Решение практических психологических задач Ощущение

№ 1

  1. Каков физиологический механизм описанного ниже явления?

  2. Как это явление называется?

У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: «Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!». Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась.

№ 2

На основании описанных опытов сделайте вывод о том, являются ли необходимыми и достаточными мышечные ощущения для пространственной ориентации.

А. Ребенку 2-3 лет завязывали глаза платком, отводили его в какой-нибудь угол комнаты, тем же путем проводили обратно и просили повторить пройденный путь с закрытыми глазами. Дети успешно решали эту задачу.

Б. Ребенка 2-3 лет с завязанными глазами сажали на стульчик, переносили его направо или налево на некоторое расстояние, возвращали на старое место, а затем просили пройти туда, куда его носили. С этим заданием дети справлялись как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

№ 3

  1. Какой вывод о роли мышечных ощущений пространственной ориентации можно сделать на основании проделанных опытов?

  2. Об участии какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт?

Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых не функционировал лабиринтный аппарат. Дети не смогли выполнить ни первое, ни второе задание.

№ 4

При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова.

  1. У кого чувствительность выше?

  2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности?

№ 5

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А. Побывав в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б. А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

10 стр., 4560 слов

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

... посвященную проведенному психологическому исследованию. Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения. ... то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта ...

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно.

  1. а) изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия.

  2. а) адаптация, б) синестезия, в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация, д) сенсибилизация.
  3. а) адаптация, б) специфика абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г)сенсибилизация, д) синестезия.

№ 6

Что общего имеется между приведенными примерами?

О какой закономерности ощущений здесь идет речь?

А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Название маленьких предметов произносится детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.

Б. Мы часто употребляем и хорошо понимаем смысл таких выражений: «кричащие цвета», «острые вкусы», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «пышная музыка», «плоский звук», «кислый запах», «холодный колорит картины» и т.д.

№ 7

Какая закономерность объясняет изменение в остроте зрения?

У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показываемые фигуры.

Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотник», чтобы по ним найти местонахождение зверей. В игре дети обнаружили большую остроту зрения.

Восприятие

№ 1

  1. К какому сенсорному процессу относится каждый из описанных фактов?

  2. Чем объясняется различие в отражении фигуры при различной длительности восприятия?

А. При предъявлении фигуры в течении 0,005 сек испытуемый говорит: «Что-то мелькнуло перед глазами»;

Б. Если показ фигуры продолжается 0,05 сек, испытуемый замечает: «Увидел что-то светлое»;

В. Если демонстрация продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры.

№ 2

  1. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

  2. Может ли обладать такой способностью современная электронная машина?

Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным цветом на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом.

22 стр., 10523 слов

Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста

... графической деятельности, остается пока открытым. С этой точки зрения актуальным представляется выявление особенностей восприятия детей младшего школьного возраста в связи с овладением ими ... и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком. Восприятие человека имеет следующие свойства [5, с. 88]: . ...

№ 3

На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же, — и вне рта

Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?

№ 4

Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка, с нарушенной психикой?

Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить его: «Что ты видишь? Что это?», — то ответы обычно бывают такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились», «Это тетенька, вот у нее нос длинный» и т.д.

Если же такой вопрос задать больному, то чаще всего он ответит: «клякса», «пятно».

№ 5

Укажите на основании описанного исследования, какую роль играет движение глаз в сложном зрительном восприятии.

Исследование показало, что при рассмотрении объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает толчкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.

№ 6

Как организовать экскурсию старших школьников в парк зимой (осенью), чтобы создать наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные.

а) привести детей в парк и организовать подвижную игру;

б) прочитать предварительно стихотворение А.С. Пушкина «Осень»;

в) предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между осенним и зимним парком;

г) заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели все, что встретят в парке;

д) перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения в парке они должны обратить внимание;

е) предупредить, что после экскурсии они должны будут нарисовать деревья осенью (зимой) и летом;

ж) предложить собрать опавшие листья и разложить их по родам деревьев.

  1. а, в, г;
  2. б, в, г;
  3. в, д, ж;
  4. в, д, е;
  5. г, д, ж.

Память

№ 1

Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях

А. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

Б. Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой и несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне просматривая «запоминаемое».

В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу.

-Вы? Это вы?!

-Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с Вами встречались?

-А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А! Так вы…..

