроля.

Тема 3. Типы экспериментов в психологии.Основания классификаций типов психологических экспериментов. Отличия в предметной области и содержании гипотез. Поисковый (эксплораторный) и подтверждающий эксперимент. Пилотажный эксперимент. Отличия в формах осуществления эксперимента. Реальные и мысленные эксперименты. Естественные, искусственные и лабораторные эксперименты. Эксперимент с проверкой одного теоретического предположения и критический эксперимент. Контрольный эксперимент и демонстрационные опыты. Виды демонстрационных опытов. Типы экспериментов в отношении к теории.

Факторный эксперимент. Определение факторного эксперимента. Направления возникновения факторных экспериментальных схем. Независимые и сопутствующие переменные. Особенности гипотез в факторном эксперименте: комбинированные гипотезы и гипотезы с одним отношением. Взаимодействие факторов: взаимодействие первого порядка (нулевое, пересекающееся, расходящееся), взаимодействие второго порядка. Требования к организации факторного анализа. Факторные схемы представления данных. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах. Факторные планы представления статистических данных.

Квазиэксперимент.Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с отграничеснными формами контроля. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий. Подходы к определению квазиэксперимента. Цели проведения квазиэкспериментальных исследований. Типы квазиэкспериментальных планов: планы экспериментов для неэквивалентных групп; планы дискретных временных серий. Планы ex-post-facto.

Тема 4. Контроль переменных в эксперименте.Понятие экспериментального контроля. Основные виды контроля переменных. Контроль посредством экспериментальных схем. Управление НП. Контроль побочных, смешивающихся или сопутствующих переменных. Контроль типа переменных. Стабилизация и варьирование переменных. «Эффект экспериментатора». Первичный контроль. Отличия экспериментов в научных и практических целях. Проблема идентичности экспериментальных условий. Контроль за выводами экспериментального исследования. Основные источники артефактных выводов. Типичные направления ошибок в выводах при обобщениях.

Тема 5. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Психологический эксперимент как совместная деятельность экспериментатора и испытуемого. Исследования С. Розенцвейга. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента. Эффект плацебо. Эффект Хотторна. Эффект аудитории. Особенности мотивации испытуемых. Влияние мотивации на результаты эксперимента. Приемы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на экспериментальные результаты.

Эксперимент как деятельность экспериментатора. Влияние ожиданий экспериментатора на результаты эксперимента. Эффект Пигмалиона. Типы ошибок экспериментатора при оценке результатов деятельности испытуемого. Методы контроля влияния экспериментатора на результаты эксперимента.

Эксперимент как часть жизни испытуемого. Планы описания эксперимента как деятельности испытуемого. Типы испытуемых по критерию субъекта принятия решения о «входе» и «выходе» из экспериментальной ситуации.

Тема 6. Корреляционное исследование. Понятие корреляционного исследования. Типы корреляционных связей между двумя измерениями. Особенности планирования корреляционного исследования. Основные типы корреляционного исследования: сравнение двух групп; одномерное исследование группы в разных условиях; корреляционное исследование попарно эквивалентных групп; структурное корреляционное исследование; лонгитюдное корреляционное исследование. Основные артефакты, возникающие в ходе корреляционного исследования. Особенности обработки и интерпретации данных корреляционного исследования.

Тема 7. Результаты эмпирического исследования и их представление. Принятие решения о гипотезе (подтверждение, опровержение).

Ошибки 1-го и 2-го рода, их причины и средства минимизации. Обобщение результатов эксперимента по отношению к объектам исследования, условиям исследования и экспериментаторам. Комплексная оценка валидности и эмпирических результатов в выводе об экспериментальной гипотезе. Ограничители генерализации результатов. Две стратегии проведения дополнительных исследований.

Формы представления экспериментальных результатов: квалификационная и научно-исследовательская. Виды представления научных результатов: графическое, символическое, вербальное. Алгоритм представления научной информации

 

Таблица 3. Содержание учебной дисциплины (модуля)

для заочной формы обучения

Объем учебной дисциплины – 4 зачетных единицы (144 академических часа).

Из них:

Контактная работа – 17 акад. часов,

в том числе: лекций – 5 часов,

практических – 10 часов,

КСР – 2 часа

самост. работа – 123 часа

Форма контроля – дифференциальный зачет (4 часа)

 

  Раздел курс Недели семестра Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) Коды формируемых компетенций Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция Практ. , лаб.занятие СРС
    Тема 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального исследования   ПК-6 ПК-8 Проверка конспектов
      Тема 2. Характеристики психологического эксперимента ПК-6 Проверка конспектов
      Тема 3. Типы экспериментов в психологии   ПК-6 Проверка конспектов
      Тема 4. Контроль переменных в эксперименте ПК-6 ПК-8 Презентации Тестирование Зачет
    Тема 5. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента   ПК-2 ПК-6 ПК-8 Проверка конспектов
      Тема 6. Корреляционное исследование   ПК-2 ПК-8 Проверка конспектов
      Тема 7. Результаты эмпирического исследования и их представление ПК-8 Проверка конспектов Экзамен
      ИТОГО   Зачет

 

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретной учебной дисциплины.

