Роль и место экспериментальной психологии в системе научного знания.

Предмет и объект экспериментальной психологии как науки.

Термин ЭП имеет 4 значения:

1. Под ЭП понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к ЭП и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.

Это широкое понимание ЭП. Немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832 — 1920).

Также эта точка зрения отражена в учебнике «ЭП» под ред. Поля Фресса и Жана Пиаже. 1966.

2. ЭП как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Это узкое понимание. В учебнике «ЭП человека» М.В. Мэтлин. 1979.

3. ЭП как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. ЭП как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных.

В учебнике «ЭП» Ф.Дж. Мак-Гигана.

Предмет и объект ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область науки, её становление и развитие обусловлено широким внедрением в исследование психических явлений экспериментальных методов.

Эксперимент позволил получать знания, необходимые для решения проблем, связанных с познанием человека, его психики, т.е. неоспорима его положительная роль в развитии теоретических, научно-познавательных направлений исследования психики, получении так называемых «чистых», академических знаний.

В настоящее время под предметом ЭП в широком смысле понимают различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Таким образом, объектом изучения ЭП как науки являются всевозможные проявления психики личности, а её предметом (узкий смысл) – экспериментальное изучение этих явлений в различных сферах человеческой деятельности.

Основным средством такого изучения являются экспериментальные методы.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

 

Роль и место экспериментальной психологии в системе научного знания.

Под экспериментальной психологией понимают

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

... 1 неделя Введение в экспериментальную психологию 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Развитие экспериментальной психологии в России. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная, гипотеза. 3.Атрибуты науки: понятие, категория, факт, инвариант, ...

1.    всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С.Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2.    Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. (М.В.Мэтлин).

3.    Термин «Экспериментальная психология» используется психологами для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4.    Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных. (Ф.Дж.МакГигана).

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей.

Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Экспериментальная психология развивалась под влиянием исследований естественных наук. Первые экспериментальные исследования по психологии возникли из потребностей астрономии. Впоследствии они стали основой таких наук, как психофизика и психоакустика. Исследования по психологии основывались на данных биологических наук, законе биологической эволюции, достижениях физиологии.

 

История зарождения и становления экспериментальной психологии как науки.

ЭП – сравнительно молодая наука. Её зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине 19в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности – ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлялось в основном методом интроспекции (самонаблюдение) и показало не возможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.

Крупный вклад в развитие ЭП внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека. Его работа «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

12 стр., 5769 слов

Психика как предмет исследования психологии

... из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, когда феномен психики объясняется ... основные функции психики: отражение окружающей действительности; сохранение целостности организма; регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции ...

В конце 19 – начале 20 веков ЭП начинает играть всё большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.

На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.

Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).

В 1884 году он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными).

Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.

С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 годах французский ученый Альфред Бине (1857-1911).

Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 — 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

20 стр., 9621 слов

2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. ...

... исследование. Перечисление этих ме­тодов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные. Наблюдение — один из основных, часто употребляемых мето­дов психологии, но, как и всякий другой метод, ... правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет индивидуальная психологическая работа. Набор праксиметрических методов разработан преимуществен­но в рамках психологии труда при ...

 

Метод внешнего наблюдения в изучении психики. Методика наблюдения.

Одним из основных и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение — это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

Наблюдение – древнейший метод познания (с конца XIX века – в клинической, педагогической и социальной психологии, а сначала XX – в психологии труда) – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет) – начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В.Штерн, В.Прайер, А.Н.Гвоздиков), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).     Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).Фиксация результатов производится либо в процессе наблюдения, либо отсрочено ( страдает полнота и надежность из-за памяти наблюдателя)

Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение

Невербальное поведение

Перемещения людей

Дистанция между людьми

Физические воздействия

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения. Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

По систематичности:

Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

18 стр., 8513 слов

Кун, Логика открытия или психология исследования

... которую играет в этом процессе неспособность старой теории ответить на вызов логики, эксперимента или наблюдения. Наконец, мы оба едины в своем неприятии некоторых наиболее характерных положений ... динамический процесс, в котором возникает научное знание, нежели логическая структура результатов научного исследования. Занимаясь этим, мы оба подчеркиваем значимость фактов как безусловных данных, а также ...

По фиксируемым объектам:

Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения.

Внешнее наблюдение-это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее, или самонаблюдение применяется когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры поведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения взависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определленной, предварительно продуманной программе и строго следует ей в незавимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Преимущества метода наблюдения:

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональнойвалидности .

 

Эксперимент в психологии, его отличие от других видом психологических исследований.

Основные характеристики психологического эксперимента

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

... эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях ... или иной психической деятельности (формирующий эксперимент). Экспериментально-патологические методы (называемые А. ... в целенаправленном и организованномвосприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое ...

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменной.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент». Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого, эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования. Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри их испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т.д.).

6 стр., 2758 слов

1. Развитие психологии управления

... свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех ... методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент. Становление психологии управления тесно связано с развитием теории управления и психологической науки. В Западной ...

Сторонники «естественного эксперимента» утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку «вырывает» испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент максимально близко к схеме проведения лабораторного эксперимента и перепроверять результаты, полученные «в поле», более строгими процедурами.

 

Сущность экспериментального метода исследования.

Экспериментальный метод в широком смысле слова, по Т.В. Корниловой, — это изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности.

Экспериментальный метод в узком смысле слова, по Т.В. Корниловой, — это проверка научных гипотез каузального (причинного) характера на основе применения нормативов экспериментального метода.

Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

В психологии применяют два основных типа эксперимента:

— лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;

— естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент (от лат. labоrare – работать) — исследовательская стратегия, основанная на моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие, достоверные в математико-статистическом плане, закономерности функционирования и развития психических явлений. Традиционно эта стратегия считалась единственно научной.

