Методы и программа исследования в юридической психологии

Юридическая психология

Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, в рамках которой изучаются психологические закономерности поведения человека в правовой сфере и разрабатываются рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности юридических и других сотрудников правоохранительных органов.

Юридическая психология – прикладная наука, образовавшаяся на стыке психологии и юриспруденции.

Объекты юридической психологии:

— юристы,

— сотрудники правоохранительных органов (ОВД, ФСБ, прокуратура, юстиции, наркоконтроля, таможенных органов, службы исполнения наказания …),

— правонарушители,

— свидетели и потерпевшие,

— участники гражданского и административного процессов.

Предмет юридической психологии– психические явления, возникающие и проявляющиеся в сфере действия права.

Восприятие /память / интеллект / мотивы / чувства / способности / характер и темперамент.

Задачи юридической психологии:

1. Общая задача юр. психологии:

— получение синтеза юридических и псих-их знаний, раскрытие псих-ой сущности категорий права.

2 Частные задачи:

— исследование псих. предпосылок (условий) эффективности правовых норм,

— псих-ие исследования личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения,

— разработка социально-псих-их основ профилактики преступлений,

— исследование псих-их закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).

Система и содержание юридической психологии

Содержание юридической психологии: проблемы отношений, складывающихся в правоприменительной деятельности, взаимоотношений участников уголовного процесса и судопроизводства. А также мотивации,стимуляции деятельности работникв правоохранительной системы

Система юридической психологии:

— методологический раздел

Изучает предмет, задачи, принципы, систему, методы, историю юридической психологии и ее соотношение с общей психологией.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает ... детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно ...

— правовая психология

Раздел юр. психологии, изучающий аспекты реализации права.

— криминальная психология

Изучает преступления несовершеннолетних, психологию преступных групп, отдельные виды преступного поведения, мотивацию преступного поведения, психологические особенности личности преступника.

— судебная психология

Изучает псих-ие аспекты предварительного и судебного следствия, проблемы судебно-псих-ой экспертизы, психологию участников уголовного процесса.

— оперативно-розыскная психология

Изучает психологические аспекты раскрытия преступлений, составление псих-го портрета личности подозреваемого, подготовку агентов, психологию личного сыска.

— психология юридического труда

Занимается исследованием правоохранительной деятельности + проф. консультация и ориентация, профессиональный отбор, предупреждение профессиональной деформации.

— пенитенциарная (исправительная) психология

Изучает психологию осужденного на лишение свободы, психологию жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений, психологию реадаптации освобожденного.

Тема 2. Методы юридической психологии.

Метод – нормированная комбинация средств.

Преднаучные методы

Метод упорства (упрямства).

Исследователь упрямо верит во что-либо. Он не расположен к объективному анализу и сравнению. Это рожденная страхом перед неопределенностью вера в правильность некоторого суждения, неподдающаяся никакой критике.

Интуитивный метод.

— способ понимания или знания, характеризующийся как прямой и непосредственный, и возникающий без сознательного размышления или суждения,

— считается, что этот процесс является непосредственным и несколько мистическим,

— он представляет собой реакцию на тонкие сигналы и связи воспринимаемые имплицитно, бессознательного.

Метод авторитета.

— Из авторитетных источников мы узнаем многие важные вещи.

-Любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, считаются безупречной истинной.

-Авторитеты могут заблуждаться.

Метод рассуждения.

При получении новых знаний исследователь выстраивает цель рассуждений, используя известные логические правила.

Эмпирический метод.

-Опыт получен непосредственно из факта, считается единственным критерием истины.

-Доверяют только информации, полученный через сенсорный опыт.

-Метод может являться источником ошибок, потому что то, над чем мы экспериментируем представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций.

3 стр., 1094 слов

Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность ...

... (система взаимоотношений, социальные потребности и т. д.). Цель данной работы: определить методы социальной психологии, используемые в управлении. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач: ...

-из пяти преднаучных методов является наиболее приемлемым

Методы научных исследований

Описательные методы

1) наблюдение метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Виды наблюдения:

— контролируемое

— не включенное (внешнее)

— включенное

— полевое

— лабораторное

— систематическое

— случайное

— открытое

— инкогнито

2) опрос— метод сбора первичной вербальной (словесной) информации, основанный на непосредственном (интервью) или посредственном (анкетирование) взаимодействии между исследователем и респондентом (опрашиваемым).