 

Формы учебных занятий с использованием активных

И интерактивных технологий обучения

Наименование раздела (перечислить те разделы, в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии) Формы занятий с использованием активных и интерактивных образовательных технологий Трудоемкость (час.) Очная/заочная формы обучения
1. Тема 3. Типы экспериментов в психологии Лекция-визуализация 2 часа
2. Тема 7. Результаты эмпирического исследования и их представление Обсуждение в группах 2 часа

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

Обсуждение в группах какого-либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения

группового обсуждения:

• задавать определенный формат обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);

• ввести алгоритм выработки общего мнения;

• назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная внеаудиторная работаобеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Самостоятельная работа включает следующие виды деятельности:

— Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

— Поиск (подбор) и обзор литературы, электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса, написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме;

— Выполнение домашнего задания к занятию;

— Выполнение домашней контрольной работы (решение заданий, выполнение упражнений);

— Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку (отдельные темы, параграфы);

— Подготовка к практическим и семинарским занятиям;

— Подготовка к контрольной работе и коллоквиуму;

— Подготовка к зачёту и аттестации.

 

Таблица 5. Виды самостоятельной работы студентов

№ п/п Раздел дисциплины Наименование работ Трудо-емкость (час
  Тема 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального исследования Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам:

  1. Виды научных работ и критерии их оценки. Обсуждение статьи Розина В.М. (журнал Мир психологии. №2. – С. 173-193):

§ причины снижения качества научных работ по психологической тематике, наблюдающегося в последнее время; § трехслойная система науки; § процессы изменения структуры и организации научного знания; § изменение соотношения научного знания (в типологии наук); § «генетическое ядро» науки § основные виды и оценки научных работ.

  1. Проблема научного познания и нормативы научного мышления.

Провести анализ психологической периодики за последние 5 лет с целью выявления актуальных проблем современной экспериментальной психологии.

  1. Проблемы становления и развития экспериментального метода в психологии (ролевая игра-спор).
  2. Экспериментальный метод и особенности его реализации в различных направлениях психологической науки: 1) теоретическое обоснование экспериментального исследования; 2) описание хода эксперимента; 3) вывод о специфике экспериментальных исследований в рамках конкретной психологической школы.

Подготовить сообщения- рефераты на темы: — эксперименты В. Вундта; — особенности эксперимента в бихевиоризме; — эксперимент в гештальтпсихологии (исследования К. Левина, Б.В. Зейгарник); — формирующий эксперимент (работы П.Я. Гальперина); — метод «двойной стимуляции» Л.С. Выготского; — экспериментальные исследования Ж. Пиаже. — Особенности реализации эксперимента в различных отраслях психологии (общая психология, возрастная, социальная, педагогическая и т.д.)   Подготовить описание-анализ экспериментальных исследований в рамках одного направления психологической науки (на выбор студента) по плану: — теоретическое обоснование экспериментального исследования; — описание хода эксперимента; — вывод о специфике экспериментальных исследований в рамках конкретной психологической школы.

  Тема 2. Характеристики психологического эксперимента Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам: 1) процедура и организация экспериментального исследования в психологии. 2) проблема валидности психологического эксперимента. 3) разработка концепции и планирование исследования. 4) Анализ экспериментального исследования из кн. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. 5) Принципы планирования психологического эксперимента. 6) Специальные методы планирования экспериментов. 7) Проблема обобщения результатов. 8) Математическое планирование эксперимента. a. определение понятия «математическое планирование эксперимента»; b. предпосылки возникновения математического планирования; c. структура и содержание математического плана; d. виды математических планов.
  Тема 3. Типы экспериментов в психологии Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам: 1) Кросс-культурный эксперимент. Обсуждение материала Дружинина В.Н. из кн. Экспериментальная психология. § особенности кросс-культурного исследования; § проблема валидности кросс-культурного эксперимента; § основные области реализации кросс-культурного исследования; § актуальность кросс-культурных исследований. 2) Патопсихологический эксперимент. Обсуждение главы «Использование экспериментального метода для изучения патопсихологических явлений» из кн. Рубинштейна С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. § традиционные методы изучения патопсихологических явлений; § необходимость внедрения эксперимента в патопсихологию; § области применения патопсихологического эксперимента. 3) Формирующий эксперимент. Обсуждение глав из кн. Гальперина П.Я. Лекции по психологии. § понятие формирующего эксперимента; § этапы формирования; § особенности организации формирующего эксперимента. 4) Цели проведения факторных экспериментов. 5) Преимущества факторных экспериментальных планов. 6) Графическое представление и аналитический подсчет ОРД (основного результата действия) факторов и их взаимодействия. 7) Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах. 8) Отличия факторных экспериментов с точки зрения возможностей обобщения. 9) Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях: § общая характеристика; § подходы к определению; § цели квазиэксперимента. 10) Особенности построения: — планов эксперимента для неэквивалентных групп; — планов дискретных временных серий; — планов ex-post-facto. 11) Проблема этики исследователя при осуществлении эксперимента. Обсуждение конспекта по материалу Солсо Р., Маклин К. Этика экспериментального исследования / из кн. Экспериментальная психология.
  Тема 4. Контроль переменных в эксперименте Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам: · Экспериментальный контроль переменных, условий, выводов. · Выявление ошибок при выводах в экспериментальном исследовании. · Отличия экспериментов в научных и практических целях (работа в подгруппах, групповое обсуждение).