Лабораторный эксперимент требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экране (тахистоскопе) предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации, чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет. Предметом лабораторного эксперимента выступают общие аспекты поведения и когнитивных процессов, а не индивидуально-специфическое (как, например, в методе беседы).

4 стр., 1795 слов

Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий

... принципы гуманитарного изучения психологии личности, которые первоначально стихийно сложились в практической психологии. 1. Прежде всего - это нежесткий детерминизм, или индетерминизм. Более того, существуют явления психики ... Донаучный уровень развития психологии индивидуальных различий Дифференциальная психология имеет и ... Присутствие наблюдателя в естественном эксперименте в идеальном случае никак ...

Исследователи, выбирающие эту стратегию, стремятся создать в лабораторных условиях наиболее общий случай.

Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода — его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению нормального хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Однако в настоящее время эта стратегия подверглась критике со стороны многих ученых. Известна роль, которую играют социальные условия в когнитивных процессах, а также особая роль самих субъектов исследования и их тенденции действовать так, чтобы соответствовать ожиданиям исследователя. Поэтому считается, что, хотя данная стратегия исследования характеризуется глубоким проникновением в процесс, трудно сравнивать результаты лабораторного эксперимента с результатами, возможными в реальной жизни. Поэтому считается, что в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь — отдельные их фрагменты.

Естественный эксперимент, как особая экспериментальная стратегия, был предложен А.Ф.Лазурским в 1910 г. Он реализуется в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но испытуемый не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента.

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения. Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов:

— функционального анализа деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя;

— фиксации ряда наблюдений за деятельностью испытуемого;

— анализа результатов и составление характеристики личности.

Основные исследовательские стратегии при этом дополняются методами наблюдения и беседы с испытуемым. Результаты обрабатываются качественно и количественно.

 

Общеметодологические принципы психологического исследования.

Методология, как указывалось выше, определяет принципы, правила, рекомендации, которыми должен руководствоваться исследователь в своей деятельности.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... – это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно ... том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, ...

Методологические принципы психологии являются одновременно и определенным видением ее предмета и путей его исследования.

Рассмотрим первоначально методологические принципы, которые относятся к психологической науке в целом.

1. Принцип детерминизма – основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений, которые существуют вне субъекта.

Принцип детерминизма.Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, — в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства.Это послужило реальной основой строго научного изучения специфики человеческих свойств психики, происхождения и развития сознания.

Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектико-материалистического мировоззрения, в котором проблема детерминизма является одной из самых существенных. В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития для объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод.Объективный метод состоял в организации психологических исследований, позволявшей: точно знать, что воздействует на человека; дать количественную и качественную характеристику этих воздействий; зарегистрировать внешние реакции, видимое поведение; соотнести раздражители.

Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливосформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.

Следующим этапом в реализации принципа детерминизма в отечественной психологии была идея о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой внешнему миру противостоит и его воспринимает не просто человек, наделенный сознанием, а человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Восприятие социальных воздействий, усвоение культуры в самом широком смысле слова, осуществляется человеком в процессе активных его взаимодействий с внешним миром, в процессе его деятельности. Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.Принцип детерминизма в теории и практике психологии реализовался путем решения еще одной проблемы – психического развития, обучения и воспитания. В этой связи наиболее важным стал вопрос о движущих силах психического развития, от решения которого зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.

В процессе последовательного применения детерминизма для характеристики движущих сил психического развития в центре психологов постоянно находились вопросы о взаимоотношении биологического и социального в развитии психики, соотношении внутренних закономерностей и внешних воздействий, взаимоотношении развития и обучения и т.д. Хотя ряд из этих вопросов и до сих пор нельзя считать окончательно решенным, принципиальное материалистическое их понимание обусловлено детерминистическим подходом к проблемам психическогоразвития.

Одной из линий реализации детерминистического подхода в психологии было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности, поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления. Детерминизм на этом этапе выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений.

До 50-х годов детерминистический подход не рассматривался как специально выделенный принцип советской психологии. В 50-е годы С.Л.Рубинштейн подчеркнул его роль и сформулировал положение о том, что этот принцип имеет значение методологического принципа. Принцип детерминизма применен С.Л.Рубинштейном для анализа природы и сущности психических явлений, он рассматривает их во всеобщей взаимосвязи явлений материалистического мира.

2. Принцип единства психики и деятельности. Понятия сознания, психики и деятельности являются узловые категориями психологической науки. С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство».

Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее, он сразу приобрел важное методологическое значение. В немутверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание, и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов – к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика – это внутреннее, а деятельность – внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.

По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности – протекать в форме извне наблюдаемого поведения – может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив,оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследований.

3. Принцип развития или генетический принцип.Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С.Л.Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, -писал он, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути. Много качественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978).

В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципомсистемности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность.

Большой вклад в разработку принципа развития сделал украинский психолог Г.С.Костюк, который работал над проблемой наследственности, т.е. факторов развития психики человека, влияния количественных и качественных изменений перехода от низших к высшим структурам психической жизни.

Принцип развития обязывает подходить к психике, как к продукту усложнения взаимоотношений с окружающей действительностью. Это осуществляется в филогенетическом, историческом и онтогенетическом планах.

Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. На каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.

Историогенез психики – качественно более высокий этап ее развития, на котором она проявляет свою общественно-историческую природу, является продуктом и фактором культуры.

Онтогенез психики – последовательные изменения, обусловленные усложнением активности человека в течении жизни.

 

Сущность и реализация принципа репрезентативности методик.

Репрезентативность отражает, насколько выбранные объекты или части соответствуют содержанию и смыслу совокупности данных, из которой они были выбраны.