Виды опроса:

— интервью

Телефонное интервью

— анкетирование:

Интернет — опрос

Анкетирование :

  • непосредственное (раздаточное)
  • почтовое
  • прессовое

Структура анкеты:

— вступление (обращение к респонденту),

— инструкция к заполнению анкеты,

— перечень вопросов:

  • содержание
  • функциональные
  • вопросы-фильтры
  • контрольные вопросы
  • закрытые вопросы
  • открытые вопросы

Интервью состоит из 3 фаз проведения:

1. начало,

Дать возможность респонденту освоится в новой обстановке

Получить о нем общее представление

Получить разрешение записать беседу на диктофон

Предупредить о времени

Установить контакт

2. основная часть,

3. заключение.

3) архивное исследование делится на:

— формальный анализ(контент-анализ)-любое систематическое изучение материала, в ходе которого качественная информация распределяется по заранее определенным легко подсчитываемым категориями

— традиционный анализ — умственные операции, направленные на интерпретацию сведений с представленной точки зрения, на выявление материала, основных мыслей и идей, логических связей и противоречий.

По форме фиксации информации документы делятся на:

— письменные

-протоколы

Пресса

Личные документы

— статические данные

4 стр., 1585 слов

10 Метод тестов в психологии

... тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности; особое место в этом делении занимают тесты достиже­ний, не предназначенные для решения собственно психологиче­ских проблем. Тесты интеллекта. Предназначены для исследования ... либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников. Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме от­вета. Устными ...

Генетические методы:

-лонгитюдный (анализируют развитие поведения в различном возрасте одних и тех же субъектов)

-метод поперечных срезов (например,сравнивают группы подростков различного возраста)

Исторические методы

-методы планирования историко-псих.исседования (орг.метод)

-метод сбора и интерпретации фактологического материала

-метод исторической реконструкции

-метод библиометрического анализа

-метод исторического познания

Объективные методы (физиологические)

— выводы о психологии человека делаются на основе измерения телесных реакций и движений, которые считаются связанными с изучаемыми явлениями

-реакции и, соответствующие им, внешние или внутренние движения наблюдаются и записываются с помощью физических приборов

Психологические тесты

-процедуры, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психические явления

-являются стандартизированными, их нельзя изменять и необходимо применять так, как это описано в соответствующей инструкции

— составляют основную группу современных методов изучения психических явлений

Классификация тестов (по назначению)

Виды тестов :

1.тесты общего интеллектуального развития

2.тесты отдельных способностей

3.личностные тесты

Классификация тестов (по стимульному материалу)

Виды тестов:

1.бланковые(словесные, рисуночные, проективные)

2.предметные

3.аппаратурные

Тесты интеллекта (общих способностей)

-состоят из нескольких субтестов, предназначенных для измерения смысловой и ассоциативной памяти)

— по результатам выполнения задач вычисляется IQ- количественный показатель интеллектуального развития

Личностные тесты :

— одномерные тесты

-многомерные тесты

— опросники интересов и установок

-самоотчеты

-Проективные тесты

Эксперимент:

— эксперимент-это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы

-различают полевой, естественный и лабораторный эксперимент

-при разработке эксперимента формируется экспериментальные и контрольные группы

-основное внимание в эксперименте уделялось:

А)самим условиям, обычно называемым независимыми переменными и

Б)последствиям или результатам экспериментов, обычно называемыми переменными

Валидность(соответствие)

Надежность

Технический метод

Техническими называются методы, связанные с использованием приборов и устройств для экспериментальных исследований, взаимодействия участников ,а также представления, регистрации и обработки информации о психических явлениях, в том числе медицинских, физических и других средств передачи, регистрации и обработки информации (гомеостат, энцефалограф , полиграф и др.)

10 стр., 4998 слов

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ)

... 2. Общенаучные (общелогические) подходы и методы исследования. 3. Частно-научные методы. 4. Дисциплинарные методы. 5. Методы междисциплинарного исследования. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ) Диалектика – метод исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную ... под которым подразумевают определенный срез или аспект объекта познания. ПОНЯТИЕ МЕТОДА Метод (греч. Metohodos – буквально «путь к чему-либо») - в ...

