Методы и программа исследования в юридической психологии

Юридическая психология

Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, в рамках которой изучаются психологические закономерности поведения человека в правовой сфере и разрабатываются рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности юридических и других сотрудников правоохранительных органов.

Юридическая психология – прикладная наука, образовавшаяся на стыке психологии и юриспруденции.

Объекты юридической психологии:

— юристы,

— сотрудники правоохранительных органов (ОВД, ФСБ, прокуратура, юстиции, наркоконтроля, таможенных органов, службы исполнения наказания …),

— правонарушители,

— свидетели и потерпевшие,

— участники гражданского и административного процессов.

Предмет юридической психологии– психические явления, возникающие и проявляющиеся в сфере действия права.

Восприятие /память / интеллект / мотивы / чувства / способности / характер и темперамент.

Задачи юридической психологии:

1. Общая задача юр. психологии:

— получение синтеза юридических и псих-их знаний, раскрытие псих-ой сущности категорий права.

2 Частные задачи:

— исследование псих. предпосылок (условий) эффективности правовых норм,

— псих-ие исследования личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения,

— разработка социально-псих-их основ профилактики преступлений,

— исследование псих-их закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).

Система и содержание юридической психологии

Содержание юридической психологии: проблемы отношений, складывающихся в правоприменительной деятельности, взаимоотношений участников уголовного процесса и судопроизводства. А также мотивации,стимуляции деятельности работникв правоохранительной системы

Система юридической психологии:

— методологический раздел

Изучает предмет, задачи, принципы, систему, методы, историю юридической психологии и ее соотношение с общей психологией.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает ... детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно ...

— правовая психология

Раздел юр. психологии, изучающий аспекты реализации права.

— криминальная психология

Изучает преступления несовершеннолетних, психологию преступных групп, отдельные виды преступного поведения, мотивацию преступного поведения, психологические особенности личности преступника.

— судебная психология

Изучает псих-ие аспекты предварительного и судебного следствия, проблемы судебно-псих-ой экспертизы, психологию участников уголовного процесса.

— оперативно-розыскная психология

Изучает психологические аспекты раскрытия преступлений, составление псих-го портрета личности подозреваемого, подготовку агентов, психологию личного сыска.

— психология юридического труда

Занимается исследованием правоохранительной деятельности + проф. консультация и ориентация, профессиональный отбор, предупреждение профессиональной деформации.

— пенитенциарная (исправительная) психология

Изучает психологию осужденного на лишение свободы, психологию жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений, психологию реадаптации освобожденного.

Тема 2. Методы юридической психологии.

Метод – нормированная комбинация средств.

Преднаучные методы

Метод упорства (упрямства).

Исследователь упрямо верит во что-либо. Он не расположен к объективному анализу и сравнению. Это рожденная страхом перед неопределенностью вера в правильность некоторого суждения, неподдающаяся никакой критике.

Интуитивный метод.

— способ понимания или знания, характеризующийся как прямой и непосредственный, и возникающий без сознательного размышления или суждения,

— считается, что этот процесс является непосредственным и несколько мистическим,

— он представляет собой реакцию на тонкие сигналы и связи воспринимаемые имплицитно, бессознательного.

Метод авторитета.

— Из авторитетных источников мы узнаем многие важные вещи.

-Любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, считаются безупречной истинной.

-Авторитеты могут заблуждаться.

Метод рассуждения.

При получении новых знаний исследователь выстраивает цель рассуждений, используя известные логические правила.

Эмпирический метод.

-Опыт получен непосредственно из факта, считается единственным критерием истины.

-Доверяют только информации, полученный через сенсорный опыт.

-Метод может являться источником ошибок, потому что то, над чем мы экспериментируем представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций.

6 стр., 2890 слов

Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного ...

... ”. Беловая рукопись 26 сентября 1835 г.) Эти два описания — счастливая находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой души, две позиции по ... к числу способностей, а какие — нет, изучали первые из них и задавались вопросом: как из их сочетаний возникают высшие формы художественного творчества? И что еще ...