Принцип формирования выборки заключается в избрании наиболее важных и точно отображающих свойства общей совокупности данных. Для этого используются различные методы, которые позволяют получать точные результаты и общее представление о генеральной совокупности, используя только выборочные материалы, описывающие качества всех данных.

Таким образом, нет необходимости изучать весь материал, а достаточно рассмотреть выборочную репрезентативность. Что это? Это выборка отдельных данных для того, чтобы иметь понятие об общей массе информации. Их в зависимости от способа различают как вероятностные и невероятностные.

Вероятностная – это выборка, которая производится путем вычисления наиболее важных и интересных данных, являющихся в дальнейшем представителями генеральной совокупности. Это обдуманный выбор или случайная выборка, тем не менее, обоснованная своим содержанием.

Невероятностная – это одна из разновидностей случайной выборки, составляющаяся по принципу обычной лотереи. В таком случае не учитывается мнение того, кто составляет такую выборку. Используется лишь слепой жребий.

Проблемы возможных нарушений репрезентативности методики как способа операционализации теоретического конструкта специально обсуждаются в контексте оценки операциональнойвалидности при проведении лабораторного эксперимента, т.е. входят в параметры оценки операциональнойвалидности.

 

13. Принцип надёжности методик. Способы проверки надёжности.

В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А.Анастази (1982), вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный НО, а к концу 80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. При этом в определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в пределах одной группы. Таким образом, можно сказать, что надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов, влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию таких факторов. Среди них наиболее часто называются следующие:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом — утомление и т.д.);

6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т.п.).

Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

На характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. В этом случае при повторном обследовании новые результаты также расположатся тесной группой. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надежность методики будет высокой. Такое же неоправданное завышение надежности может возникнуть при анализе результатов выборки, состоящей из группы, имеющей очень высокие результаты, и из группы с очень низкими оценками по тесту. Тогда эти далеко отстоящие друг от друга результаты не будут перекрываться, даже если и вмешаются в условия эксперимента случайные факторы. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надежность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Приводимый показатель надежности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново.

Как подчеркивают многие авторы, разновидностей надежности методик так жемного, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний (В Черны, 1983) Однако практическое применение находят лишь несколько видов надежности.

Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, — это корреляции (по Пирсону или Спирмену, см гл. XIV).

Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

 

Понятие валидности методик. Виды валидности.

Следует заметить, что вопрос о валидности до последнего времени представляется одним из самых сложных. Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (1982. С. 126).

Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизациеи.

Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизациеи. Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

Итак, при теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация. При прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.

Провести теоретическую валидизацию, в отличие от прагматической, порой оказывается значительно труднее. Не вдаваясь пока в конкретные детали, остановимся в общих чертах на том, как проверяется прагматическая валидность: выбирается какой-нибудь независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или иной деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), и с ним сравниваются результаты диагностической методики. Если связь между ними признается удовлетворительной, то делается вывод о практической эффективности, действенности диагностической методики.

Для определения теоретической валидности найти какой-либо независимый критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее. Поэтому на ранних стадиях развития тестологии, когда концепция валидности только складывалась, бытовало интуитивное представление о том, что тест измеряет:

1)методика признавалась валидной, так как то, что она измеряет, просто «очевидно»;

2) доказательство валидности основывалось на уверенности исследователя в том, что его метод позволяет «понять испытуемого»;

3) методика рассматривалась как валидная (т.е. принималось утверждение, что такой-то тест измеряет такое-то качество) только потому, что теория, на основании которой строилась методика, «очень хорошая».

Принятие на веру голословных утверждений о валидности методики не могло продолжаться длительное время. Первые проявления действительно научной критики развенчали такой подход: начались поиски научно обоснованных доказательств.

Как уже говорилось, провести теоретическую валидизацию методики — это показать, действительно ли методика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу исследователя, должна измерять. Так, например, если какой-то тест разрабатывался для того, чтобы диагностировать умственное развитие школьников, надо проанализировать, действительно ли он измеряет именно это развитие, а не какие-то другие особенности (например, личность, характер и т.п.).

Таким образом, для теоретической валиди-зации кардинальной проблемой является отношение между психическими явлениями и их показателями, посредством которых эти психические явления пытаются познать. Она показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная. И если новый метод одновременно оказывается более компактным и экономичным в проведении и обработке результатов, то психодиагносты получают возможность использовать новый инструмент вместо старого. Такой прием особенно часто используется в дифференциальной психофизиологии при создании методик диагностики основных свойств нервной системы человека (см. гл. VII).

Но теоретическая валидность доказывается не только путем сопоставления с родственными показателями, а также и с теми, где исходя из гипотезы значимых связей не должно быть. Таким образом, для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность) и отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретическое основание (дискриминантная валидность).

Гораздо труднее провести теоретическую валидизацию методики тогда, когда такой путь невозможен. Чаще всего именно с такой ситуацией сталкивается исследователь. В таких обстоятельствах только постепенное накопление разнообразной информации об изучаемом свойстве, анализ теоретических предпосылок и экспериментальных данных, значительный опыт работы с методикой позволяет раскрыть ее психологический смысл.

Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами деятельности. Но здесь особенно важно, чтобы методика была тщательно проработана в теоретическом плане, т.е. чтобы имелась прочная, обоснованная научная база. Тогда при сопоставлении методики с взятым изповседневной практики внешним критерием, соответствующим тому, что она измеряет, может быть получена информация, подкрепляющая теоретические представления о ее сущности.

Важно помнить, что если доказана теоретическая валидность, то интерпретация полученных показателей становится более ясной и однозначной, а название методики соответствует сфере ее применения.