Математические методы (не дописано)

Методы и программа исследования в юридической психологии

Принципы научного исследования в психологии

1.объективность.

подход к исследованию человека, характеризующийся свободой и независимостью от ошибочных восприятий, предупреждений или интерпретаций.

2.принцип детерминизм.

исходное положение этого принципа заключено в утверждении, что человеческое поведение протекают не беспорядочно, а по определенным законам.

3.принцип системности.

Предписывает понимать психические явления и их причины как многоуровневый , многокачественный , многомерный и многообразный по своим проявлениям процесс , обусловленный многовариантной системе

4.генетический принцип

Важное требование ,которое предъявляет современная психология к научному исследованию , заключается в обращении к принципу генетического изучения психологических фактов.

5.информационный подход

Означает, что выводы о психическом явлении должны основываться на объективной информации, полученной научными методами из надежных источников.

6.идиографический и морфогеничный подход.

Оллпорт называл подход, который применяется для изучение того,что характерно для единичного случая , идеографическим.

7.номотетичный подход. этот подход состоит в поиске общих закономерностей возникновения и протекания психических явлений с помощью математико-статистического анализа.

8.эмпирический подход.

Эмпирический метод и принцип – это путь познания с помощью непосредственного наблюдения или личного опыта.

Программа психологического исследования

Программа– это стратегический нормативный документ, предназначенный для организации научного исследования и содержащих описании проблемы, представления автора об изучаемом явлении ,предположения о характере элементов и связей объекта исследования.

Проблема– это практическая общественная потребность в знаниях, возникшая вследствие их отсутствия или недостаточности.

Тема 3: Психология преступного и отклоняющегося поведения Вопрос 1. Понятие отклоняющегося поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или моральным нормам.

Виды девиантного поведения:

непротивоправное аморальное поведение;

расстройство личности (наличие черт характера или привычек, которые мешают общению с другими людьми; являются стойкими);

нарушение правил деятельности (нарушение государственных стандартов, определенных правил деятельности, нарушение правил внутреннего распорядка);

нарушение общественного порядка на уровне административной ответственности (правонарушения);

20 стр., 9905 слов

1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...

... лежит связь. Фрейд говорит, что все поведение личности обусловлено бессознательными био влечениями, инстинктами(сексуальными). Социогенетическая теория старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений. Здесь теория ...

делинквентное поведение – преступное (уголовно-наказуемые действия).

Вопрос 2. Личностные (психологические) детерминанты преступного поведения.

Тревожность, жадность, агрессивность, лживость, психотизм, нейротизм, экстраверсия.

Агрессивность– черта характера человека, охватывающая установку или позицию, готовность к совершению агрессивных действий.

! не путать с агрессией (поведение) !

-выражается в агрессивных действиях ,недовольстве,недоброжелательности и т.д.

-ведущий комплекс в характере некоторых людей

-является результатом обобщения (генерализации)агрессивных действий

-крайние формы поведения агрессивной личности-убийство

Деструктивность – крайнее состояние агрессивности и жестокости, спец. склонность человека к разрушению ценностей и уничтожению людей.

Вандализм – сильное агрессивное стремление к уничтожению культурных ценностей, всего того, что непонятно и неприемлемо.

Причина: фрустрация , высокие показатели экстраверсии и нейротизма ,подражание, подстрекательство , воспитание, агрессивные знаки, возбуждение организма ,влияние наркотиков, болевые воздействия, высокая температура ,теснота ,конфликт, страх, недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ,сексуальная неполноценность ,наказание, месть, власть, психопатии

Лживость– индивидуально психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительности, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Лживость – это также форма поведения, направленного на введение другого в заблуждение ради достижения личных целей.

У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте ,достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности

Лживость обячно наблюдается в обстановке взаимной враждебности ,конкуренции и подозрительности между людьми

Псевдология – патологическая склонность к сообщениям о вымышленных событиях, приключениях, встречах, как правило с целью возвышения собственной личности в глазах окружающих.

Формированию лживости способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. Это связано с чувством стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих.

Следует отличать ЛОЖЬ от ЛЖИВОСТИ.

Ложь – это намеренное искажение содержания информации, немедленная проверка которой затруднительна или невозможна.