-из пяти преднаучных методов является наиболее приемлемым

Методы научных исследований

Описательные методы

1) наблюдение метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Виды наблюдения:

— контролируемое

— не включенное (внешнее)

— включенное

— полевое

— лабораторное

— систематическое

— случайное

— открытое

— инкогнито

2) опрос— метод сбора первичной вербальной (словесной) информации, основанный на непосредственном (интервью) или посредственном (анкетирование) взаимодействии между исследователем и респондентом (опрашиваемым).

Виды опроса:

— интервью

Телефонное интервью

— анкетирование:

Интернет — опрос

Анкетирование :

  • непосредственное (раздаточное)
  • почтовое
  • прессовое

Структура анкеты:

— вступление (обращение к респонденту),

— инструкция к заполнению анкеты,

— перечень вопросов:

  • содержание
  • функциональные
  • вопросы-фильтры
  • контрольные вопросы
  • закрытые вопросы
  • открытые вопросы

Интервью состоит из 3 фаз проведения:

1. начало,

Дать возможность респонденту освоится в новой обстановке

Получить о нем общее представление

Получить разрешение записать беседу на диктофон

Предупредить о времени

Установить контакт

2. основная часть,

3. заключение.

3) архивное исследование делится на:

— формальный анализ(контент-анализ)-любое систематическое изучение материала, в ходе которого качественная информация распределяется по заранее определенным легко подсчитываемым категориями

— традиционный анализ — умственные операции, направленные на интерпретацию сведений с представленной точки зрения, на выявление материала, основных мыслей и идей, логических связей и противоречий.

По форме фиксации информации документы делятся на:

— письменные

-протоколы

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. •Система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах ...

Пресса

Личные документы

— статические данные

Генетические методы:

-лонгитюдный (анализируют развитие поведения в различном возрасте одних и тех же субъектов)

-метод поперечных срезов (например,сравнивают группы подростков различного возраста)

Исторические методы

-методы планирования историко-псих.исседования (орг.метод)

-метод сбора и интерпретации фактологического материала

-метод исторической реконструкции

-метод библиометрического анализа

-метод исторического познания

Объективные методы (физиологические)

— выводы о психологии человека делаются на основе измерения телесных реакций и движений, которые считаются связанными с изучаемыми явлениями

-реакции и, соответствующие им, внешние или внутренние движения наблюдаются и записываются с помощью физических приборов

Психологические тесты

-процедуры, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психические явления

-являются стандартизированными, их нельзя изменять и необходимо применять так, как это описано в соответствующей инструкции

— составляют основную группу современных методов изучения психических явлений

Классификация тестов (по назначению)

Виды тестов :

1.тесты общего интеллектуального развития

2.тесты отдельных способностей

3.личностные тесты

Классификация тестов (по стимульному материалу)

Виды тестов:

1.бланковые(словесные, рисуночные, проективные)

2.предметные

3.аппаратурные

Тесты интеллекта (общих способностей)

-состоят из нескольких субтестов, предназначенных для измерения смысловой и ассоциативной памяти)

— по результатам выполнения задач вычисляется IQ- количественный показатель интеллектуального развития

Личностные тесты :

— одномерные тесты

-многомерные тесты

— опросники интересов и установок

-самоотчеты

-Проективные тесты

Эксперимент:

— эксперимент-это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы

-различают полевой, естественный и лабораторный эксперимент

-при разработке эксперимента формируется экспериментальные и контрольные группы

-основное внимание в эксперименте уделялось:

А)самим условиям, обычно называемым независимыми переменными и

Б)последствиям или результатам экспериментов, обычно называемыми переменными

Валидность(соответствие)

Надежность

Технический метод

Техническими называются методы, связанные с использованием приборов и устройств для экспериментальных исследований, взаимодействия участников ,а также представления, регистрации и обработки информации о психических явлениях, в том числе медицинских, физических и других средств передачи, регистрации и обработки информации (гомеостат, энцефалограф , полиграф и др.)

14 стр., 6591 слов

Предмет психологии личности. Подходы к изучению личности

... отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных ... процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности. 4 Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: ...

Математические методы (не дописано)

Методы и программа исследования в юридической психологии

Принципы научного исследования в психологии

1.объективность.

подход к исследованию человека, характеризующийся свободой и независимостью от ошибочных восприятий, предупреждений или интерпретаций.

2.принцип детерминизм.