Что касается прагматической валидизации, то она подразумевает проверку методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности. Ей придают большое значение, особенно там, где встает вопрос отбора. Разработка и использование диагностических методик имеет смысл только тогда, когда есть обоснованное предположение, что измеряемое качество проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

Существует несколько видов валидности, обусловленных особенностями диагностических методик, а также временным статусом внешнего критерия Во многих работах (А Анастази, 1982; Л.Ф Бурлачук, СМ. Морозов, 1989; КМ. Гуревич, 1970; Б.В Кулагин, 1984; В Черны, 1983; «Общая психодиагностика», 1987 и др ) называются чаще всего следующие:

Валидность «по содержанию». Этот прием используется в основном в тестах достижений. Обычно в тесты достижений включается не весь материал, который прошли учащиеся, а какая-то его небольшая часть (3—4 вопроса).

Можно ли быть уверенным в том, что правильные ответы на эти немногие вопросы свидетельствуют об усвоении всего материала. На это и должна ответить проверка валидности по содержанию. Для этого проводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей (по данному материалу).

Валидность «по содержанию» также подходит к критериально-ориентированным тестам. Иногда этот прием называют логической валидностью.

Валидность «по одновременности», или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике. Другими словами, собираются данные, относящиеся к настоящему времени успеваемость в период испытания, производительность в этот же период и т д. С ним коррелируют результаты успешности по тесту.

«Предсказывающая» валидность (другое название — «прогностическая» валидность).

Определяется также по достаточно надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Внешним критерием обычно бывает выраженная в каких-нибудь оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он отбирался по результатам диагностических испытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических методик — предсказанию будущей успешности, применять его очень трудно. Точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования. Чем больше проходит времени после измерения, тем большее количество факторов требуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. Однако учесть все факторы, влияющие на предсказание, практически невозможно.

«Ретроспективная» валидность. Она определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. Так, для проверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуют быстрому обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлые экспертные заключения и т.д. у лиц с высокими и низкими на данный момент диагностическими показателями.

При приведении данных о валидности разработанной методики важно точно указать, какой вид валидности имеется в виду (по содержанию, по одновременности и т.д.).

Желательно также сообщать сведения о численности и особенностях индивидов, на которых проводилась валидизация. Такая информация позволяет пользующемуся методикой исследователю решить, насколько валиден этот прием для той группы, ккоторой он собирается его применять. Как и в случае с надежностью, необходимо помнить, что в одной выборке методика может обладать высокой валидностью, а в другой — низкой. Поэтому если исследователь планирует использовать методику на выборке испытуемых, существенно отличающейся от той, на которой проводилась проверка валидности, ему необходимо заново провести такую проверку. Приводимый в руководстве коэффициент валидности применим только к группам испытуемых, подобным тем, на которых он определялся.

 

Общие логические схемы установления причинно-следственных связей исследуемых психических явлений.

1. Метод единственного различия, схематически представленного следующим образом:

Относительная ненадежность первого метода обнаружения причинных связей, обращающего внимание на сходства, вызвала к жизни метод, обращающий основное внимание на различия между теми условиями, которые вызывают исследуемое событие, и теми условиями, которые данное событие не вызывают. Этот метод оказался значительно более надежным.

Если какое-то условие F имеет место, когда наступает исследуемое явление X, и отсутствует, когда этого явления нет, а все остальные условия остаются неизменными, то F, вероятно, представляет собой причину X.

Схема этого метода такова:

При наличии условий а, b, с, d имеет местох.

При наличии условий а, b, d, но в отсутствиесотсутствуетх.

Следовательно, с, вероятно, есть причинах.

Пример. В воздухе, содержащем кислород, свеча горит.В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет. Следовательно,наличие кислорода является причиной горения.

2. Метод сопутствующих изменений, являющийся обобщенным вариантом метода единственного различия.

Метод сопутствующих изменений основывается на том свойстве причинности (д), согласно которому интенсивность следствия зависит от интенсивности причины. Поэтому если нам удастся, варьируя некоторое условие F, установить соответствующее варьирование другого явленияX, то мы можем с большой вероятностью утверждать, чтоFявляется причинойX.

Точнее, если с изменением условия F в той же степени меняется некоторое явление X, а остальные обстоятельства остаются неизменными, то вероятно, что F является причиной X.

Схема:

В условиях а, b, с имеет местох.

В условиях а’, b, симеет местох’.

В условиях а», b, симеет местох».

Следовательно, а, вероятно, есть причинах.

Пример. В результате анализа уголовной статистики было установлено, что количество потребления водки и число преступлений возрастают и уменьшаются в одно и то же время. Следовательно, потребление водки является одной из причин преступности.

Пример. Изменяя температуру некоторого тела, мы устанавливаем, что объем его также изменяется, а все остальные условия остаются неизменными. Следовательно, изменение температуры является причиной изменения объема тела.

Пример. В свое время методом сопутствующих изменений было установлено, что трение является причиной замедления движения тела. Был поставлен ряд опытов с движением одного и того же шара по горизонтальной поверхности, сделанной из различных материалов, дающих различную величину трения. Все остальные условия оставались при этом теми же самыми. Сравнение ряда таких опытов показывает, что чем больше трение, тем больше замедление, и, наоборот, чем меньше трение, тем меньше замедление.

Следовательно, трение является причиной замедления движения тел.

Пояснение.Метод сопутствующих изменений можно использовать в тех ситуациях, где возможно точно зафиксировать изменение количества предполагаемых причины и действия. А это по преимуществу можно сделать в естественных и технических науках. Поэтому этот метод меньше применим в гуманитарных дисциплинах, разве что в статистике.3. Метод единственного сходства.

Метод единственного сходства основывается на таких свойствах причинной связи, как предшествование,необходимость ивсеобщность. Этот метод состоит в попытке среди условий интересующего нас явления выделить явление, которое постоянно предшествует данному явлению. Последнее явление в таком случае считается вероятной причиной этого явления.

Пусть мы ищем причину явления хсреди условийа, b, с, d, е. Тогдаметод единственного сходства можно сформулировать следующим образом:

Если какое-то условие F постоянно предшествует наступлению исследуемого явления X в то время, как иные условия изменяются, то это условие, вероятно, есть причина явления X.