Неправда — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или его неполном знании о том, о чем он говорит.

Обман – это ложная коммуникация, полуправда с целью выгоды, при которой обманщик сообщает только часть подлинных сведений и ошибочные выводы.

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... Это и есть структура личности («теория зеркального Я»). По мнению социологов в формировании личности существуют определёные этапы. ... (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап ... 1.Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит ...

Типы лжецов:

— манипуляторы;

— актеры;

— общительные люди;

— адаптеры (приспособленцы).

Типы лжи:

— самоориентированная ложь;

— ложь, ориентированная на других;

— явная (грубая);

— преувеличенная;

— тонкая ложь.

Причины лжи:

-чтобы получить преимущество

-Чтобы избежать наказания

-Ради сохранения социальных отношений

-чтобы представить других в более выгодном свете

Невербальные характеристики лжи:

-движения

-лицевые характеристики

-вокальные характеристики

Вербальные характеристики лжи

-негативные высказывания

-правдоподобные ответы

-нерелевантная информация

-черезмерно обобщенные высказывания

-самореференции

-прямые ответы

-длительность реакции

Личность преступника

Личность преступника(в юр. психологии) – совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления.

Изучение личности преступника включает:

  • исследование психологических механизмов противоправного поведения;
  • мотиваций различных видов прест.;
  • роли и соотношения индивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формировании личности преступника и противоправного поведения;
  • влияние на него устойчивых и ситуативных психических состояний.

Механизм преступного поведение – процесс взаимодействия неблагоприятной для субъекта социальной ситуации и комплекса его психологических свойств.

В общей модели личности преступника неблагоприятными личностными факторами являются:

— дефекты правосознания;

— ценностно-нормативные ориентации;

— специфическая структура мотивационных конструктов;

— некоторые психологические качества: агрессивность, лживость, жадность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, низкий уровень интеллектуального развития, внушаемость, личная упрощенность, наркотизация, алкоголизация и прочие.

Личностные факторы криминального поведения по г. Айзенку:

— экстраверсия

— нейротизм

— психотизм

Экстраверт:

  • общителен, обращен вовне, имеет широкий круг знакомств, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, весел:
  • предпочитает движения и действия, имеет тенденцию к агрессивности;
  • не имеют строго контроля чувств, эмоций; склонен к рискованным поступкам;
  • на него не всегда можно положиться.

Интроверт:

3 стр., 1022 слов

Психология преступных групп. Психология криминального насилия

... группы несовершеннолетних, молодежи, взрослых и смешанные группы); пол (мужские группы, женские и смешанные по полу). Структура организованных преступных образований, состоящих из нескольких десятков активных членов, ... В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на следующие категории: лидер-вдохновитель — предлагает свою программу, определяет нормы ...

  • спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу;
  • сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей;
  • планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок;
  • контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя;
  • обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Экстраверсия.

Считается, что индивиды с высокими оценками экстраверсии испытывают сенсорный голод и их поведение ориентировано на поиск новых и острых ощущений. У экстравертов обнаружена тенденция к низкой возбудимости, поэтому они ищут новые и рискованные виды деятельности.

Нейротизм — стабильность.

Психотизм – склонность к асоциальному поведению, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности. Психотизм тесно связан с криминальной активностью:

— они кажутся безрассудно смелыми и предпочитают все странное и необычное;

— они импульсивны и не склонны к сотрудничеству с другими;

— психическая тугоподвижность и недостаточная чувствительность.

-для них типичны психическая тугоподвижность и недостаточная чувствительность

-по оценкам психотизма можно отличить преступников от людей

Структура личности.

— относительно неизменные характеристики, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время;

— эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики;

— один из наиболее популярных элементов структуры – это черта личности;

— структура личности также может быть описана при помощи типа личности.

Черта личности – устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (Н: импульсивность, честность, робость).

Тип личности – устойчивая совокупность множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Это более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики, чем черты личности.

Структура личности по З. Фрейду.

Структура личности преступника

Группы черт:

1) социально — демографические данные

(образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, жилищные условия и др.);

7 стр., 3355 слов

Психология криминальной среды

... и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности досуга. Криминальная субкультура и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы ... никогда не может иметь оскорбительных кличек. Истоки кличек могут отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или сокращенную фамилию ("Леха" -- Алексей; "Боб" -- Бобков; " ...