исходное положение этого принципа заключено в утверждении, что человеческое поведение протекают не беспорядочно, а по определенным законам.

3.принцип системности.

Предписывает понимать психические явления и их причины как многоуровневый , многокачественный , многомерный и многообразный по своим проявлениям процесс , обусловленный многовариантной системе

4.генетический принцип

Важное требование ,которое предъявляет современная психология к научному исследованию , заключается в обращении к принципу генетического изучения психологических фактов.

5.информационный подход

Означает, что выводы о психическом явлении должны основываться на объективной информации, полученной научными методами из надежных источников.

6.идиографический и морфогеничный подход.

Оллпорт называл подход, который применяется для изучение того,что характерно для единичного случая , идеографическим.

7.номотетичный подход. этот подход состоит в поиске общих закономерностей возникновения и протекания психических явлений с помощью математико-статистического анализа.

8.эмпирический подход.

Эмпирический метод и принцип – это путь познания с помощью непосредственного наблюдения или личного опыта.

Программа психологического исследования

Программа– это стратегический нормативный документ, предназначенный для организации научного исследования и содержащих описании проблемы, представления автора об изучаемом явлении ,предположения о характере элементов и связей объекта исследования.

Проблема– это практическая общественная потребность в знаниях, возникшая вследствие их отсутствия или недостаточности.

Тема 3: Психология преступного и отклоняющегося поведения Вопрос 1. Понятие отклоняющегося поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или моральным нормам.

Виды девиантного поведения:

непротивоправное аморальное поведение;

расстройство личности (наличие черт характера или привычек, которые мешают общению с другими людьми; являются стойкими);

нарушение правил деятельности (нарушение государственных стандартов, определенных правил деятельности, нарушение правил внутреннего распорядка);

3 стр., 1351 слов

Примерная структура характеристик студента и группы

... компетентности         Прочее         Характеристика На студента 5 курса NNN университета. _______________________________________________  19_____  года рождения. Фамилия Имя ... Основные педагогические задачи на год и критерии оценки развития коллектива и личности (по направлениям деятельности)   Выявленные про­блемы развития коллектива Перспек­ ...

нарушение общественного порядка на уровне административной ответственности (правонарушения);

делинквентное поведение – преступное (уголовно-наказуемые действия).

Вопрос 2. Личностные (психологические) детерминанты преступного поведения.

Тревожность, жадность, агрессивность, лживость, психотизм, нейротизм, экстраверсия.

Агрессивность– черта характера человека, охватывающая установку или позицию, готовность к совершению агрессивных действий.

! не путать с агрессией (поведение) !

-выражается в агрессивных действиях ,недовольстве,недоброжелательности и т.д.

-ведущий комплекс в характере некоторых людей

-является результатом обобщения (генерализации)агрессивных действий

-крайние формы поведения агрессивной личности-убийство

Деструктивность – крайнее состояние агрессивности и жестокости, спец. склонность человека к разрушению ценностей и уничтожению людей.

Вандализм – сильное агрессивное стремление к уничтожению культурных ценностей, всего того, что непонятно и неприемлемо.

Причина: фрустрация , высокие показатели экстраверсии и нейротизма ,подражание, подстрекательство , воспитание, агрессивные знаки, возбуждение организма ,влияние наркотиков, болевые воздействия, высокая температура ,теснота ,конфликт, страх, недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ,сексуальная неполноценность ,наказание, месть, власть, психопатии

Лживость– индивидуально психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительности, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Лживость – это также форма поведения, направленного на введение другого в заблуждение ради достижения личных целей.

У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте ,достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности

Лживость обячно наблюдается в обстановке взаимной враждебности ,конкуренции и подозрительности между людьми

Псевдология – патологическая склонность к сообщениям о вымышленных событиях, приключениях, встречах, как правило с целью возвышения собственной личности в глазах окружающих.

Формированию лживости способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. Это связано с чувством стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих.

Следует отличать ЛОЖЬ от ЛЖИВОСТИ.

Ложь – это намеренное искажение содержания информации, немедленная проверка которой затруднительна или невозможна.

Неправда — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или его неполном знании о том, о чем он говорит.

Обман – это ложная коммуникация, полуправда с целью выгоды, при которой обманщик сообщает только часть подлинных сведений и ошибочные выводы.