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Опрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 40%.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

№ 2

Какой закономерностью запоминания можно объяснить следующие факты?

А. В Х классе начали изучать новый предмет – астрономию. Прошло несколько дней, и к учителю подошли трое учеников и стали жаловаться, что у них плохая память, плохо запоминают материал из учебника. Учитель спросил: «Кстати, кто в позапрошлом году играл в «Зените» вместо Садырина?» Ребята назвали фамилию футболиста. Потом они перечисляли множество фамилий игроков различных отечественных и зарубежных команд.

Б. Ученица Л., плохо знающая литературу и путающая героев классических романов, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

№ 3

Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой группе испытуемых запоминание было более эффективным и почему.

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила).

Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение.

№ 4

Какой вид и условия запоминания обнаружились в данном эксперименте?

Испытуемым (детям и взрослым) давали 15 карточек с изображением предмета на каждой из них. Нужно было расклассифицировать эти предметы по конкретным признакам на четыре группы. Кроме изображения, на каждой карточке в правом верхнем углу черной тушью была написана цифра.

Результаты воспроизведения (в %)

Объекты запоминания

2 класс

4 класс

6 класс

7 класс

Взрослые

Предметы

10,3

10,6

12,9

13,0

13,2

Числа

2,0

1,9

0,9

1,6

1,4

После выполнения задания испытуемым предлагали припомнить изображенные на карточках предметы и числа. Результаты эксперимента приведены в таблице.

№ 5

Одна группа учеников 4 класса заучивала стихотворение, непрерывно повторяя его до полного дословного воспроизведения. Другая группа учеников заучивала это же стихотворение, распределив повторение: каждый день стихотворение прочитывалось дважды, вплоть до полного заучивания.

Какой группе школьников потребовалось меньшее количество повторений для безошибочного воспроизведения всего стихотворения? Как называется эта закономерность повторения?

№ 6

К какой группе испытуемых относятся числовые данные экспериментов, характеризующие более полное и более прочное запоминание.

Одной группе учащихся предлагали запомнить содержание текста путем четырехкратного чтения подряд, другой — чередующихся двукратного чтения и двукратного воспроизведения. Оказалось, что полнота и прочность запоминания в этих группах неодинаковы. Через час после заучивания в одной из групп материал был удержан памятью на 75%, а в другой — на 52%, через десять дней — соответственно на 72% и 25%.

№ 7

Какие из данных явлений можно отнести к памяти, а какие к представлениям?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействие раздражителей, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, иллюзия, запоминание, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет

№ 8

Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему.

а) психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память;

б) представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Мышление

№ 1

Выделите основные этапы решения педагогической задачи. Обозначьте каждый этап соответствующим психологическим понятием.

Студентка-практикантка В.К. вначале не знала, какие приемы педагогического воздействия применить к Коле, который нарушал дисциплину в 7 классе. Она начала присматриваться к мальчику. От классной руководительницы студентка узнала, что он слабый ученик (особенно по геометрии и физике).

Стало известно, что по семейным обстоятельствам Коле некогда готовиться к урокам. Обнаружилось, что Коля далеко живет от школы. Мальчику мешали заниматься и ненормальные отношения между родителями, и чрезмерная загруженность домашними делами. В школе мало интересовались жизнью мальчика во внеурочное время. Он часто слышал одно: плохой, неисправимый. Это еще больше озлобляло ребенка.

Студентка-практикантка, узнав все обстоятельства, приходит к выводу, что Коля нуждается в ласковом отцовском слове, в проявлении доброты к нему. Она решила строить свой подход к мальчику на понимании его душевного состояния и проявить к нему внимание, доброту, заботу. Девушка часто подходила к нему и, как бы не замечая его озорства, старалась обращаться с ним ласковее. Для привлечения его внимания студентка готовила к уроку что-то новое, интересное. Мальчику помогли заниматься по геометрии и физике. Узнав, что Коля хорошо рисует, она попросила его помочь выпустить стенгазету. Мальчик стал вести себя лучше. На уроках сидел тихо. Внимательно слушал объяснения. Повысилась его успеваемость.

№ 2

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимание на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

В. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка — на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д.

№ 3

На основании опыта сделать вывод о психологических причинах, препятствующих решению задачи во втором варианте. Какие психологические условия необходимы для успешного решения задачи во втором варианте?