2) уголовно — правовые данные

(когда и по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание);

3) медицинские данные

(состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи, в том числе родителей);

4) внешние (физические) данные

(лицо – краткий словесный портрет, телосложение, голос, манеры, одежда, татуировки);

5) жизненный путь

(родители, место жительства, детство, отношения со сверстниками, успехи);

6) образ жизни

(отношения в семье, профессия и специальность, мотивы выбора профессии, удовлетворенность работой);

7) поведение

(нравственно-правовое поведение, поведение в стрессовой ситуации, поведение в состояние опьянения);

8) направленность личности

(доминирующие потребности, материальные ценности, поведение);

9) Способности

(интеллектуальные (общие) способности; специальные способности: организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные);

10) темперамент

(общительность, эмоциональность, работоспособность);

11) характер

(отношение к людям, уважение, доброжелательность, грубость, способность к сопереживанию – эмпатия).

Вопрос 4. Психологическая типология преступников. Цели классификации преступников:

1. информационная поддержка управленческих решений в правоохранительной системе (необходимость обеспечить максимальную безопасность для персонала и осужденных);

2. информационная поддержка режимных решений.

Модель концептуальных уровней:

  • эгоцентрический (ориентирован на себя);
  • ориентированный на нормы (некритичный, ищущий принятия)
  • независимый;
  • взаимозависимый;
  • ориентированный на «мы».

По степени общественной опасности:

  • особо опасные преступники;
  • опасные (десоциализированные или пассивные асоциальные) – люди, ведущие паразитический бездомный образ жизни, алкаши. Совершают в основном неквалифицированные преступления. Отсутствие ответственности;
  • неустойчивые – лица с частичной криминальной зараженностью. Совершают преступления в основном в интересах состояния.
  • ситуативные – совершают преступление потому что попадают в строгую, жесткую зависимость от ситуации.

Данная типология условна. Носит описательный, а не объяснительный характер.

По мотивационному критерию:

  • самоутверждающийся тип;
  • дезадаптивный (нарушение социальной адаптации);
  • алкогольный тип;
  • игровой тип;
  • семейный тип.

Психиатрическая классификация:

  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
  • сексуальные расстройства;
  • расстройства контроля импульсов;
  • расстройства развития:

-умственные отклонения,

— аутизм,

— синдром дефицита внимания,

— специфические расстройства (неодекватное развитие учебных, языковых, речевых, моторных навыков).

Психопатическая личность:

— говорливость;

— эгоцентричность;

— склонность к скуке;

— патологическая лживость;

— отсутствие раскаяния;

— эмоциональная тупость;

— вспыльчивость;

— беспорядочные половые связи;

— безответственное родительское поведение;

— совершение многих типов преступления.

Тема 5: Психология криминальной среды и преступных сообществ.

План:

1) Социально-психологическая структура преступных групп;

2) Групповые нормы и взаимоотношения в преступной группе;

3) Психологическая характеристика отдельных видов преступных групп и криминальной субкультуры.

Вопрос 1. Социально-психологическая структура преступных групп.

Преступная группа

– это малая неформальная, замкнутая группа, характеризующаяся общностью антисоциальной направленности, влиянием особых групповых норм и взаимоотношений в процессе функционирования и совершения преступления;

– это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности.

Общественная опасность преступной группы:

— члены преступных групп оказывают друг другу психологическую поддержку, поэтому каждый чувствует себя в группе более уверенно, а это, в свою очередь, способствует принятию решений о совершении более тяжких преступлений;

— группе доступны такие способы совершения преступления, кот. не может использовать преступник одиночка;

— в группе быстрей идет процесс передачи преступного опыта: если им владеет один член группы, то вскоре перенимают и другие;

— возрастает суммарный ущерб от совершенных преступлений, т.е. потерпевшему наносится больше телесных повреждений, похищается большее количество имущества;

— преступная деятельность группы может быть легко расширена как во времени (не обязательно все участники группы действуют одновременно), так и в пространстве (участники группы могут действовать самостоятельно в разных местах);

— в преступной группе возрастают возможности скрытия преступлений и их следов, защиты ее членов от правоохранительных органов, оказание помощи арестованным соучастникам и их близким.