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... Мид, Р. Линтон и др.). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и « ... себе. Это и есть структура личности («теория зеркального Я»). По мнению социологов в формировании личности существуют определёные этапы. ... 1.Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит ...

Типы лжецов:

— манипуляторы;

— актеры;

— общительные люди;

— адаптеры (приспособленцы).

Типы лжи:

— самоориентированная ложь;

— ложь, ориентированная на других;

— явная (грубая);

— преувеличенная;

— тонкая ложь.

Причины лжи:

-чтобы получить преимущество

-Чтобы избежать наказания

-Ради сохранения социальных отношений

-чтобы представить других в более выгодном свете

Невербальные характеристики лжи:

-движения

-лицевые характеристики

-вокальные характеристики

Вербальные характеристики лжи

-негативные высказывания

-правдоподобные ответы

-нерелевантная информация

-черезмерно обобщенные высказывания

-самореференции

-прямые ответы

-длительность реакции

Личность преступника

Личность преступника(в юр. психологии) – совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления.

Изучение личности преступника включает:

  • исследование психологических механизмов противоправного поведения;
  • мотиваций различных видов прест.;
  • роли и соотношения индивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формировании личности преступника и противоправного поведения;
  • влияние на него устойчивых и ситуативных психических состояний.

Механизм преступного поведение – процесс взаимодействия неблагоприятной для субъекта социальной ситуации и комплекса его психологических свойств.

В общей модели личности преступника неблагоприятными личностными факторами являются:

— дефекты правосознания;

— ценностно-нормативные ориентации;

— специфическая структура мотивационных конструктов;

— некоторые психологические качества: агрессивность, лживость, жадность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, низкий уровень интеллектуального развития, внушаемость, личная упрощенность, наркотизация, алкоголизация и прочие.

Личностные факторы криминального поведения по г. Айзенку:

— экстраверсия

— нейротизм

— психотизм

3 стр., 1022 слов

Психология преступных групп. Психология криминального насилия

... группы несовершеннолетних, молодежи, взрослых и смешанные группы); пол (мужские группы, женские и смешанные по полу). Структура организованных преступных образований, состоящих из нескольких десятков активных членов, ... В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на следующие категории: лидер-вдохновитель — предлагает свою программу, определяет нормы ...

Экстраверт:

  • общителен, обращен вовне, имеет широкий круг знакомств, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, весел:
  • предпочитает движения и действия, имеет тенденцию к агрессивности;
  • не имеют строго контроля чувств, эмоций; склонен к рискованным поступкам;
  • на него не всегда можно положиться.

Интроверт:

  • спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу;
  • сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей;
  • планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок;
  • контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя;
  • обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Экстраверсия.

Считается, что индивиды с высокими оценками экстраверсии испытывают сенсорный голод и их поведение ориентировано на поиск новых и острых ощущений. У экстравертов обнаружена тенденция к низкой возбудимости, поэтому они ищут новые и рискованные виды деятельности.

Нейротизм — стабильность.

Психотизм – склонность к асоциальному поведению, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности. Психотизм тесно связан с криминальной активностью:

— они кажутся безрассудно смелыми и предпочитают все странное и необычное;

— они импульсивны и не склонны к сотрудничеству с другими;

— психическая тугоподвижность и недостаточная чувствительность.

-для них типичны психическая тугоподвижность и недостаточная чувствительность

-по оценкам психотизма можно отличить преступников от людей

Структура личности.

— относительно неизменные характеристики, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время;

— эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики;

— один из наиболее популярных элементов структуры – это черта личности;

— структура личности также может быть описана при помощи типа личности.

Черта личности – устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (Н: импульсивность, честность, робость).

Тип личности – устойчивая совокупность множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Это более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики, чем черты личности.

Структура личности по З. Фрейду.

Структура личности преступника

Группы черт:

7 стр., 3355 слов

Психология криминальной среды

... обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности досуга. Криминальная субкультура и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения ... никогда не может иметь оскорбительных кличек. Истоки кличек могут отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или сокращенную фамилию ("Леха" -- Алексей; "Боб" -- Бобков; "Савоська" ...