Испытуемым предлагали решить задачу на сообразительность. На двери нужно было закрепить три свечи на одном уровне. Перед испытуемым на столе лежали разные предметы: молоток, буравчики, веревочки, картонные коробки, гвозди и т. Д. Для решения задачи необходимо было использовать в качестве подставки коробочки из-под гвоздей. Задача давалась в двух вариантах. В первом варианте коробочки были пустые, во втором — наполненные гвоздями. В первом варианте все испытуемые использовали пустые коробочки в качестве подставки. Во втором же варианте более половины испытуемых затруднились решить задачу, и только около 43% испытуемых догадались освободить от гвоздей коробочки и использовать их в качестве подставок для свечей.

№ 4

Какое общее условие успешного решения задачи нарушается? В чем состоит общая психологическая причина трудности в решении задачи?

Обычно с большим трудом решается следующая простая задача из серии головоломок: провести через четыре точки три прямые линии, возвратившись в ту точку, откуда началось движение.

№ 5

Установите психологическое условие, от которого зависит изменение в интеллектуальной деятельности первоклассника.

Исследовались причины отставания учеников 1 класса по арифметике. Эти дети не могли решить простейших задач, ответы давали наугад и очень неохотно. Они производили впечатление неспособных, апатичных, а иногда даже умственно отсталых детей. Им предложили дидактические игры. Выиграть можно было только при условии, если: правильно пользуясь соответствующими интеллектуальными приемами, решить предложенную учебную задачу. Дети были в восторге от игры. С первой же игры исследователи изменили мнение об испытуемых, которые оказались веселыми, живыми, сообразительными детьми, активными и настойчивыми, заинтересованными во всей деятельности, в решении задачи, в собственном выигрыше. Фактически игра состояла в решении тех же задач, которые дети с неудовольствием решали в учебных, вне игровых занятиях. Все ученики при решении задачи в игре начинали пользоваться теми приемами умственной деятельности, которыми абсолютно не пользовались в школьных занятиях. В занятиях без игры испытуемые дали 29% правильных ответов, а в игре — 88%.

№ 6

Отметьте в приведенных примерах виды мышления. Укажите отличительные особенности каждого вида.

А. Ученик VIII класса так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка — это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество: всю безрадостность своего существования».

Б. Первоклассникам давали одноцветные кирпичики и предлагали из части кирпичиков выложить третью стенку (соединяющую первые две), глядя на ранее выложенные две стенки. Вторая группа, сооружая третью, была лишена возможности сравнивать свою работу с двумя первыми стенками. В первой группе оказалось втрое больше учеников, верно решивших задачу, чем во второй группе.

В. Ученик Х класса так определяет чувство чести: «Чувство чести- это чувство, заставляющее человека поддерживать в глазах других свой авторитет, престиж, репутацию или авторитет, престиж и репутацию коллектива, членом которого он является. Это чувство заставляет во всех проступках следовать своему мировоззрению, коммунистическим убеждениям, не позволяет раболепствовать, совершать бесчестные поступки, унижаться, унижать других. Это чувство заставляет стремиться к безупречности своих поступков, моральной чистоте. Личная честь у нас в стране неотделима от коллективной: честь человека — это честь его коллектива и наоборот».

№ 7

С помощью данных понятий сформулировать несколько научных суждений о мышлении:

психика, отражение, абстрактное, анализ, синтез, существенное, обобщение, образ, идеальное, вторичное, опосредованное, субъективное, объективное, материальное, реальность, мышление, человека, речь, мир, вещи, свойства.

№ 8

Что мешало ребята правильно решить задачу?

Учащимся ставилась задача: уравновесить свечу на чашке весов так, чтобы это равновесие через некоторое время нарушилось. Предлагался целый ряд предметов, которые можно было положить на другую чашку весов, в том числе коробка спичек. Ученики долго и безуспешно пытались найти решение. И только подсказка учителя помогла делу.

№ 9

Из приведенных суждений выбрать правильные и обосновать свой выбор.

а) мышление всегда опирается на данные чувственного опыта;

б) мышление – это проста цепь ассоциаций, протекающих в сознании;

в) мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними;

г) мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия;

д) мышление – это процесс переработки информации;

е) мысль – это биотоки мозга;

ж) «история мысли = истории языка …»

Воображение

№ 1

Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к предыдущему:

а) воображение, мечта, психика, творческое воображение, отражение, новые образы;

б) грезы, психика, преднамеренное воображение, отражение, воображение, пассивное воображение.