Признаки преступной группы:

— размер;

— состав членов (композиция) по признакам пола, профессии, возраста и др.;

— устойчивость и стабильность личного состава;

— выраженная организационная структура (лидер – активные участники – рядовые исполнители);

— четкая функциональная структура, основанная на дифференциации ролей членов группы (разведка, ответственные за поиск объектов преступного посягательства, совершение преступления, хранение, транспортировка и сбыт похищенного);

— неофициальная структура ролей;

— корпоративная сплоченность и дисциплина;

— высокий уровень общественной опасности;

— групповые нормы отношений.

Типы преступных групп:

1. Случайная группа:

— включает лиц случайно или ситуативно объединившихся для совершения

группового преступления;

— в совершении первого преступления многие его соучастники принимают участие из чувства солидарности, случайно;

— нет четкой психологической и функциональной структур, не выделился лидер;

— решения принимаются коллективно;

— целью объединения является не совершение преступлений, а удовлетворение потребности общения;

— во время совершения преступления многие действия соучастников осуществляются без продуманного плана;

— степень сплоченности членов группы малая, взаимная зависимость, поддержка и защита в случае разоблачения группы и привлечения ее членов к уголовной ответственности проявляются слабо.

2. Преступная группа типа компании:

— более организованы;

— личный состав стабилизирован;

— выражена антиобщественная установка;

— преступная деятельность занимает значительное место и начинает играть ведущую роль;

— нет четких планов преступной деятельности;

— еще не сложилась психологическая и функциональная структуры, но уже имеются отдельные их элементы;

— нет лидера, но сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов;

— деловые отношения по поводу совершения групповых преступлений приобретает все большее значение;

— межличностные отношения, основанные на эмоциональных связях, выборах, личных чувствах симпатии, играют пока главную роль.

3. Организованная преступная группа:

— стабилизация личного состава;

— вырабатываются свои собственные взгляды, нормы поведения и ценностная ориентация;

— четко выраженная психологическая структура;

— наличие лидера в группе;

— ролевая дифференциация членов в связи с совершением группового преступления;

— развитая функциональная структура;

— ориентирована на совершение преступлений с целью получения крупного преступного дохода;

— количество совершаемых преступлений и их тяжесть увеличивается;

— может существовать специальный денежный фонд («общак»);

— нарушители принятых в группе норм поведения подвергаются преследованию, различного рода «судам» и даже расправам.

4. Преступные организации – это устойчивые управляемые сообщества преступников, занимающиеся преступлениями как бизнесом и создающие систему защиты от социального контроля с помощью коррупции.

— это те же организованные группы, но с более высокой степенью организованности и сплочения.

Признаки преступной организации по А.И. Гурову:

— наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов, обладании банковским счетом, недвижимостью;

— официальная «крыша» над головой в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино, кафе и т.д.;

— коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц, имеющих почти равное положение;

— устав в форме определенных правил поведения, традиций, «законов» и санкций за их нарушение;

— функционально-иерархическая система – разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, телохранителей, информационной службы, «контролеров» и т.п.;

— специфическая языково-понятийная система, которая включает уголовный жаргон, особенности письменной и устной речи (клички и т.д.);

— информационная база (сбор разного рода сведений, разведка, контрразведка);

— наличие своих людей в органах власти, в судебной и правоохранительной системах.

Специфика криминального сообщества в пенитенциарных учреждениях:

Лидеры криминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности);

Середняки («мужики») – считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению;

Актив – представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей – не сотрудничать с администрацией. В среде осужденных не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.

Отверженные – осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется администрацией учреждения. Эта группа не однородна: в нее входят осужденные , допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, что воровали продукты питания у своих – «крысятники»); не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»); склонные к мужеложству, изгнанные из более высокой страты и т.п.

Нормы общения в преступной группе:

— нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов порядка;

— нельзя принимать пищу за одним столом с пассивным гомосексексуалистами — «опущенными»;

— совершать «подляны», т.е. поступки связанные с притеснением и унижением членов своей группы;

— обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);

— участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;

— не совершать «беспредел» в отношении членов группы.

Виды норм в преступной группе:

1. Первая группа норм направлена на регулирование отношений членов криминальной группы с «чужими» (другими группами, работниками ПО органов).