1) социально — демографические данные

(образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, жилищные условия и др.);

2) уголовно — правовые данные

(когда и по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание);

3) медицинские данные

(состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи, в том числе родителей);

4) внешние (физические) данные

(лицо – краткий словесный портрет, телосложение, голос, манеры, одежда, татуировки);

5) жизненный путь

(родители, место жительства, детство, отношения со сверстниками, успехи);

6) образ жизни

(отношения в семье, профессия и специальность, мотивы выбора профессии, удовлетворенность работой);

7) поведение

(нравственно-правовое поведение, поведение в стрессовой ситуации, поведение в состояние опьянения);

8) направленность личности

(доминирующие потребности, материальные ценности, поведение);

9) Способности

(интеллектуальные (общие) способности; специальные способности: организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные);

10) темперамент

(общительность, эмоциональность, работоспособность);

11) характер

(отношение к людям, уважение, доброжелательность, грубость, способность к сопереживанию – эмпатия).

Вопрос 4. Психологическая типология преступников. Цели классификации преступников:

1. информационная поддержка управленческих решений в правоохранительной системе (необходимость обеспечить максимальную безопасность для персонала и осужденных);

2. информационная поддержка режимных решений.

Модель концептуальных уровней:

  • эгоцентрический (ориентирован на себя);
  • ориентированный на нормы (некритичный, ищущий принятия)
  • независимый;
  • взаимозависимый;
  • ориентированный на «мы».

По степени общественной опасности:

  • особо опасные преступники;
  • опасные (десоциализированные или пассивные асоциальные) – люди, ведущие паразитический бездомный образ жизни, алкаши. Совершают в основном неквалифицированные преступления. Отсутствие ответственности;
  • неустойчивые – лица с частичной криминальной зараженностью. Совершают преступления в основном в интересах состояния.
  • ситуативные – совершают преступление потому что попадают в строгую, жесткую зависимость от ситуации.

Данная типология условна. Носит описательный, а не объяснительный характер.

По мотивационному критерию:

  • самоутверждающийся тип;
  • дезадаптивный (нарушение социальной адаптации);
  • алкогольный тип;
  • игровой тип;
  • семейный тип.

Психиатрическая классификация:

  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
  • сексуальные расстройства;
  • расстройства контроля импульсов;
  • расстройства развития:

-умственные отклонения,

— аутизм,

— синдром дефицита внимания,

— специфические расстройства (неодекватное развитие учебных, языковых, речевых, моторных навыков).

Психопатическая личность:

— говорливость;

— эгоцентричность;

— склонность к скуке;

— патологическая лживость;

— отсутствие раскаяния;

— эмоциональная тупость;

— вспыльчивость;

— беспорядочные половые связи;

— безответственное родительское поведение;

— совершение многих типов преступления.

Тема 5: Психология криминальной среды и преступных сообществ.

План:

1) Социально-психологическая структура преступных групп;

2) Групповые нормы и взаимоотношения в преступной группе;

3) Психологическая характеристика отдельных видов преступных групп и криминальной субкультуры.

Вопрос 1. Социально-психологическая структура преступных групп.

Преступная группа

– это малая неформальная, замкнутая группа, характеризующаяся общностью антисоциальной направленности, влиянием особых групповых норм и взаимоотношений в процессе функционирования и совершения преступления;

– это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности.

Общественная опасность преступной группы:

— члены преступных групп оказывают друг другу психологическую поддержку, поэтому каждый чувствует себя в группе более уверенно, а это, в свою очередь, способствует принятию решений о совершении более тяжких преступлений;

— группе доступны такие способы совершения преступления, кот. не может использовать преступник одиночка;

— в группе быстрей идет процесс передачи преступного опыта: если им владеет один член группы, то вскоре перенимают и другие;

— возрастает суммарный ущерб от совершенных преступлений, т.е. потерпевшему наносится больше телесных повреждений, похищается большее количество имущества;

— преступная деятельность группы может быть легко расширена как во времени (не обязательно все участники группы действуют одновременно), так и в пространстве (участники группы могут действовать самостоятельно в разных местах);

— в преступной группе возрастают возможности скрытия преступлений и их следов, защиты ее членов от правоохранительных органов, оказание помощи арестованным соучастникам и их близким.