Подготовить презентацию статьи (на выбор) в психологическом журнале по следующему плану: § Чему посвящено исследование? § Какова общая проблема? § Какие результаты получили другие исследователи? § Какова гипотеза исследования? § Какие материалы, использует автор? § Какое операционное определение дает автор своим переменным? § Какие способы контроля он использует? § Как он анализирует данные? § Как он интерпретирует данные? § На кого он ссылается в качестве релевантных исследователей в данной области? § Можно ли усовершенствовать это исследование? § Какую дополнительную работу необходимо для этого провести? § Можно ли интерпретировать данные как-то иначе? § Какие новые сведения представлены в статье? § Какой новый эксперимент теперь можно поставить?

  Тема 5. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам: · Проблема конструктивного общения экспериментатора и испытуемого. · Обсуждение влияния стиля общения испытуемого и экспериментатора на экспериментальную ситуацию
  Тема 6. Корреляционное исследование Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам: · Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными. · Предположение о направленности связи на основе теории. · Коэффициент корреляции и стандартизация переменных. · Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных.
  Тема 7. Результаты эмпирического исследования и их представление Изучив учебно-методическую литературу, составить конспект по вопросам: · Требования к оформлению отчета о научно-исследовательской работе. · Оформление научной статьи. · Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ
     

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю). (Приложение 1 ФОС)

ФОС по дисциплине сформирован на ключевых принципах оценивания:

-валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

-надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

-справедливости (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);

-своевременности(поддержание развивающей обратной связи);

-эффективности(соответствие результатов деятельности поставленным задачам).

 

ФОС соответствует:

— ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки;

— ООП и учебному плану направления подготовки;

— рабочей программе дисциплины;

— образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.

Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине включает в себя:

Проверка конспектов
Защита рефератов, презентаций
Тестирование
Зачет

 

· Проверка конспектов

  Критерии оценки
«зачтено» • Конспект представлен в виде аккуратно оформленного текста, без грамматических ошибок • Объем конспекта соответствует поставленной цели, теме задания, времени, отведенному на изучение темы. • При изложении в письменном виде содержание учебного материала отражено достаточно полно, структурировано, без потери основных положений. • При составлении конспекта по теме студент продемонстрировал ориентировку в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.), в тексте имеются ссылки на подходящие источники.
«не зачтено» • Объем и содержание конспекта не соответствует поставленной цели, теме задания, времени, отведенному на изучение темы. • При изложении в письменном виде содержание учебного материала отражено фрагментарно, с потерей основных вопросов темы, без внутренней логики

 

· Защита рефератов, презентаций

  Критерии оценки
«отлично» выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, при защите даны адекватные ответы на дополнительные вопросы
«хорошо» основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы
«удовлетворительно» имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод
«неудовлетворительно» тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы

 

· Тестирование

Всего — 60 вопросов.

Рекомендуемый вес заданий каждой формы при подсчете испытуемых: оценка дихотомическая, за каждое верно выполненное задание дается один балл.

  Критерии оценки
«отлично» от 54 (90%) тестовых заданий
«хорошо» от 48 (80%) тестовых заданий
«удовлетворительно» от 32 тестовых заданий (51%)
«неудовлетворительно» правильных ответов менее 30 (до 50%)

 

1. Отличие психологического закона состоит в том, что он:

а) конкретизирует изучаемую психологическую реальность в показателях, объективируемых исследователем;

б) раскрывает каузальную интепретацию эмпирической закономерности;

в) формулирует констатацию обобщенного характера и указывает диапазон действия выявленной фактической закономерности;

г) репрезентирует изучаемую психологическую реальность в фиксируемых методиками показателях.

2. Какой тип теорий предполагает использование объяснительных схем, понятия в которых максимально нагружены эмпирически?

а) теории нижнего уровня;

б) теории среднего уровня;

в) теории верхнего уровня;

г) теории личности;

3. Какой методологический уровень обобщения знаний применяется к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знаний?

а) уровень философской методологии или уровень общенаучного обобщения знаний;

б) уровень конкретно-научной методологии или научный уровень обобщения знаний;

в) уровень научных принципов или форм исследования или научно-практический уровень обобщения;

г) уровень методики и техники научного исследования или уровень предметно-практического обобщения знаний.

4. Первым исследователем, кто отказался от интроспекции и реализовал подход к построению объективного метода в эмпирическом психологическом исследовании стал:

а) В. Вундт;

б) Г. Эббингауз;

в) Л. Фехнер;

г) Э.Л. Торндайк.

5. Лонгитюдное исследование это:

а) исследование выборки на протяжении определенного отрезка времени;

б) сравнение двух и более возрастных групп;

в) исследование одного испытуемого на протяжении нескольких лет и построение его индивидуальной кривой развития;

г) исследование, которое проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

6. Эксперимент — это:

а) целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта;

б) проведение исследования в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственной связи;

в) способ получения информации об индивидуально-психологических особенностях испытуемого в процессе его диалога с исследователем;

г) способ исследования сложного объекта на основе изучения его более простого аналога.

7. Какой метод психологического исследования характеризуется неопределенностью материала или инструкции к заданию, открытостью множества потенциальных ответов, отсутствием оценочного отношения со стороны исследователя?