Данные нормы запрещают своему члену группы разглашать перед другими жизнь сообщества, выдавать «своих», доносить на них. Притеснение «чужаков», новичков и слабых, обман педагога почитается за доблесть.

2. Вторая группа норм регулирует межличностные отношения в преступном сообществе, обеспечивая его единство, сплоченность и дальнейшее существование. Это нормы:

— определяют отношения по вертикали, а также по горизонтали;

— регулируют порядок пользования общим имуществом, приобретенным преступным способом;

— устанавливают правила присвоения клички, нанесения татуировок;

— обязывают членов группы знать жаргон, уметь играть в карты, отвечать за данное в группе слово и т.д.

3. К третьей группе относятся санитарно-гигиенические нормы и нормы быта (кто с кем имеет право физического соприкосновения, чтобы не осквернить себя, какую и как носить одежду и обувь, когда и как можно носить одежду, принадлежащую другому человеку, как вести себя после посещения туалета, при приеме пищи и др.).

Санкции групповых норм в криминальных группах:

1) Половые извращения. Цель: унижение, снижение статуса, «опускание».

2) Минирование. Например: принуждение к уборке туалета; поднять в туалете бычок и прикурить его; бросание деперсонализируемого в туалете на пол; минируют пищу в столовой, прикасаясь к тарелке «грязным», «неприличным» предметом; бросание в еду тараканов.

Криминальная субкультура

– совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности.

Элементы криминальной субкультуры:

— нормы,

-ценности,

-жаргон…

Черты криминальной субкультуры:

— криминальная субкультура отличается от культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения между членами группы и другими лицами,

— она прямо, жестко и непосредственно регулирует криминальную деятельность и преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок»,

— в ней прослеживается резко выраженное неуважение к общественным нормам поведения,

— внутренняя связь с уголовными традициями,

— скрытность от непосвященных,

— наличие атрибутов группы,

— нечестность.

Средства социальной стигматизации («знаки различия»):

татуировки («наколка», «регалка», «картинка», «портачка») – нанесение на тело рисунков, надписей, цифр, аббревиатур путем введения под кожу красящих веществ с помощью режущих и колющих инструментов. Распространены татуировки, выполненные путем образования шрамов на поверхности кожи режущими инструментами. В татуировках отражается опыт криминальной деятельности, степень авторитета в уголовной среде. Например, крест означает количество судимостей, срок лишения свободы, свастика – знак неудовлетворения существующим режимом, точка – клеймо за совершенный проступок в группе – наносится насильно, животное (орел – насильник, змея – высокий статус) и т.д.;

клички (по ним можно судить о положении личности в групповой иерархии);

система вещественных атрибутов (одежда, обувь, личные вещи, пища, сигареты и др.);

размещение в пространстве, занимаемом криминальной группой (спальня, столовая, кухня. Например, место у окна ценится больше, чем на проходе или у двери);

Функции криминальной субкультуры:

— стратификационная (нормы и правила определения статуса личности в группеЮ уголовном мире);

— поведенческая («законы», традиции);

— пополнение уголовного сообщества кадрами и работа с новичками;

— опознание «своих» и «чужих»;

— поддержание порядка;

— коммуникация;

— сексуально-эротическая;

— материально-финансовые;

— досуговая.

Психологическое воздействие в профессиональной деятельности юриста

1.общая характеристика психологического воздействия

2.классификация и характеристика методов психологического воздействия

3.психологические приёмы допросов

Психологическое воздействие-это осознанное , преднамеренное ,влияние на психическое состояние чувства ,мысли и поступки других людей с помощью вербальных , паралингвистических или не вербальных психологических средств

Метод, средства, прием а также нормы воздействия

Воздействие реализуется с помощью средств:

1.вербальное средство воздействия

-слово

-язык

-речь(произносимая)

-образ

-знак, символ

-информация

2.параленгвистические средства – это инструменты окружающие, дополняющие речь но не являющиеся речью

— громкость

-скорость

-интонация

-паузы и смешки

3.невербальные средства воздействия

-деньги

-власть

-межличностное отношение

-техническое устройство

-взаимное расположение

-позы

-жесты

-мимика

-направление взгляда

-прикосновения