Признаки преступной группы:

— размер;

— состав членов (композиция) по признакам пола, профессии, возраста и др.;

— устойчивость и стабильность личного состава;

— выраженная организационная структура (лидер – активные участники – рядовые исполнители);

— четкая функциональная структура, основанная на дифференциации ролей членов группы (разведка, ответственные за поиск объектов преступного посягательства, совершение преступления, хранение, транспортировка и сбыт похищенного);

— неофициальная структура ролей;

— корпоративная сплоченность и дисциплина;

— высокий уровень общественной опасности;

— групповые нормы отношений.

Типы преступных групп:

1. Случайная группа:

— включает лиц случайно или ситуативно объединившихся для совершения

группового преступления;

— в совершении первого преступления многие его соучастники принимают участие из чувства солидарности, случайно;

— нет четкой психологической и функциональной структур, не выделился лидер;

— решения принимаются коллективно;

— целью объединения является не совершение преступлений, а удовлетворение потребности общения;

— во время совершения преступления многие действия соучастников осуществляются без продуманного плана;

— степень сплоченности членов группы малая, взаимная зависимость, поддержка и защита в случае разоблачения группы и привлечения ее членов к уголовной ответственности проявляются слабо.

2. Преступная группа типа компании:

— более организованы;

— личный состав стабилизирован;

— выражена антиобщественная установка;

— преступная деятельность занимает значительное место и начинает играть ведущую роль;

— нет четких планов преступной деятельности;

— еще не сложилась психологическая и функциональная структуры, но уже имеются отдельные их элементы;

— нет лидера, но сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов;

— деловые отношения по поводу совершения групповых преступлений приобретает все большее значение;

— межличностные отношения, основанные на эмоциональных связях, выборах, личных чувствах симпатии, играют пока главную роль.

3. Организованная преступная группа:

— стабилизация личного состава;

— вырабатываются свои собственные взгляды, нормы поведения и ценностная ориентация;

— четко выраженная психологическая структура;

— наличие лидера в группе;

— ролевая дифференциация членов в связи с совершением группового преступления;

— развитая функциональная структура;

— ориентирована на совершение преступлений с целью получения крупного преступного дохода;

— количество совершаемых преступлений и их тяжесть увеличивается;

— может существовать специальный денежный фонд («общак»);

— нарушители принятых в группе норм поведения подвергаются преследованию, различного рода «судам» и даже расправам.

4. Преступные организации – это устойчивые управляемые сообщества преступников, занимающиеся преступлениями как бизнесом и создающие систему защиты от социального контроля с помощью коррупции.

— это те же организованные группы, но с более высокой степенью организованности и сплочения.

Признаки преступной организации по А.И. Гурову:

— наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов, обладании банковским счетом, недвижимостью;

— официальная «крыша» над головой в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино, кафе и т.д.;

— коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц, имеющих почти равное положение;

— устав в форме определенных правил поведения, традиций, «законов» и санкций за их нарушение;

— функционально-иерархическая система – разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, телохранителей, информационной службы, «контролеров» и т.п.;

— специфическая языково-понятийная система, которая включает уголовный жаргон, особенности письменной и устной речи (клички и т.д.);

— информационная база (сбор разного рода сведений, разведка, контрразведка);

— наличие своих людей в органах власти, в судебной и правоохранительной системах.

Специфика криминального сообщества в пенитенциарных учреждениях:

Лидеры криминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности);

Середняки («мужики») – считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально, но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению;

Актив – представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей – не сотрудничать с администрацией. В среде осужденных не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.

Отверженные – осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется администрацией учреждения. Эта группа не однородна: в нее входят осужденные , допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, что воровали продукты питания у своих – «крысятники»); не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»); склонные к мужеложству, изгнанные из более высокой страты и т.п.

Нормы общения в преступной группе:

— нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов порядка;

— нельзя принимать пищу за одним столом с пассивным гомосексексуалистами — «опущенными»;

— совершать «подляны», т.е. поступки связанные с притеснением и унижением членов своей группы;

— обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);

— участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;

— не совершать «беспредел» в отношении членов группы.

Виды норм в преступной группе:

1. Первая группа норм направлена на регулирование отношений членов криминальной группы с «чужими» (другими группами, работниками ПО органов).