№ 2

Проанализируйте текст, определите, какой характер отражения присущ воображению? В чем заключается его главная функция?

«Всякому созданию нового, преобразованию действительности на практике обязательно предшествует мысленное, образное преобразование, создание представлений воображения. Человек вначале создает идею вещи, ее образ, затем уже саму вещь. Именно в наличии воображения, в способности представить ожидаемый результат работы при помощи фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных».

№ 3

На основе данных высказываний раскрыть отражательную природу воображения, показать его место и роль в познании творческой деятельности.

а) «…В самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее есть известный кусочек фантазии».

б) «Фантастические представления взяты из действительности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии».

в) Для творчества «необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии».

г) «Как психологический фактор, фантазия есть нечто родственнее, близкое воображению. С логической же стороны она близка к догадке, к гипотезе. В том и другом смысле фантазия играет весьма существенную роль во всяком научном открытии и вообще в любом научном творчестве».

Эмоции и чувства

№ 1

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность.

А. Урок английского языка.

Ребята принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. Забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время учитель Мельников заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н.. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. Возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь.

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь.

В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?». Ребята бросились в рассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали. Но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно.

Г. Сталевар 41года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность.

№ 2

Определите, к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, эмоции, чувство, стресс, фрустрация, депрессия и т.д.) относится описываемое в каждом примере переживание. По каким признакам это можно установить?

А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы — куда девались их задор и одержимость.

Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние; все забыл.

В. Ученик 6 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет вылить ее на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Г. Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошел директор школы. Девочка растерялась, сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее.

Д. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе силы покинуть борт самолета. Иных только повторным приказом удается заставить сделать шаг за борт самолета. Страх и волнение не оставляет их тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

Е. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети лежала на кресле, странно неловко выпячиваясь, и билась головой об стену…

«Наташу кричала она, отталкивая от себя окружающих. — Падите прочь все, неправда! Убили!.. Ха-ха-ха-ха!.. неправда!

Ж. Отмечалось, что к концу полета космического корабля «Апполон-7» космонавты все чаще проявляли раздражительность и нетерпение. Они иногда начинали вступать в спор с операторами наземных наблюдательных станций. Дело кончилось тем, что космонавты сняли с себя биодатчики. Космонавт Эйзел отказался даже обсуждать инцидент с руководителями полета и обвинил наземный центр в том, что там наговорили космонавтам «красивые слова» о снаряжении, хотя оно никуда не годится.

З. В условиях аварийной ситуации у оператора Ч. наблюдается учащенное мигание, сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия:

Ч. Слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимаются с ошибками, мыслительная деятельность заметно затруднена. Нарушается инструкция об определенном порядке действий. Наблюдаются сенсорные и двигательные отвлечения: оператор смотрит в окно, переходит с места на место, дает без надобности сигнализацию. Все это приводит к выпадению ряда необходимых операций и прямо ошибочным действиям.

И. В условиях нерешенной задачи у испытуемого чрезмерно повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тер руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Испытуемый стал необычайно говорлив: к звуковому сигналу за ошибку отнесся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. В конце опыта появилась отдышка. Но сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок.

К. В начале задания испытуемый забыл сделать одно из существенных вспомогательных действий, дальше произошла ошибка — выпадение действий. Испытуемый забывал последовательность действий, хорошо освоенную прежде, и часто допускал действия, неадекватные пусковым сигналам. В процессе работы он сидел в скованной позе, низко склонив голову к столу или даже опустив ее к себе на колени. Сознательный контроль нарушался. После опыта долго и бесцельно смотрел в свою записную книжку, не понимая, зачем это делает.

№ 3

Определите виды чувств.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину». (Из письма П.И. Чайковского).

Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.

В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята называли его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.

Г. Ученица Х класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением.

№ 4

Дать психологическое обоснование приведенного ниже факта.

«Как-то в котельной … вспыхнули леса , облитые соляркой и маслом. Все растерялись. Кто-то вспомнил, что на лесах остались два баллона с кислородом – и вмиг все кинулись врассыпную. Взорвутся баллоны – разнесут нашу котельную вдребезги. И тут в огонь бросился рабочий Рамаз Гулашвили. Через минуту он вынырнул из огня с уже разогревшимися баллонами. Когда пожар потушили, мы говорим: «Жора, а ну-ка подними еще раз баллоны!» Так он едва поднял один».