а) наблюдение;

б) беседа;

в) архивный метод;

г) проективный метод.

8. Репрезентативность данных экспериментального исследования – это:

а) возможность повторных исследований с получением тех же феноменов и закономерностей для разных испытуемых или разных популяций;

б) возможность быть полученными разными исследователями;

в) представленность в методических процедурах фиксации именно тех показателей, которые наилучшим образом свидетельствуют об изучаемых процессах и явлениях;

г) возможность получения в тех же процедурных условиях данных, которые дают незначимые отклонения от первоначальных величин.

9. При наблюдении в большинстве случаев регистрируются:

а) особенности внешних условий;

б) особенности поведения;

в) причины поведения;

г) результаты поведения.

10. Стандартизированным называется наблюдение:

а) за несколькими испытуемыми по плану;

б) наблюдение за несколькими испытуемыми в одних условиях;

в) наблюдение за одним испытуемым в разных условиях;

г) наблюдение за поведением испытуемых в контрольной и экспериментальной группе.

11. Вид наблюдение, которое предполагает вычленение путем восприятия тех или иных «единиц» описания, а также обобщение эмпирических данных уже в самом процессе наблюдения называется:

а) включенное;

б) категоризированное;

в) систематическое;

г) эвристическое.

12. Полное речевое описание или точное частотное отражение наблюдателем «единиц» описания называется:

а) event-sampling;

б) time-sampling;

в) рейтинговые процедуры;

г) прямое вынесение бальных оценок.

13. Основной формой фиксации данных наблюдения является:

а) дневник

б) стандартный бланк

в) протокол

г) произвольное описание.

14. Эксперимент, который предполагает изменение только независимой переменной и контроль зависимой переменной называется:

а) идеальный эксперимент;

б) реальный эксперимент;

в) эксперимент полного соответствия;

г) квазиэксперимент.

15. Внутренняя валидность эксперимента определяется как:

а) достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным;

б) мера соответствия экспериментальной процедуры реальности;

в) адекватность интерпретации экспериментальных данных теории;

г) мера соответствия идеального исследования изучаемой реальности.

16. Гипотезой называют:

а) предположение о зависимостях, которое следует проверить в эксперименте;

б) предположение, которое заведомо является ложным;

в) предположение, которое заведомо является истинным;

г) предположение, которое может быть признано истинным или ложным в соответствии с теоретической позицией исследователя.

17. При каком методе исследования проверяется каузальная гипотеза?

а) при наблюдении;

б) при измерении;

в) в эксперименте;

г) при проективном методе;

18. Принцип фальсифицируемости гипотезы означает:

а) абсолютное отвержение гипотезы;

б) относительное отвержение гипотезы;

в) подтверждение гипотезы;

г) выдвижение контргипотезы.

19. Рабочая гипотеза – это:

а) предположение, выдвигаемое для решения методом экспериментального исследования;

б) гипотеза, при которой исследование проводится для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось схем их интерпретации;

в) гипотеза, выдвигаемая для устранения внутренних противоречий в теории и совершенствования теоретического знания.

г) гипотеза, требуемая на этапе математической интерпретации данных эмпирического исследования.

20. Независимая переменная это:

а) переменная, которая не изменяется ни при каких условиях;

б) управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная;

в) измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием различных факторов или условий;

г) побочные переменные, которые ведут к появлению ненадежных данных.

21. Какие переменные в эксперименте чаще всего выступают как дополнительные?

а) особенности ситуации;

б) пол и возраст испытуемого;

в) мотивация испытуемого;

г) индивидуальные различия испытуемых.

22. Как называется способ контроля внешних переменных, при котором порядок предъявления различных задач и стимулов воздействия в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления задач и стимулов в другой группе?

а) Элиминация.

б) Балансировка.

в) Контрбалансировка.

г) Рандомизация.

23. Доэкспериментальным называется исследование:

а) не учитывающее требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования;

б) предварительное исследование;

в) направленное на установление границ , в пределах которых теория объясняет факты и эмпирические закономерности;

г) направленное на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

24. Для проведения истинного эксперимента считается обязательным:

а) наличие большой выборки;

б) наличие нескольких экспериментаторов;

в) наличие контрольных условий;

г) наличие повторного измерения.

25. Какой план эксперимента называется «исследование единичного случая»?

а) план, который проводится на одном испытуемом;

б) план, который проводиться на выборке и имеет контрольную группу;

в) план, который проводиться на выборке и не имеет контрольной группы;

г) план, который не имеет предварительного тестирования

26. Какой из представленных ниже планов называется планом Соломона:

а) R Х О1

R О2

б) O­1 O2 O3 O4 Х O5 O6 O7 O8

в) O1 X O2 O3 O4

г) R О1 Х О2

R O3 O4

R Х О5

R О6

27. Формальное планирование предполагает:

а) формулировку экспериментальной гипотезы и обоснование ее интерпретационных компонентов, связанных с введением гипотетических конструктов;

б) выбор схемы эксперимента, обоснование достоверности и значимости получаемых результатов;

в) выбор математической модели, описывающей события и взаимодействия между ними;

г) отбор и распределение испытуемых при составлении эквивалентных групп.