Данные нормы запрещают своему члену группы разглашать перед другими жизнь сообщества, выдавать «своих», доносить на них. Притеснение «чужаков», новичков и слабых, обман педагога почитается за доблесть.

2. Вторая группа норм регулирует межличностные отношения в преступном сообществе, обеспечивая его единство, сплоченность и дальнейшее существование. Это нормы:

— определяют отношения по вертикали, а также по горизонтали;

— регулируют порядок пользования общим имуществом, приобретенным преступным способом;

— устанавливают правила присвоения клички, нанесения татуировок;

— обязывают членов группы знать жаргон, уметь играть в карты, отвечать за данное в группе слово и т.д.

3. К третьей группе относятся санитарно-гигиенические нормы и нормы быта (кто с кем имеет право физического соприкосновения, чтобы не осквернить себя, какую и как носить одежду и обувь, когда и как можно носить одежду, принадлежащую другому человеку, как вести себя после посещения туалета, при приеме пищи и др.).

Санкции групповых норм в криминальных группах:

1) Половые извращения. Цель: унижение, снижение статуса, «опускание».

2) Минирование. Например: принуждение к уборке туалета; поднять в туалете бычок и прикурить его; бросание деперсонализируемого в туалете на пол; минируют пищу в столовой, прикасаясь к тарелке «грязным», «неприличным» предметом; бросание в еду тараканов.

Криминальная субкультура

– совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности.

Элементы криминальной субкультуры:

— нормы,

-ценности,

-жаргон…

Черты криминальной субкультуры:

— криминальная субкультура отличается от культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения между членами группы и другими лицами,

— она прямо, жестко и непосредственно регулирует криминальную деятельность и преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок»,

— в ней прослеживается резко выраженное неуважение к общественным нормам поведения,

— внутренняя связь с уголовными традициями,

— скрытность от непосвященных,

— наличие атрибутов группы,

— нечестность.

Средства социальной стигматизации («знаки различия»):

татуировки («наколка», «регалка», «картинка», «портачка») – нанесение на тело рисунков, надписей, цифр, аббревиатур путем введения под кожу красящих веществ с помощью режущих и колющих инструментов. Распространены татуировки, выполненные путем образования шрамов на поверхности кожи режущими инструментами. В татуировках отражается опыт криминальной деятельности, степень авторитета в уголовной среде. Например, крест означает количество судимостей, срок лишения свободы, свастика – знак неудовлетворения существующим режимом, точка – клеймо за совершенный проступок в группе – наносится насильно, животное (орел – насильник, змея – высокий статус) и т.д.;

клички (по ним можно судить о положении личности в групповой иерархии);

система вещественных атрибутов (одежда, обувь, личные вещи, пища, сигареты и др.);

размещение в пространстве, занимаемом криминальной группой (спальня, столовая, кухня. Например, место у окна ценится больше, чем на проходе или у двери);

Функции криминальной субкультуры:

— стратификационная (нормы и правила определения статуса личности в группеЮ уголовном мире);

— поведенческая («законы», традиции);

— пополнение уголовного сообщества кадрами и работа с новичками;

— опознание «своих» и «чужих»;

— поддержание порядка;

— коммуникация;

— сексуально-эротическая;

— материально-финансовые;

— досуговая.

Психологическое воздействие в профессиональной деятельности юриста

1.общая характеристика психологического воздействия

2.классификация и характеристика методов психологического воздействия

3.психологические приёмы допросов

Психологическое воздействие-это осознанное , преднамеренное ,влияние на психическое состояние чувства ,мысли и поступки других людей с помощью вербальных , паралингвистических или не вербальных психологических средств

Метод, средства, прием а также нормы воздействия

Воздействие реализуется с помощью средств:

1.вербальное средство воздействия

-слово

-язык

-речь(произносимая)

-образ

-знак, символ

-информация

2.параленгвистические средства – это инструменты окружающие, дополняющие речь но не являющиеся речью

— громкость

-скорость

-интонация

-паузы и смешки

3.невербальные средства воздействия

-деньги

-власть

-межличностное отношение

-техническое устройство

-взаимное расположение

-позы

-жесты

-мимика

-направление взгляда

-прикосновения