Приведем схему этого метода для пяти условий.

При наличии условий a, b, с, d, но в отсутствиееимеет местох.

При наличии условий а, b, с, e, но в отсутствие dимеет местох.

При наличии условий а, с, d, е, но в отсутствиеbимеет местох.

При наличии условий b, с, d, е,но в отсутствиеаимеет местох.

Следовательно, с, вероятно, естьпричина х.

Пример. В стакан налили горячей воды, стакан лопнул.

Стакан с холодной водой поставили в горячую печь, стакан лопнул.

У зеркала поставили лампу, на стекле образовалась трещина.

Следовательно, причиной разрушения стекла, вероятно, являетсярезкое нагревание.

 

Сущность этапа обработки данных экспериментального психологического исследования.

Обработка данных ЭПИ производится на основе качественных и количественных методов.

Качественные (описательные, содержательные) методы обработки включают:

— первичный анализ – выделение и рассмотрение каждого отдельного случая, исключение данных, далеко выходящих за рамки основного массива полученных данных;

— первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой гипотезой;

— сравнительный (вторичный) анализ – выделение устойчиво повторяющихся фактов;

— вторичный синтез – объединение этих фактов, сопоставление с гипотезой и нахождение существующих закономерностей.

Количественные (математические) методы обработки данных эксперимента предполагают получение числовых показателей измерения психических явлений. Однако получение числовых значений психических явлений связано с рядом трудностей, приводящих к специфике использования математики в психологии:

— проблематичным является выделение точки отсчета (нуля).

— определенную трудность представляет и выбор единиц измерения.

— измерение опосредовано, т.е. измеряются не сами психические явления (образы, мысли), а характеристики поведения, физиологические проявления, называемые показателями;

— измерения носят вероятностный характер в связи с тем, что психические закономерности определяются большим количеством факторов, учесть которые практически невозможно; кроме того, причинно-следственные связи носят случайный характер.

— измерения базируются не на единичном факте, а на множестве показателей этого факта, т.е. носят статистический характер, поэтому исследователь обрабатывает, как правило, большое количество показателей (минимум 30) психологического факта, полученных на выборочных совокупностях (выборках) в процессе сбора психологических фактов;

— само понятие «измерение» носит условный характер, поскольку объект измерения нестабилен, вариативен.

Кроме того, числовое значение лишает процесс измерения качественной оценки, в этом отношении измерительный инструментарий нельзя признать универсальным, отражающим реалии. В связи с этим важное значение при обработке данных приобретает выбор измерительного инструментария, т.е. шкалы.

Шкала – это алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту соответствует некоторое число.

Чаще всего в процессе измерения и обработки данных измерения используют следующие шкалы:

— шкала наименований;

— шкала порядка;

— шкалы интервалов;

— шкалы отношений.

Все методы математико-статистической обработки данных измерения условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Применение первичных методов обработки данных экспериментального исследования дает возможность получения первичных результатов эксперимента на основе решения задач математической статистики:

— определения центральной тенденции выборочной совокупности измерений (выборочного среднего);

— оценки среднестатистического отклонения измеряемой величины от ее центральной тенденции (выборочного среднего).

Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические, закономерности. В практике психологических исследований наибольшую значимость приобретают следующие типы задач:

— определение динамики изучаемого психического явления на основе применения методов дисперсионного и регрессионного анализа;

— установление и оценка степени статистических связей, существующих между психологическими переменными величинами, исследуемыми в данном эксперименте, на основе применения методов корреляционного анализа, факторного анализа, сравнения выборочных данных.

 

Особенности применения математики в процессе обработки данных психологического эксперимента.

Математические методы представляют совокупность алгоритмов, основанных на теоретических положениях и идеях определенного раздела математики и позволяющих осуществить комплексный анализ тех или иных закономерностей и отношений. Применение математических методов в инженерной психологии развивается, как уже отмечалось, по трем основным направлениям:

■математическаяобработкаэкспериментальныхданных;

■математическоемоделированиедеятельностиоператора;

■вычислениеколичественных значений инженерно-психологических показателей.

Во многих случаях основным способом вычисления последних является обработка экспериментальных данных или моделирование, поэтому это направление в данном разделе специально не рассматривается. Способы вычисления этих показателей рассматриваются при изучении соответствующих вопросов. Применение математических методов связано с прогрессом вычислительной техники, применением ЭВМ в инженерно-психологических исследованиях. Эта связь наиболее ярко проявляется при автоматизации обработки результатов эксперимента, применении имитационных моделей деятельности оператора, производстве различного рода вычислений.

Основными задачами математической обработки экспериментальных данных являются: определение характеристик случайных величин и событий, сравнение между собой их вычисленных значений, построение законов распределения случайных величин, установление зависимости между полученными случайными величинами, анализ случайных процессов. Эти вопросы подробно излагаются в специальной литературе. Здесь же представляется целесообразным рассмотреть лишь особенности и возможности применения их при решении инженерно-психологических задач.

Основными характеристиками случайных величин являются их математическое ожидание и дисперсия, а случайных событий — вероятность их наступления. Математическое ожидание характеризует среднее значение наблюдаемой случайной величины (например, времени реакции, погрешности измерений, числа ошибок, допущенных человеком при выполнении работы и т. п.), а дисперсия является мерой рассеивания ее значений относительно среднего значения. Выборочные (опытные) значения математического ожидания и дисперсии вычисляются соответственно по формулам.