28. Сравнение двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия относятся к:

а) доэкспериментаьным планам;

б) истинным экспериментальным планам;

в) квазиэкспериментальным планам;

г) многоуровневым планам.

29. К квазиэкспериментам относят исследования, которые проводят:

а) в мысленном плане;

б) с реальными объектами;

в) с моделями;

г) с одним испытуемым.

30. Основной особенностью квазиэксперимента является:

а) ограничение форм контроля за переменными;

б) оригинальность исследуемой зависимости;

в) нарушение некоторых этических принципов проведения исследования

г) уникальность испытуемого.

31. Планы квазиэкспериментов, которые строятся по типу дискретных временных серий, характеризуются:

а) неэквивалентностью экспериментальной и контрольной групп;

б) эквивалентностью экспериментальной и контрольной групп;

в) отсутствием экспериментальной группы;

г) отсутствием контрольной группы.

32. Отличительным признаком плана ex-post-facto является:

а) отсутствие воздействия на испытуемого со стороны экспериментатора, в качестве воздействия выступает некоторое событие реальной жизни;

б) обязательное наличие тестирования контрольной и экспериментальной групп после экспериментального воздействия;

в) отсутствие рандомизации экспериментальной и контрольной групп;

г) реализация эксперимента в естественных условиях.

33. Многомерным называют эксперимент:

а) с одной независимой переменной и одной зависимой переменной;

б) с одной независимой переменной и несколькими зависимыми переменными;

в) с несколькими независимыми переменными и одной зависимой переменной;

г) с несколькими независимыми переменными и несколькими зависимыми переменными.

34. Полное обследование конкретного человека в специальных условиях в ситуации экспертизы с использованием различных методических средств наблюдения, беседы, стандартизированных тестов в диагностических и исследовательских целях, называется:

а) кросс-культурный эксперимент;

б) патопсихологический эксперимент;

в) формирующий эксперимент;

г) психогенетический эксперимент.

35. Эксперимент, которые предполагает возможность выбора на основании полученных данных одной из сравниваемых между собой теоретических интерпретаций называется:

а) критическим;

б) искусственным;

в) мысленным;

г) лабораторным.

36. Отличие формирующего эксперимента состоит в том, что он предполагает:

а) исследование свойств индивида, отклоняющегося в психическом и психологическом здоровье.

б) изучение психологических явлений и процессов в становлении и развитии;

в) изучение психологических характеристик в течение длительного промежутка времени;

г) изучение психики и поведения человека в обусловленности социокультурными факторами.

37. Демонстрационные эксперименты – это эксперименты, в которых:

а) воссозданы условия, максимально приближенные к реальным;

б) при получении отрицательных результатов нельзя перейти к проверке контргипотезы;

в) невозможно прогнозировать те или иные эмпирические закономерности;

г) равновероятно получение данных как в пользу, так и против экспериментальной гипотезы.

38. Эффект плацебо, наблюдаемый в ходе эксперимента заключается в следующем:

а) испытуемые считают, что действия экспериментатора или экспериментальные процедуры определенным образом влияют на них, и их поведение изменяется;

б) привлечение к участию в эксперименте группы людей рассматривается отдельным испытуемым как проявление внимания к нему лично;

в) присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу;

г) испытуемый хочет помочь экспериментатору и ведет себя так, чтобы подтвердить гипотезу эксперимента.

39. Как называется способ контроля, состоящий в измерении эффекта воздействия не в ходе эксперимента, а вне его.

а) метод «двойной слепой опыт»;

б) метод обмана;

в) метод независимого измерения зависимых параметров;

г) метод «скрытого эксперимента».

40. В какой ситуации экспериментирования присутствует максимальная ответственность испытуемого за свои результаты и внешняя мотивация?

а) Ситуация консультирования.

б) Ситуация профотбора.

в) Ситуация массового обследования.

г) Ситуация экспертизы.

41. Метод измерения – это:

а) пассивный и непосредственный метод;

б) пассивный и опосредованный метод;

в) активный и опосредованный метод;

г) активный и непосредственный метод.

42. Какая измерительная шкала считается первой метрической шкалой?

а) шкала наименований;

б) шкала порядка;

в) шкала интервалов;

г) шкала отношений.

43. Шкала, получаемая путем присвоения «имен» объектам, которые сравниваются друг с другом с целью выявления их эквивалентности /неэквивалентности, называется:

а) шкала наименований;

б) шкала порядка;

в) шкала интервалов;

г) шкала отношений.

44. Отличием дихотомической шкалы от других является:

а) один уровень выраженности измеряемых свойств;

б) два уровня выраженности измеряемых свойств;

в) три уровня выраженности измеряемых свойств;

г) определенное положение «естественного нуля».

45. Процедура субъективного шкалирования, при которой испытуемому представляются все объекты одновременно и ему необходимо упорядочить их по величине измеряемого признака, называется:

а) метод выбора;

б) метод парных сравнений;

в) метод абсолютной оценки;

г) метод ранжирования.

46. Свойство, имеющее определенную интенсивность, изменяющуюся лишь в направлении уменьшения /увеличения называют:

а) точечным;

б) линейным;

в) многомерным;

г) неопределенным.

47. Факторным называют эксперимент:

а) с несколькими независимыми переменными и одной зависимой переменной;

б) с несколькими независимыми и несколькими зависимыми переменными;

в) с одной независимой и несколькими внешними переменными;

г) для обработки результатов которого используют факторный анализ.