Воля

№ 1

Из данных понятий построить ряд так, чтобы предыдущее понятие было более общим по отношению к последующим.

Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.

№ 2

На основе этих цитат выделить понятия, которые раскрывают природу воли.

а) «Все, что побуждает человека к деятельности, должно походить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает, есть и пить вследствие того, что в голове отражается ощущение сытости.

Воздействия внешнего мира на человека запечатлевается в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом – в идее «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами».

б) «Волевые проявления – продукт системной работы мозга, в которой ведущую роль играют «второсигнальные управляющие импульсы тонизирующего и тормозящего характера».

в) «Воля не есть какой-то безличностный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства. Управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

№ 3

Выбрать линию поведения учителя, которая поможет мобилизовать волю ученика к дальнейшей работе.

а) Учитель обращается к ученице: «Ты понимаешь, что ты говоришь?» Та молчит, потом говорит: «Понимаю», смотря себе под него.

Учитель: «Ничего ты не понимаешь. Садись». (Смех в классе.)

б) Ученик, получавший все время тройки, прекрасно подготовил очередной урок и получил «5». «С нашим Петровым что-то стряслось, — с шуточной тревогой в голосе обратился учитель к классу. – Я вынужден, поставит ему пятерку».

в) «Разве ты не можешь, Витя, на каждом уроке отвечать так же хорошо, как сегодня? Разве ты не можешь быть у нас отличником? Как же тебе не совестно7»

г) «Сегодня твой ответ меня не удовлетворяет. Ты, видно, недостаточно поработал, постарайся дело исправить, ты это можешь».

Темперамент, характер

№ 1

На основании характеристики определите тип темперамента школьника. Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?

А. Виктор Г.,3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит довольно с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопросы учителя отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для товарищей ленится что-нибудь сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо привязчив. (По И.М.Палею,1966).

Б. Борис Р., 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и лететь в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Материал усваивает быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное (на дурное теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа).

Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хотя сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца. (По М.И.Палею,1966)

В. Саша Д. 2 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их воспринимает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется правилам игры. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. (по И. М, Палею, 1996).

Г. Лена В., 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-нибудь в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела? – обычно отвечает с улыбкой : «Очень хорошо!», — хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

№ 2

Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность, движения и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность и движений, малая активность, вялость, выразительность, мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.

Б. Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспосабливаемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональность возбудимость, выдержанность, однообразность

№ 3

Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды? По каким признакам это можно установить?

Аида и Люда – ученицы 9 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовлетворением заявила, что наконец-то она расстанется с ребятами, которые ее обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она будет опять в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда впервые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам.

№ 4

Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере? Какое свойство темперамента проявляется у Пети и у Вани?

Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.

№ 5

Из приведенных суждений выбрать те, которые наиболее полно раскрывают научное понимание характера.

а) характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

б) «Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны».

в) «В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются».

г) «Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения».

д) «Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека».

Способности

№ 1

Выписать слова, которые обозначают темперамент, характер, способности.

Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, речистость, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, самомнение, неряшливость, воля, решительность, оптимизм, гениальность, впечатлительность, быстрота мышления, сила эмоциональной реакции, медлительность.

№ 2

Сопоставить данные высказывания и определить, какие из них могут быть приняты полностью, какие с оговоркой, а какие должны быть отвергнуты.

а) «Каждый человек в потенции гений, но только в какой-то одной области науки или искусства, важно лишь найти себя в ней, а поэтому может помочь только случай».

б) «Гениальности, как отдельного психического качества, не существует, гения от среднего человека отличает не присутствие каких-то уникальных черт, а усиленное развитие одних при неизменности других и, возможно, подавлении третьих.

в) « В прирожденную талантливость я плохо верю. По-моему, есть только один талант: уменье делать всякое дело с любовью к нему».

№ 3

Применим ли такой ответ по поводу любой другой специальности?

«На вопрос: «Математиком можно стать или им нужно родиться?» мы ответили бы так: «Обычным математиком можно стать; выдающимся, талантливым математиком нужно родиться».

№ 4

Определить свою точку зрения по затронутому вопросу.

а) К. Гельвеций:

«Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».

б) Д. Дидро:

«Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей, их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе; скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»