Одним из способов проверки статистических гипотез является последовательный анализ. Он применяется в том случае, когда число наблюдений в исследовании не устанавливается заранее, а является случайной величиной. Особенность последовательного анализа состоит в том, что после осуществления каждого наблюдения принимается одно из следующих решений: принять проверяемую гипотезу, отвергнуть ее, продолжать испытания. Прикладные задачи исследования, в которых применяется последовательный анализ, могут быть теми же, что и в случае проверки гипотез по выборкам заданной длины, но при этом возможна существенная экономия в длительности эк­сперимента. В инженерной психологии последовательный анализ широко используется, например, при оценке результатов деятельности оператора. С его помощью определяется то число опытов (решаемых оператором учебных задач), по выполнении которых оператору с заданной достоверностью выставляется оценка «зачет» или «незачет».

Для определения связи между двумя и более переменными используются такие методы статистического анализа, как корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный и др. Корреляционный анализ служит для установления вида, знака и тесноты связи между двумя или несколькими случайными переменными. В первом случае используют коэффициент парной корреляции, во втором — коэффициент множественной корреляции. Примером использования корреляционного анализа в инженерной психологии является, в частности, проверка прогностической валидности психодиагностических тестов. Мерой валидности является в этом случае коэффициент корреляции оценок испы­туемых по психофизиологическим методикам с оценками их профессиональной деятельности (т. е. с внешним критерием).

Однако всегда следует помнить, что при интерпретации результатов корреляционного анализа необходима особая осторожность при учете статистически достоверных высоких корреляций: иногда могут возникнуть ложные корреляции за счет того, что обе изучаемые переменные испытывают сильное влияние третьего, не учтенного при наблюдении фактора.

Для более углубленного изучения сопряженности количественных показателей в исследуемой совокупности объектов служит регрессионный анализ. Регрес­сия (от лат. regressio — движение назад), выражаемая либо графически, либо аналитически, показывает как в среднем изменяется изучаемый показатель при изменениях какого-то фактора (факториального показателя).

Так же как и корреляция, регрессия может быть парной, либо множественной. В общем случае процедура регрессивного анализа (на примере парной регрессии) сводится к следующему. Пусть есть основания полагать, что изучаемые случайные величины х и у связаны некоторым соотношением. Тогда задача его описания распадается на установление общего вида зависимости и вычисление оценок его параметров. Стандартных методов выбора общего вида кривой не существует: здесь необходимо сочетать визуальный анализ корреляционного поля с качественным анализом природы переменных. Методы оценки параметров наиболее хорошо разработаны для линейных зависимостей, основным из них является метод наименьших квадратов.

 

Мода как центральная тенденция измеряемой величины.

Мода – это количественное значение чаще всего встречающееся в выборке измеряемой величины.

В интервальном ряду распределения приблизительной модой считают центральный вариант, так называемый модальный интервал, т.е. интервал, имеющий наибольшую частоту или частость. Мода=нижняя граница модального интервала+величина модального интервала*((частота модального инт – частота предшеств)/ (частота модального интервала – частота предшеств)/+ (частота модального интервала – частота последующая)).

Условия: 1. Если все значения одинаково часто встречаются, то моды нет. 2. Если 2 соседних значения одинаково часто встречаются, то мода – среднее значение между ними. 3. Если 2 НЕсоседних значения одинаково часто встречаются, то группа – бимодальна (наибольшая мода и меньшие).

 

Медиана как центральная тенденция измеряемой величины.

Медиана- это кол-е значение изучаемого признака, соответствующее середине упорядоченной последовательности измеряемых величин, полусумме значений середине упорядоченной последовательности измеряемых величин.

Если дискретный ряд имеет нечетное число уровней ряда, которые не повторяются, то медианой будет значение варианта, стоящеев центре ряда. Если – четное число, то Ме будет средней из двух значений, расположенных в середине.

Для определения Ме в дискретном ряду при наличие частот необходимо подсчитать сумму накопленных частот ряда (куммулятивн: предыд+последующ).

Наращивание продолжается пока впервые не превышается половину или равно половине объема совокупности. Напротив этой комулятивной частоты и находится вариант признака, и являющийся Ме.

В интервальбном ряду расположение Меоперделяется после предварительного нахождения Ме интервала, те.интервала, накопленных частот равна или превышает полусумму частот по формуле:Ме= начальная(или нижняя граница) значенение интервала, содержащего Ме+вел.Ме-го интервала(шаг)*((1/2сумма всех частот, т.е.объем совокупности-накопленная частота в интервале, предшествующем Ме)/частота Ме интервала).

 

Среднее арифметическое значение как вариант центральной тенденции измерения.

В математике и статистике сре́днееарифмети́ческое — одна из наиболее распространённых мер центральной тенденции, представляющая собой сумму всех наблюденных значений деленную на их количество.Средняя величина – стат показатель, кот дает обобщенную хар-ку варьирующего признака едениц однородной совокупности. Является величиной абстрактной, но при этом выражает конкретные свойства всей совокупности в виде одной величины. Позволяет: — в виде одной вел дать хар-ку опр-госв-ва сов-ти, — выявить общие черты и устранить случ черты соц-эк явлений и процов, — определить общую з-ть (тенденцию) свойствен данному расположению; -установить критерий для оценки уровня, достигнутого отдельными еденицами совокупности. Определяется как сумма Х деленная на n (объем совокупности).

 

44. Оценка среднестатистического отклонения измеряемой величины от её центральной тенденции.

Основным показателем вариации (изменчивости) считается среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение), которое определяется как корень квадратный из средней арифметической квадратов отклонений вариант от их средней арифметической величины.

В математической статистике оперируют средним квадратом отклонений, называемым дисперсией (разбросом).Дисперсия- это мера рассеивания, отклонения случайных значений от среднего.

Дисперсия является случайной величиной и подчиняется хи-квадрат распределению. Достоверность дисперсии определяется числом степеней свободы f. (f = n-1).

Применительно к обработке результатов измерения дисперсия характеризует случайную погрешность. Наряду с дисперсией используется стандартное отклонение, которое равно квадратному корню из дисперсии. Дисперсия определяется как отношение суммы квадратов отклонений к числу наблюдений (СКО/N).