48. Гипотезы, проверяемые в факторном эксперименте, называются:

а) комбинированными;

б) контргипотезами;

в) гипотезами о связях;

г) статистическими.

49. Разница значений зависимой переменной между условиями, отличающимися по определенному фактору называется:

а) основным результатом действия фактора;

б) оценкой эффектов взаимодействия факторов;

в) расхождением уровней независимой переменной;

г) основным причинно-действующим условием.

50. Корреляционное исследование строится с целью проверки:

а) гипотезы о связях между переменными;

б) каузальной гипотезы;

в) структурной гипотезы;

г) комбинированной гипотезы.

51. Отличие корреляционного исследования от квазиэксперимента состоит в:

а) отсутствует уравнивание двух групп до экспериментального воздействия;

б) отсутствует управляемое воздействие на объект;

в) отсутствуют средства контроля переменных;

г) отсутствует контрольная группа.

52. Корреляция называется положительной, если:

а) рост уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой переменной;

б) рост уровня одной переменной сопровождается понижением уровня другой переменной;

в) рост уровня одной переменной не изменяет уровень другой переменной;

г) рост уровня одной переменной произвольным образом изменяет уровень другой переменной.

53. Первые психофизиологические эксперименты были связаны с изучением:

а) сенсорной сферы;

б) процессов памяти;

в) мышления;

г) эмоциональной сферы.

54. Описание акта поведения как единицы анализа психической реальности было предложено в рамках:

а) психоанализа;

б) культурно-исторического подхода;

в) бихевиоризма;

г) ассоциативного направления в психологии.

55. Какой метод исследования был разработан на базе гипотезы об опосредствованном характере высших психических функций?

а) метод «проб и ошибок»;

б) метод «двойной симуляции»;

в) проективный метод;

г) метод наблюдения.

56. Ошибку 1-го рода исследователь совершает, если:

а) принимает верную нуль-гипотезу;

б) отвергает ложную нуль-гипотезу;

в) принимает ложную нуль-гипотезу;

г) отвергает верную нуль-гипотезу.

57. Главное тербование к научному тексту:

а) наличие графического представления научной информации;

б) последовательность и логичность изложения;

в) изложение обзора литературы по теме исследования;

г) изложение собственной позиции в отношении изучаемого явления.

58. Среди предложенных ниже формулировок объекта исследования выберите верный вариант:

а) в качестве объекта исследования выступала средняя группа детского сада № 1034 г. Москвы;

б) в качестве объекта исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 1034 г. Москвы;

в) в качестве объекта исследования выступала группа старших дошкольников детского сада № 1034 г. Москвы;

г) в качестве объекта исследования мы рассматривали детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

59. Какую ошибку совершает исследователь, делающий следующий вывод об эффективности нового метода обучения, способствующего воспитанию интеллектуальной элиты: «метод плох, потому что он направлен на воспитание элиты, а нам нужен такой метод, который был бы адресован всем»?

а) неправомерное выделение основной причины;

б) ошибка ценностных суждений;

в) неправомерные апелляции к авторитету;

г) апелляции к факту.

60. Первичным способом представления данных является:

а) построение диагностического профиля;

б) отображение функциональной зависимости признаков;

в) изображение распределения признака;

г) изображение корреляционной связи.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Методология психологического исследования (уровни методологического анализа).

2. Понятие теории. Теории разной степени общности.

3. Эмпирическое знание в психологии. Типы эмпирических данных.

4. Понятие экспериментального метода в психологии. Экспериментальные методы психологического исследования.

5. Понятие метода и методики психологического исследования.

6. Классификация методов психологического исследования (классификация на выбор).

7. Особенности наблюдения в психологическом исследовании. Критерии объективности и субъективности результатов наблюдения. Квалификация и квантификация данных наблюдения.

8. Валидность психологического эксперимента. Идеальный эксперимент. Реальный эксперимент. Эксперимент полного соответствия.

9. Гипотеза. Виды гипотез в психологическом исследовании.

10. Экспериментальная выборка. Варианты конструирования групп. Правила формирования выборки испытуемых.

11. Понятие независимой и зависимой переменных. Внешние переменные. Способы контроля внешних переменных.

12. Критерии классификации экспериментальных планов.

13. Содержательное и формальное планирование экспериментального исследования. Математическое планирование.

14. Доэкспериментальные планы и истинные экспериментальные планы.

15. Общая характеристика квазиэксперимента. Типы квазиэкспериментальных планов.

16. Понятие экспериментального контроля. Основные виды контроля переменных.

17. Понятие метода измерения. Виды психологических измерений. Типы шкал, используемых в психологическом исследовании.

18. Способы контроля экспериментальных данных.

19. Формы представления результатов исследования.

20. Факторный эксперимент. Виды переменных в факторном эксперименте.

21. Специфика гипотез в факторном эксперименте.

22. Понятие корреляционного исследования.

23. Специфика экспериментальных исследований в различных направлениях психологической науки (на выбор)

24. Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента

25. Эффект плацебо. Эффект Хотторна. Эффект аудитории.

26. Мотивирующая и постэкспериментальная беседы

27. Контроль влияния эффектов общения на экспериментальные результаты

28. Влияние ожиданий экспериментатора на результаты эксперимента.