Средняя величина и среднее квадратическое отклонение дают полную количественную характеристику любой эмпирической совокупности, подчиняющейся закону нормального распределения. Средняя арифметическая отображает действие на признак основных факторов. Среднее квадратическое отклонение, характеризующее варьирование значений признака вокруг центра распределения, является мерой степени влияния на признак различных второстепенных причин, вызывающих варьирование. В результате действия этих причин наиболее частыми будут варианты с 20 небольшими отклонениями.

 

Стандартная ошибка среднего значения измеряемой величины.

Чтобы судить о том, насколько точно проведенные измерения отражают состав генеральной совокупности, необходимо вычислить стандартную ошибку средней арифметической выборочной совокупности.

Стандартная ошибка средней арифметической характеризует степень отклонения выборочной средней арифметической от средней арифметической генеральной совокупности.

Стандартная ошибка средней арифметической вычисляется по формуле:

,

где s – стандартное отклонение результатов измерений, n – объем выборки.

Зачастую мы имеем дело с одной случайной выборкой и с одной полученной при ее обработке выборочной средней. Задача заключается в суждении о величине неизвестной генеральной средней по полученной неточной величине случайной выборочной средней.

Вычислим среднюю ошибку найденного выборочного среднего значения роста:

195 См; σ = 8,8 см; см.

2,8 см составляют не максимальную, а среднюю возможную ошибку среднего. Отдельные выборочные средние могут отклоняться от генеральной как больше, так и меньше, чем на 2,8 см.

 

48. Критерий Стьюдента: сущность, применение, расчет.

Критерий tСтьюдента направлен на оценку различий величин среднихX иУ двух выборокX и У, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Критерий t-Стьюдента для одной выборки

Метод позволяет проверить гипотезу о том, что среднее значение изучае­мого признака Мх отличается от некоторого известного значенияА. Проверя­емая статистическая гипотеза: Н0:М = А. При ее отклонении принимается альтернативная гипотеза о том, чтоМх меньше (больше)А.

Исходное предположение: распределение признака в выборке приблизитель­но соответствует нормальному виду.

Структура исходных данных: значения изучаемого признака определены для каждого члена выборки, которая репрезентативна изучаемой генеральной со­вокупности.

Альтернатива методу: нет.

Формула для эмпирического значения критерияt-Стьюдента(1):

ПРИМЕР РАСЧЕТА

Предположим, исследовалось влияние условий воспитания в детском доме на ин­теллектуальное развитие детей. При использовании стандартного теста интеллекта для случайной выборки воспитанников детдома, состоящей из 36 детей, были получены следующие результаты: Мх = 106; σ = 15;N = 36. Исследователя интересовало, превышает ли интел­лект воспитанников детдома нормативный показательА = 100. Для принятия ста­тистического решения был определен уровень α = 0,05.

Ш aг 1. Вычисляем по формуле (1) эмпирическое значение критерия и число сте­пеней свободы:tэ= 2,4;df= 35.

Ш а г 2. Определяем по таблице критических значений критерия f-Стьюдентар-уровень значимости. Дляdf = 35 эмпирическое значение находится между критическими дляр = 0,05 ир = 0,01. Следовательно,р< 0,05.

Ш а г 3. Принимаем статистическое решение и формулируем вывод. Статистичес­кая гипотеза о равенстве среднего значения заданной величине отклоняется. Ин­теллект воспитанников детдома (М= 106; σ = 15; N= 36) статистически достоверно превышает нормативный показатель интеллектаА = 100 (на уровне значимости р < 0,05).

T-критерий Стьюдента для независимых выборок

Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух ге­неральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга. Допущение независимости предполагает, что представители двух выборокне составляют пары коррелирующих значений признака. Это предположение нарушилось бы, если, например, 1-я выборка состояла из мужей, а 2-я — из их жен, и два ряда значений измеренного при­знака могли бы коррелировать.

Проверяемая статистическая гипотеза Н0:М1 = М2 (средние значения в выборках 1 и 2 равны).

При ее отклонении при­нимается альтернативная гипотеза о том, чтоМ1 больше (меньше)М2.

Исходные предположения для статистической проверки:

□ одна выборка извлекается из одной генеральной совокупности, а другая выборка, независимая от первой, извлекается из другой генеральной со­вокупности;

□ распределение изучаемого признака и в той, и в другой выборке при­близительно соответствует нормальному;

□ дисперсии признака в двух выборках примерно одинаковы (гомогенны).

Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (ис­пытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых независимых выборок.

Ограничения: распределения признака и в той, и в другой выборке должно суще­ственно не отличаться от нормального;в случае разной численности сравнива­емых выборок их дисперсии статистически достоверно не различаются (про­веряется по критериюF-Фишера — при вычислениях «вручную», по критерию Ливена — при вычислениях на компьютере).

 

49. Критерий x-квадрат: сущность, применение.

Использование этого критерия основано на применении такой меры (статистики) расхождения между теоретическим F(x) и эмпирическим распределением F*п(x), которая приближенно подчиняется закону распределения χ 2. ГипотезаН0 (нулевая гипотеза) о согласованности распределений проверяется путем анализа распределения этой статистики. Применение критерия требует построения статистического ряда.

Итак, пусть выборка представлена статистическим рядом с количеством разрядов M. Наблюдаемая частота попаданий в i-й разряд ni. В соответствии с теоретическим законом распределения ожидаемая частота попаданий в i-й разряд составляет Fi. Разность между наблюдаемой и ожидаемой частотой составит величину (niFi).

Для нахождения общей степени расхождения между F(x) и F*п(x) необходимо подсчитать взвешенную сумму квадратов разностей по всем разрядам статистического ряда

(3.7)

Величина χ 2 при неограниченном увеличении n имеет χ2-распределение (асимптотически распределена как χ2).