29. Понятие корреляционного исследования. Типы корреляционных связей между двумя измерениями

30. Основные типы корреляционного исследования, их характеристика

31. Артефакты, возникающие в ходе корреляционного исследования

32. Особенности обработки и интерпретации данных корреляционного исследования

33. Принятие решения о гипотезе, их смысл

34. Ошибки 1-го и 2-го рода

35. Обобщение результатов эксперимента

36. Стратегии проведения дополнительных исследований

37. Формы представления экспериментальных результатов

38. Виды представления научных результатов

39. Алгоритм представления научной информации

40. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии.

41. Кросс-культурный эксперимент.

42. Понятие формирующего эксперимента.

43. Патопсихологический эксперимент.

44. Этика психологического исследования.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Мусина О. Н. Планирование и постановка научного эксперимента: учебно-методическое пособие. — Издатель: Директ-Медиа, 2015. – www.biblioclub.ru
  2. Назаров ,А.И. Экспериментальная психология: Пособие.-М.: Директ-Медиа, 2013. www.biblioclub.ru
  3. Экспериментальный метод в структуре психологического знания: Монография.- М.:Ин-т психологии РАН, 2012. www.biblioclub.ru

 

б) дополнительная литература:

  1. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие. — Издатель: Флинта, 2011. — www/ biblioclub.ru
  2. Современная экспериментальная психология: В 2 тт.-М.: Институт психологии РАН, 2011. www.biblioclub.ru
  3. Щурин К. В., Косых Д. Методика и практика планирования и организации эксперимента : практикум: учебное пособие. -Издатель: Оренбургский государственный университет, 2012. — www.biblioclub.ru

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

а) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

www.edu.ru — Российское образование. Федеральный образовательный портал

— http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского университета. Серия 14, Психология.

— http://www.voppsy.ru/ — Вопросы психологии (журнал).

— http://psyjournals.ru/kip/ — Культурно-историческая психология.

— http://psyjournals.ru/index.shtml — Портал психологических изданий PsyJournals.ru.

— Психологические исследования.

— Психологический журнал.

— http://www.psyedu.ru/ — Электронный журнал Psyedu.Ru.

— http://www.psychology.su/ — Журнал «Психология».

 

б) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НАЯ ПСИХОЛОГИЯ http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

в) программное обеспечение:

— Не предусмотрено

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Организация самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь».

Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской.

Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:

— наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

— проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

— проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;

— наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;

— владение навыками самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации.

Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по её выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону её перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы (Г. М. Коджаспирова).

В помощь студенту, выполняющему самостоятельную работу, предлагаем рекомендации, которые помогут быть успешным в этой деятельности.

В рекомендациях использованы материалы, подготовленные на кафедре педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

 

КОНСПЕКТ

(по Л.И. Даргевичене)

Конспект должен содержать исходные данные источника, конспект которого составлен.

В нём должны найти отражение основные положения текста.

Объём конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нём можно было записать незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы.

Соблюдайте основные правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

2. Выделите информативные центры прочитанного текста.

3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.

Конспект – это сокращённая запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и, в то же время, краткими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Виды конспектов: плановый, тематический, текстуальный, свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

 

РЕФЕРАТ

(по Л.И. Даргевичене)

Содержание реферата должно соответствовать теме и ее плану.

Текст реферата должен отражать авторскую позицию по проблеме.

При подготовке реферата используйте не менее 7-10 источников (желательно, разных видов, в том числе Интернет-ресурс).

Текст реферата записывайте лаконичным литературным языком, понятным для слушателей (студентов).

Правильно используйте терминологию.

При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.

Правильно оформляйте используемые цитаты.

Реферат – это сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки.

По цели (назначению) рефераты могут быть: библиографические, для научно-популярных журналов, учебные.

Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные. Информативные рефераты содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативные содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосочетаний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

При написании курсовых и дипломных работ особенно важны информативные рефераты. Их можно прочесть в информативных журналах.

Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты, ориентирующие читателя в текущей и ретроспективной информации по актуальным теоретическим и практическим проблемам в определенной области знаний. Как правило, он состоит из библиографического описания документа (фамилия, инициалы автора, название произведения, место издания, количество страниц), ключевых слов, собственно реферативной части, адреса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата.

Реферативные журналы и сборники знакомят читателей с новейшими публикациями, дают возможность вести ретроспективный поиск по ранее вышедшим номерам, таким образом, экономят время в поиске необходимой информации.

Учебные рефераты – изложение основного содержания какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации нескольких информационных источников. В отличие от конспекта реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

Примерные этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы.

2. Отбор основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6. Определение основных понятий.

7. Разработка логики исследования, составление плана.

8. Реализация плана, написание реферата.

9. Самоанализ, предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.

10. Проверка правильности оформления списка литературы.

11. Редакторская правка.

12. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

Правила оформления и представления рефератов

Объем реферата – не более 20 страниц машинописного текста, отпечатанного нормальным шрифтом через два интервала. Работа должна иметь поля.

Титульный лист оформляется по заданному образцу.

На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть проблемы, заключение.

В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 5 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания.

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Методические рекомендации помогут составить структуру презентации, создать ее в MS PowerPoint и сделать эффектное выступление, отразив в красивой и наглядной форме основные положения своего проекта (работы).

Цели презентации:

• демонстрация ваших возможностей и способностей организации доклада в соответствии с современными требованиями и с использованием современных информационных технологий;

• демонстрация в наглядной форме основных положений вашего доклада.

Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:

1. Подготовка и согласование текста доклада.

2. Разработка структуры презентации

3. Создание презентации в Power Point

4. Репетиция доклада с использованием презентации. Презентация должна помочь вам рассказать о своем проекте (работе) и продемонстрировать, что Вы можете сделать это профессионально.

Подготовка презентаций

• Презентация должна полностью соответствовать тексту вашего доклада. В первую очередь Вам необходимо составить сам текст доклада, во вторую очередь – создать презентацию.

Очередность слайдов должна четко соответствовать структуре вашего доклада.

Не планируйте в процессе доклада возвращаться к предыдущим слайдам или перелистывать их вперед, это усложнит процесс и может сбить ход ваших рассуждений.

Не пытайтесь отразить в презентации весь текст доклада!

Слайды должны демонстрировать лишь основные положения Вашего доклада.

Советы по созданию эффективной презентации

Совет Подробно
Сведите к минимуму количество слайдов. Чтобы сохранить ясность сообщения и привлечь внимание аудитории, следует свести количество слайдов в презентации к минимуму.
Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем находящимся в аудитории с любого расстояния. Правильный выбор шрифта, такого как Helvetica или Arial, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Избегайте узких шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с засечками, таких как Times.
Выберите размер шрифта, который будет хорошо виден всем находящимся в аудитории с любого расстояния. Правильный выбор размера шрифта способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. ПРИМЕЧАНИЕ Следующие измерения относятся к размеру шрифта на экране компьютера, а не к его размеру на экране проектора в полноэкранном режиме. Чтобы включить полноэкранный режим, на вкладке Вид в группе Представления презентации нажмите кнопку Показ слайдов. · Букву размером в 2,5 см можно различить с расстояния 3 метра. · Буква размером 5 см различима с расстояния 6 метров. · Буква размером 7,5 см различима с расстояния 9 метров
Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или короткие предложения. Пользуйтесь маркерами или короткими предложениями и старайтесь, чтобы одно предложение помещалось на одной строке без переноса. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают слайды по краям, поэтому длинные предложения могут не поместиться на экран полностью. Чтобы сократить объем текста в строке, можно удалять некоторые предлоги.
Используйте картинки, чтобы более образно преподнести свою мысль. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Однако не следует перегружать слайд графикой.
Делайте ясные надписи на диаграммах и графиках. Используйте в надписях к элементам диаграммы или графика не больше текста, чем это необходимо для раскрытия их смысла.
Рекомендуется делать фон слайдов неярким и равномерным. Выберите привлекательный и подходящий, не слишком яркий фон в шаблон или тема. Фон или дизайн слайда не должен отвлекать внимание аудитории от сообщения.
Используйте контрастирующие цвета фона и текста. В теме автоматически настраивается контраст между светлым фоном и темным окрашенным текстом или темным фоном и светлым окрашенным текстом.
Проверяйте правописание. Чтобы не потерять уважение аудитории, всегда проверяйте правописание в презентации.

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Информационные технологии:

o Визуализации информации (создание, хранение, демонстрация графиков, схем, презентаций и т.п.)

o Мультимедийное отображение информации (использование видео-, аудио- записей лекций; учебных фильмов, сопутствующих видеоматериалов);

o Гипертекстовое отображение информации;

o Электронное тестирование с оцениванием тестируемого в режиме on-line;

o Электронный документообмен (возможность обмена информацией в диаде «студент»-«преподаватель» в сети Интранет вуза)

 

Программное обеспечение

§ Общее программное обеспечение

o Internet Explorer

o Adobe Reader

o Microsoft Office

o Power Point

§ Специальное программное обеспечение

o «Практика МГУ»

o Электронная столичная финансово-гуманитарная академия (система тестирования)

 

Информационно-справочная система

o Консультант+

o Biblioclub.ru

o Электронная столичная финансово-гуманитарная академия

o Поисковые системы Google, Yandex и др.

 

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

В соответствии с требованиями п. 7.3. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 946, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Москва, реализующее ООП бакалавриата, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые в свою очередь предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. Учебные классы укомплектованы специализированной мебелью и оснащены современной аудио- и видеотехникой; компьютерными мультимедийными проекторами во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия и другой техникой для представления учебной информации большой аудитории, презентаций учебного материала.

Проведение занятие осуществляется в учебных аудиториях №208 (кабинет презентационных технологий и психолого-педагогического консультирования) и № 220 (специализированный компьютерный класс для организации учебных занятий по курсу «Общего психологического практикума»).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

Все студенты Академии, обучающиеся по направлению 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)обеспечиваются рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, возможностью доступа к глобальным сетям посредствам беспроводной связи.

 

12. Особенности организации образовательного процесса по образовательной программе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при наличии)

Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Обучение по образовательным программам инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Образовательной организацией высшего образования созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя: обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников; учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

· наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

· размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

· присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

· обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

· обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

· дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

· обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.

При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.