Это распределение зависит от числа степеней свободы k, т.е. количества независимых значений слагаемых в выражении (3.7).

Число степеней свободы равно числу y минус число линейных связей, наложенных на выборку. Одна связь существует в силу того, что любая частота может быть вычислена по совокупности частот в оставшихся M–1 разрядах. Кроме того, если параметры распределения неизвестны заранее, то имеется еще одно ограничение, обусловленное подгонкой распределения к выборке. Если по выборке определяются S параметров распределения, то число степеней свободы составит k=M –S–1.

Область принятия гипотезы Н0 определяется условием χ 2 < χ2(k;a), где χ2(k;a) – критическая точка χ2-распределения с уровнем значимости a. Вероятность ошибки первого рода равна a, вероятность ошибки второго рода четко определить нельзя, потому что существует бесконечно большое множество различных способов несовпадения распределений. Мощность критерия зависит от количества разрядов и объема выборки. Критерий рекомендуется применять при n>200, допускается применение при n>40, именно при таких условиях критерий состоятелен (как правило, отвергает неверную нулевую гипотезу).

 

Критерий Фишера.

F — критерий Фишера является параметрическим критерием и используется для сравнения дисперсий двух вариационных рядов. Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

где — большая дисперсия, — меньшая дисперсия рассматриваемых вариационных рядов.

Если вычисленное значение критерия Fэмп больше критического для определенного уровня значимости и соответствующих чисел степеней свободы для числителя и знаменателя, то дисперсии считаются различными. Иными словами, проверяется гипотеза, состоящая в том, что генеральные дисперсии рассматриваемых совокупностей равны между собой: H0={Dx=Dy}.

Критическое значение критерия Фишера следует определять по специальной таблице, исходя из уровня значимости α и степеней свободы числителя (n1-1) и знаменателя (n2-1).

Проиллюстрируем применение критерия Фишера на следующем примере. Дисперсия такого показателя, как стрессоустойчивость для учителей составила 6,17 (n1=32), а для менеджеров 4,41 (n2=33).

Определим, можно ли считать уровень дисперсий примерно одинаковым для данных выборок на уровне значимости 0,05.

Для ответа на поставленный вопрос определим эмпирическое значение критерия: При этом критическое значение критерия Fкр(0,05;31;32)=2.

Таким образом, Fэмп=1,4<2=Fкр, поэтому нулевая гипотеза о равенстве генеральных дисперсий на уровне значимости 0,05 принимается.

 

Ранговая корреляция. Критерий Спирмена.

Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.

Величина коэффициента корреляции Спирмена также лежит в интервале +1 и -1. Он, как и коэффициент Пирсона, может быть положительным и отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале.

В принципе число ранжируемых признаков (качеств, черт и т.п.) может быть любым, но сам процесс ранжирования большего, чем 20 числа признаков — затруднителен. Возможно, что именно поэтому таблица критических значений рангового коэффициента корреляции рассчитана лишь для сорока ранжируемых признаков (n < 40, табл. 20 приложения 6).

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

где n — количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);

D — разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;

— сумма квадратов разностей рангов.

 

Матрица интеркорреляций.

ИНТЕРКОРРЕЛЯЦИИ – корреляции каждой переменной в наборе с каждой другой переменной в анализе. Полный набор интеркорреляций обычно отображаемыи в форме матрицы, является основой для факторного анализа.

Выбирается метод факторизации, желательно метод с операциями по общностям, или максимального правдоподобия. В результате получаем матрицу факторных нагрузок, которую следует подвергнуть предварительному анализу:

А) Суммарная доля дисперсии – это показатель того, насколько полно выделяемые факторы могут представить данный набор признаков, а этот набор – сами выделяемые факторы. При хорошем факторном решении доля дисперсии должна быть 70-75%.

Б) Общность переменной – это показатель её участия в анализе, — показатель, насколько эта переменная влияет на факторную структуру. Переменные с наименьшими общностями – кандидаты на исключение из анализа в дальнейшем.

Вращение и предварительная интерпретация факторов (ротация факторов).

Ротация факторов перемещает факторы относительно переменных таким образом, что большие факторные нагрузки увеличиваются, а маленькие – уменьшаются. После вращения получается простая структура, которую легче интерпретировать. Ротация факторов может быть выполнена двумя методами:

А) Ортогональное вращение (четырёх видов).

Варимакс. Минимизируется количество переменных, имеющих высокие нагрузки на данные факторы. При этом максимально увеличивается дисперсия фактора за счёт группировки вокруг него только тех переменных, которые связаны с ним в большей степени, чем остальные.

Квартимакс. Минимизирует количество факторов, необходимых для объяснения данной переменной. Этот метод усиливает возможности для интерпретации переменных.

Эквимакс и биквартимакс представляют собой комбинации двух первых видов вращения.

 

54. Критерий знаков: сущность, расчёт.

Назначение критерия G

Критерий знаков G предназначен для установления общего на­правления сдвига исследуемого признака.

Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму.

Описание критерия G

Критерий знаков применим и к тем сдвигам, которые можно оп­ределить лишь качественно (например, изменение отрицательного от­ношения к чему-либо на положительное), так и к тем сдвигам, которые могут быть измерены количественно (например, сокращение времени работы над заданием после экспериментального воздействия).

При использовании G-критерия знаков «нулевые» сдвиги в исключаются из рассмотрения. При этом количество сопостав­ляемых пар уменьшается на число таких «нулевых» сдвигов. Идея применения критерия заключается в подсчете нетипичных случаев.

Гипотезы

Н0: Преобладание типичного направления сдвига является случайным.

H1: Преобладание типичного направления сдвига не является случайным.

Формула для нахождения эмпирического значения критерия:

Gэмпесть число нетипичных сдвигов.